Первая страница
Наша команда
Контакты
О нас

    Главная страница


Кузебай Герд: страницы жизни и творчества




Скачать 137.2 Kb.
Дата03.07.2017
Размер137.2 Kb.
ТипПрезентация
МБОУ Вавожская средняя общеобразовательная школа Кузебай Герд: страницы жизни и творчества Литературный час для учащихся 5 - 7 классов Зав. школьной библиотекой МБОУ «Вавожская СОШ»: Селиванова М.Н. Вавож 2012 г. Кузебай Герд: страницы жизни и творчества Тип урока: литературный час. Цели: Расширить и углубить знания учащихся о знаменитых людях Вавожского района, Воспитать уважение к великим людям нашей Родины. Задачи: Познакомить учащихся с жизнью и творчеством Кузебая Герда, Привить интерес у учащихся к познанию краеведческой литературы. Оборудование: Проектор, Компьютер, Колонки, Раздаточный материал (карточки со стихами). Оформление: Презентация биографии писателя, Литературная композиция, Книжная выставка, Портрет, Цитата, Видеофрагменты, Песня, Музыка. Ход урока: 1. Организационный момент. Слайд № 1. (звучит тихая музыка крезь) 2. Вступление. Слайд № 2. 2.1. Ведущая: Сегодня мы поговорим с вами о жизни и творчестве Кузебая Герда. В истории развития удмуртской литературы и культуры исключительную роль сыграл Кузебай Герд (Кузьма Павлович Чайников), широко известный в 20-х годах как талантливый поэт и прозаик, фольклорист, драматург и музыковед, переводчик, педагог и общественный деятель.  Слайд № 3. Видеофрагмент. Слайд № 4. Ведущая: Кузебай Герд с гордостью о себе сказал в стихотворении “Удмурт”: Я – сын угрюмого Прикамья, Удмурт, заброшенный в лесах. Привык к болотам, тростникам я, Где нет следов от колеса. Моя душа дика, как дебри, И холодней самой зимы... Все мускулы мои окрепли В борьбе с упорным богом тьмы! Я знаю: там за диким лесом Невестой новь ко мне идёт. Я строю мост по топям, весям - Мой каждый мускул солнце пьёт! Пусть Инвожо пугает иньем, Сам Кылдысин убьет грозой, - Я строю мост, к просторам синим, Я породнюсь с мечтой – красой! 2.2. Ранние годы. Слайд № 5. Кузебай Герд родился 2(14) января 1898 года в деревне Покчивуко (Большая Докья), Вавожского района в семье удмуртов Павла Васильевича и Агафьи Никифоровны Чайниковых. Кузьма был пятым сыном. На первом месте в семье был труд. Дети помогали по дому. Собирали ягоды, грибы, орехи, рыбачили на реке Вале. Кузьма рано научился шить, вязать, ткать, готовить. Слайд № 6. После смерти отца (Кузьме шёл 10-й год)‏ он стал надежным помощником матери. Без кормильца в семье было трудно, но все дети получили образование. Вначале мать отдала Кузьму в земскую начальную школу в своей деревне. С детства он отличался любознательностью, тянулся к книгам. Слайд № 7. После окончания начальной школы в Большой Докье Кузьма поступил в Вавожскую двухклассную школу, где его учителями были сестры Мария Николаевна и Анна Николаевна Меньшиковы, которые ему привили любовь к родному краю, к театру, научили русскому языку. С 12 лет Кузьма начал собирать удмуртские народные песни и, подражая им, стал писать стихотворения. Слайд № 8. (Фотография) Вид села Вавож, на первом плане «Народный дом», где Кузьма смотрел спектакли для детей. Слайд № 9. (Фотография) Храм села Вавож, в его хоре пел учащийся двухклассной школы Кузьма Чайников. Слайд № 10. В 1912 году Кузьма Чайников поступает в Кукарскую учительскую семинарию. В том году в семинарию было подано 104 прошения, но были зачислены только 34 человека. Среди них единственный удмурт - Кузьма Чайников, который по результатам экзаменов оказался среди лучших абитуриентов. А по имущественному положению он был из самой бедной семьи. Совет Кукарской учительской семинарии решил принять его «казеннокоштным», т. е. на казенную стипендию. Слайд № 11. Вскоре он окунулся в студенческую среду, встретился с представителями разных народов – русскими, марийцами, чувашами, коми - пермяками, эстонцем и белорусом. Особую роль в творческом росте юноши сыграл учитель словесности Федор Александрович Безгребельный. Он умело прививал любовь к русскому языку и классической литературе, устному народному творчеству. По его совету в 1915 году К. Чайников перевёл на удмуртский язык произведения М. Горького «Песня о соколе», Т. Шевченко «Ревёт и стонет», Я. Купалы «А кто там идёт». Он также продолжает писать стихи и рассказы на удмуртском и русском языках. Слайд № 12. 1915 году Кузьма Чайников начал издавать рукописный литературный журнал «Семинарское перо», в котором печатал свои стихи и рассказы, поэтому часто подписывал их разными, неопределёнными псевдонимами - «Такой – сякой», «Не кто иной», «Один из многих». Затем печатался под псевдонимами - Эмезь, Ида Сюмори, К. Андан, К. Герд и другие, а с 1920 года псевдоним Кузебай Герд стал его официальной фамилией. Слайд № 13. Литературная деятельность Закончив обучение в семинарии, Кузебай Герд работал заведующим Большеучинской двухклассной школы, затем, заведующим Малмыжского уоно, а с марта 1920 года назначен заведующим издательским отделом Удмуртского комиссариата. Только за один год он подготовил и выпустил 40 книг и брошюр на удмуртском языке. Слайд № 14. В 1920 году Кузебай Герд начал создавать и редактировать первый удмуртский детский журнал «Муш» («Пчелка»). Слайд № 15. Первые книги на вотском языке К. Герда: повесть о девушке «Матй» («Мотя»), пьесы «Туно»(«Ворожея») И «Люгыт сюрес вылэ» (На светлую дорогу»), «Владимир Ильич Ульянов». Слайд № 16. Видеофрагмент. Слайд № 17. С 1922 по 1926 года К. Герд учился в Высшем литературно - художественном институте имени В. Я. Брюсова, после окончания которого поступил в аспирантуру Института народов Востока РАНИОН и специализировался в области фольклористики и этнографии. За годы учебы и работы в Москве он встречался с А. Луначарским, С. Есениным, В. Маяковским, Д. Фурмановым, А. Барбюсом, М. Горьким и другими писателями. В 1930 году он с семьёй возвращается в Удмуртию. А в 1932 году его арестовали... Слайд № 18. Кузебаю Герду было предъявлено страшное обвинение в том, что он стал организатором шпионской контрреволюционной организации «Союз освобождения финских народов» (СОФИН) и сослан на Соловецкие острова в лагерь, где 1 ноября 1937 года его расстреляли, но это стало известно только через 51 год. Слайд № 19. Видеофрагмент. Слайд № 20. 23 апреля 1958 года К. Герд посмертно реабилитирован. Сколько бы ещё сделал К. Герд для развития культуры и науки удмуртского народа, не окажись он одним из первых жертв сталинских репрессий. Слайд № 21. К. Герд был расстрелян в карельском лесу. Сейчас в том месте мемориальное кладбище. Кресты скорби. Деревянная часовенка. И памятник – гранитная глыба с надписью: Люди, не убивайте друг друга. Слайд № 22. Видеофрагмент. Слайд № 23. Возвращение К. Герда в памяти людей стало делом нескольких десятилетий. Объективная оценка значимости его жизни и деятельности, признание по достоинству его заслуг состоялось лишь в 1980-90-е годы. В книгах, граните, краеведческих музеях, в названиях улиц увековечил народ имя Кузебая Герда, ставшего гордостью Удмуртской республики. Слайд № 24. Монумент в деревне Большая Докья – место, где родился Кузебай Герд. Слайд № 25. Село Вавож, улица имени Кузбая Герда. Слайд № 26. В городе Ижевске одна из улиц носит имя Кузебая Герда. Слайд № 27. К 100-летию со дня рождения Кузебая Герда был выпущен конверт с его изображением. Слайд № 28. Национальный музей Удмуртской Республики, носит имя Кузебая Герда. Слайд № 29. Памятник Герду К. перед центральным входом в Национальный музей. Слайд № 30. Дом - музей Кузебая Герда в деревне Гурезь-Пудга Вавожского района. Этот дом построили отец и брат Кузебая Герда. 2.3. Литературная композиция. Слайд № 31. Учащимся раздаются карточки со стихами (дети читают стихи К.Герда). Все литературное творчество К. Герда посвящено родному краю. Где бы он ни жил, чем бы ни занимался, он всегда писал о природе родникового края, о его людях. Он оставил сотни поэтических произведений, в которых отразил чувства и мысли простых людей. Создал великолепные картины природы. Каковы же истоки его поэзии Прежде всего, это родимая деревенька, родная мать, о которой в стихотворении «Моя старушка» поэт писал: Перед сном она приходит, Как малыша, меня целует, Нежит и ласкает, Удивительно красивые Сказки говорит, А какие чудесные Песни она поет... Всё что, слышу, пишу, Народу передаю. Но никак не могу Как моя родная Красиво написать, Также удивительно Ярко рассказать. Другой основой поэзии Герда была родная природа Удмуртии, покоряющая своей красотой. Так в стихотворении «Рано утром» он отмечал: Рано утром на горе, У красивой Валы-реки, Не пойте, не смейтесь, Не шумите, не свистите,- И без песен тогда весело: Очень весело, красиво кругом... В стихотворениях «Цветущая черемуха» и “Узоры на окне” он использовал различные народные сравнения: Лишь веточкой черемуха, Черемуха качнет, Не усидится дома мне - Черемуха цветет. Наверно, выпал ночью снег, А может, белый пух. Не белый пух, так белый снег На ветки выпал вдруг. “Узоры на окне” Каждой ночью на моём окне Белые купавы расцветают. Лёгкие деревья, как во сне, Предо мной живут – цветут, не тают. Вот в углу ромашка, как звезда, Наклонилась льдистою головкой... И вдали – кувшинки, и вода Спит сквозной узорной тканью лёгкой. А над ней – одно крыло, как снег, Развернула чайка и застыла... Там вдали спит пальма в снежном сне, И сосна куда-то вдаль уплыла... И, когда встаю я по утрам, Долго-долго на цветы любуясь... Но вот солнце... Блещет между рам: Смерть приходит всем моим мечтам! Целый день тогда на солнце дуюсь. Таких замечательных стихов о красоте родной природе Кузебай Герд написал немало. К. Герд был основоположником удмуртской детской литературы. Работа в школе и в детском доме также отразилась на его литературном творчестве, он писал о жизни людей, красоте родной природы простым, доступным детям, ярким образным языком. Об этом говорят строки из стихотворения «Сяськаос» («Цветы»), перевод автора, посвященные детям: Колокольчики и травы, И ромашки, и купавы На лугах весной... А в цветах – гирляндой длинной Дети стаей воробьиной, Пестрою гурьбой. Смех и говор звонко льются, Песни всюду раздаются, А в траве возня и крики: Рвут цветы и землянику Там, где косогор. В своем творчестве Герд описывал и обычаи удмуртов. Так в стихотворении “Зора” он описал обычай удмуртов давать детям имена по тем или иным явлениям в природе, совпавшим с рождением ребенка: Зловеще близилась гроза, Блеск молний ослеплял глаза. И в этот миг на свет родилась Ребёнок-девочка... Возилась Слепая бабушка у печки, Молилась предкам, ставя свечки. Ребенок плакал... Имя дать Не знали как. Ну где же знать Вдруг слышат – дождик со двора, И дали имя ей Зора! (Зор – дождь, Зора – дождевица) В своем творчестве он освещал и социальные проблемы, обращался к теме жизни и труда. В стихотворении “Гужем жит” (“Летний вечер”) показал яркие картины своеобразия уклада деревенской жизни удмуртов: Под горою, у обрыва Ивы гибкие не гнутся, Ольхи старые красиво Смотрят вдаль, не шевельнутся. За поля, леса и горы Солнце яркое садится. Вотский гурт на косогоре Под лучами золотится. Не играют больше дети: Матерей уж поджидают. В предзакатном тихом свете В гурт стада коров шагают... С поля люд идёт усталый С серебристыми серпами: С песней дружной запоздалой Идут девушки толпами. Но Кузебай Герд прежде всего известен как поэт, раскрывающий простым и понятным языком многие социальные явления жизни. Так в стихотворении «Революция» он писал: Ты – пожар. Зло и тьму, жизнь - тюрьму сжигающий пожар! Ты – как меч. Врагов труда навсегда бьющий в сердце меч! Ты – набат. Всех рабов и вотяков зовущий в бой набат! Солнце – ты. Новый мир, свет и ширь строишь солнце ты! Ты – гигант. Цепи рвешь, жизнь куешь, тюрьмы рушишь ты! В его поэзии отразились события и гражданской войны. А стихи «В красный бой» и «У дороги» стали народными песнями. В стихотворении «У дороги» автор сумел передать мысли и чувства многих тысяч русских людей: У дороги, под ивой, в прохладе, Виден холмик в тесовой ограде. Виден холмик в тесовой ограде У дороги, под ивой, в прохладе. Под холмом, за оградой тесовой, Похоронен солдат чернобровый. Похоронен солдат чернобровый Под холмом, за оградой тесовой. Вражьей пулей и конским копытом Голова его дважды пробита. Голова его дважды пробита Вражьей пулей и конским копытом. Сердце острым штыком искололи, Тело кинули воронам в поле. Тело кинули воронам в поле, Сердце острым штыком искололи. За Советскую власть дорогую. Принял смерть он свою боевую. Принял смерть он свою боевую. За Советскую власть дорогую. К. Герд первым в удмуртской поэзии создал произведения о рабочем классе. В одном из ранних произведений «Карлы» («Городу») он восторженно писал: Песни новые пою. Обрести их ты помог. И поэзию мою В моем сердце ты зажег. Город каменный, большой, Ты живешь, шумя, звеня, И своею красотой Ты влечешь к себе меня. Об индустриальном труде он написал свыше 20 стихотворений и поэмы «Голубой дым», «Бригадиры», «Завод». Поэма «Завод» - это гимн рабочим рукам. В ней К. Герд восторженно говорил: Руки устали не знают, Руки творчеством полны - Рубят, режут и строгают, Расплавляют, ударяют И сверлят, скоблят и чистят, Чтоб блестело ярко, чисто, - Ну и вот... готов продукт. Свежий, крепкий, крепкий, новый - Творение могучих рук... В те же годы, в поэме «Голубой дым» один из героев обращался к своей любимой: Здесь, на фабрике, душно, мрачно, Нет поблизости родника. Не слышно веселой песни, Цветы, синие цветы, здесь вянут... Идем быстрее на луга, Отсюда выйдем на поля: Трудно здесь дышать – воздуха нет! Но эти слова в 1930-е годы были приняты в штыки, как обман о работе на заводе. В действительности же Герд еще тогда, проявляя заботу о человеке, заговорил об экологии, а мы об этом задумались лишь через 75 лет. На стихи Герда написано немало песен. Вот одна из них «Удмурт музъемлы» («Удмуртская земля»). Музыку написала и исполнила эту песню наша землячка Наталья Матвеева. (Звучит песня). На фоне песни звучат заключительные слова о К. Герде. Но талант не защитил К. Герда в мрачные тридцатые годы. Очень коротким был его творческий путь. Из 39 лет он имел возможность печататься всего 13 -14 лет. Но К. Герд прожил яркую жизнь, стал настоящим выразителем «дум и чаяний» удмуртского народа, отразившим в своих работах дух времени. Поэтические и научные труды К. Герда вышли за пределы нашей страны и получили высокую оценку у зарубежных ученых и писателей. 2.4. Викторина. Слайд № 32. (Викторина сделана с применением триггеров) Слайд № 33.- Назовите место рождения К. Герда. (д. Большая Докья или Уе -Докья) Слайд № 34.- С какого по какой год Кузьма учился в Вавожской двухклассной школе (с 1910 - 1912 гг. или с 1912 – 1916 гг.) Слайд № 35.- Кто были первыми учителями Кузьмы (Сёстры Меньшиковы, А. Безгребельный, М. Краснопёрова) Слайд № 36.- Сколько лет было Кузьме, когда он начал собирать удмуртские народные песни, писать стихи (10 лет, 11 лет, 12 лет) Слайд № 37.- В каком году псевдоним К. Герд стал его официальной фамилией (В 1920 г., 1914 г., 1922 год) Слайд № 38.- Как назывался первый удмуртский детский журнал («Муш», «Пчёлка», «Кизили») Слайд № 39.- Где находился лагерь, в котором отбывал срок Герд (Соловецкие острова, Сахалинские острова) Слайд № 40. Что произошло 23 апреля 1958 года (Реабилитировали, расстреляли, нашли место его захоронения) 2.5. Заключение. Слайд № 41. Видеофрагмент. Слайд № 42. Читается отрывок из поэмы К. Герда «Моя смерть» …Не нужна мне кончина В уютной избёнке. Эра старая смерть Не нужна Ни душе, ни уму Надо так умереть, Чтобы гордо сказали потомки: «Не в потёмках он жил. И до ныне он жив потому!» Слайд № 43. Ребята, в школьной библиотеке вы найдёте книги, рассказывающие о жизни и творчестве К. Герда. Все они представлены на книжной выставке «Великий сын удмуртского народа». Слайд № 44. Всего доброго, до новых встреч! Литература: 1. Ермаков Ф.К. Кузебай Герд (Кузьма Павлович Герд-Чайников). Жизнь и творчество: Пособие для учителей и учащихся Автор-составитель Ф. К. Ермаков. - Ижевск: Удмуртия, 1994. - 100 с. 2. Ермаков Ф.К Современники о Кузебае Герде (письма, воспоминания, статьи, записи рассказов) Монография. - Ижевск: Удмуртия, 1998 - 121 с. 3. Ермаков Ф.К. Удмуртский поэт и ученый: Очерк. - Ижевск: Удмуртия, 1988. -264 с. 4. Кузнецов Н.С. . Из мрака... - Ижевск: Из-во Удмуртского ун-та, 1994. - 496с. 5. Кузебай Герд. Собрание сочинений. В шести томах. Т. 4: Стихотворения, поэмы, переводы, статьи, научные работы, письма Сост., авт. Предисл., коммент. Ф. К. Ермаков. - Ижевск: Удмуртия, 2004. - 384 с. 6. Кузебай Герд: стихи и поэмы Литературный журнал “Луч” № 9 – 10, 1997. 7. «Мы сеем и сеем…» Вавожский район (1929 – 1999).- Ижевск:Удмуртия, 1999.- 228 с. Интернет - ресурсы: 1. http:iz-article.narod.rukuzebai.html 2. http:nmur.ruaboutgerd 3. http:narodudm.unatlib.org.rugerdgerd.htm

  • Кузебай Герд: страницы жизни и творчества Тип урока
  • Оборудование: Проектор, Компьютер, Колонки, Раздаточный материал (карточки со стихами). Оформление
  • Ход урока: 1. Организационный момент. Слайд № 1.
  • Слайд № 3
  • Слайд № 8
  • Слайд № 13 . Литературная деятельность
  • Слайд № 14
  • Слайд № 16
  • Слайд № 19
  • Слайд № 22
  • Слайд № 24
  • Слайд № 28
  • Слайд № 30
  • 2.4. Викторина.
  • Слайд № 34
  • Слайд № 36
  • Слайд № 38
  • Слайд № 40
  • Слайд № 44 .