Первая страница
Наша команда
Контакты
О нас

    Главная страница


Курс лекций в 2 ч. Ч. 1 специальность 035700. 62 лингвистика




страница1/9
Дата01.07.2017
Размер1.95 Mb.
ТипКурс лекций
  1   2   3   4   5   6   7   8   9
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ


«ВЛАДИМИРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ имени Александра Григорьевича и Николая Григорьевича Столетовых»

ИСТОРИЯ И КУЛЬТУРА

ГЕРМАНИИ
Курс лекций

в 2 ч. Ч. 1



(специальность 035700.62 лингвистика

Теория и практика межкультурной коммуникации для дисциплины «История и культура страны второго изучаемого языка»)

Составитель:

Игнатьева О.И., канд. пед. наук, доцент кафедры второго иностранного языка и методики обучения иностранным языкам

Владимир


2012

УДК 43


ББК 81.432.4


Рецензент:

кандидат филологических наук, доцент кафедры немецкого языка ВлГУ.



Чикина Е.Е.,

Печатается по решению редакционного совета

Владимирского государственного университета

История и культура Германии. Курс лекций : в 2 ч. Ч.1. /Владим. гос. ун-т; сост. О.И.Игнатьева–Владимир: Изд-во Владим. гос. ун-та, 2012. 163 с.
Курс лекций предназначен для студентов, изучающих немецкий язык в качестве второго иностранного (специальность 035700.62 лингвистика теория и практика межкультурной коммуникации). Курс состоит из 9 лекций, каждая из которых посвящена наиболее значимым этапам истории Германии и раскрывает своеобразие ее исторического, политического, экономического и культурного развития. На каждом этапе рассматривается место Германии в европейском культурно-историческом процессе, а также некоторые лингвистические особенности немецкого языка, что обеспечивает формирование межкультурной компетенции и способствует развитию студентов как личностей, хорошо ориентирующихся в современном глобальном мировом контексте. Курс лекций сопровождается альбомом презентаций.

ББК 81.432.4


УДК 43

© Владимирский государственный университет



Лекция № 1
История Германии в исторических названиях государства.


  1. Карта, иллюстрирующая Германию начала 1тысячелетия – территорию, заселенную сначала кельтскими, позже германскими племенами. От смешения с ними пришедших племен и произошли племена, давшие начало германцам.

  2. Вот названия лишь некоторых германских племен, о которых рассказывает в своей книге «Германия» Тацит: кимвры,англы, свевы, хавки, фризы, варины, хамавы, ревдинги, рутии, бургундионы, готоны,вандалии,херуски, гельвеконы, батавы, тунгры, тенктеры, хатты, неметы, трибоки, раураки, секваны, гельветы, лугии, гарии, озы, арависки, бастарны, бруктеры, ангриварии, бойи, семноны, лангобарды.

  3. Карта: до 4 века в Европе, в основном в ее южной части, господствовала Римская империя. В 4 веке Римская империя распалась на Восточно-римскую со столицей в Константинополе и Западно-римскую со столицей в Милане. В 5 веке на территории Западно-римской империи образовались различные германские королевства: королевство остготов, вестготов, бургундов, франков, англо-саксонское и др.

  4. Карта: В 6 веке самым сильным из них становится Франкское королевство
    (VΙ век – 843 год). Во главе его - Карл Великий. (742- 814гг.), после смерти которого его империя делится между его потомками. Это Восточно-Франкское королевство (843- 911гг.), которое и можно считать первым государственным образованием на территории Германии.

  5. Священная Римская империя германской нации (962- 1806)

а) Римская империя. Империя была основана в 962 году восточно-франкским королём Оттоном I Великим и рассматривалась как прямое продолжение античной Римской империи и франкской империи Карла Великого. Процессы становления единого государства в империи за всю историю её существования так и не были завершены, и она оставалась децентрализованным образованием со сложной феодальной иерархической структурой, объединявшей несколько сотен территориально-государственных образований

б) С 13 века она носит название Священная Римская империя.
в) Священная Римская империя немецкой нации с
XV века до 1806 года. Во главе империи стоял император. Императорский титул не был наследственным, а присваивался по итогам избрания коллегией курфюрстов. Власть императора никогда не была абсолютной и ограничивалась высшей аристократией Германии, а с конца XV века — рейхстагом, представлявшим интересы основных сословий империи.

Священная Римская империя просуществовала до 1806 года и была ликвидирована в ходе наполеоновских войн.



В начале XIX века Германия всё ещё оставалась Священной Римской империей германской нации. В неё входило более 350 государств разной степени независимости. Однако среди германских княжеств выделялись Пруссия, Саксония, Бавария, Вюртемберг и особенно Австрия, являвшаяся крупнейшим государственным образованием в Священной Римской империи.

  1. Карта: Рейнский союз Rheinbund (12.07 1806 – 14. 11. 1813) Ре́йнский сою́з — заключённый под давлением Наполеона Ι в 1806г. в Париже союз немецких князей, вышедших из состава Священной Римской империи. Эти государства формально находились в подчинении императора, но фактически обладали полной независимостью. По сравнению с другими странами, такими как Англия и Франция, Германию можно было назвать экономически, социально и политически отсталой. В 1808 г. Рейнский союз достиг своих наибольших размеров. Он охватывал четыре королевства, пять великих герцогств, тринадцать герцогств, семнадцать княжеств, а также независимые ганзейские города Гамбург, Любек и Бремен.

  2. Карта: Германский союз (1815 – 1866) Германский союз— возник в силу союзного акта, подписанного в Вене 10 июня 1815 года как наследник развалившейся в 1806 году Священной Римской империи. В 1815 году
    Германский союз включал 41 государство, а в 1866 году (ко времени роспуска) — 35 государств, традиционно для Германии отличающихся исключительной пестротой государственных форм. Он являлся международным соединением (ein völkerrechtlicher Verein) немецких независимых государств и вольных городов, для защиты независимости и неприкосновенности их владений, входивших в состав союза, и для поддержания внешней и внутренней безопасности Германии.

  3. Карта: Северогерманский союз (1866- 1871гг.) в 1867-1870гг. федеративное государство к северу от р. Майн, создано под гегемонией Пруссии после ее победы в австро-прусской войне и распада Германского союза. Это - один из этапов объединения германских государств на прусско-милитаристской основе. Флаг и герб союза.

  4. Германская империя (Deutsches Kaiserreich) (1871—1918). В 1870г. началась франко-прусская война. Канцлер Пруссии Отто фон Бисмарк и король Вильгельм I надеялись в результате войны объединить Германию и подорвать могущество Франции. Французский император Наполеон ΙΙΙ стремился не допустить объединения Германии и сохранить преимущество Франции в Европе. Войска Северогерманского союза одержали полную победу. 18 января 1871 года в Версале, а если быть более точным, в Зеркальном Зале Версальского дворца прусский король Вильгельм I объявил о создании Германской империи. Таков был итог Франко-Прусской войны. К империи быстро присоединились государства, не входившие в состав Северогерманского союза — Бавария и прочие южно-германские страны. Австрия частью Германии не стала. 5 миллиардов франков, которые французы выплатили немцам в качестве контрибуции, стали прочным фундаментом для немецкой экономики. Бисмарк стал вторым «Второй рейх». Германская империя прекратила свое существование в 1918 году в результате Ноябрьской революции. Карта империи. Портреты Отто фон Бисмарка и короля Вильгельма I.

  5. Веймарская республика (1919—1934гг.) Ве́ймарская республика (нем. Weimarer Republik) — историографическое название немецкого государства в 1919—1934 годах в честь учредительного собрания, созванного в Веймаре для принятия новой конституции.
    Официально государство продолжало именоваться «Германский рейх» (нем. Deutsches Reich), как и во времена Германской империи (среди переводов слова «рейх» (Reich) есть и «государство», и «империя»). Первое заседание Веймарского учредительного собрания состоялось 6 февраля 1919 года в Национальном театре Веймара. Столица, охваченная беспорядками, не могла обеспечить безопасность работы народных представителей. А город веймарского классицизма навевал ассоциации с гуманитарными ценностями, приверженность которым Германия хотела продемонстрировать и внутри страны, и вовне, в частности, державам-победительницам в Первой мировой войне и другим государствам, собравшимся в январе 1919 года в Париже для заключения мирного договора. Главной задачей, которую поставило перед собой учредительное собрание в Веймаре, было принятие демократической конституции. Политические партии Веймарской республики ещё не умели находить компромиссы и представляли исключительно интересы своих кругов. У них отсутствовала поддержка среди населения, их считали неизбежным злом, им не доверяли, поскольку они были заинтересованы в собственном благополучии, а не общества, поэтому Веймарскому государству дали определение «демократия без демократов».

  6. Третий рейх. Нацистская Германия (16 августа 1934г. – 23 мая 1945г.)

Третий рейх нередко называют «Тысячелетним рейхом» (нем. Tausendjähriges Reich). Это название вошло в употребление после выступления Гитлера на партийном съезде в Нюрнберге в сентябре 1934 года.

  1. Германия после второй мировой войны. После поражения во второй мировой войне территория нацистской Германии была в соответствии с решениями Потсдамской конференции разделена на 4 оккупационные зоны: советскую, американскую, английскую и французскую. Период восстановления государства прошел трудный путь. Сначала объединились две зоны в одну, потом три – американская, английская и французская.

  2. В сентябре 1949 года три оккупационных зоны образовали Федеративную Республику Германии. Столицей ФРГ был выбран небольшой городок Бонн. Это государство просуществовало до 1990года.

  3. В октябре 1949 года на территории советской оккупационной зоны была образована Германская Демократическая республика. Столицей ее стала часть Берлина, который тоже был разделен на четыре части. Восточный Берлин стал столицей ГДР, три другие образовали Западный Берлин.

  4. Западный Берлин – особое политическое образование: часть города с полномочиями самостоятельной единицы. Поскольку Берлин находился на территории советской оккупационной зоны (позже на территории ГДР), отношения между ними были непростые. Это был период холодной войны, когда ни ФРГ, ни Западный Берлин не признавали послевоенное разделение немецкой территории. Поэтому для защиты своей территории ГДР отделила западный Берлин так называемой Берлинской стеной в 1961 году. Стена просуществовала до момента образований единой Германии в 1990 году. В ее истории немало трагических страниц

  5. С октября 1990 года, когда произошло объединение ФРГ и ГДР в единое государство, оно стало называться Федеративной республикой Германии, столицей ее стал объединенный Берлин.


Лекция №2
Древние германцы.

Возникновение немецкого народа и государства был исторический процесс, который длился несколько столетий. Прежде чем в 9 и 10 веках возникли немецкая империя и немецкий народ в своих границах, в Европе сменяли друг друга различные племена и племенные союзы.

Заселение Севера Европы индоевропейскими племенами происходило еще за 3 тысячелетия до н.э. До этого времени побережье Северного и Балтийского морей были заселены племенами другой этнической группы – кельтами. От смешения с ними пришедших племен и произошли племена, давшие начало германцам. Их язык обособился от других индоевропейских языков и стал германским языком-основой, из которого в процессе последующего дробления возникли новые племенные языки германцев.

О доисторическом периоде существования германских племен можно судить лишь по данным археологии и этнографии или по некоторым заимствованиям в языках племен, которые в древности кочевали по соседству с ними – финнов, лапландцев.

Германцы обитали на севере центральной Европы между Эльбой и Одером, на юге Скандинавии и на полуострове Ютландия.

Первые сведения о древних германцах встречаются в трудах греческих и римских авторов.



Авторы, которые описывают древних германцев:

Пифей –это самое раннее упоминание, сделано во 2-ой половине 4 века до н. э. Пифей был купцом, который путешествовал морем вдоль западного побережья Европы и по Северному морю. В своих записках он упоминает племена гуттонов и тевтонов, с которыми он встречался. Само его описание до нас не дошло, но его упоминают более поздние авторы: Полибий, Посидоний.

С началом новой эры описание древних германцев можно встретить у Страбона.

Страбо́н -

греческий историк и географ. Автор «Истории» (не сохранилась) и сохранившейся почти полностью «Географии» в 17 книгах, которая служит лучшим источником для изучения географии древнего мира.

«География» Страбона, дошедшая до нас почти целиком, — единственное сочинение, дающее понятие о том, чем была географическая наука в то время, а равно знакомящее и с предшествующей историей науки, и с различными в ней направлениями. Все 17 книг «Географии» Страбона сохранились почти целиком, в большом числе списков, сильно попорченных и не восходящих дальше конца X века.

В VII книге говорится о германах, кимбрах, скифах, савроматах, гетах, даках, о народах по эту сторону Дуная, иллирийцах, паннонцах и др.

Он достаточно подробно описывает быт и нравы этих племен, на основании чего можно с достаточной ясностью представить себе эти древние германские племена, которые кочуют в лесах, строят хижины, занимаются скотоводством. Еще он упоминает племя кимвров. Это бродяги и разбойники. Они совершили поход до Азовского моря, от них получил название Керченский пролив. Его древнее название – Киммерийский.

Бесспорным достоинством «Географии» Страбона остаётся чрезвычайное разнообразие и обилие сведений об известных в то время странах и народах. Для русской науки имеют значение показания его о европейской и азиатской Скифии, о Кавказе и закаспийских землях. Изложение его просто и ясно в описательной части, но не в двух первых книгах.

Очень ценные сведения о древних германских племенах оставил Гай Юлий Цезарь. Гай Юлий Цезарь (100-44 до н. э.) — римский диктатор в 49, 48-46, 45, с 44 до н. э. — пожизненно. Политический деятель и полководец. Автор «Записок о галльской войне» и «Записок о гражданских войнах»; провел реформу календаря (Юлианский календарь).

Юлий Цезарь родился 13 июля 100 до н. э. С его правлением установился режим единоличной власти, связаны последние годы римской республики. Имя Цезаря было превращено в титул римских императоров; впоследствии от него произошли русские слова «царь», «кесарь», немецкое «кайзер».

Несколько сведений о его жизни: Юлий Цезарь происходил из знатного патрицианского рода: его отец занимал должность претора, а затем проконсула Азии, мать принадлежала к знатному плебейскому роду Аврелиев. Юлий Цезарь был на военной службе, жил в Вифинии, Киликии. В Риме он выступал на судебных процессах. Ради совершенствования своего ораторского искусства отправился на остров Родос к прославленному ритору Аполлонию Молону. Возвращаясь с Родоса, он попал в плен к пиратам, заплатил выкуп, но затем жестоко отомстил, захватив морских разбойников и предав их казни. В Риме Ю. Цезарь получил должности жреца-понтифика и военного трибуна, он занимался благоустройством города, организацией пышных празднеств, хлебных раздач; все это способствовало его популярности. Проведя аграрные законы, Юлий Цезарь приобрел большое число приверженцев, получивших землю.

Став по окончании консульских полномочий проконсулом Галлии, Юлий Цезарь завоевал здесь для Рима новые территории. В галльской войне проявилось исключительное дипломатическое и стратегическое искусство Цезаря, его умение использовать противоречия среди галльских вождей. Одержав победу над германцами в ожесточенной битве на территории современного Эльзаса, Цезарь не только отразил их вторжение, но затем сам, впервые в римской истории, предпринял поход за Рейн, переправив войска по специально построенному мосту. Цезарь совершил поход и в Британию, где одержал несколько побед и форсировал Темзу; однако, понимая непрочность своего положения, вскоре оставил остров. В 54 до н. э. Юлий Цезарь срочно вернулся в Галлию в связи с начавшимся там восстанием. Несмотря на отчаянное сопротивление и превосходство в численности, галлы были вновь покорены, многие города захвачены и разорены. К 50 до н. э. Цезарь восстановил подвластные Риму территории.

Как полководец Цезарь отличался решительностью и в то же время осторожностью. Он был вынослив, в походе всегда шел впереди войска — с непокрытой головой и в жару, и в холод, и в дождь. Великий полководец умел настроить воинов краткой и удачно построенной речью, лично знал своих центурионов и лучших солдат и пользовался среди них необычайной популярностью и авторитетом.

Сознавая свою популярность в войсках и в самом Риме, полководец решается на силовой захват власти. 12 января 49 до н. э. он собрал солдат 13-го легиона, произнес перед ними речь и совершил знаменитый переход через р. Рубикон, перейдя таким образом границу Италии (легенда приписывает ему слова «жребий брошен», произнесенные перед переправой и ознаменовавшие начало гражданской войны).

В первые же дни Гай Юлий Цезарь занял несколько городов, не встречая сопротивления. В Риме началась паника. Возвратившись в Рим, Цезарь был провозглашен диктатором. Цезарь отправился в Египет, в Александрию, где ему преподнесли голову убитого соперника. Цезарь отказался от страшного дара, и, по рассказам биографов, оплакал его гибель. Пребывая в Египте, Юлий Цезарь вмешался в политические интриги на стороне царицы Клеопатры; Александрия была подчинена. После похода в Сирию и Киликию (именно отсюда Цезарь писал в донесении «пришел, увидел, победил») он возвратился в Рим и затем в сражении при Тапсе (46 до н. э.) в Северной Африке одержал победу. Города Северной Африки изъявили свою покорность, к римским владениям была присоединена Нумидия, превращенная в провинцию Новая Африка.

Цезарь-диктатор: По возвращении в Рим Юлий Цезарь празднует пышный триумф, устраивает грандиозные зрелища, игры и угощения народа, награждает воинов. Он провозглашается диктатором на 10-летний срок, а вскоре получает титулы «императора» и «отца отечества». Цезарь проводит законы о римском гражданстве, об управлении в городах, о сокращении хлебных раздач в Риме, а также закон против роскоши. Он осуществляет реформу календаря, который получает его имя (читайте историю календаря в описании месяца Январь).

Юлию Цезарю стали оказывать неумеренные почести. Статуи его воздвигались в храмах и среди изображений царей. Он носил красные царские сапоги, красное царское облачение, имел право сидеть на позолоченном кресле, имел большую почетную охрану. В честь него был назван месяц июль, список его почестей был записан золотыми буквами на серебряных колоннах. Цезарь самовластно назначал и отрешал от власти должностных лиц.

Заговор и убийство Юлия Цезаря. В обществе, особенно в республиканских кругах, назревало недовольство, ходили слухи о стремлении Цезаря к царской власти. Неблагоприятное впечатление производила и его связь с Клеопатрой, жившей в это время в Риме. Возник заговор с целью убийства диктатора. В числе заговорщиков были и его ближайшие сподвижники Кассий и молодой Марк Юний Брут, который, как утверждали, был даже незаконным сыном Цезаря. 15 марта 44 до н. э. — в мартовские иды — на заседании сената заговорщики на глазах испуганных сенаторов набросились на Цезаря с кинжалами. Согласно легенде, увидев среди убийц юного Брута, Цезарь воскликнул: «И ты, дитя мое» (или: «И ты, Брут»), перестал сопротивляться и упал к подножию статуи своего врага Помпея.

Цезарь вошел в историю и как крупнейший римский писатель — его «Записки о галльской войне» и «Записки о гражданской войне» по праву считаются образцом латинской прозы.

Цезарь упоминает племена гарудов, маркоманов, трибоков, вангионов, неметов, свевов. Свевы по его описаниям – это самое большое и воинственное племя, вернее это группа племен, которая имеет 100 округов. Они живут на одном месте около года, а потом отправляются на новое место. Они огромного роста, носят звериные шкуры, купаются в реках, даже в холодное время года. Он лично встречался с ними, когда они продавали захваченные на войне трофеи. Важно, что Цезарь не путает германские племена с кельтскими, которые еще обитали на этих территориях.


Более подробную классификацию древних германских племен дает

Гай Плиний Старший

Плиний старший. — под этим именем известен Гай Плиний Секунд (23 г. н. э. — 25 августа 79 г. н. э.) — римский писатель-эрудит, автор «Естественной истории». Старшим он называется в отличие от своего племянника, Плиния Младшего.

Родился в 23 г. н. э. в Комо (лат. Comum), цветущей римской колонии в Верхней Италии (по-тогдашнему — Цизальпинской Галлии). Образование получил, по-видимому, в Риме; но об этом не сообщают никаких сведений ни краткая его биография, написанная Светонием, ни письма его племянника, составляющие главный источник биографических данных о Плинии. В юности он ревностно служил в коннице, участвуя в разных походах, между прочим, против хавков — германского народа, жившего у Северного моря между реками Эмсом и Эльбой и описанного им в начале XVI книги его «Естественной истории». Побывал он и на Дунае, и в Бельгии, где тогда был прокуратором римский всадник Корнелий Тацит, отец или дядя знаменитого историка.

Продолжительное пребывание в заальпийских странах дало ему возможность собрать о них немало сведений и написать большое сочинение о войнах римлян с германцами, послужившее главным источником Тациту для его «Германии». Впоследствии он был прокуратором в Нарбонской Галлии и в Испании.

Во время пребывания Плиния старшего в должности начальника мизенского флота произошло известное извержение Везувия. 24 августа 79 г. н. э., чтобы лучше наблюдать грозное явление природы, Плиний старший подошёл на судне слишком близко к месту катастрофы, и уже на суше пал жертвой своей любознательности и стремления помочь людям, отравившись серными испарениями. Подробности этого события изложены его племянником, Плинием Младшим, в длинном письме к Тациту.

Плиний был человек необыкновенного трудолюбия. Не было такого места, которое бы он считал неудобным для ученых занятий; не было такого времени, которым бы он не воспользовался для того, чтобы читать и делать заметки. Он читал, или ему читали в дороге, в бане, за обедом, после обеда, причем отнималось время и у сна, насколько это было возможно, так как он считал потерянным всякий час, не посвященный умственным занятиям. Читались всякие книги, даже и плохие, так как, по мнению Плиния Старшего, нет столь дурной книги, из которой нельзя было бы извлечь какой-либо пользы. Подробности об этом изумительном трудолюбии сообщает Плиний Младший. После смерти его осталось сто шестьдесят книг мельчайшего письма с выписками или заметками, какие он делал при чтении. В этих трудах он выделяет 5 групп племен древних германцев:



  1. Ингевоны – кимвры, тевтоны, хавки, саксы, фризы, англы;

  2. Истевоны –франки;

  3. Герминоны – алеманы, швабы, баварцы, хаты, херуски, свевы, лангобарды;

  4. Вандалии – бургунды, вандалы, готы, варины, харины;

  5. Гиллевоны; певкины, бастарны, свионы.

Картина жизни германских племен, их быт, нравы, верования наиболее подробно представлена у Публия Корнелия Тацита в его «Германии».



Публий Корнелий Тацит или Гай Корне́лий Та́цит — древнеримский историк (ок. 56 — ок. 117 н. э.).

Родился, предположительно, в южной Галлии, в знатной семье. Получил образование, затем поступил на государственную службу. В 98 г. опубликовал трактат «О происхождении германцев и местоположении Германии» Затем в период с 98 по 116 г. создаёт два своих главных произведения — «Историю» и «Анналы».

В 98 году Тацит издал свою небольшую, но знаменитую «Германию». В ней рассматривается сначала экономический, семейный, социальный, политический и религиозный быт германцев, затем описываются особенности учреждений отдельных племен. Ученые много спорили о «Германии». Одни утверждали, что это только политический памфлет, написанный с целью удержать от гибельного похода вглубь Германии рассказом о силе ее племен. Другие считают ее сатирою на римские нравы. Правильным можно назвать лишь тот взгляд, который считает сочинение Тацита серьезным этнографическим этюдом о жизни народов, начинавших играть видную роль в римской истории. Составленная на основании если не личных наблюдений, то сведений из первых рук и изучения всего раньше написанного о предмете, «Германия» является важным дополнением к главным историческим сочинениям Тацита. Для науки о германских древностях большое счастье, что во главе ее источников стоит замечательное произведение, дающее возможность изучать историю Германии с I века от Р. Х. В нем сообщаются незаменимые данные. Изображение у Тацита нравов полудиких соседей — далеко не идиллическое; глубокою историческою прозорливостью звучат слова, в которых автор выражает пожелание, чтобы не прекращались междоусобия германских варваров, ибо раздоры внешних врагов отдаляют наступление грозного рока, который готовят государству его внутренние неустройства.

Ценно, что при написании книги он опирался на основательное изучение многочисленных письменных памятников и устных рассказов; сведения черпались автором отчасти даже из документов официального характера (сенатских протоколов, ежедневной римской газеты и т. д.).

Тацит — превосходный историк политической и духовной культуры старого римского общества. У него много данных для истории, он оригинально знакомит с жизнью инородцев Востока и Запада. Из сочинений его можно почерпнуть полезные сведения даже по социальной истории, если вчитываться в них при свете других памятников римской старины. В общем, труды Тацита — не только замечательные литературные произведения, но и первостепенный исторический источник.

Стиль Тацита ставит его в ряду первых светил всемирной литературы. Трудно оставаться равнодушным к обаянию его речи, это — бурная смена то ярких, то темных красок, отражающих в чудных сочетаниях волнения эпохи. Автор неослабно участвует сердцем в своем повествовании, и это участие воплощается в бесконечном разнообразии оттенков выразительного, властного слова, то величественного и строгого, то пылкого и негодующего, то умиленного, смотря по характеру изображаемого предмета.

Всегда строго выбирая слова и речения, Тацит тщательно избегает низкого, пошлого и мелкого, постоянно держится на высоте великого, славного, поднимающего душу и непобедимо очаровывает роскошью поэтических образов. Книга римского историка становится источником плодотворного научного труда и чистого духовного наслаждения: в древнем писателе, истинном сыне своего времени, чувствуется близкий и нам человек, мощный гений которого силою страдания за родину научился понимать вечные идеи.

Судьбы сочинений и влияние Тацита подвергались из века в век сильным колебаниям. Уже современники признавали талант его; Плиний Младший предсказывал ему бессмертие. Но пророчество исполнилось не сразу. Испорченный вкус ближайших потомков предпочитал возвышенному и строгому историку легких биографов-анекдотистов. С V в. наступает время забвения Тацита. В средние века рукописи его покоились во мраке монастырских книгохранилищ, редко упоминаемые летописцами. Только с XIV в. они вновь появляются на свет, и открывается эра нового влияния Тацита. Его читает Боккаччио и знают гуманисты XV в.; рукописи его разыскивают ученые; светские меценаты и папы дают средства на это. Сочинения Тацита начинают печататься (с 1469 г.) и с XVI в. являются предметом все растущего интереса политиков, ученых и писателей различных стран. Тогда уже возникают многочисленные издания и толкования. В XVII в. Тацит становится очень популярным во Франции именно с литературной стороны: он привлекает французских филологов и вдохновляет поэтов (Корнеля, Расина). Век просвещения (XVIII-й) высоко ценит Тацита, как защитника свободы. Вольтер отдает честь его таланту; Монтескье на нем основывает свое понимание истории Рима. Руссо и энциклопедисты находят много духовного сродства с ним. Сильный философский и политический интерес к Тациту переходит в XIX в.; как «мстителя народов против тиранов» (слова Шатобриана) его ненавидит Наполеон I. Начинается эпоха специального научного изучения Тацита как писателя (это преимущественно заслуга немецкой филологии), а также критики его исторических взглядов.

В глазах современной науки он по-прежнему остается крупным историком, первоклассным писателем («Микеланджело литературы») и глубоким мыслителем, сочинения которого красотою и богатством содержания доставляют наслаждение, подобное тому, которое дает Шекспир.

В «Германии» Тацит упоминает следующие племена: кимвры,англы, свевы, хавки, фризы, варины, хамавы, ревдинги, рутии, бургундионы, готоны,вандалии,херуски, гельвеконы, батавы, тунгры, тенктеры, хатты, неметы, трибоки, раураки, секваны, гельветы, лугии, гарии, озы, арависки, бастарны, бруктеры, ангриварии, бойи, семноны, лангобарды и др.

Он описывает их местоположение, быт, нравы, верования:

- Германцы ведут свое начало от богов. Земля породила бога Туиско, а его сын Манн стал прародителем рода германцев.

- У Манна было три сына, по имени которых называются группы племен: ингевоны, герминоны, истевоны.

- Донар -бог грома и плодогодия, Вотан – бог бури и ветра, Нертус – богиня земли.

- На земле живут нимфы, эльфы, гномы.

- Главные боги – асы, менее значительные – ваны.

- Вселенная - это исполинское дерево-ясень (die Esche).

- На его ярусах в середине обитают люди и их окружение.

- На самом верху – главные боги – асы.

- Внизу – мир духов и тьмы – ад.

- Вокруг людей на востоке – мир великанов.

- На западе – мир ванов.

- На юге - мир огня.

- На севере – мир холода и туманов.

По описанию Тацита германцы – варвары, носят одежду из звериных шкур. Отличительным элементом одежды были застежки на поясе, которые давали возможность судить о социальном статусе человека. Считается, что именно древние германцы изобрели мыло, щетку и краску для волос. Они красили волосы в рыжий цвет, чтобы во время битвы не спутать своего воина с врагом. Роста они были очень высокого. Очень подробно описывает Тацит занятия германцев, роль охоты, земледелие, основные продукты питания, верования. Подробно описывается традиция гадания по жеребьевым палочкам, которое дало начало буквам древнейшего письма – руническому письму:

Руны(futark) «Старшие руны» 24 знака

Готский – runa – тайна

Немецкий – raunen - шептать таинственно, украдкой; заклинать

Готский – bok – бук

Немецкий – Buchstab – палочка из бука

Готский - lesa – собирать

Д.в.н. – lesan - собирать руны

Современный немецкий - auflesen – подбирать,

Weinlese – сбор винограда

Немецкий – lesen – читать

Д.а. – radan - гадать (по рунам); а. – read – читать

Д.а. – writan - вырезать (руны) а.- write - писать


Календарь у древних германцев

У древних германцев, перешедших к оседлости и столкнувшихся с влиянием римской культуры, осознание протяженности года было очень неопределенно. По многим готским, древнесаксонским и другим источникам, германские земледельцы и скотоводы за точку отсчета времени принимали начало зимы или поздней осени. Они, как и другие народы северных широт, противопоставляли зиму лету и делили год на две половины. Англосаксонский летописец Беда Достопочтенный (VIII в.) начинал отсчет года с поздней осени (vinterfylle) и вел речь о полугодиях.

Линией раздела двух половин считалось равноденствие или, точнее, «равноночие». В это время германцы совершали большие жертвоприношения. Впоследствии, по свидетельству римского историка Тацита (I в. н. э.), они перешли к трехчленному делению года. Год разбивался на весну, лето и зиму. Осень как сезон появилась у германцев лишь с развитием садоводства и виноградарства.

Сообразно с четырехчленным делением года праздновались по гражданскому календарю четыре великих события: возрождение бога Солнца (середина зимы — jul), возрождение радости в начале лета в честь бога Фро (Fro, Freyr) и в середине лета в честь бога Бальдура (Baldur), приход весны в честь богов Тиу и Тунара (Ziu, Thunar) и сбор плодов осенью.

Введение четырех времен года произошло под влиянием юлианского календаря.

Древнегерманские жрецы могли для установления времени основных праздников определять положение Солнца. В качестве примера можно привести группы выложенных из камней кругов, встречаемых в местах расселения древних германцев. Число уложенных камней часто соответствовало определенным календарным датам.

Неолитическое сооружение близ Эвбери (Британия) состоит из основного комплекса и двух удаленных от него приблизительно на 2 км малых кругов, связанных между собой двумя изогнутыми и постепенно суживающимися «улочками». Основное строение сложено из мощных каменных блоков, облицовывавших земляной вал. Сохранились остатки 99 пластин высотой и шириной 3–4 м и толщиной около 1,5 м. Внутри этого внешнего круга находились еще два круга, из которых внутренний состоял из 12 подобных пластин, внешний двойной на юге — из 30, а на севере — из 29. Так как средняя продолжительность синодического месяца составляет 29,5 дня, то можно предположить, что пластины определяли число дней пустого и полного месяцев.

Общее число месяцев в солнечном годе отмечено внутренним кругом из 12 пластин, 99 пластин соответствуют сумме месяцев, по истечении которых начало месяца и года опять совпадают.

Лунно-солнечный год строился на определении полнолуния и новолуния. Дни внутри естественного, т. е. природного, года германцы определяли по изменению Луны, причем в древнегерманском языке отчетливо прослеживается точное обозначение понятий «Луна» и «Месяц» (например, готское mena — «луна» и meno — «месяц»;



Длину месяца германцы рассчитывали от одного новолуния до другого и вели счет поэтому не по дням, но по ночам. Месяц в 30 дней рассматривался как «несчастливый» и символически отмечался числом «13». Приравнивание лунного года к солнечному с включением 30-дневного месяца происходило по потребности.

Деление года на три части встречается и в некоторых рунических календарях — народной форме юлианского календаря, распространившейся в Северной Европе с XIII в.

Рунический календарь представлял собой палочки или шайбы из дерева, кости или металла с нанесенными на них знаками. Начало года в нем приравнивалось к началу древнескандинавского летнего полугодия (14 апреля) или к началу зимы (14 октября). У алеманов и франков начало года определялось с марта месяца. Однако уже в VIII в. наблюдалось перенесение начала года на май месяц, связанное не с изменением календарной системы в целом, но с политикой франкских королей.

В период романизации германских племен распространяется счисление Нового года с Рождества; данный обычай был связан с переходом германцев от лунно-солнечного года к солнечному и с влиянием на местные календари юлианского календаря.

Особое счисление наблюдалось у германцев Скандинавии и Северной Европы. Древнегерманский северный год (готское jer/ger, англо­саксонское gear, делился на два так называемых полугодия — misseri, т. е. лето (sumar) и зиму (vetr). Год начинался с зимы, и счет велся по зимам. Ночь предшествовала дню, лето распадалось на начало, середину (mittsumar), и затем следовал конец; зима — на начало, середину и затем следовал конец. Учитывались также весна (var) и осень (haust), но как переходные периоды. Год состоял из 12 месяцев.

Германцы еще в языческие времена были знакомы с понятием «неделя» (готское vik, средневерхненемецкое wuche и woche, нидерландское и английское week, шведское vecka, датское uge и др.), но до введения 7-дневной недели использовали счет по 14 ночам. Древнегерманское название недели означало «порядок, регулярно повторяющееся чередование». Дни недели посвящались древним богам, которых под влиянием римской культуры отождествляли впоследствии с римскими богами. Только Сатурна, поскольку ему не соответствовал ни один из древнегерманских богов, германцы сохранили без какой-либо трансформации. Так как разбивка месяца на недели и ее дни у различных древних германских племен происходила не синхронно и утвердилась в основном в IV–V вв., названия некоторых дней недели у отдельных племен не совпадают.

Наиболее употребительны следующие названия:

1-й — sunndag, sonnentag, sonntag, sunnen tag; 2-й — mondtag, montag;

3-й —eritac, erchtag в Баварии; ziestag в Швабии. Последние две формы и до сегодняшнего дня сохранились в народном наречии. Господствующим осталось средненемецкое dies tag, tiestag, которое очень сходно и с нижненемецким названием. Dinstag, или Dienstag, известно теперь в основном в литературном языке.

Древние названия используются полностью в английском языке, что, очевидно, было вызвано глубокими этническими различиями, возникшими в результате нормандского завоевания (XI в.) между правящей верхушкой общества и остальной англосаксонской массой населения, отрывом элитной, сильно христианизированной культуры от народной, массовой: Sunday, Monday, Tuesday, Wednesday, Thursday, Friday, Saturday.

Деление дня на часы известно у германцев и кельтов только по римскому образцу: ночь и день делились на четыре части. Уже в V в. наблюдалось разграничение между утром, как таковым, и восходом Солнца, вследствие чего сами утренние часы отодвигались в ночь.Деление суток на 24 часа было известно, но оно в основном использовалось в ученых трактатах и вошло в обиход лишь с XIV в. Современное деление часа на 60 мин. и 3600 сек. утвердилось только в эпоху Возрождения.

У древних германцев существовало понятие кровной мести: «Faida» - кровная вражда. К этому могло привести даже слово, унижающее достоинство. Это было слово Arga. Существовали неписаные правила, которые определяли кто, кому, в каком случае должен был мстить. Позднее было введено материальное возмещение за убийство – вергельд. Все это очень ярко описано в «Песне о Нибелунгах» и в «Песне об Атли», в «Речах Атли», героинями этих произведений были Гудрун и Брунхильда.

Римские историки писали о существовании у древних германцев песен мифологического и героического характера. К первым уцелевшим памятникам германской словесности относятся отрывок героической "Песни о Хильдебранде" (начало IХ века) и "Мерзебургские заклинания" (начало Х века).

В ХП-ХШ веках получил равитие героический эпос на сюжеты из древней истории: «Гудуруна" (1240 г.), "Песнь о Нибелунгах" (ок. 1200 г.), "Равенская битва" (середина ХШ века) и др.


Вторжение германских племен на территорию Римской империи. Арминиус.

Во времена экспансии Римской империи земли нынешней Франции и Испании были уже давно и прочно завоеваны римлянами. На повестке дня - один язык, один закон, один император для всей Европы. Следующая цель Римской империи - завоевание Германии, земли между Рейном и Эльбой. Эта территория была заселена германскими племенами, не знавшими письменности, городов, военного дела. Легкая добыча для римских легионов.

Арминиус был сыном вождя херусков - германского племени, жившего в лесах правобережного Рейна. Его отец Зегимер принадлежал к числу тех, кто считал, что германцы должны покориться римлянам. Арминиус вместе с братом был отдан на учебу и воспитание в Рим, служа таким образом высокопоставленным заложником, гарантировавшим верность херусков Риму. Он получил образование, римское гражданство, хорошо проявил себя при подавлении восстания против римлян в Паннонии. Завоевание Германии шло тем временем достаточно успешно - римляне продвигались все дальше на восток, основывая на своем пути новые укрепленные пункты, которые служили центрами сбора налогов, свершения правосудия и местами отдыха для легионов. Недоразумения с местными вождями всегда успешно решались силой. Три римских легиона - 22 тысячи солдат и офицеров, постоянно находившиеся на границе Германии, были достаточным и убедительным аргументом. Победные рапорты о покорении Германии были уже написаны, и Германия была официально названа новой римской провинцией.

В 5 г. н.э. Рим назначает римского политического деятеля и полководца Публия Вариуса ответственным по проведению карательных акций против германцев. Он был жестоким и беспощадным к побежденным, что вызывало крайнее недовольство местного населения. Его имя стало среди германцев ненавистным. Но, казалось, никто и ничто не может нарушить привычное течение римской экспансии. До тех пор, пока в 7 году н.э. Арминиус не был приглашен Вариусом сопровождать его к новому месту службы - он был назначен наместником императора в новой римской провинции Германия. С Арминием Вариус, по-видимому, познакомился при подавлении восстания в Паннонии. Что конкретно их сблизило, не известно, но Вариус, очевидно, безгранично доверял молодому германцу. Арминиус получил должность начальника легкой конницы, состоящей из таких же, как он германцев, перешедших на службу Риму, и задачей которой было вести разведку при продвижении легионов по Германии.

Летом 9 года н.э. Вариус во главе трех легионов совершает ежегодный обход покоренной территории. Собирая налоги, творя правосудие и подавляя все ростки недовольства. Все идет по плану. Правда, некоторые из лояльных Риму вождей предупреждают Вариуса, что германцы готовят восстание. Но Арминиус успокаивает его. Даже когда ему прямо указывают на Арминиуса, как на главу заговорщиков, он этому не верит. И напрасно. Арминиус, хорошо изучив порядки Римской империи, понял, что от ее владычества можно освободиться. Ему удалось объединить несколько германских племен, хотя не все питали к нему доверие, так как он сам служил Риму. Но он оправдал их ожидания. Как умный ловкий военноначальник он точно рассчитал время и место будущих военных операций, послав Варусу ложное сообщение о якобы готовящемся восстании против римлян. Варус поверил ему и направил все свои войска в Тевтобургский лес. Итальянские легионеры – великолепные воины, им не было равных в битве на ровной территории. Но теперь они были вынуждены углубляться в дремучий лес, где не было, ни дорог, ни ровной местности. За ними шли обозы с провиантом и слугами. Когда все они зашли довольно далеко в лес, на них напали германцы. После длившейся три дня битвы в Тевтобургском лесу, которую правильно было бы назвать избиением, Вариус, очевидно, покончил жизнь самоубийством или был убит в этой нечестной битве как и все 22 тысячи его воинов. Все римские опорные пункты на правом берегу Рейна были уничтожены, а Арминиус вошел в историю как освободитель Германии.

Политические последствия этих событий трудно переоценить. Эта победа германцев над хорошо вооруженными римлянами оказала решающее влияние на дальнейший ход истории в Средней Европе: римлянам не удалось присоединить к Римской империи территории к востоку от Рейна. Слух о победе над римлянами быстро распространился по Европе. Произошел ряд восстаний народов, завоеванных римлянами в предыдущие столетия. Постепенно римляне были окончательно изгнаны из Центральной Европы, и они больше не делали попыток ее завоевать.

В 1875 году в Тевтобургском лесу воздвигнут памятник в честь этой победы германцев в виде монументальной фигуры Арминиуса, предводителя племени херусков.

Чтобы защитить оставшуюся территорию, римляне строят защитную стену – лимес, длиной 550 км. Здесь прокладываются дороги, строятся укрепления, которые позднее превращаются в города. Это Кёльн, Бонн, Трир, Майнц, Вена и многие другие.

В 4 веке Римская империя распалась на Восточно-римскую со столицей в Константинополе и Западно-римскую со столицей в Милане.

В 5 веке на территории Западно-римской империи образовались различные германские королевства.


Лекция № 3
Вели́кое переселе́ние наро́дов 
Вели́кое переселе́ние наро́дов — условное название совокупности этнических перемещений в Европе в IVVII веках, главным образом с периферии Римской империи на её территорию. Великое переселение можно рассматривать в качестве составной части глобальных миграционных процессов, охватывающих семь-восемь веков. Характерной особенностью переселения был тот факт, что ядро Западной Римской империи (включая в первую очередь Италию, Галлию, Испанию и отчасти Дакию), куда направилась в конечном счёте масса германских переселенцев, к началу V века нашей эры уже было достаточно плотно заселено самими римлянами и романизированными кельтскими народами. Поэтому великое переселение народов сопровождалось культурными, языковыми, а затем и религиозными конфликтами между германским и романизированным населениями. Великие переселения заложили основу противостояния между германскими и романскими народами, в каком-то смысле дошедшего и до наших дней. В переселении активно участвовали славянские народы, тюрки, иранцы (аланы) и финно-угорские племена.

Прологом Великого переселения народов явилось передвижение восточногерманских племен - готов - из области нижнего течения Вислы и с побережья Балтийского моря в причерноморские степи в 3 в., откуда готы, объединившиеся в два крупных племенных союза, позднее продвигаются на запад в пределы Римской империи.

Массовые вторжения как восточногерманских, так и западногерманских племен в римские провинции и на территорию самой Италии приобрели особый размах с середины 4 века, толчком к этому явился натиск гуннов - тюрко-монгольских кочевников, надвигавшихся на Европу с востока, из азиатских степей. Римская империя была к этому времени сильно ослаблена непрерывными войнами, а также внутренними волнениями, восстаниями рабов и колонов и не могла устоять против нарастающего натиска варваров.

Причины

Большинство исследователей называют в качестве причин великих переселений уход из оскудевших и неблагоприятных регионов в поиске более привлекательных земель для проживания,а также рост насления среди народов проживавших за чертой границ Римской империи. Мощным толчоком к движению стало общее похолодание климата, в связи с чем население территорий с континентальным климатом устремились в районы с климатом более мягким. Пик переселения пришёлся на период резкого похолодания 535—536 годов.


Упадок Римской империи


Одной из основных причин средневекового Великого переселения народов стало ослабление Римской империи, вызванное целым комплексом этнических, географических, климатических и экономических факторов.

В политической жизни господствовал деспотизм императорской власти и борьба за власть претендентов на престол из числа видных военачальников, что вылилось в масштабную смуту времен «солдатских императоров» III в. н. э. Армия из ополчения граждан превратилась в профессиональное объединение со все более и более увеличивающимся процентом присутствия представителей варварских народов.

Рост населения в средиземноморском ядре империи привёл к утрате лесных угодий, постепенному опустыниванию, развитию эрозии, переориентации хозяйства на мелкое скотоводство (козы, овцы), примитивизации быта.

Изменялись жизненные устои и ценности римлян. Римская империя позднего времени — это типичное средиземноморское государство, со слабой армией и смещением центра общественной жизни с внешней политики (война, торговля, экспансия) на празднества, застолья, то есть наслаждение жизнью.


Нарастание напряжённости на границах Римской империи


Внутри империи намечается постепенный сдвиг центра влияния из Италии и Испании в сторону более экономически активной (и не типично романской) Галлии — с большим количеством осадков и более интенсивной торговлей. В свою очередь, германские народы, жившие рядом с границей, все более и более вовлекались в экономическую и политическую жизнь Империи. Пользуясь ослаблением границ после смуты 3 в. н. э., целые народы заселяли приграничные районы, со временем добиваясь юридического признания факта своего присутствия через институт феода, то есть фактически двоевластия на занятых территориях. Собственно римская администрация сохранялась лишь там, где продолжали существовать регулярные римские войска. Так, длительное время римское право действовало в Северной Галлии (государство Сиагрия, уничтоженное лишь в 486 году Хлодвигом), в Северной Италии (Одоакр), в Далмации (до 480 года)
  1   2   3   4   5   6   7   8   9

  • Упадок Римской империи
  • Нарастание напряжённости на границах Римской империи