Первая страница
Наша команда
Контакты
О нас

    Главная страница


Лекции по истории религий на III курсе мдс, 2003/04 уч год конфуцианство одна из традиционных древних религий Китая




страница1/11
Дата06.07.2018
Размер1.5 Mb.
ТипЛекции
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   10   11
Максимов Юрий Валерьевич ЛЕКЦИИ ПО ИСТОРИИ РЕЛИГИЙ на III курсе МДС, 200304 уч.год КОНФУЦИАНСТВО Одна из традиционных древних религий Китая. Конфуций жил в 6-5 вв до Р.Х., когда было множество междуусобных войн, разделений. Родился в 551 г. в княжестве Лу. Еще в детстве имел тягу к порядку, любовь к древним обрядам. Раскладывал все попадающиеся ему под руку вещи как на священной трапезе, и со сверстниками старался обходиться по правилам, предписываемым древними обрядами. В юности был определен надзирателем по продаже хлеба, затем перешел ко двору вел.князя Джео-Лум. При дворе собирал сведения о древних обрядах и законах. В это время у него начинают появляться ученики. Князь в 517 г. бежит от народного бунта в удел Цы. Конфуций последовал за ним. Местный вельможа Джао Гао принял его домоправителем в свой дом и привел ко двору князя Дзин Гун. Там ко двору Конфуций не пришелся и вернулся в Лу. Здесь он не занимался административной деятельностью, но всецело посвятил себя исправлению и собиранию книг, крые потом стали плодами его духовного наследия: Ши-Дзын, Шу-Дзын, Ли-Дзы, И-Дзын, а также занимался музыкой. В это время число его учеников значительно возросло. Когда князь Дзян Гун поставил его на год правителем княжества, и за это время он навел удивительно правильные порядки. Нравственность народа настолько повысилась, что все стали с любовью относиться к своему государю. После этого он был определен председателем строительной палаты, а затем судебной палаты. При посредстве Конфуция был подписан мирный договор княжества Лу и Цын. В 496 г.до н.э. на 56 году жизни он стал первым министром и казнил возмутителя общественного порядка Шао, и в течение трех месяцев привел все государственные дела в полный порядок. Однако князь Дэн Гун расслабился, перестал вести дела, завел развлечения и перестал слушать Конфуция. Когда однажды жертвы, приносимые князем и раздаваемые части не были розданы чиновникам, Конфуций, оскорбленный таким пренебрежением, отказался от должности и уехал в княжество Вэй, а потом в княжество Чэн. В пути крестьяне приняли его за сборщика податей, избили и загнали в хижину на 5 дней без пищи. Через 5 дней он вышел и сказал, что готов принять смерть лучше быструю, чем долгую от голода. Крестьяне поняли из этих слов, что они ошибаются, и его отпустили. Конфуций поклонился им и продолжил свой путь. Конфуций отправился в княжество Сунн, но узнав, что один из чиновников замышлял его убийство, вернулся в княжество Чэн, где прожил 3 года у знакомого чиновника. Вернувшись в княжество Вэй, он некоторое время пытался установить контакты с местным князем, но тот при дворе не стал давать ему никакой должности. В это время некий Би-Си, наместник удела Дзин, овладев городом Джун Му, заходел сделать его столицей. Би Си пригласил Конфуция, будучи наслышан о его мудрости и больших административных способностях. Однако тот отказался. В это время на его родине умер первый министр Дзю Хуан, крый завещал своему сыну пригласить Конфуция и во всем слушать его. Однако его сын вместо него пригласил Джань-Цу, ученика Конфуция. Конфуций продолжал странствовать по княжеству, пока первый министр не пригласил его вернуться в отечество. Здесь он уже не занимался административной деятельностью, но продолжал работать над книгами и улучшением музыки. Он имел уже около 3000 учеников, из них только 72 имели духовное образование. 479 г. на 73 году жизни Конфуций скончался. Был погребен родственниками и учениками по чину древних обрядов. Все ученики носили траур по учителю 3 года, как по отцу, но Дзы-Гун носил 6 лет, не выходя от хижины рядом с могилой. Другие ученики последовали его примеру и тоже построили свои домики, которые составили селение Хунь-Лин, кладбище Конфуция, которое разрослось и составило уездный город Дзун Фэо Сянь. На могиле его сначала стоял простой камень, но скоро князь Ай Гунь приказал воздвигнуть Миао, храм для воздания почестей отцам. В храме было поставлено изображение Конфуция, разложены его книги и личные вещи. Впоследствии все государи признавали Конфуция учителем царей, приносили ему жертвы. Его храм был местом сбора ученых встреч. Позднее подобные храмы стали возводиться и в других местах. УЧЕНИЕ КОНФУЦИЯ И ЕГО ПОСЛЕДОВАТЕЛЕЙ В оригинальном наименовании конфуцианства - жу - отсутствует имя его создателя. Это соответствует установке Конфуция передавать, а не создавать, верить древности и любить ее. Свое качественно философски новое учение Конфуций идентифицировал с мудростью правителей мифической древности. Конфуций ориентировался главным образом на исправленные им древние книги - И-дзын, книга перемен. Содержались нравственные правила, сочиненные древними государями. Шу-Дзынь - содержалась история 4 древних китайских царств. Шы-Дзын - собрание песен, гимнов государям, для совершения жертвоприношений и т.д. Ли-Дзын - сборник ритуалов, подробнейшее описание церемоний, обрядов. Собственно его книга - Лунь-Юнь, где собраны его ответы... Со временем в конфуцианстве появились монахи-последователи, крые создавали новые важные книги, и они также имеют очень большое значение для понимания учения конфуцианства, но это самые главные. Конфуций выдвинул идеал государственного устройства, при котором при наличии как правило, вознесенного правителя, реальная власть принадлежит благородным мужам - литераторам, ученым, философам, чиновникам. Государь должен быть почитаем, но при этом реально управляют благородные мужи. Социально-этническая направленность. Стремление конфуцианства к слиянию с государственным аппаратом. Этому стремлению соответствовало истолкование государственной и божественной власти в семейно-родственных терминах и категориях. Государство - одна семья, государь - сын неба, одновременно отец и мать народа. Государство отождествлялось с обществом, социальные связи - с межличностными. Общая социальная, межличностная связь. Основа межличностных связей и благ - в семейной структуре. Семейная структура выводилась прежде всего из отношений между отцом и сыном. С т.зрения конфуцианства отец считался небом, поэтому сыновняя почтительность была возведена в ранг корня добродетелей. Т.к. государство - одна семья, то законы не имеют никакого значения для улучшения общества. Самое главное - добрый правитель, воспитывающий народ своим примером, действующий для него при помощи добродетелей и все исправляющий благопристойно. Всегда почтение к старшим, в первую очередь к родителям. Сыновняя почтительность - основа остальных добродетелей. На втором месте - человечность, уважение и любовь к братиям. Чувства д.выражаться в послушании родителям в соответствии с правилами при их жизни, а после смерти в том, чтобы достойно похоронить их и приносить жертвы на их могилы. Примерные детьи - не только те, кто кормят, т.к.кормят и собак, и лошадей, но главное - из почтительности, уважение. В кн.Ли-цзы содержится подробнейшее предписание как следует сыновьям вести себя дома. После совершения утреннего туалета сыновья вместе с женами должны прийти к родителям и придя к ним, они скромно и веселым тоном спрашивают, теплая ли одежда, если родители болеют, сыновья почтительно потирают больную часть тела. Когда родители выходят, сыновья и их жены их сопровождают впереди и сзади. Они несут для родителей все, что нужно - таз, кувшин, чтобы помыли руки, спрашивают не нужно ли чего еще. При этом младший держит таз, а старший - кувшин с водой и т.д. Такие же подробные предписания о всех других моментах повседневной жизни семьи. Лейтмотив этого - послушание детей родителям всю жизнь. Такая оценка сыновней почтительности привела к исключительному престижу этой добродетели. Т.е.это стало самым главным критерием для всех народов в Китае. Один из современных ученых пишет, что китайское общество всегда было под влиянием конфуцианского учения о сыновней почтительности. Она дошла до всех уголков Китая, пропитывала собой все виды деятельности китайского народа. Конфуций одобрил традиционную веру в безличностное судьбоносное небо и посредничающую с ним культуру духов предков. Это в дальнейшем обусловило конфуцианству социальное свойство религии. Вместе с тем, все что относилось к сфере неба - сакральное, К.оценивал с т.зрения значимости для общества. Нормативный образ человека у К. - это благородный муж, познавший небесное предопределение и человечный, сочетающий в себе идеальные духовно-моральные качества, право на высокий социальный статус. Небо - как источник, в той или иной мере направляющее земные блага. Ярче всего это проявляется в момент смертельной опасности (когда его окружили крестьяне). Смысл существования человека - утверждение высшей социальной формы общественного порядка, пути, Дао. Каждый человек должен воплощать в своем существе этот путь, этот порядок, и все вместе каждого существа, выражение этого дао составляет иерархичную гармонию, крое образует вселенское дао. Ему можно либо соответствовать, либо нет. Каждый человек д.стремиться быть воплощением этого порядка, и если ему это удается, и он гармонизируется со вселенским дао. Это и есть цель К., как сделать совершенный порядок, стать благородным мужем. Проявление его - это человечность, справедливость, мужество, братская любовь, достоинство, сыновняя почтительность и т.д. К.не обещает ничего, кроме как стать благородным человеком и быть в гармонии с мировым порядком и самим собом. Ничего загробного и никаких даже социальных наград нет. Основной принцип К.этики - понятие жень, гуманность и человечность, как высший закон отношений в обществе и семье. Это означает любовь к людям, или как заповедь - не следует делать другим то, если не хочешь, чтобы это было сделано тебе. Он усовершенствуется и достигает путем нравственного самоусовершенствования на основе соблюдения ли - этикета, порядка, уважение к старшим, родителям, государю, вежливость и т.д. Однако не только слепая покорность государю. Непокорность - не надо обманывать, но надо ему сопротивляться. Помимо покорности, был также еще один идеал - образ благородного человека дзю-дзинь, образ аристократа. Это был, впрочем новый элемент, внесенный в основы древнекитайской жизни. Настоящее благородство, по К., зависит не от происхождения, а от нравственных качеств и от культуры, доступно каждому. В обществе появляется новый идеал и новый тип связи наряду с освященными традицией родственными связами. Разговор между учениками К.в книге Лу...- узы между связанных между собой учением не менее прочны чем родственные связи. Старался избегать религиозных тем - не научившись еще служить людям, можно ли служить духам Большую роль играл культ предков. Важно было себя вести правильно при ритуалах жертвоприношения предкам, как если бы предки действительно присутствовали. Демонстрация искренности, человечности, приверженности семейным ценностям. Почтительность и уважение к семейной древности. Конфуц.культ имел в основном мемориальное значение, то есть почитание памяти К.и его учеников. К.не был обожествлен, и всегда считался только человеком, хотя и совершенным по своей мудрости. Конфуцианство опиралось на обожествление власти правителя. Государь объявлялся сыном неба, правившим по повелению неба и выполняющим его волю. Его власть священна, дарована свыше. Считалось, что управлять - значит исправлять, отсюда конфуцианство придавало большое значение учению об исправлении имен, которое распределяло всех и каждого на свои места в обществе, обозначало обязанности каждого. Государь д.б.государем, отец - отцом, сын-сыном. Со временем в конфуцианстве усилились религиозно-мистические черты. На первый план выдвинулось учение о небе как божественной предопределяющей силе, о зависимости человека от воли неба, о божественном происхождении власти государя, о верности и подданности государю, о господстве сына неба над всеми племенами вселенной. Появилось учение о покорности власти и воле неба. Появился образ неба как божества, следившего за всем, что происхождило на земле. Фигура императора, сына неба - соединяло между собой небо и землю и контролировало исполнение воли природы. Со временем идеал благородного мужа дзюнь дзы тоже трансформировался - он превратился из странствующего рыцаря в образцового чиновника, главное качество которого - готовность к слепому и беспрекословному повиновению и выполнению указаний императора. После смерти К.его ученики образовали различные направления его учения, крых к 3 веку до РХ было уже не менее 8. Противоположные учения друг другу предложили Мэн-Цзы и Сюнь-Дзы. Мэн Дзы выдвинул тезис об изначальной доброте человеческой природы - такие качества как человечность, справедливость, благопристойность и разумность - ей присущи так же, как присущи четыре конечности. Таким образом, их нужно только высвободить в человеке. Согласно Сюнь Дзы, напротив, человеческая природа изначально зла, то есть человек от рождения стремится к выгоде, плотским наслаждениям, и поэтому указанные добрые качества д.б.привиты ей добрым воспитанием и обучением извне. Мэн Дзы сосредоточился на морально-психологических качествах, исследовании человека, а Сюнь Дзы - на социальной стороне человеческих отношений, на исследовании общества. Это расхождение сказалось и на их взглядах на общество. В социально-политическом плане воззрения обоих так же противоположна: Мэн Дзы - против приоритета государства в жизни общества, и Сюнь Дзы - за государственную власть. Мэн Дзы сосредоточился на гуманном управлении и взаимном приоритете народов над духами и правителями, включая право подданных свергать порочного государя. Сюнь Дзы сравнивал правителей с корнями, народ - с листьями, и считал задачей идеального государя завоевание своего народа. Его концепция была впоследствии воспринята императорской властью и стала ортодоксальной. Концепция Мэн Дзы осталась неортодоксальной. В конце 3 в.до н.э., когда Китай впервые был объединен императором Цинь Ши Хуаном, последователи Конфуция подверглись жесточайшим преследованиям. Следуя заветам Шань Ян, считавшим культуру и ее носителей подрывным элементом, Цинь Ши Хуан запретил изучение древней литературы и философии, распорядился о сожжении всех находящихся у частных людей книг, за исключением книг по медицине, гаданию и т.д. Эти меры по ликвидации гуманитарной культуры сопровождались гонениями и казнями сотен и тысяч представителей беднейшей тогда интеллигенции, и в особенности конфуциан. Император следующей династии Хань во 2 веке до РХ, учтя неудачу своего предшественника, решил не бороться с конфуцианами, а подписать соглашение с ними. Император Унь-Ли провозгласил конфуцианство государственной идеологией, что и продержалось свыше двух тысячелетий до 1911 года. Впоследствии К.испытывало влияние даосизма по части космологии. С 11 века К.участвовало в борьбе с конкурирующими религиями - буддизмом и даосизмом. К.распространилось также в Корее, Японии, Вьетнаме, Сингапуре. В Китае К.в новое время, перестав с 1912 года быть официальной духовной доктриной, духовно доминировало до 1949 года. Ныне оно доминирует на Тайване и Сингапуре. После идеологического разгрома в 60-е годы (времена культурной революции), ныне оно успешно реанимируется в КНР. ДАОСИЗМ Основатель - Лао-Цзы. Это фигура загадочная и уникальная. О биографии известно немногое. Сочетание иероглифов буквально означает старец-младенец или старец-учитель. Это не имя, а скорее авторский псевдоним или почетное имя. Собственно имя было Ли Эр. В китайской традиции произносится сначала фамилия, а потом имя. Варианты имен из разных источников Лао Дань, Ли Уянь, или просто Лао, иногда с добавлением владыко. Сыма Цянь в 53 главе своих исторических записей, китайский историк 2 в.до Р.Х., упоминает о Л-Ц. Он пишет, что уроженец деревни Суй Джень, Ли Эр из царства Чу родился в 604 г.до Р.Х. ЛЦ служил архивистом, т.е.летописцем и хранителем архива при дворе династии Чжоу. Известно, что встречался один раз с Конфуцием, точнее Конфуций искал встречи с ним, и эта встреча произвела на К.неизгладимое впечатление. Рассказывают, что после этой встречи сообщил своим ученикам, что полет малой птицы хорошо известен, и любой может описать ее, полет журавля может описать любой, но кто может описать полет дракона. Сегодня я видел ЛЦ и могу уподобить его летящему дракону. В конце жизни ЛЦ разочаровался в современной ему действительности и отправился на запад с целью навсегда покинуть Китай. В пограничной области Хань Боу он был остановлен неким стражем заставы Инь Си, по просьбе которого ЛЦ продиктовал 5 тысяч слов. Так возникла Дао де Дзын, главная книга даосизма. После этого ЛЦ продолжил свой путь в Индию. Других произведений, кроме этого, приписываемых ЛЦ, нет, или они неизвестны. Древнейший известный список датируется 2 в.до Р.Х. Из его учения, записанного в этой книге, видна обстановка, края прямо противоречит любой записи этого учения, самому акту составления книги. Возникает вопрос - почему ЛЦ, исповедовавший бессловесное учение о стремлении к невлиянию, прибегнул к словесному способу закрепления своего учения и оставил этот текст Чему обязан тот факт, что ЛЦ отступил от одного из важнейших принципов своего учения, благодаря чему осталась его книга. Исследователи предполагают, что в этом видно влияние Конфуция и возрастающая популярность его учения. Известно, что при жизни К.у него было около 3 тыс.учеников. Возможно, ЛЦ убедившись, что невозможно личным примером противостоять укоренению в государстве популярного среди власть имущих учения К., проповедавшему мирской путь дао, ЛЦ решил сделать исключение и оставить текст, в котором он изложил свои рекомендации о начальстве и подчинении, правопорядке в государстве, гармонии в человеке и поднебесной в целом. Есть и другой вопрос - что именно заставило ЛЦ идти именно за запад и откуда в тексте ЛЦ появились термины, крые обычно считаются по своему происхождению как буддийские, но по сути являются ведическими, т.е.более древними, чем учение Будды. Полагают, что если доверять Сыма Цюаню, ЛЦ служил в одном из хранилищ книжного знания древнего Китая, где вполне могли быть представлены ведические тексты, а также не исключена возможность общения ЛЦ с бродячими пришлыми учителями. Возможно, уходя на запад, ЛЦ ожидал там найти новые возможности, крых уже не видел в Китае. Как и большинство учителей-основателей религиозных учений, личность ЛЦ обросла со временем множеством легенд позднейшего происхождения. Так, например, даосы, последователи ЛЦ, считали, что ЛЦ был непорочно зачат от солнца, чья сила, сконцентрировавшись в жемчужине, оплодотворила мать ЛЦ, ее звали Суань Мяо. В мир ЛЦ родился согласно этим сказаниям, выйдя из-под материнского ребра. Пробыл во чреве матери 81 год и вышел уже седым. Отсюда и прозвище старый младенец. Рождение якобы произошло под сливовым деревом, отсюда и родовая фамилия Ли. Даосы считают, что ЛЦ прожил в Китае около 200 лет, после чего верхом на черном буйволе отбыл на запад. Согласно легенде, Ин Си, надзирающий за перевалом Фань Гу, заметил темное фиолетовое облако, летящее на восток и метеориты, мчащиеся на запад. Из этого знамения он узнал, что должен прибыть некто великий. В это время перевал Фан Гу пересекал ЛЦ, и Инь Си отправился ему навстречу, пригласил его в Лоу Гуань, где Лао записал свой труд. Сейчас там находится религиозный комплекс, имеющий для даосов огромное значение. Лао был обожествлен последователями в начале н.э. В 5-6 вв возникла легенда, чем занимался ЛЦ в Индии. Согласно ей, Лао чудесным образом оплодотворил мать принца Гаутамы и стал отцом Будды. Объясняется полемикой против буддизма, активно распространявшегося в Китае в это время. ЛЦ почитался главой и покровителем заклинателей, кузнецов, серебряных и золотых дел мастеров, точильщиков, изготовителей пиал и палочек для еды. В конце концов ЛЦ становится высшим божеством даосского пантеона и совершенным воплощением дао. В одном из позднейших сказаний говорится, что родился в 557 г.до Р.Х.от божественной девы... Первые жертвы ему были принесены в 156 г.до Р.Х. Позднее в народной религии ЛЦ стал одним из трех высших божеств в пантеоне, трех чистых. Содержание даосизма Был больше связан в его религиозной части с древними общекитайскими верованиями. Трактат Дао де дзын излагает основы даосизма. Учение об абсолютном дао. Значение дао: 1) путь, закономерность, принцип, 2) дорога, 3) глагол говорить. Дао присутствует везде и во всем, всегда и безгранично. Его никто не создал, но все происходит от него. Невидимое и неслышимое, недоступное органам чувств, постоянное и неисчерпаемое. Безымянное, бесформенное, оно дает начало всему на свете, и даже великое небо следует дао. Познать дао, следовать ему, слиться с ним - в этом цель и смысл и счастье жизни. Проявляется же дао через свою эманацию дэ - благодать, добродетель. Если дао все порождает, то дэ - все вскармливает. В 6 главе Чжуань дзы, второй канонической книги даосизма, говорится - родилось прежде неба и земли, длится со времен глубокой древности. Концепция дао напоминает концепцию великого брахмана из Упанишад, слиться с которым было целью жизни. Учитывая, что и среди даосов были подвижники и аскеты, сходство покажется более очевидным. Но о прямом заимствовании говорить трудно, т.к.нет документальных оснований. В своей конкретной практике даосизм мало чем напоминал брахманизм. На китайской почве любой рационализм развивал мистику, заставляя ее уходить в сторону. Хотя в даосском трактате Чжуан Цзы, составленном в 4-3 в.до н.э., говорилось, что жизнь и смерть - понятия относительные, но явно был сделан намек на жизнь, и главное - как жизнь организовать. Оформившись как религия во времена императора Шун Ди во 2 в.до Р.Х., даосизм оказывал огромное влияние на культуру и мышление феодального Китая на протяжении более чем 1700 тыс.лет. В годы правления императора Шунь Ди, Джан Дао Линь основал секту 5 мер риса, ее последователи объявили Лао Цзы своим священным учителем, а его трактат Дао дэ дзин священным каноном. Веря в то, что человек путем самосовершенствования м.достичь бессмертия, они строили учение на основе древней магии и рецептов бессмертия. Впоследствии эта секта широко распространилась по всей стране. Под лозунгами даосизма возникло несколько крестьянских восстаний. Одно из них очень обширное продолжалось более 10 лет. Во времена династии Тан, начиная с 7 века н.э. и династии Сунь до конца 13 века даосизм приобрел особую значимость. Даосские монастыри и храмы стали особо величественными и распространены по всей стране. При последних династиях Мин и Цин с 14 по 20 век н.э. влияние даосизма стало постепенно ослабевать, однако среди части населения Китая сохранилось до сих пор. В 1949 году насчитывалось ок.40 тыс.даосских священнослужителей и монахинь, 20 тыс.храмов и монастырей. Еще в конце 19 века сформировалась концепция, не утратившего своего значения в настоящее время, рассматривавшая развитие даосизма как постепенную деградацию от первоначального философского учения и превращавшего его в религиозно-мистическую доктрину, прошедшую путь от чистого смысла к мистике и суевериям. Ученые, разрабатывавшие эту концепцию (Лек, Элигер) полагали, что даосизм начался в 6 в.до н.э. с философии Лао Цзы, получил развитие и продолжился в 4-3 вв.до н.э. в эпоху Чжуань Цзы и позднее пришел к упадку, добавил и смешал магию, суеверия и колдовство. Ко времени поздней эпохи Хань (конец 1 тысячелет.по РХ) он окончательно выродился, превратившись в смесь суеверия, гимнологии, анимизма, алхимии и колдовства. Однако соврем.исследователи указывают, что эта концепция имеет ряд уязвимых мест. Прежде всего кажется странным и поражает факт вырождения философии в религию с весьма невысоким уровнем богословия и догматики этой религии. Так, обычно религия создает теоретич.фундамент в виде системы более или менее развитой или сложной догматики и теоретич.богословских спекуляций, переходящих в религиозную философию. Поэтому вышеуказанная теория до сих пор убедительного обоснования не получила. В результате анализа, проведенного современными даологами (Торчинов) открылась причина игнорирования роли мифологии и религии в древней даосской философии - исследования были ненаучного и вненаучного характера. Согласно этим ученым, Джуан Дзы и Лао Цзы учились смотреть на жизнь и смерть как на компоненты природного цикла перемен, в то время как поздние даосы проповедовали бытие смерти. Затем выродилось в поиск бессмертия более практическими средствами.
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   10   11