Первая страница
Наша команда
Контакты
О нас

    Главная страница


Lavozimi: o’qituvchi Tuman: Jizzax Viloyat: Jizzax Fan nomi: Rus tili Sinfi: 9 ”a” Mavzu: С. А. Есенин. Сведения из биографии, «Шаганэ ты моя, Шаганэ»




Скачать 86.71 Kb.
Дата26.06.2017
Размер86.71 Kb.
Familiyasi: Donoboyev

Ismi: Shukurullo

Sharifi: Joniqulovich

Ish joyi: Jizzax tuman XTMFMT va TEB ga qarashli 4-maktab,

Lavozimi:o’qituvchi

Tuman:Jizzax

Viloyat:Jizzax

Fan nomi: Rus tili

Sinfi: 9 ”a”

Mavzu: С.А. Есенин. Сведения из биографии, «Шаганэ ты моя, Шаганэ», «Свет вечерний шафранного края». Стихотво­рение «Шаганэ ты моя, Шаганэ!»

O’quvchilar soni: 16 nafar

Ko’rgazmali vositalar: plakatlar, slaydlar, didaktik materiallar,

test tarqatmalari, Darslik, kompyuter, DVD, rasmlar.
Annotatsiya: Mavzu orqali o’quvchilarning fanga bo’lgan qiziqishi orttiriladi, Rus tilidagi she’rlarni o’zbek shoirlari tarjimalari orqali o’quvchilar ongiga ko’proq singdiradi.
Kalit so’zlar: S.A.Eseninning “Fors taronalri” turkumidagi she’rlari: “Shagane tiy moya Shagane”, Erkin Vohidov tarjimalaridan foydalanish.
ТЕМА: С.А. Есенин. Сведения из биографии, «Шаганэ ты моя, Шаганэ», «Свет вечерний шафранного края». Стихотво­рение «Шаганэ ты моя, Шаганэ!»
Отзыв к разработке урока учителя русского языка и литературы средней общеобразовательной школы № 38 Джизакского района Джизакской области Донабоева.Ш.ДЖ. на тему «С.А.Есенин. Сведения из биографии стихотворения «Шаганэ ты моя, Шаганэ», «Свет вечерний шафранного края».
Данный конспект составлен в соответствии с требованиями конкурса «Самая лучшая разработка урока». Он отвечает современным требованиям составления конспекта, предусмотренными в рекомендации «Самое главное в школе это урок». В конспекте удачно использованы элементы, методы и приёмы, помогающие успешному усвоению учащимися нового материала. Наблюдается связь литературы и грамматики. Учителем удачно использованы технические средства обучения: компьютер и эпипроектор в момент ознакомления с новыми словами; Также удачно переведены примеры переводов стихов Есенина Э.Вохидовым, что помогает глубже понимать учениками содержание и колорит произведений поэта. И так, в целом конспект может претендовать на дальнейший этап конкурса.

Директора школы № 38

Джизакского района: И.Эрбутаев

Сведения об учителе
Донабаев Шукурулло Джаникулович, 1960 года рождения, учитель русского языка и литературы. Образование – высшее. Окончил Белгородский государственный педагогический институт им М.С.Ольминского. Стаж работы 34 года. Учитель высшей категории.

Аннотация.
В данной разработке урока даны сведения о замечательном русском «поэте из деревни» А.С.Есенине. использованы передовые опыты для достижения целей: компьютерная техника, иллюстративный материал, также переводы стихов поэта сделанные узбекским мастером слова Э.Вохидовым.
Технологическая карта урока
Ф.И.О. учителя: Донабоев Шукурулло Джоникулович

Класс: 9 класс

Дата: 27-ноября 2015-года

Предмет: Литературное чтение



№ урока по расписанию: 2


Тема: С.А. Есенин. Сведения из биографии, «Шаганэ ты моя, Шаганэ», «Свет вечерний шафранного края». Стихотво­рение «Шаганэ ты моя, Шаганэ!»

Время: 1 час.

Тип урока: Урок изучения нового материала, повторения пройденного

Метод:

Цели:

Обучающая: Ознакомить учащихся с биографией С. Есенина и со стихотворениями, входящими в цикл «Персидские мотивы», подготовить учащихся к выразительному чтению стихотворения;

Воспитательная: Пробудить интерес к поэзии С.А.Есенина при помощи переводов на родной язык узбекского поэта Э.Вохидова.

Развивающая: Развить навыки выразительного чтения, умение анализировать содержание стихотворений. Развивать устную речь учащихся путем диалогов и обогащать словарный запас за счет лексики Есенина

Ожидаемые результаты:

Знания: Учащиеся ответят на вопросы по биографии С. Есенина и по содержанию стихотворений

Навыки:

Умения: Выразительно прочитают стихотворения.

Средства (технические и дидактические): Учебник, портрет С. Есенина, иллюс­трация, тексты стихотворений, компьютер, презентация к уроку. Урок сопровождается показом слайдов.

Оценивание: Комментирование ответов учащихся.

Этапы занятия:

Название работы

Время

I этап: Организационный момент

3 мин

II этап: Опрос пройденного материала

15 мин

III этап: Объяснение нового материала

15 мин

IV этап: Закрепление

7 мин

V этап: Итог урока

3 мин

VI этап: Комментирование оценок

1 мин

VII этап: Домашнее задание

1 мин


Ход урока

1. Повторение изученного материала на прошлом уроке. Уча­щиеся рассказывают содержание легенды, пересказыва­ют содержание отрывка из письма Горького к сыну, со­ставляют монологи-рассуждения на темы «Как я пони-

маю значение слова «самоотверженный человек»?», «Как я понимаю выражение: всегда приятнее отдать, чем взять»?».

2. Рассказ учителя о жизни и творчестве С. А. Есенина.

Словарная работа:

губерния - bizda: viloyat

проникновенный - singdirilgan

праздничность зрения - ko’zni quvontiradigan

бережно - avaylab

журавль - turna

глушь - noobod

сытых хлебов не видали - to’yib ovqatlanmaganlar

березь да цветь - qayin va gullar

ракитник - tolzor

ставни - deraza qopqasi

Сергей Александрович Есенин родился 21 сентября 1895 года в селе Константинове Рязанской губернии, в крестьянской семье. Воспитывался в доме деда. Начальное образование получил в родном селе. «Детство прошло среди полей и лесов», - вспоминал он позже в - автобиографии.

После окончания школы С. А. Есенин переехал в Москву, затем в Петербург. Здесь он познакомился с известными писателями и поэтами.

В 1914 году были напечатаны его первые стихотворения — «Берёза» и «Черёмуха».

Уже в первых своих стихах Есенин выступил как поэт-лирик, певец родного края. Лирические стихотворения, посвящённые описанию скромной, внешне неяркой природы России, выражающие любовь к Родине, занимают основное место в творчестве Есенина. Сам поэт признавался: «Моя лирика жива одной боль­шой любовью, любовью к Родине».

В стихотворениях С. Есенина запоминаются белые берёзки, похожие на девушек с золотыми косами, цветущая черёмуха, «костёр рябины красной», старый клён, утонувший в сугробе.

Стихи поэта очень мелодичны, музыкальны: не случайно многие из них стали песнями («Отговорила роща золотая», «Письмо матери», «Клён ты мой опавший» и другие).

Горячо любя свою Родину, русскую культуру, С. Есенин глубоко верил в интернациональную общность людей и с огромным уважением относился к языку и культуре других народов. Особый интерес он испытывал к Востоку, к поэзии и культуре народов Востока.

С пребыванием в Баку, Тбилиси, Ташкенте и Бухаре связан цикл стихов Сергея Есенина «Персидские мотивы». Персидскими он называл свои стихи потому, что Персия казалась ему сердцем Азии и что именно в ней наиболее полно выражены приметы восточной поэзии. В стихах С. Есенина постоянно слышится перекличка с персидскими поэтами Саади, Фирдоуси, Омаром Хайямом.

Рассказывая о пребывании поэта в Ташкенте, учитель знакомит учащихся с фотоматериалами музея Есенина в Ташкенте.

3. Чтение биографии поэта учащимися.

4. Беседа по вопросам и заданиям учебника.




Вопросы и задания

1. Как описывает поэт цветущую черёмуху? С чем он сравнивает ветки черёмухи? Прочитайте.

2. Найдите в стихотворении эпитеты, метафоры и сравнения.

3. Выучите стихотворение наизусть.
5. Выразительное чтение стихотворения «Шаганэ ты моя, Шаганэ!» учителем, а узбекский вариант учениками:

Шаганэ ты моя, Шаганэ!

Потому, что я с севера, что ли,

Я готов рассказать тебе поле,

Про волнистую рожь при луне.

Шаганэ ты моя, Шаганэ.

Потому, что я с севера, что ли,

Что луна там огромней в сто раз,

Как бы ни был красив Шираз,

Он не лучше рязанских раздолий.

Потому, что я с севера, что ли.

Я готов рассказать тебе поле,

Эти волосы взял я у ржи,

Если хочешь, на палец вяжи

-Я нисколько не чувствую боли.

Я готов рассказать тебе поле.

Про волнистую рожь при луне

По кудрям ты моим догадайся.

Дорогая, шути, улыбайся,

Не буди только память во мне

Про волнистую рожь при луне.

Шаганэ ты моя, Шаганэ!

Там, на севере, девушка тоже,

На тебя она страшно похожа,

Может, думает обо мне...

Шаганэ ты моя, Шаганэ.


Шаҳинам, о, менинг Шаҳинам,

Билсанг, шимол Ватандир менга.

Далалардан сўйлайми сенга,

Ой нур сепган бошоқлардан ҳам,

Шаҳинам, о, менинг Шаҳинам

Билсанг, шимол Ватандир менга,

Унда ой ҳам юз бора улкан.

Шероз қанча бўлмасин кўркам,

Азиз ўлка Рязандир менга,

Билсанг, шимол Ватандир менга.

Далалардан сўйлайми сенга?

Сочим олмиш буғдойидан ранг,

Бармоғингга ўра ҳоҳласанг,

Зарра оғриқ сезилмас менга,

Шаҳинам, о, менинг Шаҳинам,

Шимол ёқда бир нозанин бор,

Сенга ўхшар, ғоятда дилдор,

Балки мени ўйлар ул санам...

Шаҳинам, о, менинг Шаҳинам.


6. Анализ стихотворения по вопросам и заданиям.



1. О чём хочет рассказать поэт любимой девушке Шаганэ?

2. Какие картины родной природы возникают в памяти поэта?

3. Прочитайте стихотворение, постарайтесь

передать нежное отношение Есенина к двум девушкам.

7. Чтение стихотворения учащимися.

8. Задание на дом: рассказать биографию Есенина, подготовиться к выразительному чтению стихотворения наизусть.
Сергей Есенин

(Эркин Вохидов таржимаси)



ЭРОН ТАРОНАЛАРИ


Доғлар кетмиш мажруҳ кунгилдан,

Маст васваса қўзғамас туғён.

Мен дардимга Теҳрон гулидан

Чойхонада тополдим дармон.

Чойхоначи — барваста, ўктам,

Қойил қолсин рус, деб, чойимга,

Ўткир ароқ май ўрнига ҳам

Аччик-аччик чой тутар менга.

Қуй, мезбоним, аммо ҳад билан,

Боғинг аро турфа гуллар бор.

Оқшом менга ниқоб остидан

Оху кўзин сузди гулрухсор.

Россияда гулдай қизларни

Тутқунликда сақламас эрлар.

Сармаст этар бўса бизларни

Беханжару, бемакру безар.




Бу тонг юзли дилдор қошимда

Бир бор ҳиром этса ноз билан,

Шоҳи румол солгум бошига,

Йўлларига шерозий гилам.

Мезбон, чой қуй менга лолагун,

Шоир сенга сўйламас ёлғон.

Эҳтиёт бўл ўзингга букун,

Сўнгра мендан қилмагин гумон.

Эшикка кўп қарайберма сан,

Гул борингга барибир йўл бор.

Оқшом менга ниқоб остидан

Оху кўзин сузди гулрухсор.




Қизлар юзин сақлар ниқобда,

Иссиқданми бўлиб асрамоқ

Ё куймасин дерлар офтобда.

Севсин учун йигитлар кўпрок —

Қизлар юзин сақлар ниқобда.


Ниқоб билан дуст булма, гулрў,

Ёз сўзимни ёдинг лавхига,

Умр ўзи ғоят қисқа-ку,

Тўймоқ қийин толе шавқига,



Ёз сўзимни ёдинг лавхига

  • Mavzu: С.А. Есенин. Сведения из биографии, «Шаганэ ты моя, Шаганэ», «Свет вечерний шафранного края». Стихотво­рение «Шаганэ ты моя, Шаганэ!» O’quvchilar soni: 16 nafar
  • Ko’rgazmali vositalar: plakatlar, slaydlar, didaktik materiallar, test tarqatmalari, Darslik, kompyuter, DVD, rasmlar.
  • Kalit so’zlar: S.A.Eseninning “Fors taronalri” turkumidagi she’rlari: “Shagane tiy moya Shagane”, Erkin Vohidov tarjimalaridan foydalanish.
  • Технологическая карта урока Ф.И.О. учителя: Донабоев Шукурулло Джоникулович
  • Литературное чтение
  • Время
  • Метод: Цели
  • Ожидаемые результаты: Знания
  • Навыки: Умения
  • Оценивание
  • Сергей Есенин