Первая страница
Наша команда
Контакты
О нас

    Главная страница


Лекции Специальности: 40. 05. 01 Правовое обеспечение национальной безопасности




страница1/14
Дата21.06.2017
Размер3.36 Mb.
ТипЛекции
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   14


Министерство внутренних дел российской федерации Краснодарский университет
кафедра ФИЛОСОФИИ И СОЦИОЛОГИИ

«УТВЕРЖДАЮ»

Начальник кафедры

философии и социологии

подполковник полиции

С.Ф. Самойлов


«___»_____________2016 г.

Лекции
Специальности: 40.05.01 Правовое обеспечение национальной безопасности;

40.05.02 Правоохранительная деятельность
заочная форма обучения

Дисциплина: Религиоведение




обсуждены и одобрены

на заседании кафедры

протокол №

от « » ________ 2016 г.



Подготовил:

доцент кафедры,

подполковник полиции

____________ И.К. Стригуненко




Краснодар

2016
тема 1

ПРОИСХОЖДЕНИЕ И СУЩНОСТЬ РЕЛИГИИ. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РЕЛИГИОВЕДЕНИЯ

Основное содержание темы
Основные цели лекции:

  1. Формирование у слушателей базовых представлений о религиоведении, необходимых для дальнейшего усвоения знаний.

  2. Формирование у слушателей базовых представлений о предмете религиоведения,понятии и сущности религии.

  3. Формирование у слушателей умения анализировать проблемы инкультурации и социализации личности.

Объем времени, отводимый на лекцию: 2 часа
План занятия
Введение

Основные вопросы лекции:

  1. Понятие религиоведения. Богословско – Теологический, философский и научный подходы к определению религии. Психология религии.

  2. Определение «минимума» религии. Сферы поиска: религиозное сознание, культовая деятельность, религиозные организации. Типы религиозных организаций.

  3. Функции и роль религии в обществе.

Заключение

Рекомендуемая литература




Введение


В современном мире существует большое количество раз­нообразных вер и идеологий, которые условно можно объединить вокруг двух основных мировоззрений: религии и атеизма.

Религия сопровождает человечество на протяжении значительной части его истории и в настоящее время охватывает 80 % населения земного шара. И все-таки она является сферой, мало понятной и для обычных людей, и для специалистов. Причин тому много. Дать одно определение того, что же такое религия, вряд ли представляется возможным уже потому, что известно огромное количество религий прошлого и настоящего. Далее, религию чаще всего оценивают по ее внешним признакам, так как она практикуется ее последователями в культе, тогда как для верующего человека она заключается в глубоко личном внутреннем диалоге с чем-то сверхъестественным. Наконец, каждый исследователь определяет религию в соответствии со своими теоретическими и методологическими предпочтениями и личным отношением к предмету своего изучения (верующий или неверующий).

Вопрос 1. Понятие религиоведения. Богословско-теологический, философский и научный подходы к определению религии. Психология религии.

Слово «религия» происходит от латин. religio — благочестие, свя­тыня, предмет культа. В европейской культуре оно распространяет­ся начиная приблизительно с XVI в. До этого слово «религия» иног­да встречалось в книжном языке без постоянного значения, а вместо него употреблялись синонимы «вера», «верование», «набожность».

Понятие «религия» означает веру, особый взгляд на мир, совокуп­ность обрядово-кулътовых действий, а также объединение верую­щих людей в определенную организацию, которые вытекают из убеж­денности в существовании той или другой разновидности сверхъестественного.

Вместе с тем следует уточнить, что в других культурах совокуп­ность явлений, которые отвечают по смыслу слову «религия», пере­дается иными понятиями. Например, в санскрите (священный и литературный язык буддистов и индуистов) это слово «дхарма» — учение, добродетель, моральное качество, закон, образец, порядок, мироздание. Оно обозначает ценности, нормы и правила, которые определяют повседневную деятельность человека, его поведение в обществе и цель его жизни соответственно тому месту, которое этот человек занимает во Вселенной от рождения. В исламе используется понятие «дин», означающее безусловную преданность Аллаху, веру в абсолютную обусловленность его волей всех происходящих в чело­веческой жизни событий, которая побуждает к добросовестному вы­полнению основных религиозных предписаний — от ежедневной пятиразовой молитвы до запрета на употребление в пищу свинины.

Как видно из определения, религия содержит в себе четыре ос­новные части: веру, вероучение, культ и организацию.

Основу религии, без которой она невозможна, составляет вераособое психическое состояние полного признания и принятия како­го-нибудь утверждения или установки без достаточных обоснова­ний. «Вера же есть осуществление ожидаемого и уверенность в неви­димом» (Евр. 11:1). Замечательный пример религиозной веры дает нам библейская история об Аврааме и его сыне Исааке. В этой прит­че рассказывается о том, как Бог решил подвергнуть испытанию прочность веры Авраама, прежде чем сделать его «прародителем» человечества, и потребовал принести в жертву единственного люби­мого сына Исаака. Когда же Авраам доказал на деле свою готовность выполнить волю Бога, в последний миг Господь заменил сына на барана (Быт. 17—22). Интересный анализ этого чрезвычайного акта веры, главное действующее лицо которого в наше время, безуслов­но, оказалось бы на скамье подсудимых или в психиатрической боль­нице, провел датский философ XIX в. Серен Кьеркегор. По мнению С. Кьеркегора, с точки зрения разума, вера есть парадоксальный феномен, «согласно которому единичный индивид в качестве единич­ного стоит в абсолютном отношении к абсолюту»1. Другими слова­ми, вера есть состояние личностной связи отдельного человека с Богом, которое возвышает человека над обычными человеческими моралью и правом, поскольку оно устанавливается только после от­речения этого человека от всего земного, очищения им своей души. Именно это обстоятельство имел в виду Иисус, поучая людей: «Если кто приходит ко Мне и не возненавидит отца своего и матери, и жены и детей, и братьев и сестер, а притом и самой жизни своей, тот не может быть Моим учеником; и кто не несет креста своего и идет за Мною, не может быть Моим учеником» (Лк. 14:26—27).

Упомянутая история об Аврааме и его сыне Исааке лишний раз подчеркивает главные особенности веры:


  • предельную индивидуальность, так как любая религия под­разумевает наличие определенной организационной структуры, выполняющей роль посредника между Богом и человеком;

  • личное отношение к предмету веры (в виде любой разновидности сверхъестественного), поскольку верующий, как правило, подсознательно оценивает его положительно, считает соответствую­щим той системе норм и ценностей, которую он разделяет;

  • эмоционально-чувственный характер.

Из-за последнего признака веру очень часто противопоставляют знанию, получаемому наукой и философией. Считается, что, в отли­чие от веры, знание является теоретически и практически обосно­ванным (наука), логически непротиворечивым и аргументированным (философия). Однако значительная часть великих ученых XX в. не видела непреодолимой пропасти между религией и наукой. Приве­дем для примера высказывание знаменитого физика М. Планка: «Божество, к которому религиозный человек пытается приблизить­ся при помощи религиозных символов, равноценно, по существу, той проявляющейся в законах природы силе, о которой исследователь в определенной мере получает представление с помощью своих орга­нов чувств... Религиозному человеку Бог дан непосредственно и пер­вично. Из Него, Его всемогущей воли исходит вся жизнь, все явле­ния как телесного, так и духовного мира... В отличие от этого для исследователя первичным является только содержание его восприя­тий и выводимых из них измерений. Отсюда путем индуктивного восхождения он пытается по возможности приблизиться к Богу и Его миропорядку как к высшей, вечно недостижимой цели. Следователь­но, и религия, и естествознание нуждаются в вере в Бога, при этом для религии Бог стоит в начале любого размышления, а для естество­знания — в конце»1.

Если же феномен веры рассматривать с чисто научной точки зре­ния, то обнаруживается, что она на самом деле строится на целиком естественных психологических основаниях. К числу таких основа­ний могут быть отнесены:



  • эмоции и чувства — как положительные (любовь, надежда), так и отрицательные (ужас перед неизвестным);

  • воля (так как религиозная вера предусматривает сознательную кон­центрацию всей психической жизни человека на религиозных образах и чувствах);

  • воображение, благодаря которому абстрактное и расплывчатое по­нятие «сверхъестественных сил» приобретает в сознании обычно­го человека конкретные образы богов, ангелов, бесов, Богомате­ри и т. д.

Особая настроенность всех этих обычных для человека психологи­ческих проявлений на религиозный лад становится возможной лишь под влиянием продолжительной неудовлетворенности многих его по­требностей: мировоззренческих, познавательных, эстетических, мате­риальных и т. д. Какова бы ни была причина этого — то ли низкая ак­тивность самого человека, то ли неблагоприятные социальные условия его жизни, но там, где не подходят естественные пути достижения це­лей, рождается вера в сверхъестественное. Таким образом, веру можно целиком считать естественным свойством человеческого сознания.

Говоря о вере, нужно заметить, что вера бывает религиозной и нерелигиозной. Основной признак религиозной веры — это твердое убеждение человека или людей в существовании сверхъестественно­го, тогда как нерелигиозная вера (например, вера в существование внеземных форм жизни и т. п.) этого признака лишена.

Вероучение — систематизированное изложение содержания веры в догматах, признанных раз и навсегда неизменными истинах, ко­торые не подлежат критике.

В наиболее значительных религиях вероучение содержится в Свя­щенных книгах — Священном Писании, как Библии для христиан и Коране для мусульман. Священное Писание по своей сути считает­ся Откровением, с которым Бог обратился к людям, ведь в истин­ность этого Откровения остается лишь верить. Интересные подроб­ности этого необыкновенного действа сохранили нам воспоминания основоположника ислама — пророка Мухаммада. Он рассказывал, что однажды ночью, когда он по привычке уединился в горной пе­щере в окрестностях Мекки, к нему явился кто-то с завернутым в парчовую ткань свитком и приказал: «Читай!» Трижды Мухаммад отказывался это делать, ссылаясь на свою неграмотность, и тогда незнакомец принимался душить Мухаммада куском ткани. Наконец Мухаммад догадался спросить: «Что читать?» Тогда незнакомец ска­зал: «Читай! Во имя Аллаха милостивого, милосердного! Читай! Во имя Господа твоего, который сотворил человека из сгустка. Читай! И Господь твой щедрейший, который ... научил человека тому, чего он не знал» (Коран, 96:1—5). Мухаммад повторил это и был остав­лен в покое. Но когда он проснулся, оказалось, что в сердце его словно была сделана надпись из этих слов. Он вышел на склон горы и вдруг услышал голос с неба: «О Мухаммад, Ты — посланник Аллаха, а я — [ангел] Джибрил». В небесах, опершись ногами на гсфизонт, стоял его ночной гость. Куда бы ни поворачивался Мухаммад, тот все рав­но был перед ним. Потом Джибрил исчез1.

Божественный характер Писания не запрещает комментировать и толковать его, чтобы сделать более понятным для ограниченного человеческого ума. Такая практика, в частности, была распростра­нена в западноевропейских средневековых университетах, где каж­дое слово Библии толковалось в нескольких смыслах. Отсюда проис­ходит деление библейских книг на главы и строки (стихи), привычное для нас, однако отсутствующее в их оригиналах. (Для справки: Биб­лия имеет 1189 разделов: 929 в Ветхом и 260 — в Новом Завете. Самый длинный раздел — Псалом 118, самый короткий — Псалом 116. Самый длинный стих находится в книге Есфири — 8:12, самый ко­роткий — в Евангелии от Иоанна — 11:35.)

В определенной степени комментаторскую функцию по отношению к Священному Писанию выполняет другая разновидность священных текстов — Священное Предание, написанное людьми (но, как счита­ют, например, католики и православные, по вдохновению Святого Духа). Кроме того, Священное Предание содержит правила и установ­ления, отсутствующие в Священном Писании, но логически следу­ющие из него. Примером такого Предания может служить еврейский Талмуд, само название которого уже приобрело переносный смысл.

Проявить свое отношение к тому, во что или в кого верит религи­озный человек, он может через внешние действия, которые называ­ют культом.

Культ — система (упорядоченная совокупность) определенных, установленных в деталях индивидуальных и коллективных обря­дов, с помощью которых человек мистическим образом общается с Богом. Наиболее известна среди обрядов религиозного культа (кре­стное знамение, поклон, окропление святой водой, жертвоприноше­ние, зажигание свечей и др.) молитва — индивидуальное или кол­лективное словесное обращение верующего к предмету своей веры.

Культ в религии имеет двоякое значение. Во-первых, посредством культа словно устанавливается и поддерживается обратная связь между миром естественным (земным, человеческим) и миром сверхъ­естественным (небесным, божественным). От такой связи человек ожидает прежде всего необходимого участия «горнего мира» в своей судьбе и судьбах других людей. В зависимости от религии, представ­ление о характере такого воздействия может быть различным: и ма­гическим, и зависящим от ценности принесенных жертв или коли­чества прочитанных молитв, и соответствующим «добрым делам» и т. п. Воспроизведение такой обратной связи в религиозном культе подчеркивает специфику религии, поскольку «сверхъестественный» мир так или иначе фигурирует не только в древних и современных мифах (коммунистическое общество, построенное на принципе «от каждого по способности — каждому по потребности»), но и во многих разновидностях светского, нерелигиозного, сознания («должное» — в морали, «абсолютный дух», «воля» — в различных философских учениях).

Во-вторых, система культовых действий во всей ее сложности и разветвленности постоянно поддерживает религиозные чувства ве­рующих и их веру, также является внешним выражением этой веры. Вообразите на минуту какое-нибудь религиозное течение, которое пол­ностью отвергло бы всякий культ. Естественно, что оно перестало бы быть религией, а превратилось в богословскую школу по изучению и толкованию каких-то религиозных идей.



Религиозная организация — оформленное объединение верующих одной религии, возглавляемое чаще всего служителями культа. В своем развитии религиозная организация прошла несколько этапов.

Религиозная группа сравнительно небольшой коллектив лю­дей, совместно отправляющих религиозные обряды.

Федеральный закон «О свободе совести и религиозных объедине­ниях» указывает, что «религиозные группы имеют право совершать богослужения, другие религиозные обряды и церемонии, а также осуществлять обучение религии и религиозное воспитание своих последователей» (ст. 7.3). Для осуществления богослужебной деятель­ности используется имущество и помещения самих участников (ст. 7.1). Религиозная община — религиозная организация, признаками которой являются:



  • добровольное контролируемое членство;

  • высокая степень регулярности культа;

  • отсутствие централизованного руководства при наличии среди ве­рующих лиц, наделенных функциями священнослужителей.

Для организации религиозной общины федеральный закон пре­дусматривает наличие не менее десяти участников, «достигших воз­раста восемнадцати лет и постоянно проживающих в одной местно­сти либо в одном городском или сельском поселении» (ст. 8.3). Община — самая распространенная в древних и современных рели­гиях форма религиозной организации.

Деноминация (латин. denominatio — наделение специальным именем) — религиозное объединение, находящееся в стадии органи­зационного оформления. Этот термин используется также как сино­ним слов вероисповедание, конфессия, означающие принадлежность к определенной религии.



Церковь централизованное, иерархическое объединение священ­нослужителей (клира) и простых верующих (мирян), которое посто­янно воссоздает и координирует обрядово-культовую сторону рели­гии. Она является высшей формой религиозной организации.

Секта религиозное объединение с самобытным вероучением и культом, которое откололось от более крупной организации и ха­рактеризуется замкнутостью, изолированностью от мира и от других религий, претензиями на исключительность исповедуемых ее приверженцами взглядов.

Сектантские догматы просты, но тяготеют к основам учения той исходной религии, из которой возникла секта. Самобытность сектан­тского вероучения сводится к тому, что некие второстепенные эле­менты веры, уже существовавшие в исходной религии, здесь возво­дятся до положения центральных. Например, это могут быть исцеление, пробуждение или учение о конце света.

Культовая практика сектантов на деле направлена не на поддер­жание внутренней духовной связи со сверхъестественным, а на де­монстрацию своего резко отрицательного отношения к миру. Много­численные запреты, соблюдения которых требует от своих приверженцев секта, призваны сыграть роль своеобразного сита, проходя через которое, достойные отделяются от недостойных. Та­кая поведенческая жесткость вырабатывает чувство принадлежнос­ти к элитарному меньшинству, обладающему недоступной всем ос­тальным полной и окончательной истиной.

Власть в секте, как правило, дается благодаря личным «духов­ным дарам» и признанию «духовной силы». Ее лидеры выявляются в результате особого псевдопророческого вдохновения, будто бы нис­ходящего на людей со Святым Духом.

Равно как и относительно культа, относительно религиозной орга­низации действует закономерность — чем более зрелой является та или другая религия, тем более многочисленна и сложна религиоз­ная организация.

Если же в какой-либо религии не будет хотя бы одного из этих элементов, то она не будет уже и религией в полном смысле этого слова. И в самом деле трудно представить себе религию без веры, вероучения, культа или организации.

Существует еще целый ряд элементов, присущих каждой рели­гии (ее догматическое и нравственное учение, аскетические принци­пы и правила жизни и др.); все они органически и логически связа­ны с указанными выше основными четырьмя частями религии.

Религия имеет также две стороны: внешнюю — как она представ­ляется стороннему наблюдателю, и внутреннюю, которая открыва­ется верующему, живущему соответственно духовным и нравствен­ным принципам той или иной религии.

С внутренней стороны религия — это особая духовная жизнь, открывающая человеку сверхъестественный мир.

С внешней стороны религия является:



  • в общественно-практическом отношении — организацией с опре­деленной структурой управления (церковь), правилами жизни сво­их последователей, культом;

  • в философском плане — мировоззрением, которое включает в себя систему конкретных положений (истин).

К истинам религии относятся следующие.

  • Исповедание духовного, совершенного, разумного, личного Начала — Бога, который есть Источник (Причина) бытия всего, что су­ществует, в том числе человека, и всегда активно присутствует в мире. Эта идея Бога может иметь очень разнообразные по форме, содержанию и степени ясности выражения в различных религи­ях: монотеистических (вера в единого Бога), политеистических (вера во многих богов), дуалистических (вера в два божественных начала: доброе и злое), анимистических (вера в наличие души у всех сил и явлений природного мира).

  • Убеждение в том, что человек способен к общению, единению с Богом и совершенной, вечной с Ним жизни. Эта аксиома религи­озного учения составляет фактически само его существо.

  • Вера в бытие мира сверхъестественного: ангелов и демонов, всту­пая в духовный контакт с которыми (своими честными или, на­против, безнравственными поступками), человек в большой сте­пени определяет свою жизнь.

Существуют и другие точки зрения на структуру религии. Так, например, к внешней структуре религии относят: религиозные пред­ставления (комплекс идей и образов, связанных с верой с сверхъес­тественное); религиозные действия (обряды, ритуалы и обычаи, с помощью которых верующие общаются со сверхъестественным), ре­лигиозные настроения (эмоционально-психологические состояния, вызванные верой в сверхъестественное) и религиозные организации. К внутренней структуре религии относят: религиозную картину мира (взгляд на окружающий мир как на мир естественный и сверхъесте­ственный) и религиозную науку жизни (моральные и социальные правила поведения верующего человека).

Вопрос 2. Определение «минимума» религии. Сферы поиска: религиозное сознание, культовая деятельность, религиозные организации. Типы религиозных организаций.

Относительно проблемы сущности и происхождения рели­гии существуют два основных подхода: религиозный (богословский) и светский (религиоведческий).

Религиозный подход утверждает, что появление идеи Бога в че­ловеческом сознании и возникновение религии обусловлено тем, что есть Бог, который сотворил мир (мир имеет начало и конец), приро­ду, человека. Господь воздействует особым образом на человека, а человек способен при определенных условиях воспринимать это воз­действие, общаться с Богом. Приводятся и доказательства бытия Бога.

1) Онтологическое доказательство, было сформулировано блаж. Августином (V в.) и теологом Ансельмом Кентерберийским (XI в.). Оно состоит в том, что, поскольку мы можем представить себе совер­шенное существо, оно должно быть, так как в противном случае мы не могли бы его представить1. Логическая невозможность данного доказательства состоит в том, что существование Бога подменивает­ся существованием понятия о Боге: от того, что я представлю в сво­ем кошельке сто талеров, мое имущество не станет на них боль­ше, — так опроверг это доказательство знаменитый немецкий фило­соф И. Кант (1724—1804)2. Тем не менее онтологическое доказатель­ство позволило перейти к менее уязвимым доказательствам — исто­рическому и психологическому.

2) Космологическое доказательство, намеченное великими антич­ными мудрецами Платоном и Аристотелем и окончательно сформу­лированное величайшим богословом западноевропейского Средневе­ковья Фомой Аквинским (1225/1226 — 1274), требует для такого сложного мира, как наш, первопричины, первоначального импульса всякого начала или движения, который сам должен быть беспричин­ным, безусловным. Это доказательство развивали знаменитые фило­софы-рационалисты Нового времени Г. Лейбниц и X. Вольф. Его ос­паривают, утверждая, что мир не требует перводвигателя, поскольку материя сама обладает движением как своим свойством.

3) Телеологическое доказательство утверждает наличие в мире целесообразности, порожденной Богом: «Мы убеждаемся, что пред­меты, лишенные разума, каковы природные тела, подчиняются целесообразности... Поскольку же сами они лишены разумения, они могут подчиняться целесообразности лишь постольку, поскольку их направляет некто одаренный разумом и пониманием, как стрелок направляет стрелу. Следовательно, есть разумное существо, пола­гающее цель для всего, что происходит в природе; и его мы имену­ем Богом»1. Это доказательство сейчас широко используется, по­скольку мысль о наличии в мире гармонии, целесообразности широко распространена. Это доказательство можно подвергнуть критике, утверждая, что гармония нашего мира, построенная на пожирании сильными слабых, на столкновениях и борьбе, не со­гласуется с добротой Творца. Сторонники телеологического доказа­тельства в ответ на это возражение указывают на факт грехопаде­ния, внесшего порчу в творение. Дескать, гармоничность мира другого, низшего порядка, не так красива, как это было задумано Творцом, но она все-таки есть.

4) Моральное доказательство утверждает наличие абсолютного и вечного морального закона, как проявления божественного начала в мире. Выдвинуто оно знаменитым немецким философом И. Кан­том. Почему «категорический императив», совесть, так властно ру­ководит человеком? Потому что есть Бог, ибо «высшего блага, кото­рое моральный закон обязывает нас полагать предметом наших стремлений, мы можем ожидать только от морально совершенной (святой и благой) и вместе с тем всемогущей воли»2. Это доказатель­ство понятно только совестливым людям, поэтому его ценность от­носительна.

5) Историческое доказательство — древнее, поскольку на факт всеобщности веры в Бога (богов) указывали еще античные авторы (например, Цицерон), но часто используется и поныне: «История не знает ни одного народа, который был бы совершенно лишен веры. Даже атеистов нельзя считать людьми по-настоящему неверующи­ми. Идеологические мифы, которые принимаются ими на веру, — это, по существу, перелицованная религия»1. Это доказательство не носит строго логического характера, просто трудно себе представить, чтобы заблуждение было настолько массовым и давним.

6) Психологическое доказательство — современное. Наличие у че­ловека религиозного чувства должно вызываться внешней причиной, которая и есть Бог. Это доказательство понятно только верующим, поэтому его ценность также относительна.

Последователи религиозного подхода также уверены в том, что религия была вложена Богом в человеческую душу и затем открыта ему в истинах священных текстов. При этом указывается, что религиозное чувство и сопровождающий его религиозный культ необхо­димы не для, скажем так, удовлетворения божественного тщеславия, а для самопознания человеком своей высшей духовной сущности, способной отрываться от обыденного и мирского.

Примером религиозного подхода к проблеме происхождения рели­гии может служить теория «прамонотеизма», обоснованная католи­ческим священником В. Шмидтом (1868—1954) в фундаментальной 12-томной работе «Происхождение идеи Бога». Согласно этой теории вера во многих богов, легенды и мифы о героях и царях являются лишь позднейшими, искажениями веры в единого бога, Творца всего сущего.

Религиозный подход всегда конфессионален, то есть стоит на по­зициях какой-либо определенной религии.

Светский подход не дает однозначного ответа на вопрос о сущно­сти и возникновении религии. За всю историю человеческой мысли предпринималось немало попыток объяснить феномен религии. По­давляющее большинство научных теорий исходили из рационали­стически-психологического аспекта — предположения о том, что именно природа человека, перенесенная на окружающий его мир, стала основой представлений о сверхъестественных силах и богах.

Назовем несколько наиболее распространенных и известных на­учных объяснений происхождения и сущности религии и попробуем сжато изложить их содержание в нескольких тезисах.

Первое научное объяснение происхождения религии — натурали­стическое, его основоположниками считают французских просвети­телей XVIII в. К ним примыкали известный немецкий классический философ Л. Фейербах (1804—1872), а также К. Маркс (1818—1883) и Ф. Энгельс (1820—1895)., Представители этой теории считали, что религия происходит от изначального бессилия человека перед господ­ствующими над ним природными и социальными силами.

Во-первых, они указывали на то, что, в отличие от животных, первобытный человек уже начал давать себе отчет в своей зависимо­сти от природы, поскольку имел в своем распоряжении лишь при­митивные орудия труда, ограниченные трудовые навыки и был ли­шен элементарных знаний об окружающем мире. Неудивительно, что обеспечение пищей, удача или неудача во время охоты или рыбной ловли, даже сохранение собственной жизни часто зависели от слу­чайного стечения обстоятельств, которое расценивалось как действие сил, намного более могучих, чем обычные человеческие, (см- текст 1.1). Итак, делался вывод, что «всякая религия является не чем иным, как фантастическим отражением в головах людей тех внешних сил, которые господствуют над ними в их повседневной жизни, — отра­жением, в котором земные силы принимают форму неземных»1.

Во-вторых, последователи натуралистической теории настаива­ли на том, что дальнейшее существование религии поддерживается сформированными в обществе отношениями господства и подчине­ния, которые всячески порабощали человека и требовали понятно­го ему объяснения этого произвола: «Религия есть один из видов духовного гнета, лежащего везде и повсюду на народных массах, задавленных вечной работой на других, нуждою и одиночеством... Того, кто всю жизнь работает и нуждается, религия учит смире­нию и терпению в земной жизни, утешая надеждой на небесную на­граду. А тех, кто живет чужим трудом, религия учит благотвори­тельности в земной жизни, предлагая им очень дешевое оправдание для всего их эксплуататорского существования и продавая по сход­ной цене билеты на небесное благополучие. Религия есть опиум народа. Религия — род духовной сивухи, в которой рабы капитала топят свой человеческий образ, свои требования на сколь-нибудь достойную человека жизнь»1.

В-третьих, приверженцам натуралистической теории казалось, что по мере развития общества и освобождения человека, в особенности благодаря успехам науки и росту уровня образованности широких народных масс, религия будет постепенно себя изживать: «Если не­знание природы породило богов, то познание природы должно их уничтожить. С ростом знаний человека растут его силы и его ору­дия; науки, искусства, ремесла помогают ему; опыт делает его более уверенным, помогая ему оказывать сопротивление многим явлени­ям, перестающим пугать его, как только он познает их. Одним сло­вом, человеческие страхи рассеиваются по мере роста просвещения. Просвещенный человек перестает быть суеверным»2.

Однако эти объяснения не учитывают того обстоятельства, что страх скорее вызывает стремление избежать данного явления, скрыться от него, нежели почитать и олицетворять его, обращаться к нему с моль­бой. Человек многого боялся, но тем не менее обожествлял не все пред­меты страха: хищников, стихии, своих врагов-людей и т.д., — а лишь некоторые из них, и часто самые безобидные (камень, дерево и т. д.). Видимо, не страх явился причиной религиозного к ним отношения.

Не мог явиться причиной возникновения идеи Бога и низкий уро­вень развития древнего человека. Первобытный человек субъективно ощущал окружающий мир и умел по-своему объяснять все, с чем он сталкивался в своей жизни. Когда в Новое время, благодаря успехам науки, человек увидел, что он постепенно приобретает все большую возможность объяснения происходящих в мире процессов, это откры­тие, освободившее его от «мистического страха» перед природой, не повлияло на его религиозность. Величайшие ученые верили в Бога и продолжают верить в него и в настоящем, XXI веке.



Социологический подход берет свое начало в работах известного французского философа О. Конта (1798—1857). Другими представителями этого направления были немецкий философ, социолог и по­литолог М. Вебер (1864—1958), французский обществовед Э. Дюркгейм (1858—1917) и американский социолог Т. Парсонс (1902—1986). Данный подход определяет религию как социальный институт, ко­торый выполняет две функции.

С одной стороны, религия как социальный институт моделирует общественную среду человеческой жизни — в том виде и тем язы­ком, который понятен всем без исключения. Благодаря этому всем человеческим действиям придается осмысленный, скоординирован­ный характер: «Хоть силы, которые были созданы таким образом, чисто идеальны, они действуют так, как если бы были реальными... Аранда [название одного из племен австралийских туземцев. — Авт.], который соприкасался со своей чурингой [материальный объект, ко­торый считался вместилищем человеческой души. — Авт.], чувствует себя более сильным; он действительно сильнее. Если он съел мясо животного, пусть полностью здорового, но совершенно запретного для него, он будет чувствовать себя больным и может от этого умереть. Конечно, солдат, который гибнет, защищая свое знамя, жертвует собою не во имя куска ткани»1. Чаще всего речь шла об ощущении общности, принадлежности к единому коллективу родственников, которое постоянно проявлялось в преимущественно коллективных способах жизнедеятельности первых людей — от охоты на крупного зверя до исполнения коллективных ритуальных действий. В конеч­ном итоге это ощущение реализовалось в обожествлении персонифи­цированного олицетворения своего рода или племени — его тотема.

В более развитых обществах с более совершенными религиозными формами, моделирование социальной среды значительно усложнилось: «потребность в спасении, которая сознательно культивировалась как содержание религиозности, всегда и всюду возникала как следствие по­пыток систематической практической рационализации реальностей жизни... Иначе говоря, эта потребность связана была с претензиями... показать, что мироздание (по крайней мере в той мере, в какой оно заде­вает интересы людей), имеет большей частью осмысленный характер...»1. С другой стороны, религия как социальный институт устанавли­вает определяющие нормы и мотивы социального поведения в обще­ственной среде, делает их абсолютно значимыми для людей. Так, известный немецкий мыслитель М. Вебер утверждал, что религия изображает первичную картину мира и, исходя из этой картины, определяет отношение человека к тому миру, в котором он живет. В частности, одни религии, например буддизм, стимулируют «бегство от мира» и погружение человека в глубины собственного «Я», благо­даря чему нам, европейцам; остается склонить голову перед физическим и нравственным совершенством индийских йогов или тайна­ми китайской народной медицины. Другие религии, в особенности христианство, наоборот, направляют человека на завоевание и пре­образование мира, что дает возможность западному сообществу гор­диться достижениями научно-технического прогресса.

Представители этнологического подхода — исследователи многочис­ленных народов, находившихся на ранних стадиях развития, Э. Тайлор, Дж. Фрейзер, Б. Малиновский — видели в религии, вместе с ис­кусством и моралью, естественно сформировавшийся первичный элемент человеческой культуры и способ ее нормального функционирования.



Биологические и психологические концепции, которые разрабаты­вали американский философ-прагматик У. Джеймс (1842—1910), немецкий представитель «философии жизни» В. Дильтей (1833— 1911), французский этнолог Л. Леви-Брюль (1857—1939), австрий­ский психиатр и философ, основоположник психоанализа 3. Фрейд (1856—1939) и его последователи, объясняли существование рели­гии присутствием в человеке могущественного «религиозного чувства» или модификациями разных эмоционально-психических состояний — зависти и страха, любви и стыда.

Например, по мнению 3. Фрейда, формирование религиозных представлений происходит на основе присущего каждому человеку «эдипова комплекса» — тяги в раннем детстве мальчика к матери и двойственного отношения к отцу. Отец, с одной стороны, восприни­мается как конкурент во взаимоотношениях с матерью, от которого ребенок подсознательно стремится избавиться. С другой стороны, отец выступает как идеал, с которым малыш себя отождествляет. Итак, у маленького человека формируется комплекс противоречивых чувств к отцу, причем отрицательное отношение к отцу подавляется и вы­тесняется в бессознательное. Ощущение вины за отрицательное восприятие отца как раз и становится тем фоном, на котором возни­кает раскаяние. Отсюда — как компенсация — развивается практи­ка ритуального оказания почестей абстрагированному от конкретно­го отца образу Бога, начиная с веры в тотемного первопредка — животное или растение, от которого будто бы происходит тот или другой родоплеменной коллектив (см. текст 1.2).

Позднее 3. Фрейд расширил свое толкование истоков религии: «Боги сохраняют свою троякую задачу: нейтрализуют ужас перед природой, примиряют с грозным роком, выступающим в образе смер­ти, и вознаграждают за страдание и лишения, выпадающие на долю человека в культурном сообществе»1.

На вопрос о психологическом механизме функционирования рели­гии 3. Фрейд дает следующий ответ: это иллюзии, реализация древ­нейших, сильнейших, настоятельнейших желаний человечества: тайна их силы прячется в силе этих желаний... Добрая власть божественно­го провидения смягчает ужас перед жизненными опасностями, постуликование этического мироздания обеспечивает торжество справедли­вости, чьи требования так часто остаются внутри человеческой куль­туры невыполнимыми, продолжение земного существования в буду­щей жизни предлагает пространственные и временные границы, внутри которых следует ждать осуществления этих желаний1.

По мнению представителей биолого-психологических теорий ре­лигии, многочисленные религиозные влечения, причем в самом при­митивном виде, продолжают оказывать заметное влияние и на со­временное западное общество: «Мощной коллективной формой современного идолопоклонства выступает поклонение силе, успеху и власти рынка; но кроме этих коллективных форм имеется и еще кое-что. В современном человеке скрыто множество индивидуализи­рованных примитивных форм религии. Многие из них называются неврозами, но с тем же успехом можно дать им религиозные имена: культ предков, тотемизм, фетишизм, ритуализм, культ чистоты и т. д.»2.

Сегодня в науке все более укрепляется комплексное видение рас­сматриваемой проблемы: происхождение религии есть следствие вза­имодействия многих факторов — материальных, социально-эконо­мических и духовных. До тех пор, пока наука не дает полного и понятного ответа на вопрос о происхождении религии, будет оста­ваться место для подхода религиозного.

Вопрос 3. Функции и роль религии в обществе.

Тот факт, что религия существует в течение значительной части истории человеческого общества, безусловно, доказывает ее большое значение для людей и ставит вопрос о функциях, которые выполняет религия. Из целого ряда функций, которые выделяют ис­следователи, обратим внимание лишь на четыре, на наш взгляд, са­мые принципиальные. Две из них касаются непосредственно челове­ка, другие две — общества в целом.

Мировоззренческая, смыслообразуюшая функция религии явля­ется основной. Религия придает определенный смысл и цель жизни человека. Хотя само по себе чувство переживания в жизни Высшего начала вдохновляет человека и направляет его мысли и действия в определенное русло, с нашей точки зрения, главная идея, которая предлагается религией верующему, — это все-таки идея Спасения. Потребность в спасении возникает в человеческом обществе в момент перехода от первобытности к цивилизации. Дело в том, что древний человек не отделял себя от мира, воспринимая его исключительно эмоционально («всей душой и всем сердцем») как живое, одушевленное «ТЫ». Человек, условно говоря цивилизованный в своем созна­нии отстраняет себя от мира осмысливает его с помощью абстракт­ного мышления как безликое противостоящее себе «ОНО». В результате, как пишет известный немецкий философ XX в. К. Яс-перс (1883—1969), он «сознает свое бытие в целом, самого себя и свои границы. Перед ним открывается ужас мира и собственная беспомощ­ность. Стоя над пропастью, он ставит радикальные вопросы, требует освобождения и спасения»1. Только теперь эти вопросы адресуются не миру, который воспринимается чем-то реально-близким, а направ­ляются в инстанцию потустороннего. Эта инстанция, будучи снача­ла плодом человеческой фантазии, теперь конструируется в челове­ческом сознании как идеальная модель Вселенной, где властвует «золотой век» человека и мира, где нет бедности и неграмотности, болезней и несчастья, кричащей пропасти между богатством и бед­ностью, нет войн и насилия. К этому «золотому веку» ведут две до­роги — путь знания (науки и философии) и путь веры (религии). Путь знания ориентирует человека на познание Истины мира (то есть ес­тественных законов мироздания) и на этой основе — на его практи­ческое, материальное преобразование в человеческих интересах. Путь же веры направляет человека на установление личностной связи че­ловека и сверхъестественного Абсолюта (Бога) во имя внутреннего духовного самосовершенствования.

Правда, вся история мировой культуры демонстрирует стремле­ние к искусственному моделированию Вселенной с центральной осью, которая бы открыла возможность подняться в небо, — центральный столб жилого помещения, отверстие в шатре, жертвенник, алтарь, храм с колокольней. Мифы и сказки с давних пор также свидетель­ствуют о неугомонном поиске человечеством средств соединения миров — радуга, канат, мост, конь, в конце концов лестница, при­снившаяся библейскому Иакову (Быт. 28:12).

Однако следует заметить, что в разные исторические эпохи зна­чимость мировоззренческой функции религии не оставалась неизмен­ной. Если в предшествующие эпохи выполнение этой функции дела­ло религию ведущей формой общественного сознания и духовной жизни большинства людей, то с конца XIX в., с того момента, когда известный немецкий философ Ф. Ницше (1844—1900) возвестил о «смерти Бога», ситуация заметно изменилась. Если сравнить стати­стические данные о количестве верующих начала и конца XX в., то можно увидеть, что количество неверующих увеличилось в процент­ном отношении к общей численности населения Земли с менее чем 1% до почти 20%! Соответственно изменилось и религиозное поведе­ние людей, которое стало более индивидуализированным и осознан­ным: «В век, когда 10 заповедей, по-видимому, уже потеряли для многих свою силу, человек должен быть приготовлен к тому, чтобы воспринять 10 000 заповедей, заключенных в 10 000 ситуаций, с ко­торыми его сталкивает жизнь»1.

В то же время для каждого отдельного человека религия выпол­няет также компенсаторную функцию, когда угнетение и разные формы эксплуатации, с которыми каждый человек в той или другой мере встречается в обычной жизни, преодолеваются идеей равенства всех верующих перед Богом, социальное неравенство превращается в равенство в греховности и страдании, а милосердие, забота и благо­творительность смягчают бедность и обездоленность.

По отношению к обществу религия выполняет функции регуля­тивную и легитимирующую.

Регулятивная функция религии заключается в том, что с помо­щью определенных идей, ценностей, установок, стереотипов и тра­диций строятся отношения людей в исторически определенном типе общества. Понятна необходимость и важность выполнения этой фун­кции, ведь еще Ф. М. Достоевский в «Братьях Карамазовых» напи­сал: «Если Бога нет, то все позволено». Выполнение религией регу­лятивной функции становится возможным в той мере, в какой она одновременно создает общезначимые мораль и право, контролирует их соблюдение и устанавливает в связи с этим разветвленную систе­му поощрений и наказаний.

Легитимирующая функция религии состоит из обоснования, ос­вящения, придания законного характера определенному типу обще­ственного порядка и государства. Общество обращается к авторите­ту религии, чтобы сделать свои требования значащими для своих членов, передавать от одного поколения к другому те правила и нор­мы, которые оно предъявляет каждому отдельному человеку как общественному, социальному существу. Простейшим примером рели­гиозной легитимизации может служить хорошо известная формула признания верховенства королевской власти — «Милостью Божьей!».

Заключение:

Итак, религия предстает не «опиумом народа», как подчеркива­ли некоторые представители натуралистической теории, а в определен­ной мере естественным, необходимым компонентом жизни как обще­ства в целом, так и каждого отдельного человека. На фоне вышесказанного совсем не фантастическим выглядит пророчество изве­стного западного фантаста Ф. Брауна в рассказе «Ответ». В нем речь идет о создании в отдаленном будущем межгалактической кибернетической машины, которая вобрала мудрость «всех обитаемых планет — девяно­ста шести миллионов миров». И вот конструкторы обращаются к своему детищу с первым вопросом, на который до сих пор не могли отве­тить ни один человек и ни одна машина: «Есть ли Бог?» Суперкомпью­тер не промедлил с ответом ни на миг: «Да, ТЕПЕРЬ Бог есть»1.

Не надо думать, что легитимирующая функция религии уже ото­шла в прошлое. Другое дело, что в современном обществе ее выполне­ние несколько ослаблено. Зато усиливается выполнение этой функции со стороны государства, которое создает и поддерживает определен­ную идеологию. Однако если религия выполняет свою легитимиру­ющую функцию большей частью силой морального влияния, то госу­дарство предпочитает использовать прямое принуждение в насаждении собственной идеологии — достаточно вспомнить советский тоталитар­ный режим, который существовал якобы для быстрейшего воплоще­ния в жизнь «светлого коммунистического будущего».

РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА:


а) основная литература

  1. Лобазова О.Ф. Религиоведение: Учебник. - Дашков и К., М., 2012.

  2. Эриашвили Н.Д., Павловский В.П. Основы религиоведения: учебное пособие. - Юнити-Дана, М., 2012.

  3. Религиоведение: Учебное пособие / Под ред. М.М. Шахнович – Спб.: Питер, 2008.

  4. Суслонов П.Е. Религиоведение: Учебное пособие. – М.: ЦОКР МВД России, 2010.

б) дополнительная литература

  1. Эриашвили Н.Д., Павловский В.П., Щеглов А.В. Религиоведение: Учебное пособие. - Юнити-Дана, М., 2012.

  2. Данильян О.Г., Тараненко В.М.: Религиоведение. Учебник, Инфра-М, М., 2013.

  3. Современные нетрадиционные религии: учеб.-метод. пособие / сост. Е.В. Рябченко. – Краснодар: Краснодар. ун-т МВД России, 2012.

  4. Рябченко Е.В. Национально-государственные религии: Лекция. – Краснодар: Краснодарский университет МВД России, 2007.

  5. Рябченко Е.В. Ислам: Лекция. - Краснодар: Краснодарский университет МВД России, 2007.

  6. Религиоведение: учеб.-метод. пособие для курсантов, студентов , слушателей всех форм обучения / сост. А.А. Акулова, Е.В. Рябченко, Л.В. Карнаушенко. – Краснодар: Краснодарский университет МВД России, 2009.



  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   14

  • Краснодар 2016 тема 1 ПРОИСХОЖДЕНИЕ И СУЩНОСТЬ РЕЛИГИИ. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РЕЛИГИОВЕДЕНИЯ Основное содержание темы
  • Основные цели лекции
  • Объем времени, отводимый на лекцию: 2 часа План занятия Введение Основные вопросы лекции
  • Религиозная организация
  • Религиозная группа
  • Церковь
  • Светский подход
  • Регулятивная функция
  • Легитимирующая функция