Первая страница
Наша команда
Контакты
О нас

    Главная страница


Курс лекций для студентов 1-го курса специальности «психология» Тема Значение истории психологии для современной науки, в целом, и для психологии, в частности




страница1/7
Дата26.06.2017
Размер1.13 Mb.
ТипКурс лекций
  1   2   3   4   5   6   7
ОКСАНА ШЕВЧЕНКО

МАГИСТР ПСИХОЛОГИИ

ИСТОРИЯ ПСИХОЛОГИИ
КУРС ЛЕКЦИЙ

ДЛЯ СТУДЕНТОВ 1-ГО КУРСА

СПЕЦИАЛЬНОСТИ «ПСИХОЛОГИЯ»

Тема 1. Значение истории психологии для современной науки, в целом, и для психологии, в частности.
1. Предмет, метод, задачи и место истории психологии в системе других наук.

2. Проблема периодизации истории психологии. Этапы становления психологии как науки.
Литература:

Петровский А.В., Ярошевский М.Г. История и теория психологии, том 1, «Феникс», 1996

Ждан А. История психологии, М., 2001

Знание о предмете психологии невозможно без выяснения его истории. История науки – особая область знания. Её предмет - представления о психической реальности на разных этапах развития науки.

Следует иметь в виду, что об истории науки можно говорить как о реально совершившемся во времени и пространстве процессе, который идет своим чередом независимо от того, каких взглядов на него придерживаются те или иные индивиды. Как непременный компонент культуры, история возникает и изменяется безотносительно к тому, какие мнения по поводу этого развития высказывают различные исследователи в различные эпохи и в различных странах.

Применительно к психологии веками рождались и сменяли друг друга представления о душе, сознании, поведении. Воссоздать правдивую картину этой смены, выявить от чего она зависела, и призвана история психологии.

Психология как наука изучает факты, механизмы и закономерности психической жизни. История же психологии описывает и объясняет, как эти факты и законы открывались человеческому уму.

Задачи истории психологии:


  1. Анализ возникновения и дальнейшего развития научных знаний о психике. Изучить закономерности развития знаний о психике

  2. Раскрытие взаимосвязи психологии с другими науками, от которых зависят её достижения.

  3. Выяснение зависимости зарождения и восприятия психологических знаний от социо -культурного контекста

  4. Исследование роли личности, её индивидуального пути в становлении самой науки.


Методы исследования истории психологии:

  • изучение научных школ,

  • интервью,

  • изучение архивных материалов,

  • биографический и автобиографический методы.


Основной метод - теоретическая реконструкция, описание и критический анализ научных систем прошлого (например историко-психологический анализ, или категориальный подход, разработаный М.Г.Ярошевским).
Принципы историко-психологического анализа:

а) принцип историзма - как явление возникло, развивалось, чем стало теперь (в противовес презентизму и антикваризму);

б) принцип детерминизма - уметь объяснить способ причинного объяснения психического как обусловленного порождающими его факторами.
Категориальный подход заключается в рассмотрении трансформации содержания специфических конкретно-научных категорий в ходе исторического развития психологических знаний. К таковым категориям Ярошевский относил образ, действие, мотив, психосоциальные отношения, личность.

Идея категориального анализа психологического познания складывалась в ситуации нараставшего стремления сблизить методологическое стремление изучения науки с историческим. Этот анализ возник на пересечении 2-х направлений: логико-методологического (изучение способов построения знания) и исторического (реконструкция событий в истории науки), тем самым став реализацией единства этих 2-х подходов. Так мы имеем 3 ряда концептуальных единиц: категории, теории и эмпирические единицы. Первичные представления о развитии психологического познания, определяющие характер его исторического анализа - теории и факты.


Место психологии в системе других наук


По мнению многих ученых психология занимает центральное место среди других наук, т.к. она пытается (успешно) интегрировать (обобщать) самые разнообразные знания о человеке и его эволюции. В частности Жан Пиаже отмечал: Психология занимает ключевое место в системе наук, т.к. с одной стороны она зависит от всех других наук и видит в психологической жизни результат физико-химических, биологических, социальных, экономических и других факторов, которые изучаются всеми науками, занимающимися объектами внешнего мира. Но с другой стороны ни одна из этих наук не возможна без обобщающихся знаний о человеке.

Академик Кедров предложил схему, иллюстрирующую положение психологии в системе других наук (треугольник Кедрова).





Краткая характеристика связи психологии с естественными науками. Например: Психология тесно связана с генетикой, которая предоставляет материал о механизмах наследования определенных задатков предрасположенности к различным заболеваниям и т.д. И на стыке психологии и генетики возникла психогенетика. Психология тесно связана с высшей нервной деятельностью (ВНД) и для развития психологии большую роль сыграли работы Берштейна, создавшего теорию физиологии активности, и Петра Анохина создавшего теорию функциональных систем. На стыке этих наук образовалась психофизиология, которая изучает взаимосвязь психики с ее материальным субстратом - мозгом.

Психология тесно связана с общественными науками. Например: Психология связана с философией, в частности проблема психического разрабатывалась исходя из таких философских вопросов как отношение материального и идеального, индивидуального и социального, субъективного и объективного. Ряд психологических школ базируется на тех или иных философских системах. Например: русская психология базировалась на идеях марксизма - "Материя первична - сознание вторично". Гуманистическая психология строилась на принципе экзистенциализма (теория существования). Работы В.Франкла.

Психология тесно связана с техническими науками, в частности разработка социо-технических систем (космический корабль), предполагает учет психических и психофизических возможностей человека (авиатренажеры).

Математические науки предоставляют психологии статистические методы обработки результатов психодиагностических исследований.

Таким образом, психология с одной стороны аккумулирует теоретические и эмпирические (практические) знания других наук, и одновременно предоставляет этим наукам необходимые сведения, связанные с психологическими особенностями человека.

  1   2   3   4   5   6   7

  • 1. Предмет, метод, задачи и место истории психологии в системе других наук. 2. Проблема периодизации истории психологии. Этапы становления психологии как науки
  • Задачи истории психологии
  • Методы исследования истории психологии
  • Основной метод
  • Принципы историко-психологического анализа
  • Категориальный подход