Первая страница
Наша команда
Контакты
О нас

    Главная страница


Л. Н. Толстой. Биография и творчество




Скачать 50.92 Kb.
Дата07.07.2017
Размер50.92 Kb.
Класс: 10 «А»

Предмет: Русская литература

Тема: Л.Н. Толстой. Биография и творчество

Форма: урок-путешествие

Тип урока: интегрированный урок

Цель: вызвать интерес к личности и творчеству писателя

Задачи: 1) познакомить с особенностями биографии и мировоззрения писателя;

2) развивать умение составлять краткую хронологию жизни и творчества писателя;

3) осуществлять нравственное воспитание учащихся, привлечь внимание учащихся к

личности Толстого, облагородить мысли и чувства;



Оборудование: медиапроектор, презентация, карта мира

Ход урока:

І. Опрос:

1. Лирика А. Фёта – наизусть (по выбору)



ІІ. Объяснение нового материала:

1. Сообщение темы урока.

2. Эпиграф к уроку:

Каждый человек -алмаз, который может очистить и не очистить себя. В той мере, в которой он очищен, через него светит вечный свет. Стало быть, дело человека не стараться светить, но стараться очищать себя. (Л.Н. Толстой)

3. Вступительное слово учителя:

Прежде всего, нужно сказать о Л.Толстом, что он – гениальный художник и гениальная личность. С одной стороны, Л.Толстой поражает своей органической светкостью, своей исключительной принадлежностью к дворянскому быту... С другой, тот же Толстой с небывалой силой отрицания восстаёт против «света», против всего дворянского общества.

Смысл жизни Толстой видит в служении людям. Жить для себя одного нельзя. Это духовная смерть. Как можно меньше брать от людей и как можно больше давать людям. Эта мысль неоднократно повторяется в дневниках писателя. И самыми счастливыми годами в своей жизни Толстой считал те, когда он всего себя отдавал благу людей, работе в Яснополянской школе, помощи голодающим.

Жизненное кредо Толстого, которому он никогда не изменял: «...Вечно бороться и лишаться. Спокойствие – душевная подлость».

4. Работа над портретом писателя.

5. Анализ имени, отчества, фамилии

Лев – происходит от лат. «лео» - лев и греч. «леон» - лев. В характере преобладают доброта и душевность. Терпим к недостаткам людей, гибок и дипломатичен. Лев всегда благожелателен к людям, независимо от звания, должности. Любят играть с детьми в шумные игры. Великие Львы – Л.Яшин, Л.Лещенко, Лев Ошанин, Л.Троицкий.

6. Анализ дня рождения: Дева.

Самый непонятный знак зодиака. Противоречия: высокоразвитый интеллект, критический ум, артистизм и в то же время практичность, заземленность. Постоянный рост, стремление к самоусовершенствованию – характерная черта Дев, они очень хорошие и добрые друзья. Они упорные труженики жизни. Кредо Девы: «Если стоит что-то делать, то только хорошо».

7. Чтение стихотворения:

К Толстому, в Ясную Поляну! –

Велеть бы кучеру:

Вези.


Я только гляну, только гляну,

Как гений выглядит вблизи...

...Как с мужиками ловко косит

В рубахе белой впереди,

А знаменитая толстовка

Висит на гвоздике, поди.

И в счастье веруя мирское,

К неудовольствию властей.

В своей яснополянской школе

Крестьянских учит он детей.

...Велеть бы кучеру,

Да поздно:

Давным-давно Толстого нет.

И, словно реки к океану,

Сюда дороги пролегли.

К Толстому, в Ясную Поляну

Стремятся люди всей земли (А.Бондаренко)

8. Сообщение учащихся о Ясной Поляне из Википедии, показ по карте

9. Ассоциации «Тула»

10. Сообщение учителя о детстве Л.Толстого в Ясной Поляне:

- мать, отец, братья

- брат Николай, «зеленая палочка», «Легенда о зеленой палочке», муравейные братья.

- переезд семьи в Москву

11. Составление краткой хронологии жизни и творчества.

12. Слово учителя: Когда Толстому было 13 лет, семья переехала в Казань...

1841 год.

Казань

Там производят башмаки, халаты, игиги, платки,



Их восхваляют знатоки, пленясь работою отменной.

Прекрасно женщин ремесло, их вышивки блестят светло,

А тюбетеек всех число равно числу людей вселенной.

Там-проповедников краса, там шейхов целые леса,

Ясны хафизов голоса, читающих Коран священный.

В стране булгар мы без труда найдем деревни, города,

Но не сравнить их никогда с Казанью древней, несравненной!

13. Сообщение учащихся о Казани.

14. Ассоциации на «Казань»

15. Сообщение о Казанском периоде жизни Толстого: начал вести «Дневник» и разбирал «Наказ» Екатерины ІІ.

16. Запись в краткую хронологию.

17. Чтение стихотворения «Кавказ»

Кавказ историей богат.

Волнует он сердца и души.

Почти две сотни лет назад

Здесь отдыхал великий Пушкин.

18. Сообщение учащихся о Кавказе из Википедии.

19. Ассоциации на «Кавказ»

20. Сообщение учителя о военной службе Толстого на Кавказе

- опасная служба

- чуть не попал в плен

- дружил со старым казаком

- написал «Детство» за подписью «Л.Н.»

21. Слово учителя: 7 ноября 1854 года Толстой прибыл в Севастополь

Бело-синий город Севастополь,

Белокрылый город в Синеве...

Моря ослепительная пыль

В скверах оседала на траве.

Город с морем сомкнуты в содружье

Синей соли съедены пуды.

Дымной славой русского оружья,

Пушечным дымком несло с воды.

22. Сообщение учащихся о Севастополе.

23. Сообщение учителя об участии Л.Толстого в обороне Севастополя

- 4-ый бастион

- награды: орден св.Анны и медали

- «Севастопольские рассказы»

24. Сообщение «В кругу литераторов». «Петербург» (1855)

25. Ассоциации на «Петербург»

26. 1856 – вышел в отставку, 1857 – отправился в заграничную поездку, 1860 – второе загранпутешествие.

27. Сообщение «Педагогика», «Уральск», «Женитьба»

- открыл школы, писал «Азбуку»

- летом 1862 приехал в Уральск (сообщение учащихся), закончил «Казаки»

- женитьба

28. Обзор романов «Война и мир», «Анна Каренина», «Воскресенье»

29. Жизнь в Москве (1882)

- перепись населения

- помощь голодающим

- «Исповедь», «Власть тьмы»

30. «Толстой в Гаспре» (1901)

Старокняжеские алебастры

Тронул розовым светом восток –

Земляничное дерево Гаспры

Мне в ладонь уронило листок.

Меис ветвей почивает прохлада.

Ранний воздух на вкус – Парадиз

И полны благозвучья и лада –

имена: Симеиз, Кореиз...

31.Сообщение учащихся о Гаспре.

32.Сообщение учителя: «Толстой в 900-е годы»

-встречи с писателями и художниками

-отлучение от церкви( 1901)

-статья «Не могу молчать»(1907)

-повесть «Хаджи Мурат»(1904)

-«За что?» (Уральск)

33.Слово учителя: разрыв с социальной средой,семейный разлад (отказ от частной собственности,недовольство жены)

10 ноября 1910 года Л.Толстой покинул Ясную Поляну.

34.Сообщение учащихся.Астапово.

35. Сообщение учителя о последних днях и похоронах Л.Н.Толстого

-умер- (7)20 ноября 6 часов 5 минут

-похороны –(9)22 ноября в лесу Старый Заказ на месте «зеленой палочки»

-антиправительственные демонстрации

-Толстой в наше время

36.Закрепление:

-Где родился Л.Н.Тостой?

-Какой период жизни принято считать началом литературной деятельности?

-Назовите рассказы Л.Н.Толстого о войне.

37.Рефлексия: Что запомнилось? Что понравилось?

38.Подведение итогов урока,объявление оценок

39.Задание на дом:



Пересказ статьи по биографии (по выбору)

  • Цель
  • Оборудование
  • Вступительное слово учителя
  • «...Вечно бороться и лишаться. Спокойствие – душевная подлость».
  • Анализ дня рождения: Дева.
  • Сообщение учащихся
  • . Составление краткой хронологии жизни и творчества.
  • Запись в краткую хронологию.
  • Сообщение «В кругу литераторов». «Петербург»
  • Сообщение «Педагогика», «Уральск», «Женитьба»
  • Обзор романов «Война и мир», «Анна Каренина», «Воскресенье»
  • Сообщение учащихся.
  • Рефлексия: Что запомнилось Что понравилось