Первая страница
Наша команда
Контакты
О нас

    Главная страница


«Купчинские юношеские чтения: наука, творчество, поиск» Секция психологии Материалы конференции Март 2007 Санкт-Петербург в данном сборнике представлены тезисы докладов педагогов-психологов,




страница1/7
Дата29.06.2017
Размер0.87 Mb.
  1   2   3   4   5   6   7
Отдел образования Фрунзенского района

Научно-методический центр Фрунзенского района

Центр психолого-медико-социального сопровождения Фрунзенского района


Конференция
«Купчинские юношеские чтения:

наука, творчество, поиск»
Секция психологии

Материалы конференции


Март 2007

Санкт-Петербург
В данном сборнике представлены тезисы докладов педагогов-психологов, учителей, учащихся конференции «Купчинские юношеские чтения: наука, творчество, поиск» секции психологии.
Составитель:

У.С. Третьякова, руководитель отдела диагностики, консультирования и групповой работы ГОУ ЦПМСС Фрунзенского района

Редактор:

Т.Г. Селиванова, директор ГОУ ЦПМСС Фрунзенского района

Рецензент:

С.В. Александрова, руководитель отдела коррекционного обучения и психокоррекции ГОУ ЦПМСС Фрунзенского района

Компьютерная вёрстка: В.М. Воронин, инженер ГОУ ЦПМСС Фрунзенского района

Выражаем благодарность Председателю Комитета по законодательству Законодательного Собрания Санкт-Петербурга Михайлову Игорю Павловичу за помощь в организации, проведении и предоставлении памятных подарков для участников конференции «Купчинские юношеские чтения: наука, творчество, поиск» секции психологии.

А.С. Роботова, доктор пед. наук,

профессор, научный руководитель

гимназии № 441
Дорогие участники Купчинских чтений!
Как автор программы «Купчинских чтений: наука, творчество, поиск» я рада обратиться к тем, кто сферой своих интересов избрал одну из интереснейших наук – психологию… Предложение написать обращение к вам, юные психологи, вызвало у меня много воспоминаний.

Я вспомнила, какие интересные уроки психологии проводил в нашей поселковой школе замечательный учитель Николай Петрович. Я вспомнила собственные уроки в школе, когда, придя после окончания историко-филологического факультета, должна была обратиться к психологии уже на ином уровне. Нужно было мобилизовать свой психологический опыт и знания, чтобы правильно построить свои отношения с учителями-коллегами, у которых я раньше училась. Еще острее была проблема взаимоотношений с детьми. Они поставили передо мной множество вопросов: как в каждом из них увидеть не просто ученика, а личность; как держать дисциплину, не прибегая к наказаниям; как создавать обстановку учения с увлечением … Всех вопросов и не перечислишь. На уроках литературы в старших классах надо было раскрывать психологию героев, анализировать их поступки, внутренний мир, учить своих учеников проникать в мастерство психологического анализа Пушкина, Толстого, Достоевского …

Пройдя длинный жизненный путь, став ученым, я могу сказать, что обращение к психологии на теоретическом, исследовательском, практическом уровне удивительно обогащает человека. Интересующийся психологией человек лучше понимает себя, других, окружающие явления, мир искусства, саму жизнь. Он начинает задумываться над такими вопросами, которые ранее перед ним не вставали. Знание психологии помогает понять многие проблемы, связанные с отдельным человеком и всем человечеством. Я часто перечитываю труды наших замечательных психологов: Б.Г. Ананьева, Л.С. Выготского, В.П. Зинченко… И испытываю огромное удовольствие, проникая в логику их мыслей, аргументов, выводов.

Психология сегодня стала широко разветвленной областью знаний, поэтому в ней могут найти основу для развития своих научных и исследовательских интересов самые разные ребята: и те, кто интересуется психологией познания, и психологией общения, и психологией искусства, и психологией поступка, и психологией любви, и многими другими вопросами…

Я желаю успехов всем, кто интересуется психологией, приобщается к познавательной, исследовательской или экспериментальной работе в этой науке и представляет итог своей деятельности на «Купчинских чтениях». Наверное, единицы из вас решатся впоследствии стать профессиональными психологами, но всем необходима психологическая культура. И ваши первые работы по психологии, возможно, станут ее основанием.

Реализация творческого потенциала одаренных учащихся в процессе проектно-созидательной и научно-исследовательской деятельности

И.П. Корчуганова,

к.пс.н., доцент кафедры ЛОИРО

Включение юношей и подростков в научно-исследовательскую деятельность, практическую разработку проектов, выполнение творческих работ обеспечивает превентивное овладения методами познания, поиска и структурирования информации, способности ориентироваться в современной информационной среде, способствует более успешной адаптации к быстро изменяющимся условиям современного мира, формирует механизмы саморазвития, самосозидания. Познавательная творческая деятельность создает благоприятные условия для самообразования учащихся, личностного и когнитивного саморазвития, проявления самостоятельности в поведении и мышлении.

В данном случае речь идет о проектно-исследовательской деятельности как самостоятельной составляющей образовательного процесса, предполагается, что она обеспечивает творческое развитие учащихся исследовательского характера, формирование компонентов научного познания и мышления, технологической культуры.

Знакомство с методами моделирования, системного анализа и приемами познания сложных систем совмещается с освоением навыков самостоятельной работы с различными источниками информации (работа с научной и специальной литературой, справочниками, периодической печатью, получение необходимых сведений и данных в информационном поле Интернет и т.п.). Важнейшими составляющими успешного освоения проектно-исследовательской деятельности являются: способность к построению эффективного взаимодействия со сверстниками и старшими, составление плана проекта, определение его структуры и содержания, сбор информации и анализ полученных данных, организация наблюдения, самостоятельное применение научных методов исследования, проведение эксперимента.

Основная цель привлечения старшеклассников к проектной и научно-исследовательской деятельности – стимулирование познавательной активности, актуализация творческого личностного потенциала, формирование навыков планирования и реализации научного исследования, индивидуализация образовательного процесса.

Организация научно-исследовательской работы учащихся должна способствовать выработке следующих знаний, умений и навыков:



  • самостоятельное выделение проблемы, противоречия, вычленение и доказательство фактов, явлений, закономерностей;

  • классификация, сравнение, анализ, обобщение изучаемых явлений и закономерностей;

  • проведение исследования, сбор данных, планирование и организация эксперимента, выдвижение и обоснование гипотез;

  • применение научных методов исследования;

  • определение возможных вариантов решения выделенной проблемы и обоснование наиболее рационального из них;

  • составление резюме к работе;

  • рецензирование и объективная оценка собственной работы исследовательского характера, а также работы других учащихся.

Участие старшеклассников в конференциях, олимпиадах, конкурсах является итоговым, завершающим этапом творческой, проектной и научно-исследовательской работы. Конечными критериями оценки проектной и исследовательской деятельности учащихся должны быть полученные знания умения и навыки. Именно они позволят выпускнику школы продолжить свое образование, безболезненно влиться в вузовскую образовательную систему, адаптироваться в сложном, быстро меняющемся мире, включиться в социальные процессы преобразования, реализоваться себя как личность.
Традиции исследовательской и творческой деятельности в гимназии

А.С. Роботова, д-р пед. наук,

научный руководитель гимназии № 441
1. «Ничто так не скрепляет коллектив, как традиция». Эта идея А.С. Макаренко, безусловно, важна для деятельности педагогического коллектива. Традиция делает его деятельность устойчивой, не подверженной случайностям, позволяет сохранить самое ценное в коллективном опыте.

2. Одной из устойчивых традиций нашего коллектива стало приобщение учащихся к исследовательской и творческой деятельности. Психолого-педагогическая основа такой традиции - внимание учителей к познавательным и творческим интересам учащихся, целенаправленная работа по их воспитанию, по развитию ценных мотивов учения и деятельности.

3. Наиболее полное развитие познавательные и творческие интересы получают в самостоятельной деятельности учащихся. Поэтому учителя ориентируют детей с самого младшего возраста на выполнение посильных исследовательских и творческих заданий, которые на более старшей ступени обучения «перерастают» в учебно-исследовательские работы и творческую деятельность (познавательную, литературную, изобразительную, театральную, музыкальную, танцевальную и др.).

4. В истории гимназии эти виды деятельности приобретали разные формы и выполнялись с разными целями: как задания, выводящие ученика за пределы учебной программы; как работы, выполненные на конкурс или к олимпиаде, как учебное исследование, как выпускная работа к итоговой аттестации, как результат творческой деятельности: стихотворение, рассказ, очерк, рисунок, картина, фотография, роль в спектакле, инсценировке, выступление в составе хора или сольное выступление, танец и т.д.

5. Особенное внимание в гимназии уделяется коллективной творческой деятельности в длительно существующих разновозрастных коллективах. В них органично решаются и задачи развития ценных интересов, и воспитательные задачи.

6. Традицией коллектива стало стремление правильно организовать деятельность детей, для чего проводится изучение мотивов, направленности интересов, досуга учащихся, их отношения к учебным предметам, к результатам учебной и внеучебной деятельности. В соответствии с этим строится психолого-педагогическое сопровождение учащихся, определяется характер педагогической поддержки педагогом своих учащихся, определяются психологические затруднения, которые испытывает ученик и в преодолении которых ему нужна помощь учителя.

7. Периодически меняется концепция развития гимназии, но направление, связанное с исследовательской и творческой деятельностью учащихся, остается в качестве существенного и необходимого для образования.
Психолого-педагогическое сопровождение учащихся в исследовательской и творческой деятельности

Н.В. Тумарова, психолог

гимназии № 441
1. Более 15 лет гимназия № 441 развивается как школа личностной педагогики. Концепция развития гимназии ориентирует педагогический коллектив на воспитание активного отношения учащихся к ценностям науки, искусства, культуры, на раскрытие творческого потенциала учащихся.

2. Эти направления работы соответствуют мотивационным запросам учащихся и их родителей, предъявляемым к образованию, основные задачи которого реализуются посредством гимназических программ обучения и за счет создания условий для приобщения гимназистов к исследовательской и творческой деятельности.

3. Личностно значимы только те знания, которые получены самостоятельно. Они становятся интеллектуально и эмоционально более ценными, чем знания, усвоенные формально. Такие знания выступают как цель обучения и как средство развития личности. Учебно-исследовательская и творческая деятельность способны придать процессу образования особый личностный смысл и усилить его мотивационный компонент. Цель приобщения детей к такой деятельности – воспитание ученика-исследователя, перспективного абитуриента, имеющего опыт самостоятельный научной и творческой работы, обладающего социально-психологической компетентностью, позволяющей ему более успешно адаптироваться в новой образовательной среде и системе социальных отношений.

4. Именно поэтому так важно психолого-педагогическое сопровождение исследовательской и творческой деятельности учащихся. Оно заключается в стимулировании положительной мотивации этих видов деятельности, в создании ситуаций успеха, помощи ученикам в преодолении психологических барьеров и комплексов, в достижении личностно важных и значимых результатов, рождающих чувство самоуважения («я знаю», «я умею», «я могу»), способствующих повышению самооценки.

5. Для педагогов приобщение детей к такой деятельности – своеобразное «выравнивание» их возможностей: к выполнению исследовательских и творческих работ могут быть привлечены не только самые успешные и сильные ученики, но и «трудные», менее успешные дети. При этом можно избежать традиционного усреднения познавательной нагрузки и создать образовательную среду, рассчитанную на учащихся с разным уровнем познавательных способностей.

6. Многосторонний личностный рост мы постоянно наблюдаем и фиксируем у учащихся, занимающихся учебно-исследовательской и творческой деятельностью, в том числе и по психологии. Среди этих учащихся и будущие медалисты, и не самые успешные в учебе старшеклассники. Тем приятнее отметить, что и те, и другие стали студентами факультета психологии Санкт-Петербургского Государственного Университета.


Воспитание положительной мотивации к исследовательской и творческой деятельности при изучении биологии

Е.В. Деларова, учитель гимназии № 441


Одним из основных компонентов образовательной программы по биологии является проведение биологических исследований. В полной мере биологический эксперимент доступен лишь старшеклассникам. Однако воспитывать мотивацию к проведению исследовательской и различных видов творческой деятельности необходимо с начала изучения биологии – с пятого класса. Каким образом?

1. Начиная с этой ступени обучения важно давать учащимся опережающие и творческие задания, требующие собственных наблюдений и анализа личного познавательного опыта, например: «Мое любимое животное», «Аквариумные растения и рыбы». Специальная программа позволяет систематизировать факты наблюдения и сделать собственные выводы. Это становится источником познавательного интереса к биологическим объектам, явлениям, процессам.

2. По результатам таких заданий учащимся предоставляется возможность подготовить специальные слайды, которые затем используются на уроках. Это еще больше расширяет группу школьников, желающих выполнять опережающие задания творческого характера, поскольку, используя слайды, ученик чувствует себя увереннее перед классом. При создании электронных презентаций возникает ситуация творческой состязательности, что также положительно влияет на мотивацию деятельности.

3. Особого внимания требует группа слабых учащихся, у которых весьма низка мотивация к самостоятельной деятельности. Им предлагается выполнить задания с помощью родителей. В этом случае, если даже не появляется заметный интерес к предмету, повышается самооценка ребенка, что влияет на успешность его учения.

4. Прежде чем организовывать исследовательскую деятельность, на старшей ступени обучения предлагается выполнение реферативных работ с элементами исследования. Важно психолого-педагогическое сопровождение такой деятельности: помощь в выборе наиболее интересной темы (рекомендация литературы, просмотр видеосюжетов, DVD), стимулирование инициативы и самостоятельности самих учеников, составление плана дальнейшей работы, знакомство с требованиями к ученическому исследованию.

5. Для воспитания положительной мотивации важны отношения взаимопонимания между учителем и учащимися. Учитель должен предупредить о необходимости сочетания рутинной и творческой работы в исследовательской деятельности. Он должен помочь преодолеть возникающие трудности – иначе работа может быть не завершена. Перед публичным представлением результатов работы важна помощь в подготовке устного выступления, в ответах на возможные вопросы.

6. Исследовательские работы, отвечающие всем требованиям учебного исследования, выполняют, разумеется, лишь отдельные ученики, чья мотивация связана часто с будущими жизненными планами и профессиональными намерениями. Однако и такая группа учащихся возникает отнюдь не стихийно, а в процессе длительной работы учителя, прелагающего разнообразные исследовательские и творческие задания на разных ступенях обучения биологии и воспитывающего положительную мотивацию их выполнения. В результате такой работы и формируется постепенно группа учащихся с устойчивым познавательным интересом к биологии, наиболее полно проявляющемся в итоговых исследовательских и творческих работах, в которых отражается активность и самостоятельность учащихся, их умение работать с информацией, проводить биологический эксперимент с использование различных методов. Все это отражается на уровне личностного развития школьника: его интересах, образовательной мотивации, самооценке, ценностном отношении к науке и познанию, на творческом потенциале и развитии способностей в определенной сфере научного знания.
Опыт снятия психологических затруднений детей в творческой деятельности

(на примере занятий в студии спортивных бальных танцев)
С.А. Потапов, учитель гимназии № 441

Опыт преподавания спортивных бальных танцев показал, что успешность результатов во многом зависит от умения педагога преодолевать целый ряд психологических затруднений, которые возникают у детей, пришедших в студию. Какие затруднения являются наиболее типичными и как они преодолеваются?

1. Отсутствие личностной мотивации к овладению искусством танца у целого ряда детей, которые приходят в студию только под «нажимом» родителей. Процесс воспитания интереса к занятиям длителен, но он начинается с самого первого занятия. Очень важно сочетать обучение с игровой деятельностью, в которой ребенок, как правило, более свободен, уверен и раскован. Обучение в игре связано с коллективным переживанием радостных эмоций, что способствует возникновению интереса к занятиям, особенно у малышей.

2. Проблемы «зажатости» ребенка, связанные с разными причинами (робость, низкая самооценка, страх перед вниманием и возможной критикой других детей, их насмешками в случае ошибок и др.). Именно поэтому не следует вызывать таких детей для индивидуального показа разученного. Целесообразно создавать группы, куда входит такой ребенок, для коллективного показа освоенных танцевальных связок. При этом необычайно важно похвалить каждого, кто выступал в группе, – это вдохновляет ребенка, воспитывает у него опыт успешности. Некоторые дети по разным причинам боятся встать в пару. Опять-таки помогает игра, например, всем известный «ручеек». Кроме того, можно предложить танцевать рядом, но «без рук». Повышенная двигательная активность младших школьников часто становится причиной их отвлечений от занятия, невнимания и неуспешности. Опыт показал, что сам педагог должен на занятии меньше говорить, как танцевать, и больше организовывать обучение в деятельности, т.е. в процессе исполнения самого танца и его элементов. Танец самого педагога должен быть образцом деятельности.

3. Оценка результативности творческой деятельности сопряжена с ее публичным показом на открытых уроках, школьных праздниках, конкурсах. Публичное внимание может стать психологическим барьером для многих детей, может снижать их результаты. Чтобы это преодолеть, необходимо постепенно готовить детей к таким выступлениям. Сначала это выступления перед родителями в конце четверти. Важно подготовить родителей для доброжелательной оценки достижений детей, создать в зале атмосферу радостного сопереживания. Важно отметить успехи каждого ребенка в группе, публично похвалить его, способствуя повышению его самооценки и статуса в группе. Для преодоления страха выступления на сцене важно создать ощущение пространства сцены, умения пользоваться пространственными ориентирами, передвигаться в соответствии с ними. Для того чтобы снять чувство неожиданности и неуверенности, важны репетиции именно на сцене, что поднимает ответственность перед выступлением. Иногда причиной страха и неуверенности становится боязнь подвести партнера. Чтобы снять эту боязнь или уменьшить ее значение, важно ставить в пары детей одного достигнутого в обучении уровня. Но это не единственный путь. Необходимо настойчиво воспитывать в коллективе терпимость к возможным ошибкам других или партнера. Что же касается выступлений на конкурсах, как показал наш опыт, воспитание мотивации достижения должно обязательно сочетаться с воспитанием «праздничных» чувств: чувства радости от красивого зала, красивой музыки, нарядных костюмов и возможности увидеть другие пары, сравниться с ними. Это необходимо для снятия чувства страха, неуверенности, стремления стать только победителем, от чего дети «перегорают», выступают гораздо хуже, чем могут, и даже теряют интерес к занятиям. Творческая деятельность должна обязательно приносить детям радость.
Познай себя

Н.И. Ключенкова,

педагог-психолог ГОУ ЦПМСС
В сентябре-октябре 2006 года в ОУ № 236 в 5 пятых классах была проведена групповая работа по учебной программе «Познай себя» (составитель программы педагог-психолог Антонович Л.Ю) с целью создание условий учащимся для познания психологических процессов в себе.

Задачи программы:



  1. Помочь учащимся быть уверенными в себе, открытыми, искренними

  2. Научить самостоятельно принимать решения, справляться со страхами и стрессами.

В групповых занятиях принимали участие учащиеся 5 «А» и «Б» классов.

Группы формировались на основе результатов диагностического обследования, рекомендаций классных руководителей и с письменного разрешения родителей учащихся.

Результативностью проведенной работы явилось желание учащихся 5-х классов участвовать в «Купчинских юношеских чтениях: наука, творчество, поиск» с творческим выступлением, выполнением плакатов по теме «Познай себя».

В программе выступления – стихи, танцы. Активное участие в подготовке участников приняла классный руководитель 5 «Б» класса Саррина М.Я.

Выдержки из высказываний во время подготовки творческого выступления:

«Я узнала, как можно победить злость и агрессию. И что для этого необязательно кричать и ссориться». Настя Семенова

«Я еще не совсем познала себя, но поняла, что я иногда не так общаюсь с людьми». Настя Гапеева

«…Оказывается, можно выразить свое мнение (плохое) о человеке и не обидеть его». Вероника Шарова

«Мне понравились занятия. Оказалось, что иногда меня ругают зря. И мама зря переживает. Все в порядке!» Денис Володин

«Я поняла, что можно управлять своими эмоциями. Хочу, чтобы все учились быть добрее и терпимее». Наташа Безрукова

«Интересно узнать, что о тебе думают другие». Денис Журавков
Исследование особенностей современной молодежной субкультуры

Грибов Артемий, 11 «Б» класс, ГОУ СОШ № 153

Научный руководитель: Ю.Н. Коток

Цель исследования– исследовать особенности современной молодежной субкультуры.

Задачи:

1. Анализ литературы по теме исследования.



2. Изучить особенности молодежной субкультуры.

3. Выявить специфику современных неформальных организаций.

Для реализации поставленных целей и задач необходимо проанализировать индивидуально- личностные особенности, свойственные подростковому возрасту, закономерности усвоения норм, ценностей, установок, присущих обществу, различным организованным и неорганизованным группам, оказывающим влияние на личность; рассмотреть понятия «культуры», «субкультуры» и «контркультуры»; выделить причины возникновения молодежной субкультуры; описать особенности и многообразие неформальных объединений, привести классификацию неформальных молодежных объединений.

В исследовании было сделано предположение о том, что большинство подростков являются членами различных неформальных объединений.

Были использованы методы наблюдения, анкетного опроса и математической обработки данных.

В исследовании принимали участие 80 человек, (60% юноши и 40% девушки) в возрасте от12 до 18 лет, учащиеся вечерней (сменной) школы № 153.

Выводы:


  1. В современном обществе выделяется молодежная субкультура, со своими нормами, ценностями, установками, различными организованными и неорганизованными группами, оказывающими влияние на личность.

  2. Большинство подростков являются членами различных неформальных организаций и реализуют в них свою потребность в общении, удовлетворении интересов, идентификации со сверстниками.

  3. Подростки стремятся выделиться из окружающего мира ( например, с помощью одежды) с одной стороны, и идентифицировать себя со сверстниками, с другой ( также, например, в одежде).

Список литературы:

  1. Волкова Е.М. Трудные дети или трудные родители? – М.: Профиздат, 1992.-96с.

  2. Куликов А.В. Психологическое исследование: Методические рекомендации по проведению.- С-Пб: Наука, 1994. – 19 с.

  3. Роббер М.А. Тильман Ф. Психология индивида и группы.- М.: Прогресс, 1988. – 256 с.

  1   2   3   4   5   6   7

  • И.П. Корчуганова