Первая страница
Наша команда
Контакты
О нас

    Главная страница


Л. Р. Золотарева художественно-педагогические условия развития творческой личности бакалавра изобразительного искусства




Скачать 153.82 Kb.
Дата24.06.2017
Размер153.82 Kb.

Л.Н. Гумилев атындағы ЕҰУ Хабаршысы № 5 (84) 2011


Л.Р. ЗОЛОТАРЕВА
ХУДОЖЕСТВЕННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКОЙ

ЛИЧНОСТИ БАКАЛАВРА ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА
The article describes artistic-educational conditions and factors of forming of a creative person of Bachelor of Fine Arts. Cultural-educational and pedagogical aspects of author’s special course «Psychology of artistic works» are analyzed, creative and pedagogic technologies, results of questionnaire forms are considered.
Проблема и формирования творческой личности в современной социокультурной ситуации приобретает исключительную актуальность. Современные философы, культурологи, эстетики, искусствоведы, педагоги подчёркивают, что наиболее полно художественное образование осуществляются в своей культурной, творческой функции. Творческая функция художественного
18
образования обеспечивает социализацию личности, формирует ее социально-творческую самодостаточность. Развитие модели социально-культурной личности – человека культуры как человека творческого – остаётся проблемой профессионально-художественных, гуманитарных факультетов в системе университетского образования.

Проблема творчества, в частности художественного, многомерна: она включает в себя философско эстетический, искусствоведческо-культурологический, социологический и психолого-педагогический аспекты. Поэтому успешное исследование этой проблемы возможно лишь на пути комплексного подхода к ней. Такого мнения придерживается авторская группа ученых, занимающаяся изучением художественного творчества под руководством Б.С.Мейлаха. «Значение комплексного, системного подхода становится поистине всеобъемлющим, когда требуется решение той или иной проблемы во всем объеме, всесторонне, с ориентацией на достижение наиболее действенных практических результатов» [1, 7]. Предметом дискуссий в настоящее время выступает комплекс вопросов, связанных с интерпретацией понятия творчества, культуры, деятельности, а также с пониманием конкретных механизмов взаимосвязей между ними.

Творчество рассматривается как специфическая деятельность, порождающая нечто качественно новое и отличающееся неповторимостью, оригинальностью и общественно-исторической уникальностью. Деятельность трактуется как некая человеческая активная форма отношения к окружающему миру, содержание которой выступает целесообразное изменение и преобразование мира в интересах людей. Культура понимается как специфически человеческий способ организации и развития жизнедеятельности, включающий исторически определенный уровень развития общества, творческих сил и способностей человека [2, 1306, 381, 668]. Культура характеризуется творчеством на любом этапе ее развития. Творчество осуществляется лишь в культуре и через культуру. Будучи выраженным в символических формах культуры, результаты творчества становятся достоянием, в том числе и духовным, других поколений. Новизна и преемственность составляют две одинаково необходимые стороны творчества, в котором есть и преодоление, и продолжение культурных традиций. Через творчество человек осуществляет развитие культуры; творчество специфично для человека, так как предполагает творца – субъекта творческой деятельности. Концепция творчества, одна из центральных и сквозных, по М.М.Бахтину, есть «... концепция человека как субъекта культуры: категорией творчества ... обозначается способ представленности человека в культуре, или, точнее, способ жизни человека в культуре» [3, 111]. Философско-культурологический подход дает определение творчества как способа самобытия человека: именно в творчестве человек утверждает, то есть формирует, воспроизводит и развивает себя, как человек. Это позволяет отчетливее выявить специфику творчества: творчество – такой вид деятельности, который не существует вне человеческой индивидуальности; творчество выступает как сфера свободы человека, как основанный на свободе способ культурной самореализации человека; творчество, и это самое главное, ес ть деятельность по созданию вещей, «никогда ранее не существовавших», то есть новых ценностей.

Творчество – элемент всякой человеческой деятельности, но традиционно выделяют те виды деятельности, которые, по существу, являются творческими, – это научная и художественная деятельность. Но и философия, и религия, и политика, и педагогика есть виды творческой деятельности.

Л.С.Выготский по этому поводу писал, что «творчество существует не только там, где создаются великие исторические произведения, но и везде, где человек воображает, комбинирует, изменяет и создает что-либо новое» [4, 6].

Объектом нашего исследования является творчество художественное. Главный потенциал педагогического процесса касается условий и факторов формирования и воспитания творческой личности бакалавра изобразительного искусства.

Для того, чтобы целенаправленно воспитывать творческую личность, необходимо знать процессы, факторы и механизмы, то есть условия ее формирующие. Исходя из социокультурной и образовательной востребованности в учебные планы вузов по специальностям «Изобразительное искусство и черчение» включена дисциплина «Психология художественного творчества» (или «Психология искусства»).

Рассмотрим культурно-образовательные и педагогические аспекты психологии художественного творчества.

Авторская программа, учебно-методический комплекс, курс лекций, учебное пособие и электронное издание созданы на основе анализа научных источников по теории эстетики, культурологии и искусствознания, художественной педагогике и психологии следующих авторов: Р.Арнхейма, А.В.Бакушинского, Е.Я.Басина, Ю.Б.Борева, К.Валентайна, Л.С.Выготского, С.М.Даниэля, М.С.Кагана, Б.С.Мейлаха, С.Х.Раппопорта, З.Фрейда, Б.П.Юсова, П.М.Якобсона и других, а также обобщения многолетнего опыта исследовательско-педагогической работы автора [5].

Структура образовательного курса и учебного пособия состоит из двух блоков. Первый блок – культурно-образовательный – охватывает круг проблем эстетико-культурологического характера: предмет, подходы, принципы и методы психологии художественного творчества, основные понятия и категории; художественное творчество как философско-эстетическая и психологическая проблема; художественное творчество как специфическая деятельность; субъект художественного творчества, личностные основания художественного творчества, психологические механизмы художественного творчество (чувства и эмоции, внимание и память, фантазия и воображения, интуиция, вдохновение, единство сознательного и бессознательного в творчестве, эмпатия); особенности творческого процесса, творческий метод и мастерство, «творческая лаборатория» художника; произведение искусства как результат процесса творчества; теория и психология художественного восприятия, визуальная проблематика восприятия.

С целью повышения эрудиции введен раздел «Творчество как тема истории художественной культуры». Таким образом, культурно-образовательные аспекты психологии художественного творчества способствуют приобщению будущих бакалавров изобразительного искусства к теоретическим понятиям. Во втором блоке психология художественного творчества представлена в педагогическом плане: психология и типология личности; условия формирования творческой личности; психология детства

и ее воздействие на творческую деятельность; творческие способности и их развитие; формирование культуры художественного восприятия; исследование психологии художественного творчества.

Проанализируем педагогические аспекты психологии художественного творчества.

Теоретическое исследование вопросов художественного творчества подводит к размышлению о возможности «научить» творчеству, формировать личностные качества будущих специалистов творческих профессий, в том числе бакалавров изобразительного искусства. Богатейший материал при этом дает история искусства.

Для успешного развития способностей к конкретной деятельности необходимы соответствующие задатки, например, для художника, художника-педагога, педагога искусства очень важны свойства зрительного анализа, хорошая зрительная память. Но само по себе наличие задатков еще не решает вопроса о проявлении и развитии способностей. Необходимо занятие соответствующей деятельностью, в нашем случае – художественно-творческой. Задатки (одаренность) являются той основой, без которой немыслимо развитие художественных способностей. Но художественные способности могут формироваться только при наличии благоприятных условий.

Первым основополагающим условием в формировании и развитии художественно-творческих способностей является среда – «психология детства». Огромное влияние оказывает в детстве на развитие художественных способностей «домашняя» среда, обстановка, семейные традиции. Это подтверждают многочисленные примеры из истории искусства. Зинаиде Серебряковой, например, передалась семейная страсть к рисованию, особенно акварелью. «Акварелировали» все – дед Николай Леонтьевич, дяди – Александр, Леонтий и Альберт, братья-художники – Евгений и Николай. Акварель в доме Бенуа была чем-то вроде семейной профессии. Или впечатления детства. Так, примечательным обстоятельством рождения М.Шагала был пожар. Отсюда – пронесенное через всю жизнь пристрастие к разрушительной и творящей стихии огня. Пожары будут его любимым зрелищем все детство, и столько же сильно будут влечь его к себе крыши, откуда открывалась панорама местности и казалось доступней небо.

К числу факторов формирования, становления художественной личности относится знакомство с искусством, с языком художественных форм, что подчеркивал И.Е.Репин: «Особенно для нас важно раннее знакомство с языком художественных форм – это незаменимый ресурс для дальнейшей деятельности» [6, 5]. Для становления художественной личности важно общение с профессиональным, в частности, музейным искусством. «Разглядывание» чужих произведений – необходимый и важный фактор формирования и постоянного развития творческой личности. Но одного «разглядывания» недостаточно. При восприятии произведений других авторов формируется лишь репродуктивная (т.е. способная лишь воссоздавать) художественная личность, на основе которой при определенных дополнительных условиях может сформироваться продуктивная (способная создавать новое) художественная личность. Таким условием является собственная практическая деятельность, которая начинается с подражания образцам. Путем подражания образцам, оригиналам происходит не только овладение языком искусства, миром художественных значений, но и превращение чужих художественных смыслов в свои смыслы, ассимиляция, как бы усвоение других художественных личностей, синтезирование (объединение) их в системе собственной художественной личности. Результат такого влияния – обогащение, рост, развитие художника. Но для того чтобы это произошло, в процессе подражания необходимо функционирование особого механизма – эмпатии (вживания, вчувствования, перевоплощения и пр.). Подражать надо изучая.

Большие художники учатся у других (учатся главным образом творческому использованию «языка») всю жизнь. И.Грабарь в книге «Моя жизнь. Автомонография» пишет: «Как ни покажется обидным для нашей индивидуальности, надо с бесстрашием заглянуть в биографию своего творческого «Я» и признать, что «грех» всех художников состоит в том, что они начинают с образцов, владеющих их думами и чувствами. Если в начале творческого пути формируемая художественная личность больше походит на тех мастеров, которым подражает, то по мере творческого роста настоящий художник все более становится самим собой. Вступая в диалог с другими художественными личностями, он органически синтезирует их в своей личности, все «переплавляя» в неповторимости собственной художественной индивидуальности» [6, 8].

Итак, использование «чужих идей», «диалог» с другими творческими личностями, преемственность в области форм художественного выражения способствуют «восхождению к самости», к творческому «Я».

Обратимся непосредственно к педагогическим задачам.

Известный театральный режиссер Г.Товстоногов утверждал: «Будущего живописца можно научить основам перспективы, композиции, но научить человека быть художником нельзя. В нашем деле тоже». Однако, вероятно, что можно воспитать творческую личность. И при этом решающим условием выступает профессиональная школа. Становление творческой личности невозможно без долгого и терпеливого обучения «художественному ремеслу». Без художественной школы невозможно становление, формирование и развитие художественного таланта.

Однако вопрос о том, какое место в воспитании творческой личности принадлежит процессам обучения, научения, школе в широком смысле слова является сложным и дискуссионным. Бытует точка зрения, что школа препятствует формированию творческой личности. Так, А.Н.Бенуа высказывался, что «… все вредно, если ты этому учишься! Надо работать с охотой, наслаждением, увлечением… любить работу и на работе незаметно для себя учиться» [6, 53].



Вывод отсюда один: необходимо построить систему обучения, школу так, чтобы она не только не мешала бы развитию личностных творческих способностей, но всячески способствовала этому.

В чем же заключаются основные направления организации учебного процесса, способствующие формированию творческой личности бакалавра изобразительного искусства? В художественной педагогике в этом отношении накоплен известный опыт. В связи с этим, опираясь на достижения художественнойпедагогики(К.П.Брюллова,П.П.Чистякова,И.Е.Репина,А.С.Голубкиной,современных исследователей и личный опыт), обобщим условия, стимулы и механизмы педагогического процесса, которые могут быть творчески переосмыслены в любом виде художественного творчества:

  • состояние «готовности» к творческой деятельности;

  • общий для всех «закон» (задание), но индивидуальные способы подхода к разрешению задачи

– «предчувствие творчества»;

  • открытие интересного, чтобы не получилось «вялое упражнение»;

  • своеобразию «манеры» учить не нужно, она всякому присуща «по натуре»; самовыражение;

  • «социальный статус развития» (Л.Выготский); «система роста» – фазы развития (В.Лоуенфелд);

  • «неудовлетворенность собой», рефлексия;

  • умение видеть свои ошибки, что развивает вкус, мастерство;

  • воспитание эмпатической способности (вживания, вчувствования, перевоплощения) в ходе создания художественного образа: «я» – «не я» – «я – образ»;

  • использование чужих идей; «диалог» с другими творческими личностями с целью «восхождения к самости», к творческому «я».

Как важнейшее субъективное условие воспитание эмпатической способности. Большое влияние на силу эмпатии оказывает сходство между педагогом и обучающимся. Сходство особенно эффективно при научении эмпатии, когда оно привлекательно для обучаемого. Привлекательность модели (в частности, преподавателя или обучающегося), с которой происходит идентификация, часто описывается как особое чувство симпатии, выступающее главным мотивационным рычагом эмпатии.

Возникает исследовательская задача – как усовершенствовать обучение симпатией. Симпатия как эмпатия – один из законов обучения творчеству. И в этом случае педагогический опыт К.Брюллова, К.Коровина, И.Репина, П.Чистякова дает плодотворный пример. Помимо академической мастерской они вели личные мастерские, кружки, обязанности педагога не ограничивались для них учебными часами. Воспитателями они оставались все время своего общения с учащимися. Идея всестороннего развития художника находила свое проявление в обращении художников-педагогов к истории изящных искусств, музыкальным образам, часто по аналогии позволявшим им объяснять строй живописных образов.

Но при всей дружбе со своими воспитанниками, при всем творческом взаимопонимании П.Чистяков, например, стоял на той точке зрения, что учитель должен быть руководителем в полном смысле слова и никогда не выпускать из рук бразды правления [7, 95-96].

На творческом семинаре изучается биография художника как фактор формирования творческих предрасположений. Назначение такого дискурса – размышление о творческой биографии художника как культурно-эстетической и психологической проблеме, способствующей формированию творческих предрасположений. Материалом являются исследования в области теоретической и эмпирической истории искусства, а также психологии художественного творчества.

Предлагается содержание творческого семинара «Биография художника как жизнетворчество».

Цель и задачи семинара: углубленное изучение биографии художника как жизнетворчества, развитие творческих способностей студентов на материале биографий художников.

В результате прослушивания семинара будущий специалист – бакалавр изобразительного искусства должен получить навыки в проведении творческих занятий на тему «Биография художника как жизнетворчество» в школе, колледже.

Тематика творческого семинара: культурная эпоха и типы художественных биографий (общность биографий художников итальянского Возрождения, художников-романтиков; биографическое сознание эпохи; предметная фактура биографии); фазы-этапы жизненного пути художника в их связи с социокультурными приоритетами (Рембрандт Харменс ван Рейн); психология жизнетворчества: наделенность талантом – предуготовленность к судьбе особого рода (М. А. Врубель); взаимосвязь бытийной и творческой биографии художника (Микеланджелло Меризи да Караваджо, В.Э. Борисов- Мусатов, П.Д. Корин, Фрида Кало); одиночество как феномен жизнетворчества (С.И. Калмыков, Винсент ван Гог, Поль Гоген, И. Левитан); биография художника как фактор формирования творческих предрасположений.

Изучение творческих биографий художников, соотнесенности биографического сознания с эпохой позволяет обнаружить новые точки соприкосновения и взаимообусловленности художественного творчества и доминант общекультурного процесса, обогащает возможности эстетической, искусствоведческой и психологической науки. А сама научно-исследовательская разработка подобных «биографий» стимулирует творческую педагогическую мысль.

С целью практической реализации процесса творчества используются различные образовательные

технологии, которые разработаны в методическом комплексе и учебном пособии по психологии художественного творчества [5, 333]: исследовательские проекты, творческие задания, работы реферативного характера, анализ картин-«метафор» («ассоциаций»), хрестоматийный материал «Творческие династии в искусстве».

Предлагаемые эстетико-психологические проекты: «Психология детства» и ее отражение в творчестве художника», «Особенности художественного мышления», «Воображение и художественное творчество», «Проблема рефлексии», «Тема творчества в изобразительном искусстве», «Тема любви в изобразительном творчестве» и др.

Проект «Мастерские»: А.Матисс. Мастерская художника; Г.Курбе. Мастерская художника (Ателье художника); А.Галимбаева. Уголок мастерской и др.

«Эстетические» варианты ассоциативных прочтений картин: Д.Г.Россетти. Дама печали. Грезы; К.Д.Фридрих. Пейзажи; А. Модильяни. Женские портреты; Ван Гог. Ночное кафе в Арле; М.Врубель. Жемчужина; М.Шагал. Вдохновение, Перед картиной, Художник за мольбертом, Автопортрет с музой (Видение) и др.

Литературно-искусствоведческие эссе (тема художественного творчества, личности и судьбы художника): в зарубежной новелле: О.Бальзак («Неведомый шедевр»), Г.Гейне («Флорентийские ночи»), О.Генри («Последний лист»), Н.Готорн («Мастер красоты»), А. де Мюссе («История белого дрозда»), Ж. де Нерваль («Соната дьявола»), Э.По («Овальный портрет») и др.; в крупномасштабной прозе: Т.Драйзер («Гений»), Э.Золя («Творчество»), Д.Лондон («Мартин Иден»), Р.Роллан («Жан Кристоф»), О.Уайльд («Портрет Дориана Грея») и многие другие; в русской литературе XIX – XX веков: А.С.Пушкин «Моцарт и Сальери», В.Ф.Одоевский «Русские ночи», Н.В.Гоголь «Портрет», М.А.Булгаков «Мастер и Маргарита», «Театральный роман», «Кабала святош» и т.д. Использование данных технологий позволяет осуществить личностно-ориентированный подход в обучении, проводить особую работу с обучающимися в аспекте полихудожественности.

Исследовалась творческая индивидуальность, с этой целью использовался метод «Интервью с самим собой» («Нарисуй свой творческий портрет», «Образ – Я»): Я – будущий художник-педагог, бакалавр изобразительного искусства. Почему я выбрал(а) эту профессию. Психология детства. Условия формирования любви к профессии. Ступени творческих предрасположений: способность – одаренность – талант. Работоспособность. Влияет ли профессиональная школа на формирование таланта? Отношение к педагогам, их педагогической системе. Мировоззрение и мироощущение – «моя картина мира». Мои индивидуальные различия: тип личности, экстраверт – интроверт, темперамент, интеллектуальное развитие, эмоционально-волевая сфера. Мои психофизические свойства: эмоции и чувства, художественное мышление, образная память, воображение, интуиция, эмпатическая способность. Мои личностные качества: характер, лидерство, чувство предназначения, вера в свои силы и успех, любовь к избранному делу и т.д. Как вы оцениваете свои профессиональные возможности, своё мастерство (в период учебы)?

Были проведены исследования по психологии художественного творчества; в эксперименте участвовали 27 студентов – выпускников специальности «Изобразительное искусство и черчение» (2008 – 2009 учебный год). В анкету было включено двадцать пять вопросов. На вопрос «Необходимо ли изучать курс «Психология художественного творчества» будущему учителю – бакалавру изобразительного искусства» 100 % испытуемых ответили положительно. Были получены следующие ответы: «дает интеграцию знаний»; «для получения дополнительных специальных знаний»; «для умения выразить свою мысль, понять творческий метод художника»; «помогает понять творческую личность и процесс создания произведения искусства». На вопрос «Что дает изучение курса «Психология художественного творчества» (может быть два-три ответа ) студенты ответили: «формирует творческое мышление, восприятие» (77%); «формирует эмпатию» (22%); способствует более глубокому пониманию творческой личности и как следствие – результатов деятельности (31 %).

На академических семинарах студенты хотели бы обсудить такие проблемы: «Творческие личности казахстанских художников, менее известных»; «Психология художников разных поколений», «Творческие мастерские художников Сарыарки».

Нас интересовало, какого типа работу студенты предпочитают для итогового отчета (могло быть два ответа); предпочтения следующие: «анкетирование» (45%); «исследовательские» (32%), «интервьюирование» (22%); «творческие проекты» (44%); другие предложения: «Художественное древо (той или иной эпохи) в виде графического изображения».

Таким образом, дисциплина «Психология художественного творчества» имеет культурно- образовательный и педагогический смысл, способствует эффективности формирования творческого специалиста.


ЛИТЕРАТУРА

1. Мейлах Б.С. Процесс творчества и художественное восприятие. – М.: Искусство, 1985. – 318 с.

2. Советский энциклопедический словарь / Глав. ред. А.М. Прохоров. – М.: Сов. энц., 1983. – 1600 с.

3. Викторова Л.Г. Диалоговая концепция культуры М.М.Бахтина – В.С.Библера [Электронный ресурс]

http://www.countries.ru/library /rusidea/ ribb.htm (дата обращения: 20.09.2010)

4. Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. – СПб: СОЮЗ, 1997. – 96 с.

5. Золотарева Л.Р. Психология художественного творчества: Науч.-учеб. издание. – Караганда: КарГУ им.

Е.А.Букетова, 2001. – 396 с., табл., ил. [288 ист.]

6. Басин Е.Я. Творческая личность художника. – М.: Знание, 1988. – 64 с. (Сер. Эстетика, № 3).

7. Молева Н.М., Белютин Э. П.П.Чистяков – теоретик и педагог. – М.: Искусство, 1953. – 228 с., ил.


Поступила в редакцию 28.03.2011.

  • семейные традиции.
  • впечатления
  • языком художественных форм, что подчеркивал И.Е.Репин
  • «Разглядывание»
  • профессиональная
  • дискуссионным.
  • В чем же заключаются основные направления организации учебного процесса, способствующие формированию творческой личности бакалавра изобразительного искусства В художественной