Первая страница
Наша команда
Контакты
О нас

    Главная страница


Лекции Тема Специфика, проблемы и генезис философии -2 часа. План лекции: Специфика и функции философии




страница1/5
Дата08.04.2017
Размер0.94 Mb.
ТипЛекции
  1   2   3   4   5
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ

Лекции

Тема 1. Специфика, проблемы и генезис философии -2 часа.

План лекции:

1. Специфика и функции философии

2. Структура философии

3. Основной вопрос философии.

4. Генезис философии


1) Специфика и функции философии

Философию нельзя определить общепринятым образом как другие науки, потому что она осмысливает то, что не является предметом опыта. У философии нет определенного предмета, заранее известного метода; они всякий раз формируются в рамках конкретного философского направления.



Главным объектом науки является объективный мир в его независимых от человека свойствах и отдельных частях, главным объектом философии - живое отношение «человек - мир», мир сквозь призму человеческих целей и во всей своей целостности. Философия отвечает глубокой потребности человека – целостному пониманию мира и назначения человека.

Специфика философских проблем: носят всеобщий, «предельный» и «вечный» характер. Философия – это самосознание нации, эпоха, схваченная в мысли.

Основные функции философии: мировоззренческая, методологическая, общекультурная функция, гуманистическая.

Главная особенность философии как формы общественного сознания в том, что она стремится дать целостное представление о мире, познать природу мира, устанавливает причины его развития, изучает общие законы природы, общества, мышления, пути и средства познания мира и его преобразования


2) Структура философии

Онтология или теория бытия. Онтологические проблемы – это проблемы объективного бытия действительности, того нерушимого фундамента, на который настраивается повседневная реальность, данная нам через органы чувств. Итак, онтология – это учение о бытии, о сущности, о всеобщих законах развития действительности.

Гносеология или теория познания (эпистемология) изучает отношение знания к реальности, исследование его всеобщих предпосылок, выявление условий его достоверности и истинности.

Аксиология – учение о ценностях (бывают общечеловеческие и групповые, материальные и духовные, вечные и сиюминутные). «Человек – это животное, у которого есть святыни».

Антропология и теория культуры. Стремление выяснить место человека в мире, установить его особое качество, отличающее от животных, обнаружить родовую сущность человека. Что главное в человеке – язык, способность смеяться?

Методология и философия науки формулирует принципы, на которые опирается ученый, исследует роль для познания некоторых важных представлений о мире. В ХХ веке существуют позитивистская методология, диалектика, феноменология, синергетика.

Социальная философия и философия истории. Социальная философия рассматривает внутреннюю организацию общества, его соотношение с природой, взаимоотношение между социальными группами, роль и положение личности в конкретном социальном организме. Философия истории – проблему движущих мил истории, ее источника, начала, конца, субъективное и объективное в историческом процессе.

Этика – учение о морали.

Логика -- учение о формах человеческого мышления.
3) Основной вопрос философии

Он является основным, поскольку его решение оказывается исходным в понимании принципов мировоззрения системы. От того, как решается этот вопрос, зависит характер философской системы.

ОВФ имеет две стороны:

1. Что первично: материя или сознание?



Материализм считает, что материя первична, бесконечна, вечна, сознание – продукт материи. Исторические формы материализма: наивный, метафизический, диалектический.

Идеализм – духовное начало первично, вечно, мир зависим от него. Духовное начало изображается по-разному, поэтому выделяют две формы идеализма: объективный исходит из признания первичности духовного мира идей, чистой мысли, бога, мирового разума. Мир – инобытие идеи, абсолютного разума;

субъективный признает первичным ощущения и сознание человека, мир – комплекс этих ощущений. Первично сознание субъекта, от восприятия зависит действительность.

Дуализм пытается преодолеть крайности материализма и идеализма, но не может отказаться от Бога, когда решает вопрос о взаимодействии независимых друг от друга субстанций.

2. Познаваем ли мир? Агностики отрицают познание объективного мира (ими были все субъективные идеалисты). Сознание выражает лишь состояние «Я».


4) Генезис философии

Мировоззрение – совокупность наиболее общих взглядов и представлений о сущности окружающего мира. Мировоззрение зародилось стихийно благодаря трудовой деятельности человека вместе с человеком. Исторические типы мировоззрения: мифология, религия и философия.

Философия возникает как разрешение противоречия между мифологической картиной мира, построенной по законам воображения и новым знанием, элементами первоначального эмпирического знания о природе, построенного по законам мышления. Философия отделяется от мифологии по мере формирования понятий. Философия – это мировоззренческое мышление.

Социально-экономические предпосылки философии. Переход от века бронзы к веку железа вызвал скачок в развитии производительных сил, увеличил возможности людей, укрепил их позиции в природе, способствовал расширению круга знаний. Экономический подъем: расширение торговли и судоходства, греческих колоний, связей и контактов с другими народами. Философия возникает в момент кризиса традиционного уклада жизни и традиционных ценностей (7-6 век до нашей эры в Греции, Индии, Китае).
Вопросы и задания для самоконтроля:

1. В чем отличие науки от философии?

2. Назовите причины отделения философии от мифологии? Что такое предфилософия?

3. Сформулируйте онтологическую проблематику.

4. Приведите аргументы в защиту позиции объективного идеализма.

5. Как вы понимаете выражение Аристотеля «Философия начинается с удивления»?


Литература.

Основная:

1. Алексеев П.В., Панин А.В. Философия. Учебник. М., 2004.

2. Введение в философию. Учебное пособие для вузов. М., 2002.

3. Мир философии. Книга для чтения. Ч.1. М., 1991.



Дополнительная:

1. Библер В.С. Что есть философия? //Вопросы философии 1995. № 1.

2. Вундт В. Введение в философию. М., 1998.

3. Введение в философию. Учебник для вузов в 2 частях. Ч.1. М., 1989.

4. Гегель Г.Ф. Лекции по истории философии. СПб., 1994. Кн.1.С.108-141.

5. Голосовкер Я.Э. Логика мифа. М., 1987.

6. Каменский З.А. Философия как наука. М., 1995.

7. Кессиди Ф.Х. От мифа к логосу. М., 1972.

8. Лосев А.Ф. Дерзание духа. М., 1988.

9. Мамардашвили М. К. Как я пониманию философию. М., 1989.

10.Торосян В.Г. Ценность философии // Вопросы философии. 1993. № 9.

11. Соколов В.В. Философия в исторической перспективе //Вопросы философии. 1995. № 2.

12.Туровский М.Б., Туровская С.В. Мифология и философия как формы сознания //Философские науки. 1991. № 10.

13.Чанышев А.Н. Курс лекций по древней философии. М., 1981.


Тема 2. Античная и средневековая философия – 2 часа

План лекции:

1. Античная философия: основные идеи и школы

2. Философия Платона

3.Философская система Аристотеля

4. Особенности и проблемы средневековой философии


1). Античная философия: основные идеи и школы

Основные представители античной философии: Милетская школа (Фалес, Анаксимен, Анаксимандр), Гераклит, элеаты (Парменид, Зенон), атомисты (Демокрит, Эпикур), софисты (Протагор), Сократ, Платон, Аристотель. Античная философия в целом носит космологически---онтологический характер.

Первая античная школа – Милетская -- возникла в Ионии (малоазиатская часть Эллады) в Милете на рубеже 7-6 веков до н.э. Решающей проблемой натурфилософов – Фалеса, Анаксимандра и Анаксимена – стала проблема архэ, то есть начала, которое является субстанциальной основой всех явлений природы. В качестве единой первичной материи они берут природные стихии: Фалес – воду; Анаксимен –воздух; Анаксимандр - апейрон. Основные черты Милетской школы: наивные материалисты, стихийные диалектики, гилозоисты, были учеными.

Наивным материалистом и стихийным диалектиком также был Гераклит - первоначалом всего сущего считал огонь.. Гераклит использует понятие «космос», понимая под ним мировой порядок, где царит закон. В мире господствует закон, который необходимо познать. Этот космический закон он называет логосом (разумное слово, всеобщий мировой порядок, единая мудрость). Главное в учении Гераклита – идея о диалектическом единстве и борьбе противоположностей, о противоречивой природе всех явлений.

Элейская школа (6-сер.5 века до н.э.) Представители: Парменид, Зенон.

Формирование античной философии завершается у элеатов.

Поставили основной вопрос философии: об отношении бытия и мышления. Впервые выдвигают понятие единого бытия, которое понимается как непрерывное, неизменное, нераздельное, одинаково присутствующее в каждом элементе действительности. Противопоставляют мышление как истинный путь познания и чувственное восприятие как неустойчивое, текучее, иллюзорное. Начали разработку формальной логики (закон тождества, противоречия). Впервые доказывают и аргументируют.

Понимание Бытия как неизменного и неподвижного дает первое сугубо метафизическую картину мира в истории философии. Зенон выдвигает свои знаменитые апории (тупики) – Дихотомия, Ахилл и черепаха, Стрела.

Атомистический материализм Демокрита и Эпикура

Основная идея Демокрита (5-4 вв. до н.э.) состоит в признании двух субстанций – атомов (неделимы, неизменны, вечны, бескачественны) и пустоты. Двигаясь в пустоте, бескачественные атомы комбинируются в различные тела. Различия сложных тел между собой обусловлены различной формой атомов, порядком их соединения и положением в пространстве. Попытка объяснить мир как цепочку причинных связей. Фаталистическая тенденция.

Дальнейшее развитие атомистика получила у Эпикура, который внес новые идеи. 1. признание самопроизвольного отклонения атомов при падении от прямой линии. 2. мысль о различии атомов не только по величине и форме, а главное- по их тяжести (весу). Древние атомисты смутно предвосхитили идею атомного веса.

Софистика как философское учение (вт.пол.5 в. до н.э.)

Софисты (любящие мудрость) не считали себя философами, они были платными учителями «мыслить, говорить, делать». Считали, что нужно анализировать речь, искать смысл слов. Софисты не стремились к достижению объективной истины, она обычно вырождалась в чисто словесное искусство «бесплодного» рассуждения и спора (иногда надувательства). Были агностиками, релятивистами, антропологами. Протагор: «Человек есть мера всех вещей».

Сократ называет свой метод рассуждения и достижения истины диалектикой. Сократический метод (метод наведения на истину) состоит из нескольких элементов: ирония, .майевтика, .индукция, .определение. Сократ вслед за софистами, которых он критиковал за субъективизм, обращается к проблеме человека. Предметом философии служит не окружающий мир, а познание человека. Основная идея --тождество добра и знания.


2) Философия Платона

Платон - сознательный и последовательный объективный идеалист. Исходит из идеи существования двух миров: первичным является мир вечных, неизменных (не могут меняться, иначе не будут последними) духовных сущностей – идей, а вторичным, производным от него является чувственный конкретный мир вещей. Отдельные конкретные предметы создаются, разрушаются и воспроизводятся в силу того, что в умопостигаемом мире идей имеется причина их бытия – идея.



Аристотель считает, что теория идей Платона связана с исследованием сущности понятий. Идеи, являются в действительности общими понятиями человека о вещах чувственного мира, оторванными от этих вещей и превращенными в абсолют. Платон сравнивает человеческую жизнь с пребыванием в подземелье. Задача – выйти из пещеры на свет. Родина души человека – мир идей.

В основе теории познания лежит теория воспоминания, которая связана с идеей переселения души (метемпсихоза). Знание есть припоминание (анамнезис) людьми тех знаний, которые в готовом виде содержатся в душе. Позиция рационализма, согласно которой знания берутся из ума, а не из чувств.


3) Философская система Аристотеля

Аристотель, будучи учеником Платона, произнес: Платон мне друг, но истина дороже. Он подверг критике теорию идей Платона, считая невозможным, чтобы сущность вещи находилась в некоем особом мире, отдельно от самой вещи. Реальны только сами эти вещи; они познаваемы эмпирически и именно от них люди производят общие понятия.

Для объяснения всего сущего, Аристотель принимал четыре причины.

1.формальная причина (отвечает на вопрос: что это есть?). Форма есть активная сущность вещи, она вечна, неизменна.

2.материальная причина (из чего?). Материя не является сущностью. Она пассивна, безжизненна, неопределенна, источник индивидуализации и случайности в мире. Каждая вещь – единство формы и материи. Форма – суть вещи, материя --материал, в который эта суть запечатлена.

3.целевая причина (ради чего?). В семени растения заключена возможность его роста и та энергия, то деятельное начало (форма или энтелехия), которая актуализирует эту возможность.

4.движущая причина (откуда начало движения?). Все приводится в движение некоей высшей формой, перводвигателем.. Если материя предельно пассивна, то завершающий космос бог – максимально активное существо. Под богом понимает деятельность мышления, сам бог есть чистый деятельный разум.
4). Особенности и проблемы средневековой философии

В период борьбы христианства с языческим политеизмом возникла литература апологетов (защитников) христианства. Апологетика – совокупность учений для защиты религии и оправдания христианства. На следующем этапе возникает патристика - сочинения отцов церкви, заложивших основы философии христианства. Позже появляется схоластика как философская рефлексия о предельных основах бытия.



Теоцентризм, монотеизм. В ее основе лежит не природа, а бог, который все определяет. В основе теоцентризма две идеи: идея творения (онтология) и идея откровения (гносеология).

Решающее место отводится вере; непосредственному созерцанию, интуитивному схватыванию сверхъестественной сущности; откровению, то есть непосредственному волеизъявлению бога по отношению к человеку.



Финалистское восприятие времени, истолкование времени от сотворения к концу. Благодаря этому природа и человек обретают направленность. Средневековая концепция времени – это переход к линейному времени и связанному с ним отчасти понятию прогресса.

Основные проблемы средневековой философии: проблема соотношения свободы воли и предопределения; теодицея; идея спасения, проблема соотношения бога, мира и человека, сущности и существования, доказательств бытия бога, проблема универсалий.

Философия превращается в схоластику, официальную школьную философию, ставшую введением в богословие. Основная проблема схоластики проблема универсалий (общие понятия). « направления: номинализм и реализм.
Вопросы и задания для самоконтроля

1. Сравните античную и средневековую философию.

2. В чем отличие софистики и диалектики?

3. Каковы гносеологические корни идеализма Платона?

4. Каким образом, согласно Сократу, можно достичь истины?

5. Приведите примеры современных софизмов.

6. В чем отличие телеологии Платона от телеологии Аристотеля?

7. Проанализируйте доказательства бытия бога Ф. Аквинского.


Литература

Основная:

1. Антология мировой философии. Т.1. Ч. 1. Ч. 2. М., 1968.

2.История философии: Запад –Россия – Восток. (Книга первая. Философия древности и средневековья) /Под. ред. Н.В. Мотрошиловой. М., 1995.

3.Введение в философию. Учебное пособие для вузов. М., 2002.



Дополнительная:

1. Августин Аврелий. Исповедь. М., 1992.

2. Аристотель. Метафизика // Сочинения: В 4 т. Т.1. Кн. 1,5,7,9. М., 1976.

3. Асмус В.Ф. Античная философия. М., 1976.

4. Барг М.А. Эпохи и идеи: Становление историзма. М., 1987. Гл. 2.

5. Богомолов А.С. Античная философия. М., 1985.

6. Блинников Л.В. Краткий словарь философов. М., 1994.

7. Гегель Г.В.Ф. Лекции по истории философии. М., 1994. Кн. 3. Ч. 2. Гл. 2.

8. Диоген Лаэртский. О жизни, учениях и изречениях великих философов. М., 1979.

9. Койре А.В. Очерки истории философской мысли. М., 1985.

10. Лосев А.Ф. История античной эстетики. М., 1963.

11.Майоров Г.Г. Формирование средневековой философии. М., 1979.

12.Платон. Избранные диалоги. М., 1965.

13.Рассел Б. История западной философии: В 2 т. Новосибирск, 1994. Т.1. Кн. 1.

14. Реале Дж., Антисери Д. Западная философия от истоков до наших дней. СПб., 1994. Т.1. Т.2. Ч.3.

15. Сократ. Платон. Аристотель. Сенека: Биографические очерки. М., 1995.

16. Соколов В.В. Средневековая философия. М., 1979.

17. Трахтенберг О.В. Очерки по истории западноевропейской философии. М., 1957.

18. Философия. История философии. / Ред. В.И. Кириллов. М., 1996. Ч. 1. Гл. 2.

19. Штекл А. История средневековой философии. СПб., 1996.

20.Чанышев А.Н. Курс лекций по древней и средневековой философии. М., 1981.
Тема 3. Западноевропейская философия 17-18 веков – 4 часа

План лекции:

1. Общая характеристика развития философии Нового времени.

2. Эмпиризм Нового времени (Бэкон, Локк, Гоббс).

3. Рационализм XVII века (Декарт, Спиноза, Лейбниц).

4. Субъективный идеализм Беркли. Скептицизм Юма.

1). Общая характеристика развития философии Нового времени – 2 часа

Конец 16 – н.17 века в Европе -- это период утверждения капитализма, который рождал потребность в науке, имеющей практическое значение. Наука становится производительной силой общества. МЕХАНИЦИЗМ – методологический подход, при помощи которого все процессы действительности объясняли опираясь на законы классической механики. Механицизм стал одной из главных предпосылок метафизического способа мышления.

Поскольку философия была тесно связана с наукой того времени, то и она приобрела метафизический характер: познавать целое путем разложения его на части. На целое смотрели как на простую механическую сумму частей, а части в свою очередь наделяли свойствами целого.

Основной проблемой классической буржуазной философии является проблема овладения законами природы и рационального переустройства общества. Прогресс опытного знания науки требовал замены схоластического метода мышления. На первый план выдвигается создание истинного метода исследования, которое призвано обеспечить наряду с преодолением заблуждений всеобщее благоденствие. В философии 17 века выделяют два направления – сенсуализм (Бэкон, Гоббс, Локк) и рационализм (Декарт, Спиноза, Лейбниц). Механистический характер детерминизма приводит к деизм, для которого характерно выдвижение на первый план интеллектуализирующей функции бога. Таким образом, философия Нового времени вышла из границ, очерченных теологией, сделала объектом своего исследования природу, считая, что человек, благодаря своей способности познания сможет господствовать над природой и подчинить ее своим целям. Ее девизом стал призыв Бэкона: «Знание –сила».
2) Эмпиризм философии Нового времени (Бэкон, Локк, Гоббс)

Философия Ф. Бэкона (1561-1626) «Новый органон» (метод).

Цель – теоретическое обоснование экспериментального пути познания природы и освобождение наук от пережитков схоластики. Природа познаваема, но на пути ее познания лежит множество препятствий – засоренность сознания людей так называемыми «идолами» или «призраками» – искаженными образами действительности, ложными понятиями и представлениями.

Бэкон выделяет четыре вида идолов: «идолы рода», «идолы пещеры» «идолы рынка, «идолы театра». Своим учением об идолах Бэкон стремится очистить сознание людей от пережитков идеализма и схоластики и создать условия для успешного распространения знаний на опытном изучении природы. Бэкон разрабатывает эмпирическую, опытно-индуктивную методологию.. Бэкон впервые указал на значение так называемых «отрицательных» инстанций, то есть подбора случаев, противоречащих обобщению и тем самым требующих его пересмотра как недостаточно обоснованного.

Бэкон является основоположником буржуазной философии Нового времени; он перенес метафизический метод из естествознания в философию. Призыв Бэкона к экспериментальному изучению природы явился стимулом для естествознания 17 века и сыграл важную роль в создании научных организаций (например, Лондонского королевского общества).

Другой представитель эмпиризма Томас Гоббс (1588-1679) систематизировал материализм Бэкона и придал метафизическому материализму классическую механистическую форму. Он создал первую в истории философии законченную систему механистического материализма. Геометрия и механика являются для него прообразами научного мышления вообще. Вся природа представляет собой огромную совокупность естественных тел, различающихся между собой величиной, фигурой, положением в пространстве и движением.

Научное знание возможно лишь при точном определении, строгой дефиниции слова. Отвергая интуицию, Гоббс подчеркивал значение точной дефиниции, посредством которой изживается многозначность слов и совершенствуется научный язык, а значит, и познание.

Еще одним представителем эмпиризма является Джон Локк (1632-1704). «Опыт о человеческом разуме».

Критикуя теорию Декарта, Локк доказывал, что источником знаний человека является его чувственный опыт. Человек, его чувства и разум подобен чистому листу бумаги, который начинает заполняться в процессе взаимодействия с окружающим миром. Предметы внешнего мира, действуя на органы чувств, вызывают у человека соответствующие ощущения и восприятия. Чувства дают простые идеи, мышление их систематизирует, создавая понятия о вещах. Посредством ощущений мы воспринимаем качества вещей двух видов:

Первичные качества тел –объективные -принадлежат самим телам (плотность, фигура, движение). Вторичные не принадлежат самим телам, а являются субъективными (цвет, запах, вкус, звук). Учение о качествах позволило указать на те ограничения, которые накладываются на познание психологическими особенностями субъекта.
3) Рационализм философии 17 века (Декарт, Спиноза, Лейбниц)

Рене Декарт (1596-1650). «Рассуждение о методе».

Декарт был крупнейшим ученым. Как и Бэкон, он стремился к достижению таких знаний, которые бы усиливали бы власть человека над природой, но в отличие от него он разрабатывает рационалистическую методологию.

Вслед за Платоном Декарт считает, что в разуме заложены основополагающие принципы и идеи, которые постигаются с помощью интеллектуальной Интуиция дает непосредственно достоверные общие принципы, а при помощи дедукции совершается процесс движения мысли от общего к частному. Исходным пунктом познания является принцип сомнения в истинности общепринятого знания. Можно сомневаться в том, что существует внешний мир, мое тело, но само сомнение существует достоверно. Сомнение – акт мышления, я сомневаюсь, значит, я мыслю; поскольку я мыслю – я существую. «Мыслю, следовательно, существую». Исходя из факта существования мысли, Декарт приходит к признанию реальности человека, а затем и внешнего мира.

Вклад Декарта в науку и философию по праву именуется «картезианской революцией». Ее революционная сущность заключается в антидогматизме, критичной направленности против предрассудков, в постановке все философской проблематики как насущной необходимости переоценки всех укоренившихся традиционных убеждений.



Бенедикт Спиноза (1632-1677) «Этика».

Цель его философии – познание природы и совершенствование человека. Философия носит созерцательный характер. Критикуя дуализм Декарта, доказывает, что существует лишь единая, неделимая вечная природа, являющаяся причиной самой себя. Натуралистический пантеизм, согласно которому природа, бог, субстанция тождественны. Природа – субстанция является творящей. Различает природу творящую и природу творимую. Модус – конкретное преходящее состояние субстанции, имеющее причину своего бытия в субстанции и ее атрибутах. Движение не является атрибутом материи (метафизик), а присуще единичным вещам. Как механицист Спиноза говорит не о самодвижении материи, а причиной движения считает взаимные внешние толчки конечных модусов.

Свобода состоит в познании необходимых законов природы. Все имеет причину (жесткий детерминизм), только субстанция причина себя. Полное знание всех законов природы даст нам в руки полное знание Бога, то есть, способность стать автономными, не подвластными капризам судьбы и мира.

В теории познания Спиноза, как и Декарт, рационалист. Высшим видом знания у него является интеллектуальная интуиция, непосредственное усмотрение истины разумом. Критерий истины – ясность и отчетливость мышления.



Г. В. Лейбниц (1649-1716) «Монадология»

Философская система Лейбница – объективный идеализм состоит их двух разделов – теории монад и теории познания. Вселенная состоит из бесконечного множества идеальных простых субстанций, которые не протяженны, не имеют фигур, неделимы, бессмертны. Каждая монада наделена активной силой, является источником развития. С одной стороны, монада – замкнутый космос, не имеет окон, через которые что-либо входило и выходило. В ходе своего развития каждая монада разворачивает в себе только изначально ей присущее содержание. С другой стороны, монада - «живое зеркало Вселенной», «малый мир», отражающий отношения мирового целого через посредство связанных между собой вещей. Будучи независимыми, монады не изолированы: в каждой монаде отражается весь мировой строй. Итак, каждая монада представляет собой некий мир сам по себе, при этом отражает весь мировой порядок в себе. Это противоречие Лейбниц разрешает с помощью принципа «предустановленной гармонии». Как Декарт и Спиноза, Лейбниц рационалист. Существуют истины разума (понятия субстанции, бытия, причин, морали), к которым ум предрасположен (смягчает теорию врожденных идей) и истины факта, которые возникают в процессе познания через органы чувств.


4). Субъективный идеализм Дж. Беркли. Скептицизм Д. Юма

Джордж Беркли (1685 – 1753). Его исходный тезис: «существовать – значит быть воспринимаемым». С этой точки зрения он критикует существование понятия материи как вещественной основы тел и учение Локка о двух классах качеств (первичные качества тоже субъективны). Признавал существование только духовного бытия, которое делил на «идеи» (воспринимаемые нами субъективные качества – пассивны, непроизвольны, не зависят от нас) и «души» (деятельны, активны, могут быть причиной).

Чтобы избежать солипсизма, вносил в учение ряд оговорок. Хотя вещи (то есть суммы «идей») существуют лишь как предметы восприятия, воспринимаемый субъект в мире не один. Бог – это такой субъект, который не может исчезнуть, а потому не может исчезнуть и сотворенный им мир вещей. Здесь Беркли подходит к объективному идеализму. Постигаем Бога эмпирически: наши ощущения – не восприятия каких-то мифических вещей, а восприятия (через внешний мир) самого бога. Бог Беркли перманентно открывается человеку, присутствуя в каждой вещи, точнее в каждой комбинации ощущений. Позиция неоплатонизма с ярко выраженной пантеистической окраской.



Давид Юм (1711-1776) сформулировал основные принципы новоевропейского агностицизма, считается предшественником позитивизма. Называет свою философию скептицизмом, потому что отрицал не только любую материальную субстанцию, но и духовную субстанцию, и индивидуальную душу. На место предметов поставил впечатления (восприятия: внешнего опыта – перцепции; внутреннего – аффекты, желания, страсти), а идеи (понятия), которые возникают на основе прошлого опыта, трактовал как отражения впечатлений.

Учение о причинности Юма является основным в его теории познания. «Нет ни сущности, ни субстанции, ни материи, ни причины». Объективное существование причинности не доказуемо. Категория причинности имеет смысл в границах психологии познания. Человеческий разум на основе ассоциаций, по смежности и сходству сам устанавливает причинные связи между явлениями.


Вопросы и задания для самоконтроля

1. В чем заключается основная особенность философии Нового времени?

2. Что является средством усовершенствования разума в философии Нового времени?

3. С чем связано господство метафизического метода познания в этот период?

4. Раскройте смысл учения Бэкона об идолах.

5.Как вы понимаете выражение Юма «Мы не выходим за пределы самих себя»?

6. В чем заключается суть «картезианской революции»?

7.С какой целью Лейбниц разрабатывает учение о монадах?

8. Проследите эволюцию философских взглядов Дж. Беркли.

9. Почему Кант назвал философию Беркли «мистический идеализм»?


Литература

Основная

1. Антология мировой философии. Т.2. М., 1970.

2. История философии: Запад-Россия-Восток (книга вторая: Философия XV-XIX вв.). /Под. ред. Н.В. Мотрошиловой. М., 1996.

3. Введение в философию. Учебное пособие для вузов М., 2002.



Дополнительная

1. Барг М.А. Эпохи и идеи: Становление историзма. М., 1987.

2. Беркли Д. Сочинения. М., 1978.

3. Бэкон Ф. Новый органон. // Сочинения: В 2 т. Т. 2. М.,1972.

4. Гельвеций К. Об уме // Сочинения: В 2 т. Т.1. М., 1973.

5. Гольбах П. Система природы. // Избранные произв.: В 2 т. Т.1. М., 1963.

6. Декарт Р. Рассуждение о методе. // Избранные произведения. М., 1950.

7. Кузнецов В.Н., Мееровский Б.В., Грязнов А.Ф. Западноевропейская философия XVIII века. М., 1986. Раздел 2.

8. Лейбниц Г. Монадология // Сочинения: В 4 т. Т.1. М., 1982.

9. Нарский И.С. Западноевропейская философия XVIII века. М., 1973.

10. Нарский И.С. Западноевропейская философия XVII века. М., 1974.

11. Соколов В.В. Европейская философия XV-ХVII веков. М., 1984.

12. Спиноза Б. Этика // Избранные произведения: В 2 т. М., 1957. Т.1.

13. Хесле В. Гении философии нового времени. М., 1992.


  1   2   3   4   5

  • Вопросы и задания для самоконтроля
  • Тема 2. Античная и средневековая философия – 2 часа
  • Тема 3. Западноевропейская философия 17-18 веков – 4 часа