Первая страница
Наша команда
Контакты
О нас

    Главная страница


Лекции по спортивной метрологии. Основы статистики: Учебное пособие. Малаховка, 2000




Скачать 179.95 Kb.
Дата28.06.2017
Размер179.95 Kb.
ТипЛекции

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА ПО СПОРТИВНОЙ МЕТРОЛОГИИ


для студентов заочного отделения
2011–2012 уч. год

ЗАДАНИЕ


  1. Теория: составить краткий конспект по предлагаемому плану

  2. Расчетная часть

    1. Разработать тест (описание теста)

    2. Проверить надежность теста

    3. Оценить информативность теста

    4. Рассчитать шкалы оценок для теста

Выполнил:

Студент гр. 3/ф

__________________

Литература

Учебники



  1. Спортивная метрология / Под ред. В.М. Зациорского. – М.: ФиС, 1982

  2. Годик М.А. Спортивная метрология. – М.: ФиС, 1988

Дополнительная литература




  1. Коренберг В.Б. Лекции по спортивной метрологии. Основы статистики: Учебное пособие. – Малаховка, 2000

  2. Коренберг В.Б. Учебный словарь-справочник по спортивной метрологии. – Малаховка, 1996

  3. Основы математической статистики / Под ред. В.С. Иванова: Учебное пособие. – М.: ФиС, 1990

  4. Зациорский В.М. Основы спортивной метрологии. – М.: ФиС, 1979

  5. Лазаренко Т.П. Шкалы оценок: Методическая разработка. – М.: ГЦОЛИФК, 1993

  6. Голомазов С.В., Зациорский В.М. Точность двигательных действий: Методическая разработка. – М.: ГЦОЛИФК, 1982

  7. Лазаренко Т.П. Методические рекомендации к семинарским занятиям по спортивной метрологии (основы теории тестов). – М., 1980

  8. Нагинская С.В. Спортивная метрология: Учебное пособие. – М.



    1. ТЕОРИЯ. ВОПРОСЫ ДЛЯ СОСТАВЛЕНИЯ КРАТКОГО КОНСПЕКТА
      ПО КУРСУ СПОРТИВНОЙ МЕТРОЛОГИИ

Раздел 1. Основы метрологии

    1. Основы теории измерений

  1. Измерение, шкалы измерений (привести примеры использования шкал в своем виде спорта).

  2. Шкалы измерений и точность измерений:

– какую точность измерений обеспечивают разные шкалы;

– погрешности измерений: абсолютная и относительная; систематическая и случайная.



    1. Основы теории оценок

  1. Оценка спортивных достижений:

– проблема эквивалентности оценок;

– оценка в многоборье;

– нормы и квалификационные нормативы (как определяются?)


  1. Шкалы оценок: (о каждом виде шкал рассказать: почему так называются; как рассчитываются; когда применяются; от чего зависит оценка каждого результата):

– шкала выбранных точек;

– шкала ГЦОЛИФК;

– квантильные шкалы (перцентильная шкала);

– стандартные шкалы.



  1. Оценка результатов комплексного контроля.

  2. Методы экспертных оценок


Раздел 2. Основы теории тестов

  1. Основы теории тестов (тест, батарея тестов, требования к тестированию, добротность тестов; виды тестов: максимальный двигательный тест, максимальный функциональный тест, стандартная функциональная проба, тест покоя).

  2. Надежность тестов:

– определение;

– разновидности надежности (воспроизводимость, стабильность, согласованность, эквивалентность);

– статистические метода расчета коэффициента надежности rtt (корреляция, дисперсионный анализ);

– пути повышения надежности теста.



  1. Информативность тестов:

– определение;

– логический и эмпирический методы оценки информативности теста;

– статистические методы расчета коэффициента инфор-мативности rtk (корреляция и факторный анализ);

– критерии информативности.

При объяснении приводить примеры из своего вида спорта.
Раздел 3. Метрологические основы педагогического контроля
(иллюстрировать примерами из своего вида спорта)


I. Этапный, текущий, оперативный контроль

1. Сроки и цель проведения каждого вида контроля.

2. Выбор тестов. Что служит основным критерием информативности.

II. Контроль за соревновательной деятельностью


  1. Цели контроля

  2. Выбор показателей и способы их регистрации

III. Контроль за технико-тактическим мастерством

  1. Объем, разносторонность и освоенность техники

  2. Эффективность техники: сравнительная, реализационная, абсолютная. Использование регрессионного и дискриминативного анализа при оценке эффективности спортивной техники.

  3. Контроль за тактикой.

  4. Методы регистрации характеристик ТТМ.

IV. Контроль за физическими качествами

  1. Силовые показатели: кривая «сила-скорость», характеристики силовых качеств, информативность и надежность силовых показателей.

  2. Скоростные качества: элементарные и комплексные проявления быстроты, информативность и надежность тестов при контроле за скоростными качествами.

  3. Выносливость: общая и специфическая; информативность и надежность тестов при контроле за общей и специфической выносливостью.

V. Контроль за тренировочной нагрузкой (как определяется и учитывается)

1. Специализированность нагрузки.

2. Направленность нагрузки.

3. Сложность нагрузки.

4. Величина нагрузки. Педагогические и физиологические характеристики нагрузки.

Уметь решать следующие задачи по предлагаемым исходным данным:


  1. Определить, однородна ли выборка.

  2. Найти показатели средних значений: , Мо, Ме.

  3. Найти показатели вариативности результатов: σ, V%, R (размах).

  4. Рассчитать нормативный показатель.

  5. Составить стандартную шкалу оценок в виде графика, таблицы, формулы.

  6. Разработать перцентильную (децильную, квартильную) шкалу оценок в виде графика, таблицы.

  7. Рассчитать оценки по шкале ГЦОЛИФК.

  8. Составить шкалу выбранных точек (пропорциональную, прогрессирующую, S-образную), представить в виде графика и таблицы.

  9. Установить, есть ли достоверные различия между средними значениями результатов двух групп.

  10. Установить, есть ли взаимосвязь между результатами двух тестов (графически).

  11. Рассчитать ранговый коэффициент корреляции.

  12. По уравнению регрессии построить линию регрессии и объяснить смысл графика.

  13. Оценить реализационную эффективность техники с помощью регрессионного остатка.

  14. Приближенно с помощью графиков оценить надежность и информативность тестов.

II. РАСЧЕТНАЯ ЧАСТЬ


1. РАЗРАБОТКА ТЕСТА (СОБСТВЕННАЯ ИЛИ ИЗ ЛИТЕРАТУРЫ)
Название теста:

План описания теста:

– оборудование

– процедура тестирования

– результаты теста

– дополнительные замечания


ОПИСАНИЕ ТЕСТА

2. ПРОВЕРКА НАДЕЖНОСТИ ТЕСТА

Исходные данные (собственные или из литературы):

название теста:

испытуемые

условия повторного проведения теста

Таблица 1



№ испытуемого

1

2




n

Тест













Ретест














Задание

  1. Объяснить какая разновидность надежности теста проверяется в данном эксперименте

  2. Рассчитать коэффициента надежности теста rtt

  3. Построить корреляционное поле, отражающее надежность данного теста.

  4. Сделать заключение о надежности теста на основании расчета и графика

Выполнение задания

  1. Какая разновидность надежности проверяется в данном эксперименте: воспроизводимость, согласованность, стабильность или эквивалентность? (поясните)



  1. Расчет коэффициента надежности теста rtt корреляционным методом по формуле:

r =, где = ; = ; σх = ; σу = ;


Что означают символы Хi, Yi, , , n, σх, σу?


Таблица 2

Вспомогательная таблица для расчета коэффициента корреляции

Браве-Пирсона


№ испыт.

Хi

Xi-

(Xi-)2

Yi

Yi-

(Yi-)2

(Xi-)(Yi-)

























n =

∑Xi=

∑(Xi)=

∑(Xi)2=



∑Yi=

∑( Yi-)=



∑(Yi-)2=

∑(Xi-)(Yi-)=



= ––––––––––––––– = = –––––––––––––––– =

σх = √ ––––––––––––– = σу = √ ––––––––––––––––– =
rtt = ––––––––––––––– =
3. Построить корреляционное поле, отражающее надежность данного теста. Для этого:

а) в соответствии с исходными данными сделайте разметку на осях Х и У. При этом масштаб, а также значения минимума и максимума на обеих осях должны быть абсолютно одинаковыми;

б) построить линию «100-процентной надежности» (линию расположения точек в случае полного совпадения результатов теста и ретеста);

в) по исходным данным построить корреляционное поле и обвести его овальным контуром

У

ретест





Х

(тест)


4. Заключение о надежности теста:

а) заключение о надежности теста на основании расчета.


Таблица 3

Таблица оценки коэффициента надежности




Коэффициент надежности rtt

Оценка надежности

> 0,95

0,90–0,95

0,80–0,89

0,70–0,79



< 0,70

Отличная

Хорошая


Удовлетворительная

Низкая


Ненадежен

rtt = , следовательно


б) заключение о надежности теста на основании графика

Совпадает ли рассеяние корреляционного поля с полученным значением коэффициента корреляции? О чем это говорит?

Имеется ли смещение корреляционного поля относительно линии
100-процентной надежности? Вверх или вниз? О чем это говорит?

в) какие факторы влияют на надежность данного теста? Что нужно сделать, чтобы ее повысить?




3. ПРОВЕРКА ИНФОРМАТИВНОСТИ ТЕСТА
Исходные данные – собственные или из литературы:

тест:


критерий:

контингент:


Задание

  1. Сформулировать цель тестирования в вашем задании

  2. Логически обосновать выбор теста и критерия информативности

  3. Рассчитать коэффициент информативности rtk методом ранговой корреляции Спирмена

  4. Построить корреляционное поле, отражающее информативность данного теста

  5. Сделать заключение об информативности теста на основании расчета и графика

Таблица 1

Результаты теста и критерия






1

2




n

Xi тест














Yi крит.















Выполнение задания

  1. Цель тестирования



  1. Логическое обоснование выбора теста и критерия информативности


  1. Расчет коэффициента информативности rtk по формуле рангового коэффициента корреляции Спирмена rs

rtk = rs = 1 –

Для расчета по этой формуле исходные данные нужно ранжировать в порядке возрастания или убывания (Уч. 1 с. 42, табл. 9 или Уч. 3 с. 157, табл. 7.5.)


Таблица для расчета рангового коэффициента корреляции Спирмена




Исходные данные

Ранги

Разность

d2

испытуемого

Х
тест

У
критерий

Rx

Ry

рангов
d=Rx-Ry
























n
















∑d2 =

rtk = rs = 1– =
3. Построить два корреляционных поля, отражающих информативность данного теста:
1) – по исходным данным Х и У 2) – по рангам Rx и Ry
У–критерий Ry, ранги по критерию
10

9

8



7

6

5



4

3

2



1

Х 0 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 Rx

тест ранги по тесту

По виду корреляционного поля определяет ориентировочно ранговый коэффициент корреляции

Следовательно: r
Оценка коэффициента информативности rtk


Коэффициент информативности

Информативность теста

> 0,90

0,80–0,90

0,70–0,80

<0,7


Отличная

Хорошая


Удовлетворительная

Сомнительная


Так как у нас rtk = информативность теста…


Заключение об информативности тестов на основании графиков:

совпадает ли рассеяние корреляционного поля на графике и значение rtk?


О чем это говорит?

Итоговое заключение:

информативность теста ____________________________________________

название теста

предлагаемого с целью ____________________________________________

цель тестирования

для испытуемых __________________________________________________

контингент

можно считать
Недостаточно высокую информативность теста можно объяснить тем, что

4. РАСЧЕТ ШКАЛ ОЦЕНОК
Исходные данные (название теста) Таблица 1

Результаты тестирования (Х), которые проверялись на информативность.



№ исп.




Хi





Задание

  1. Для данного теста рассчитать шкалу оценок ГЦОЛИФК

  2. Для этого же теста рассчитать сигмальную шкалу оценок

  3. Разработать шкалу сопоставительных норм для этого теста


Выполнение задания

  1. Расчет шкалы оценок ГЦОЛИФК (модифицированная формула)

Очки =.100


Определите количество очков для каждого результата и запишите в таблицу 2

№ исп.




Результат теста Х




Очки



Постройте график шкалы оценок ГЦОЛИФК

очки
Результаты
Составьте таблицу очков по шкале ГЦОЛИФК, т.е. запишите подряд в диапазоне от min до max все возможные результаты теста и соответствующее каждому количество очков (табл. 3)

Таблица 3




Результаты




Очки







Результаты




Очки






  1. Расчет сигмальной шкалы оценок

Выберите оду из формул для расчета сигмальной шкалы (обведите ее)

Т = 50+10Z С = 5+2Z

Где Z =

Выпишите из предыдущих расчетов значения и σ для результатов теста = σ =
Известно, что при увеличении числа испытуемых результаты однородной группы стремятся к нормальному распределению. Считая условно, что распределение ваших результатов близко к нормальному, определите число очков для значения Xi, равных:
Xi = Z = ––––––––––– = Т = С =

Xi = – σ = Z = ––––––––––– = Т = С =

Xi = + σ = Z = ––––––––––– = Т = С =

Xi = – 2σ = Z = ––––––––––– = Т = С =

Xi = + 2 σ = Z = ––––––––––– = Т = С =
По полученным данным постройте график выбранной вами сигмальной шкалы. Обозначьте на вертикальной оси ее символ и сделайте разметку очков, а также на оси Z. Укажите на оси Х соответствующие числовые значения выделенных точек
Очки Z

+3

+2

+1



0

-1

-2



-3

| | | | | | |

–2σ –σ +2σ результат
Количество очков для каждого испытуемого Таблица 4


№ испыт.




Результаты теста




Очки




Таблица 5

Фрагмент таблицы очков в диапазоне результатов от –σ до



Результат




Очки





3. Разработка сопоставительных норм

При разработке сопоставительных норм за основу берут кривую нормального распределения вариационного ряда (см. рис.). Проценты, указанные в каждом секторе, соответствуют количеству испытуемых, имеющих результаты в данном диапазоне (например, 68 человек из 100 показали результаты от –σ до +σ)



Используя данные предыдущего расчета, заполните таблицу граничных значений сопоставительных норм

Выделите на графике (цветом) зоны, соответствующие каждой оценке.

Определите ориентировочно и укажите в таблице процент результатов, попадающих в каждую зону

Шкала сопоставительных норм Таблица 6

Оценки

Границы

Граничные значения Х

Словесная

баллы







Очень низкая

1

Ниже –2σ




Низкая

2

От –2σ до –1σ




Ниже средней

3

От –1σ до –0,5σ




Средняя

4

От –0,5σ до +0,5σ




Выше средней

5

От +0,5σ до +1σ




Высокая

6

От +1σ до +2σ




Очень высокая

7

Выше +2σ




Таблица 7

В соответствии с полученными граничными значениями сопоставительных норм охарактеризовать ваши результаты тестирования




№ испыт.

Результат теста Хi

Оценки







Словесная

Балл