Первая страница
Наша команда
Контакты
О нас

    Главная страница


Лекция Цюрих, 6 ноября 1917 года




страница1/7
Дата06.07.2017
Размер0.96 Mb.
  1   2   3   4   5   6   7
За кулисами внешних событий Первая лекция Цюрих, 6 ноября 1917 года Я находился в Берлине, когда во время представления в одном из театров появилась новость о том, что в Генфе рукой некоего «пропагандиста действия» была убита кайзер Австрии. Я стоял тогда поблизости от одного человека, который был в ту пору берлинским критиком, написавшим ставшие известными философские книги и высказавшим своё удивление этой новостью таким образом, что это сохранилось в воспоминании. Он сказал: «Многое можно понять в мире, даже если и не соглашаешься с познанным, но никак нельзя понять, когда движение каких-то агитаторов убивает больную женщину, дальнейшая жизнь которой не может ничего изменить и чьё убийство никак не связывается с какими-либо наглядными политическими идеями; всё это непонятно», – так выразился тогда этот человек, и производит впечатление полной бессмыслицы. Я полагаю, что этот человек высказал тогда мысль, с которой должно согласиться большинство разумных людей сегодняшнего образованного мира. К сказанному можно было бы присоединить следующую мысль: следовательно, среди людей и вообще в процессе исторического развития происходят события, которые кажутся бессмысленными, если применить к ним то суждение, которое мы обрели из самой жизни. Но именно на примере подобных событий – и к этому событию можно было бы добавить много, много других – можно увидеть, что то, что внешне кажется непонятным, так и должно казаться непонятным, так как за кулисами всемирно-исторических событий мы имеем положительную и отрицательную деятельность духовных сил; перед нами духовные события, которые могут стать понятными лишь в том случае, если с помощью Духовной Науки устремить взгляд в сферы, лежащие за кулисами обычной жизни, протекающей в физическом мире. Так как происходят вещи, которые могут быть поняты лишь исходя из идей Духовного Мира, и которые по необходимости проявляются бессмысленными в хорошем или дурном смысле, если рассматривать их внутри чувственного мира. И именно когда в театре получаешь такое представление о том, что хотелось бы назвать случайностью, то задумываешься, насколько иначе выглядит то, что протекает за кулисами и то, что происходит на сцене. Я предпослал это примечание, так как мне хочется говорить сегодня о том, что будет продолжено в дальнейшем, когда мы вновь соберёмся с вами здесь вместе – о том, что необходимо знать сегодняшнему человеку относительно того, что происходит за кулисами событий физического плана. Эти вещи начинаешь понимать лишь в том случае, когда перестаёшь подпадать под конформизм современных людей, ибо это события Духовного Мира и оттуда связываются с человеческими событиями на Земле. Возможно это только благодаря углублению в конкретные и действительные факты Духовного Мира. Вы знаете, - мы часто говорили об этом и в различных циклах лекций можно многое прочесть об этом – что мы делим развитие человечества на определённые периоды: на большие периоды, обозначаемые нами как эпохи Сатурна, Солнца, Луны и так далее; на более маленькие периоды, которые мы называем лемурийской эпохой, атлантической эпохой и нашей постатлантической. И внутри этих эпох мы опять-таки имеем ещё более маленькие периоды, которые при этом длятся в течение огромного промежутка времени, и мы говорим об определённых культурных периодах нашей постатлантической эпохи: о древнеиндийском, о древнеперсидском, об египетско-халдейском, о греко-латинском и о нашем теперешнем пятом постатлантическом периоде. Мы говорим о таких периодах на том основании, что человечество как одно целое при прохождении своего развития существенно меняет от одного периода к другому свои определённые – на сей раз душевные – качества, ибо оно проходит через реальное развитие в течение каждого такого периода. Сейчас мы говорим о самых маленьких из охарактеризованных периодов. В течение каждого из таких периодов перед человечеством стоит определённая задача, которую оно должно осуществить, свои радости, горести и познания, опираясь на которые оно должно найти импульсы для своих деяний и так далее. Своя особая задача стояла перед греко-латинским периодом, перед египетско-халдейским периодом и перед нашей эпохой также стоят вполне определённые задачи. Это различие заданий подобных последовательных культурных периодов в связи с определёнными особенностями, могут быть правильно поняты лишь в том случае, если мы попытаемся привлечь на помощь тот опыт, который мы получаем из совокупной человеческой жизни для внешнего исторического становления, о котором говорит внешняя история человечества и которым преимущественно хочет ограничиться материалистическая образованность нашего времени. Эти внешние человеческие события на физическом плане, охватывающие лишь часть совокупной человеческой жизни, протекающей в период между рождением и смертью, а также между смертью и новым рождением, не могут дать нам полное представление об этих последовательных эпохах, так как в то, что реально происходит, постоянно вмешиваются силы, проистекающие из мира, в котором находится человек в период между смертью и новым рождением и соединяющиеся с силами, развиваемыми людьми, находящимися здесь на физическом плане. Всегда существовало слияние сил, развиваемых людьми после смерти, и тех сил, которые развиваются здесь, на физическом плане. Этому сегодня противится определённая часть общественного мнения, но мысль эта будет развиваться и впредь. Развиваться она будет потому, что в течение этой пятой постатлантической эпохи большая часть человечества попросту благодаря внутренней душевной зрелости и по велению необходимости развития человечества разовьёт определённые спиритуальные свойства и обретёт определённую способность прозрения в Духовный Мир. Но эта часть человечества, которая разовьет лучшие предпосылки для того, что наступит в шестой постатлантической эпохе, непосредственно последующей за нашей, в течение этого пятого постатлантического периода в меньшей степени проявит себя склонной к сильному развитию предпосылок физического плана; она будет в значительной степени заниматься развитием душевной жизни до более высокой ступени её развития, а также упорядочиванием определённых духовных способностей. Тем самым другие, в меньшей степени приспособленные к этой спиритуальной жизни, смогут захватить определённую власть. Это суть нечто, что происходит исходя из определённой необходимости. И об этом в течение всей последней трети 19-го века много говорилось в кругах людей, знавших о подобных обстоятельствах, и говорилось всегда так, что подчёркивалась необходимость направить всё это не в плохое, а в хорошее русло. В последней трети 19-го века и особенно при приближении века 20-го всё снова и снова приходилось слышать со стороны оккультистов: нужно позаботиться о том, чтоб те, кто таким образом обретёт определённые импульсы власти, были достойными этого. Само собой разумеется, каждый, за исключением совсем узких кругов, считал достойными тех, кто был им близок по тем или иным обстоятельствам. Но тема эта была и по сей день остаётся повседневной среди оккультистов. В течение пятого постатлантического периода проявятся также и другие вещи, – просто по той причине, что люди в ходе развития станут зрелыми для этого – которые возвестят о себе человеку и проникнут в его волю. Это суть вещи, которые развиваются далее, которые развиваются настолько, что принесут много хлопот тем, кто обретёт эти способности. Так стоит перед этой пятой постатлантической эпохой задача сделать физический мыслительный аппарат человека зрелым, пересмотреть определённые взаимосвязи болезней, а также их связь с природными процессами. Тому, кто знаком с этими вещами, это прибавляет заботу о том, что он ставит перед собой цель распространить среди людей учения и импульсы об этих вещах правильным и достойным образом. Ибо будут существовать две возможности: можно будет учить людей этому так, что это принесёт зло в мир, и можно учить людей этому во благо миру. Ибо эти вещи, взаимосвязанные с внутреннейшим существом определённых обстоятельств человеческого размножения и болезней, а также с определёнными условиями, способствующими наступлению смерти, будучи распространёнными в человечестве, становятся тяжеловесными мыслями и импульсами, весьма значительными вещами. И эта пятая постатлантическая эпоха существует для того, чтобы настолько освободить человека, чтоб он смог осознать определённые вещи, до сих пор происходящие в большей степени в подсознании человеческой души, и не только осознать, но и овладеть этим. Люди, знавшие об этом, много старались для того, чтобы сделать то или иное в одном или в другом направлении. Ибо всё, что может быть достигнуто в этом направлении, даёт определённую власть, определённым образом даёт возможность в широком смысле этого слова участвовать в работе над формированием человеческих способностей. Это нечто, что, как было сказано, играло большую роль в духовнонаучных течениях 19-го века вплоть до нашего времени. К этому добавляется ещё один факт, который обретает большое значение для того, кто с ним знаком, и он связывает его ещё кое с чем другим. Этот факт относится к числу тех, о которых я время от времени говорил в различных циклах лекций. Когда человек, переступив Порог Духовного Мира, вступает в мир духовных наблюдений, перед его душой выступают отдельные факты, факты индивидуального характера. Выясняется, что факты, которые, на первый взгляд, я бы сказал, не имеют для духовного взора ничего общего друг с другом, тем не менее, обнаруживают такую взаимосвязь, как только мы заглядываем за их кулисы; они определённым образом взаимно освещают друг друга, и затем в самом элементарном смысле дают возможность проникнуть в сущность Духовного Мира. Что касается другого факта, который, если я о нём упомяну, покажется Вам никак не взаимосвязанным с только что сказанным, то относительно этого другого факта выясняется, что он в значительной степени связан со всем тем, что я только что сказал. Это другой факт суть следующий: если сегодня обратиться к душам умерших людей и узнать – если можно так выразиться - об условиях их жизни, то можно увидеть, что среди них есть такие, которые проявляют большую тревогу в деле знакомства после смерти с теми человеческими душами, которые здесь, на Земле, погибли так же, как погибла в Гене великая княгиня Австрии. Следовательно, мы обнаруживаем, что подобные люди, прошедшие сквозь Врата Смерти от руки «пропагандистов действия», пробуждают чувство большой заботы у определённых людей, нормальным путём прошедших сквозь Врата Смерти и имеющих затем подобные переживания в Духовном Мире. Мы замечаем определённым образом, что люди, нормальным образом прошедшие сквозь Врата Смерти и получившие возможность общаться с подобными человеческими душами, опасаются после смерти такого общения; они избегают его. Я прошу Вас не обращать внимания на парадоксальность, которая в этом чувствуется. Мы должны объективно рассмотреть подобные факты. Таким образом, перед нами факт, состоящий в том, что души, нормальным образом прошедшие сквозь Врата Смерти, проявляют некое отчуждение от тех душ, которые прошли сквозь Врата Смерти вследствие чего-то подобного тому, что было сделано рукой «пропагандистов действия». Эти две вещи, последний факт и тот, который я упомянул раньше, определённым образом взаимосвязаны друг с другом. Связь эта весьма своеобразна. При более тщательном наблюдении выясняется, что эти души, прошедшие сквозь Врата Смерти таким насильственным образом, знают после своей смерти в Духовном Мире что-то, чего другие души не хотели бы преждевременно узнать от них, раньше, чем это начнёт действовать исцеляющим образом. Благодаря насильственной смерти у этих душ появляется определённая возможность использовать те силы, которыми они обладали здесь, к примеру, силы рассудка. Так что такие души могут с другой стороны использовать связанные с физическим телом силы и могут совершать с их помощью нечто совершенно иное, чем это возможно здесь, в физическом теле. Благодаря этому они могут заранее знать о некоторых вещах, прежде чем те начнут своё благотворное действие в развитии человечества. Весьма примечательно, что таким образом то, что казалось бессмысленным, - деяния «пропагандистов действия» - теперь обретает пусть и в высшей степени сомнительный, но смысл. Тому, кто способен прозревать эти вещи, эти деяния выступают в удивительном свете. Здесь, в физическом мире, люди говорят всевозможную чепуху, которая должна казаться исполненной смысла, но при более тщательном рассмотрении никакого смысла не имеет. Здесь, в физическом мире, говорят: люди, подобные «пропагандистам действия», убивающие других людей, хотят всего лишь указать на бедственность мира; что это, мол, способ агитировать путём действия и так далее. Но тот, кто анализирует положение вещей и старается связать их с социальными законами, сразу же заметит, что всё это суть нечто, не имеющее никакого смысла. Но всё это внезапно обретает смысл, если мы знаем, что души, подобным образом, перенесённые в Духовный Мир, знают там, наверху, о вещах, которые они не должны были бы знать, и которых нормально умершие души даже избегают. Разумеется, было естественным оккультно исследовать из подобных подоснов те убийства, которые были совершены в последнее время, например убийство великой княгини Елизаветы Австрийской. Исследовать для того, чтоб узнать, как обстоит дело с теми душами, которые вступают в Духовный Мир в качестве хранителей определённых тайн и приводят нас к тому, о чём мы поговорим впоследствии. Тот, кто всего лишь внешне видит цепочку совершённых описанным образом убийств, может определённым образом приписать всё целое случайности; но когда анализируешь и смотришь на людей, соприкоснувшихся со смертью таким образом, то выявляется, что эти люди словно подобраны, но подобраны не с точки зрения физического мира, а с точки зрения Мира Духовного. И, тем не менее, если исследовать в этом направлении большое количество известных убийств, то выявится нечто примечательное: выяснится, что путём этих убийств возникло возможность осуществить нечто подобное тому, что я описал, но что всё это никоим образом не было достигнуто. Это получилось бы, если бы нашлись души, которые искали бы встречи с ними. Тем самым обе стороны впали бы в трансцендентальную, сверхчувственную вину: те, которые нормальным образом прошли сквозь Врата Смерти, узнали бы о вещах, благодаря которым пошли бы в неверном направлении, те же, которые насильственным образом, путём убийств прошли через смерть, тем самым взвалили бы на себя вину за то, что предали бы что-то, что ещё не должно быть раскрыто. Высшие Духовные Существа, Высшие Иерархии, предотвратили это, чтобы было сохранено то, что должно послужить во благо определённой части человечества. Этот вред был определённым образом устранён путём вмешательства со стороны Высших Духовных Существ. Здесь мы имеем дело с попыткой с непригодными средствами, с попыткой, совершённой в Духовном Мире, за кулисами обычного физического мира. Когда изучаешь дальнейшие основы подобных вещей, то видишь, откуда возникает всё это, откуда идут импульсы для всего этого. И для большого количества убийств (преступлений), которые стали Вам известны и которые обсуждались в Европе, импульсы были не изначальными, а в некотором смысле производными; это были – если мне будет позволено использовать тривиальное выражение – защитные меры. Нужно было сохранить кое-что. Нужно было предотвратить путём этих деяний другие деяния, движущиеся в том же направлении, по крайней мере, нужно было уменьшить их воздействие, если точнее выразиться. Всё это очень таинственно. И понятным оно становится лишь в том случае, если взглянуть на то, что должно было быть предотвращено и против чего были предприняты эти защитные меры. Тут мы с помощью духовнонаучного взора вглядываемся в то, что тесно взаимосвязано с импульсами современной и будущей жизнью людей; говорить об этих импульсах действительно чрезвычайно сложно, так как они повсюду выступают против определённых наивных, но обоснованных интересов людей. Положение вещей, на которое я указал, станет понятным лишь после того, как будет учтено то, что всё, что я рассказал Вам до сих пор, – все эти попытки убийств (преступлений) – являлось дилетантски задуманными попытками, осуществленными не с помощью основательного познания оккультных взаимосвязей, так как возникали они из некой боязни в виде защитных мер, не управляемых в их целостности. Понятным положение дел станет тогда, когда мы взглянем на то, что должно было быть предотвращено. Видите ли, ещё в 19-м веке на востоке существовал примечательный орден «Thugs». Этот орден, расцветавший в одной части Азии, не возник из одного лишь стремления осуществить свои цели, он возник не из стремления тех людей, которые принадлежали этому ордену. Этот орден обязывал своих членов убивать определённых людей, выбираемых по указанию какого-то руководителя, жившего неизвестно где. Это был некий орден убийц, орден, задачей которого было убивать определённых людей. Его деятельность выражалась в том, что время от времени давались указания относительно того, что тот или иной человек должен быть убит. Убийство, однако, совершалось на том основании, что неизвестный руководитель поручал члена ордена убить ту или иную личность. В соответствующих местах, где принимались подобные решения, знали, какая цель этим преследовалась. Намерение, в соответствии с которым сперва координировались условия физического плана, благодаря которым возник этот орден убийц, а затем его деятельность вышла на внешнюю арену, это намерение выражалось в следующем: предполагалось, что путём насильственной смерти сквозь Врата Смерти должны были пройти те люди, которых затем можно было снабдить свойством, позволяющим им познать после смерти определённые тайны. Эти люди намеревались, как выражаются в оккультной жизни, вызвать зеркальные события здесь, на физическом плане. Такие события частично уже осуществлялись на физическом плане. Делается это так: пригодных для этого личностей учат быть медиумами, вводят их в медитативное состояние и с помощью определённых манипуляций через этого медиума направляют потоки Духовного Мира, вследствие чего медиум возвещает определённые тайны, которые могут быть добыты только путём того, что насильственно убитая личность использует в другом мире силы, которые не были израсходованы здесь, на Земле, и что они как душа вступает за кулисы определённых тайн и передаёт их затем путём медиума. Благодаря этому, те, кто здесь, на Земле, заинтересованы в исследовании этих вещей, могут исследовать то, что передают подобные души. Вещи, которые могут быть исследованы таким путём, являются, я бы сказал, духовными выкидышами. Души, нормальным образом прошедшие сквозь Врата Смерти и предрасположенные к тому, чтобы соприкоснуться к таким вещам, знают: они как раз сейчас подготовились к тому, чтобы в более позднее время, когда человечество созреет для этого, соответствующими путями кое-что принести на Землю из Духовного Мира и привить это Земле. Это даже является значительной задачей определённого количества людей, проходящего сейчас сквозь Врата Смерти: эти люди ставят перед собой задачу зайти за кулисы этих сил и инспирировать их людям, находящимся на Земле, инспирировать то, что должно быть познано нормальным и правомерным образом посредством Инспирации. В нормальные жизни нужно дождаться этих истин. Благодаря тому, что эти вещи, которые, собственно говоря, должны были придти позднее, описанным мною образом – вследствие оккультного преступления - появляются в качестве духовных выкидышей, те, чьи мысли не желают человечеству ничего хорошего (т. е. являются чёрными либо серыми магами), могут стать обладателями подобных истин. И подобные вещи разыгрывались за кулисами внешних событий именно в течение нашего десятилетия. Задумано было следующее: во-первых, передать определённой группе людей тайну господства над массами. Тайна эта позволяет в самом широком смысле слова подчинить и передать в качестве дара в руки небольшой группы людей те массы, которые мало заботятся внешними обстоятельствами, но при этом обладают спиритуальными предрасположенностями, которые преимущественно предназначены для того, чтобы подготовить шестую постатлантическую эпоху. Это одно. Другое это то, что сыграет большую роль в будущем: тайны того, как получить средства, позволяющие направить в определённое русло обстоятельства, связанные с процессами заболеваний, а также с процессами размножения. Речь тут идёт о таких вещах, о которых я уже упоминал некоторым нашим друзьям. Материалистическая эпоха усилиями определённых кругов стремится к тому, чтобы парализовать всё спиритуальное развитие человечества и сделать его невозможным, привести людей к тому, чтобы они уже на основе своего темперамента и характера отрицали всё спиритуальное и принимали его за бессмыслицу. Подобное течение – оно уже сегодня заметно у некоторых людей – расширится всё больше и больше. Возникнет стремление, чтобы все в один голос заявили: спиритуальное, духовное является сумасбродством, паранойей! – Достигнуть этого попытаются с помощью того, что начнут применять прививки, - подобно тому, как применяются они для защиты от заболеваний – которые будут оказывать такое влияние на человеческое тело, что в нём не останется места для спиритуальных наклонностей. Людей будут прививать на предрасположенность к духовным идеям. По крайней мере, к этому будут стремиться: будут использовать средства прививок, благодаря которым люди уже в детстве будут терять склонность к духовной жизни. Но это всего лишь один пункт, связанный с интимными познаниями, которые должны появиться в пятой постатлантической эпохе относительно взаимосвязей природных процессов с человеческим организмом. Они появятся в человечестве в положенное время. Речь идёт только о том, увенчается ли до этого успехом это стремление породить духовных выкидышей и вложить их в руки отдельных людей, которые стремятся осуществить свои цели путём завоевания подобных знаний, или же знания о таких вещах появятся во благо человечеству правильным образом в правильное время. Эта организация, предназначённая для подобных духовных выкидышей и работавшая с помощью ордена убийц, была основана не дилетантами. Она работала очень систематично, хотя и теми методами, которые ужасны для каждого, кто желает блага человечеству. Она работала со знанием дела, не дилетантским образом и со знанием соответствующих методов. Так как существовало стремление путём возникновения определённых средств поставить из Духовного Мира часть человечества в такое положение, которое в ходе развития человечества должно возникнуть в пятой постатлантической эпохе, то возникло также и то состояние страха, – но оно было дилетантским, так как родилось в страхе – которое методами «пропагандистов действия» старалось создать что-то противоположное, но на самом деле только помогало тем, так как пользовалось непригодными методами. Нечто чрезвычайно значительное происходит за кулисами внешних событий. Мы бы не обсуждали здесь эти вещи, если бы не необходимость обратить внимание людей на такие вещи. Существует необходимость, чтобы люди пятой постатлантической эпохи сознательно относились к подобным вещам. Ибо цель земного развития может быть достигнута лишь в том случае, если человечество пятой постатлантической эпохи будет сознательно относиться ко всему этому. Люди должны, в конце концов, отказаться от того, чтобы мыслить только так, как учат так называемом образованного человека современности высшие учебные заведения; должно наступить время, когда достаточное количество людей почувствует себя созревшим к тому, чтобы принять подобное неуютное мировоззрение, дарующее ему направления, понятия и идеи из Духовного Мира. Ибо человечество не может оставаться в сонном состоянии, в котором оно хочет пребывать своими абстрактными понятиями общего плана, к которым стремится материалистическая эпоха, называя их благородными. Если Вы задумаетесь над тем, что я Вам тем самым сказал, то увидите, что существует некая сумма возможностей воспользоваться потоками, идущими из Духовного Мира и породить зло здесь, на Земле, в течение пятой постатлантической эпохи. Существует целый ряд таких возможностей. Сегодня я указал Вам на одну из таких возможностей. И подчёркивание того, что принятие подобного познания в сознание некоторых душ является необходимостью, связано со всем основным характером нашей эпохи. Именно вторая половина 19-го века была крайне важным периодом. В тех или иных кругах наших друзей я уже часто указывал на то, что 1841 год был годом кризиса, решающим годом. Естественно, мы не придём к этому заключению, если будем рассматривать только события физического мира; мы придём к нему только в том случае, если рассмотрим их во взаимосвязи с тем, что происходит в Духовном Мире. 1841 год на самом деле был критическим годом наступления эпохи материализма, ибо тогда в Духовном Мире началась вполне определённая битва, битва неких духов тьмы, принадлежащих к Иерархии Ангелов. Они добивались определённых вещей, целого ряда целей, из которых сегодня мы можем затронуть лишь одну. В ту пору, между 1841 и 1879 годами должно было решиться, можно ли будет довести там, в Духовном Мире, до зрелости определённую сумму спиритуальной мудрости, чтобы затем, начиная с последней трети 19-го столетия постепенно низвести её на Землю, то есть в человеческие души, пробудив в них спиритуальные знания как раз подобные тому, которое мы сегодня называем Духовной Наукой. Ведь подобное знание стало возможным лишь начиная с последней трети 19-го столетия.
  1   2   3   4   5   6   7