Первая страница
Наша команда
Контакты
О нас

    Главная страница


Курс лекций часть III москва-2006




страница1/8
Дата03.07.2017
Размер1.5 Mb.
ТипКурс лекций
  1   2   3   4   5   6   7   8

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ВОЗДУШНОГО ТРАНСПОРТА

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

"МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ

ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ

ГРАЖДАНСКОЙ АВИАЦИИ"
Кафедра Гуманитарных и социально-политических наук

А.С. Козлов, Е.В. Степаненко

СОЦИОЛОГИЯ

КУРС ЛЕКЦИЙ

Часть III

Москва-2006

Рецензент: доктор фил. наук, профессор. О.Д. Гаранина


Козлов А.С., Степаненко Е.В.
Социология: курс лекций. - М.: МГТУ ГА, 2006. - 95 с.
Данное пособие издается в соответствии с учебным планом и рабочей программой по дисциплине «Социология» для студентов IV курса всех специальностей дневного и заочного обучения.

Пособие содержит тексты лекций.

Рассмотрено и одобрено на заседании кафедры . . 2006 г.


Содержание







Тема: Личность в системе социальных отношений

1. Личность как объект и субъект общественных отношений. . . . .

2 . Ролевая концепция личности. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

3. Девиантное поведение. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .



3

3

11



16


Тема: Социальные группы

1. Понятие социальной группы . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

2. Классификация социальных групп . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

3.Лидерство в группе. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

4. Социометрический метод. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .



23

23

25



33

40



Тема: Социальный конфликт . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

1. Основные понятия социального конфликта . . . . . . . . . . . . . . . . . .

2. Методологическая основа социального конфликта.. . . . . . . . . . . . 3. Причины и типы социальных конфликтов.. . . . . . . . . . . . . . . . . . 4. Функции, формы и стадии социальных конфликтов. . . . . . . . . . . 5. Способы регулирования социальных конфликтов. . . . . . . . . . . . .



44

45

47



49

52

56




Тема: Социальный контроль

  1. Понятие социальной нормы, социального порядка и социального контроля.. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

2. Функции социального контроля . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

3. Механизм социального контроля . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .



  1. Характеристика индивидуального действия. . . . . . . . . . . . . . . . . . .

5. Индивидуальная шкала оценок. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

6. Самосознание индивида и социальный контроль . . . . . . . . . . . . .




60
60

62

64



65

68

68


Тема: Методология и методы социологического исследования

1. Основные характеристики социологического исследования, его структура, функции и виды. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

2. Программа социологического исследования. . . . . . . . . . . . . . . . . 3. Методы сбора информации. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

4. Обработка информации. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
Список литературы. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .



70
70

74

80



88
94

Тема: Личность в системе социальных отношений
К проблеме личности обращаются различные науки, искусство, религия, публицистика. Подход каждой из наук определяется её предметом. Так, философию прежде всего интересует сущность человека, смысл его жизни, взаимосвязь с обществом. Психология изучает личность как целостность психических процессов, свойств и отношений: темперамента, характера, способностей, волевых качеств и т.д.

В фокусе внимания социологии находятся отношения людей, социальных групп и общества в целом. Исходя из этого, она изучает личность и как определённую целостность, и как субъект общественных отношений.


1. Личность как объект и субъект общественных отношений
В обыденной речи понятия "человек" и "личность" употребляются как синонимы, но между ними имеются глубокие смысловые различия. В науке есть два подхода к определению личности. Первый из них, формально - логический, определяет понятие личности через подведение его под более широкое родовое понятие "человек", а затем указываются его видовые отличия, т.е. перечисляются признаки, отличающие личность от человека вообще.

Обычно эти признаки включают различные положительные характеристики, на основании которых делается вывод, что личностью признаются не все люди, а только те из них, кто обладает определёнными положительными качествами, приобретёнными человеком в процессе его социализации.

В таком подходе есть рациональное содержание, но есть и слабость. Если поставить вопрос: кого конкретно нельзя считать личностью? Ребёнка, но до какого возраста? Преступника, но по каким признакам? Вопросы эти неформальны, так как признание человека личностью связано с его социальным статусом и менталитетом, достоинством, нравственными качествами.

Второй подход - диалектико-логический, определяет личность через диалектику единичного и общего - как особенное, взятое в социальном аспекте. Все люди обладают определёнными общими чертами: биологическими и социальными. Но каждый человек имеет и свои, только ему присущие особенности: свою биографию, свою профессию, свои отношения с обществом.

"Под личностью, - писал Э. Фромм, - я понимаю целостность врождённых и приобретённых психических свойств, характеризующих индивида и делающих его уникальным." 1) С этой точки зрения понятие личности применимо ко всем людям без исключения, поскольку каждый человек является носителем индивидуальных и общих признаков.

Обратим здесь внимание на одно важное обстоятельство. Общество существует не само по себе. В нём живут и действуют конкретные люди. Существование его отдельных представителей обозначается понятием "индивид". Индивид - это единичный представитель человечества, конкретный носитель его социальных и психических черт: сознания, потребностей, воли. Понятие " индивид" употребляется в значении "конкретный человек".

При таком подходе не фиксируются физические и духовные особенности человека. В реальной же действительности абстрагироваться от них невозможно, так как двух одинаковых индивидов не бывает. Поэтому, чтобы отразить конкретные, притом не только биологически приобретённые, но и самостоятельно сформированные особенности человека, достигнутый им уровень развития, наряду с понятием "индивид", применяют и понятие "личность".

В данном случае индивид рассматривается как отправной момент для формирования личности, а личность как наиболее полное воплощение человеческих качеств, их своеобразия и сочетания в конкретном человеке. Вывод можно сделать такой: понятие "человек" представляет собой биосоциальную категорию, а личность - это человек, взятый в его социальном качестве.



Человек как личность может рассматриваться как объект или как субъект общественных отношений. В материалистической философии и науке прошлого первостепенное значение придавалось выяснению влияния окружающей среды на человека и выдающейся личности как субъекта творческой деятельности на развитие общества. Так, во времена буржуазных революций человек рассматривался как чистая доска, по которой пишет свой текст среда его обитания. Отсюда следовало почти полное отрицание биологических и наследственных факторов и глубочайшая вера в силу образования, воспитания и культуры.

Эти взгляды, несмотря на свою односторонность, находили многих последователей, особенно среди тех, кто стремился подчинить науку политическим задачам. Политические лидеры стремились влиять на человека через массы, превращая его в объект манипулирования, в винтик управляемой вождями машины.

Идеи о решающей роли просвещения были разработаны Дидро, Гельвецием, Руссо и др. Многое из их учения было взято на вооружение марксистскими философами. В России в конце XIX века в центре идейной борьбы встал вопрос о роли выдающейся личности в истории. Представители субъективной социологии полагали, что она может оказывать преобладающее воздействие на массы.

В. И. Ленин справедливо критиковал такие взгляды за недооценку роли народных масс, однако при этом игнорировалась личностная сторона проблемы. Народные массы не рассматривались в социально-личностной структуре, что привело на практике к трагическим последствиям. Командно-административная система, построенная под сталинским лозунгом "Всё для масс", отказывала человеку в праве на личность, на индивидуальность .

Разумеется, отрицая такой подход, нельзя и абсолютизировать личностное начало в жизни общества. Обеспечивая права человека, утверждая его суверенитет, автономность, нельзя допустить атомизации общества, ведущей к его распаду. Личные и общественные интересы должны сочетаться так, чтобы общество могло существовать стабильно.

Теперь более чётко определим проблематику социологии личности. Она изучает личность как субъект общественных отношений, процесс её социализации, причины и условия социальной активности и пассивности при выполнении различных ролей, ценностные представления людей о качестве жизни.

Молодой К. Маркс высказал мысль о том, что сущность человека есть ансамбль всех общественных отношений. В таком понимании человек предстаёт как продукт среды, он таков, какова социальная реальность. Ныне роль среды и детерминации социального поведения личности никем из серьёзных учёных не оспаривается. Но один и тот же социальный опыт усваивается различно и имеет разные последствия в зависимости от индивидуальных особенностей субъекта. Но что же в таком случае является исходным?

Токарь обрабатывает на станке деталь будущего самолёта, врач выписывает рецепт, министр ставит подпись под документом. Действия эти могут показаться бессмысленными, если отвлечься от целесообразности. Самолёт нужен людям как средство сообщения, рецепт нужен пациенту. Значит, акты социальной деятельности обретают функциональный смысл при их включённости в систему взаимодействия людей.

Такой вывод вытекает из признания изначальной коллективности человеческой деятельности. Сомненье здесь вряд ли имеет смысл. Но, тем не менее, отыскивая специфически человеческую субстанцию, мы понимаем, что коллективность не является монопольным достоянием социального. Коллективность присуща многим животным, ведущим образ жизни, в котором потребности каждой особи могут быть удовлетворены лишь путём кооперации усилий со своими сородичами. Некоторые биологи даже считают единым живым организмом, например, не муравья или пчелу, а муравейник или рой, взятые в целом.

Условием существования человека, как уже отмечалось, является кооперация с другими людьми. Это не значит, что, оказавшись на необитаемом острове в положении Робинзона Крузо, он непременно погибнет или потеряет человеческий облик, лишится речи. Люди способны выживать в самых экстремальных условиях. Робинзон выжил с помощью продуктов чужого труда - инструментов, спасённых им с затонувшего корабля. Но он мог и самостоятельно создать необходимое для жизни. При этом признак коллективности незримо присутствовал бы в его труде - это наличие сознания, выработанного в процессе коммуникации с другими, способности целенаправленно трудиться. Красивая сказка о Маугли тоже никак не соответствует действительности. Человеческий детёныш, выросший в волчьей стае, не может возвыситься над зверями. Силе когтей и клыков можно противопоставить лишь силу человеческого разума, который обретается только во взаимодействии с себе подобными и благодаря им.

Природа создаёт лишь биологические предпосылки, своего рода "заготовку" человека, возможность его становления как личности, которая претворяется в действительность только в результате особой деятельности общества, которую называют социализацией индивидуальной жизни.

Социализация в контексте с идентификацией позволяет понять личность как объект общественных отношений. Социализация - это процесс освоения людьми сути человеческих отношений, социальных норм и ценностей, накопление опыта поведения, соответствующего их социальным ролям.

С первых своих шагов люди учатся играть определённые социальные роли: вести себя в соответствии с требованиями родителей, школьными и ВУЗовскими правилами, налаживают отношения со знакомыми и друзьями, готовятся стать супругами, родителями, утвердиться в своём трудовом статусе. Социализация даёт людям возможность общаться между собой посредством освоенных ролей. Она обеспечивает сохранение общества. Люди рождаются, живут и умирают, приходят новые поколения. Социализация прививает им общепринятые идеалы, ценности, образцы поведения.

В социализации человека принимает участие всё его окружение: семья, сверстники, соседи, коллеги. Огромна роль в этом процессе культуры, средств массовой информации. Под их влиянием у нас формируются интеллектуальные, социальные и физические навыки, необходимые для исполнения наших социальных ролей.

По утверждению Н. Смелзера, успешная социализация обусловлена тремя факторами: ожиданиями, изменением поведения и стремлением соответствовать этим ожиданиям (стремление к конформизму) 2). Процесс формирования личности, по его мнению, проходит через три стадии:

1) стадия подражания и копирования детьми поведения взрослых;

2) игровая стадия, когда дети осознают поведение как исполнение роли; 3) стадия групповых игр, на которой дети учатся понимать ожидания

определённых групп людей.

Одним из первых элементы социализации ребёнка выделил 3. Фрейд. Первый из них - "ид" - источник энергии, стимулируемый стремлением к удовольствию, второй - "эго" - осуществляющий контроль личности на основе принципа реальности, третий элемент - "суперэго" - представляет нравственную оценку. Социализация представлялась Фрейдом как процесс развёртывания врождённых свойств человека, в результате которого происходит становление трёх названных составляющих элемента личности.

Французский психолог Ж. Пиаже сделал акцент на развитии познавательных структур индивида и их последующей перестройке в зависимости от опыта социального взаимодействия. Соглашаясь с идеей стадий, он указал на их сменяемость в определённой последовательности.

Первая стадия, от рождения до 2 лет, называется сенсомоторной. В это время у детей формируется способность надолго сохранять в памяти образы предметов. Второй период, от 2 до 7 лет, называется предоперациональной стадией. В это время дети учатся различать символы и их значение.

В возрасте от 7 до 11 лет дети учатся мысленно совершать действия, которые они раньше совершали только руками. Это стадия конкретных операций. В возрасте от 12 до 15 лет дети вступают в стадию формальных операций. Они становятся способными решать абстрактные математические и логические задачи, осмысливать нравственные проблемы, размышлять о будущем.

Нравственное развитие того или иного индивида может задержаться на определённом этапе, но сам процесс социализации никогда не кончается. Взрослые при этом проходят ряд критических периодов. Они должны выбрать профессию и выдержать связанный с этим стресс. Они вынуждены балансировать между требованиями, предъявляемыми им на работе и в семье.

Психолог Роджер Гоулд предложил теорию, согласно которой социализация взрослых не является продолжением социализации детей, а представляет собой процесс преодоления психологических тенденций, сложившихся в детстве. Гоулд утверждает, что успешная социализация взрослых связана с постепенным преодолением детской уверенности во всемогуществе авторитетных лиц и в том, что другие обязаны заботиться о твоих нуждах. В результате формируются более реалистические убеждения с разумной мерой недоверия к авторитетам и пониманием, что люди сочетают в себе как достоинства, так и недостатки. Избавившись от детских мифов, люди становятся терпимее, щедрее и добрее. В конечном итоге личность обретает значительно большую свободу.

Новые знания, изменившиеся условия влияют на систему ценностей, поэтому и свойства личности нельзя считать увековеченными в камне. Наряду с социализацией существует и ресоциализация - это усвоение новых ценностей, ролей, навыков вместо прежних, недостаточно усвоенных или устаревших. Может происходить достраивание и перестраивание прежнего представления, могут возникать их неожиданные комбинации, которые раньше были невозможны в силу каких-то причин.

Необходимо обратить внимание на то, что один и тот же социальный опыт усваивается различно и имеет неодинаковые последствия в зависимости от


индивидуальных особенностей субъекта и неповторимости "набора" контактов, и взаимосвязей с другими людьми. Академик Д. И. Беляев отмечал, что нет
специальных генов гуманизма и альтруизма или генов антисоциального
поведения, но есть генетически детерминированные свойства психики,
сочетание которых, преломляясь через определённые социальные условия,
способствуют формированию либо человека с высоким чувством совести, либо
такого, который плохо понимает, что такое совесть со всеми вытекающими
отсюда последствиями 3).

Фрейд З. выделил психологические механизмы социализации: имитацию, идентификацию, чувство стыда и вины. Имитация в данном случае понимается как осознанная попытка ребёнка копировать определённую модель поведения родителей, родственников, друзей и т.д. Парсонс Т. и Бейлз С. понимают имитацию как усвоение элементов культуры, знаний, умений, обрядов вне длительного отношения с "моделью".



Идентификация - это способ осознания принадлежности к той или иной
общности. Через идентификацию дети принимают поведение людей, их
ценности, нормы, образцы поведения как свои собственные. Это внутреннее
освоение ценностей, процесс социального научения, рождение привязанности к
другому человеку. Поскольку наиболее сильны привязанности в семье, она
считается основной формой социализации. Стыд и вина подавляют или запрещают некоторые способы поведения. Стыд обычно вызывается ощущением, что вас разоблачили в чём-то нехорошем . Это чувство ориентировано у индивида на негативную оценку его поступка другими людьми. Ощущение вины, наоборот, связано с внутренними переживаниями, с самооценкой человеком своих поступков. Наказание здесь совершается самим собой, под контролем совести. Именно в этом смысле А. И. Герцен называл совесть внутренним трибуналом личности.

Процесс социализации достигает определённой стадии завершённости при достижении личностью интегрального социального статуса. Статус ( от лат.


Status - состояние дел, положение ) - интегративный показатель, обозначающий
положение, конкретное место личности в социальной среде в зависимости от
достигнутого и от авторитета.

Мы видели, что поведение человека социально детерминировано, и что он является объектом общественных отношений. Но это только часть проблемы взаимосвязи человека и общества. Другая часть касается воздействия человека на общество, т.е. рассмотрения его как субъекта общественных отношений. Достигнув определённого статуса, он может проявлять социальную активность, быть способным изменять среду своего обитания. Достоевский Ф. M. сформулировал такой вопрос: "Что такое человек - щепка ли, которую несёт река жизни, или сила, способная повернуть против течения?" "Река жизни" нами воспринимается как поток случайных и необходимых обстоятельств.

Часто мы слышим: не человек виноват, а обстоятельства. Но только ли обстоятельства важны? Может ли их формировать сам человек, поскольку он отвечает за свои действия, за сделанный выбор. Человек выбирает всегда, каждый день, ежечасно. Масса вопросов встаёт перед ним. Как и куда направить свои действия? Как жить? Промолчать или ответить? Выстоять или отступить? И каждый раз идёт выбор поступка, выбор тропинки, а потом - линии жизни. В условиях порой одинаковых, люди могут поступать по-разному.

В романе Ю. Бондарева "Игра" есть такой эпизод. Двое оказываются на нейтральной полосе в воронке от бомбы. Они слышат стрельбу и предсмертный крик одного из разведчиков, напоровшихся на немцев. Один выходит из нейтральной полосы невольным самострелом, чтобы попасть в госпиталь, отлежаться, спасти свою шкуру. В это время другой, превозмогая боль, идёт туда, где выстрелы и крики, чтобы попытаться спасти, вынести раненого товарища.

Разным по своей значимости бывает выбор поступка. Часто приходится выбирать "или-или". В выборе человек проявляется весь: здесь - уклад его мыслей и чувств, духовных устоев и волевых качеств. Пользуясь относительной свободой выбора, он проецирует принимаемое решение на возможные результаты, обстоятельства, выслушивает возражения, спорит, отстаивает свои доводы. Выбирать помогают и знания, и опыт, и совесть, и интуиция. В выборе идёт проверка мудрости, способности ориентироваться в мире социального бытия, находить в нём своё место.

Из философии мы знаем, что субъективность есть момент в развитии объективного. При этом субъективное, возникнув, активно воздействует на объективное, раскрывает себя в нём. Поэтому и человеческая активность детерминирована объективными и субъективными причинами. Если бы объективные условия однозначно определяли сознание людей, то их поведение носило бы в одинаковой обстановке идентичный характер. В действительности же часто бывает не так.



Свобода выбора поступка - это не всякого рода субъективность, а выражение наиболее существенных субъективных качеств, способности людей активно и эффективно воздействовать на объективные условия и на самих себя. Свобода не должна отрываться от необходимости. Личность всегда ограничена необходимостью и ответственностью. Но это с одной стороны. С другой же стороны она имеет широкое поле для проявления творчества, для реализации разумных желаний. Значит, ограничивая свободу, необходимость одновременно и утверждает, развивает её. Познанная необходимость выступает как предпосылка свободы. Основываясь на ней, люди преобразуют обстоятельства, достигают господства над ними.

Практика, например, показала, что человек может оторваться от Земли, но сделал он это, лишь опираясь на познанные законы природы, законы аэродинамики, руководство которыми открыло в наши дни поистине сказочные перспективы перед авиацией. Или рассмотрим такой пример. Значит ли, что парусник может двигаться только в ту сторону, в которую дует ветер? Оказывается, нет. Достаточно кливерных парусов, чтобы он мог направляться в любую сторону.

Но, тем не менее, одно познание необходимости не делает человека свободным. Более того, как говорил Шекспир устами одного из своих героев, ''сведи к необходимости всю жизнь, и человек становится животным". А животное или приспосабливается к наличным условиям, или гибнет. Животное не может изменить среду так, как дано человеку. Но, чтобы мочь, чтобы не быть игрушкой в руках различных социальных сил, ему нужны знания о социальных процессах, нужны совместные целенаправленные действия объединённых в общности людей, нужны соответствующие условия, относящиеся как к личности, так и к обществу. Иными словами, нужны соответствующие экономические, социальные, политические и духовные предпосылки 4).


Каталог: bitstream -> 123456789
123456789 -> Учебная программа для специальности: 1-21 04 01 «Культурология
123456789 -> Рассказ «Из колена Аввакумова»
123456789 -> Вторая причина это массовое осознание того факта, что культурное развитие отнюдь не совпадает с историческим развитием
123456789 -> Пособие по изучению дисциплины Москва 2007 Рецензент: канд истор. Наук В. И. Хорин. Пименов В. И
123456789 -> Л. И. Карпова история воздухоплавания
123456789 -> Учебная программа для высших учебных заведений по специальности
  1   2   3   4   5   6   7   8

  • СОЦИОЛОГИЯ