Первая страница
Наша команда
Контакты
О нас

    Главная страница


Лекция 1 Литература эпохи Возрождения. Возрождение в Италии. Данте




страница1/5
Дата26.06.2017
Размер0.86 Mb.
ТипЛекция
  1   2   3   4   5
Лекции по зарубежной литературе от Возрождения до романтизма (ХШ-XIX века)
Лекция 1

Литература эпохи Возрождения.

Возрождение в Италии. Данте.
1. Понятие «Возрождение» как культурно-исторический феномен. Явления, подготовившие появление Возрождения и человека Возрождения (рыцарская и городская литературы).
В европейской культуре, начиная с Х! века возникают отдельные явления, которые подготавливают возникновение нового видения мира и появление нового, ренессансного человека. К ним относится рыцарская и городская культура и литература.

С развитием ремесел и появлением нового вооружения и доспехов меняется военное, а затем и социальное значение рыцарства – дворянства на службе у князей и королей. При королевских дворах возникает новый тип светской культуры – куртуазия, в которую включалось светское вежество и эстетическое воспитание, которое должно было не только отличать рыцаря от крестьянина, но и способствовать его совершенствованию как человека. Рыцарская культура и литература ориентированы на высокие идеалы, а не на реальность. В обыденном сознании рыцарь ассоциировался с воином Бога – с ангелом ( финал истории Рима, когда конные варвары, осаждающие Рим, воспринимались римлянами-христианами как карающие их за их грехи ангелы-воители).

Жанровая система рыцарской литературы. Рыцарская поэзия. Трубадуры Прованса. Миннезингеры. Поэзия связана с культурой замка.

Рыцарский роман. Его возникновение в Бретани, где был второй французский королевский двор, который потом перешел уже в Англию.

Три основных цикла рыцарских романов (античный, византийский и артуровский цикл с романами о святом Граале).

Эволюция героя от героя эпоса к герою романа. Сравнительная характеристика эпоса и романа. Универсализм романа. Фантастика и сказка в романе как проявление авторского вымысла и воображения. Структура католического готического собора в сравнении со структурой романа.

«Тристан и Изольда». Различные версии сюжета. Символика «любовного напитка». Тема моря. Роман Готфрида Страсбургского как завершение эволюции сюжета. Античные мотивы в романе (паруса). Символика цвета.

«Парцифаль». Структура романа (история Гамурета и Белаканы, воспитания Парцифаля в лесу. Встреча с рыцарями короля Артура. Замок Грааля. Два идеала – рыцарский и человеческий и их отражение в сцене с королем Анфортасом. Отшельник Треврицент. Роль волшебницы Кундри и сестры Парцифаля Сигуны). Символика святого Грааля. Значение родственных связей героев для структуры романа. Парцифаль и Фейферитц. Восстановление гармонии и значение святого Грааля как символа миссии христианского рыцарства.


Городская литература.

Город как новая культурная среда. Отличие средневекового европейского города от города античного. Понятие свободы. «Воздух города делает свободным».

Основные социальные группы: ремесленники, купцы, духовенство, судейские чиновники и университетские профессора и студенты. Интеллигенция. Значение письменности для организации жизни города.

Две тенденции городской жизни. Упорядоченность и свобода. Городские праздники и смеховая культура.

Все слои городского населения имели свою литературу, городская литература как синтез разных пластов литературы.

Жанровая система городской литературы.

Фаблио и их разновидности. Шванки. «Поп Амис».

«Роман о Лисе». Разные «ветви» романа и образ Лиса как связующее звено. Лис как горожанин с его характерными чертами.

«Роман о Розе». Две части романа и эволюция героя. Гильом де Лоррис и Жан де Мен.

Новый образ человека в поэзии Франсуа Вийона. Образ тела.

Драма и разные типы театра. Жанры. Фастнахтшпили , фарсы и сотти. Фарсы об Адвокате Пателене.
Возрождение в европейской культуре. Возрождение в Италии.
Понятие «Возрождение» . Появление и истолкование у Вазари, Мишле и Буркхарта.

Вазари. «Жизнеописание знаменитых живописцев, ваятелей и зодчих» 1550г (Человеческое тело – жизнь и смерть, возрождение искусства) Жюль Мишле, историк. В середине ХУ! века – вводит в обиход это понятие и научно его обосновывает. Я.Буркхарт «Культура Италии в эпоху Возрождения» 1855. –«Ренессанс» утверждается как термин – название самостоятельного периода в европейской истории, затем уже – как «открытие мира и человека», мира как сферы приложения человеческой воли и разума, человека как самодовлеющей и самодостаточной личности.

Возрождение – первый период, осознавший себя эпохой и определивший свое положение в ряду других эпох.

Новый человек с новым отношением к миру и культуре – новое соотносится с античностью, с ее великим опытом, который возрождается.


Новое представление о времени – не природное (языческое), либо соотнесенное с Богом, вертикальное, а горизонтальное – перспектива ведет в глубь картины, земное существование обретает самостоятельность, раздвигая пространственные и временные пределы.
Уже были «возрождения» каролингское(Хв), «вергилианское» (IХв). но только в XIV-XVI веках различие между современностью и античностью будет осознано как эпохальное, античность – прошлое, отделенное отнастоящего, принципиально от него отличающееся.
Возрождение античности в XIV в – не причина возникновения эпохи, а необходимое следствие совершавшихся в Европе перемен, для которых опыт Греции и Рима послужил опорой. Перемены происходили в сфере сознания, искусства, образования.
Новый человек – Франческо Петрарка. 8 апреля 1341 г увенчан на Капитолийском холме лавровым венком (начало Возрождения?) Человек – мера всего, в центре мира, между земным и небесным (круг, тондо)
3 этапа Ренессанса в Италии. Причины возникновения Ренессанса в Италии.
Светская культура. Гуманизм. Блистательный оптимизм. Иллюзии. Эпоха титанов.
Обращение к античности. Средневековье – «буква», Ренессанс – «Дух» античности.
Античность в сочетании с фольклором
Данте (1265-1321)
Биография Данте. Политическая борьба во Флоренции. Урбанизация феодалов. Гибеллины и гвельфы.

Новый сладостный стиль. «Новая жизнь»

«Божественная комедия».

Структура. Основные персонажи. Жанр видения и его преобразование в «Комедии».

Художественная система «Божественной комедии» включает в себя элементы как средневековой, так и новой, ренессансной, поэтики. Если материал «Комедии» средневековый, взят из Библии, а в основе структуры «Ада» лежит исповедь (от более легких грехов к более тяжким), то сама фигура Данте, находящаяся в центре повествования, и его оценка происходящего уже воплощают новое восприятие мира.

Число 3 как основное в структуре «Комедии» ( «Троица») – три части по 33 песни.Терцины.

«Топография» поэмы.

Образы флорентийцев в Аду, в Чистилище и в Раю.

Образ Вергилия. – земная мудрость.

Образ Беатриче и «средневековый» взгляд на женщину. Беатриче как небесная мудрость.

Цветовая гамма в трех частях. Пластичность.

В ХХVIII песни Чистилища появляется Мательда, символизирующая мудрость творца земли и неба, это душа сотворенного мира, скрывшаяся в покинутом раю, это та часть земной действительности, которая готовит ее соединение с небесной действительностью. В то же Время Мательда символизирует точные науки (математика). За нею следуют старцы – символы четырех Евангелий. Тогда Вергилий исчезает, а вскоре появляется Беатриче.

«Рай» является также очень важной по смыслу частью – здесь разрешаются все коллизии и происходит очищение и возвышение души героя. Образы света как проявление Божественной любви.

4 смысла «Комедии» :

1. Буквальный – судьба человека после смерти

2.Аллегорический – наказание за грехи, поступки, совершенные в силу свободной воли

3.Моральный – удержать от зла и направить к добру

4.Анагогический (влекущий ввысь, воплощающий главную идею произведения) –стремление воспеть благодатную силу любви к Беатриче, прояснившей сознание поэта и давшей ему возможность создать саму поэму.




Лекция 2

. Творчество Петрарки и Боккаччо.
Франческо Петрарка (1304-1374) – первый человек нового, ренессансного типа – ученый, поэт, путешественник.

8 апреля 1341 года увенчан лавровым венком в Риме на Капитолийском холме – воспроизведение античного ритуала. Изгнанник, но – гражданин мира. Спор с Блаженным Августином – «О презрении к миру». Средневековая аскеза и ренессансное жизнелюбие.

Петрарка – создатель науки «классическая филология». Исследование античных текстов. Вождь европейских гуманистов.

Книга песен. Образ Лауры и его модификации в Книге песен. 9 редакций – в первых редакциях поэт больше заботится о форме, о внешней элегантности, в последующих – о смысле, точности образов и языка, который становится все проще и понятнее, гибким и приближается к разговорному. Позже петраркисты заимствуют у него только внешнюю вычурную форму ранних редакций.

6 апреля 1327 –встреча. 21 год любви к Лауре, она умирает от чумы 1348 году во Флоренции. 10 лет скорби после ее смерти.

Сонет как форма, адекватная ренессансному восприятию мира.

Итальянский сонет – два катрена (октава)и два терцета (сестет)

14 строк сонета – 2 х 7

2 – число Луны, Мать, темное, символ невежества и мать мудрости

7 – число таинств, относящихся к духовной стороне вещей, таинственная Божественная сила в природе (7 дней творения, 7 престолов, 7 печатей, 7 нот, 7 смертных грехов)

7 = 3 (ум, дух, душа) 4 (мир) = мистическая природа человека, магическая семерка – максимум, предел, полнота – у многих народов. Сонет – универсальная форма для воплощения нового мировидения

Влияние Данте и трубадуров на творчество Петрарки.

«Петраркизм» Влияние Петрарки на поэтов «Плеяды» во Франции, на Гонгору в Испании и на елизаветинцев и Шекспира в Англии.
Джованни Боккаччо (1313-1375)

Сын купца и банкира. Неаполь. Двор Роберта Анжуйского.

Мария д Аквино –Фьяметта

Основные произведения: «Амето» - 1341, «Фьяметта»» - 1348, «Декамерон», 1352-54г.


Декамерон

Значение обрамляющего рассказа. Образ чумы (1348г) – воплощение «старого мира»

Пампинея, Фьяметта, Филомена, Неифила, Эллиса, Памфило, Филострато, Дионео. Черты горожан в образах героев. Стремление к порядку и твердой власти.

Три первые новеллы- о Чепарелло, Мельхиседеке( «Новелла о трех кольцах») и Натане как ключи к пониманию «Декамерона».

Боккаччо преобразует жанр новеллы, придает ей реалистическую установку, психологическое содержание и артистичность формы. Проблемы природы и культуры для Боккаччо равнозначны. Соединение лиризма и романтики с описаниями быта.
Основные группы новелл:
1. Рассказ об остроумном изречении («О трех кольцах»)

2. О глубоких движениях души ( «Сокол», «Гризельда»)

3. О превратностях судьбы ( иногда – нагромождение приключений)

4.Буфонные новеллы (Веселые живописцы Бруно, Буффамалько, Нелло и простак Каландрино) Сюда же относятся новеллы о монахах

5.Новеллы о любви ( Гисмонда и Гвискардо).

Последний этап итальянского Возрождения. Кружок Лоренцо Медичи.

Лодовико Ариосто (1474 -1533) «Неистовый Роланд», 1516.

Торквато Тассо (1544-1595) «Освобожденный Иерусалим», 1575.


Лекция 3

Литература Германии

Литература Франции

Возрождение в Испании

Литература Германии охватывает явления литературного процесса целого ряда германских государств. Вместе с Голландией Германия образовывает культурное пространство, в котором возникает Северное Возрождение. Для него характерно сочетание черт, типичных для европейского Возрождения в целом, так и специфических черт, обусловленных особенностями культурно-исторического развития германских государств и будущих Нидерландов.

Для германских земель в первую очередь характерна раздробленность и связанное с нею отсутствие единого политического, правового и политического пространства. В Германии прежде всего в приграничных землях были города, в которых развивались ремесла и торговля, создавались университеты. В конце 15 века Иоганном Гуттенбергом было изобретено книгопечатание. Но экономический подъем и общественное развитие в конце XVI века вызвали в германских государствах обострение социальных противоречий, напряжение в социальных отношениях между низшим и высшим дворянством, между князьями и городским патрициатом и купцами, - вплоть до противоречий между мастерами и подмастерьями в пределах одного и того же класса. Противоречия между городом и деревней также обострились, но наиболее напряженными стали отношения между папским католическим Римом и германским духовенством.

Германский гуманизм значительно отличается по многим своим особенностям от гуманизма вИталии и других романских странах. В Германии не возник идеал всесторонне развитого человека, не было органичного усвоения античного наследия, не появилось большой национальной литературы и относительно небольшим было число германских “титанов Возрождения” – к ним прежде всего следует отнести художника Альбрехта Дюрера, писателей Эразма Роттердамского и Ганса Сакса.

Движение Реформации охватило все слои германского общества. Деятельность Мартина Лютера, зачинателя Реформации, была многообразной. Он выступает как профессор теологии , руководитель первого периода Реформации (1517-1520гг) и как переводчик Библии на немецкий язык, и это послужило основой для создания немецкого литературного языка, то есть, стало первым шагом к объдинению раздробленной Германии. Второй этап Реформации – дворянское восстание (1522-1523гг), изначально обреченное на неудачу, поскольку дворяне смотрели,вспять” и хотели вернуть утраченное главенствующее положение в обществен. В восстании принимал участие гуманист, поэт и прозаик Ульрих фон Гуттен, который умирает вскоре после поражения восстания. Третий этап – это Крестьянская война , закончившаяся поражением крестьян и закреплением раздробленности,

Культура и литература эпохи Реформации связана в первую очередь с идеологией и мировоззрением широких народных масс, поэтому на первый план выступают жанры, в которых показаны самые разные человеческие типы, представители разных социальных групп и профессий.В основном это сатирические жанры, возникшие на основе поэтики городской литературы. Темы любви и рыцарских приключений перейдут в народные книги и получат уже новое освещение. Наиболее распространенным был жанр “свод”, возникший на основе схоластики и ее методов разрешения сложных проблем посредством их расчленения на более простые.В “своде” собирались в единое целое люди самых разных профессий и социальной принадлежностей и принимали участие в каком-либо событии или действе. К этому жанру относятся два крупных произведения предреформационной эпохи – “Корабль дураков” Себастиана Бранта (1494) и “Похвала Глупости” Эразма Роттердамского (1509).

В основе обоих этих произведений лежит тема Глупости, получившая широкое распространение в предреформационную эпоху. Эта тема и образы дураков были связаны с особой культурой праздников плодородия, которые праздновались в европейских городах и некоторые из которых празднуются и в наше время. Если в раннем Средневековье Глупость ассоциировалась со смертью, с человеческими грехами, из-за которых он попадает в ад, то накануне Реформации, в связи с появлением нового восприятия человека, его природы и возможностей, образ Дурака стал просто образом человека с его недостатками и слабостями, но уже не грешника, которого ждало наказание в аду или даже костер – в земной жизни.

“Корабль дураков” Себастиана Бранта был написан на немецком и переведен на многие европейские языки и на латынь. Все дураки Германии спешат на корабль, чтобы отправиться в Наррагонию – Глупландию. Образ корабля в античной и христианской культуре нередко выступал как символ человеческого пути в бурном житейском море. Действие поэмы перенесено полностью в земную жизнь, часть иллюстрирующих ее гравюр выполнена Альбрехтом Дюрером. Здесь самые разные виды дураков – те, кто проматывает состояние, кто любит модно одеваться, кто не хочет учиться, любит бражничать и бездельничать, и т.д.Здесь и вполне невинные слабости человеческой натуры, и грубые ошибки в выборе пути, но самое главное – это широкая панорама жизни, причем Себастиан Брант в конце говорит, что он и сам такой же дурак,поскольку он человек.

“Похвала Глупости” носит более ясно выраженный сатирический характер. Форма заимствована из античной литературы, это автопанегирик, когда человек хвалит себя см, но делает это в шутливой форме. Госпожа Глупость в трех частях своего монолога предстает в трех разных обликах . В первой части – это народная мудрость и сама жизнь, во второй она принимает парад самых разных Дураков, здесь слышится голос самого Эразма, резко критикующего пороки и, в особенности, пороки духовенства. В третьей части появляется идея веры в Бога, которая осуществляется помимо рассудка.
К другим известным произведениям предреформационной и реформационной эпохи относятся “Письма темных людей,/сборник/, “Адагиа” – пословицы и поговорки на греческом и латыни- Эразма, “Вадиск или Римская троица” Ульриха фон Гуттена.
Возрождение во Франции

Предпосылки возникновения Возрождения во Франции в общих чертах те же, что и в Италии – экономическое и политическое развитие страны, развитие культуры и искусства, причем во многих областях чувствовалось влияние Италии /Итальянские походы Франциска 1 (1515-1547), переводы античных авторов и итальянских писателей эпохи Ренессанса, приезд во Францию по его приглашению художников и архитекторов, появление стиля Фонтенбло, общие изменения стиля общественной и частной жизни французов/

Специфика французского Возрождения заключалась в первую очередь в двух моментах:
1). “Дворянский” характер ренессансной культуры, роль королевского двора, забота короля об образовании дворян и значение филологии как основы образования, организация Коллеж де Франс как светского университета и оплота свободного гуманистического знания. Роль Гильома Бюде и Лефевра д Этапля как ученых-гуманистов и носителей идей Ренессанса.
2). Влияние религиозных противоречий, борьбы протестантизма и католицизма, которая во второй половине 16 века вылилась в религиозные войны и Варфоломеевскую ночь – резню протестантов (гугенотов) католиками. Появление кальвинизма. Развитие протестантизма отразилось и в литературе, большая или меньшая свобода деятельности протестантов проявляется в тональности разных частей романа Рабле.
Писатели и поэты Франции как универсальные личности с широким взглядом на бытие, энциклопедической образованностью. Это стихийные материалисты , восприимчивые ко всему вещественному и чувственному, исповедующие культ прекрасного, заботящиеся о форме.

Кружок Маргариты Наваррской, поэзия Плеяды, философия Мишеля Монтеня.


Творчество Франсуа Рабле (1494 – 1553)
Франсуа Рабле – ученый, философ, врач, автор научных трудов, редактор народных книг, - остался в истории литературы как автор знаменитого романа “Гаргантюа и Пантагрюэль”

В 1532 году в Лионе выходит в свет анонимная народная книга “Великие и неоценимые хроники о великом и огромном великане Гаргантюа”. В этой книге было множество веселых приключений, которые переживали герои-великаны, пародировались рыцарские романы артуровского цикла.

Рабле пишет и публикует под именем Алькофрибас Назье в 1532 году “страшные и ужасающие деяния и подвиги преславного Пантагрюэля, короля дипсодов, сына великого великана Гаргантюа”. В ней раасказывается о детстве и обучении ПАнтагрюэля, о его встрече с Панургом, высмеивается схоластическая ученость докторов Сорбонны.Книга носит в основном шуточный характер, хотя уже намечаются некоторые проблемы и тенденции гуманизма – аллюзии на античность, насмешки над схоластикой, знаменитое письмо Гаргантюа сыну о новом времени и новых возможностях ренессансного человека..

В 1534 году Рабле пишет начало истории “Повесть о преужасной жизни великого Гаргантюа”, которая станет первой книгой романа. В книге пародируется эпос и рыцарский роман. Жизнь героя описывается начиная с его рожденияч, фантастика сочетается с реалистичесмкими и натуралистическими деталями. Главные сюжетные линии и эпизоды второй части – воспитание Гаргантюа, история с колоколами Собора Парижской богоматери , война с королем Пикрохолем, солдатам которого дает героический отпор монах брат Жан, после чего Гаргантюа в благодарность строит для него Телемскую обитель.

В 1546 году выходит “Третья книга героических деяний и речений доброго Пантагрюэля” выходит в свет уже под настоящим именем автора. Здесь описывается покорение и колонизация Пантагрюэлем страны дипсодов, причем молодой принц ведет себя как гуманный иимудрый правитель – это антитеза той колониальной политике, которая проводилась в разных странах и, в первую очередь, в Америке.

Во Франции в это время уже начинается реакция, Франциск 1, который сначала терпимо относился к гугенотам, теперь, после “ночи плакатов”, стал проводить против них репрессии, казнить кальвинистов и всех свободомыслящих. В этой книге Рабле смягчает прежний сатирический и шутливый тон, изымает в переизданиях первых двух книг места, в которых выражалось сочувствие кальвинистам и были выпады против сорбонистов. Но тем не менее три первые книги были осуждены в 1547 году богословским факультетом Сорбонны.

Краткая редакция “Четвертой книги героических деяний и речей Пантагрюэля” вышла в 1548 году, в ней опять господствует буффонный стиль, но через четыре года, находясь уже под покровительством кардинала дю Белле, Рабле переиздает эту книгу в расширенном варианте, придав своей сатире резкий характер и выступив против религиозного фанатизма и политике короля, который его допускал. Фабулу книги составляет плавание Пантагрюэля, Панурга и их друзей мимо многих фантастических островов к оракулу Божественной бутылки.

Пятая книга представляет обработанный, возможно, друзьями Рабле его черновой набросок “Звонкий остров” об окончании плаванья и прибытия к оракулу Божественной бутылки. Она вышла в 1564 году, через десять лет после смерти Рабле. Здесь описаны Звонкий остров, остров Пушистых котов, царство Квинтэссенции и, наконец, прибытие к оракулу Божественной бутылки.


В романе Рабле о Гаргантюа и Пантагрюэле происходит внутреннее преобразование романа от рыцарского к роману нового времени. Эпический сюжет о жизни и подвигах героев-великанов, королей и защитников своего народа дополняется рассказом о воспитании героя. При этом проблема воспитания затрагивается дважды – в истории Гаргантюа и Пантагрюэля. Рабле в процессе работы над романом совершил путешествие в Рим, а в Италии в это время появились новые, ренессансные идеи и теории воспитания. И акцент в романном повествовании переносится с внешних событий на внутренний план действий, на формирование личности.

В романе имеет особое значение принцип диалога – в него вступает герой по отношению к окружающим его людям и сторонам действительности. («Роман-диалог»)

В романе пародируется героический эпос, народная книга о Гаргантюа и Пантагрюэле, а затем в романе описывается предысториея рода Грангузье и здесь явственно чувствуется пародия на Библию, на Ветхий завет, на античные мифы – пока не появится на свет Гаргантюа, а затем и его сын Пантагрюэль. (чудесное рождение героя, проявление его могучей силы, его первые подвиги и т.д.) Но особое значение имеют упоминающиеся в романе бесконечные точные цифры, которые создают «эффект реальности» и в то же время противоречат эпическому стилю повествования (излишняя точность).

Особое значение имеет описание двух войн – Гаргантюа сражается с войсками короля Пикрошоля – это обыкновенные люди, а на стороне Гаргантюа молодой монах брат Жан, тоже наделенный богатырской силой. В случае с Пантагрюэлем это война с королем Анархом, его великаны в каменных латах сражаются во главе с ужаснейшим Вурдалаком. И в обоих случаях побеждают силы добра.

Образ Панурга – сравнить с адвокатом Пателеном. Человек Нового времени и его отрицательные стороны. Панург в последних книгах романа.

В книге о Пантагрюэле более явственно выражена пародия на эпос, а в книге о Гаргантюа более ярко выражено карнавальное начало – она начинается карнавальным пиром, праздничным поеданием требухи и колбас, всеобщим пьянством, хмельными разговорами и, наконец, рождением Гаргантюа. И хотя он связан с этой карнавальной стихией, едой и пьянством, он проявляется не как могучий эпический герой, а как личность, наделенная природным умом . Особое значение имеет языковая стихия , живое карнавальное слово, связанное с жизнью и смертью, перерождением и обновлением. И это живое слово противопоставляется слову мертвому (схоластическая ученость Янотуса Брагмарда.)

Проблема воспитания решается в связи с образами воспитателей и ученых –схоластов (Панократ, Эпистемон – и Тубал Олоферн).

Особое значение имеет в романе утопия – она противопоставлена реальной истории Европы, и только в связи с утопией могут осуществиться гуманистические идеалы, воплощенные в образе патриархального государства Грангузье и Гаргантюа, а Пантагрюэль показан скорее как обычный человек (если не принимать во внимание его поединок с Вурдалаком), любимый герой Рабле, от его имени образовано название особой философии – пантагрюэлизма, гуманной и свободной. Идеал гуманизма и утопии – Телемская обитель, «монастырь с точностью до наоборот», карнавальное переосмысление реальности в самом строгом и иерархическом ее воплощении – монастыре. Утопия обозначает завершение эпоса и рождение романа нового времени.

Дополнительная литература – М.М.Бахтин. Франсуа Рабле и народная культура Средневековья и Ренессанса.М., 1965.



  1   2   3   4   5

  • Лекция 2 . Творчество Петрарки и Боккаччо.
  • Лекция 3 Литература Германии Литература Франции Возрождение в Испании