Первая страница
Наша команда
Контакты
О нас

    Главная страница


Лекции по русской истории с 411-430 Соловьёв С. М. Чтения и рассказы по истории России Доп литература




Скачать 114.8 Kb.
Дата21.04.2017
Размер114.8 Kb.
ТипЛекции
Человек в истории: царь Алексей Михайлович

10 класс, История Отечества



Автор: Миронова Любовь Герасимовна , учитель истории МОУ «СОШ № 2» г. Ядрин ЧР

Форма урока: урок –практикум
Задачи урока:

1.Раскрыть личностные качества царя Алексея Михайловича

2.Развивать умение самостоятельно анализировать источники информации, выявлять причинно-следственные связи

3. Продолжить формирование умения характеризовать историческую личность


Оборудование: карточки: даты и изображение событий

Раздаточный материал: высказывания знаменитых историков

Карта : Россия в 17 в.

С. Соловьёв История России с древнейших времён т.9-12

В. Ключевский. Курс русской истории т. 9 ч 3с 300 -314

Платонов С.Ф. Лекции по русской истории с 411-430

Соловьёв С.М. Чтения и рассказы по истории России

Доп. литература

Гусев А.Человек в истории : царь Алексей Михайлович// ПИвШ 2003, № 5 с.30-36

История России 9-17 вв. Шк .энц «Руссика» с. 20 – 24

История России (от древних славян до Петра Великого) Энц. для детей том 5 стр 385-390


Ход урока

1.Вводно-мотивационная часть

2.Организация учебной деятельности

3.Рефлексия



Вводно-мотивационная часть

17 столетие породило немало сложных и дискуссионных проблем в историографии Был ли это последний век русского Средневековья времени консерватизма, разрушенного мощной рукой Петра 1 или это переходный период истории, когда объективно вызревали условия жизни новой России?. Одной из ярких личностей 17 века безусловно является царь Алексей Михайлович Периоду правления АМ мы отведём 7 уроков, первый урок из этого блока посвятим личности самого царя

Литература о царе АМ достаточно разнообразна. Мы сегодня обратимся к историческим сочинениям Василия Ключевского «Курс русской истории», где представлен анализ правления АМ в различных сферах государственной жизни. Дано описание характера царя.

Сергей Михайлович Соловьёв «История России с древнейших времён» исследует период царствования АМ в сорогой хронологической последовательности. Знакомство с работами этого историка позволяет в полной мере ощутить сложность времени, на которое пришлось правление АМ

Сергей Фёдорович Платонов «Лекции по русской истории» рассматривает личность царя во всех аспектах

При всей схожести в оценках АМ каждый из историков подмечает в нём что-то особенное, что вместе создаёт цельное представление о неоднозначной и противоречивой личности царя.



Целью урока является раскрытие личных качеств царя АМ на основе анализа ист произведений выдающихся историков
1 группа- работает с Курсом русской истории В.О.Ключевский

2 группа - Платонов Лекции по русской истории


2. Организация учебной деятельности

Вначале краткая Биография царя. Ваша задача на основе моего рассказа заполнить (генеалогическое дерево) Пол листа ватмана дана схема с пустыми клетками- каждой гр

Михаил Романов 1613-1645-М. Долгорукая

-Е. Стрешнева

Алексей(1629-1645-1676: 46 л, 30 полных) Ирина Анна Татьяна

Мария Милославская Наталья Нарышкина

Фёдор Иван Софья Пётр Наталья Феодора

1676-1682 1682-1696 1682-1725

А.М. родился 19 марта 1629 году. В семье царя Михаила Фёдоровича это был долгожданный наследник, до него одна за другой рождались девочки. В 1645 чувствуя, что умирает благословил 16 летнего сына Алексея на царство В 19 лет женился на Марии Ильиничне Милославской .Она родила 13 детей . Но в живых остались лишь Фёдор правил (1676-1682) Иван V правил (1682-1696) одновременно с Петром 1, для них был сделан двойной царский трон с двумя сидениями, от имени малолетних царей 7 лет с 1682 по 1689 год правила их сестра Софья. После смерти первой жены В 1671 году венчался с Натальей Кирилловной Нарышкиной, которая родила Петра , будущего императора и двух дочерей.

Проверка схемы по стенду



В правлении АМ произошло немало важных событий, вспомним их

Хронологическая разминка : 1гр показывает даты 2 гр отвечают

1649 год- Соборное Уложение. Участвовал в составлении и утверждении СУ. Стремясь к упрочению царской власти , возвёл всякий умысел на здоровье, жизнь и честь государя в ранг тягчайших гос-ых преступлений. В Гл 11 «Суд о крестьянах» вводился бессрочный сыск крестьян, запрет перехода в Юрьев день к новым владельцам. Феодалы получили право полностью распоряжаться личностью крестьянина. Таким образом, система крепостного права получила юридическое оформление

1654 – АМ возложил на Никона проведение церковной реформы, однако через 4 года разорвал отношения с Никоном и выступил главным обвинителем патриарха.

Вёл активную внешнюю политику:

1654 – воссоединение Украины с Россией

1654-1667 гг- русско-польская война, царь принял личное участие в походах в начале войны . В результате Россия вернула Смоленск, Чернигов.

1656-1658 гг- русско-шведская война, царь предпринял неудачную попытку добиться выхода к морю.

Правление АМ было наполнено социальными взрывами.:

1648 г – Соляной бунт в Москве (причина: пошлина на соль), произошли восстания в 30 городах.

1662 г – Медный бунт (причина :налоги собирали серебром, а жалование выдавали медью, посадский люд оказался неплатежеспособным)

1666 г – Поход Василия Уса (Дон-Воронеж, Тула на Москву, предложил свои услуги правительству в войне России с Польшей)

1670-1671- восстание Степана Разина

В правлении АМ шёл процесс освоения новых территорий , расширения России на восток.

1648-морской поход С. Дежнёва

1643-46- экспедиция В. Пояркова на Амур

1649-53 – поход Е. Хабарова на Амур

Русские землепроходцы продвинулись от Западной Сибири до Берегов Тихого океана.



Детство. Какое воспитание получил?

Ключевский: стр 301-302 «Он прошёл полный курс древнерусского образования. На 6 году его посадили за букварь. Через год перешли от азбуки к чтению часовника, Деяния апостолов, в 7 лет стали учить писать, на 9 году перешли к изучению церковных книг. И лет 10 царевич был готов. Когда Алексею было лет 11, он обладал маленькой библиотекой-13 томов. Главным воспитателем царевича был боярин Борис Иванович Морозов.(умный , ловкий, по тому времени образованный, понимавший новые потребности царя- Соловьёв) Он одевал Алексея в немецкое платье знакомил его с некоторыми предметами посредством немецких картинок.»-

Платонов : стр 411

«Царь Алексей рос тихо в тереме московского дворца, окружённый многочисленным штатом мам. Царевичу покупали игрушки, был у него конь «немецкого дела», музыкальные инструменты. В 16 лет царевич осиротел и вступил на московский престол не видев ничего, кроме семьи и дворца. Отца же заменил боярин Морозов»-



Таким образом , детство прошло спокойно, что и отразилось на формирование его характера

Дальнейшие годы жизни царя Алексея дали ему значительный жизненный опыт. События первых лет его правления(1648, 1649, русско-польская война) развивающим образом подействовали на личность АМ, царь возмужал


Важным при характеристике личности является его внешность.

Внешность царя: Посмотрите на портрет царя- сделанный неизвестным художником в 17 веке., опишите черты , выражение лица,

а теперь посмотрим, как описывают внешность историки.

Платонов, стр 412 « В его голубых, светлых глазах светилась редкая доброта. Лицо государя полное и румяное, с русой бородой, было благодушно-приветливо и в то же время серьёзно и важно, а полная фигура его сохраняла величавую и чинную осанку»- Ключевский , стр 308 « У царя Алексея всё мило, сдержанно, мягко, тускло и немного сладковато. Склад его ума и сердца с удивительной точностью отражался в его полной, даже тучной фигуре, с низким лбом, белым лицом обрамленным красивой бородой, с пухлыми румяными щеками, русыми волосами, с кроткими чертами лица и мягкими глазами»
Любимые занятия: любил читать , писать, что об этом говорят историки?

1.Ключевский стр 308 АМ очень любил писать и в этом отношении, был редким явлением своего времени. Его личные литературные попытки не ограничивались составлением писем и посланий. Он пробовал сочинять стихи, писал о польской войне, деловые бумаги. Царь Алексей высказывался очень легко, любил пофилософствовать в своих произведениях. При чтении этих произведений бросается прежде всего в глаза необыкновенная восприимчивость впечатлительность. царя. Его занимает и волнует всё одинаково: и вопросы политики, и смерть патриарха, и садоводство. Царь не делает видимого различия между важным и неважным. С равным одушевлением и вниманием он пишет о поражении своих войск и о монастырской драке.



Платонов –с 420-421: Склонность к чтению и размышлению развила светлые стороны натуры АМ и создала из него привлекательную личность. Он был одним из самых образованных людей московского общества того времени. Следы его разносторонней начитанности прослеживаются во всех его произведениях. В своих письмах и сочинениях применяет книжные фразы


  1. Его любимым занятием была соколиная охота. Приглашение к участию в процесс охоты, дарение царских птиц были высокой наградой для поданных.

Платонов стр-426 8-ая строка Кроме прямых ощущений охотника, азарта, шумного движения, соколиная охота давала чувство красоты. В написанной книге о соколиной охоте , царь тонко рассуждает о красоте птиц, о прелести птичьего полёта, о внешнем изяществе своей охоты. Царь следит за красотой сокольничего наряда и оговаривает, чтобы нашивка на кафтанах была золотая или серебряная.»

  1. театр


Особенности его характера:
1.Чтение развило в АМ глубокую и сознательную религиозность

Платонов стр 421. Религиозным чувством он был поникнут весь. Он много молился строго держал посты и прекрасно знал все церковные уставы. Его главным духовным интересом было спасение души. Всякому виновному царь при выговоре указывал, что он губит свою душу. Религия для нег была не только обрядом, но и высокой нравственной дисциплиной. Ко всему окружающему он относился с высоты религиозной морали

Ключевский стр 302 « Он был образцом набожности. Это набожность оказывала могущественное влияние на государственные понятия и на житейские отношения Алексея. В царе Алексее нет и тени самонадеянности, обидчивого властолюбия, которым страдал Грозный. Одному из воевод АМ писал «Лучше слезами, усердием и смирением перед богом промысел чинить, чем силой и надменностью. Это соединение власти и кротости помогало царю ладить с боярами. Сознание самодержавной власти в своих проявлениях смягчалось набожной кротостью, глубоким смирением царя, пытавшегося не забыть в себе человека.»

  1. Историки отмечают неуравновешенность характера


Платонов:стр 416-417 «Царь Алексей мог быть очень вспыльчив и подвижен на гнев. Несмотря на внешнее добродушие и действительную доброту АМ нередко давал волю своему неудовольствию, гневался, бранился и даже дрался. (стр 415)

Но в своем гневе непостоянен и отходчив, легко искренне переходил от брани к ласке. Даже тогда, когда раздражение государя достигало высшего предела, оно скоро сменялось раскаянием и желанием мира и покоя. На одном заседании Боярской думы, вспыхнув от бестактной выходки своего тестя боярина И. Милославского, царь изругал его, побил и пинками вытолкал из комнаты. Однако добрые отношения между тестем и зятем от того не испортились: оба легко забыли происшедшее. Однажды он ударил своего родственника по матери Стрешнева, а потом не знал, как задобрить»-стр 416-417



Ключевский стр304 в середине «От природы живой , впечатлительный и подвижный, Алексей страдал вспыльчивостью, легко терял самообладание и давал излишний простор языку и рукам. Однажды царь, возмущённый высокомерием патриарха из-за церковного обряда поссорился с ним в церкви и выбранил его, обозвав Никона мужиком. Стр 305-Религиозно-нравственное чувство разбивалось о неблаговоспитанный темперамент. Вспыльчивость царя чаще всего возбуждалось встречей с нравственным безобразием, особенно хвастовство и надменность. На хвастуна царь вспылит, пустит в дело кулаки. Но прилив царского гнева разбивался о мысль, что на земле никто небезгрешен, что на божьем суде все равны и цари и поданные.
Но почему же АМ Прозвали ТИШАЙШИМ?, хотя и неофициально

Ключевский стр-306- Добрый мягкий характер, уважение человеческого достоинства в подданном производило обаятельное действие на своих и чужих и заслужило Алексею прозвание «тишайшего царя». Иностранцы не могли надивиться тому, что царь при беспредельной власти своей над народом, не посягнул ни на чьё имущество, ни на чью жизнь, , ни на чью честь.
4. царь легко прощал и мирился, это говорит о его душевной доброте. Ключевский: «Царь АМ -добрейший человек, славная русская душа»-307
Какие аргументы приводят историки в пользу душевной доброты

с 417-Ключевский

  • Царь любил благодарить. В его дворце на полном иждивении жили богомольцы, нищие, юродивые , царь устраивал им торжественные похороны после их кончины. Один из таких юродивых Василий Босой, играл большую роль при царе как его советник и наставник. Иногда царь сам обходил тюрьмы и богадельни давал милостыню. Помогал неимущим и больным.

  • Стр 419 Он был способен и склонен к самым тёплым и деликатным дружеским утешениям. В этом отношении замечательно его знаменитое письме к Афанасию Ордину- Нащокину, у которого убежал за границу сын и убежал как изменник с казёнными деньгами. На просьбу Ордина -Нащокина об отставке царь послал ему милостивое письмо, в котором написал, что об отставке и слышать не хочет, потому что не считает отца виновным в измене сына. Царь утешает царя надеждой на возвращение сына: текст- Ключевский стр 419…1-ый абзац прочитать И царь оказался прав, сын скоро вернулся

  • Стр 306 Ключевский. АМ любил , чтобы вокруг него все были веселы и довольны, всего невыносимее была ему мысль, что кто –нибудь им недоволен. ропщет на него, что он кого- нибудь стесняет.



  1. АМ любил порядок во всём.

  2. Платонов стр 427 «Царь АМ очень заботится о порядке во всяком большом и малом деле. Он только тогда был счастлив, когда у него на душе было светло и ясно и кругом всё было светло и спокойно, всё на месте , всё по чину. Царь убеждён, что порядок во всём -залог успеха»

До сих пор АМ был обращён к нам светлыми сторонами, но были же и тени. Что об этом пишут историки?

Они отмечают слабость характера



1.Слабость характера:

  • Платонов стр 428-429: АМ был безвольный и временами малодушный человек. Пользуясь его добротой и безволием, окружавшие не только своевольничали, но забирали власть над самим «тихим »государём. При отсутствии твёрдой воли царь не мог взять в свои руки настроение окружающих, не мог круто разделаться с виновными. Он терпел князя Львова, держал около себя плохо тестя Милославского, давал волю безмерному властолюбию Никона, потому что не имел в себе силы бороться с ними. Закрыть глаза и спрятать, как страус, голову в кусты- вот обычный приём АМ, результат его малодушия.

  • Платонов стр 430, 1-ый абзац «Малодушием доброго царя следует объяснить его вкус к письменным выговорам: за глаза можно было написать много и сильно, грозно и красиво, а в глаза бранить трудно и жалко»

2.Неумение вести государственные дела

Платонов стр 430, 2-ой абзац « Сначала за царя правил Борис Иванович Морозов, за ним стал патриарх Никон, правивший не только церковными делами, но и царскими. За Никоном следовали Ордин-Нащокин и Матвеев . Во всякую минуту деятельности царя мы видим около него доверенных лиц которые правят. Царь же присутствует при их работе, хвалит их или спорит с ними. Но ни работать с ними, ни увлекать их властной волей не может.»



Ключевский стр 308: « На престоле довольно пассивный человек. Алексею недоставало нравственной энергии. Он был мало способен и мало расположен, что-нибудь отстаивать или проводить, как и с чем либо долго бороться. Рядом с даровитыми и честными дельцами он ставил на важные посты людей, которых сам ценил очень низко» -

Это явилось одной из причин того, Почему АМ не стал великим реформатором России, как его сын Пётр 1?
Я: Ключевский стр 309 Алексей не мог стать во главе нового движения отыскать нужных для того людей, указать им пути. ОН был не прочь срывать цветки иноземной культуры, но не хотел марать рук в чёрной работе её посева на русской почве. Привычки, родственные отношения привязывали его к Стародумам, но нужды государства, отзывчивость на всё хорошее тянули его на сторону умных и энергичных людей. Царь не мешал этим новаторам , поддерживал. Он помог выступить первым реформаторам с их идеями, дал им почувствовать себя свободно, проявить свои силы и открыл им довольно просторную дорогу для деятельности. Царь не дал ни плана, ни направления преобразованиям, но создал преобразовательное настроение И в этом огромное значение деятельности царя для страны.

Ключевский стр-301, 5 строка «Царь АМ принял в преобразовательном движении позу, соответствующему такому взгляду на дело: одной ногой он ещё упирался в родную православную старину, а другую уже занёс было за её черту, да так и остался в этом нерешительном переходном положении» Перейти эту черту, прочно встать обеими ногами, укрепиться на новой почве смог сын АМ –Пётр 1.



В чем сходство и отличие АМ и его сына Петра1?

  1. Во всех областях жизни страны для царя АМ было характерно стремление устроить всё по чину, организовать чёткий порядок. Это созвучно с петровскими идеями «регулярного государства

  2. Другое сходство отца и сына высокий темп жизни. И Петр и Алексей становились реальным и важным участником исторических событий»

  3. Оба любили пошутить и словом и делом (Платонов стр 419)

Но от АМ нельзя ждать той энергии, какой отмечена деятельность его гениального сына, той смелой инициативы, какой отличался Пётр. (Платонов стр 431)


Таким образом

Платонов стр 430 в конце -431 Правительству пришлось решать много чрезвычайно трудных задач как внутри так и вне государства. И в этом отношении правительство АМ стояло на известной высоте. За всеми деятелями эпохи, во всех сферах государственной жизни видна добродушная, искренняя и живая личность царя Алексея
Домашнее задание: учебник стр 496-500

Энц стр 20-25, 385-390

Сочинения историков

Написать эссе «Царь Алексей Михайлович- славная русская душа» (Ключевский)



Двойственность натуры:

  • Предан многим заветам старины и одновременно тянется к новому