Первая страница
Наша команда
Контакты
О нас

    Главная страница


Курсовая работа по основам творческой деятельности журналиста «Жанр интервью в газете: цели, виды, тактика ведения интервью»




страница1/7
Дата04.04.2017
Размер0.58 Mb.
ТипКурсовая
  1   2   3   4   5   6   7


САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

ФАКУЛЬТЕТ ЖУРНАЛИСТИКИ

КАФЕДРА ПЕРЕОДИЧЕСКОЙ ПЕЧАТИ И ОФОРМЛЕНИЯ


КУРСОВАЯ РАБОТА ПО ОСНОВАМ ТВОРЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЖУРНАЛИСТА

«Жанр интервью в газете: цели, виды, тактика ведения интервью»

СПб 2004
Оглавление

ВВЕДЕНИЕ 4

Глава I. ЖАНР ИНТЕРВЬЮ В ГАЗЕТЕ 5

1.1. От Платона до информационного взрыва. 5

1.2. Жанровая модель газеты 8

1.3. Классификация интервью. 13

1.4. Подготовка и проведение интервью. 26

1.5. Подготовка интервью к печати 34

Глава 2. ПРАКТИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ИНТЕРВЬЮ КАК ЖАНРА 39

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 49

50


ЛИТЕРАТУРА 50


ВВЕДЕНИЕ


Газетчики задают дурацкие вопросы. Они смотрят

на солнце и спрашивают, светит ли оно.

Сонни Листон
Живя на земле, люди изобрели очень много полезных и необходимых для жизни вещей, а так же полезных и опасных. К последним относится создание атомной и водородной бомбы, и, что самое главное, информационной бомбы, необыкновенный взрыв которой сопровождает нас в последнее десятилетие.

В современном мире поток информации, получаемый людьми слишком быстр, поэтому современная журналистика направлена на передачу информации, каких-либо фактов читателям, телезрителям и радиослушателям больше, нежели на глубокий анализ, сопоставление этих фактов. И поэтому, как мне кажется, все большей популярностью среди журналистов пользуются именно информационные жанры (в том числе интервью, жанровые особенности которого позволяют читателю читать в газете то, что видел и слышал журналист-интервьюер, но как бы «из первых рук»), которые служат только для передачи определенной информации ее потребителям, но не содержат причинно-следственных связей.

Исходя из этого, можно сказать, что нынешнее общество зависит от информации. Если на минуту представить современного человека на необитаемом острове, то сразу станет заметно, что кроме мечты о еде, он будет испытывать и информационный голод. Видимо и вправду это играет большую роль в современном обществе.

Интервью – самый распространенный метод получения информации, оно пользуется популярностью у журналистов во всех странах мира и входит в число самых используемых жанров.

Интервью как жанр претерпел ряд изменений, касающихся стилистики, типологии, характера функционирования, что в значительной степени определяется социальным контекстом, поэтому в этой работе мы в первую очередь проследим за эволюцией жанра интервью в истории.

А что касается терминологии интервью, оно менялось со временем в зависимости от самого развития жанра, политической ситуации в стране и от многих других лингвистических и экстралингвистических факторов. Изучение терминологии – будет второй целью этой работы.

Третья цель данного исследования - выявить классификацию интервью в современной газете.

Ну и последнее – подготовка, проведение и печать интервью в газете.

Материалом для данного исследования послужили примеры из газеты «Аргументы и факты», поэтому представленные данные отражают современное состояние жанровых моделей указанного издания.

Работа состоит из введения, 2-х глав, заключения и списка литературы, насчитывающего 31 источник.


Глава I. ЖАНР ИНТЕРВЬЮ В ГАЗЕТЕ

1.1. От Платона до информационного взрыва.


Жанр интервью, зародившись задолго до появления печатных и тем более электронных СМИ, пережил огромное количество и взлетов и падений. Прообразы современного интервью можно встретить в далекой античности. И, естественно, первым делом надо обратиться к ней.

Диалогическая форма построения многих культурных текстов имеет давние традиции и восходит еще к временам античности, как было сказано выше. Немаловажно будет вспомнить знаменитые беседы Сократа. «Ты Сократ, прекрасно спрашиваешь, мне и отвечать приятно» (Платон). Так же не обойдем вниманием философские диалоги Платона, в которых раскрывались его воззрения. Геродот утверждал, что его «История» создавалась на основе сведений, «полученных путем расспросов, чтобы прошедшие события с течением времени не пришли в забвение». Однако часто эти беседы не предполагали обмена мнениями, репликами действительно беседующих соавторов и персонажей. Эти беседы – предтеча будущего интервью.

Диалог, как особая форма философской литературы, был популярен вплоть до XIX века. В прессе начала ХIХ века уже появляются материалы, оформленные в форме вопросов и ответов, закладываются основные черты, характеризирующие интервью: определенные типы вопросов, формулы вежливости, риторические и стилистические фигуры и так далее. Им активно пользовались такие мыслители как Августин, Дэвид Юм, Джордж Беркли, Блез Паскаль, Фридрих Шлегель. С развитием и становлением литературы нового времени диалог становится популярен и как особый вид словесного творчества, что рождается, например, в практике Дени Дидро. Традиция диалогической структуры организации текста проникает в XIX веке и в отечественную словесность. Но используется форма диалога по преимуществу в произведениях публицистической направленности. Так поступали: Владимир Одоевский («Русские ночи»), Виссарион Белинский («Русская литература в1841 году»), Федор Достоевский («Дневник писателя»).

XX век трансформировал диалог в один из важнейших способов организации словесного текста в журналистском творчестве.

В России в советское время среди журналистов наблюдалось то, что очень многие из них шли брать интервью, главным образом за цифрой и результатом. Типичная картина того времени – человек с блокнотом, задающий вопросы: «На сколько процентов вы перевыполнили план второго квартала? А третьего? Кто вам оказывал помощь? А кто мешал? Ваши обязательства на будущее?».1

«Интервью - жанр, не свойственный советской журналистике».2 К тому же интервью тогда подавалось не только сухо, но и не интересно. Думаю, поэтому, этот жанр очень редко можно было увидеть на газетных и журнальных страницах. А еще причиной этому было то, что тогда каждая речь, каждое слово проверялось в обкоме или ЦК, то есть никогда не выходило неотредактированным. Во всеобщем "демократическом" спектакле импровизаций не допускалось. Обращаешься с просьбой об интервью к чиновнику, располагающему информацией, директору какого-нибудь НИИ - они непременно должны испросить разрешения у своего руководства.

В практике отечественной журналистики первый рассвет популярности жанра интервью приходится на период хрущевской «оттепели» конца 50-х – начала 60-х годов, когда было ослаблено идеологическое давление на все виды СМИ.

Как только пришла перестройка, ситуация еще более изменилась. Интервью публиковались по несколько штук в одном номере.

В современных средствах массовой информации жанр интервью является одним из популярных. То обстоятельство, что на первый план в наши дни выходит информационная группа жанров, к которым относится и интервью, является первым веским аргументом в пользу его популярности в настоящее время. «Американские исследователи подсчитали, что интервью «съедает» у работников СМИ от 80 до 90% их рабочего времени. При этом как показала практика, интервью в качестве контакта с «живым» источником чаще других методов дает материал для публикаций: использованные при ее подготовке документы не заменят «живых» человеческих свидетельств».3

Другой причиной стремительного широкого использования данного жанра можно считать то, что у интервьюируемого есть возможность высказать в беседе с журналистом свою точку зрения. В советское время собеседник выступал от лица коллектива, рассматривался не как отдельная личность, а как составляющая общества. Теперь журналист обращается к интервьюируемому как индивидуальности, а самое главное - изменилась ответственность журналистов за свое слово. Современный журналист должен идти к собеседнику с мыслью и за мыслью (цифры и имена – это мало и недостаточно для того, чтобы написать хороший материал). Это самое первое правило, к которому следует прибегать. При этом конечно, журналисту надо быть хорошо осведомленным, во многом разбираться, быть сообразительным и обладать подвижным мышлением. Именно поэтому говорят, что журналист за всю свою жизнь может побывать во всех шкурах, о ком только ему не приходится писать!


Сравнивая прессу наших дней и прессу тридцати-сорокалетней давности, замечаешь, что интервью стало если не становым хребтом, то уж ребрами печатных изданий - точно. Интервью подмяло под себя все прочие жанры, а вернее, в значительной степени вобрало их в себя, став не просто изложением ответов на поставленные вопросы, но и публицистической статьей, и репортажем, и философским эссе, и пасквилем, и фельетоном, и информационной заметкой. Трудно представить себе издания, в которых интервью отсутствуют. Отраслевые, глубоко специализированные, широко читаемые, узконаправленные, желтые, красные, розовые, голубые и черные - во всех можно найти характерную верстку полос, деление на вопросы-ответы.

  1   2   3   4   5   6   7

  • Глава I. ЖАНР ИНТЕРВЬЮ В ГАЗЕТЕ