Первая страница
Наша команда
Контакты
О нас

    Главная страница


Культурно-историческая ситуация в Германии на рубеже XV xvi вв




Скачать 211.85 Kb.
Дата17.03.2017
Размер211.85 Kb.
ТипРеферат




Содержание

Оглавление

Введение...3

Глава 1. Культурно-историческая ситуация в Германии

на рубеже XV - XVI вв...25

§ 1. Основные тенденции общественно-политического развития...25

§ 2. Особенности немецкого гуманизма. Нюрнбергский гуманизм...44

§ 3. Немецкая живопись и графика к концу XV в. и влияние

других мастеров на творчество Альбрехта Дюрера...63

Глава 2. Альбрехт Дюрер о личности...88

§ 1. Личность Альбрехта Дюрера в автопортретах

и автобиографических заметках...88

§ 2. Тема Фортуны в произведениях Альбрехта Дюрера...105

§ 3. Проблемы достоинства и разума человека...126

Глава 3. Общественно-политические взгляды Альбрехта Дюрера...152

§ 1. Идеал ученого и педагогические взгляды художника...152

§ 2. Представление о власти и идеал правителя...169

§ 3. Крестьянская тема в творчестве Альбрехта Дюрера...189

Заключение...206

Список использованных источников и литературы...209

Список использованных художественных произведений...230

Введение

В современной науке в настоящее время отчетливо наблюдается тенденция изучения определенных исторических условий через жизнь и творчество отдельных личностей. Проблемы самосознания в культурно-историческом контексте становятся все более востребованными. В последние годы в исторической литературе значительное место занимают биографические исследования гуманистов, политиков, ученых, представителей церкви, людей искусства. Антропологически ориентированная история актуальна и для изучения Европы на рубеже Средневековья и Нового времени.

Дополнительную актуальность проводимому диссертационному исследованию придает проблема «переходного периода». Эпоха около 1500 г. была отмечена многочисленными потрясениями в различных сферах общественной жизни и сопровождалась эсхатологическими ожиданиями, что зачастую создавало у человека ощущение незащищенности, требовало поиска основ для внутреннего самоуспокоения. Пути реализации этой потребности во многом зависели от того интеллектуального багажа, которым владел человек. Поэтому естественное желание успокоения часто выражалось в виде религиозных поисков, от мистических движений до требования обновления церкви, которые присутствовали в обществе задолго до тезисов Мартина Лютера. Глашатаями новых идей, назревавших в обществе, но еще не получивших широкого распространения, становятся ученые-гуманисты, несмотря на элитарность, оказавшие заметное влияние на формирование новой идеологии.

Современное общество, подверженное различным изменениям и встряскам, как и любое другое, все отчетливее ждет объяснения многих насущных вопросов, связанных, в том числе, и с определением места и роли личности в мире. Поэтому в настоящее время актуальным в гуманитарных науках является изучение вопросов ментальности, социальной и индивидуальной психологии, образа мышления, умонастроений эпохи, ее

4 поведенческих установок, системы духовных и ценностных ориентиров,

исторических особенностей восприятия действительности — всего того, что составляет картину мира, неотъемлемую часть жизни человека.

Исследование ментальных установок сейчас включается в качестве компонента в исследование социокультурной стратификации общества. Человек при этом рассматривается как представитель субкультуры, формирующей, главным образом, специфику его сознания и определяющей его поступки1. В связи с этим важным является вопрос о взаимоотношении и взаимовлиянии культуры образованного меньшинства и народной культуры.

Решение такого рода задач способствует вскрытию значительного пласта исторических источников, как уже вовлеченных в научный оборот, но требующих усовершенствованных методик критического анализа, так и ранее неизвестных исследователю, но несущих в себе большой запас информации, -тот самый «осадок», «след», оставшийся после исторического «опыта», о котором говорил М. Блок2. Кроме того, новый подход стремится преодолеть экстраполяцию современного понимания многих вопросов на действительность прошлого и создание некоего императива, исходящего из «духа эпохи», и призывает посмотреть на историю изнутри, глазами современников изучаемой эпохи. Только учет специфических исторических особенностей ментальности позволяет максимально приблизиться к пониманию чувств и мировидения людей того времени.

Особенно заметен возросший интерес к данной теме в отечественной историографии, в которой до недавнего времени главное внимание уделялось вопросам социально-экономического развития и роли народных масс. Причинами некоторого невнимания ученых к проблеме внутреннего мира человека были кажущееся отсутствие убедительных источников и несовершенство методологических приемов. Исследование же творчества художников целиком отдавалось на откуп искусствоведам и историкам

1 Жидков B.C., Соколов К.Б. Десять веков российской ментальности: картина мира и власть. - СПб., 2001. - С. 37.

2 Блок М. Апология истории, или Ремесло историка. - М., 1986. - С. 33.

5 искусства, основной целью которых является изучение биографических

материалов, стилистических особенностей эпохи, специальных искусствоведческих вопросов, методологических принципов и т.д. Не умаляя важности и необходимости решения подобных задач, следует признать, что для историков, занимающихся проблемами ментальное™ и общественного сознания, большое значение имеют именно художественные источники, так как искусство является специфическим средством познания и оценки человеком мира, в котором он живет. В настоящее время динамика развития зарубежной и отечественной исторической науки позволяет проводить подобные исследования.

Изменения, происшедшие в общественной жизни Германии на рубеже XV - XVI вв. и связанные с развитием раннекатгаталистических отношений в экономике, проникновением и укреплением в идеологической сфере идей гуманизма и Реформации, способствовали возникновению нового буржуазного самосознания и идеологии протестантизма. Альбрехт Дюрер в своем творчестве, начиная от автопортретов и заканчивая галереей образов его современников, стремился доказать ценность личности и ее не до конца реализованные потенциальные возможности. Изучение художественного и эпистолярного наследия Дюрера дает возможность понять многие аспекты развития личности на рубеже Средневековья и Раннего Нового времени, сложность этого перехода для человека, соответствие идеальных и действительных представлений о различных категориях общества Германии в конце XV - начале XVI вв.

Объектом исследования является Германия на рубеже XV — XVI вв., в которой сложилась особая культурно-историческая ситуация, обусловленная предреформационным состоянием общества, зарождением идеологии и мировоззрения Нового времени.

Предметом исследования является эпистолярное и художественное творчество А. Дюрера, которое в определенной степени находилось в рамках

6

общих тенденций культурного развития, но, в то же время, содержало в себе значительный новаторский потенциал, повлиявший на культурный облик современной ему эпохи («эпоха Дюрера»).



В диссертационной работе поставлена цель — на основе изучения эпистолярного и художественного наследия реконструировать мировоззрение А. Дюрера, понимаемое как система взглядов на общество, власть, культуру, самого себя, ценностных установок, философских и эстетических представлений, в контексте современной ему эпохи.

В соответствии с поставленной целью и с привлечением комплексной источниковой базы решаются следующие исследовательские задачи:

1) дать характеристику основных тенденций и закономерностей исторического и художественно-эстетического развития Германии на рубеже XV-XVI вв.;

2) на основе автобиографических произведений составить психологический портрет художника, показать процесс становления, самосознания и самопознания, стремления определить свое место в социальной иерархии;

3) показать особенности осмысления в творчестве А. Дюрера философских категорий «разума», «достоинства», «фортуны», «судьбы», актуальных для мастера лично и для самоопределения европейской культуры в целом;

4) выявить в наследии А. Дюрера блок социально-политических взглядов и дать им развернутую характеристику.

Хронологические рамки исследования ограничены последней третью XV — первой третью XVI вв., периодом, на который приходятся годы жизни Альбрехта Дюрера. Этот период важен и для Германии, как время серьезных социально-экономических и идеологических изменений, связанных с зарождением Реформации, немецким Ренессансом, гуманистическим движением, социальными противоречиями, прежде всего мощными крестьянскими выступлениями, втягивавшими в свою орбиту все недовольные своим положением и оппозиционные старому порядку общественные силы.

7 Научная литература об Альбрехте Дюрере насчитывает большое

количество публикаций в виде монографий, альбомов, каталогов, статей, как в отечественной, так и в зарубежной историографии.

В России одно из первых научных исследований творчества А. Дюрера было предпринято в монументальном труде А.Н. Миронова «Альбрехт Дюрер, его жизнь и художественная деятельность. К характеристике эпохи Возрождения в немецком искусстве» (1901), где автор прослеживает весь жизненный путь художника и, вместе с тем, дает характеристику искусства Северного Возрождения в целом3. А.Н. Миронов выделил в немецком искусстве XV - XVI вв. в качестве характерной особенности стремление немецких художников к таинственному и бесконечному; творчество же А. Дюрера, ренессансное по своей сути, сочетает в себе влияние как национальных особенностей, так и гуманистического направления.

Религиозные представления художника, особенно в связи с серией гравюр «Апокалипсис», вызывали пристальное внимание дореволюционных ученых. Д.С. Недович в книге «Апокалипсис Дюрера» (1915) анализирует роль откровения Иоанна Богослова в представлениях средневекового человека, относя это произведение А. Дюрера к готическому стилю, а самого автора к мистикам, чему не противоречат натуралистические черты в его творчестве4. В этом он соглашается с А. Бенуа, который в «Истории живописи всех времен и народов» (1912 - 1917) отнес Дюрера и его предшественников к готическому искусству5.

Вопросы, связанные с последними годами жизни художника, такие как отношение к Реформации и Крестьянской войне, к процессу «безбожных художников», последняя картина «Четыре апостола», поднимались в первой половине XX в. в работах А.А. Сидорова, В.М. Невежиной, А. Дуруса6.

3 Миронов А.Н. Альбрехт Дюрер, его жизнь и художественная деятельность. К характеристике эпохи Возрождения в немецком искусстве. - М., 1901.

4 Недович Д.С. Апокалипсис Дюрера. - М., 1915. - С. 4-21.

5 Бенуа А. История живописи всех времен и народов: Ч. 1.В4тт.-СПб, 1912-1917. — Т. 1.-С. 253-264.

6 Сидоров А.А. Гравюры Альбрехта Дюрера. - М., 1918; Невежина В.М. Нюренбергские граверы XVI века. Крестьянская война и процесс безбожников. - М., 1929; Дурус А. Еретик Альбрехт Дюрер и «три безбожных художника» // Искусство. - 1937. - № 1. - С. 65-70; Сидоров А.А. Дюрер. - М.-Л., 1937; Он же.

8 А.А.Сидоров согласен с тем, что «Апостолы» выражают отношение Дюрера к

Реформации, но созданы они не из страха быть обвиненным в ереси в связи с процессами, а как прямое указание на слово Божие в вопросах веры. Мнение А.А. Сидорова стало хрестоматийным и практически не претерпевает изменения в работах последующих исследователей творчества Дюрера. В.М. Невежина в небольшой книге, посвященной нюрнбергским граверам XVI в., подчеркнула актуальность творчества Дюрера для современников.

Во второй половине XX в. в отечественной науке ведущее место среди исследователей творчества А. Дюрера занимают Ц.Г. Нессельштраус и М.Я. Либман. В 1957 г. вышел в свет сборник дневников, писем, трактатов Дюрера, перевод для которого с ранненововерхненемецкого языка, комментарии и вступительную статью выполнила Ц.Г. Нессельштраус7. Ей же принадлежат книги и статьи о жизни и творчестве художника, в которых она отмечает глубокое противоречие творчества Дюрера — переплетение в нем готики и Возрождения8. Несомненным достоинством работ Ц.Г. Нессельштраус является подробный анализ многих спорных вопросов, поднимаемых в зарубежной историографии, посвященной А. Дюреру, раскрытие искусствоведческих сторон его произведений, отражение внутреннего мира художника. Она стремится также определить позицию Дюрера по отношению к положению художника в обществе, к религиозно-политической и культурной ситуации в Германии конца XV — начала XVI вв.

Углубленное изучение ряда вопросов, связанных с проблемой отношений художника и общества, художника и его учеников предпринято

Манни и Дюрер: к вопросу о взаимных влияниях в искусстве XVI века // Сидоров А.А. О мастерах зарубежного, русского и советского искусства. - М, 1985. - С. 43-48; Он же. «Четыре апостола» Альбрехта Дюрера и связанные с ним спорные вопросы // Сидоров А.А. О мастерах зарубежного, русского и советского искусства... С. 17-42.

характер, этически-религиозную направленность, пантеизм и возвышение повседневного, наличие народной тематики10. Это привело к развитию в Германии графического искусства, пейзажа, жанровой картины. М.Я. Либман показывает также новаторский характер наследия Дюрера, проявившийся как в его собственной творческой и научной деятельности, так и в вопросах воспитания молодого поколения художников.

Неоднократно исследовательский интерес (в немецкой историографии, например, представленный работами М. Вайнбергера, Э. Вальдмана, Ф. Винклера, Э. Панофского, Г. Рёттингера и др.) был направлен на достаточно широкую проблему — «мастерская Дюрера». Но преимущественно ученые обращались к вопросу об авторской принадлежности отдельных работ, вышедших из мастерской художника. Не менее важные вопросы о методах * воспитания и обучения, применявшихся Дюрером, не рассматривались.

Некоторые аспекты педагогического наследия Дюрера разрабатывал в нескольких статьях М.Я. Либман, который говорил о значимости новаторских принципов творческой и наставнической деятельности мастера: овладевание научными знаниями, поиск новых путей решения поставленных задач, отказ от слепого следования авторитетам. М.Я. Либман делает также вывод об утопичности планов Дюрера в современной ему Германии". Большой вклад в изучение связи А. Дюрера с немецким гуманизмом XV - XVI вв. внес А.Н.

9 Liebmann M.J. DUrer und seine Werkstatt // Albrecht Dilrer - Zeit und Werk. Eine Sammlung von Beitragen zum 500. Geburtstag von Albrecht DUrer. - Leipzig, 1971. - S. 121-131; Liebmann M.J. Die PersQnlichkeit DUrers // Albrecht DUrer - Kunst im Aufbruch. Vortrage der Kunstwissenschaftlichen Tagung mit inernationaler Beteilung zum 500. Geburtstag von Albrecht DUrer. - Leipzig, 1972. - S. 47-53; Либман М.Я. Дюрер и его мастерская: процесс работы и методы обучения // Из истории классического искусства Запада: Сб. ст. — М., 1980. - С. 110-129; Он же. Немецкие художники эпохи Возрождения в социальной структуре его времени // Советское искусствознание. Вып. 26. Сб. статей. - М., 1990. - С. 272-284; Он же. Очерки немецкого искусства позднего средневековья и эпохи возрождения. - М., 1991.

10 Либман М.Я. Дюрер. - М., 1957; Он же. Искусство Германии XV и XVI веков. - М., 1964; Он же. Дюрер и его эпоха. Живопись и графика Германии конца XV в. и первой половины XVI в. - М., 1972; Он же. Эпоха Реформации и изобразительные искусства позднего Возрождения // Культура эпохи Возрождения и Реформация.-Л., 1981.-С. 130-139.

11 Liebmann M.J. DUrer und seine Werkstatt... S. 121-131; Либман М.Я. Дюрер и его мастерская ... С. 110-129.

10 Немилов рядом теоретических статей и монографий12. Автор выделяет

специфические черты и хронологические рамки Северного Возрождения, вносит пояснения самого понятия. А.Н. Немилов отмечает двойственный характер немецкого гуманизма: его национальное и вненациональное начала, при этом он подчеркивает, что гуманистическое движение в немецких городах возникло, исходя из естественных потребностей городской культуры, а не путем искусственного перенесения итальянского гуманизма13.

Деятельность Альбрехта Дюрера как ученого исследуется в монографии Г.П. Матвиевской14. Отдельные стороны творчества Дюрера затрагивают Н.М. Аране, В.И. Рутенбург, А.Ф. Лосев, Т.М. Котельникова, В.М. Володарский, Н.А. Багровников15. Удачную попытку научно-популярного изложения жизни и творчества А. Дюрера представляют собой работы СВ. Зарницкого, С.А. Львова, А.В. Степанова16.

Таким образом, в отечественной научной литературе сложилась серьезная школа изучения творческого наследия А. Дюрера. Но главное внимание, между тем, отводится искусствоведческой стороне, в то время как известные пробелы сохраняются в изучении его социально-политических и мировоззренческих взглядов, в вопросах самопознания и отношения Дюрера к качественным изменениям в структуре личности.

12 Немилов А.Н. Первые гуманистические кружки в Нюрнберге и их роль в развитии раннего немецкого гуманизма // Ученые записки ЛГУ. Сер. ист. наук. - 1958. - № 251. - Вып. 28. - С. 90-116; Он же. Вилибальд Пиркгеймер и его место среди немецких гуманистов начала XVI века // Средние века. - М., 1965. - Вып. 28. -С. 140-157; Он же. Альбрехт Дюрер и нюрнбергские гуманисты // Конференция, посвященная 500-летию со дня рождения Альбрехта Дюрера: Тезисы докладов. 18-19 мая 1971 г. - Л., 1971. - С. 3-4; Он же. Специфика гуманизма Северного Возрождения (типология и периодизация) // Типология и периодизация культуры Возрождения. - М.: Наука, 1978.-С. 39-51; Он же. Немецкие гуманисты XV века.-Л., 1979.

13 Он же. Развитие гуманистической культуры в Нюрнберге (XV - начало XVI вв.): Автореф. дис. ... канд. ист. наук. Л., 1959.-С. 8.

14 Матвиевская Г.П. Альбрехт Дюрер - ученый. 1471 - 1528. - М ., 1987.

15 Аране Н.М. Гравюры Дюрера в Эрмитаже. - Л., 1964; Рутенбург В.И. Титаны Возрождения. — Л., 1976; Лосев А.Ф. Эстетика Возрождения. - М„ 1978; Котельникова Т.М. Тема Фортуны у Ульриха фон Гуттена и в немецкой изобразительной традиции // Культура Возрождения XVI века. - М., 1997. - С. 92-116; Володарский В.М. Политическая этика немецких гуманистов // Культура Возрождения и власть. - М., 1999. - С. 152-161; Багровников Н.А. Диалог традиций и новаторства в ксилографиях Любекской Библии: Монография. - Н. Новгород, 1999; Он же. Эстетические взгляды Альбрехта Дюрера в контексте гуманистической этики // Проблемы человека в современной науке: Межвузовский сб. науч. тр. - Н. Новгород, 1999. - С. 49-86; Он же. Диалог традиций и новаторства в культуре Германии эпохи Реформации (на материале Любекской Библии 1534 г.): Автореф. дисс... док. философ, наук. - Н. Новгород, 2001.

16 Зарницкий СВ. Дюрер. - М., 1984; Львов С.А. Альбрехт Дюрер. - М., 1985; Степанов А.В. Мастер Альбрехт. -Л., 1991.

11

Зарубежная историография об А. Дюрере имеет глубокие традиции. Еще в XVII в. появляются произведения, жанр которых определяется как жизнеописания, среди прочих художников немаловажное место отводящие Альбрехту Дюреру . XVIII в. характеризуется оформлением устойчивого научного интереса к истории немецкого искусства на рубеже Средневековья и Раннего Нового времени. В это время в искусствознании начинается переоценка художественного наследия Германии до Дюрера. В сочинениях И.-В. Гёте (1772), И.-Г. Мерка (1780) и др. отмечается не только итальянское влияние при формировании эстетических взглядов А. Дюрера, но и наличие национальных основ, предшественникам и готическому искусству вообще . Но подлинный всплеск восторга немецким искусством и Альбрехтом Дюрером в частности связан с романтизмом.



Если вплоть до конца XVIII в. шло в первую очередь прославление творчества Дюрера, то с XIX в. начинается научная разработка его наследия. Ученые XIX в. выдвинули главный вопрос: было ли и когда начинается Возрождение на Севере, вызвавший активную дискуссию в научной среде, продолжавшуюся в первой четверти XX в. В дискуссии выделилось две линии, отстаиваемые ее участниками: 1) в Германии не было Ренессанса вообще, все художники XV - XVI вв., в т.ч. Альбрехт Дюрер — представители позднеготического искусства (Г. Дехио, Б. Хендке и др.); 2) эпоха Возрождения в Германии начинается в конце XV в. и продолжается первые три десятилетия XVI в. (В. Вейсбах, К Бурдах, Г. Вёльфлин и др.)19. В это же время начинается переиздание трудов А. Дюрера и издание его неопубликованного наследия -писем, дневниковых записей и набросков научных сочинении .

17 См. например: Мандер К. Ван. Книга о художниках. - М., Л., 1940. - С. 68-76. Это работа биографического плана, но содержит некоторые фактологические неточности, поэтому требует критического отношения.

18 См.: Dttrer. Eletmuve. - Bp., 1995.- Old. 10-11.

19 О дискуссии см.: Либман М.Я. Дюрер и его эпоха ... С. 13-14.

20 Thausing M. Dilrers Briefe, Tagebiicher und Reime, nebst einem Anhang von Zuschriften an und fiir DOrer. Obers. und mit Einleitung, Anmerkungen, Personnenverzeichniss und einer Reisekarte versehen. - Wien, 1872; Zucker M. Albrecht Diirer in seinen Briefen. - Leipzig; Berlin, 1908; Heidrich E. Albrecht DUrers schriftlicher Nachlass. Familienchronik. Gedenkbuch. Tagebuch der niederlandischen Reise. Briefe. Reime. Auswahl aus den theoretischen

12 Среди искусствоведов первой половины XX в. главенствующее место

занимает Г. Вёльфлин, швейцарский теоретик и историк искусств, который опубликовал ряд исследований, посвященных творчеству А. Дюрера, определив его как ренессансное искусство21. Позднее он в своей монументальной книге «Italien und das deutsche Formgefuhl» («Италия и немецкое чувство формы», в русском издании - «Искусство Италии и Германии эпохи Ренессанса» ) еще раз подчеркивает ренессансный характер творчества Дюрера, показывает, как в искусстве Дюрера формируется немецкое культурное сознание через восприятие итальянского Возрождения, хотя и предостерегает от автоматического перенесения черт итальянского Ренессанса на Север.

Важное место среди исследователей А. Дюрера занимает Э. Панофский, защитивший в 1914 г. диссертацию «О художественной теории Альбрехта Дюрера», сосредоточив в дальнейшем свой интерес на взаимосвязи формы и содержания, анализе художественного символа. Подвергая критическому пересмотру методы, выдвинутые Г. Вёльфлином, ученый постулирует собственную систему искусствоведческого толкования, что воплотилось в создании иконологии — раздела искусствознания, имеющего целью уяснение содержательного контекста или подтекста. Именно в таком ключе написаны его монографии «Меланхолия 1» Дюрера, исследование ее источников и исторической типологии», «Идея. Понятие в теории искусства»23, где через творчество Дюрера показано, как по мере перехода от классической древности к средневековью и Новому времени платоновская идея переходит из мира божественного в мир художественного воображения. Для Дюрера это являлось, с одной стороны, проявлением творческого гения, а, с другой стороны — осознанием трагизма как невозможности установления всеобщего универсального критерия прекрасного, так и невозможности быть

Schriften. - В., 1908; Feth J., MUller S. Albrecht Dilrers niederlSndische Reise. 2 Bde. - Beriin;Utrecht, 1918; Lange K., Fuhse F. DUrers schriftlicher Nachlass. - Wiesbaden, 1970.

21 W6lfflin H. Die Kunst Albrecht Durers. - Milnchen, 1920; Вёльфлин Г. Альбрехт Дюрер. Очерк его личности. -Мюнхен, 1923.

22 Вёльфлин Г. Искусство Италии и Германии эпохи Ренессанса. -Л., 1934.

23 Panofsky E., Saxl F. DUrers «Melancholia I». Eine quellen- und typengeschichtliche Untersuchung. - Leipzig; Berlin, 1923; Panofsky E. Idea. A concept in art theory. -N.-Y., 1968.

13 удовлетворенным простой имитацией реальности, как она дана нашим органам

чувств24. В монументальных работах «Альбрехт Дюрер» (1943), «Жизнь и искусство Альбрехта Дюрера» (1955), а также ряде статей, вышедших в разное время , Э. Панофский обращается к выявлению принципов «скрытого символизма», сформировавшихся в искусстве раннего Северного Возрождения.

Историография первой половины XX в. изобилует общими трудами, посвященными жизни и творчеству А. Дюрера. Кроме работ Г. Вёльфлина и Э. Панофского, ставших уже хрестоматийными, следует выделить монографии Э. Флехзига, В. Вэтцольдта и др. В. Вэтцольдт в своем монументальном труде «Дюрер и его время» характеризует творческий путь художника, выделив ряд тем, среди которых определенный интерес для данной диссертации представляют главы, посвященные собственной характеристике Дюрера, крестьянам, Дюреру и Реформации, а также вопросу о служении и свободе. В. Вэтцольдт отмечает нравственно-религиозный характер немецкого Ренессанса, использует вслед за Я. Буркхардтом понятие «открытие личности». Вместе с тем, эту новую личность он определяет не с точки зрения художественной или научной категорий, но как высоконравственную личность, открытую и освобожденную Реформацией Лютера27.

Интерес Г. Рупприха был направлен на вопрос о взаимосвязи гуманизма и Возрождения в немецких городах, в частности, о дружеских отношениях А. Дюрера и В. Пиркгеймера и первом путешествии художника в Италию28. В качестве доказательства этой поездки ученый приводит записи Пиркгеймера, учившегося в это же время в Италии. Г. Рупприх отмечает большую степень влияния гуманистических идей Пиркгеймера на формирование мировоззрения

24 Ibid. S. 123.

25 Panofsky E. The Art and Life of Albrecht DUrer. - Princeton, 1948. - Bd. I-П; Panofsky E. Das Leben und die Kunst Albrecht DUrers. - Munchen, 1977; Панофский Э. Ренессанс и «Ренессансы» в искусстве Запада. - М., 1998; Он же. Смысл и толкование изобразительного искусства: Статьи по истории искусства. / Пер. с англ. В.В. Симонова. - СПб., 1999.

26 Flechsig E. Albrecht DUrer. - 2 Bde. - В., 1928-1931; Waetzoldt W. DUrer und seine Zeit. - Wien, 1936.

27 Waetzoldt W. DUrer und seine Zeit... S. 252-253.

28 Rupprich H. Willibald Pirkheimer und die erste Reise DUrers nach Italien. - Wien, 1930; Rupprich H. Humanismus und Renaissance in den deutschen Stadten und an den universitaten. - 2 Bde. - Leipzig, 1938; Rupprich H. DUrer und Pirkheimer. Geschichte einer Freundschaft // Albrecht DUrers Umwelt: Festschrift zum 500. Geburtstag A. DUrers am 21. Mai 1971,-NUrnberg, 1971.-S. 78-100.

Во второй половине XX в. были продолжены исследования некоторых спорных моментов биографии А. Дюрера. Раннему периоду жизни художника посвящена книга X. Людеке, в которой он обратился к работам молодого Дюрера в годы странствий в качестве подмастерья, когда им были выполнены гравюры к «Кораблю дураков» С. Бранта30. X. Людеке развил мысль о реализме в ранней графике Дюрера, являющимся одним из признаков Ренессанса, тем самым подтвердив идею о качественном изменении немецкого искусства уже в конце XV в. и избавлении его от средневекового символизма.

Интерес исследователей вызывает спорный вопрос об отношении А. Дюрера к Крестьянской войне 1525 г. и процессам, происходившим в это время в Нюрнберге. В. Фрэнгер считает, что отношение Дюрера к восставшим крестьянам выражается в «Проекте памятника крестьянам», являющимся насмешкой над побежденными. Наиболее убедительным кажется мнение Я.Бялостоцкого и Э. Ульманна, что название памятника лишь маскирует его истинный смысл, в действительности Дюрер сочувствует крестьянам. Его «побежденный» - не разбойник, а, скорее, оплакивающая свое разорение жертва31.

Активный интерес к творчеству А. Дюрера вновь проявился в связи с 500-летием со дня рождения художника. В 1971 - 1972 гг. выпущены сборники статей «Окружение Альбрехта Дюрера», «Альбрехт Дюрер. Время и труды», «Альбрехт Дюрер. Искусство в прорыве»32, в которых поднимаются вопросы об отношениях Дюрера с гуманистами, о влиянии художника на искусство

29 Reicke E. Willibald Pirkheimer. Briefwechsel. 2 Bde. - MUnchen, 1956.

30 LUdecke H. Albrecht Diirers Wanderjahre. Ein Beitrag zur Geschichte des Realismus in der deutschen Graphik. -Dresden, 1959; Брант С. Корабль дураков: Избранные сатиры / Пер. с нем. Л.Пеньковского. - М., 1984; Brant S. Narrenschiff. - Basel, 1494 //

http://mdz.bibbvb.de/digbib/urkunden/ri/@Generic_CoIlectionView;cs=default;ts=default;pt=kuia;lang=ru

31 Fraenger W. Gedachtnissaule fUr den Bauernkrieg // Albrecht DUrer. KUnstlerische Entwicklung eines grosse Meisters. - В., 1954. - S. 85-98; Bialostockt J. «Chlopska Melancholia» Albrechta Durera // Biatostocki J. Pie.6 wiek6w mys"li о sztuce. - Warszawa, 1959. - S. 73-80; Ulimann E. Albrecht DUrer. - Leipzig, 1987. - S. 79-80.

32Albrecht Diirers Umwelt: Festschrift zum 500. Geburtstag A. DUrers am 21. Mai 1971. -Nurnberg, 1971; Albrecht DUrer - Zeit und Werk. Eine Sammlung von Beitragen zum 500. Geburtstag von Albrecht DUrer. - Leipzig, 1971;

15 соседних стран, о политическом и социальном окружении А. Дюрера, о

научном вкладе Дюрера и др.

В последние десятилетия изучением художественного наследия А. Дюрера занимаются Ф. Анцелевский, Э. Ульманн33 и др. Ф. Винцингер в монографии проследил основные этапы биографии и творческой жизни художника на основе его собственных свидетельств, хотя работа не позволяет получить цельное представление о мировоззрении Дюрера34. Э Ульманн продолжил это направление, использовав источники личного происхождения для характеристики развития личности Дюрера. Он пришел к выводу, что яркое раскрытие личности художника, рост его самосознания произошли не благодаря каким-либо внешним условиям, в которых он сформировался, но в силу его личного успеха, его неординарных способностей35. В 1999 г. А.-Ф. Айхлер был выпущен альбом об А. Дюрере, в основу которого лег проблемно-хронологический принцип построения материала36. Она отмечает новаторский характер деятельности Дюрера, рост его самосознания, в котором немалую роль играют новые экономические, политические и культурные условия, сложившиеся в Германии в конце XV - начале XVI вв.

В настоящее время интерес к Альбрехту Дюреру не ограничивается только искусствоведческой тематикой. Так, например, статья Г. фон Гревенитца, посвящена изображению личности автора в произведении как средству философского осмысления комбинаторной структуры окружающего мира - в его единстве и множественности его проявления37. Г. фон Гревенитц исследует рисунки на полях молитвенника императора Максимилиана I в качестве источника научной реконструкции определенного метода мышления

Albrecht Diirer - Kunst im Aufbruch. Vortrage der Kunstwissenschaftlichen Tagung mit inernationaler Beteilung zum 500. Geburtstag von Albrecht DOrer. - Leipzig, 1972.

33 Anzelewsky F. Diirer. Werk und Wirkung. - Stuttgart, 1980; Anzelewsky F. Albrecht DUrer. Das malerische Werk. 2 Bde.-B., 1991;UIImannE.Op. cit.

34 Winzinger F. Albrecht DUrer in Selbstzeugnissen und Bilddokumenten. - Hamburg, 1980.

35 Ullmann E. Albrecht Durer- Selbstbildnisse und autobiographische Schriften als Zeugnisse der Entwicklung seiner Pers5nlichkeit. - Berlin, 1994.-S. 17.

36 Eichler A.-F. Albrecht DQrer. - K6ln, 1999.

37 Graevenitz G. von. Das Ich am Rande. Zur Topik der Selbstdarstellung bei DOrer, Montaiqne und Goethe. — Konstanz, 1989.

художника, выразившемся в отношениях между собственным «Я» и изобразительным стилем. На основе этого автор делает вывод о росте самосознания Дюрера.

Знакомство с историографией, посвященной жизни и творчеству Альбрехта Дюрера, позволяет сделать выводы, что, во-первых, разносторонность личности Дюрера и его творческой деятельности уже длительное время привлекают внимание ученых, каждый из которых стремится найти свое место в изучении этой темы. Во-вторых, научная литература, посвященная Альбрехту Дюреру, очень богата и плодотворна. На ее страницах нашли отражение многие аспекты преимущественно биографического и искусствоведческого характера: спорные и неясные моменты жизни, религиозные взгляды и отношение к Реформации, различные толкования его произведений, анализ особенностей техники их создания и т.п. В-третьих, несомненную важность имеет полная публикация письменного наследия Дюрера. Тем не менее, следует признать, что до сих пор некоторые аспекты его мировоззрения, такие как социально-политические, философские взгляды, вопросы формирования личности, еще мало изучены. Эта тема перспективна не только для искусствоведения, но имеет значимость и для исторической науки.

Источниковая база диссертационного исследования представляет собой комплекс письменных и изобразительных источников, взаимно дополняющих друг друга и способствующих более полному раскрытию темы. Любой источник имеет двойную природу — он часть общей системы культуры и одновременно продукт творчества индивида. Источники личного происхождения - дневники, письма, автобиографические записки - являются своеобразным «опорным камнем» гуманистической реконструкции исторической реальности . Поэтому исследование эпистолярного и художественного творчества Альбрехта Дюрера предполагает установление как его соответствия общим, принятым в рассматриваемую эпоху тенденциям культурного развития, так и уникальной субъективности, личного вклада

17 художника в национальную и европейскую культуру. Все источники,

привлекаемые в работе, опубликованы в различных собраниях эпистолярного наследия А. Дюрера или отдельно.



I. Письменные источники представлены повествовательными произведениями и имеют разнородный характер, определяемый жанром отдельных текстов. Ценность нарративных источников заключается в том, что они позволяют помимо прямого текста получить дополнительные сведения об их авторе благодаря стилю изложения, особенностям идиоматических оборотов и т.д. Среди письменных источников необходимо выделить следующие принципиально важные жанры:

1. Дневниковые записи А. Дюрера39, освещающие различные этапы его биографии, опубликованные в собраниях его сочинений. Таковы семейная хроника (1524), в которой Дюрер изложил по записям своего отца историю своей семьи от рождения Альбрехта Дюрера-старшего, «Памятная книжка», дошедшая до нас только в виде четырех фрагментарных записей (1502, 1503, 1507 - 1509, 1514) на одном листе, в которых Дюрер сообщает о наиболее взволновавших его событиях, «Дневник путешествия в Нидерланды» (1520 — 1521), самая длинная из автобиографических записей, где художник скрупулезно описывает свое путешествие в расходах, покупках, встречах, художественных работах и т.д. Хозяйственные записи перемежаются с весьма любопытными описаниями мест, где художник побывал, предметов старины и искусства, которые встретились ему в Нидерландах. Дюрер увлеченно описывает встреченные им зрелища, страстно призывает Эразма Роттердамского встать на защиту Лютера. «Дневник» — богатейший источник разнообразных сведений как о самом Дюрере, так и о его эпохе.
Каталог: upload
upload -> Музей А. С. Пушкина. ( обобщающий урок по теме «Великие русские писатели» )
upload -> Франция в творчестве А. С. Пушкина: топика, характерология, универсалии
upload -> Рабочая программа педагога куликовой Ларисы Анатольевны, учитель по литературе в 7 классе Рассмотрено на заседании
upload -> Урок: Ледовое побоище (6 класс)
upload -> Александр невский в русской дореволюционной историографии
upload -> «Тосненские генералы -герои Отечественной войны 1812 года»
upload -> Г. С. Гадалова ангел–хранитель Тверского княжеского двора: Софья Ярославна княжна Тверская
upload -> Методическая разработка применение инновационных педагогических технологий при изучении отдельных тем по литературе в старших классах
upload -> Диалог культурных традиций в поэтическом мире и. А. Бродского