Первая страница
Наша команда
Контакты
О нас

    Главная страница


Л. И. Илларионова




Скачать 82.92 Kb.
Дата01.07.2017
Размер82.92 Kb.

Л.И. Илларионова

Библиотека Н.В. Султанова


Пожалуй, трудно найти ученого, который в течение всей своей жизни в результате целенаправленной и планомерной деятельности не сформировал бы научной рабочей библиотеки, профессионально ориентированной на ту или иную отрасль знания, являющуюся его творческой лабораторией. Такие книжные собрания крупного представителя той или иной науки включают кроме специальных и издания самой различной тематики, говорящие о широте и кругозоре своего владельца. Но, не смотря на это, именно книжный массив по той отрасли знания, которой занимается ученый, представляет особый интерес не только своим тщательным тематическим подбором, но и значимостью самих изданий и экземпляров. Такие специалисты подбирали и первые, и дополненные, и переработанные издания одной и той же книги, журнальной публикации. Особый почет в их библиотеках отводится подаренным изданиям, о чем свидетельствуют дарственные надписи на книгах.

Ярким примером такого собрания является библиотека Николая Владимировича Султанова (1850 – 1908) – академика, теоретика и историка архитектуры, реставратора, педагога, общественного деятеля. Окончив строительное училище в С.-Петербурге (позже – Институт гражданских инженеров) он в качестве помощника архитектора А.К. Серебрякова начинает строительную деятельность. Встреча с графом С.Д. Шереметевым и постройка для него дома на Литейном проспекте в С.-Петербурге оказалась в его жизни счастливой случайностью. С 1878 по 1891 гг. он – постоянный архитектор С.Д. Шереметева во всех подмосковных усадьбах. В одной из них (в Михайловском) размещалось Общество любителей древней письменности, в работе которого архитектор принимает участие, в первую очередь переводя книгу французского архитектора и историка Э.-Э. Виолле-ле-Дюка «Русское искусство. Его источники, его составные элементы, его высшее развитие, его будущность» (1879). Основные выводы автора явились предметом обсуждений в кругу специалистов на протяжении ни одного десятилетия. В 1885 г. выходит в свет работа Н.В. Султанова «Изразцы в древнерусском искусстве», свидетельствующая о продолжении серьезной исследовательской работы в области изучения русского наследия. Не оставил без внимания Николай Владимирович и рукописное наследие России, занимаясь изучением миниатюр с изображением древне-русских сооружений. В результате чего было написано исследование «Образцы древне-русского зодчества в миниатюрных изображениях. Исследование по рукописи XVI в. «Житие Николая Чудотворца» (1881).

С кон. 80-х гг. Н.В. Султанов много ездит по России (Москва, Владимир, Ярославль, Киев, Новгород, Псков, Ростов Великий, Тверь, Суздаль, Серпухов, Коломна, Углич, Волоколамск, Звенигород, Зарайск, Тула), знакомится с архитектурой зарубежных городов Италии, Германии, Франции, Греции, Турции. Большой интерес был проявлен исследователем и к монастырям (Троице-Сергиева Лавра, Новый Иерусалим, Саввин-Сторожевский, Иосифо-Волоколамский, Пафнутия Боровского, Псково-Печерский, Борисоглебский, Боголюбский монастыри). После чего он много и успешно реставрирует различные памятники старины по всей России.

Среди его архитектурных проектов можно назвать: собор и церковно-приходские школы в Петергофе, участие в возведении памятника Александру II в Московском Кремле, отделка домовых церквей и интерьеров в петербургских зданиях, различные храмы, церкви, часовни, хозяйственные постройки, фонтаны в имениях Михайловском, Чиркино, Вишняково, Иваново-Вознесенское, Введенское, Плесково. Кроме того – перестроил дом Юсуповых в Б. Харитоньевском пер., переделал интерьер генерал-губернаторского дома, возвел храм Пещерного скита близ Сергиева Посада и т. д.

Не менее важным, чем архитектурное творчество была для Н.В. Султанова преподавательская деятельность. Он читает лекции в Институте гражданских инженеров (1873 – 1906), Николаевской инженерной академии (1878 – 1908), С.-Петербургском Технологическом институте (1877 – 1884), Археологическом институте (1882 – 1885). С первых лет своей преподавательской деятельности он начинает обобщать весь накопленный материал и писать учебники, курсы лекций по истории архитектуры. Обобщающими фундаментальными (для того времени) стали работы: «История архитектуры… Курс лекций с атласами чертежей. В 2-х тт.» (1878 – 1879, 1885, 1899), «История зодчества у народов древнего и нового времени. Курс лекций. В 3-х тт.» (1883), «История архитектуры. Западная Европа, Восток и Россия» (1896), «Конспект по истории архитектуры. По лекциям проф. Н.В. Султанова» (1899), «Памятники зодчества Средних веков и магометанского востока. Атлас» (1908), а выход в свет литографированных лекций для студентов «Памятники зодчества у народов древнего и нового мира. Атлас» (1890, 1903) трудно переоценить, «ведь они, при почти полном отсутствии руководства в этой области науки, являются драгоценным пособием учащейся молодежи»1.

Собрав и опубликовав огромный исторический материал, как отмечают современники, он «не оставил при этом полной истории русской архитектуры. Но…» будучи «…человеком науки, а не дилетантом, он признавал лишь серьезное, глубокое изучение и анализ архитектурных форм, поверхностные же и необоснованные выводы были не в его характере»2. В своих трудах Н.В. Султанов предложил первую периодизацию русского зодчества, в основе сходную современной.

Автор большого количества трудов (65 названий) по истории русского зодчества, архитектуре Древнего мира, теории архитектурных форм Николай Владимирович не ограничивал «круга своих научных исследований каким-нибудь одним периодом искусства и памятниками одного… народа – он не был чужд самых различных эпох зодчества и глубоко вникал и интересовался памятниками архитектуры чуть ли не всего земного шара»3. «Вся обширная и кипучая деятельность» Н.В. Султанова во главе которой стояла история архитектуры поражала и удивляла современников возможностью «постигнуть всё богатство той сокровищницы, которое досталось нам в наследие»4. На научном поприще он сделал так много, что эта сторона деятельности (еще по настоящему не изученная) при жизни Н.В. Султанова оценивалась как выдающаяся.

Важной стороной деятельности Н.В. Султанова была его общественная работа. Он был членом С.-Петербургского общества архитекторов, Московского архитектурного общества, Парижского Sosiété nationalе des аrchitectes de France, чл.-кор. Имп. Общества любителей древней письменности, Имп. Российского Исторического музея, Имп. Русского археологического общества, поч. чл. Ростовского музея церковных древностей, чл. Археологической Комиссии, Археологического института в С.-Петербурге, Рязанской ученой архивной комиссии и т. д. С 1893 г. Николай Владимирович – действительный член и член Совета Академии художеств, с 1893 г. – возглавляет Управление строительной деятельностью в качестве председателя Технико-строительного комитета Министерства внутренних дел, где при его активном участии начинается подготовка проекта закона об охране памятников.

В каждой из областей деятельности – проектно-строительной, реставрационной, научной, преподавательской и общественной – он оставил свой след, о котором современники говорили, что «…с каким бы делом ни сталкивала его судьба, он всегда отдавался ему всею душою и оказывался на высоте своего призвания», но «…при всякой работе, заполнявшей по-видимому целиком его длинный трудовой день, он всегда находил время для занятий в той области, которой служил всю жизнь и без которой он не мог существовать. Работа в этой области – области истории архитектуры – была целью его жизни…»5.

Оставил свой след Николай Владимирович и в коллекционировании книг, библиотека которого «с любовью им составленная и особенно богатая изданиями по истории русского искусства»6 состояла из 6 тыс. изданий на русском и иностранных языках и 5 тыс. фотографий. В 1913 г. она была передана в Институт гражданских инженеров, и библиотекарь Института Р.Р. Бекер составил на нее каталог («Систематический каталог библиотеки Н.В. Султанова» Пг., 1916) как продолжение ранее вышедших списков «Книги, поступившие в библиотеку Института гражданских инженеров Императора Николая I. Список № 1 – 10» (СПб., 1912 – 1915), «Добавления к каталогу книг и изданий библиотеки Института гражданских инженеров» (СПб., б.г.).



Каталог состоит из 14 отделов: I. История России и славянства. II. История церкви. III. История русского и … славянского искусства. IV. Всеобщая история и история отдельных стран. V. Всеобщая история искусства. VI. Современное искусство. VII. Археология. Нумизматика, сфрагистика и геральдика. Охрана памятников старины. VIII. История литературы. Языкознание. Книжное дело. IX. География, этнография, путешествия. X. Биография, письма, мемуары, генеалогия, некрологи. XI. Техника. Гигиена. XII. Сборники, журналы, собрания сочинений. Труды съездов и ученых обществ. XIII. Справочные издания. XIV. Отчеты, уставы, протоколы заседаний. Смесь.

Как писал составитель «В настоящий каталог вошли только те книги из библиотеки Н.В. Султанова, которых ранее в библиотеке Института не имелось. Число этих новинок составляет около двух третей всего количества поступивших в Институт книг Н.В. Султанова»7. Отличительная особенность книжного состава данного каталога состоит в том, что он содержит самую представительную подборку изданий по истории России (в т. ч. и художественные произведения) и других стран, археологии, вспомогательным историческим дисциплинам, языкознанию, книжному делу, истории литературы. В каждом разделе материал размещается по алфавиту. В первом разделе – материалы для истории города XVII и XVIII столетий, Акты, планы Москвы, книги Н.Костомарова, В. Ключевского, И. Забелина, Д. Иловайского, арх. Леонида, С. Платонова, М. Пыляева, С. Соловьева и др. В разделе «История церкви» очень много Жития святых, описаний монастырей, церквей, соборов, путеводителей по святым местам. В третьем разделе описаны издания сер. XIX – нач. XX вв. Наиболее интересным является раздел по истории искусства. Здесь и Витрувий 1792 – 1794 гг., множество книг Н. Кондакова («Византийские церкви…», «Греческое искусство», «Древняя архитектура Грузии», «Записки по истории изящных искусств», «Путешествие на Синай», «История христианского искусства», «Археологическое путешествие по Сирии и Палестине» и т. д.), В. Ст асова, Б. Фармаковского. Количество иностранных книг в этом разделе в три раза больше чем книг на русском языке. В VI разделе можно найти чрезвычайно редкие издания В.А. Гартмана «Биография…» (1874), И. Ропета «Альбом архитектурных и декоративных мотивов в русском стиле » (1892), Ф. Шехтеля «Весна красна…» (1884). Уникальны сегодня книги в VIII разделе: «Азбука и скоропись 17 в….» (1875), «Буквица языка словенскаго…» (1877), Г. Геннади «Список книг о русских монастырях и церквах» (1854), «Домострой по списку Императорского общества истории и древностей российских» (1882), книги А. Титова. Большой массив изданий (продолжающихся и периодических) составляет XII раздел. Если учесть, что в сам каталог вошли издания, отсутствующие в нач. XX в. в Институте, то можно предположить, какой истинный объем изданий в этом разделе был в библиотеке Н.В. Султанова. Множество самых разных словарей, «собраний…» (музеев), каталогов (выставок, книг, библиотек) находится в разделе справочных изданий. «Одну из особенностей библиотеки Н.В. Султанова, – пишет Р. Р. Бекер – составляют многочисленные (около 150) тома, заключающие в себе, каждый, группу однородных по содержанию мелких сочинений и брошюр, переплетенных вместе под общим заглавием «материалы по истории», «материалы по археологии» и т. п. Такой порядок идет в разрез с системой, принятой в библиотеке Института, где, для удобства пользования, каждое сочинение, как бы оно ни было незначительно по объему, переплетается отдельно и получает особый номер. В данном случае, однако, расчленение сборных томов на составные их части, с заключением каждой части в особый переплет, было признано нежелательным в виду того, что такая переделка не только вызвала бы значительные расходы на переплетные работы, но вместе с тем до некоторой степени лишила бы библиотеку того облика, который ей дал ее составитель»8.

Каталог сопровождается «Алфавитным указателем авторов». Библиографические описания приводятся в самой краткой форме, часто без инициалов автора. Оформление каталога весьма скромное, вполне соответствующее его назначению.



В заключение следует отметить, что таких каталогов описания владельческих библиотек впоследствии переданных в государственные хранилища, создавалось очень мало; еще реже их выпускали в свет отдельным изданием. Поэтому каждый из них имеет большое значение для истории книги. Значение же всех сторон жизни и деятельности Н.В. Султанова в области развития отечественной архитектуры настолько велико, что его современник Михаил Красовский писал: «Для России Н.В. Султанов был тем же, чем некогда Виолле – ле Дюк для Франции»9.

1 Красовский М. Памяти Николая Владимировна Султанова // Зодчий, 1908, № 37. – С. 345.

2 Там же.

3 Там же.

4 Там же.

5 Там же. – С. 344.

6 От составителя // Систематический каталог библиотеки Н.В. Султанова. – Пг.; 1916. – [C. 1].

7 Там же. – [C. 3.].

8 Там же. – [C. 2].

9 См. Прим. 1. – С. 245.




Каталог: assets -> files -> 2005 -> doc
files -> Программа дисциплины «История зарубежной литературы 20 века»
files -> Стихи северных поэтов
files -> Диплом по специальности «юриспруденция». В 2006 году работал в Межрайонной инспекции фнс №8 по Республике Бурятия в должности инспектора отдела выездных налоговых проверок
files -> Биография барабанов Сергей Борисович
files -> Учебно-методический комплекс дисциплины химия Специальность: 260901 «Технология швейных изделий» пгпу 2008
doc -> Собрание рукописных книг Чернышёвых: (Обзор фонда)
doc -> Электронные библиотеки России
doc -> Ф. М. Достоевский Метафизика живет не потому, что людям «хочется», а потому, что сама душа метафизична