Первая страница
Наша команда
Контакты
О нас

    Главная страница


Лекции по истории античной философии n 1 Архаика. Философия древних ионийцев. Гераклит




страница1/5
Дата25.06.2017
Размер1.1 Mb.
ТипЛекции
  1   2   3   4   5
Лекционный курс по истории философии. Лекции по истории античной философии N 1 Архаика. Философия древних ионийцев. Гераклит Эфесский, учение об огне и логосе. Элейское учение об онтосе (бытии) , истине и мнении; апории Зенона Элейского. Пифагор. Пифагорейский союз. Учение о числе и монаде. ВВЕДЕНИЕ. Проблема периодизации: предфилософияМИФ Эпоха архаики. Классика. Эпоха эллинизма. Христианско-философская мысль(условно до 529 г.). Географическое положение Эллады , основные ареалы колонизации Средиземноморья, Понта Эвксинского, Меотиды (т.е. побережий Черного и Азовского морей): Иония - экономическое, культурное положение в архаическую эпоху (8-6 вв. до н.э.), греко-персидские войны; Италийские земли, Сицилия (Великая Эллада); Балканы - аттическая и дорическая Греция (Афины и Спарта). АРХАИЧЕСКАЯ ГРЕЦИЯ. Древние ионийцы, италийцы и элейцы (элеаты). Натуралисты (“физики”, или “фисиологи”) досократики. ИОНИЙЦЫ. Истоки философской онтологии. Местоположение Ионии. Иония - район на Зап. побережье Малой Азии, населен греками (эллинами) ионийской группы племен. Экономический и культурный расцвет Ионии приходится на У11-У1 вв. до н.э. Ионийский земли - родина таких мыслителей как Ксенофан (г.Колофон), Пифагор (остров Самос), Архелай (г.Милет), Анаксагор (г.Клазомен), Фалес, Анаксимандр и Анаксимен (г.Милет), Гераклит (г.Эфес). Историческая справка: 546 г. до н.э. - завоевание Ионии Персией Кир Камбис и его походы, финикийцы занимают наиболее выгодное положение среди персидских колоний, тогда как торговые связи Иона, в частности, с Египтом и Причерноморьем ослабевают; в 499 году ионийцы поднимают восстание против персов, оно заканчивается поражением, в 494 г. пал Милет, город разрушен, жители перебиты или взяты в плен ( в Афинах сочинена драма Фринихом “Взятие Милета”); к лету 493 года персами захвачены последние мятежные города. Только в результате длительной греко-персидской войны во второй половине У века Иония вновь обрела независимость, но никогда уже не была ведущей в экономическом и культурном отношении среди остальных эллинских колоний. У1-У вв. до н.э. - это время бурь, страданий и одновременно расцвета архаической философской мысли древних “фисиологов”. “Пери фюсис” ( ) “О природе” - в основном так называются сочинения древних греческих мыслителей периода У111-У1 вв. до н.э. Фюсис=природа означает как натуру, свойство, характер, так и генезис, рождение, происхождение. Древние мыслители придают этому понятию еще одно значение - СУЩНОСТЬ бытия вещи. (глаг.”фюо” или “фюомай” означает “рождать”, ”рождаться”). Основные подходы(условно говоря, методы) в исследовании - это метод НАБЛЮДЕНИЯ (созерцания), на основе которого рождается представление о “незаинтересованном созерцании истины”, т.е. “ФЕОРИИ”=теории, а также метод стихийной диалектики, перерастающей в эпоху классики в диалогах Платона в “диалектикос”=искусство ведения спора через сталкивание противоположных суждений о предмете. Т.о. “фисиологи”, натурфилософы, “великие милетцы”, первые онтологи - это различные словосочетания для обозначения одних и тех же имен - Фалеса, Анаксимандра и Анаксимена, предшественников нарождающейся философской мысли античности. Греческих фисиологов (натурфилософов) интересует прежде всего проблема ПЕРВОНАЧАЛА=АРХЭ (). МИЛЕТЦЫ. ФАЛЕС, его ученик и преемник Анаксимандр, последователь последнего Анаксимен. Фалес - сын Эксамия из Милета, возможно финикийского происхождения, жил между 35 и 58 олимпиадами, т.е. между 640 и 545 или 625-547 гг. до н.э.7-6 вв. до н.э.). Фалеса считают древним ученым. Диоген Лаэртский писал:” ... он измерил пирамиды по их тени, подметив момент, когда наша тень равна нашему росту.” К его НАУЧНЫМ заслугам относят: предсказание полного солнечного затмения около 585 г. до н.э., установление времени солнцестояния, равноденствий, годового движения солнца на фоне звезд, продолжительности года - 365 днейпереход на солнечный календарь,то, что он первым вписал треугольник в круг и установил равенство вертикальных углов и углов у основания равнобедренного треугольника.(Вероятно, на математические и астрономические познания Фалеса оказало глубокое влияние его знакомство с тайными учениями египетских жрецов и вавилонян, однако, в чем в точности это влияние состояло, не знает сегодня никто). Как географ Фалес прославился сочинением “Морская астрология”. Фалеса называют в числе “СЕМИ ГРЕЧЕСКИХ МУДРЕЦОВ”. Чаще всего в эту значимую для древнего эллина “семерку” входили: Солон, Фалес, Питтак, Биант, Периандр, Хилон, Клеобул. Примеры изречений древнегреческих “софой”(мудрецов). “Мера лучше всего”Клеобул.”Ничего слишком”Солон. “Познай самого себя”. “Находясь у власти, управляй самим собой”Фалес.”Что возмущает тебя в ближнем, того не делай сам”Питтак.”Удовольствие - смерть”.Добродетели - бессмертие”Периандр. ФИЛОСОФИЯ Фалеса. 1Признание бессмертия души. 2Признание всеобщей одушвленности космоса. 3Принцип “АРХЭ”=ПЕРВОНАЧАЛА: в основе всего лежит подвижная стихия ВОДЫ. из Диог.Лаэрт., “Фрагменты ранних греч.философов” ч.1 М.Наука. 1989, С.100-101 “по словам некоторых, он также первым сказал, что души бессмертны...Аристотель и Гиппий говорят, что он наделял душой(“псюхэ”) даже неодушевленное, заключая о всеобщей одушевленности по магнесийсийскому камнюмагниту и янтарю....Началом всех вещей он полагал ВОДУ, а космос - одушевленнымживым=эмпсюхос и полным божественных сил(даймонеос).” Там же, С.103 “Он сказал, что смерть ничем не отличается от жизни. “Так почему же,- спросил кто-то,- ты не умираешь” “Именно потому, что разницы никакой”,- ответил он. На вопрос, что возникло раньше, ночь или день, он ответил: ”Ночь - одним днем раньше”. Его спросили, может ли человек тайком от богов совершить беззаконие. ”не только совершить, но и замыслить не может,”- ответил он....На вопрос, что трудно.- “Знать себя”. Что легко - “Наставлять другого”. Что всего слаще-”Успех”. Что есть божество - ”То, у чего нет ни начала, ни конца.” Какую невидаль удалось ему увидеть - “Тирана, дожившего до старости.” Аристотель передает о Фалесе такую легенду: “Рассказывают, что когда Фалеса, по причине его бедности, укоряли в бесполезности философии, то он, смекнув по наблюдению звезд о будущем богатом урожае маслин, еще зимой...раздалденьги в задаток за все маслодавильни в Милете и Хиосе. Нанял он их за бесценок, а ...когда пришла пора, и спрос на них внезапно возрос, то стал отдавать их внаем по своему усмотрению, и, собрав много денег, показал, что философы при желании легко могут разбогатеть, да только это не то, о чем они заботятся” АНАКСИМАНДР.(ок. 610-546 гг. до н.э.). Основная идея: архэ всего сущего беспредельно и бесконечно, оно есть “АПЕЙРОН”. Из Диог.Лаэрт. Там же =Фрагменты...С.116 “Анаксимандр, сын Праксиада, Милетец. Он утверждал, что начало (архэ) и элемент - бесконечное (то апейрон= ), не определяя это бесконечное как “воздух”, “воду” или какой-нибудь другой определенный элемент; что части изменяются, а Целое=Универсум неизменно; что Земля покоится по середине космоса, занимая центральное местоположение в силу шарообразности, а также, что Луна сияет ложным светом и освещается Солнцем, а Солнце по величине не меньше Земли и есть чистейший огонь.” Из Псевдо-Аристотеля, там же С. 119 “Анаксимандр, сын Праксиада, милетец, началом сущих полагает бесконечное: из него все возникает и в него все уничтожается. Поэтому и рождаются бесконечные по числу космосы и снова уничтожаются в то, из чего возникли.” “Он объясняет, почему оно безгранично (аперантон): чтобы никогда не иссякло наличное возникновение. Из Блаж.Августина, там же С. 123 “Преемником Фалеса стал его слушатель АНАКСИМАНДР и изменил воззрение на природу вещей. Ибо не из одной вещи ( как Фалес, из влаги), но из своих собственных начал , думал он рождается всякая вещь. Он полагал, что эти начала единичных вещей бесконечны и порождают БЕСЧИСЛЕННЫЕ МИРЫ вместе со всем, что только в них возникает; миры же те, как он считал, то разлагаются , то снова рождаются - каждый сообразно своему жизненному веку (аэтас=айон), в течение которого он может сохраняться. Но и он также в этом творении вещей не уделил никакой роли божественному уму.” АНАКСИМЕН.ок.588-525 гг. до н.э.. Осн. идея - природа беспредельна и бесконечна, но она должна быть качественно определена, поэтому “апейрон” заменяет понятием “айрон”,т.е. “водух”. Из Диогена Лаэрт. Там же С. 129 “Анаксимен, сын Эристрата, Милетец, был слушателем Анаксимандра(некоторые говорят, что он слушал и Парменида).Он считал началом ВОЗДУХ и БЕСКОНЕЧНОЕ.” Из Псевдо-Плутарха Там же С. 130 “Сообщают, что Анаксимен полагал началом всех вещей воздух. По протяженной величине он бесконечен, а по своим качествам определен.Все вещи рождаются путем некоего сгущения (пюкносис) и, наоборот, разряжения (харайосис) воздуха. Что касается движения, то оно существует испокон века. Он говорит, что в процессе “валяния” из воздуха первой возникнет Земля, весьма плоская, а потому вполне естественно, что она плавает по воздуху. И Солнце, и Луна, и прочие звезды берут начало и происходят из Земли. Так, он утверждает, что Солнце - это Земля, но только от стремительного движения она еще и преизрядно нагрелась”. В книге одного из создателей квантовой механики Э.Шредингера ( «Наука и гуманизм. Физика в наши дни».1952) неожиданно идеи Анксимена получили научное обоснование как великое прозрение «фисиологическоой эпохи» античной культуры. Шредингер писал: «Каким образом к древним атомистам пришла идея атомизма материи Сегодня этот вопрос представляет не только исторический интерес, он становится эпистемологически релевантным. Этот вопрос иногда задают в иной форме – с интонацией крайнего изумления: как эти мыслители, обладавшие крайне скудными знаниями законов физики и уж тем паче соответствующих экспериментальных фактов – как они вышли на правильную теорию состава материальных тел .. Атомисты и их идеи не появились внезапно из ничего, им предшествовало большое развитие… Анаксимен из внимательного рассмотрения ежедневного опыта сформулировал тезис, что каждый кусок материи может находиться в твердом, жидком, газообразном и «огненном» состояниях; что изменение состояния предполагает изменение природы, а вызывается геометрически, как бы распространением одного и того же количества материи на больший объем ( разрежение) или, при обратном переходе, уменьшением или сжатием. Эта идея настолько уместна, что современные введения в физику могут перенять ее без каких–либо изменений. Более того, это определенно небезосновательная догадка, а результат тщательного наблюдения». Подчеркивая «загадочный характер континуума» и сложность в описании его с помощью «изолированных» точек, Шредингер далее замечал: «Атомисты знают…: частицы остаются неизменными, изменяется лишь их геометрическая конфигурация». ГЕРАКЛИТ ЭФЕССКИЙ. Акмэ (т.е. расцвет = 40 лет) приходится на 69-ую Олимпиаду(504-501 гг. до н.э.), родился он около 544 года до н.э., год смерти неизвестен. В древности был прозван “Темным” за трудность слога и его символичность, а также “Плачущим философом”, ибо каждый раз, как Гераклит выходил из дома и видел, по его словам, такое множество дурно живущих и дурно умирающих людей, он плакал, жалея всех. По Диогену Лаэртскому, традиционное “Пери фюсис”(“О природе”) Гераклита делилось на три рассуждения: 1о Вселенной; 2 о государстве; 3 о божестве По Дильсу-Кранцу, сохранилось 145 фрагментов , 126 из них - сомнительные. Например, Богомолов предлагает разбить эти фрагменты по темам: об огне, логосе, о противоположностях (диалектика), о душе, о богах, о нравах и государстве. см. А.С.Богомолов Античная философия. М.МГУ.1985. Гераклит уже для своих современников, как например, для Сократа, шутившего, что для понимания эфесца нужен делосский ныряльщик, представлял загадку. Не менее любопытно обращение к символике Гераклита знаменитого “философа жизни” Ф.Ницше прежде всего в “Так говорил Заратустра”, а так же обращенность к гераклитовским высказываниям современной философской мысли , окрашенной в “хайдеггровские” цвета. В словах, приписываемых Гераклиту, звучит общий для всего его стиля мышления пафос: из псевдо-Гераклита ”О люди! Хотите узнать, почему я никогда не смеюсьНе потому, что ненавижу людей, а потому что ненавижу их пороки...С радостью буду жить не вдали от родины, а вдали от подлости.” ОНТОЛОГИЯ. Гераклит ставит, как и все фисиологи, проблему существования мира в гармонии всех его форм, т.е.“фюсиса”=природы космоса. Как хаос обретает хронос (время) и становится космосом - вот проблема проблем для влюбленных в соразмерность, в мировую гармонию античных греков (так видятся мне эти настойчивые поиски архэ гармонии во Вселенной). До нас дошли следующие его высказываниясм. “Фрагменты...” С.193-195 “Природа любит прятаться”. “Тайная гармония лучше явной”. “Большая часть вещей ускользает от познания по причине невероятности или неверия.”Глаза и уши - дурные свидетели для людей, если души у них варварские”.из Секста-Эмпирика. “Многознание уму не научает, а не то научило бы Гесиода и Пифагора, равно как и Ксенофана с Гекатеем”.из Диог.Лаэрт.. Вывод: Гераклит считает, что существует две формы познания -глубинная, истинная, раскрывающая суть скрытую вещного бытия и неистинная, поверхностная форма знания, т.е. делается различие между описательностью и пониманием в познании. ОГОНЬ (“ПЮРРОС”) - одно из центральных, ключевых понятий гераклитовской мысли: ”Этот космос, один и тот же для всего сущего не создал никто из богов и никто из людей, но он всегда был, есть и будет вечно живым огнем, мерами загорающимся и мерами потухающим.”D.K.22B30. ”Все обменивается на огонь и огонь на все, как на золото товары и товары на золото”Там же В90. “Изменение есть путь вверх и вниз, и по нему возникает мир. Именно сгущающийся огонь исходит во влагу, уплотняется в воду, а вода крепнет и оборачивается землей - это путь вниз. И с другой стороны, земля рассыпается, из нее рождается вода, а из воды - все остальное( при этом почти все он сводит к морским испарениям) - это путь вверх”из Диог Лаэрт. 1Х,8-9 ”Ибо все, говорит он, грядущий огонь будет судить и осудит”фрагмент 66. “ВСЕМ ПРАВИТ МОЛНИЯ. ...ВСЕ ЖИВОЕ СПАСЕТСЯ МОЛНИЕЙ”11 фрагмент Интересную интерпретацию «скачкообразности» в трактовке закона перехода из одного качества в другое через перерыв постепенности и нарушение меры дал Гегель, который неоднократно ссылался на Гераклита как на гениального провидца самой загадочной диалектической категории – «СКАЧКА». Когда человек родился, когда закончилась война и т.д. Ответы просты и сложны одновременно. Война может закончиться вместе с актом подписания мирного договора, а может лишь со смертью последнего фронтовика. Рождение человека может быть физическим, а может и духовным ( «второе рождение сознания»). По Гегелю на скачок можно указать как на некую границы меры, но нельзя описать сам скачок. По Гераклиту именно загадочный скачок- «вспышка молнии» правит миром и спасает все живое. В конце 19 века в работах Ницше отзвуком гераклитовской молнии стал рефрен «молния из тучи человек» в книге «Так говорил Заратустра». Период, отсчитываемый мировыми пожарами, по Гераклиту, равен приблизительно 10.800 лет. Недостаток есть по учению Гераклита - источник образоваания мира, переход меры, избыточность - источник мирового пожара. Однако, по Гераклиту, мир мертв, пока он не “заговорит”, ибо закон бытия мира, вращающегося в огненном круге, есть ЛОГОС (). “ЛОГОС” - это понятие переводимо с др.греч. как слово, речь, учение, счет,исчисление, соотношение, пропорция. “Но хотя ЛОГОС всеобщ, большинство людей живет таак, как если бы они имели собственное понимание.”В114,В2 по D.К. “Хотя этот логос существует вечно, недоступен он пониманию людей ни прежде, чем они его услышат, ни когда услышат впервые. Ведь все совершается по ЭТОМУ ЛОГОСУ, а они уподобляются невеждам, когда приступают к таким словам и к таким делам, какие я излагаю, разделяя каждое по природе и разъясняя по существу. От остальных же людей скрыто то, что они делают бодрствуя, так же, как они забывают то, что происходит с ними во сне.”В.1. Гераклит делал вывод, что ВЕК (предположительно ,человека) - это “дитя, бросающее кости”, или “царство ребенка”(видимо, НЕВЕДЕНИЯ, НЕВИННОСТИ В ПОЗНАНИИ). “Скрытая гармония” обнаруживала для “плачущего философа” текучесть, неостановимость всего сущего, его невидимо-видимую диалектику. Гераклит стихийный диалектик настолько, насколько стихийно текуч наш мир и все в нем существующее. ДВИЖЕНИЕ В ФОРМЕ СТАНОВЛЕНИЯ (СТИХИЙНАЯ ДИАЛЕКТИКА ГЕРАКЛИТА). В “Истории философии” Гегель восхищался стихийностью диалектического мышления Гераклита из Эфеса, и хотя “диалектикос” как столкновение противоположных суждений об одном предмете - это термин из платоновских диалогов в большей мере, чем следствие туманных рассуждений Гераклита о “текучести” бытия, тем не менее “диалектикос” действительно присущ “скрытой” природе мысли дошедших до нас фрагментов высказываний ионийского мудреца. “Бессмертные смертны, смертные бессмертны,одни живут за счет смерти других, за счет жизни других умирают”.фраг.47. ”Люди - боги, боги - люди. Ибо логос один и тот же”фраг.47, Климент Алекс.. ”Человек - свет в ночи: вспыхивает утром, угаснув вечером. Он вспыхивает к жизни, умерев, словно как вспыхивает к бодрствованию уснув”фраг.48. Диалектичность рассуждений фисиолога о смертности и бессмертии приводила его к особой оценке “псюхэ”=души: ”Границ души тебе не отыскать, по какому бы пути ...ты не пошел: столь глубока ее мера (логос)” или “Душе присущ самовозрастающий логос”фраг767, по DК47 ; 115 DК, или “Сухая душа - мудрейшая и наилучшая”. Гераклит видел диалектичность мира как в его потаенной духовной части, так и на “поверхности” вещного бытия: ”В одну и ту же реку нельзя войти дважды” или” На стоящего в реке набегают все новые и нвые воды”.В.91 ”Прекраснейшая обезьяна отвратительна по сравнению с человеческим родом”DК 42 “Болезнь делает приятным и благим здоровье, голод - сытость, усталость- отдых”.фраг.44.”Война есть отец всего и мать всего”фраг.В.53 Гераклит и по сей день представляет глубокий и чистый источник для размышления над тайнописью великой книги природы. ЭЛЕАТЫ. Известны как древние ОНТОЛОГИ, выдвинувшие учение о едином БЫТИИ (онтосе), идею несуществования несуществования (небытия), а также как непредвзятые защитники ИСТИНЫ в познании от нападок и самоуверенности имеющих МНЕНИЕ, как создатели апорий против множественности, движения и сопутствующих движению пространства и времени, как классические логики, до возникновения логики использовавшие следствия из закона исключенного третьего, а также ход рассуждения, который можно назвать “доказательством от противного.” К элеатам (или элейцам) относят обычно Ксенофана, Парменида и Зенона, однако, правильнее, назвать имена лишь двух последних,т.к. Ксенофан, в строгом смысле слова, онтологом не является, хотя именно ему прнадлежит идея об антропоморфном характере политеистических воззрений эллинов и убежденность в существовании единого=Бога “Единое,Бог,высшее меж богов и людей, ни фигурой, ни мыслями на людей не похоже”... Единое, по Ксенофану, видит, слышит, мыслит и все приводит в движение. Не энергия и не физическая сила делает людей и государства лучшими, по Ксенофану, но сила ума. Ксенофан выражал свои мысли в поэтической форме, его оппонентами были , как правило, Гомер или Гесиод, которых он критиковал за антропоморфизм в изображении богов “Но смертные полагали, что и Боги рождаются. Что имеют одежды, голоса и фигуры, как они. Все без разбору Богам приписывали Гомер с Гесиодом, что только срамом слывет и позором что люди считают,- Будто воруют они, совершают блуд и обман.” ( См. об этом в уч.Дж.Реале и Д.Антисери, Ч.1, С. 34-35). Элея - город в Ионии. По легенде, Зенон - ученик Парменида погиб как герой , отстаивая независимость своего родного Полиса. ПАРМЕНИД род. во второй половине У1 в.до н.э., умер в середине У века до н.э.. Парменид основал в Элее свою школу, которой было суждено сыграть значительную роль в формировании европейского стиля мышления. Дал законы своему полису, испытал влияние пифагореизма; от его поэмы “Пери фюсис”(“О природе”) дошли до нас пролог, почти вся первая часть и фрагменты второй лишь недавно стал известен бюст его изображающий: см. у Реале..., С.36. Справедливо замечено, что космология у элейцев становится настоящей философской ОНТОЛОГИЕЙ. Свое учение Парменид вкладывает в уста некоей богини, олицетворения Истины, которая указывает на необходимость изучения “Единого” по трем основным путям: Путь абсолютной истины, Путь изменчивых мнений (лжи) и Путь мнений, достойных похвалы. Основное положение учения Парменида: Бытие существует, и нет небытия. Одно и то же мысль и то, о чем мысль существует. Из Псевдо-Плутарха: ”Парменид Элейский, ученик Ксенофана, усвоил его воззрения, но в то же время занял противоположную позицию, он утверждает, что согласно истине вещей, универсум вечен и неподвижен: по его словам, он “един, единороден, незыблем и не рожден”...Он говорит, что если существует нечто помимо сущего ”того, что есть”, то оно не есть сущее ”то, что есть”. Но не-сущего ”того, что нет” нет во всей целокупности вещей..Так он приходит к допущению, что сущее ”то, что есть” не возникло собственно “лишено генезиса”. ...к разряду единого-и-сущего он относит умопостигаемую реальность, называя ее “сущим” как нечто вечное и неуничтожимое, а “одним” - как нечто подобное себе и неподдающееся дифференциации, а к разряду неупорядоченного и движущегося он относит чувственную реальность. Из Теофраста: Парменид пошел по обеим дорогам. А именно, он доказывает, что Вселенная вечна в то же время старается объяснить возникновение сущего, причем суждения его о том и другом двойственны, ибо он полагает, что поистине Вселенная едина, безначальна и шаровидна, согласно же мнению толпы, для объяснения возникновения он принимает два начала видимого мира : огонь и землю, одно в качестве материи, другое в качестве действующей причины. Можно сделать вывод, который делает в своих лекциях Богомолов: только сущее мыслится, о не-сущем нельзя ни мыслить, ни говорить. Видимо, внутренняя логика рассуждения и привела самого Парменида к его знаменитой “формуле”: “ОДНО И ТО ЖЕ МЫСЛЬ И ТО, О ЧЕМ МЫСЛЬ СУЩЕСТВУЕТ”. Небытия нет, но есть неистинное знание. Для простецов ( «идиотес») Парменид использовал образ «сфероса» : мысль – это сферос вне времени и пространства, потому что сам есть пространство и время одновременно, конечное и бесконечное, начало и завершение, т.е. по существу все эти различия для него не нужны, движение лишь иллюзорный момент абсолютного покоя, в котором пребывает чистая мысль. ЗЕНОН элеец, приемный сын Парменида, пал в борьбе с тиранией Неарха(элейского тирана), его акмэ приходится на 78-79 олимпиады, т.е. на 60-ые годы У века до н.э. Зенон поразил своих современников искусством диалектически мыслить, хотя все его доказательства опираются не на противоречие и его разрешение, а, напротив, на избавление от противоречий. Противоречие=несуществование, поэтому обнаружение противоречивого означает для Зенона обнаружение ложности в суждении о сущем. Доказательство от противного путем приведения рассуждения к абсурду стало основанием для парадоксальных апорий Зенона, стало источником доказательств несуществования множественности, движения и сопутствующих движению атрибутов - пространства и времени. Известны следующие труды Зенона: “Споры”, “Против философов” (т.е. пифагорейцев), “О природе” все они не сохранились, однако до нас дошли некоторые из АПОРИЙ Зенона, поражавшие своей парадоксальностью уже его современников.
  1   2   3   4   5

  • 640 и 545 или 625-547 гг. до н.э./7-6 вв. до н.э.
  • Акмэ (т.е. расцвет = 40 лет) приходится на 69-ую Олимпиаду(504-501 гг. до н.э.)
  • по темам: об огне, логосе, о противоположностях (диалектика), о душе , о богах, о нравах и государстве
  • Природа любит прятаться
  • Ибо все, говорит он, грядущий огонь будет судить и осудит”/фрагмент 66/. “ВСЕМ ПРАВИТ МОЛНИЯ. ...ВСЕ ЖИВОЕ СПАСЕТСЯ МОЛНИЕЙ”/11 фрагмент/***
  • В конце 19 века в работах Ницше отзвуком гераклитовской молнии стал рефрен «молния из тучи человек» в книге «Так говорил Заратустра».
  • Однако, по Гераклиту, мир мертв, пока он не “заговорит”, ибо закон бытия мира, вращающегося в огненном круге, есть ЛОГОС ().
  • Человек - свет в ночи: вспыхивает утром, угаснув вечером. Он вспыхивает к жизни, умерев, словно как вспыхивает к бодрствованию уснув”/
  • Душе присущ самовозрастающий логос”/фраг767, по DК47 ; 115 DК/
  • Небытия нет, но есть неистинное знание