Первая страница
Наша команда
Контакты
О нас

    Главная страница


Кузбасс в прямом эфире (о начале телевещания в Кемеровской области)




Скачать 253.33 Kb.
Дата09.06.2017
Размер253.33 Kb.
Номинация туризм

КУЗБАСС В ПРЯМОМ ЭФИРЕ (о начале телевещания в Кемеровской области)

К 55-летию Кемеровского телецентра

Фролова Ольга Васильевна

(по материалам газет «Кузбасс», «Советская Сибирь», «Красноярский рабочий» районных газет Промышленновского, Кемеровского районов, городских газет Анжеро-Судженска, Новокузнецка, Прокопьевска; номера, вышедшие в свет с 1955 по 1968 гг.)
1. Развитие телевещания в Сибири

В 2013 наряду с большим юбилеем Кемеровской области исполняется 55 лет и кузбасскому телецентру.

Телестудия в Кузбассе открылась одной из последних в Сибири, но, несмотря на это, стала одной из самых авторитетных в Советском Союзе.

1.1. Томичи – пионеры.

Первыми за Уралом телевизионное вещание начали томичи. Они запустились ко дню Труда 1 мая 1955 года. Хотя на славу первопроходцев претендовали новосибирцы. По крайней мере, в газете «Советская Сибирь» за 1951 год была опубликована информация, что в 1953 году в Новосибирске появится ТВ. С этой газетой и вернулся из очередной командировки из Новосибирска ректор Томского Политехнического института (ТПИ) Александр Воробьев. Он вызвал к себе радиолюбителей – своих сотрудников – лаборантов кафедры изоляции и кабельной техники, дал задание организовать телевидение в Томске. «Пообещал выделить помещение, новые должности и всемерную поддержку», - цитата из газеты ТПИ «За кадры» (Кондаков П., Газета ТПИ «За кадры» №18 (3184) 22 июня 2005 «Томский политехнический и телевидение в Томске).

В 1951 году лаборанты томской кафедры побывали в Харькове, ознакомились с аппаратурой местного телецентра и активно включились в строительство своего любительского телецентра.

25 декабря 1952 года была принята первая телепередача киножурнала со звуковым сопровождением любительского телецентра ТПИ.

Первую телепередачу смотрели по самодельному телевизору на основе осциллографической трубки. С этого времени началась работа учебного телецентра ТПИ. Впервые в Сибири в Томском политехническом институте были начаты опытные передачи электронного телевидения.

В 1953 году аппаратура телецентра усовершенствовалась до стандарта государственных телецентров, и учебный телецентр начал регулярные передачи.

Эти передачи (киножурналы, кинофильмы) продолжались до 1955 года.

Годом ранее в начале 1954 года в Томске было принято решение о строительстве телецентра. Так как это была инициатива политехников, то здание «телевизионной лаборатории» по улице Красного пожарника, 5 строилось по заказу ТПИ, и телевизионное оборудование разрабатывалось и изготавливалось в мастерских института.

По поручению опять же ректора ТПИ А.Воробьева сотрудники вуза съездили ознакомиться с работой Московского телецентра. Так что политехники использовали не только свой опыт создания телецентра, но и опыт, накопленный в стране.

28 апреля 1955 года Государственная приемочная комиссия подписала акт приемки здания телевизионной лаборатории Томского политехнического института. К этому времени политехники собрали оборудование телевизионного центра: кинопроектор, две кинокамеры на передающих телевизионных трубках ЛИ-1 (первые передающие трубки в стране, преобразующие световой сигнал в электрический), четыре камерных канала, пульт управления, оборудование синхронизации, усиления сигнала, звукового сопровождения.

Томская студия телевидения была пятой в  СССР и первой за Уралом.

Регулярное телевизионное вещание началось 30 апреля 1955 года.

Это был подарок политехников томичам к международному празднику трудящихся 1 Мая.

Политехники не успокоились на открытии телецентра в Томске. Они продолжали разработку студийных телекамер на более чувствительных передающих трубках, чем ЛИ-1, разработку другого оборудования. Да и молва о чуде — телевидении — разнеслась по стране, и соседи Томичей захотели у себя иметь телевидение.

Политехники стали готовить новые комплекты телевизионного оборудования не только для Томска, но и для Барнаула. Здесь под руководством кандидата технических наук Томского политехнического института В.Мелихова и была в 1956 году изготовлена аппаратура для телецентров Барнаула, Бийска и Рубцовска, Усть-Каменогорска, Абакана, Конотопа, Чимкента. Комплект оборудования демонстрировался на ВДНХ, а затем его установили в Ухте.

1.2. Телецентры в Алтайском крае.

2 февраля 1956 года начал работу Барнаульский, а год спустя - Бийский и Рубцовский телецентры. (http://www.infohome-altai.ru/node/466).

В те годы  все программы выходили только в прямой эфир (возможность записывать и монтировать телевизионные программы появилась только в середине 70-х). Поэтому всем, кто работал на съемочной площадке, выдавались тапочки, чтобы не было лишних шумов. Масштабом телетрансляций того времени и мастерством первых режиссеров, операторов и звукорежиссеров можно только восхищаться. Из павильона томской студии в прямой эфир  выходили программы с участием симфонических и джазовых оркестров, сцены из опер, балетов и оперетт. Томское ТВ представляло и собственные телевизионные спектакли, многие из них экранизировались впервые в стране.

1.3. Телецентр в Красноярске

Весной 1956 года жители Красноярска и энтузиасты телевидения по своей инициативе смонтировали в подвале цеха №5 Красноярского завода телевизоров так называемый Малый любительский телецентр и вышли в эфир. Передающая антенна была установлена на специально смонтированной для этой цели опоре ЛЭП. Радиус действия Малого телецентра ограничивался всего несколькими километрами, но этого было достаточно, чтобы в магазинах города стали продаваться телевизоры первых промышленных марок КВН-49, "Луч" и первый телевизор Красноярского завода "Авангард".

( «История красноярского телевидения, статья из газеты "Красноярский рабочий", посвященная 5-и летию красноярского телевидения, 14 октября 1962 года).
Примерно с середины июля 1956 года начались регулярные телепередачи Малого телецентра пять раз в неделю по два часа в вечернее время. В основном транслировались киноконцерты с участием Л. Утесова, А. Райкина и художественные кинофильмы такие как "Ленин в Октябре", "Мы - из Кронштадта", "Фанфан-Тюльпан".

В это же время на окраине Красноярска полным ходом шло строительство Большого Государственного телецентра, который впервые с показом тест-таблицы вышел в эфир

25 августа 1957 года, а 2 ноября 1957 года был сдан в постоянную эксплуатацию.

Это был однопрограммный телевизионный передатчик мощностью 5 квт по видео и 1,5 квт по звуку. Сразу же был организован эксплуатационный коллектив нового телецентра во главе со старейшим связистом края В. Замаратским. А чуть позже была создана Красноярская студия телевидения, первым директором которой стала Н. Я. Ковязина.

1.4. Новосибирский телецентр.

В 1957-ом, спустя 4 года после обещанного в газете «Советская Сибирь», началось телевещание в Новосибирске. Строить телецентр начали в Новосибирске в 1956-ом. На месте будущей студии не было тогда ни домов, ни улиц. Раскисшая от грязи дорога, покосившийся деревянный забор, огромное картофельное поле (сайт ГТРК Новосибирск). Металлическую башню телецентра, по предложению инженера С. Г. Третьякова, воздвигали монтажники треста «Стальмонтаж-3» при помощи самоподъёмного крана, управляемого с земли. Этот новый метод монтажа впервые в стране осуществила бригада верхолазов Д. С. Санькова. 180-метровая телебашня, ставшая неотъёмлемой частью силуэта города была установлена к 20 мая 1957 года.

На самой вершине золотилось сложное сооружение — антенна. Её высота 18 м. Радиус действия Новосибирского телецентра — 60 км. Но при ровном рельефе местности принимать телепередачи с ясным изображением и чистым звуком можно было и за 100 км.

10 июля 1957 года в 20:00 состоялась первая опытная передача Новосибирского телецентра.

7 августа немногочисленные владельцы телевизионных приемников в Новосибирске смогли увидеть первую программу только что вступившего в строй телецентра. В квартирах горожан вспыхнули экран технически ещё не совершенных и внешне довольно неуклюжих «КВН-49».В первой программе были показаны документальные и художественные фильмы. Технические возможности только что открывшейся студии были просто мизерные. Дикторов «выдавали» из отсека технической аппаратной с одной неподвижной телевизионной камеры. Если необходимо было показать крупный план, диктор сам должен был подойти к камере. (wikipedia.org)

1.5. Кемеровский телецентр

«22 апреля 1958 года. В эфире первая телевизионная передача. Как только она началась, в телецентре сразу же зазвучали телевизионные звонки, послышались торжественные сообщения от тех, кто увидел первое изображение. Этот день нужно по праву считать днём рождения телевидения в Кузбассе» - это цитата из статьи «Кемеровскому телецентру 10 лет» в газете «Кузбасс» от 24 апреля 1968 года. Этот материал в областную газету написал начальник областного управления связи И.Коротин. В нем он рассказал о том, как в Кузбассе началось телевещание.

2. Начало телевещания в Кузбассе

Решение о строительстве в Кемерове телецентра появилось еще в 1955 году. На XX съезде КПСС было принято постановление Совета Министров СССР.

Вот хроника кемеровской студии телевидения (из книги Ю.Светлакова «Кемеровское телевидение», Кемерово, 2007):

«1956 г. 4 февраля начато строительство телецентра по типовому проекту серии 410. Автор проекта привязки архитектор Суриков.

1957 г. В апреле создан Кемеровский радиотелецентр.

1958 г. 14 января решением Кемеровского исполкома областного Совета депутатов трудящихся создан Комитет по радиовещанию и телевидению, председателем назначен Пётр Васильевич Попов.

10 марта директором студии телевидения назначен Павел Данилович Лазько.

13 марта на должность старшего оператора студии зачислен Юрий Иванович Командиров, на должность редактора - Рената Петровна Бузунова.

15 марта принят на работу в качестве звукооператора Михаил Николаевич Фирсов.

21 марта на должность диктора принята Татьяна Павловна Андрюшина (Болотникова).

2 апреля начала работу на студии телевидения диктор Галина Сергеевна Шевелёва (Скударнова).

3 апреля в командировку в г. Томск для ознакомления с работой студии направлены Бузунова Р.П., Блехман А.А., Литвинов В.Е., Андрюшина Т.П., Фирсов М.Н».



2.1. Штат Кемеровского телецентра

Большой отбор был на место диктора, в итоге отобрали двух. Галину Скударнову и Татьяну Болотникову. Кого же из них считать первым диктором, судить сложно, вот что по этому поводу пишет Юрий Светлаков в своей книге:

«Если меня спросят, кто самое главное действующее лицо было на телевидении в 50 -70-е годы, не задумываясь, отвечу: ДИКТОРЫ.

Кто же был первым?

22 апреля 1958 года в 20 часов по местному времени в эфир вышла первая передача. В тот первый вечер диктор Татьяна Павловна Андрюшина (Болотникова) произнесла:

- Внимание! В эфире Кемеровское телевидение. В нашей пробной программе вы увидите художественный фильм «Семья Ульяновых».

После показа фильма закрывала программу диктор Галина Сергеевна Шевелева (Скударнова). И кто был первым?».

С ростом количества программ спустя два года после начала телевещания кемеровский телецентр объявил повторный набор дикторов, а позже и на другие вакантные места, вот объявление в областной газете «Кузбасс» от 02.04.1960:

«Кемеровская студия телевидения Объявляет конкурс на замещение должностей дикторов

(мужской и женский голоса). В конкурсе могут принять участие лица, имеющие образование не ниже среднего, в возрасте от 18 до 30 лет, обладающие хорошей техникой чтения. Заявления принимаются до 10 апреля. К заявлению должны быть приложены: листок по учёту кадров, автобиография, две фотокарточки (в профиль и в фас) размером :6х9».

Вот интервью с дикторами кемеровского телевидения, вышедшее в свет в газете «Кузбасс» в апреле 1968-го года к 19-летию кемеровского телецентра: «Семь вопросов хозяйкам голубого экрана».

Суббота и воскресение теперь целиком во власти «Орбиты». Единственный знакомый нам человек, который появляется в эти два дня на голубом экране, - это диктор. Ему и Москва не принесла «ни сна, ни отдыха»

1.Легко ли быть диктором?

Г. Скударнова: Конечно же, нет. Оставаться с глазу на глаз с сотнями тысяч слушающих тебя людей – разве это легко?

Т.Болотникова: Легко, если смотреть на телевизионный экран глазами зрителя.

Т.Тур: Любимое дело не бывает лёгким. А я – начинающий диктор, и мне сложнее вдвойне.

2. Ваш идеал представителя своей профессии?

Г. Скударнова: Диктор всесоюзного радио Ольга Сергеевна Высоцкая. Человек редкого личного обаяния и высокого профессионального мастерства.

Т. Болотникова: Нонна Бодрова.

Т.Тур: Анна Шилова.

3. Какие передачи вы ведёте с наибольшим удовольствием?

Г.Скударнова: Детские, литературные, вообще передачи лирического плана.

Т. Болотникова: Все, кроме скучных.

Т.Тур: Передачи для детей.

4. Как вы реагируете на критические замечания телезрителей?

Г.Скударнова: Почему-то чаще всего критические замечания относятся к причёске. Иной раз очень хочется сменить её, пыталась, но – «что Вы с собой сделали?», «Вы на себя не похожи», «сделайте старую». А к мнению зрителей нужно прислушиваться!

Т.Болотникова: Чаще всего дружеские советы, а к советам друзей стоит прислушиваться.

Т.Тур: Телезрители – главные наши судьи. Но нельзя же идти навстречу пожеланию: перекрасить глаза из голубых в чёрные!

5. Сколько времени занимет у вас подготовка к выходу в эфир?

Г. Скударнова: Это о причёске? Полчаса.

Т.Болотникова: Если имеется в виду туалет, то не больше, чем у любой женщины перед выходом в театр.

Т.Тур: Передача – несколько часов. Туалет – полчаса.

6. Как часто вы проводите время у телевизора в качестве зрителя?

Г.Скударнова: Стараюсь смотреть все передачи нашей студии, чтобы в понедельник, день студийных «летучек», знать, кому и за что достаётся.

Т.Болотникова: Смотрю в основном работы своих коллег. Спектакли, фильмы – это мне больше нравится смотреть в театрах.

Т.Тур: Очень люблю сидеть у телевизора. Как зрителю, мне повезло больше других: я раньше узнаю, насколько изменится программа..

7. Ваш досуг?

Г.Скударнова: Семья, дом. Люблю принимать гостей. Как хозяйке бывает приятно, когда приготовленное тобой приходится по вкусу.

Т.Болотникова: Чтение.

Т.Тур: Досуг? У меня пятилетняя дочь».

«Дикторами Кемеровского телевидения были в основном женщины. Известные многим Татьяна Павловна Болотникова и Галина Сергеевна Скударнова. А также Тамара Тур, Светлана Долматова, Татьяна Камнева, Татьяна Полтавец и другие.

Иногда на экране появлялись мужчины, но ненадолго: Сева Усов, Виктор Боборыкин, Александр Барышев, Александр Трахтенберг, Валерий Францев и другие.

Рассказывают, будто бы на студию приезжал с Севера устраиваться на работу диктором Игорь Кириллов. Наш директор, узнав, что он когда-то работал в шахте, посоветовал вернуться к прежней профессии: «С такой мордой только в шахте работать». Кириллов обиделся и уехал в Москву, где стал знаменитым на всю страну диктором.

Может быть, это байка, но на правду похожа» - пишет в своей книге «Кемеровское телевидение» Юрий Светлаков».

К началу телевещания штат телецентра был укомплектован на 80 процентов, за первые два года – полностью. На работу были приглашены инженеры, окончившие Ленинградский и Одесский институты связи, прибыли молодые техники – выпускники Ивановского индустриального техникума. На студию пришли работники редакций газет, театров, радио, кино, партийных и советских организаций.



2.2. Телевизоры

Волновал зрителей в 58-ом году и вопрос приобретения телевизоров, где покупать, как устанавливать. Киноателье к тому времени уже было создано, более половины его сотрудников отправились в учебную командировку в Томск. Именно они и занимались настройкой и ремонтом первых телевизоров, появившихся в Кузбассе. Одновременно с этим в Кузбасс прибыла группа радиомехаников из телевизионных ателье Москвы, она учила и помогала нашим связистам в установке, настройке и ремонте телевизоров на квартирах жителей Кемерова. Если горожане могли себе позволить приобретение телевизора, то жители сел довольствовались общим экраном. Например, колхозники сельхозартели «Искра» Кемеровского района» приобрели один телевизор «Знамя» и установили его в здании начальной школы, туда и собиралась вся деревня для просмотра передач кемеровского телецентра.

«Товарищи! Нам на колхоз пока выделили, только два. Один поставили на центральной усадьбе, другой – в красном уголке второй бригады, на агитпункте. Остальным придется подождать» - подобные разговоры шли во многих колхозах, селяне писали об этом в местные газеты. «Дефицитный товар - телевизоры, причем не всякие, а дорогие. Пусть будут подороже – не страшно. Теперь другие времена, крепче стали колхозы, зажиточнее живут колхозники, - выдержка из заметки в газете Промышленновского района от 1959 года, - с тех пор, как Кемеровский телецентр стал вести передачи не два, а пять раз в неделю, спрос на телевизоры особенно сильно увеличился. Недавно в магазины района поступило их 70 штук, и за несколько дней все они были распроданы. Уже около двухсот телевизоров имеют жители поселков Промышленная, Подунка и сел района. Теперь вечерами во многих колхозных домах светятся экраны. Только в колхозе имени Мичурина 10 телевизоров. При этом некоторые телезрители Промышленновского района успешно «убивают двух зайцев» сразу: смотрят передачи из Кемеровского и Новосибирского телецентров, устанавливая для этого специальные антенны» - конец цитаты.

Между тем, в Кемерове начинается бум среди радиолюбителей. Организовываются так называемые секции телевидения. Одна из них была создана при Совете областного радиоклуба ДОСААФ. Здесь знакомили с принципами телевидения, рассказывали об основных узлах телевизионного приемника. После нескольких практических занятий участники секций начинали практическую работу над постройкой телевизора, здесь же давали советы по простому ремонту телевизора.

Несмотря на то, что ретрансляционные пункты были установлены еще не по всей территории области, кузбасские радиолюбители в отдаленных от Кемерова городах и районах, устанавливают антенны с большим радиусом действия и «ловят» кемеровский телецентр:

«Регулярно принимает и смотрит телепередачи из Кемерова работник Прокопьевского радиоузла А.В. Селезнев. Он приобрел пятиканальный телевизор «Рекорд» и установил антенну высотой в 22 метра. Такая высота обусловлена тем, что дом, где живет Селезнев, находится в самом низком месте котловины, в которой раскинулся Прокопьевск.

- В ясную поду на экране телевизора получается вполне удовлетворительное, четкое изображение. Что же касается звуковуого сопровождения телепередач, то оно принимается чисто, без помех , - говори А. В. Селезнев» - «Кузбасс», № 44 от 20.02.1959.

Спрос на телевизоры с приходом телевещания в Кузбасс, действительно растет:

«Бригады покупают телевизоры…Проходческой бригаде №2 Анжерского рудника, которую возглавляет И. Г. Никифоров, в минувшем году присвоено звание коллектива коммунистического труда. В обязательствах проходчиков, помимо других пунктов, имеется пункт о повышении культуры. Недавно бригада в полном составе пришла в универмаг. Каждый член коллектива уносил отсюда телевизор. Их примеру последовала и другие…» - «Кузбасс», № 13 от 16.01.1960.

Телевизоры, как и радиоприемники, нужно было регистрировать и поквартально платить абонентскую плату. В Кемеровском главпочтамте было специальное положение, регулирующее это:

«1. Владельцы радиоприёмников и телевизоров должны вносить абонентскую плату в сроки, установленные по кварталам.

2. Каждый вновь приобретённый радиоприёмник и телевизор, как индивидуального пользования, а также установленный в местах общественного пользования и на автомашинах должен быть зарегистрирован в ближайшем почтовом отделении, в городе в 20-дневный срок, а телеателье – в 3-дневный срок.

3. За несвоевременную регистрацию взыскивается штраф, за радиоприёмники 50 руб., а телевизоры – 100 руб.

4. За несвоевременное внесение абонементской платы взимается пеня. Неисправность радиоприёмника или телевизора не освобождает владельцев от его регистрации».

Первоначально – кузбассовцы, как и другие жители СССР, смотрели программы на огромных телевизорах с маленькими экранами, но прогресс не стоит на месте. В 60-е годы создаются опытные образцы малогабаритных телевизоров на воронежском заводе «Электросигнал». Размер экрана приемника по диагонали равен 14 сантиме­трам. Работает прибор от элек­тросети, а также от аккумулято­ра или батареи. Вес «малютки» — 2,7 килограмма. Вот сообщение ТАСС за 1965 год: «Над созданием малогабаритных телевизионных приемников работа­ет сейчас большая группа конструкторов, сообщил корреспонден­ту ТАСС главный инженер управле­ния Министерства радиопромышлен­ности СССР В. Ф. Бухенский. Один из таких телевизоров — «Юность» с экраном по диагонали в 23 сан­тиметра уже выпускается на Мо­сковском заводе. Его вес — 5 ки­лограммов. В этом году будут вы­пущены первые десять тысяч штук. «Юностью» удобно пользоваться в туристическом походе, на отдыхе и дома.

Перед конструкторами стоит но­вая, еще более заманчивая цель: создать приемник еще меньше — с экраном в одиннадцать сантиметров по диагонали. (Такая трубка уже есть). наши конструкторы создают интересные опытные образцы».

С 1967 года в кузбасских газетах появилась реклама магазинов, торгующих телетехникой:

«НЕМАЛО МАГАЗИНОВ НА ПУТИ,НО НЕ ЗАБУДЬТЕ В «ЗВЕЗДОЧКУ» ЗАЙТИ.

ЛЮБЫХ ТОВАРОВ ВЫБОР ЗДЕСЬ БОГАТЫЙ: И ТЕЛЕВИЗОРЫ, И ФОТОАППАРАТЫ,

ТОРГУЕМ РАДИОЛАМИ, ЧАСАМИ…ПОЖАЛУЙТЕ – И УБЕДИТЕСЬ САМИ.

Дорогие покупатели!

«рубин-102», «сигнал-2», «рассвет», «спутник», «волхов» - Любой из этих чудесных телевизоров вашим услугам

А разве пройдете вы мимо телерадиолы «Беларусь-110»?

Обратите внимание и на последние новинки: радиолы «Отдых» и «Гамма» (со световым сопровождением). К услугам горожан – доставка покупок на дом».

2.3. Развитие телевизионной сети в Кузбассе.

Спустя всего два года после пуска телецентра связисты закончили строительство радиорелейной линии Кемерово-Ленинск-Кузнецкий и мощной телевизионной станции, что позволило смотреть передачи жителям Ленинск-Кузнецкого, Белова, Гурьевска, Салаира и пяти сельских районов. В 1962 году сдаются промежуточные радиорелейные станции в Белове, Киселёвске; устремляется ввысь 180-метровая телевизионная башня в Новокузнецке. Телевидение пришло не только к металлургам Новокузнецка, но и к жителям Прокопьевска, Киселёвска, Осинников, Келтана и Мысков.

Ещё не были завершены работы по строительству телевизионной станции в Новокузнецке, а связисты уже вели подготовку к строительству радиорелейной линии Кемерово-Анжеро-Судженск. После окончания работ на этом обьекте телевидение шагнуло в северную часть нашей области и за её пределы – к томичам. Одновременно с этими большими работами наши связисты построили телевизионные ретрансляторы в Юрге, Мариинске, Междуреченске и в посёлках Берикуль и Белгородск.

Созданная сеть радиорелейных и телевизионных станций позволила охватить телевизионным вещанием все густонаселённые районы области.

Большой подарок к 50-летию Советской власти преподнесли телезрителям строители и связисты, построив в рекордно короткие сроки первую в Союзе станцию «Орбита», через которую кузбассовцы смотрели программу Центрального телевидения.

2.4. Первые передачи Кемеровского телецентра

Итак, пробная передача вышла в эфир 22 апреля 1958 года, 1 и 2 мая пробные выходы были продолжены, уже 31 мая в эфир вышли первые теленовости - еженедельная программа «Неделя Кузбасса».

Вот как в областной газете «Кузбасс» выглядела первая программа передач:

«Кемеровский телецентр показывает….

Сегодня 1 мая, в 17 часов будет передана тест-таблица для настройки телевизоров. Затем в 17 часов 10 минут для начнется передача мультипликационного фильма «Сказка о Снегурочке». После этого будут переданы художественные фильмы «Ромео и Джульетта» и «Борец и клоун». В 21 час телезрители смогут посмотреть концерт по программе Центральной студии телевидения с участием народных артистов СССР Галиной Улановой и Иваном Козловским.

Завтра, 2 мая, Кемеровская студия телевидения также начнут работать в 17 часов. После передачи тест-таблицы будут демонстрироваться мультипликационные фильмы «Куклы» и «Забавные куклы» и художественные фильмы «Мастера грузинского балета» , «Гвоздь программы» и «Я встретил девушку».

Отдельная печатная (не связанная с каким-либо СМИ) программа передач Кемеровской студии телевидения начала выходить в свет в 1960 году.

Первый месяц вещания показывали в основном кинофильмы: «Полесская легенда», «Лебединое озеро», «Герой Щипки», «Крутые ступени», «Поет Ив Монтан», «Сын», «Римский-Корсаков», «Моя дочь», «Тарас Шевченко», «Максим Перепелица» и другие.

Студию заваливали письмами с просьбами демонстрировать не только старые фильмы. Студия прислушивалась к мнению своих первых зрителей, но существовало положение , по которому студии обязаны были демонстрировать новые фильмы только после их двухмесячной демонстрации в кинотеатрах. Поэтому поводу областная газета «Кузбасс» даже сделала отдельную статью, вот цитата из номера за сентябрь 1958 года:

«Главный упор в первые месяцы работы кемеровского телецентра сделан на демонстрацию телефильмов. И сразу надо сказать, что с этим здесь далеко не все в порядке. Студия очень часто получает фильмы старые, порой двухгодичной давности. Часто Кинопрокат действуя по принципу «на тебе, боже, что мне негоже», дает фильмы настолько технически изношенные, что демонстрировать их просто невозможно.

А ведь есть приказ Министра культуры СССР, чтобы телевидению передавали фильмы после их трехнедельной демонстрации в кинотеатрах. Но пока между кемеровским телецентром и Главкинопрокатом никак не установятся дружеские отношения, и телезрители получают то, что захочется начальнику этого отделения т.Пикунову…»

Несмотря на то, что в эфир шли в основном фильмы, уже и на первых порах коллектив сумел организовать и общественно-политические и художественные передачи. Состоялись студийные передачи на темы: «День радио», «Как обращаться с телевизором», «Советы садоводам-любителям», «О вреде алкоголизма», «Они строят телецентр» (о работе кемеровских строителей), «Юные музыканты» (о детской музыкальной школе) и другие.

Начали выходить в эфир тематические программы о пропаганде достижений в промышленности.

Конечно, в первое время у кемеровской студии был узок круг передач, многие из них готовились наспех. Например, иногда выступающие не отрывали глаз от написанного текста. Редакции всеми силами боролись с многословием и затянутостью некоторых передач.

Первые студийные программы строились в основном на материалах Кемерова, хотя уже в начале телевещания кемеровский телецентр смотрели жители многих городов и сел области.

Вовсю шла подготовка большой студии, где можно было делать драматические постановки, балет и многое другое. Между тем, из передач художественного вещания зрители увидели литературную программу «Кто такой Козьма Прутков», ряд концертов художественной самодеятельности коллективов предприятий Кемерова, передачу «У нас в гостях» (выступление артистов Томского театра драмы), концерты мастеров искусств (по материалам Центральной студии телевидения).

В первое время передачи велись три дня в неделю, но уже к концу 1958 года 5 раз в неделю. Продолжительность вещания в праздничные и выходные дни – 3,5 часа в сутки, в будни – 2 часа.

На кемеровскую студию телевидения и в областную газету «Кузбасс» приходили тысячи писем с благодарностью, с признаниями дикторам и, конечно, с критикой, вот цитата из одного такого письма, которое было опубликовано в газете «Кузбасс» в 1965 году: «…Каждый вечер в тысячах квартир вспыхивают «голубые» экраны и звучат позывные Ке­меровской телестудии. Десятки тысяч людей устремляют свои взгляды на диктора, читающе­го программу дня. При этом ча­сто можно услышать недоволь­ные возгласы: «Опять!» Это мо­жет относиться к старому филь­му, уже подпорченному, когда на протяжении двух часов по всему экрану струится дождь. «Опять!» — это серая, неинтересная про­грамма. «Опять!» — это может относиться к работе телеопера­торов.

В январе демонстрировалась передача из цирка, которая на­чиналась пятиминутным враще­нием акробатов под куполом. Оператор так аккуратно крутил камеру за артистами, что, если бы не движущийся фон, не бы­ло бы ясно, что делают акроба­ты: крутятся, или висят на одном месте. В этой передаче с помощью крупных планов пыта­лись оживить цирковое представ­ление. Но кадры брались так не­удачно, что невольно думалось о подставных лицах, когда пока­зывали зрителей.

В январе транслировался спек­такль народного театра балета г. Новокузнецка «Корсар». Спек­такль понравился, но он имел бы больший успех, не будь ра­бота операторов однообразной: показывались одни средние и об­щие планы. Ни лица арти­стов, ни характерных деталей оформления спектакля мы так и не увидели. Оператор попытал­ся показать зал, но успел лишь мгновенно пронестись объективом по нему и вернулся на сцену. Сразу стало ясно, что никакого режиссерского сценария переда­чи не было составлено. Вообще надо сказать, что передачи ПТС почти всегда не имеют своих ре­жиссерских сценариев.

Есть претензии к оператор­ской работе во время спортивных передач. Мы видим на экране маленькие фигурки людей, а го­лос диктора, поясняющий, что они делают, то исчезает, то по­является. Среди спортивных не­мало хороших передач. Но вы себе представьте волнение бо­лельщиков, например, «Шахте­ра», который не может разли­чить на экране «ни ваших, ни наших». Следовало бы на студии подумать над этой проблемой.

За последние месяцы показа­но немало спектаклей, концер­тов. Мы встретились с передови­ками производства, узнали мно­го нового о мире науки и искус­ства. Состоялись премьеры теле­визионных спектаклей «Свет в окне» и «Письмо в телеграм­мах».

По-моему, следовало бы обра­тить внимание на продолжитель­ность и тематику программ. 3атянутость между номерами утом­ляет зрителя. Однако антракты спектаклей следует заполнять однотемными материалами. Ведь такой киножурнал, как «Совет­ский спорт», в антракте «Русал­ки» Даргомыжского не создает должного настроения у телезри­телей перед сценой утопления Наташи.

И, конечно, было бы неплохо, если бы весь ход программы, завершаемой фильмом или спек­таклем, придерживался одной общей темы. Хотелось бы, что­бы больше внимания уделялось грамотности и выразительности речи выступающих.

Практика встреч с писателя­ми и режиссерами, передовиками производства и спортсмена­ми показывает, что зрителей к некоторым встречам необходи­мо готовить, заинтересовывать. Должен, к примеру, через месяц выступать писатель, за это вре­мя студии неплохо бы позна­комить зрителей с его творче­ством. Думается, что неболь­шой концерт из двух-трех от­личных номеров также оживит программу дня.

Часто «голубой» экран прев­ращается в театр повторного кино. Никто, конечно, не про­тив интересных старых фильмов, но они должны иметь достаточ­но хорошую сохранность.

Смотрятся работы редакции телевизионных новостей, кото­рая использует иллюстративные материалы, а также привлекает работы кинолюбителей. Думает­ся, что редакции детских и юношеских ­передач нужно было бы потеснее быть связанной с горкомом комсомола.

Понятно, трудно составить 365 программ в году, отличных по содержанию и качеству, но нужно стремиться к этому. И ес­ли я решил высказать в газете несколько критических замеча­ний в адрес телевидения, то только потому, что я очень люб­лю проводить вечера у «голу­бого» экрана, верю в то, что на Кемеровской телестудии есть кому делать хорошие передачи и с отличным качеством переда­вать их в эфир» - автор В. Павлов, слесарь анилино-красочного завода г. Кемерово.

Каждое подобное письмо тщательно разбирается на студийных летучках. После чего телевизионный редактор пишет в областную газету ответ:

« Автор В. Болотников. Студия телевидения. Интересно ли телезрителю?

В специальной литературе ве­дутся споры о том, искусство телевидение или нет, если да — то ищут корни его «синтетиче­ской» природы. Телевидение на­зывают и малоформатным кино, и театром на дому. Зрителю нет дела до этих споров, ему безраз­личны специальные термины. Ему важно: трогает телевидение за дущу или нет. Будит мысль или нагоняет скуку? Помогает или мешает отдыхать? Ему нуж­ны интересные передачи. Вот здесь-то и начинается самое трудное. Один из зрителей при­знает только новые фильмы и эстрадные концерты, другой жа­луется, что мало симфонической музыки, третьему позарез нуж­ны учебные программы. Малень­кий экран — слуга многих гос­под. И всем не угодишь, тем более, сразу.

Семь лет назад, когда пробные передачи шли по 2-3 часа два раза в неделю, казалось, теле­видение устраивает всех. Теле­визоров было меньше трех ты­сяч. Сейчас их в Кузбассе в 100 раз больше. Ни в одной области нет такого числа мощных ре­трансляторов, как в Кузбас­се. А скоро появятся новые — в Анжеро-Судженске, Мариинске и Таштаголе. Не останется в Куз­бассе уголка без телевизионных антенн и света голубого экрана. В конце 1967 года придет к нам и московское телевидение. Сейчас телевидение приходит в семьи ежедневно на 4-5 часов. Гостя ждут, но не всегда им остаются довольны. Спрос на хоро­шие передачи растет гораздо бы­стрее, чем предложение таких передач со стороны телевидения. Зрители пишут — спрашивают строго и сурово. Но, пожалуй, еще строже спрашивают на ре­дакционных летучках: почему не получился репортаж или не удалась телевизионная постанов­ка?

Верно, что телевидение — слу­га многим и многих. Точно так же верно, что телевидение стре­мится угодить многим вкусам сразу. Никуда от этого не уй­дешь.

Но, кроме разности вкусов, есть и единство оценки. Если сегодня вступила в строй шахта «Карагайлинская» и вечером идет ки­норепортаж об этом событии — передача интересна и любителю легкой музыки. Если трое умных интересных людей на экране го­рячо спорят, существовала ли Атлантида, вы начинаете при­слушиваться, как бы далека она ни была от ваших интересов.

Если ТВС студенты горного и медицинского институтов ведут в самом деле весело и со смекал­кой — не беда, что их турнир за­тягивается. Если на экране теле­визионная опера или хороший концерт — перестают сердиться и любители новых кинофильмов.

Ну, а если лектор, не отрыва­ясь от шпаргалки, говорит ста­рые, известные всем истины, хо­чется, чтобы он на минутку стал зрителем и послушай бы себя со стороны. Мучительными стано­вятся даже недолгие 10-15 ми­нут.

Подготовить хорошую передачу трудно. Испортить — очень лег­ко. Ведь на телевидении ее дела­ют много людей. Одна плохая фраза журналиста, один кадр не в фокусе, один перепутанный по­мощником режиссера рисунок, не вовремя выданный шум или музыка — и передача испорчена.

Кемеровскому телевидению восьмой год. Значит, есть вете­раны и новички. Есть люди, ко­торые добирались к одинокому зданию телецентра без дорог и транспорта. Есть, как, наверное, везде, люди увлеченные и рав­нодушные. Увлеченных больше. Свет в двухэтажном здании не гаснет сутками. Телевидение не работает «до пяти». И даже до десяти. Когда гаснет голубой эк­ран в ваших квартирах, павиль­оны студии не пустеют. Они пе­реходят в руки телевизионного кино. На экране не всегда ясно: снята передача на пленку или идет из студии. Но лишь по фильмам могут судить о нашей студии в Москве или Хабаров­ске, во Фрунзе или Норильске. Из фильмов Кемеровской студии узнают о труде и жизни Кузбас­са телезрители нашей страны. А фильмы, как правило, делают ночью. Ночью приезжают на съемку актеры и герои фильмов, ночью монтируют и озвучивают фильм. Ночью приходится рабо­тать и лаборатории.

Помните работы детской ре­дакции «Кит и Кот», «Приклю­чения Буратино»? Маленькие, одночастевые ленты. Чтобы ребя­тишки увидели их в объявленное в программе время, сутки без отдыха провела в лаборатории проявщица Вера Калдинская. А когда фильмы посмотрела на эк­ране автор и режиссер В. В. Снегирева, отдавшая фильму много нелегких дней, она в ужа­се схватилась за голову: «Опять ничего не вышло!» Правда, по­том из Москвы пришла теле­грамма: «Больше присылайте фильмов для детей. В Сибири вся надежда на вашу студию. У вас получается». А почему получает­ся? Наверное, потому, что Вера Владимировна Снегирева — один из самых увлеченных работни­ков телевидения.

С неменьшим увлечением ра­ботает и Ю. Вишневский. Юрист по образованию, по образованию, он, наверное, ни на что не променяет телевиде­ние. Если зрителю понравился очередной выпуск «Горчичника» — значит, редактор В. Цукров и режиссер В. Збышинский гото­вили его с увлечением. Если за телекамерой А. Синицын, а за пультом главный режиссер В. Руденский — жди хороших кадров. Причина та же. Плюс, конечно, знание своего дела. Ко­гда работает режиссер Ф. Ягунов, его увлеченность с первого взгля­да и не угадаешь. Он спокоен и собран. Но в его увлеченности — большая доля успеха и «В мире удивительного» и «Турниров ве­селых и смекалистых» и фильма «30 лет спустя» — о строителях Запсиба. А с какой любовью го­товит В. Козырева передачи на антирелигиозные темы, А. Вахонин — оперативные репортажи, А. Блехман — телевизионные оперы.

Впрочем, список не стоит про­должать, чтобы не обвинили ав­тора в отсутствии самокритики.

Вывод? Передача получается, если ее готовили с любовью и знанием дела. И у телевидения не только сегодня праздник — он всегда, когда зрителю инте­ресно», - «Кузбасс», №106, от 07.05.1965.







  • 2. Начало телевещания в Кузбассе
  • 2.1. Штат Кемеровского телецентра
  • 2.2. Телевизоры
  • 2.3. Развитие телевизионной сети в Кузбассе.
  • 2.4. Первые передачи Кемеровского телецентра