Первая страница
Наша команда
Контакты
О нас

    Главная страница


Курсы кафедры гидродинамики 22 Курсы кафедры математических методов геофизики 38




страница1/6
Дата25.06.2017
Размер0.98 Mb.
  1   2   3   4   5   6
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Федеральное государственное образовательное автономное учреждение Высшего образования

Новосибирский национальный исследовательский государственный университет

Механико-математический факультет

УТВЕРЖДАЮ

_______________________
«_____»__________________201__ г.

Аннотации курсов по выбору обучающихся

Направление подготовки

01.03.03 – Механика и математическое моделирование
Вид профессиональной деятельности:

Научно-исследовательская

Квалификация (степень) выпускника



Академический бакалавр

Форма обучения



Очная

Новосибирск 2014



Оглавление

Курсы кафедры гидродинамики 22

Курсы кафедры математических методов геофизики 38

Курсы кафедры математического моделирования 54

70


Курсы кафедры механики деформируемого твердого тела 71

Курсы кафедры теоретической механики 79


Общая характеристика альтернативных курсов


Курсы по выбору обучающихся (альтернативные курсы) входят в вариативную часть блока «Дисциплины (модули)» ООП бакалавриата по направлению 01.03.01 – Математика и подразделяются на курсы гуманитарной и профессиональной направленности.
Учебным планом предусмотрено изучение студентами трех альтернативных курсов гуманитарной направленности:

  • альтернативный гуманитарий курс – трудоемкость 3 зачетные единицы, изучается во 2 семестре, направлен на развитие компетенций ОК-1, ОК-2, ОК-4, ОК-5, ОК-6, реализуется кафедрой истории культуры ГФ НГУ;

  • альтернативный курс по философии – трудоемкость 3 зачетные единицы, изучается в 4 семестре, направлен на развитие компетенций ОК-1, ОК-6, реализуется кафедрой философии НГУ;

  • альтернативный курс по экономике – трудоемкость 3 зачетные единицы, изучается в 8 семестре, направлен на развитие компетенций ОК-3, ОК-6, реализуется кафедрой экономической теории НГУ.

Альтернативные курсы профессиональной направленности изучаются студентами 4 курса на кафедрах специализации. Учебным планом предусмотрено посещение двух полугодовых спецкурсов трудоемкости 2 зачетные единицы каждый в 7 и 8 семестрах. Допускается посещение одного годового спецкурса трудоемкости 4 зачетные единицы. Спецкурсы направлены на развитие компетенций ОК-7, ОПК-2, ПК-2, ПК-3. Форма промежуточной аттестации – дифференцированный зачет (в конце семестра для семестровых курсов, в конце года – для годовых).


Кроме того, каждый студент 4 курса должен посещать научный семинар по тематике исследований: проходит в 7-8 семестрах, имеет трудоемкость 4 зачетные единицы, направлен на развитие компетенций ОК-6, ОК-7, ОПК-2, ОПК-3, ПК-2, ПК-3, ПК-5. Форма промежуточной аттестации – зачет в конце 7 и 8 семестров.
Выбор спецкурсов и спецсеминаров осуществляется студентом в согласовании с научным руководителем и руководством кафедры.
Студенты могут посещать альтернативные курсы (как гуманитарной, так и профессиональной направленности) в объемах, превышающих указанные в учебном плане. Дисциплины (разделы дисциплин), прослушанные и сданные сверх плана засчитываются в качестве факультативов.

Альтернативные гуманитарные курсы


Русская культура  XVI-XVIII вв.: быт и нравы

Автор: К. ист.н., доцент Михаил Владимирович  Кричевцев


Дисциплина "Русская культура XVI-XVIII вв.: быт и нравы" предназначена для студентов негуманитарных факультетов НГУ. Основной целью освоения дисциплины является расширение представлений студентов о повседневной жизни и обычаях русских людей XVI-XVIII вв. Для достижения поставленной цели выделяются задачи курса: представить картину русского быта по разным его аспектам, касающимся вопросов религии, чести, взаимоотношений между полами, смерти и погребального обряда, сферы досуга и потребления; выявить соотношение между нормой и девиацией в бытовом поведении русских людей прошлого; рассмотреть изменения в повседневной жизни русского общества в переходный период от средневековья к новому времени и показать их связь с процессами европеизации и секуляризации русской культуры. По окончании изучения указанной дисциплины студент должен

  • иметь представление о развитии русского быта в XVI-XVIII вв., об особенностях нравственного поведения русских людей той эпохи;

  • знать основные обычаи и традиции русского общества в период позднего средневековья и раннего нового времени;

  • уметь ориентироваться в терминологии русского быта XVI-XVIII вв.

Для контроля усвоения дисциплины учебным планом предусмотрен зачет в конце семестра. В течение семестра выполняются контрольные работы и рефераты.
Содержание курса:

  1. Культура потребления (10 часов).

  2. Взаимоотношения полов (6 часов).

  3. "Кодекс чести" (6 часов).

  4. Преступники и тюрьмы (2 часа).

  5. "Вокруг смерти" (4 часа).

  6. Экстремальные формы религиозного поведения (4 часа).


Учебно-методическое обеспечение дисциплины.

Примерные вопросы для контрольной работы:



  • Как употребляли табак в XVIII в.?

  • Чем бал отличается от ассамблеи? Какие танцы были в обиходе балов XVIII в.?

  • Почему мужчины петровского времени противились брадобритию?

  • Как принимали гостей в Московской Руси?

  • Что такое "обурочение" и каковы методы борьбы с ним?

  • Укажите основные типы мужской одежды на Руси XVI-XVII вв.

  • Что такое кулачный бой? Перечислите его разновидности.

  • Чем кабак отличается от корчмы?

  • Что Вы знаете об употреблении платков в России XVI-XVIII вв.?

  • Как в Российском государстве XVIII в. поддерживалось санитарное состояние городских улиц и жилищ?

Темы для рефератов:



  • Публичные праздники при Петре Великом.

  • Алкоголь в допетровской России.

  • Русский бал XVIII в.

  • Любовь и сватовство в России XVIII в.

  • Родители и дети: русский опыт XVI-XVIII вв.

  • Защита чести в России XVI-XVIII вв.

  • Родовые титулы в России (XVI-XVIII).

  • Мальтийские рыцари в России.

  • Допрос и пытка: русское уголовное следствие в XVIII в.

  • Западный быт глазами русских путешественников Петровской эпохи.

Образцы вопросов для подготовки к зачету:



  • Санитария и гигиена русского быта XVI-XVIII вв. Лечение болезней.

  • Культура питания в России. Употребление алкоголя и табака.

  • Моды и нравы России XVI-XVIII вв.

  • Досуг и развлечения русских людей в Московской царстве и Российской империи XVIII в.

  • Брак и развод в России: от средневековья к новому времени.

  • Русские обряды, связанные с рождением ребенка.

  • Семейные нравы и преступления против семьи и половой нравственности в России XVI-XVIII вв.

  • Государева честь и ее защита.

  • Родовая и выслуженная честь в России XVI-XVIII вв.

  • Защита индивидуальной чести в России XVI-XVIII вв. Дворянская дуэль.

  • Преступность и расследование преступлений в России (XVI-XVIII вв.).

  • Наказания преступников в Российском государстве XVI-XVIII вв.

  • Православные представления о смерти и бессмертии.

  • Суицид в России XVI-XVIII вв.

  • Погребальный обряд и поминовение усопших у русских XVI-XVIII вв.

  • Русское монашество средневековья и нового времени. "Юродивые Христа ради".

  • Русское сектантство (хлыстовство и скопчество).

  • Идеология и ритуалы российского масонства XVIII в.


Список основных источников и специальной литературы:

Безвременье и временщики: Воспоминания об "эпохе дворцовых переворотов" (1720-1760 -е годы). Л. 1991.

Болотов А.Т. Записки Андрея Тимофеевича Болотова. 1737-1796. Тула, 1988. Т.1-2.

Герберштейн С. Записки о Московии. М., 1988.

Дашкова Е.Р. Записки 1743 -1810. Л., 1985.

Державин Г.Р. Избранная проза. М., 1984.

Дневник Марины Мнишек. СПб., 1995.

Домострой. СПб., 1994.

Екатерина II. Записки императрицы Екатерины II. М., 1989.

Записки русских женщин XVIII- первой половины XIX века. М., 1990.

Котошихин Г.К. О России в царствование Алексея Михайловича. СПб., 1906.

Масса И. Краткое известие о Московии в начале XVII в. М., 1937.

Михалон Литвин. О нравах татар, литовцев и москвитян. М., 1994.

О повреждении нравов в России князя М. Щербатова и Путешествие А. Радищева. М., 1985.

Олеарий А. Подробное описание путешествия Голштинского посольства в Московию и Персию в 1633, 1636, 1639 годах. М., 1870.

Памятники литературы древней Руси: Вторая половина XVI века. М., 1986; XVII век. М., 1988; кн. 1; М., 1989, кн. 2.

Петр Великий. М., 1993.

Поссевино А. Исторические сочинения о России XVI в. М., 1983.

Проезжая по Московии (Россия XVI -XVII веков глазами дипломатов). М., 1991.

Российское законодательство X-XX веков. М., 1984-1987. Т. 1-5.

Россия XVIII века глазами иностранцев. Л., 1989.

Россия при царевне Софье и Петре 1: Записки русских людей. М., 1990.

Русские мемуары. Избранные страницы: XVIII век. М., 1988.

Смута в Московском государстве: Россия начала XVII столетия в записках современников. М., 1989.

Цареубийство 11 марта 1801 г. Записки участников и современников. М., 1990.

Шлихтинг А. Новое известие о России времени Ивана Грозного. Л., 1934.

Штаден Г. О Москве Ивана Грозного. Записки немца-опричника. М., 1925.
Анисимов Е. В. Кнут и дыба. Политический сыск и русское общество в XVIII в. М., 2000.

Архимандрит Августин (Никитин). Православный Петербург в записках иностранцев. СПб., 1995.

Арьес Ф. Человек перед лицом смерти. М., 1992.

Бакунина Т.А. Знаменитые русские масоны. М., 1991.

Беловинский Л. В. Изба и хоромы: из истории русской повседневности. М., 2002.

Богословский М.М. Быт и нравы русского дворянства в первой половине XVШ века // Научное слово. 1904. кн. 5-6.

Богословский М.М. Петр 1: Материалы для биографии. М., 1940-1948. Т. 1-5.

Богоявленский Н. А. Древнерусское врачевание в XI-XVII вв. Источники для изучения русской медицины. М., 1960.

Богоявленский Н. А. Медицина у первоселов Русского Севера. Очерки из истории санитарного быта и народного врачевания XI-XVII вв. Л., 1966.

Веселовский С.В. Исследования по истории класса служилых землевладельцев. М., 1969.

Военная одежда русской армии. М., 1994.

Волков Н.Е. Двор русских императоров в его прошлом и настоящем. СПб., 1900. Ч. 1.

Волков С.В. Русский офицерский корпус. М., 1993.

Гернет М. Н. История царской тюрьмы. М., 1960. Т. 1.

Гернет М.Н. Смертная казнь. М., 1913.

Градовский А.Д. Начала русского государственного права. СПб., 1892. Т. 1.

Гуревич А.Я. Категории средневековой культуры. М., 1984.

Дуэль и честь в истинном освещении. Сообщение в офицерском кругу. (М.Э.) СПб., 1902.

Евреинов В.А. Гражданское чинопроизводство в России. Исторический очерк. СПб., 1887.

Ермонская В.В., Нетунахина Г.Д., Попова Т.Ф. Русская мемориальная скульптура: К истории художественного надгробия в России XI - начала XX в. М., 1978.

Забелин И.Е. Государев двор, или дворец. М., 1990.

Забелин И.Е. Домашний быт русских цариц в XVI-XVII вв. Новосибирск, 1992.

Забелин И.Е. История города Москвы. М., 1990.

Зарин А.Е. Царские развлечения и забавы за 300 лет. Л., 1991.

Захарова О. Ю. Светские церемониалы в России XVIII - начала XX в. М., 2003.

Звягинцев Е. Чума в Москве в XVII и XVIII вв. // Исторический журнал. 1937. № 2.

Исторические кладбища Петербурга. СПб., 1993.

Карнович Е.П. Родовые прозвания и титулы в России и слияние иностранцев с русскими. М., 1991.

Карташев А.В. Очерки по истории русской церкви. М., 1991. Т. 1, 2.

Кирсанова Р. М. Русский костюм и быт XVIII-XIX вв. М., 2002.

Компанец С.Е. Надгробные памятники XVI - первой половины XIX вв.: Практическое пособие по выявлению и научному описанию. М., 1990.

Корф М.А. Брауншвейгское семейство. М., 1993.

Костомаров Н.И. Очерк домашней жизни и нравов великорусского народа в XVI и XVII столетиях. М., 1992.

Кузнецов М. История проституции в России // История проституции. СПБ., 1994.

Кулишер И.М. История экономического быта Западной Европы. М.-Л., 1926. Т. 2.

Лаврин А.П. Хроники Харона. М., 1993.

Леонов О.Г., Ульянов И.Э. Регулярная пехота: 1698-1801. М., 1995.

Лещенко В. Ю. Семья и русское православие (XI-XIX вв.) СПб., 1999.

Лихачев А.В. Самоубийство в Западной Европе и европейской России. Опыт сравнительно-статистического исследования. СПб., 1882.

Лихачев Д.С., Панченко А.М. "Смеховой мир" Древней Руси. Л., 1976.

Лотман Ю.М. Беседы о русской культуре: Быт и традиции русского дворянства (XVIII- начало XIX века). СПб., 1994.

Лотман Ю.М. Бытовое поведение и типология культуры в России XVIII // Культурное наследие Древней Руси: Истоки. Становление. Традиции. М., 1976.

Лотман Ю.М. Культура и взрыв. М., 1992.

Масонство в прошлом и настоящем. М., 1914. Т. 1, 2.

Миненко Н. А. Русская крестьянская семья в Западной Сибири (XVIII - первой половины XIX в.) Новосибирск, 1979.

Миронов В.Ф. Стрелялись мы... (дуэли в жизни русских писателей). СПб., 1994.

Михневич В.О. История карточной игры на Руси: Мошенники и шулера XVIII века. Историко-авантюрные очерки. СПб., 1992.

Михневич В.О. Русская женщина XVIII столетия. М., 1989.

Никольский Н.М. История русской церкви. М., 1985.

"Око всей великой России". Об истории русской дипломатической службы. XVI -XVII вв. М., 1989.

Очерки русской культуры XVI века. М., 1977. Ч. 2.

Очерки русской культуры XVII века. М., 1979. Ч. 2.

Павлов А. С. Курс церковного права. СПб., 2002.

Панченко А.М. Русская культура в канун петровских реформ. Л., 1984.

Панченко А.М. Юродивые на Руси. Петр 1 и веротерпимость. Главы из рукописи Александра Панченко "Образы и подобия". Л., 1990.

Поликарпов В.С. История нравов России. Восток и запад. Ростов-на-Дону, 1995.

Похлебкин В. В. Чай и водка в истории России. Красноярск, 1995.

Прошин Г.Г. Черное воинство: Русский православный монастырь. (Легенда и быль). М., 1988.

Прыжов И.Г. История кабаков в России. М., 1992.

Пыляев М.И. Старая Москва: Рассказы из былой жизни первопрестольной столицы. М., 1995.

Пыляев М.И. Старое житье. СПб., 1897.

Пыляев М.И. Старый Петербург. М., 1990.

Пыпин А.Н. Русское масонство XVIII и первой четверти XIX в. Пг., 1916.

Развитие русского права второй половины XVII -XVIII вв. М., 1992.

Рогов В.А. История уголовного права, террора и репрессий в Русском государстве XV - XVII вв. М., 1995.

Розин Н.Н. Об оскорблении чести. Уголовно-юридическое исследование. Томск, 1907. Вып. 1.

Романов Б.А. Люди и нравы древней Руси. М.-Л., 1996.

Савелов Л.М. Лекции по русской генеалогии, читанные в Московском археологическом институте: первое и второе полугодие. М., 1994.

Семевский М.И. Очерки и рассказы из истории XVШ в. "Слово и дело!" 1700 -1725. М., 1991.

Семевский М.И. Царица Катерина Алексеевна, Анна и Виллем Монс, 1692 -1724: Очерк из русской истории XVIII. Л., 1990.

Семевский М.И. Царица Прасковья. 1664-1723: Очерк из русской истории XVIII века. Л., 1991.

Семенова Л.Н. Очерки истории быта и культурной жизни России (первая половина XVIII в.). Л., 1982.

Соловьев О.Ф. Масонство в России // Вопросы истории. 1988. №10.

Таганцев Н.С. Смертная казнь. СПб., 1913.

Троицкий С.М. Русский абсолютизм и дворянство в XVIII в.: Формирование бюрократии. М., 1974.

Фраанье М.Г. Прощальные письма М.В. Сушкова (О проблеме самоубийства в русской культуре конца XVIII века // XVIII век. Сб. 19. СПб., 1995.

Фукс Э. Иллюстрированная история нравов: Галантный век. М., 1994.

Христа ради юродивые. М., 1992.

Черняк Е.Б. Невидимые империи: Тайные общества старого и нового времени на Западе. М., 1987.

Шепелев Л.Е. Титулы, мундиры, ордена в Российской империи. Л., 1991.

Эскин Ю.М. Местничество в социальной структуре феодального общества // Отечественная история. 1993. № 5.

Юзефович Л.А. "Как в посольских обычаях ведется..." Русский посольский обычай конца XV-начала XVII в. М., 1988.

Яровинский М. Я. Здравоохранение Москвы (1581-2000 гг.) М., 1988.

Основы риторики

Автор: к.ф.н., доц. Тазиева Е.М.


Дисциплина "Основы риторики" предназначена для студентов ФЕН, ЭФ, ММФ, МФ НГУ. Основная цель данной дисциплины - изложение основ теории красноречия, обучение искусству построения и публичного произнесения речи (ораторскому мастерству). Настоящий курс должен помочь студентам сформировать навыки, умения произносить речь публично (перед аудиторией) свободно, доходчиво, убедительно и увлекательно. Для достижения поставленной цели выделяются следующие задачи курса:

  • познакомить с базовыми понятиями курса - красноречие, ораторство (ораторское искусство), риторика; а также с существованием разных риторических школ, разных точек зрения на предмет риторики;

  • познакомить с традициями русской школы красноречия;

  • раскрыть суть риторического канона, разработанного античными мыслителями;

  • охарактеризовать каждую из пяти частей структуры ораторской речи;

  • объяснить различия между теорией и практикой (искусством) красноречия, а также объяснить, что изучение теории риторики необходимо для оптимизации речемыслительной деятельности - развития и совершенствования логической и речевой культуры.

  • в работе над темой, в процессе подготовки публичного выступления научиться быстро находить, "вычерпывать" нужную, важную, полезную информацию; уметь схватить суть, самое существенное и быстро включить новые знания в систему своих знаний, адекватно достраивая и перестраивая нужный материал,

  • развитие внимания; с одной стороны - устойчивого внимания, умения сосредоточиться на главном, не отвлекаясь на мелочи, на несущественное (и при подготовке, и при произнесении речи), с другой стороны - многомерного внимания, умение быстро переключаться, держать в поле зрения сразу несколько объектов и их контролировать (процесс развития мысли, свою речь, свое поведение, поведение слушателей, время);

  • развивать чувство аудитории, умение " читать по лицам", способность устанавливать контакт со слушателями и оптимальный режим восприятия речи, вести живой диалог;

  • умение управлять собой и аудиторий, тренировать волю;

  • развивать способность к творческой переработке материала, способность взглянуть на проблему по-своему, с новой точки зрения, способность свободно, на глазах у слушателей размышлять, говорить "вживую" (не быть привязанным к тексту).

По окончании изучения курса "Основы риторики" студенты должны:

  • знать о том, что такое риторика, красноречие, ораторское мастерство, иметь представление о происхождении риторики, истории развития риторических знаний;

  • знать о том, как готовится публичное выступление, какие требования предъявляются к выбору темы, формулировке названия, структуре ораторской речи, форме изложения материала, и уметь эти знания использовать в своей практике;

  • уметь произносить речь в соответствии с орфоэпическими нормами русского языка, технически грамотно и интонационно выразительно;

  • уметь внутренне, психологически настраиваться на выполнение поставленных задач (быть собранным, уверенным, сдержанным);

  • соблюдать этические нормы поведения в аудитории;

  • стремиться приобрести естественный, непринужденных характер поведения в общении со слушателями;

  • научиться грамотно писать текст выступления и уметь им эффективно пользоваться в процессе произнесения речи.

Итоговый контроль: по окончании курса учебным планом предусмотрено проведение 2 зачетов - в 1-м и во 2-м семестрах (по желанию студентов зачет может быть принят в дифференцированной форме). Текущий контроль: в течение первого и второго семестров выполняются следующие контрольные работы, практические задания

  • треннинг по технике речи: отрабатывается четкое произнесение гласных звуков, согласных, окончаний слов, проверяется дикция, постановка голоса, дыхания;

  • треннинг по выразительному чтению: отрабатывается и проверяется интонационная выразительность речи;

  • выступления с докладами по названной теме (например, тема: "Анализ и критическое осмысление книги Д. Карнеги "Как вырабатывать уверенность в себе и влиять на людей, выступая публично"); доклады обсуждаются, анализируются и оцениваются;

  • выступления с творческими докладами (темы выбирают сами студенты); при этом анализируется и оценивается: 1) степень подготовленности, продуманности темы, 2) актуальность, новизна, оригинальность темы, 3) логика развития темы (композиция, структура), 4) качество речи (стиль), 5) правильность произношения, дикция, голос, интонация , 6) поведение в аудитории, манеры, культура общения со слушателями, 7) умение отвечать на вопросы быстро, точно, остроумно, кратко.

Результаты контрольных работ, практических занятий являются основанием для выставления зачета по окончании курса. Студенты, которые не пропускают занятий, успешно выполняют все задания, могут получить зачет автоматом.
Содержание курса:

1. ВВЕДЕНИЕ. Определение цели, задач курса. О терминах красноречие, ораторское искусство, риторика. Три основных точки зрения в понимании предмета риторики, три группы дефиниций ("греческая", "римская", "средневековая"). Риторические школы. Риторика как наука (теория красноречия) и риторика как искусство (практическое красноречие). Неориторика.

2. РУССКАЯ ШКОЛА КРАСНОРЕЧИЯ. Первые русские риторики ХVII в. Учение о красноречии М.В.Ломоносова. Труды по красноречию XVIII-XIX вв. Риторики российских академиков. Руководства по отдельным родам красноречия. Русское академическое красноречие.

3. РИТОРИЧЕСКИЙ КАНОН. Пятичастная структура ораторской речи. Inventio (Изобретение). Dispositio (Расположение). Elokutio (Украшение). Memoria (Память). Actio hipocrisis (Инсценированое речевое действие).

4. ЭТАП ПОДГОТОВКИ ПУБЛИЧНОЙ РЕЧИ. Главное требование к публичной речи (содержательность, информационное насыщение). Требования к выбору темы и формулировке названия. Определение цели, задач выступления. Выявление потенциальных возможностей темы (круга вопросов, необходимых для раскрытия темы). Определение окончательной стратегии речи (направления изложения).

5. СТРУКТУРА ОРАТОРСКОЙ РЕЧИ. Что такое структура (композиция) ораторской речи. Основные правила диспозиции (Dispositio). Логика развития темы и логическая культура оратора. Законы правильного мышления. Обязательное наличие трехчастной структуры речи (хотя возможна и пятичастная). Введение и заключение. "Закон края" (или "Правило рамки"). Основная часть ораторской речи , ее цели и задачи. Тезис (или постановка проблемы). Наррация (или повествование, фактологический аспект темы). Подтверждение (конфирмация) - этап развернутой аргументации., доказательство истинности выдвинутых положений. "Гомеров порядок".

6. РАБОТА ОРАТОРА НАД СТИЛЕМ (СЛОГОМ). Элокуция (Elokutio) - раздел риторики, представляющий словесное оформление мысли (по определению Аристотеля), этап собственно текстообразования. Правила элокуции. Общие наблюдения над различными грамматическими формами и конструкциями. Предложение, ораторская фраза, период. Учение о формах речи, о жанрах. Суждения об основных характеристиках стиля.

7. УЧЕНИЕ И ФИГУРАХ И ТРОПАХ. Описание и классификация риторических фигур в классических и русских риториках. Фигуры мысли, фигуры слова. Выразительные средства современного русского языка и их использование в ораторской речи. Классификация выразительных средств русского языка. Функционально-стилистически маркированные средства русского языка. Эмоционально-оценочно-экспрессивные средства русского языка. Образные средства русского языка: средства словесной образности (тропы), синтаксические выразительные средства языка.

8. ИСПОЛНИТЕЛЬСКИЙ ЭТАП ПУБЛИЧНОГО ВЫСТУПЛЕНИЯ. Инсценированное речевой действие ("говори и действуй", "приведи слово в действие"). Основная цель и задачи исполнительского этапа. Составляющие культуры общения со слушателями. Внутренний психологический настрой на выполнение поставленных задач (деловой настрой). Этическая сторона поведения оратора. Способы приобретения естественной, непринужденной манеры поведения в общении со слушателями. Умение "подать себя". Умение импровизировать. Умение эффективно использовать записи, текст речи.

9. ТЕХНИКА РЕЧИ. Физическая культура речи. Дикция. Проверка артикуляции, дикционные упражнения (отчетливое произнесение гласных и согласных, окончаний слов, чтение больших отрезков текста, чистоговорки, скороговорки). Нормальное голосоведение (требования, предъявляемые к голосу оратора). Правильное дыхание. Дыхательные упражнения.

10. РУССКАЯ РЕЧЕВАЯ ИНТОНАЦИЯ. Что такое интонация (просодия), какова ее природа. Особенности русской речевой интонации. Музыкальные характеристики речевой интонации. Основные элементы речевого тона: мелодика, ударность, пауза, темп, тембр, ритм. Основные функции интонации. Роль интонации в передачи подтекста. Типы подтекстов. Понятие интонационной выразительности. Ритмико-мелодическое исполнение. Речевые партитуры.

11. АУДИТОРИЯ. Типы аудитории. Предречевая и речевая ориентация на конкретную аудиторию. Понятие контакта (обратной связи) со слушателями. Феномен подражания (или реакция заражения, конформизм). Психология слушателей. Умение создать аудиторию-коллектив с единообразной реакцией на речь. Разная степень организации аудитории.

12. МЕХАНИЗМ ВОСПРИЯТИЯ РЕЧИ. Внимание, его природа. Произвольное и непроизвольное внимание. Умение управлять вниманием слушателей. Приемы поддержания и восстановления внимания слушателей. Понимание. Разная степень, разные уровни понимания. Перцептивная деятельность (влияние прошлого опыта) в процессе понимания, восприятия речи. Мнемоническая деятельность (запоминание). Память долговременная и оперативная.

13. ОРАТОР. Представление о том, каким должен быть оратор (образ оратора) в античных риториках. Трактат Цицерона "О наилучшем роде ораторов". Трехступенчатая система воспитания и образования оратора, разработанная римским оратором и мыслителем Марком Фабием Квинтилианом ("Об образовании оратора"). Профессиограмма оратора (какими качествами должен обладать оратор). Способности, природные данные оратора (лектора). Принципы организации труда оратора (культура труда).


Учебно-методическое обеспечение дисциплины

Перечень примерных контрольных вопросов и заданий для самостоятельной работы

1. Подготовьте сообщение "Д.Карнеги и его представления об ораторском мастерстве".

2. Прочитайте текст (текст выступления предварительно раздается), проанализируйте его структуру и ответьте на вопросы:



  • является ли , на ваш взгляд, актуальной, интересной тема выступления,

  • какова идея (основная мысль) выступления,

  • дайте оценку введению, каким еще может быть начало данного выступления,

  • каковы принципы отбора материала,

  • как строятся доказательства , продумана ли система аргументации,

  • дайте оценку заключению.

3. Подготовьте творческий доклад, предварительно:

  • выберете наиболее интересную, полезную, с вашей точки зрения, тему выступления,

  • определите круг вопросов, необходимых для раскрытия темы,

  • составьте подробный план выступления,

  • сдайте для проверки весь текст выступления.

4. При обсуждении докладов охарактеризуйте (или дайте оценку):

  • степень подготовленности доклада, самостоятельность в осмыслении вопроса,

  • актуальность, новизну, оригинальность темы выступления,

  • структуру речи, последовательность, логику изложения.

  • качество речи (стиль изложения),

  • произнесение (правильное, технически грамотное, интонационно выразительное),

  • поведение в аудитории, манеры, культуру общения со слушателями,

  • ответы на вопросы.

Образцы вопросов для подготовки к зачету

1. Риторика как предмет изучения.

2. Подготовка публичного выступления.

3. Композиция ораторской речи.

4. описание и классификация риторических фигур.

5. исполнительский этап публичного выступления.

6. Произнесение ораторской речи. Техника речи.

7. Интонационная выразительность речи.

8. Аудитория. Психология аудитории. Составляющие процесса восприятия речи.

9. Представление о том, каким должен быть оратор.
Список основной и дополнительной литературы.

1. Апресян Г. З. Ораторское искусство. М., 1978.

2. Безменова Н. А. Очерки по теории и истории риторики. М., 1991.

3. Волков А. А. Основы русской риторики. М., 1996.

4. Вомперский В. П. Риторики в России XVII-XIII вв.М., 1988.

5. Граудина М. А., Миськевич Г. И. Теория и практика русского красноречия. М., 1989.

6. Иванова С. Ф. Специфика публичной речи. М., 1978.

7. Иванова С. Ф. Искусство диалога, или Беседы о риторике. М., 1992.

8. Ивин А. А. Основы теории аргументации. М., 1997.

9. Кохтев Н. Н. Основы ораторской речи. М., 1992.

10. Кохтев Н. Н. Риторика. М., 1994.

11. Кузнецова Т. И., Стрельникова И. П. Ораторское искусство в Древнем Риме.М., 1976.

12. Ножин Е. А. Мастерство устного выступления. М., 1989.

13. Рождественский Ю. В. Теория риторики. М., 1997.

14. Сопер П. Основы искусства речи. М., 1992.

15. Стернин И. А. Практическая риторика. Воронеж, 1993.

16. Чихачев В.П. Лекторское красноречие русских ученых XIX в. М., 1987.

17. Шерешевская Е. Б. История античного ораторского искусства. Новосибирск, 2004.



Музыка в пространстве культуры

Автор: Тимофеева М.А.


Дисциплина (курс) «Музыка в пространстве культуры» имеет своей целью изучение законов музыкального искусства, его стилей и жанров, связей музыки с другими видами искусства; приобретение культуры восприятия музыки; развитие навыков музыкального творчества. Для достижения поставленной цели выделяются задачи курса:

  • описание основных этапов становления музыкального искусства;

  • изучение норм музыкальной речи;

  • приобретение навыков слушания музыки и ее анализа;

  • выполнение упражнений для развития музыкальных способностей.

В результате освоения дисциплины студент должен:

  • -иметь представление об основных этапах развития музыкального искусства;

  • -знать ключевые понятия музыкального языка;

  • -уметь определять стиль, жанр, форму музыкального произведения;

  • - владеть методами улучшения своих музыкальных способностей.

Курс предназначен для студентов негуманитарных факультетов НГУ и продолжается 1 семестр.

Содержание разделов и тем курса:

  1. Культура и искусство. Виды искусства и их классификация.

  2. Музыкальные традиции Древнего Китая, Индии, Египта

  3. О музыке греко-римской античности

  4. Музыкальные традиции Средневековья.

  5. Музыка эпохи Ренессанса.

  6. Новые музыкальные тенденции XVII –начала XVIII веков.

  7. И. С. Бах и его современники.

  8. Венская классическая школа: Й. Гайдн, В. А. Моцарт, Л.ван Бетховен.

  9. Музыка эпохи романтизма.

  10. Из истории отечественного музыкального искусства.

  11. Отечественная музыка XIX-начала XX века.

  12. Музыкальные способности и способы их развития.


Учебно-методическое обеспечение курса

Перечень примерных контрольных вопросов и заданий для самостоятельной работы.



  • Определить на слух древнегреческие лады: ионийский, фригийский, лидийский, дорийский.

  • Определить на слух наличие органного пункта, канона, стретты, секвенции.

  • Зафиксировать появление в произведении пунктирного ритма, характерных ритмических фигур.

  • Определить стилевые особенности музыки определенного автора.

  • Сравнить особенности музыкального языка различных национальных школ.

  • Определить форму предлагаемого сочинения: рондо, фуга, вариации, сонатное аллегро.

  • Сделать анализ образного содержания музыкального произведения

Примерные темы рефератов:

1. Мифологические сюжеты в музыкальных произведениях Западной Европы.

2. Библейские и евангельские сюжеты в композиторском творчестве.

3. Музыкальные сюжеты в фольклоре народов мира.

Примерный перечень вопросов к зачету (экзамену) по всему курсу.

1. Функции искусства: преобразующая, познавательная, прогностическая, воспитательная, развлекательная, и др.

2. Особенности музыкального языка, компоненты музыкальной стилевой системы.

3. Взгляды на музыку Сократа, Пифагора, Платона, Аристотеля.

4. Сравнение музыкальных традиций Средневековья и Возрождения.

5. Лейбниц, Кеплер, Декарт о музыке.

6. Особенности полифонического стиля И. С. Баха и его современников.

7. Венская классическая школа и ее высшие достижения.

8. Новые черты фортепианного стиля в произведениях композиторов-романтиков.

9. Расцвет отечественной музыки в творчестве композиторов XIX- начала XX века.

10. Музыкальные способности и методы их улучшения.


Литература

1.Аберт Г. В. А. Моцарт. М., 1983.

2.Бродски Ф. Если бы Бетховен вел дневник… Будапешт, 1966.

3.Вольфганг Амадей Моцарт. Письма. М., 2000.

4.Воспоминания о П. И. Чайковском. М., 1979.

5. Житомирский Д. Роберт и Клара Шуман в России. М., 1962.

6. Кац Б. Времена – люди – музыка. Л., 1988.

7. Кёлер К.-Х. «…прожить тысячу жизней!» М., 1983.

8. Кирнарская Д. Классицизм. М., 2002.

9. Кирнарская Д. Музыкальные способности. М., 2004.

10. Ландовска В. О музыке. М.,1991.

11. Луцкер П., Сусидко И. Моцарт и его время. М., 2008.

12. Милка А., Шабалина Г. Занимательная бахиана. СПб., 2001.

13.Мильштейн Я. Советы Шопена пианистам. М.,1967.

14. Музыка в зеркале поэзии. Л.,1986.

15. Никитин. Б. Сергей Рахманинов. Две жизни. М., 2008.

16. Платек Я. Верьте музыке. М., 1989.

17. Рагхава Р. Менон. Звуки индийской музыки. Путь к раге. М., 1982.

18. Творческие портреты композиторов. М., 1990.

19. Хаммершлаг Я. Если бы Бах вел дневник… Будапешт, 1962.

20. Ханкиш Я. Если бы Лист вел дневник… Будапешт, 1962.

21. Эйнштейн А. Моцарт. Личность и творчество. М.,2007.



Философия и методология науки. Философские проблемы математики

Автор: Сычева Людмила Сергеевна, д. филос.н., профессор Филос. Ф. НГУ


Курс предназначен для студентов 2 курса ММФ НГУ и реализуется кафедрой философии Философского факультетаНГУ. Курс представляет собой дополнение к основному курсу для студентов "Философия" и включает в себя более детальный анализ проблем сущности и развития науки, механизмов ее формирования и самосознания. Наряду с вопросами, относящимися к науке вообще, курс содержит материал по философским проблемам математики, что дает возможность, с одной стороны, конкретизировать общие представления о науке, а во-вторых, студенты получают возможность осуществить рефлексию над предметом своих профессиональных занятий - математикой.

Основной целью освоения дисциплины является овладение знаниями в области философии и методологии науки и философских проблем математики, в частности, знанием проблем сущности и развития науки, механизмов ее формирования и самосознания, специфики математики как науки. Для достижения поставленной цели важны следующие задачи курса:

- определение понятий «философия», «философия науки», «методология науки», «философия математики»;

- выделение исторических этапов становления науки, формирование и функционирование науки как социального института;

- специфика математики как науки, взаимосвязь философии и математики в их историческом развитии;

- анализ философских проблем математики, таких, как способ бытия математических объектов, парадоксы в развитии математики, научные революции в математике.


По окончании изучения указанной дисциплины студент должен:

  • иметь представление о специфике философии науки, философии математики;

  • знать содержание философских проблем математики, характера новаций и научных революций в математике;

  • уметь работать с философскими категориями «наука», «система с рефлексией», «новации и традиции в развитии науки» и применять их для анализа становления и развития математических дисциплин.

Для контроля за усвоением материала данного спецкурса предусмотрен зачет в конце семестра.

Общая трудоемкость дисциплины составляет 3 зачетных единицы , 108 часов.


Содержание курса:

1. Природа методологической деятельности

2. Общие представления о познании. Особенности математических объектов и математического познания

3. Возникновение науки и основные стадии ее исторической эволюции. Возникновение математики как науки

4. Математика и действительность. Отношение математики к другим наукам. Развитие представлений о математической строгости и математическом доказательстве

5. Роль философии в развитии математики. Влияние математики на философию.

6. Новации и традиции в развитии науки. Научные революции. Дискуссия о возможности революций в развитии математики

7. Наука как система с рефлексией. Рефлексивные преобразования как механизм новаций в математике в условиях неведения (формирование теории групп, геометрии Лобачевского, теории множеств)

8. Парадоксы в развитии математики. Проблемы обоснования математики

9. Проблема бесконечности в математике и философии. Преодолены ли в современной математике апории Зенона?

10. Социокультурная философия математики

11. Наука и ценности. Наука и власть


Учебно-методическое обеспечение дисциплины

Список тем для эссе.



Эссе предполагает 1) знакомство с некоторой проблемой по литературе 2) изложение своей точки зрения по проблеме, в частности, согласие или не согласие с точкой зрения, высказанной в той или иной работе и аргументацию своей позиции.

  1. Прочитайте статью – М.А. Розов. Рассуждения об интеллигентности или пророчество Бам-Грана. На чьей Вы стороне – Бам-Грана или статистика Ершова? Что такое интеллигентность для автора статьи. Знаете ли Вы таких интеллигентов?

  2. Проанализируйте представление о свободе, изложенное в статье М.А. Розова «Философия и проблема свободы человека».

  3. Существуют ли границы рациональности в Культуре? Приведите аргументы «за» и «против». Как же должен поступать человек в условиях отсутствия рациональных начал выбора?

  4. Прочитайте книгу – Хорган Дж. «Конец науки. Взгляд на ограниченность знания на закате Века науки». СПб., 2001. Как Вы относитесь к взглядам автора?

  5. Что такое смысл жизни?

  6. Чем можно объяснить всеобщность математических знаний? Почему в самых разных странах люди складывают и умножают одинаково? Означает ли это, что прав Кронекер, который говорил, что целые числа дал нам Господь Бог?

  7. Платон считал, что для управления государством люди должны учиться арифметике, геометрии, астрономии, музыке и т.п. Как он объясняет – для чего нужна правителю арифметика? (книга 7 из «Государства» Платона)

  8. В чем смысл слов Ф. Ницше: «Убеждения более опасные враги правды, чем ложь»?

  9. Какими особенностями древнегреческой культуры можно объяснить появление математики как науки, представленной, прежде всего «Началами» Евклида?

  10. Прав ли А.П. Юшкевич, говоря, что у китайцев, вероятно, были доказательства, но они их нигде не приводят? (Юшкевич А.П. История математики в средние века». М., 1961)

  11. Что такое логицизм? Почему логицистам не удалось свести математику к логике?

  12. Что такое Эрлангенская программа Клейна? Каково ее значение для математики?

  13. Апории Зенона и математика

  14. Научные революции в математике. Возможны или нет?

  15. Представления о математике как эмпирической науке

  16. Понимание математики как априорного синтетического знания в философии Канта

  17. На чем основаны слова физика-теоретика Е. Вигнера о «непостижимой эффективности математики в естественных науках»?

  18. Какую роль сыграла задача фанерного треста в становлении математической экономики?

  19. Математика и философия. Взаимосвязи и взаимовлияние

Вопросы к зачету

    1. Природа методологической деятельности.

    2. Специфика математического знания. Способ бытия математических объектов.

    3. Отношение математики к действительности.

    4. Математика как феномен человеческой культуры. Математика и философия. Математика и религия. Математика и техника. Математика и искусство.

    5. Математика как наука, ее отношения с другими науками.

    6. Философия математики, ее возникновение и этапы эволюции.

    7. Доказательство – фундаментальная характеристика математического познания. Развитие представлений о надежности математического доказательства.

    8. Причины и истоки возникновения математических знаний. Математика в догреческих цивилизациях.

    9. Возникновение математики как теоретической науки в Древней Греции.

    10. Аксиоматическое построение математики в «Началах» Евклида и его философские предпосылки.

    11. Теория множеств как основание математики: Г. Кантор и создание «наивной» теории множеств. Открытие парадоксов теории множеств и их философское осмысление.

    12. Математическая логика как инструмент обоснования математики и как основание математики. Взгляды Г. Фреге на природу математического мышления. Программа логической унификации математики.

    13. «Основания геометрии» Д. Гильберта и становление геометрии как формальной аксиоматической дисциплины.

    14. Внутренние и внешние факторы развития математической теории.

    15. Концепция научных революций Т. Куна и проблемы ее применения к анализу развития математики. Специфика научных революций в математике.

    16. Типы научных новаций в математике.

    17. Фальсификационизм К. Поппера и концепция научных исследовательских программ И. Лакатоса. Возможность их применения к изучению развития математики.

    18. Рефлексивные преобразования как механизм новаций в условиях неведения.

    19. Пифагореизм как первая философия математики. Пифагореизм в сочинениях Платона. Критика пифагореизма Аристотелем.

    20. Современные концепции эмпиризма в философии математики.

    21. Платонизм (априоризм) в философии математики.

    22. Взаимосвязь философии и математики в их историческом развитии.

    23. Реализм как тезис об онтологической основе математики.

    24. Социологические и социокультурные концепции природы математики.

    25. Проблема обоснования математического знания на различных стадиях его развития.

    26. Логицизм. Достижения и методологические изъяны.

    27. Интуиционизм и конструктивизм как программы обоснования математики.

    28. Программа абсолютного обоснования математических теорий Д. Гильберта. Теоремы К. Геделя и программа Гильберта.

    29. Прикладная математика, ее особенности.

    30. Наука и ценности. Ценности науки и ценности ученого.

    31. Наука и власть.


Литература

«Начала» Евклида. М.-Л., 1948-1950. Т. 1-3.

Блехман И.И., Мышкис А.Д., Пановко Я.Г. Прикладная математика: предмет, логика, особенности подходов. Киев, 1976. С. 7-66. Или: Философские проблемы математики. Материалы для выполнения учебных заданий. Новосибирск. НГУ. 2007. Стр. 193-233.

Бурбаки Н. Очерки по истории математики. М., 1963.

Бычков С.Н. «Греческое чудо» и теоретическая математика. М., 2007.

Ван дер Варден Б.Л. Пробуждающаяся наука. Математика древнего Египта, Вавилона и Греции. М., 1959.

Вейль Г. Математическое мышление. М., 1989.

Веркутис М.Ю. Формирование нового знания в математике: рефлексивные преобразования и рациональные переходы. Новосибирск, 2004. (законы М. Кроу, с. 87-88).

Вигнер Е. Непостижимая эффективность математики в естественных науках // Вигнер Е. Этюды о симметрии. М., 1971. С. 182-198. Или: Философские проблемы математики. Материалы для выполнения учебных заданий. Новосибирск. НГУ. 2007. Стр. 151-168.

Выгодский М.Я. Арифметика и алгебра в древнем мире. М., 1967.

Гильберт Д. Основания геометрии. М., 1948.

Гносеологические проблемы математического познания: современные зарубежные исследования. Научно-аналитический обзор ИНИОН. М., 1984.

Гротендик А. Современная математика: методологические и мировоззренческие проблемы. М., 1987

Ершов Ю.Л. Понятие алгоритма и его место в математике // Философия математики. №3 2002, стр. 24-31.

Клайн М. Математика. Утрата определенности. М., 1984.

Колмогоров А.Н. Математика в ее историческом развитии. М., 1991.

Лакатос И. Доказательства и опровержения. М., 1967.

Манин Ю. Доказуемое и недоказуемое. М.1979.

Математики о математике. М., 1982.

Перминов В.Я. Развитие представлений о надежности математического доказательства. М., 1986.

Перминов В.Я. Философия и основания математики. М., 2001.

Пойа Д. Математика и правдоподобные рассуждения. М., 1975.

Реньи А. Трилогия о математике. М., 1982.

Розов М.А. Способ бытия математических объектов // Методологические проблемы развития и применения математики. М., 1985. С. 20-26. Или – Философия науки. Материалы для выполнения учебных заданий по курсу «Философия науки». НГУ, Новосибирск, 2004. Часть 3. Стр. 108-114. Или: Философские проблемы математики. Материалы для выполнения учебных заданий. Новосибирск. НГУ. 2007. Стр. 62-68.

Розов М.А. Рассуждения об интеллигентности, или пророчество Бам-Грана // Философия. Материалы для выполнения учебных заданий. Новосибирск. НГУ, Стр. 66-78.

Степин В.С. Горохов В.Г. Розов М.А. Философия науки и техники. М., 1996.

Сухотин М.К. Философия в математическом познании. Томск, 1977.

Сычева Л.С. Проблема реальности математических объектов // Личность, творчество и современность. Красноярск, 2005. Стр. 223-232. Или: Философские проблемы математики. Материалы для выполнения учебных заданий. Новосибирск. НГУ. 2007. Стр. 100-108.

Целищев В.В. Философия математики. Новосибирск, 2002. Глава 1 «Поиски новой философии математики» в книге Философские проблемы математики. Материалы для выполнения учебных заданий. Новосибирск. НГУ. 2007. Стр. 22-60.

Целищев В.В. Онтология математики. Новосибирск, 2003.



  1   2   3   4   5   6

  • Новосибирский национальный исследовательский государственный университет Механико-математический факультет
  • 01.03.03 – Механика и математическое моделирование Вид профессиональной деятельности: Научно-исследовательская
  • Академический бакалавр Форма обучения Очная Новосибирск 2014 Оглавление
  • Русская культура XVI-XVIII вв.: быт и нравы
  • Учебно-методическое обеспечение дисциплины.
  • Список основных источников и специальной литературы
  • Учебно-методическое обеспечение дисциплины
  • Список основной и дополнительной литературы.
  • Музыка в пространстве культуры
  • Учебно-методическое обеспечение курса
  • Философия и методология науки. Философские проблемы математики