Первая страница
Наша команда
Контакты
О нас

    Главная страница


Курс францисканской духовности




страница1/8
Дата11.01.2017
Размер1.08 Mb.
  1   2   3   4   5   6   7   8
Вилли Энгер, Леонард Леманн, Антон Ротцеттер


Курс

францисканской

духовности

Для внутреннего пользования

Киев 2001

Перевод сделан с польского издания:

Willi Enger, Leonard Lehmann, Anton Rotzetter.



Kurs duchowoci franciszkańskiej, Wrocław, 1992

(Według opracował o.Stanisława Padewskiego OFMCap

na podstawie Fernkurs Franziskanische Spiritualitat).

Редактор серии: о.Юрий Зелинский OFMCap


Перевод с польского и адаптация русского текста: Кристина Модзалевская
Компьютерный набор: Х. Злата Модзалевская
Корректура: Елена Новак
Технический редактор: Евгений Груминский
Печатается с разрешения церковных властей
Тексты Писаний и биографий св.Франциска Ассизского (кроме специально оговоренных мест), приведенные в настоящем издании, приводятся по изданию:

«Истоки францисканства» (Movimento Francescano, Ассизи, 1996)


Издательство:

© «Християнське Слово»

21050 Винница, ул. Соборная, 12

тел./факс: (0432) 350221

E-mail: chword@svitonline.com

Предисловие

Глава первая




Жизнь и деятельность святого Франциска




Введение

Формы духовности, существующие в Церкви – василианская, кармелитская, доминиканская, игнацианская и францисканская – различны, но святость – одна, поэтому необходимо различать понятия святости и духовности.



Духовность – это образ христианской жизни, которая состоит в понимании евангельских советов и следовании им согласно примеру, данному основателем и создателем данного пути совершенствования. Духовность – это один из возможных путей к святости, Источником которой является Бог.

Можно выделить три составные элемента, определяющие особенность конкретного духовного пути, а именно:



  • личность основателя и его духовная жизнь;

  • община его учеников и последователей;

  • богословское обоснование его учения.

Источником францисканской духовности служит не только неповторимая в своем совершенстве личность св.Франциска, но также и личность его товарищей и последователей – ведь св.Франциск немыслим без своих друзей, они просто необходимы для понимания его личности. Поэтому сутью францисканской духовности является совместный опыт братьев и сестер францисканской семьи.

Сама жизнь Ассизского Святого является образным, живым и точным комментарием Евангелия. Франциск показал, как надлежит воплощать евангельские советы в различных ситуациях нашей жизни.

Святой уподобился Христу и напомнил о Нем людям. Его подход к жизни невозможно изложить ни в одной теории, однако это дает множество указаний, как нужно следовать Христу, живя в современном мире.

Обсуждение темы




Исторический фон:





  • стремление к обновлению жизни в Церкви;

  • возникновение еретических сект и борьба с ними;

  • пик папского могущества (Иннокентий III);

  • крестовые походы;

  • стремление итальянских городов к автономии;

  • накопление капитала;

  • борьба императора с папой, гражданские войны;

  • строительство готических соборов;

  • расцвет придворной поэзии.

Молодой Франциск жил идеалами и стремлениями своего времени.



Хронология жизни св.Франциска


Краткая биография святого Франциска от рождения до смерти (1181/82 – 1206 гг.)
Дата рождения святого Франциска с точностью не установлена. Известно, что он родился в период между сентябрем 1181 года и февралем 1182 года в семье Пьетро ди Бернардоне и мадонны Пики.

Отец Франциска был богатым торговцем тканями, представителем зарождающегося сословия буржуазии, которая в борьбе с помещичьей аристократией, стремившейся сохранить свои феодальные привилегии, отвоевала свои права и свободы. Мать Франциска, мадонна Пика, была уроженкой Прованса, на которой Петро ди Бернардоне женился во время одной из своих частых деловых поездок во Францию. Имя «Франциск» было дано мальчику отцом с явным намерением воздать хвалу Франции, которая принесла ему богатство, хоть мать при крещении во время привычного отсутствия своего супруга назвала своего сына Иоанном (Джованни). Мать оказала большое влияние на воспитание Франциска, привив ему, в частности, рыцарские идеалы, что впоследствии часто отражалась в его мыслях и поступках (напр., в мистическом бракосочетании с Госпожой Бедностью). От матери они также научился провансальскому языку – языку трубадуров, – с помощью которого он излагал свои мысли в моменты поэтического вдохновения как до, так и после своего обращения.

Образование Франциска было обычным для молодых людей того времени – его обучили латыни и счету священники церкви Св.Георгия (в настоящее время – капелла церкви Св.Клары). Отец поставил его за прилавок лавки, когда Франциск еще был подростком и, по-видимому, юноша преуспел в торговле.

Обладая острым умом, открытым (или, как бы мы сегодня сказали, экстровертным) характером, имея много денег, гордый, честный и прекрасно одетый, молодой Франциск естественным образом стал главой молодежных компаний Ассизи. Он был первым на пирах и поэтических конкурсах, в различных празднествах, устраиваемых ассизской молодежью, а также отличался в стрельбе и верховой езде.

Вопреки тому, что мы могли бы подумать об этом молодом человеке, зная о его легкомысленном образе жизни, Франциск был любезен и приветлив в общении, сдержан в речах, чужд всякой вульгарности и мог служить примером в своем отношении к представительницам прекрасного пола. По отношению к бедным он всегда был добр и щедр. Фома Челанский, первый биограф Франциска пишет о нем, что «красота полей, очарование виноградников, все то, что радует глас, наполняло его радостью» – подобные чувства были почти неизвестны людям этого времени.

В 1202 году Франциск исполнил свой долг горожанина, защищая родной город, сражаясь в рядах ассизского войска в войне против Перуджи. Во время битвы под Коллестраде Франциск был взят в плен рядом в мостом Св.Иоанна и был освобожден в 1203 году после подписания мирного договора.

По возвращении в Ассизи Франциск возобновляет, возможно, с еще большим пылом, свой прежний образ жизни. Так длится до тех пор, пока Франциск в возрасте 23 лет не заболевает настолько серьезно, что в течение многих дней его жизнь находится в опасности. После медленного выздоровления он возвращается к светской жизни, но уже безо всякой радости и с неопределенной тревогой в душе.

Когда мечта Франциска о получении рыцарского звания была близка к осуществлению, он решает присоединиться к графу Гвалтьери III ди Бриенни, сражавшегося за возвращение власти законной наследницы норманнских королей императрицы Констанции, вдовы Генриха IV, в Таранто. Франциск приобретает для себя и для своего благородного, но бедного товарища, богатые доспехи и отправляется в Пулью. Однако в Сполето он заболевает и. находясь в бреду, слышит глас Господень, призывающего молодого воина к служению: «Возвращайся на родину, там тебе будет указано, что тебе нужно сделать». По возвращении в Ассизи Франциска уже не привлекает светская жизнь. Он предается созерцанию и молитве – в уединенных пещерах близ Ассизи он находит для себя идеальное убежище.



В 1206 г. в полуразрушенной церкви Св.Дамиана, во время молитвы, голос, который Франциск уже слышал в Сполето, дает ему новое приказание: «Иди, Франциск, и восстанови дом мой, который, как видишь, рушится». В этом символическом приказании состоит величайшая задача Франциска – восстановить божественное начало Христианской Церкви, подтачиваемой ересями, безнравственностью и симонией. Франциск еще не может понять скрытое значение этого приказания и воспринимает его буквально. Поэтому он со свойственным ему жаром принимается за восстановление маленькой церквушки.

С целью раздобыть необходимые для реставрации средства Франциск продает в Фолиньо большое количество дорогих тканей из отцовской лавки и повозку. Отец же, весьма недовольный переменами, произошедшими в жизни его сына и разочаровавшийся в нем, приходит в ярость и требует вмешательства городского магистрата с тем, чтобы они, принимая во внимание намерение сына лишить его имущества, удовлетворили его просьбу об изгнании Франциска за пределы города и его окрестностей. Городские консулы, не имея возможности вмешаться, возможно, потому, что Франциск уже принял сан диакона, оставляют решение за епископом Ассизским.

После возвращения отцу своих одежд Франциск в серой накидке умбрийских крестьян, с капюшоном на голове и с веревкой вместо пояса начинает проповедовать Евангелие в родном городе.

Любая его речь начинается пожеланием: “Pax et bonum” (Мир и благо) – это сердечное приветствие позднее станет знаменем францисканского движения. Приветствие и проповеди постепенно прокладывают себе дорогу к сердцам горожан, которые раньше, считая Франциска безумным, презирали и изгоняли его. Прежде других пожелали последовать за ним знатный житель Ассизи Бернард ди Квинтавалле, затем Петр Каттани, муниципальный советник, а также Эгидий, Сильвестр, Саббатино, Морико, Иоанн делла Капелла, Филипп Лонго, Барбаро, Бернард ди Виджиланте и Ангел Танкреди. Когда число его последователей достигло одиннадцати, Франциск посчитал необходимым получить от Папы разрешение на проповеди и устав («Правило») для своих братьев. В мае 1209 года он отправился с ними из Ривоторто, где он создал первый монастырь, прозванный «Лачугой», а Рим. Иннокентий III «вслух» одобрил Правило после некоторых сомнений, возникших у него по причине чрезмерной строгости содержащихся в них правилах. В действительности, курия хотела действовать осмотрительно, поскольку некоторые предшествующие религиозные движения, например вальденсы, стали источником серьезных ересей. Данные сомнения рассеялись после видения, когда папа увидел Франциска, поддерживающего падающий Латеранский собор.

Франциск, постоянно искавший мученической кончины, в 1219 году отправляется в Египет, чтобы там проповедовать Евангелие. Будучи взят под стражу и приведен к султану Мелек-эль-Камелю, он смело сказал ему, что приехал в Египет для того, чтобы проповедовать Евангелие и отвратить народ от ислама: «Вели разжечь большой костер, и я вместе с твоими священнослужителями войду в этот огонь, и тогда ты, наверно, поймешь, какая вера ближе к истине и святости, и будешь ее держаться» (БЛег IX, 8).

«Видели его и в ночи молящимся, раскинувшим руки наподобие креста – всем телом он отрывался от земли и поднимался в воздух, – а вокруг него сияло блистающее облако, и это дивное сияние, изливавшееся от его тела, свидетельствовало об еще более дивном сиянии его духа» (БЛег X, 4).

На Рождество 1223 года «за три года до [своей] кончины [Франциск] решил отправиться в Греччо с наивозможной торжественностью праздник в память Рождества Христова. Чтобы это не показалось делом необычным и дерзким, он испросил особое разрешение у верховного первосвященника и приказал готовить ясли, принести сена, привести осла и вола» (БЛег X, 7). Изображение сцены Рождества Христова стало с тех пор одним из самых дорогих обычаев христианского мира.

«А в другой раз муж Божий пожелал перебраться в какую-то обитель, где у него было бы больше возможности для созерцания, а поскольку он был уже слаб, то одолжил у какого-то бедняка осла. Дни были жаркие, и тот человек, сопровождавший слугу Христова по горной дороге, совершенно измучившись от тяжелого и чересчур длинного пути, почувствовал такой жар и жажду, что начал кричать вслед Святому мужу: “ Эй, постой, я сейчас умру от жажды, если только не освежусь глотком какого-нибудь питья!” Человек Божий немедля соскочил с осла и, преклонив колени, поднял длани к небу и не прекращал молитву, пока не понял, что просьба его услышана. Закончив молитву, он сказал тому человеку: “Поспеши к скале – там ты найдешь источник воды, которую Бог в эту только минуту милосердно вывел из толщи камня, чтобы ты утолил жажду”» (БЛег VII, 12).

«На пути в Беванью [Франциск] зашел в какую-то рощу, где собралось огромное множество всякого рода птиц. Когда святой Божий увидел это собрание, он поспешно вбежал в самую середину рощи и обратился к птицам так, словно и они были наделены разумной речью. Птицы все замолкли и обернулись к нему, как будто чего-то от него ожидая, и даже те, что сидели в ветвях, наклоняли головки, когда он подходил к ним, и совсем не по-птичьи в него всматривались; а он подошел к ним совсем близко и призвал их всех выслушать слово Божие, заботливо увещевая такими словами: “Сестры мои птицы, вы должны восхвалить своего Создателя, Который одел вас перьями и дал вам крылья, чтобы вы могли порхать свободно, уступил вам чистое небо и управляет вами, освободив вас от всяких забот”. И когда он произносил эти и им подобные слова, птицы, словно чудом, начали различными жестами изображать свое внимание, вытягивая шею, простирая крылья и разевая клюв. И хотя он, дивно воспламененный духом, вошел в самую середину птичьей стаи, так что многих из них задел прикосновением своей рясы, все же ни одна из птиц не тронулась с места, пока человек Божий не осенил их крестом и не дал вместе с благословением позволение лететь – и тогда все они разом снялись с ветвей и улетели”. (БЛег XII, 3).

«[Франциск] отправился проповедовать в Челано, и живший там воин стал благоговейно и неотступно молить его оказать ему честь и у него отобедать. Он согласился придти к нему доимой, и вся семья радовалась возможности принять у себя нищих. Но еще до обеда Франциск, по своему обыкновению, пожелал воздать хвалу и славу Господу, отойдя для этого в сторону и возведя глаза к небу. Завершив молитву, он отозвал по-дружески своего доброго гостеприимца и сказал ему: “Слушай, брат мой и гостеприимец, по твоей просьбе я вошел в этот дом, чтобы вместе с тобой отобедать. Но теперь прислушайся к моим наставлениям, ибо сам ты будешь обедать не здесь, а в ином месте. Исповедуй теперь же грехи свои в сокрушенности истинного покаяния, чтобы не осталось в тебе ничего, утаенного от истинной исповеди. Ныне Господь воздает тебе за то, что ты столь благосклонно принял Его нищих”. Тот человек немедля исполнил все наставления святого, открыл его спутнику на исповеди все свои грехи, сделал завещание для дома своего и, насколько мог, приготовился к надвинувшейся на него смерти. После этого они приступили к обеду, но едва остальные начали есть, хозяин их внезапно испустил дух, похищенный мгновенной смертью, как и предсказывал человек Божий» (БЛег XI, 4).

«Однажды, когда, собираясь проповедовать перед Папой и кардиналами, [Франциск], по совету кардинала Остии, тщательно сочинил и отделал свою речь и выучил ее наизусть, выйдя на середину зала, чтобы произнести красиво выстроенную речь, он внезапно позабыл совершенно все и сам не знал, что он должен теперь говорить. И, как он с истинным смирением обратился к милости Святого Духа, и тогда внезапно излились из него красноречивые слова мощным потоком, так что их мощной силой он взволновал сердца слушавших и возвысил из души, и стало совершенно ясно, что не сам он эти слова произносит, но Дух, Которым он говорит» (БЛег XII, 7).

«И хотя [Франциск] не мог телесно присутствовать на провинциальных капитулах, он с великим усердием и тщанием о них заботился и духовно присутствовал на них неотступной молитвой и подвигом своего благословения, так что в силу чуда, совершенного волей Божией, образ его порой наглядно являлся братьям. Однажды, когда знаменитый проповедник и ныне прославленный исповедник Христа Антоний на Арлезианском капитуле изъяснял братьям титул, написанный на кресте: Иисус Назорей, Царь Иудейский, один из братьев испытанной добродетели по имени Мональд по Божию вдохновению оглянулся на двери капитула и увидел телесными очами святого Франциска, вознесенного на воздух, раскинувшего руки, словно на кресте, и благословлявшего братьев» (БЛег IV, 10).

14 сентября 1224 года, «когда настало утро Воздвижения святого Крест, а Франциск по-прежнему молился на горе [называемой Монте делла Верна], он увидел Серафима с шестью крыльями, опускавшегося с высоты небес, и крылья его переливались блеском огненным. В быстрейшем полете достиг он по воздуху того места, где молился человек Божий, и тут среди крыльев его явился образ человека распятого, руки и ноги которого были раскинуты наподобие креста и к кресту прибиты. Два крыла серафима простерлись над головой, двумя он поддерживал свое тело в полете, нижними двумя прикрывал тело. Увидев это, оцепенел муж Божий – радость вместе со скорбью пронзила его сердце… И когда видение исчезло, в сердце его остался пламень дивный, но и на теле остались не менее удивительные знаки и отметины. И на руках его, и на ногах начали проступать следы словно от гвоздей, точно таких, какие он незадолго перед этим видел на теле распятого.» (БЛег XIII, 3).

«Когда были над [Франциском] совершены все таинства, и его пресвятая душа освободилась от тела, растворившись в бездне любви Господней, и муж святой почил в Господе, один из его братьев и учеников видел, как его блаженная душа в образе прекраснейшей звезды, окутанной пресветлым облаком, над многими водами поднялась и устремилась к небу» (см. БЛег, XIV, 6).

«А в Терра ди Лаворо министром братьев был в то время брат Августин, муж святой и праведный, к тому времени уже давно лишившийся употребления языка – и вот, в смертный час Франциска он вскочил внезапно и громким голосом крикнул, так что слова его услышали все, там находящиеся: “Подожди меня, отец, подожди, вот я уже иду за тобой!”. Братья весьма изумились и стали его расспрашивать, отчего он воскликнул так громко и внезапно, он же ответил: “Разве вы не видите отца нашего Франциска, который уходит от нас на небо?” И в ту же минуту его святая душа, оставив тело, устремилась за пресвятым отцом.

А епископ Ассизи в это время с целью паломничества прибыл в молельню Святого Михаила на Монте Гаргано, и там святой Франциск явился ему в ночь своей смерти» (БЛег, XIV, 6).

«Воин по имени Иероним, искусный в грамоте и известный своей рассудительностью, человек прославленный и знаменитый, до такой степени сомневался в существовании таких священных знаков, что, словно Фома, настойчиво и дерзко принялся в присутствии братьев и многих сограждан ощупывать руками следы от гвоздей на руках и ногах святого и собственноручно удостоверился в существовании той раны в боку, и так, удостоверившись на ощупь в истинности этих язв Христовых, иссек в своем сердце и в сердцах всех своих сотоварищей язву сомнения» (БЛег XV, 4).

«Когда же наступило утро, сбежались толпы, захватив с собой зажженные ветви деревьев и другие светильники и факелы, чтобы с гимнами и песнопениями перенести святые останки в город Ассизи. Проходя мимо церкви Святого Дамиана, в которой вместе со своими сестрами пребывала прославленная дева Клара, ныне почитаемая в небесах, процессия ненадолго остановилась и святое тело опустили на землю, чтобы эти жемчужины небесные могли его видеть своими глазами и поцеловать святые останки» (БЛег XV, 5).

«[Папа Григорий IX] самолично отправился в город Ассизи в год от Воплощения тысяча двести двадцать восьмой, шестнадцатого июля, в воскресенье, и со многими церемониями занес блаженного отца в список святых» (см. БЛег XV, 7).

«Папа Григорий IX был охвачен сомнением, касающимся язвы в груди. Однажды ночью ему явился святой Франциск с хмурым лицом. Он развеял сомнения и, подняв руку, показал ему язву» (Трактат о чудесах1, I, 2).

«Некий Иоанн ди Лерида из Каталонии, тяжело раненный, умирая, призывает Святого. Святой Франциск явился ему. Он приблизился, разбинтовал раненого и смазал мазью раны. От нежного прикосновения к этим рукам плоть восстановилась, и раны зарубцевались» (см. Трактат о чудесах, I, 5).

«На глазах у всех умершая села на кровати и сообщила следующее присутствовавшему при этом священнику: “Послушайте меня, святой отец, я расскажу вам о грехе, в котором я никогда не признавалась при жизни. я должна



Хронология жизни св.Франциска дана с целью облегчить запоминание важнейших событий его жизни.




1181, лето / осень

В небольшом умбрийском городке Ассизи в семье Пьетро и Пики ди Бернардоне родился мальчик, получивший при крещении имя Иоанн. Однако отец, по возвращении из Франции, изменил его имя, назвав его Франциск (итал. «Франческо», досл. – «Французик»).

1193 (или 1194)

Рождение Клары ди Оффердуччи.

1198, 8 января

Избрание папой Иннокентия III.

1198, весна

Жители Ассизи осаждают крепость на горе – символ императорской власти – и разрушают ее.

1199-1200

Вспышка гражданской войны в Ассизи между народом (мелкой буржуазией) и аристократией. Народ нападает на дворцы вельмож. Семьи Клары и Леонарда бегут в горы. Франциск, возможно, в первый раз доказывает свою смелость, сражаясь в рядах городского войска.

1202, ноябрь

Война между Перуджей (где укрылась большая часть ассизской аристократии) и Ассизи. Армия Ассизи терпит поражение в битве под Коллестраде.

1202-1203

Франциск – среди пленных, пребывает в заключении в Перудже около года. Освобожден по причине болезни (выкуплен отцом).

1204

Долгая болезнь.

конец 1204 или

весна 1205

Франциск решает направиться в Пулью, чтобы сражаться с Гвалтьеро ди Бриенне. Но в Сполето его посещает таинственное видение, которое переворачивает его планы, заставляя вернуться в Ассизи. Начинается постепенный процесс обращения.

1205, июнь

Гвалтьеро ди Бриенне умирает. Франциск в последний раз принимает участие в празднике молодежи, на котором удостаивается титула «Короля ассизской молодежи».

Начало обращения. Жизнь согласно Евангелию.

Изменение в жизни св.Франциска наступило после многих переживаний, которые помогли найти ему смысл жизни. Особую роль сыграли болезнь и ряд неудач, а также видение, бывшее ему на пути в южную Италию и явившее Франциску истинного Господа, переоценка ценностей во время встречи с прокаженным и таинственный голос Распятого в церкви Св.Дамиана (San-Damiano), призвавший Франциска к восстановлению Церкви. Франциск начинает восстанавливать церкви и часовни, что вызывает гнев его отца.



Дата неизвестна

Встретив прокаженного, Франциск сходит с коня и вместе с милостыней дарует ему поцелуй мира.

1205, осень или

конец года

Слова Распятого в церкви Святого Дамиана. Конфликт с отцом.

1206, январь или февраль

Призванный на суд, Франциск в присутствии епископа Ассизского отказывается от отцовского наследства и даже от одежды, которая была на нем.

1206, весна

Франциск прислуживает в одном монастыре; затем в Губбио получает платье от одного друга, ухаживает за больными в лепрозории.

1206, дето (июнь)

Франциск возвращается в Ассизи, облачается в одеяние отшельника и начинает восстанавливать церковь Св.Дамиана, выпрашивая в городе в качестве милостыни камни. Предсказывает приход Бедных Дам.

Лето 1206 –

февраль 1208

Восстановление церкви Святого Дамиана, затем церкви святого Петра и Святой Марии Ангелов (итал. Santa Maria degli Angeli; эта часовня известна также под названием “церковь Святой Марии Ангельской”), другое название – Порциункола (итал. «частичка»).

1208, 24 февраля

Праздник святого Матфия. Слушая Евангелие, читаемое в тот день, Франциск был поражен словами, которые Христос обращает к апостолам. Он решает оставить жизнь отшельника, облачается в грубое одеяние, подпоясывается веревкой и, босой, начинает проповедовать покаяние.

1208, 16 апреля

Бернард ди Квинтавалле и Петр Каттани хотят разделить жизнь с Франциском и присоединяются к нему.

1208, 23 апреля

В Порциунколе, где укрылись братья, к ним присоединяется брат Эгидий.

1208, весна

Первая миссия: Эгидий и Франциск направляются в Анконскую Марку, двое других – в противоположном направлении.

1208, лето

К маленькой группе добавляются трое братьев, среди которых – Филипп Лонго.

1208, осень или зима

Вторая миссия: братья доходят до Поджо Бустоне в долине Риети. Франциск, получивший обещание отпущения грехов и будущего развития Ордена, ободряет и воодушевляет своих товарищей (к ним присоединился еще один), направляет их попарно на четыре стороны света. Третья миссия: Бернард и Эгидий идут во Флоренцию.

Начало 1209

Восемь братьев возвращаются в Порциунколу, где к ним присоединяются еще четверо.

1209, весна

(или 1210)

Франциск решает представить на утверждение Церкви свою новую форму монашеской жизни. Он пишет краткое Правило (Устав) и подает его папе Иннокентию III, который утверждает его и возлагает на братьев проповедь покаяния. На обратном пути они ненадолго останавливаются вблизи Орте, затем устраиваются в хижине в Ривоторто.

1209, сентябрь

Император Оттон IV проезжает через это селение.

1209, сентябрь

Братья, вынужденные оставить хижину в Ривоторто, устраиваются в Порциунколе, испрашивая разрешение на ее использование у аббата монастыря Сан-Бенедетто в Субазио. Таким образом, Порциункола – церковь Святой Марии Ангелов – становится церковью-матерью Ордена.

1209-1210 (?)

Возможно, начало Третьего Ордена.

1211, лето (?)

Франциск садится на корабль, намереваясь достигнуть Сирии, но ветры прибивают корабль к берегам Далматии. Франциск тайком проникает на корабль, плывущий в Анкону.

1212, 18-19 марта (или 28 марта 1211)

Ночью, на Вербное воскресенье, Франциск принимает Клару в церкви Святой Марии Ангелов и постригает ее в монахини. Укрыв Клару на несколько недель в монастыре Св.Павла в Бастии, затем – в монастыре Св.Ангела в Панцо близ Ассизи, Франциск устраивает ей обитель в монастыре Cв.Дамиана.

1212

Возможное путешествие в Рим с целью рассказать Иннокентию III о развитии Ордена. Встреча с Джакоминой дей Сеттесоли.

1213, 8 мая

В Сан Лео, в Монтефельтро, граф Орландо ди Кьюзи дарит Франциску гору Верна.

1213-1214

(или 1214-1215)

Франциск направляется в Испанию, решив проповедовать неверным в Марокко, однако болезнь заставляет его вернуться в Порциунколу, где он принимает в орден большую группу аристократов и ученых, среди которых – Фома Челанский.

1215, ноябрь

Франциск отправляется в Рим и присутствует на IV Латеранском Соборе. Возможно, встреча со св.Домиником.

1216, 16 июля

Папа Иннокентий III умирает в Перудже; через два дня папой избран кардинал Ченчио Савелли, получивший имя Гонория III. Свидетелем этих дней является Иаков из Витри, который, вероятно, знакомится с самим Франциском и, несомненно, с его Орденом. Он сообщат об этом друзьям из Лотарингии в письме, написанном в октябре того же года.

Расширение деятельности Ордена

1217, 5 мая

Генеральный Капитул в Порциунколе. Принимается решение направить первую миссию в заальпийские и заморские края. Эгидий отправляется в Тунис, Илия – в Сирию, Франциск пускается в путь, направляясь во Францию. Во Флоренции папский легат в Тоскане и Ломбардии кардинал Уголино убеждает его остаться в Италии.

1218, 11 июня

Гонорий III публикует буллу “Cum dilecti”, в которой, обращаясь к епископам, подтверждает ортодоксальность проповеди Меньших братьев.

1219, 26 мая

Капитул Пятидесятницы. Принимается решение направить братьев в Германию, Францию, Венгрию, Испанию-Марокко.

1219, 24 июня

Франциск отплывает из Анконы в Акри, а затем едет в Дамиату, где войско крестоносцев противостоит мусульманской армии.

1219, осень

Франциск – среди крестоносцев, предсказывает поражение. Предсказание сбывается. Получение у папского легата разрешения отправится на свой риск и под свою ответственность к султану Мелек-эль-Камелу. Франциск, принятый султаном с изысканным гостеприимством, произносит проповедь, однако, не видя плодов обращения, возвращается в лагерь крестоносцев.

1219, 5 ноября

Дамиата взята крестоносцами. Франциск, расстроенный допущенными злоупотреблениями, возвращается в Сирию.

1220, январь

Пять братьев, направленных в Марокко, погибают от руки мусульман. Они являются Первомученниками Францисканского Ордена.

1220, начало

Франциск в Акри. Возможное посещение Святых Мест.

1220, весна или лето

Франциск, обеспокоенный сложившейся ситуацией в Ордене, возвращается в Италию вместе с Петром Каттани, Илией и Цезарем Спирским и высаживаются в Венеции. Он направляется к Папе, который назначает кардинала Уголино «протектором» Ордена.

Св.Франциск – живой образ Христа

Развитие Ордена и увеличение численности его членов стало причиной многих осложнений. Франциск отрекается от руководства Орденом и назначает генеральным викарием Петра Каттани. В то же время он продолжает свою деятельность: этим периодом датируется большая часть его писаний. В это время Франциск уже сам становится живой иллюстрацией Евангелия.



1220, февраль-март

Иаков из Витри в письме, направленном из Дамиаты, рассказывает о Франциске и его миссии у султана.

1220

Франциск снимает с себя руководство Орденом и передает его викарию Петру Каттани.

1220, 22 сентября

Гонорий III буллой “Cum secundum” утверждает послушничество.

1220-1221

В своей «Истории Запада» (“Storia Occidentale”) Иаков из Витри подробно останавливается на Новом Ордене Меньших Братьев.

1221, 10 марта

Смерть Петра Каттани.

1221, 30 мая

Генеральный капитул назначает викарием брата Илию. Одобряется текст Правила (не утвержденного буллой). Принимается решение о новой миссии в Германию, возглавляемой Цезарем Спирским. В ней также принимают участие Фома Челанский, будущий биограф, и Джордано Джанский, автор хроники этой миссии.

1221

Гонорий III утверждает “Memoriale propositi”, которое считается первым Правилом Ордена Покаяния святого Франциска (названного позже Третьим Францисканским Орденом).

1221-1222

Франциск проповедует в центральной и южной Италии.

1222, 15 августа

Франциск проповедует в Болонье.

1223, начало

Франциск вместе с братом Львом и братом Бониццо удаляется в Фонте Коломбо для подготовки нового Правила (более краткого), которое будет обсуждено на генеральном капитуле 11 июня, а затем представлено Папе на утверждение.

1223, 29 ноября

Папа Гонорий III утверждает Правило буллой “Solet annuere”.

1223, 24-25 декабря

Рождественская ночь в Греччо.

1224, 2 июня

На Генеральном капитуле принимается решение о миссии в Англию.

1224, конец июня, или июль, или начало августа

В Фолиньо брат Илия из видения узнает, что Франциску осталось жить всего два года.

1224, 15 августа-
29 сентября


Франциск проводит сорокадневный пост перед торжеством св.Архангела Михаила на горе Верна, где видит распятого Серафима и обретает стигматы (14 или 15 сентября).

1224, 10 сентября

Меньшие братья (4 клирика и 5 мирян) прибывают в Довер (Англия).

1224, октябрь или начало ноября

Франциск возвращается в Порциунколу, проходя Борго Сан-Сеполькро, Монте Казале, Читта ди Кастелло.

1224-1225, с декабря по февраль

Франциск верхом на осле объезжает Умбрию и Марке.

1225, март

Посещение святой Клары в монастыре Святого Дамиана. В связи с болезнью глаз Франциск вынужден там на некоторое время остановится. По настоянию брата Илии обращается к врачу, но безрезультатно.

1225, апрель-май

Франциск снова в монастыре Святого Дамиана; обращается за помощью к врачу, и опять – без результата. В одну из ночей Франциск получает божественное обетование вечной жизни; на следующее утро он диктует «Песнь Брата Солнца» («Песнь творений»).

1225, июнь

Франциск добавляет к «Песни» строфу о прощении и добивается примирения между епископом и бургомистром Ассизи.

1225, начало июня-
6 февраля


По письму кардинала Уголино Франциск направляется в Реатимскую долину. Принят в Риети кардиналом Уголино и папским двором. Вначале отправляется в Фонте Коломбо для лечения глаз. В июне-августе врач производит прижигание на висках Святого. Затем Франциск отправляется в Сан-Фабиано, чтобы посетить других врачей, которые пробуют провести лечение через ухо, но также безуспешно. Виноградник священника, затоптанный многочисленными посетителями, дает небывалый урожай по молитве св.Франциска.

1226, апрель

Франциск в Сиене для проведения дальнейшего лечения. Он диктует краткое Завещание («Малое Сиенское Завещание»). Позднее пребывает в обители Челле ди Кортона, где, по-видимому, и диктует Завещание.

1226, июнь-август

Франциск обитает в Баньяре, в горах близ Ночеры, в жаркое время года.

1226, конец августа - начало сентября

В связи с ухудшением состояния Франциска перевозят во дворец епископа Ассизского. Епископ Уго отправляется в паломничество в Монте Гаргано.

1226, сентябрь

Чувствуя близость своего конца, Франциск просит перевезти его в Порциунколу. По дороге он останавливается, чтобы благословить город.

1226, 3 ноября

Благословив сыновей, Франциск умирает на голой земле вечером 3 октября, в субботу. Слух об этом событии быстро распространяется, и многие сбегаются, чтобы увидеть стигматы.

1226, 4 октября

На следующий день, в воскресенье, тело Франциска торжественно переносят из Порциунколы в Ассизи, с остановкой у святого Дамиана, и погребают в церкви Святого Георгия. Брат Илия сообщает об этом всему Ордену, направляя послания провинциальным министрам.

1227, 19 марта

Кардинал Уголино становится Папой под именем Григория IX, сменяя на папском престоле Гонория III, умершего накануне.

1228, 29 апреля

В булле “Recolentes” Григорий IX просит христиан о помощи в сооружении базилики в честь Франциска.

1228, 16 июня

Григорий IX в Ассизи торжественно проводит канонизацию святого Франциска. Спустя три дня (19 июня) публикуется булла “Mira circa nos” о включении Франциска в Список святых (Литургический календарь) и праздновании всей Церковью его дня 4 октября.

1228-1229

Фома Челанский составляет «Первое житие»

1230, 25 мая

Перенесение мощей святого Франциска в базилику, построенную в его честь.



Упражнения для работы с текстом



Вспомогательная литература:

  • Истоки францисканства (“Movimento Francescano”, Ассизи, 1996)

  • Св.Франциск Ассизский, Сочинения (Издательство Францисканцев – Братьев Меньших Конвентуальных, Москва, 1995)

  • Мария Стикко, Святой Франциск Ассизский («Христианская Россия», Милан, 1992)

  • О.Пьетро Росси OFM, Святой, который мне нравится (Киев, 2000)

  • Герберт Кий Честертон, Святой Франциск Ассизский // Сборник «Вечный человек» (Издательство политической литературы, Москва, 1991)



Упражнение 1

«Завещание» святого Франциска





  1. Попробуй представить содержание «Завещания» в нескольких пунктах. Как начинаются отдельные фрагменты текста? О чем в них говориться?

  2. Перечисли события, о которых говорит св.Франциск. Сравни содержание большого «Завещания» и «Малого Завещания» (сиенского), известного также под названием «кодекс поведения». В чем Франциск желает ободрить братьев, вспоминая пережитое им?

  3. Каково, на твой взгляд, значение «Завещания»:

  • для тебя;

  • для Ордена;

  • для современных людей?



Упражнение 2

Франциск как создатель духовной формации

«Перуджинская Легенда» показывает нам портрет св.Франциска, особенно – в последние годы его жизни, когда развитие Ордена пошло в направлении, отходящем от первоначального идеала. Франциск избегал ссор и конфликтов по этому поводу, однако сам жил согласно Евангелию, точно исполняя все его радикальные предписания. Таким образом, для многих поколений он является живым примером духовной формации (forma minorum”):

«Иной раз, когда блаженный Франциск сидел при огне и грелся, пришел новиций, уже просивший однажды позволения иметь Псалтырь, и вновь заговорил о Псалтыри. Блаженный Франциск сказал ему:

– Пожелав иметь Псалтырь, ты пожелаешь иметь и Часослов, а, имея Часослов, ты усядешься за кафедру, словно почтенный прелат, и прикажешь брату своему: «Принеси-ка мне мой Часослов».

Говоря это, он с большим жаром взял пепел, посыпал им свою голову, совершая движения рукой так, как это делается при мытье головы, и говорил самому себе: «Я – Часослов! Я – Часослов!». Он повторил это много раз. А брат сей был удивлен и посрамлен»2 («Перуджинская Легенда», 104).

«Во время этого капитула, который провели на том же месте, откуда братья впервые были отправлены в некоторые заморские провинции, после его окончания блаженный Франциск, оставаясь там с несколькими братьями, сказал им:

– Дражайшие братья, нужно, чтобы я был образцом и примером для всех братьев. Итак, если я посылаю своих братьев в дальние края, где они будут переносить лишения и унижения, голод и иную сильную нужду, мне кажется, что разумно и хорошо было бы также и мне отправиться в какую-нибудь отдаленную провинцию главным образом затем, чтобы мои братья могли терпеливо переносить неудобства и страдания, если они услышат, что и я переношу их» («Перуджинская легенда», 108).


  1. Что, по-твоему, означает выражение св.Франциска: «Я – Часослов»?

  2. Какую роль в этих событиях приписывает себе Франциск?

  3. Как сочетались в св.Франциске смирение и уверенность в себе?



Практические выводы




  1. О каких новых фактах из жизни св.Франциска ты узнал из этих лекций?

  2. Какую ты замечаешь разницу в описании событий и личностей, описанных авторами известных тебе биографий?

  3. Какое значение для твоей жизни имеет история жизни св.Франциска?

  4. Какие случаи из жизни св.Франциска поразили тебя сильнее всего?

Начерти в эскизном рисунке линию течения своей жизни, выделив цветом линию БЛАГОДАТИ. Обозначь в своей жизни моменты, изменившие ее течение. Внимательно присмотрись к этому рисунку и постарайся сосредоточиться, чтобы это изображение послужило темой для твоих размышлений, по крайней мере, в течение получаса.



Вопросы для самоконтроля

Если у тебя возникнут сложности с ответами на эти вопросы, поищи соответствующий материал в доступной для тебя литературе.



  1. Какие даты жизни св.Франциска особенно важны?

  2. Какие факторы среды, в которой вырос св.Франциск, оказали на него влияние в молодые годы?

  3. Какие конфликты имели место во времена св.Франциска?

  4. Назови некоторые черты характера и наклонности св.Франциска.

  5. Как Франциск переносил и воспринимал недомогание во время болезни?

  6. Какую ценность Франциск открыл для себя во время встречи с прокаженным?

  7. Что открыл для Франциска глас Распятого Христа в церкви Св.Дамиана?

  8. Что открыл для Франциска конфликт с отцом?

  9. Какие слова Священного Писания подействовали на Франциска сильнее всего?

  10. Почему Франциск желал утверждения Церковью своей общины? Какие аргументы Франциск использовал для получения этого разрешения?

  11. Какое значение для новой общины имела Порциункола?

  12. Как Франциск относился к св.Кларе? Какова роль Клары в выборе жизненного пути и образа жизни св.Франциска?

  13. Что привело к созданию Третьего Ордена?

  14. В каких странах побывал Франциск во время своих миссионерских странствий? В чем состояла необычность его проповеди перед султаном?

  15. Как развивалась братская община в 1216-1226 гг.?

  16. Какие обязанности Франциск исполнял после своего отречения от управления братской общиной?

  17. Какие болезни перенес Франциск?

  18. Что означает слово «стигматы»?

  19. Расскажи несколько случаев из последних лет жизни св.Франциска?

Для желающих воссоздать личность, жизнь и деяния Ассизского Святого, самыми важными источниками являются Писания св.Франциска (принимая во внимание все, а не только некоторые из них). На втором месте нужно поставить источники XIII века (биографии, хроники, документы). Что касается обоих «Житий» (жизнеописаний), принадлежащих перу бр.Фомы Челанского, необходимо отметить, что они являются наиболее надежными источниками и должны служить точкой опоры. Однако, пользуясь ими, следует иметь в виду, что эти биографии написаны не современным автором, а современником св.Франциска.

Личность св. Франциска и основанный им Орден нужно видеть в более широкой перспективе – на фоне событий церковной, политической, социальной, экономической и культурной жизни общества.

  1   2   3   4   5   6   7   8

  • Предисловие
  • Хронология жизни св.Франциска
  • Хронология жизни св.Франциска дана с целью облегчить запоминание важнейших событий его жизни.
  • Упражнения для работы с текстом
  • «Завещание» святого Франциска
  • Франциск как создатель духовной формации
  • Вопросы для самоконтроля