Первая страница
Наша команда
Контакты
О нас

    Главная страница


Курс лекций по истории медицины для студентов стоматологического факультета Под редакцией




страница1/8
Дата03.03.2017
Размер1.16 Mb.
ТипКурс лекций
  1   2   3   4   5   6   7   8
Астраханская государственная медицинская академия
И.Б. Набережная, Ж.Б. Набережная, К.В. Волошенко
Курс лекций по истории медицины

для студентов стоматологического факультета

Под редакцией

проф. А.Г. Сердюкова

Астрахань - 2013



УДК: 61 (091)

ББК: 5 г

Н 13
Набережная И.Б., Набережная Ж.Б., Волошенко К.В. Курс лекций по истории медицины для студентов стоматологического факультета / Под ред. проф. А.Г. Сердюкова. – Астрахань: АГМА, 2013. – 88 с.
Рецензенты:

Кудряшова И.А. – д.м.н., декан факультетов медико-профилактического профиля.

Курьянова Н.Н. – д.м.н., профессор кафедры общественного здоровья, экономики и управления здравоохранением.
В данном учебном пособии последовательно освящены вопросы развития врачевания и медицины от первобытного общества до новейшего времени. Акцентировано внимание на развитии медицинских знаний в области стоматологии.

Данное пособие предназначено для студентов стоматологического факультета.


Печатается по решению редакционно-издательского совета Астраханской государственной медицинской академии протокол № 110 от 24.12.12.

© Набережная И.Б., Набережная Ж.Б., К.В. Волошенко

© Астраханская государственная медицинская академия



Лекция № 1.

История медицины как наука и предмет преподавания.

Меди­цина в период первобытно-общинного строя.

Болезни зубов у древ­них людей.
Тот, кто духом не проникнет

В толщу трёх тысячелетий,

К темноте, как крот, привыкнет,

Век живя на белом свете.

И.-В. Гёте

Медицина - система научных знаний и практической деятельности, направленная на предупреждение болезней, сохранение, укрепление здоровья людей, продление человеческой жизни. Как самостоятельный раздел знаний она появилась в IV - V вв. до н.э. во времена Гиппократа.

Появление медицины связано с появлением человека.



История медицины - наука, изучающая развитие медицины в различных общественно-экономических формациях в неразрывной связи с общей историей культуры народов. Она дает возможность на основе изучения прошлого медицинской науки и практики пра­вильно оценить достижения современной медицины, чтобы пред­видеть ее развитие в будущем.

История медицины, как предмет преподавания, является науч­ным профессиональным введением в специальность. Она имеет большое значение для фор­мирования научного мировоззрения, исторического мышления, рас­ширения теоретических знаний будущего врача, воспитания чувств гуманизма, интернационализма, патриотизма. Вместе с тем, знание истории помогает проследить преемственность научных исследова­ний, в медицинской науке и практике.

Развитие стоматологии тесно связано с дости­жениями различных медицинских дисциплин, особенно хирургии и терапии, поэтому изучение истории стоматологии осуществляет­ся на фоне развития этих наук в различные общественно-экономи­ческие эпохи. Наибольший интерес представляют проблемы, свя­занные с успехами в области профилактики, лечения, научных ис­следований и организацией стоматологической помощи населению, а также деятельность выдающихся ученых, работы которых оказа­ли существенное влияние на развитие данной специальности.

Историю медицины делят на два раздела: общую и частную.



Общая история медицины, составляющая самостоятельный раз­дел науки, изучает вопросы, раскрытие которых дает возможность выявить методологические и естественнонаучные основы медици­ны различных эпох, важнейшие тенденции и направления ее разви­тия, методы подходов к решению тех или иных явлений общемеди­цинского характера. Общая история медицины является связующим звеном между всеми предметами, которые изучаются в ВУЗе.

Частная история медицины прослеживает возникновение и раз­витие отдельных медицинских дисциплин, биографии ученых, оце­нивает их вклад в науку, изучает становление и развитие научных школ, историю медицинских учреждений и т.д. Вопросы частной истории медицины различных медицинских специальностей изучаются на соответствующих медико-биологических и кли­нических кафедрах.

Преподавание общей и частной истории медицины составляет систему историко-медицинского образования будущего врача, цель которой - обеспечение непрерывного исторического образования в медицинском ВУЗе. Оно ставит своей задачей про­следить историческое развитие отечественной медицины, зубовра­чевания и стоматологии, заострив внимание на главных явлениях и открытиях, повлиявших на развитие медицинской науки.



Задачи преподавания истории медицины:

1) ознакомление с фактическим историческим материалом;

2) изучение закономерностей развития медицины;

3) воспитание чувства: любви к профессии, долга, патриотизма.

Прошлое медицины воссоздается на основе изучения фактов, инфор­мационных источников. Все они делятся на 7 основных групп:

Письменные источники - это рукописные или печатные доку­менты, выполненные на папирусе, керамике, бумаге, камне, глине, дереве, коре и др. Могут быть подлинными или копиями.

Вещественные (материальные) источники, основную часть ко­торых составляют археологические памятники, включают и антро­пологический материал (ископаемые останки человека).
Этнографические источники характеризуют явления культур­ной и общественной жизни, унаследованные человечеством от пред­шествующих эпох. К ним относятся суеверия, обряды, верования, обычаи, поверья и т.д.

Устные (фольклорные) источники - созданные народом и пе­редаваемые устно образы реальной действительности.

Лингвистические источники - отображение в речевой форме исторических реалий.

Кинофотодокументы - источники, фиксирующие события, ко­торые могут быть воспроизведены повторно.

Фонодокументы отображают звуковую сторону исторического факта и представляют собой фонограмму, сделанную в момент со­бытия.

Как наука история медицины имеет свои методы:

1. Исторический - все вопросы рассматриваются в процессе исторического развития.

2. Библиографический - по любому изучаемому вопросу составляется перечень литературы.

3. Статистический - с помощью цифровых значений аргументируется тот или иной фактор.
Периодизация и хронология всемирной истории

Основой периодизации истории медицины являются социально-экономические формации.




Период истории

Хронологические рамки

Длительность периода

Первобытное

общество



Около 2 млн. лет назад -

4-е тыс. до н.э.



Около 2 млн. лет

(20000 ве­ков)



Древний мир

5-е тыс. до н.э.-

сер. 1-го тыс. н.э.



Около 4 тыс. лет

(40 веков)



Средние века

476 г. –

середина XVII в.



Около 1200 лет

(12 веков)



Новое время

Середина XVII –

нач. XX вв.



Около 300 лет

(3 века)



Новейшая

история


1918г. –

начало XXI в.



Около 100 лет

(менее века)



История человечества начинается с появления человека на Земле. Совре­менная историческая наука определяет в развитии человечества две эры: бес­письменную (первобытную или доклассовую) и письменную (с 4-го тысяче­летия до н.э.).


История первобытной эры охватывает период от появления человека до становления первых классовых обществ и государств. По своей про­должительности первобытная эра охватывает более 99 % всей истории человечества.

Все народы нашей планеты, без исключения, прошли этот этап историче­ского развития, - вот почему первобытно-общинный строй (в отличие от всех последующих общественных формаций) является универсальным. Все последующие периоды истории до нашего времени занимают не более 1 % исторического пути человечества.


В истории первобытной эры выделяют три эпохи:

  1. становление первобытного общества: эпоха праобщины, или первобытного человеческого стада (свыше 2 млн. лет назад - ок. 40 тыс. лет назад);

  2. зрелость первобытного общества: эпоха первобытной общины (ок. 40 тыс. лет назад - 10-е тыс. до н.э.);

  3. разложение первобытного общества: эпоха классообразования (с 10 - 5-го тыс. до н.э.)

Соответственно этапам первобытной истории условно определяются три периода в развитии первобытного врачевания:



  1. врачевание эпохи праобщины (самый длительный период), когда происходило первоначальное накопление и обобщение эмпирических знании о приемах врачевания и природных лечебных средствах (растительного, животного и минерального происхождения);

  2. врачевание эпохи первобытной общины, когда развивалось и утверждалось целенаправленное применение эмпирического опыта врачевания в соци­альной практике;

3) врачевание эпохи классообразования, когда шло становление культовой практики врачевания (зародившейся в период позднепервобытной общины), продолжалось накопление и обобщение эмпирических знаний врачевания (коллективного опыта общины и индивидуальной деятельности врачевателей-профессионалов).
Достоверные научные знания о врачевании в первобытную эру базируются на данных археологии и палеоантропологии, палеопатологии и палеоботаники, палеопсихологии и этнологии (этнографии).

Данные археологии. Основными вещественными источниками первобытной истории являются: орудия труда, остатки первобытных построек, святилища, погребения и останки человека, предметы первобытной культуры.
Данные палеопатологии. Она изучает патологические изменения тканей первобытного человека, точнее, останков его скелета. До возникновения палеопатологии бытовало представление о том, что первобытный человек был абсолютно здоров, а болезни возникли позже как результат цивилизации. Концепция «золотого века» не ставила в центре внимания здоровье челове­ка. Тем не менее данные палеопатологии в определенной степени способство­вали ее опровержению. Изучение останков первобытного человека показало, что его кости несут на себе неизгладимые следы травматических повреждений и тяжелых болезней, таких как артриты, опухоли, туберкулез, искрив­ления позвоночника, кариес и т.д.

Первое свидетельство тому было представлено в 1892 г. голландским врачом и анатомом Юджином Дюбуа. Во времени археологических раскопок близ селения Триниль на о. Ява он обнаружил левую бедренную кость древнейшего человека – питекантропа, жившего около 700 тыс. лет назад. Под головкой этой кости имелись значительные костные выросты – экзостозы. Таким образом, болезни существовали ещё в первобытном обществе и в любую эпоху истории человечества.


Первые сведения о болезнях зубов относятся к доклассовому обществу: палеопатология представляет достоверные свидетельства кариеса зубов и повреждений лицевого черепа у первобытного человека.
Данные письменных источников. Первобытная эра являлась бесписьменным периодом истории человечества не оставила нам письменных свидетельств. В силу неравномерности исторического развития переход к классовому обществу и связанные с ним развитие письменности у разных народов происходили не одновременно.
Это позволило народам, раньше овладевшим письменностью, оставить многочисленные письменные свидетельства о своих соседях, ещё не создавших письменности.

Данные этнографии. Этнографические исследования врачевания апополитейных первобытных обществ (т.е. первобытных обществ доклассовой эры) весьма затруднены и возможны лишь на основе археологических свидетельств. В то же время, исследование синполитейных первобытных обществ (т.е. первобытных обществ письменной эры, современных изучавшим их ученым) дает богатый этнологический материал о первобытном врачевании.

Палеопсихология определяет 3 сферы сознания первобытного человека: эмпирический опыт; обобщение результатов эмпирического опыта; абстрактное мышление (поздние палеоантропы).

В определение границы между животным миром и человеком, т.е. критериев человека имеется два подхода: антропологический и философский.

В основе антропологического подхода лежит биологическое своеобразие чело­века, его морфологическое отличие от ближайших к нему предковых форм. Это отличие определяет гоминидная триада:


  1. прямохождение, или бипедия;

  1. свободная кисть с противопоставляющимся большим пальцем, способ­ная к тонким трудовым операциям;

  1. относительно крупный высокоразвитый мозг.

В основе философского подхода к определению критериев человека и его выделения из животного мира лежит социальная сущность человека - его ору­дийная (или трудовая) деятельность, мышление, язык, общественные отно­шения.

Одной из важнейших проблем антропогенеза является вопрос о месте фор­мирования человека - прародине человечества.



Чарльз Дарвин (Charles Darwin, 1809-1882 гг.), исходя из явного морфоло­гического сходства человека с африканскими антропоидами шимпанзе и го­риллой, выдвинул положение о том, что прародиной человечества является Африканский континент.

Археологические исследования второй половины XX в. подтверждают идею об африканской прародине человечества. Тем не менее в современной исто­рической науке на этот счет существуют две гипотезы: моно- и полицент­ризма.

Согласно гипотезе моноцентризма, сформулированной в 1947 г. Я.Я. Рогинским, тип современного человека сложился в одном ограниченном очаге зем­ного шара - по всей вероятности, в высокогорных районах Центральной и Южной Африки (некоторые ученые связывают этот процесс с повышенным фоном радиации в высокогорной Африке в целом). Этой точки зрения придер­живается большинство исследователей. Гипотеза полицентризма (сформулирована Ф. Ванденрайхом в 1939 г.) до­пускает существование нескольких центров формирования человека на мате­риках Старого Света - в Центральной и Южной Африке и Центральной Азии.

Формирующееся первобытное человеческое общество прошло в своем развитии два этапа эволюции: древнейший человекархантроп (более 2 млн. лет назад - 200 тыс. лет назад) и древний человек - палеонтроп (200 тыс.- 40 тыс. лет назад).



Архантропы были прямоходящими и вели кочевой или полукочевой образ жизни. Они изготавливали простейшие орудия труда из камня, дерева и других природных материалов; занимались собирательством, рыболовством и охотой, организовывали первые жилища и добывали огонь высеканием и трением, научились поддерживать его в очаге.

Орудийная деятельность способствовало формированию у архантропов примитивной членораздельной деятельности, зачатков языков; развитию мышления и первобытного сознания.

Древнейшие люди уже проявляли заботу о больных сородичах. Находка Э. Дюбуа на о. Ява подтверждает этот вывод: без поддержки коллектива сородичей тяжелобольной индивид, по всей вероятности, хромой, с ограниченными возможностями самозащиты, неизбежно должен был бы погибнуть на ранних стадиях заболевания; однако он жил долгие годы, будучи калекой.

Следовательно, становление социальных отношений проходило на самых ранних этапах развития человеческого общества.



Палеонтропы - предки человека современного вида – жили в пещерах, под открытым небом в постоянных стойбищах и в искусственно сооружаемых жилищах. Они создали высокую каменную структуру; продолжали заниматься коллективным целенаправленным собирательством, рыболовством и загонной охотой; поддерживали огонь в очаге, они использовали его для приготовления пищи и в охоте на крупных хищников, шкуры которых шли на изготовление одежды и утепление жилищ. Благодаря этому человек не только пережил резкое ухудшение климата и последующий ледниковый период, но и расселился в обширных районах Европы.

Палеонтропы стали производить первые захоронения умерших. Древнейшие из них обнаружены в пещерах Ле Мустье. Появление захоронений свидетельствует о развитии у древних людей начальных абстрактных представлений о посмертной жизни, культа умерших, обрядов, т.е. формирование абстрактного мышления и окончательном выделении человека из живого царства как существа социального.

Археологические и палеопатологические исследования в пещере Шанидар, предоставили первые достоверные сведения о целенаправленном использовании первобытном человеком лекарственных растений. Анализ многочисленных проб почвы из захоронения мужчины Шанидар – IV показал, что он был погребен на ложе из веток деревьев и лекарственных цветов 8 видов. Среди них были тысячелистник, золототысячник, крестовник, эфедра, алтей и др.

Открытие «цветочный людей» было сделано в 1960 г. Это первое и пока единственное достоверное свидетельство использования лекарственных растений древними гоминидами. Оно является также несомненным научным доказательством социальных отношений, сложившихся у поздних палеонтропов.



Зрелость первобытного общества началась около 40 тыс. лет назад. К этому времени окончательно завершился процесс антропогенеза. Развитие первобытного коллективизма, орудийной техники, изобретения лука и стрел обусловили дальнейший подъем производительных сил и совершенствование организации человеческого общества, т.е. социальных отношений.

В этот период это выразилось в возникновении общинно-родового строя – сначала в форме ранней первобытной общины охотников, собирателей и рыболовов, а затем – в форме поздней родовой общины земледельцев и скотоводов.



Ранняя первобытная община охотников, собирателей и рыболовов была вполне сформировавшимся человеческим обществом. При крайне низкой производительности труда в условиях простого присваивающего хозяйства родовая община была коллективом равных: мужчины и женщины специализировались в разных, одинаково общественно полезных сферах трудовой деятельности; их коллективизм проявлялся как в сфере труда, так и в сфере потребления, т.е. распределения продукта.

Наряду с первобытным коллективизмом одной из ведущих характеристик рода является однолинейный счет родства. Исторически представления о родстве по материнской линии сложились раньше, чем представления о родстве отцовском; этим объясняется тот факт, что на ранних стадиях социогенеза кровное родство устанавливалось между потомками одной матери, т.е. матрилинейно.

В период ранней первобытной общины врачевание было коллективным занятием широкого круга общинников. Женщины занимались им потому, что этого требовала забота о детях и других членах общины; мужчины оказывали помощь сородичам во время охоты или в борьбе с соседними коллективами.
Поздняя родовая община земледельцев и скотоводов характеризуется прежде всего переходом от присваивающего хозяйства – земледелию и разведению домашних животных.

В период поздней родовой общины были одомашнены собака, овца, коза, бык и лошадь; изобретены керамика, прядение и ткачество, колесный транспорт и парусная лодка; освоены строительство зданий из кирпича и подземная добыча камня. К концу этого периода из живописи начала развиваться рисуночная письменность – пиктография.

Результатом рационального миросозерцания были положительные знания и приемы врачевания. Первыми врачевателями были женщины.

Событиями, влияющими на развитие медицины были: умение добывать и поддерживать огонь, развитие земледелия, появление охоты и рыболовства.

Медицинская помощь оказывалась: при родах, травмах, зубной боли и детям.

Медицинскими инструментами были: заточенный камень, острая рыбья чешуя и острие копья.

Борьба с болезнью при демонологическом ее представлении осуществлялась с помощью амулетов, заговоров, тотемов и трепанации черепа.

Борьба с болезнью на материалистической основе производилась с помощью растительных, животных и минеральных средств.

Первобытные врачеватели владели также и приемами оперативного лечения: обрабатывали раны лекарствами, приготовленными из растений, минералов и частей животных; накладывали «шины» при переломах; знали опьяняющее действие некоторых природных средств и использовали их для обезболивания; умели делать кровопускание, применяя изделие из камня, кости, рыбьей чешуи, колючки и шипы растений. Однако эмпирические знания первобытного человека, полученные в ре­зультате практического опыта, были еще весьма ограниченными.

Первобыт­ный человек не понимал многих явлений окружавшей его природы, не мог предвидеть или объяснить причины стихийных бедствий. Его бессилие перед природой порождало фантастические (иррациональные) представления об окружающем мире.

На этой почве уже в период ранней родовой общины нача­ли зарождаться первые религиозные представления, которые отразились и на приемах врачевания.



Тотемизм (от алгонкинск. от-отем - его род) - вера человека в существование тесной родственной связи между его родом и определенным видом животного или растения (кенгуру или эвкалиптом). Его считали «отцом», «старшим бра­том», защитником от бед и болезней. Тотемизм явился идеологическим отражением связи рода с окружающей естественной средой. Ранней родовой общине был свой­ствен г.о. зооморфный тотемизм, т.е. почитание животных.

Фетишизм (от португ. fetico - амулет, талисман) - вера в сверхъестественные свой­ства неодушевленных предметов. Сначала эта вера распространялась на орудия труда (особо удачное копье, плодоносящие деревья или полезные предметы обихо­да), т.е. имела вполне материальную основу. Впоследствии фетиши стали изготовляться специально в качестве культовых предметов и получили идеалистическое толкование. Так появились амулеты и талисманы (от ранения в бою, от болезней)

Анимизм (от лат. anima, animus - воздух, дух, душа) - вера в души, духов и всеоб­щее одухотворение природы. Полагают, что эти представления связаны с ранними фор­мами культа умерших. Ритуалы, посвящен­ные мертвым, и сегодня встречаются на островах Океании, в Австралии, Америке и Африке.

Магия (греч. mageia - колдовство) - вера в способность человека сверхъесте­ственным образом воздействовать на дру­гих людей, предметы, события или явле­ния природы. Еще не понимая истинной связи событий и явлений природы и про­извольно истолковывая случайные совпа­дения, первобытный человек пытался с помощью специальных приемов (магичес­ких действий) получить желаемый резуль­тат - изменение погоды, удачу на охоте или выздоровление от болезни.

Среди многочисленных разновидно­стей магии была лечебная магия - вра­чевание ран и недугов, основанное на культовой практике.

К ритуальным обрядам, связанным с изгнанием духа болезни, относится и трепанация черепа, известная по археологическим данным с 12-го тыс. до н. э. (мезолит). Ее стал производить лишь человек современного вида - Homo sapiens.

Разложение первобытного общества протекало в двух основных формах: патриархата и матриархата, которые развивались параллельно.


  1   2   3   4   5   6   7   8