Первая страница
Наша команда
Контакты
О нас

    Главная страница


Курс лекций по философии (Методология совершенствования разума) 2015




страница1/17
Дата14.05.2018
Размер4.45 Mb.
ТипКурс лекций
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   17


Министерство здравоохранения Российской Федерации

ГБОУ ВПО Первый Московский Государственный Медицинский Университет

имени И.М. Сеченова

Кафедра философии и биоэтики


Хрусталев Ю.М.

Кишкин Н.В.

Курс лекций по философии

(Методология совершенствования разума)

2015


Данные материалы по дисциплине «Философия» (Методология совершенствования разума) представляется как оригинальный учебник для студентов медицинских вузов. В нём рассматривается широкий круг вопросов по философии: от осмысления знаний о естественной природе и до важнейших проблем саморазвития человека как личности и специалиста. В нём изложен новый философский курс о диалектике сближения естественных наук с социально-гуманитарным знанием. Специфика философского креативного мышления в современном естествознании и социально-культурном саморазвитии оценивается как сфера интеллектуально-нравственного освоения мира природы, общества людей и их постоянного научно-творческого преобразования. Учебный философский материал сопрягается с актуальными вопросами современной действительности. Всё это поможет использовать диалектический принцип взаимодействия естественно-природных и социально-культурных явлений, процессов в будущей практической деятельности медиков. Учебник написан в соответствии с требованиями ФГОС ВПО.

О, сколько нам открытий чудных

   Готовит просвещенья дух

   И опыт - сын ошибок трудных,

   И гений - парадоксов друг...

   А.С. Пушкин
Оглавление

Глава 1. Предмет философии, её интеллектуальная мощь - 6 стр.

& 1. Философская концептуальность в творческом мышлении - 7 стр.

&. 2. Теоретические основания научного творчества - 17 стр.

Глава 2. От креативов метафизики к философии творчества - 36 стр.

& 1. Смена метафизической сущности научного мышления - 36 стр.


& 2. Творческое мышление в смысловом пространстве философии - 49 стр.

Глава 3. Философский анализ системы научного познания - 61 стр.


&. 1. Творческие корни в аналитическом философствовании - 62 стр.

&. 2. Философское обоснование креативности в науке - 76 стр.



Глава 4. Творческие искания в отечественной философии - 89 стр.

&.1. Феноменальная специфика философской мысли в России - 89 стр.

&.2. Диалектика творчества в зеркале русской философии - 101 стр.

Глава 5. Научные горизонты в философском творчестве - 112 стр.

&.1. Творческий потенциал науки в современную эпоху - 112 стр.



&. 2. Научное мировоззрение – опора креативного мышления - 122 стр.

Глава 6. Научно-философские проблемы и перспективы – 132 стр.

& 1. Научно-творческие исследования в инновационном измерении – 133 стр.

&. 2. Эпистемологическая рефлексия на научные революции - 141 стр.

Глава 7. Социальная философия и научный гуманизм - 152 стр.

&. 1. Социум как философская проблема человека - 152 стр.

&. 2. Гражданское общество: философская интерпретация - 164 стр.

Глава 8. Интеллектуально-нравственный смысл творчества - 179 стр.

&.1. Культурный прогресс и творческое самосознание - 179 стр.

&.2. Философские проблемы в творческом мышлении - 190 стр.

Глава 9. Социально-нравственное состояние личности - 199 стр.

& 1. Социально-творческой статус личности специалиста -200 стр.

&. 2. Смысл человеческой жизни как философская проблема - 210 стр.

Глава 10. Философско-антропологическая концепция человека - 220 стр.

&.1. Диалектика развития философской антропосоциологии - 221 стр.

&. 2. Философия гуманистической сущности личности - 230 стр.

Глава 11. Духовно-нравственное здоровье – бесценное достояние - 239 стр.

& 1. В духовно-нравственном здоровье - смысл жизни людей - 240 стр.

& 2. Медицинская реальность: диалог с гуманной философией - 248 стр.

Глава 12. Предмет философии научной медицины - 260 стр.

& 1. Проблема философского мышления в научной медицине - 260 стр.

& 2. О роли и значении философской культуры в медицине - 273 стр.

& 3.Философсие скрепы в медицине, религии, морали и т.д. - 282 стр.



Заключение - 296 стр.

Имей мужество пользоваться собственным умом.

И. Кант.


Нам нравится эта работа – называть вещи своими именами.

К. Маркс


Только тот народ может сейчас выжить свободным и сильным, который является творческим народом в научной работе человечества.

В.И. Вернадский



Введение.

Мы живём в удивительном мире. Нам очень хочется познать и понять его, т.е. всё то, что вокруг нас, и задаться вопросом: что же такое Вселенная, что есть жизнь или какую роль в человеческой судьбе играет разум? Многим же подобные темы вообще не нравятся, потому, что обнаруживают ограниченность нашего знания и мышления. Но возникновение и развитие философии и естественных наук произошло в основном благодаря подобным вопросам. Современная философская мысль, как интеллектуально-нравственное сознание и самосознание у людей, пробуждает особо повышенный интерес к свободной мыслительной деятельности и к поиску научно-творческого разрешения современных проблем. И наша Галактика, как считает выдающийся физик-теоретик Стивен Хокинг (1942), не представляет собой ничего исключительного, кроме одного: через 14 миллиардов лет после её зарождения в ней появились существа, которые задаются вопросами, откуда появилась Вселенная и где её границы. И если бы не было так, то задаваться этими вопросами было бы просто некому, а она, возможно, и не появилась бы.

В учебнике рассмотрен широкий комплекс актуальных проблем научно-философского осмысления знаний о социально-культурном, технологическом и техническом прогрессе при исследовании и преобразовании мира природы и общества, понимания людьми индивидуальной ответственности за сохранение современной цивилизации. В книге они предстают как проявление креативности (лат. creatio – создавать) в метафизическом мышлении учёных, медиков, специалистов с учётом революционных достижений в области науки, медицины, техники и технологии. Особый инновационный смысл авторы книги видят в популярном объяснении сложных философских проблем в общественном познании мира и жизни людей, которые вызваны реальными противоречивыми условиями и факторами единения естествознания и социально-гуманитарных наук. Речь идёт о философском осознании учёными, медиками, всеми специалистами целей технологического, технического и информационного прогресса на Земле и личной ответственности за сохранение и сбережение всего живого на планете и, возможно, во Вселенной.

Данный учебник по философии позволит будущим учёным и медикам осознать значение философского креативного мышления и морально-гуманных установок при научном исследовании мира и общества. Современный интерес к креативности мышления не охватывает человеческое самосознание целиком, а ограничивается его философским аспектом. Кстати, о креативной способности человека и его мыслительной деятельности сказано много. Однако если задаться философским вопросом: а в каком же аспекте творческое мышление вызывает интерес у людей, то получится, что вопросы вокруг этой проблемы увязаны в основном с овладением умелого изложения собственных мыслей, достойных личности учёного, медика, любого специалиста. Ведь философия сама и форма, и творческая способность к размышлению о мироздании, обществе, человеке, его разумном постижении собственного бытия и осмысленного образа жизни в нём. Целевая задача – формировать у специалистов-медиков культуру творческого осмысления ими всех усвоенных теоретических знаний и практических умений.

Человеческая жизнь скоротечна и проблематична. Выжить человеку в этом сложном мире и сохранить человеческое достоинство можно, если развить в себе философское качество – критичный и творческий разум. А таким он становится при обладании креативностью. Человеческий критичный разум не терпит застоя, он постоянно находит в себе реалистичный оптимизм, активизируя творческую активность. Чтобы человек был духовно здоровым и физически жизнеспособным, он должен стремиться к созиданию чего-нибудь нового. А такое возможно только при опоре на философию, как способе креативного мышления, дающему творческие импульсы для осознания потребностей и интересов, понимания смысла жизни и деятельности. Интерес к креативному мышлению у врачей постоянно растёт, т.к. является стержнем клинического размышления. Рассуждая о профессиональном (врачебном, клиническом) мышлении, необходимо стремиться повышать общую философскую культуру специалистов-медиков как креативных личностей.

Философская культура мышления обязана своим происхождением прежде всего врождённым креативным способностям человека, которые превращают его в творческий процесс по созданию ранее не существующих предметов и вещей, но, прежде всего, «конструированию» (Кант) научных знаний и практических навыков для преобразования человеческой жизнедеятельности. Современному медику необходима умственная генерация идей, ведущих к созданию новых знаний о человеке. Креативность мышления реализуется в виде феноменальной способности медиков конструировать знания, отклоняясь от традиционных схем или его консервативного стиля, быстрее разрешать жизненные затруднения. Кстати, понятие «креативность» отличается от понятия «творчество». Если первое указывает на способности личности, то второе – на её деятельность, порождающую новые ценности, идеи, знания и т.п. Креативность способствует творчеству и зависит от философского воображения мысли. Творчески мыслить – значит напрягать «воображение, которое важнее знания» (А. Эйнштейн).



Философия – наука о мудрости, а мудрость – это искусство жить.

Сенека.


Философия принципиально отличает нас от дикарей и варваров.

Декарт.


Первое условие философии: смело смотреть в глаза истине, верить в силу духа.

Г. Гегель



Глава 1. Предмет философии, её интеллектуальная мощь

Философия – это величайшее интеллектуально-нравственное, креативное состояние человеческого разума. Рождение философии как инновационного мышления и мировоззрения в середине первого тысячелетия до новой эры свидетельствовало о революционном взлёте человеческого духа. Он, по своей роли и значению в творческой жизнедеятельности людей, не менее значим для их саморазвития, чем изобретение в своё время колеса, использование огня или создание Интернета, который в наши дни стал служить искусственной средой управления сознанием человека. Философия стала наивысшей общечеловеческой духовной ценностью. Понимать философию, ценить её интеллектуальную мощь, развивать в себе культуру понятийного мышления, значит лично сознавать и умело использовать совокупность многообразных проявлений креативной мысли в жизни и деятельности ученого и специалиста. Поэтому философию надо не только широко распространять, а активно внедрять в сознание всех людей.

Современная философия, являя собой высшую духовную составляющую человеческой интеллектуальной мощи, предстаёт разумно-моральным целым в познании космической и земной природы, общества людей и самого человека. Это - синтез (греч. synthesis – соединение) творческого мышления с умением реализации гуманных факторов в повседневной жизни. В философии отражаются глубинные корни возникновения и саморазвития уникальности человеческого бытия. Она пронизывает своей уникальной критичной и креативной (англ. create — творить) мыслью все научные учения и этические установки, открывая новые средства, методы и пути для функционирования житейской мудрости людей, укоренению в их самосознании и личном поведении общественных идей (др.-греч. εἶδος — образ) и гуманных идеалов (лат. idealis — воображаемый образец совершенства).



& 1. Философская концептуальность в творческом мышлении

Философия, как целостная система (от др.-греч. σύστημα - целое,составленное из частей; соединение) основополагающих мировоззренческих идей и творческих концептов (лат. conceptus – понятие, общая мысль) мышления, несёт в себе стратегический замысел о том, как следует направлять жизнедеятельность людей на творческое созидание и реализацию социально-справедливого жизненного идеала согласно прогрессивному разуму. Концептуальность в мышлении появляется тогда, когда рациональная деятельность людей нацелена на постижение всеобщего понимания научно-познавательного замысла. А это значит, что заранее задается конкретный алгоритм или направление мышлению, а далее — действию. Ещё в античности мыслители благоговели перед философией как истинной наставницей жизненной мудрости. «Пусть никто в молодости не откладывает занятия философией, а в старости не устаёт заниматься ею, - писал Эпикур (341-270 гг. до н.г.) – ведь никто не бывает ни недозрелым, ни перезрелым для здоровья души. …Поэтому и юноше, и старцу следует заниматься философией». Эти советы античного мудреца весьма актуальны и для людей нашего времени.

Концептуальность в философском мышлении сопрягается и с медицинскими целями и сама способна лечить людей от эгоизма, зла, несправедливости. Так, согласно Гиппократу (460-356 до н.э.) «Медицина столь же мало может обходиться без истин философии, сколь последняя – без доставляемых ей медициной фактов». Она даёт ориентиры для творческого мышления и смены в сознании учёных, медиков исторических видов и типов мировоззрения. Известный сегодня врач Шевченко Ю.Л. назидательно пишет: «Сегодня как никогда для будущего врача важно овладеть хотя бы основами философии, т.к. для медицины и её служителей (именно служителей, а не медработников) овладение основами философии – это вопрос формирования человеческого духа, это общечеловеческое образование и воспитание, в основе которых гуманизм, высокая нравственность, правдивость, честность и милосердие. Без этих категорий нет медицины, нет врача» (Философия медицины. Учебник. М., 2004).

Философское мышление всегда концептуально, ибо оно указывает на особо инновационное (англ. innovation - новшество) направление для конструктивного (лат. constructio — построение) преобразования или крупного изменения смыслов. Это философская концепция, которая порождает новые смыслы в уже известных знаниях и формулирует принципиально иные актуальные области в познании. Философское инициирование творческого мышления состоит в том, чтобы к острым жизненным вопросам привлекать внимание учёных, медиков практически всех специалистов для актуализации научного исследования. Под воздействием концептуальной философии наука, включающая в себя и медицину, продолжает интеллектуально и нравственно совершенствоваться. Она проявляется как сугубо творческий способ конструктивного мышления учёных, медиков и специалистов для порождения новых смыслов жизни там, где это не возможно сделать какими-либо другими средствами и способами.

История философии свидетельствует о противостоянии концептуальных учений: материализма и идеализма, или того, как разные философы понимают соотношения бытия и сознания. Поскольку философия вырастала из религиозно-мифологических идей на заре цивилизации, то ранним вариантом философской концепцией стал приоритет объективного знания в сознании. Классическое выражение этот философская концепция получила у Платона, позднее у Гегеля. В разных видах она существует и в современной философии. Так, В.И. Вернадский рассматривал наряду с биосферой — ноосферу (сферу разума), в которую человек «погружён» от рождения до смерти. Крупнейший физик XX века В. Гейзенберг считал, что «мельчайшие единицы материи в самом деле не физические объекты в обычном смысле слова, они суть формы, структура или идея в смысле Платона, о которых можно говорить однозначно только на языке математики».

В споре концептуальных дилемм «материя — сознание» просматривается ещё одна концепция — «субъективно-идеалистическая». В отличие от объективного идеализма она отрицает реальность вне сознания субъекта или рассматривает её как полностью определяемое его сознательной активностью. Согласно ей, чувственно воспринимаемый предмет рассматривается как существующий в сознании. В нём, утверждал И. Кант, есть как полученное в ходе опыта (апостериорное), так и существующее до него или помимо его (априорное) знание. Субъективное в мышлении - это взгляд человека, имеющего собственную позицию, без претензии её на объективную сущность. Оно может быть и ошибочной и верной, но всегда творческой интенцией субъекта познания.

Есть философы, которые с позиции философско-материалистической концепции связывают нечто большее, чем идею о бытии вообще. Сущность её в том, что материя или вещественность в прошлом признавалась первичной по отношению к сознанию. На исторических этапах материалистическая концепция в философии уточнялась в противостоянии с идеализмом. А концепция диалектического материализма сформировалась на волне достижений естественных наук, техники и передовых технологий. Отсюда такая уверенность её классиков в её истинности. «Ничто не вечно, кроме вечно изменяющейся, вечно движущейся материи — и законов её движения и изменения»,— писал Ф. Энгельс. Согласно В.И.Ленину: «Мир есть закономерное движение материи...» А материалистическое понимание истории получало ещё веский аргумент для отстаивания материалистических тенденций в познании движущих сил общественного развития. Эта философия стала особо конструктивной в научной и общественной жизни.

Необходимость в осмыслении концептуальных «истин» для формирования конструктивных философских идей состоит в том, чтобы понимать насущные проблемы в жизни и деятельности людей с гуманных позиций. Это приводит к совершенствованию интеллекта в социально-культурном и научно-техническом плане. Она, по сути, диктуется и реальными потребностями в поиске креативных мыслительных операций и новых мировоззренческих позиций для управления инновационными преобразовательными действиями учёных. Под философскими конструктивными идеями понимается творческое рациональное участие людей в «добыче» или порождении новых знаний и придания им новых смыслов для актуализации познавательной деятельности. Это специфическая способность человека к научному познанию, которая позволяет самобытно и оригинально творить, создавать или находить новые решения для получения знаний, опираясь на активные мыслительные процессы, отклоняясь при этом от общепринятых или устоявшихся способов мышления. Конструктивность в мышлении - это результат стратегической работы разума учёного как субъекта познания с его опорой на революционно-творческой, научно-созидательной характер философии.

Напомним, что слово «конструктивное» восходит к слову «конструктив», а оно, в свою очередь, к слову «конструкция», которое обозначает «постройка» или «строение». Конструктивное в философском мышлении понимается как стройное или логически выстроенное размышление о возможном будущем. Когда человек думает конструктивно, это означает, что он мыслит хоть и сложно, но стройно, системно, аналитически, продуктивно. Философы размышляют конструктивно всегда, критично рассуждая обо всех противоречивых реалиях, как в мире, так и в его познании, что позволяет им делать компетентные профессиональные выводы. Согласно им предлагаются не только деловые соображения, а и из учёта научных данных – инновационные рекомендации и предложения. Роль и значение этих конструктивных идей философии состоит и в том, чтобы формировать в сознании навыки критичного восприятия и самооценки источников социальной и научной информации для умения строго формулировать мысли, чётко и ясно их излагать и отстаивать своё видение жизненных проблем и их разрешения. Конструктивная философская мысль учёных и медиков - это искусство создавать категории и понятия необходимые для познания и объяснения мира и живой природы.

Современная философия, как уникальнейший феномен осмысления бытия человечества, свою главную цель видит в предложении людям, особенно учёными конструктивные идеи и идеалы для преобразования действительности. Перед каждым новым поколением всегда возникают новые вопросы и острые жизненные проблемы, решать которые можно только опираясь на конструктивное мышление, критичный и креативный человеческий разум. Все философские рассуждения и размышления нацелены на поиск новых конструктивных практических действий, которые привели бы в итоге к счастливой жизни людей, сделали бы их самих и мудрее, и лучше понимающих себя и свою ответственность в жизни. Одним из специфических признаков философии как духовной сферы бытия людей является повышенный интерес к совершенствованию креативного мышления и нового мировоззрения. Жизненный смысл людей свидетельствует, что надо овладевать высшим философским уровнем отображения реальности в сознании человека или поиском всеобщего, универсального понимания миропорядка, красоты, гармонии, истины, т.е. критичным, креативным мышлением.

В широком смысле, конструктивная сущность философского мышления служит прояснению сути вещей, предметов, явлений, процессов и рассмотрению их во взаимосвязи. Философия ведь всегда была и остаётся ныне неотъемлемой интеллектуально-нравственной собственностью человеческого рода и его вида как Homo sapiens-a, которая господствует в умах людей везде, где только бьётся живая мысль. Однако философия в более узком смысле обозначает не столько умственное рассуждение о сопряжении вещей и явлений, а и систематическое, теоретически обоснованное познание мира, общества, самого разумного человека. Поэтому она является итогом или результатом позднего разумного созревания и совершенствования человека на ниве социально-культурного развития. Именно в этом стержень креативности разума человека, без которого нет удовлетворения насущным духовным потребностям и интеллектуально-нравственным интересам, а также и творческим позывам ума для поддержания осмысленной жизни.

Да, философия – это квинтэссенция социально-культурного саморазвития человека. Без неё не может быть человек стать поистине Человеком. Однако, порой философов упрекают в том, что они далеки от «дел насущных» людей, ибо глубокомысленно размышляют о вещах весьма далёких от практической жизни. И действительно, философы «видят» мир в своём умственном созерцании или умозрении, т.е. теоретическом размышлении о нём в отрыве от реалий жизненной практики. Теоретическое умозрение действительно применяется практически во всех размышлениях, например в математике, логике, но в философии оно служит базовой умственной акцией и используется, когда непосредственно не опираются на чувственные данные. Умозрение – это ведь тип философского размышления, которое основывается на абстрагировании (лат. abstractio — отвлечение) нечто от чувственного восприятия, практического опыта. В этом специфика философской мысли, которой не может быть без абстракций, созидающих, конструирующих все мыслительные представления, понятия, категории.

Специфика философской мысли ещё и в том, что именно в разуме людей творятся принципы осмысления знаний о саморазвитии мира как такового и понимания его сущности. В этом и проявляется уникальность теоретического смысла философии, её активной творческо-конструктивной деятельности по созданию принципиально нового понимания и отношения к мирозданию и роли человека в нём. Такая философско-теоретическая форма мышления получила название метафизики (др.-греч. τὰ μετὰ τὰ φυσικά - после физики). Будучи свободной, критичной и креативной фантазией человеческого мышления, в нём раскрывается творческое воображение как результат полёта мысли у особо продвинутых в умственном отношении членов человеческого общества. Поэтому метафизикой следует считать состояние критично-креативного мышления, когда оно, будучи интеллектуальным воображением, совершает как бы особый творческий подвиг в научном познании и объяснении мира, общества, совершаемый в результате прорыва человеческой мысли за пределы материальной реальности.

Именно метафизика позволяет по сути каждому интеллектуально развитому человеку понимать и ценить в разуме бытие мира и самого себя, свою сущность и смысл своей жизни. А жизнь дана ему для того, чтобы понимать и творить свою уникальную человеческую сущность на Земле. Так, уже на заре зарождения философского мышления великий Сократ в своих полемических беседах под истинной философией разумел её как способность возбуждать и располагать разум к самостоятельному критичному и креативному мышлению, ибо в нём сокрыты огромные духовные силы, способные к возвышению интеллекта и нравственности человека. Этот философ хотел помочь людям познать свои возможности. «Человек, познай самого себя!» - эти слова мудрого Сократа (ок. 469-399 до н.э.) стали служить девизом философов в их поиске разумного и при этом справедливого жизненного пути. Он стал философской ипостасью (др.-греч. ὑπόστᾰσις – основание, сущность,) для творческой интенсификации наук о человеке.

А метафизика, будучи всеохватывающей теорией в познании бытия и мира, и человека стала фундаментальным теоретическим истоком и интеллектуально-нравственным инструментом, побуждающим к критической и креативной мыслительности. Метафизика в своём строгом теоретическом контексте познаёт и объясняет сущность всех практических действий, поступков и размышлений человека о бытии мироздания и своей человеческой судьбе. Метафизика, как сугубо теоретическая философия, объективно существует только в головах людей или целенаправленном углублённом умственном размышлении или иначе говоря, интеллектуальном рассуждении о бытии мира как «искры божьей», которою надо разжечь в своём уме. А как же эта философская критичность и креативность проявляет себя в различных видах творческой жизни и деятельности учёных, медиков, других специалистов? На все эти и другие вопросы стремятся ответить не только философы, но и учёные разных направлений познания. Они понимают достижения современных наук, медицины и т.д. и оценивают их через призму творческих философских позывов при их критичном осмыслении.

Отмечая роль метафизики, как теоретической философии, нельзя забывать и то обстоятельство, что всякие значимые теоретические дисциплины имеют свою философию. Кстати, вся философия разделяется на две главнейшие части: т.е. на теоретическую или умозрительную, которая судит о свойствах вещей, и практическую или деятельную, которая содержит в себе правила и наставления для конкретных наук и дисциплин. Впервые эту мысль высказал О. Конт (1798 — 1857) о науке как самой себе философии. Она стала специфическим предметом осознания творческого мышления у исследователей природы, начиная с античности. Но особо развернутые суждения о философии самой по себе не были специальным предметом. В 1890 г. Г.Е. Струве (1840-1912) предложил создать «философию философии», изучающую сущность и смыслы философии вообще, её предмета, целей, методов и средств. Главной же её задачей было самопознание. А самое важное в том, что она от всех форм общественного сознания отличается рефлексией разума или размышлением над собой как способностью к творчеству и осмыслению всеобщих знаний в системе «мир–общество–человек».

Разумной сущностью человека считается его критичное отношение ко всем знаниям и креативная способность к созданию, «конструированию новых знаний» (И. Кант) о мироздании, обществе и человеке и их качественного преобразования. Качество человеческого сознания во многом зависит от склонности его к философии, критичности и креативности мышления, а также образа жизни и деятельности людей. Сохранить и улучшить сознание они могут, научно исследуя природу. Ныне мы живём в уникальное время, когда каждый человек, если хочет, то сможет стать творческой личностью и креативным специалистом. Это всё касается специалистов, учёных, медиков, формирующих новые идеи и принципы или производящих конкретные знания и умения. Критичность с креативностью, как феноменальные способности учёных творить нечто новое и умение это делать новаторским способом или осуществлять принципиально необычно в бытии, напрямую связаны с философскими инновациями в научных исследованиях.

Кстати, философская креативность – это не только некая заумная рациональная даль, но и своевременная духовная сфера практических дел. Она фактически являет собой здоровый, более счастливый и осмысленный образ жизни людей. Это некий философский фактор критичного осмысления и переосмысления естественно-научных и гуманитарных знаний, специальных умений в жизненной практике. Но далеко не все осознают то обстоятельство, что необходимо развивать творческое воображение и углублять рефлексию разума на имеющиеся знания и умения в своём же сознании и самосознании. Без этого люди никогда не будут свободно и критично мыслить. Они всегда будут обречены на личную творческую несвободу и, следовательно, на свою воинствующую безответственность. Формирование в своём сознании философской креативности позволит интегрировать умственные и чувственные восприятия в некую единую интеллектуально-нравственную сферу решения профессиональных проблем, взаимодействующих с неразрешёнными трудностями и объективными противоречиями.

Современное отношение к критичной философии определяется пониманием её К. Поппером (1902-1994), который утверждал критичный взгляд на науку как на постоянный динамический процесс, в котором непрерывно происходят какие-то изменения. Научные теории в своем развитии не дополняют, а развивают друг друга. В науке происходит перестройка теории. Она, сталкиваясь с жизненными проблемами, обречена апеллировать к философии – размышлению о своём бытии для поиска разумных путей жизнеустройства. Однако пока ещё незначительная часть людей становятся фактически философами, чьи идеи вызывали бы восхищение и подражание. И, тем не менее, эти идеи, будучи индивидуальным продуктом оригинальных мыслителей, нельзя уподоблять творениям учёных, медиков или писателей и т.д. В философском личностном творении своих идей, идеалов, необходимо и немалое знание, понимание роли исторической эпохи, которые присутствуют в учениях выдающихся мыслителей как наиболее общие представления и понятия о бытии мира, общества и человека.

В качестве ключевой категории зрелой философии, позволяющей прояснить причину возникновения критичного и креативного мышления, берется древнее понятие поэзис (др.-греч. ποίησισ - творение). Феномен этого понятия состоит в том, что оно означает творение, но не как изготовление чего-либо, а как некое полагание о смысле первоначального порядка в хаосе бытия. Поэзис указывает и на некое вдохновение творческого деятеля или мыслителя при творении, которое возникает у него как смыслообразующее порядка в хаосе. В этимологии этого древнегреческого слова есть и другие моменты – появление или конструирование принципиально нового знания, а также обретение нового жизненного смысла для преображения, преобразования человеческого бытия.

Поэзис в философии – это естественное её состояние, ибо в мире есть такое средоточие смыслов, где «все действительное разумно» (Г. Гегель) и что поиск «разумного» для всех знаний сквозь случайность есть творение упорядоченности. Для разумного человека важно не потеряться в противоречивом мире, а это значит искать и обретать смысл в своей жизни и деятельности, восполняя при этом всё ранее утраченное или преодолевать надвигающуюся неопределённость. Для выживания и приобретения своего «Я» в мире человеку необходимо совершать свой собственный поэзис для достижения личного достоинства в своём жизненном пространстве и времени. Это значит: осознано и умело творить свою собственную человеческую реальность, определяя осмысленные жизненные ориентиры на всём пройденном пути. Это преобразование и становится поэзисом личной культуры в рамках возможного в человеческом масштабе творением нового бытия в мире и обществе. Философия же становится основой осмысленного деяния или творческого действия для счастливой человеческой жизни.

Уникальные поэзисные философские учения и прошлых веков, и любые новейшие философско-творческие концепции соотносятся с новыми социально-культурными идеями и идеалами развития отдельных личностей, специалистов, учёных. Известный историк русской философской мысли Б.В. Яковенко (1884-1949) заметил: «Всякий человек, сколь мало бы он ни был человеком, поэтому и человек (и лишь постольку) он творчески осмысляет окружающее и самого себя и есть философ, пусть самый убогий, самый что ни на есть самодельный и ограниченный, но всё же по-своему творчески мыслящий, постигающий и волящий и только тем и через то и живущий» (Яковенко Б.В. Мощь философии. СПб. 2000. С. 277). Философский самоанализ или размышления о творческой энергии - это стремление понять: как творчески философствовать, чтобы оценить себя и общество как уникальные формы самобытной жизни. Философия видела и видит свою задачу в побуждении людей к сохранению и укреплению творческого здоровья или, иначе говоря, критичного и креативного мышления.


  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   17

  • Кафедра философии и биоэтики Хрусталев Ю.М. Кишкин Н.В. Курс лекций по философии
  • Оглавление Глава 1. Предмет философии, её интеллектуальная мощь - 6 стр.
  • Глава 2. От креативов метафизики к философии творчества - 36 стр.
  • Глава 4. Творческие искания в отечественной философии - 89 стр.
  • Глава 5. Научные горизонты в философском творчестве - 112 стр.
  • Глава 6. Научно-философские проблемы и перспективы – 132 стр.
  • Глава 7. Социальная философия и научный гуманизм - 152 стр.
  • Глава 8. Интеллектуально-нравственный смысл творчества - 179 стр.
  • Глава 9. Социально-нравственное состояние личности - 199 ст
  • Глава 10. Философско-антропологическая концепция человека - 220 стр.
  • Глава 11. Духовно -нравственное здоровье – бесценное достояние - 239 стр.
  • Глава 12. Предмет философии научной медицины - 260 стр.
  • Глава 1. Предмет философии, её интеллектуальная мощь Философия
  • 1. Философская концептуальность в творческом мышлении