Первая страница
Наша команда
Контакты
О нас

    Главная страница


Кудряшова Артёма Игоревича (фамилия, имя, отчество) название выпускной квалификационной работы Мультимедийные технологии при создании документального фильма Александрович Иностранцев. Научная биография




Скачать 459.43 Kb.
страница1/3
Дата02.03.2018
Размер459.43 Kb.
ТипБиография
  1   2   3
ПРАВИТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ» ФАКУЛЬТЕТ ИСКУССТВ Кафедра информационных систем в искусстве и гуманитарных науках ДОПУСТИТЬ К ЗАЩИТЕ Заведующий Кафедрой информационных систем в искусстве и гуманитарных науках ___________(Борисов Н.В.) “_____”_______________2017 г. ВЫПУСКНАЯ КВАЛИФИКАЦИОННАЯ РАБОТА Основная образовательная программа «Прикладная информатика в области искусств и гуманитарных наук» Направление 230700 «Прикладная информатика» Уровень Бакалавриат «Мультимедийные технологии при создании документального фильма «Александр Александрович Иностранцев. Научная биография»» Студента Кудряшова Артёма Игоревича _______________________ (подпись студента) Руководитель ст. преп., Никитина Людмила Леонидовна __________________________ (подпись руководителя) Санкт-Петербург 2017 АННОТАЦИЯ выпускной квалификационной работы Кудряшова Артёма Игоревича (фамилия, имя, отчество) название выпускной квалификационной работы Мультимедийные технологии при создании документального фильма «Александр Александрович Иностранцев. Научная биография» Объем работы 60 стр., 15 рис., 5 источников информации. МУЛЬТИМЕДИА, БИОГРАФИЯ, КОНЦЕПЦИЯ, СЦЕНАРИЙ, ФОНОГРАММА, ВИДЕОМОНТАЖ Фильм «Александр Александрович Иностранцев. Научная биография» представляет собой повествовательный рассказ об учёном, создателе факультета геологии Императорского Университета, жившем в XIX веке в Санкт-Петербурге. В фильме впервые рассказывается о научных достижениях А. А. Иностранцева в геологии и палеонтологии, о его исследованиях и знаменитых находках. Фильм рекомендуется к показу на общем экране. Цель дипломной работы – создание документального фильма «Александр Александрович Иностранцев. Научная биография». Задачи – изучение технологических и мультимедийных приёмов для создания документального фильма. Автор работы ___________________ _____________________________ подпись (фамилия, имя, отчество) Руководитель работы ____________ _____________________________ подпись (фамилия, имя, отчество) Содержание Введение……………………………………………………………………. 4 I. Концепция документального фильма «Александр Александрович Иностранцев. Научная биография»………………………………………. 5 1.1. Поиск материалов об А. А. Иностранцеве……………………. 7 1.2. Отбор и систематизация полученной информации…… …….. 9 II. Создание сценария……………………………………………………… 11 2.1. Определение цели и задачи фильма…………………….…….. 14 2.2. Структура сценария в жанре «научная биография» и написание сценария об А. А. Иностранцеве……………………. 16 III. Поиск и отбор материалов об А. А. Иностранцеве, в том числе архивных фотографий………………………………… …….. 18 3.1. Определение направления поиска и оформление допуска для работы с архивными материалами…………………... 19 3.2. Подготовка и съёмка интервью В. В. Аркадьева и Е. В. Путинцевой. Определение ключевых эпизодов фильма……….… 21 IV. Мультимедийные технологии как драматургическое решение документального фильма…………………………………………………. 25 4.1. Особенности жанра научной биографии в кинематографе…………………………………………………….. 25 4.2. Мультимедийные технологии, создающие эффект присутствия героя. Драматургический приём «о герое без героя» в сценарии об Иностранцеве………………… 28 V. Этапы практических работ……………………………………… ……. 31 5.1. Реставрация архивных фотографий………………………...… 31 5.2. Подбор звукового сопровождения фильма………………...… 35 5.4. Монтаж фильма «Александр Александрович Иностранцев. Научная биография» …………………………….…. 37 Заключение………………………………………………………………… 40 Список используемых источников……………………………………….. 41 Приложение А……………………………………………………….…….. 42 Введение В начале четвёртого курса на кафедру обратились сотрудники Университета, кафедры геологии с просьбой о создании фильма об учёном Санкт-Петербургского государственного университета, А. А. Иностранцеве. Мне было поручено познакомиться с материалами об Иностранцеве, посетить Музей осадочных пород и палеонтологии СПбГУ, прочесть книгу - через биографический очерк научной деятельности и жизни учёного. После знакомства и изучения материалов об Александре Александровиче Иностранцеве я принял решение, что фильм о нём будет моим дипломным проектом. Целью выпускной квалификационной работы является создание документального фильма «Александр Александрович Иностранцев. Научная биография». Задачами, которые были поставлены в моей работе стали: • Создание концепции будущего фильма; • Поиск материалов об А. А. Иностранцеве; • Создание сценария; • Подготовка и съёмка интервью для определения ключевых эпизодов фильма; • Выбор технологий мультимедиа для создания пространственного решения фильма; • Отбор, систематизация и обработка полученного материала; • Запись дикторского текста, подбор музыки, монтаж фильма. I. Концепция документального фильма «Александр Александрович Иностранцев. Научная биография» Одним из важнейших компонентов при создании фильма является его концепция. Определение концепции – совокупность принципа и идеи в рассматриваемой деятельности. В данном проекте, при создании фильма, она заключается в формировании научного и культурного наследия путём запечатления биографии человека в фильме. Использование мультимедийных технологий при создании документального фильма об учёном А. А. Иностранцеве, важный аспект концепции фильма. Именно этот приём даёт возможность создать фильм по одному из сложнейших видов в документальном кинематографе, «о герое без героя». Фильм расскажет об Университете на грани эпох, о жизни факультета геологии, о месте, которое занимал учёный-палеонтолог в его создании и развитии. Для того чтобы наиболее доходчиво и практично использовать имеющиеся на руках материалы, мной были выбраны наиболее серьёзные факты из жизни и научной деятельности человека. Именно они дают представление об Иностранцеве, как об учёном. Прежде чем начать работу над фильмом и создать его концепцию были совершены встречи с теми, кто писал о нём книгу, устраивал тематические конференции и сохранял наследие учёного. Аркадьев Владимир Владимирович, Гатаулина Галина Михайловна, Бугрова Ирина Юрьевна, Путинцева Елена Владимировна. Все встречи с этими людьми и их помощь помогли мне создать концепцию будущего фильма. Концепция моего фильма об А. А. Иностранцеве - рассказ о научной биографии учёного-естественника, жившего на пороге XX века и работающего в только что зарождающейся науке геолого-палеонтологии. А также, идея о том, что учёные СПбГУ составили славу и основу старейшего и успешного университета России. 1.1. Поиск материалов об А. А. Иностранцеве Рис. 1 – А. А. Иностранцев Первым материалом об Иностранцеве, с которым я познакомился, стала книга «Профессор Санкт-Петербургского университета А. А. Иностранцев» [1]. Редактор-составитель книги – Аркадьев Владимир Владимирович многое рассказал мне о том, как создавалась книга, что осталось за её пределами, но самое главное в книге, помимо краткой биографии, то, что в ней были опубликованы воспоминания Иностранцева. Материалы книги, которые я прочёл внимательно и неоднократно, вызвали у меня желание найти дополнительный материал, которого не было в книге. Важным помощником в решении поиска материалов стала сеть Интернет. С помощью неё же, обнаружился и третий ключевой источник информации - Палеонтолого-стратиграфический музей кафедры динамической и исторической геологии Санкт-Петербургского государственного университета [2]. Музей был основан Александром Александровичем Иностранцевым в 1873-м году. Музей стал главным «действующим лицом» или документом, который и рассказал об учёном в фильме. Мной был посещён Палеонтолого-стратиграфического музей кафедры динамической и исторической геологии Санкт-Петербургского государственного университета, в котором было совершено знакомство с его работниками. Хранитель Музея, Гатаулина Галина Михайловна, и Аркадьев Владимир Владимирович провели со мной не одну встречу, из которых я узнал множество подробностей из жизни Иностранцева. Они не столько дополнили материалы книги, сколько оживили образ человека жившего на сломе эпох. Яснее и чётче сформировалась информация об этапах научной деятельности Иностранцева. Кроме того, некоторые периоды научной биографии учёного стали понятны, развёрнуты и наглядны. Когда видишь экспонаты музея, которые найдены Александром Александровичем, и понимаешь, что этим находкам сотни миллионов лет, начинаешь понимать характер Иностранцева. Это был учёный, одержимый научным азартом. Работники музея передали мне уникальные фотографии Иностранцева. Не все из них были хорошего качества, поэтому мной была проведена реставрация наиболее заметных недостатков. 1.2. Отбор и систематизация полученной информации Всё, что удалось собрать о жизни и научной деятельности героя фильма, Иностранцеве Александре Александровиче, было проанализировано и систематизировано по принципу именно научной биографии учёного. Это означает, что в фильме присутствует мотивация Иностранцева к научной деятельности, развитие, возникающие трудности и испытания на пути научной деятельности и, конечно, итог его работы. Это первая и самая главная часть работы перед съёмками фильма. В структуре систематизированной информации лежит принцип монтажного хода будущего фильма. Отбор информации, создание сценария, съёмка, черновой и чистовой монтаж связаны между собой общим решением, но в каждом из этих этапов есть свои профессиональные особенности, которые можно наблюдать в списке задач. Отбор информации; Выбор участников интервью; Выбор объектов съёмки в Санкт-Петербурге; Написание сценария; Работа с консультантом. Перед началом работы над сценарием отобранная информация была разделена на группы со схожим содержанием. Затем в каждой из них был тщательно выстроен материал, и было проанализировано то, в каком порядке его увидит зритель. Как правило, основной сюжетной линией в документальном фильме является жизнь человека. В моём случае главенствующей нитью повествования стала жизнь профессора геологии Петербургского университета, Александра Александровича Иностранцева. Дополненный его воспоминаниями, рассказ ведётся от третьего лица, описывая биографию с момента рождения учёного и заканчивая его смертью. Фильм дополнен интервью, в котором рассказано о важных моментах из жизни геолога, а также выдержками из воспоминаний самого Александра Александровича. Перед написанием сценария весь отобранный материал был выстроен в хронологическом порядке с акцентом на научную деятельность Иностранцева А. А.. При этом стало ясно, что ряд эпизодов необходимо расширить в части биографических сведений о жизни учёного. При создании этих эпизодов были использованы архивные и современные фото и видео материалы, делающие интересными и личностными эпизоды биографии жизни учёного. Сценарий учёл все особенности документального жанра с драматургическим приёмом «о герое без героя». Структурой сценария стали следующие разделы: Краткое представление учёного; Детство, юность, родители, общественная и научная жизнь Петербурга; Обучение в Университете. Менделеев; Дипломная работа, исследования Валаама; Научная и организационная деятельность. Увлечение палеонтологией; Организация музея, заведование кафедрой; Ученики. Научное наследие; Последние годы; Значение трудов А. А. Иностранцева. II. Создание сценария Один из важнейших вопросов, что стоит перед любым человеком, который хочет претворить в жизнь свою идею в виде фильма — это создание сценария. Без него велик шанс допустить множество лишних шагов, а значит зря потратить своё время и время тех, кто работает вместе с тобой. Конечно, есть такие документальные фильмы, которые строятся на конкретном событии, но фильм об Иностранцеве принципиально отличается от репортажного решения. Фильм-биография требует серьезной работы над сценарием, без этого фильм не получится. Однако нельзя сказать, что именно сценарий является самым первым шагом, скорее, это зависит от того, насколько велик объём имеющейся у автора информации. Чем её больше, тем раньше необходимо начать работу над сценарным сюжетом. Когда я начинал работу над своим дипломным проектом, у меня на руках была лишь книга о воспоминаниях А. А. Иностранцева, поэтому, прежде чем приступить к сценарию, я посетил ключевые места и отобрал дополнительные материалы об учёном. И лишь после этого я начал работу над основной нитью повествования. Сценарий — это то, с чего начинается монтаж. Это структурная основа будущего фильма. Когда человек только приступает к работе над фильмом, у него на руках хаотический набор информации и идей. С помощью сценария можно систематизировать и рационализировать имеющийся материал, путём выделения основных компонентов фильма, соединения отдельных частей логическими связями и общей формулировкой того, что желает донести до зрителя автор. Иными словами, сценарий должен представлять собой подробную цепочку того, о чём будет вестись повествование непосредственно в фильме. Вспомогательным компонентом может стать раскадровка, последовательность набросков кадров будущего фильма. Как правило, это существенно облегчает процесс съёмки и монтажа, поэтому рекомендуется не пропускать этот шаг. Не менее важно отразить в сценарии личности и характеры описываемых героев. Зритель должен не только понять и сопереживать им, но и проникнуться духом времени, в котором они жили. Поэтому задача сценариста — сделать эти образы информационными, интересными и притягательными для зрителя. Книга с воспоминаниями А. А. Иностранцева существенно помогла в решении этой непростой задачи. Помимо формальных пунктов о взрослении и карьере учёного в ней содержалась информация о его частной жизни. Существует тенденция, что переход к неформальному разговору подробнейшим образом раскрывает истинный характер человека, а слушатель, или в нашем случае зритель, начинает ощущать некое доверие и важнейший компонент при оценке любого фильма — эмпатию. Классическая практика написания литературного сценария для любого документального фильма требует создания текста фильма в доступном разговорном ключе. Эта работа проводилась вместе с консультантом и была готова к началу съёмочного периода. Это позволило определить будущий метраж фильма, от которого зависит объём материала, который может быть усвоен зрителем при просмотре фильма. Для этого была проведена большая подготовительная работа, в том числе, было снято интервью. Всё это определило длительность каждого из эпизодов. Таким образом, с лёгкостью выделены объёмы материала, которые дали полное представление о жизни и научной деятельность Александра Александровича Иностранцева. 2.1. Определение цели и задачи фильма При начале работы над фильмом необходимо понять, что, в итоге, должно остаться в памяти зрителя, какая идея будет заложена в фильм. Поэтому начало работы над сценарием должно ознаменоваться выбором целей, которых хочет достигнуть автор. В документальном фильме важнейшей задачей является наиболее полное и правдивое раскрытие характера героя, а также достаточно доступный и интересный рассказ о его жизни. В фильме об А. А. Иностранцеве, дополнительной задачей было и создание научного и исторического наследия ученого, которое впоследствии может быть использовано в учебном процессе. Создать научную биографию учёного, который стал основателем геолого-палеонтологической школы в Санкт-Петербургском Государственном университете, дело трудоёмкое и непростое. Тем более что его научной биографии не существует. Есть разрозненные отзывы, впечатления, воспоминания. Учитывая, что научная биография Иностранцева должна быть представлена в документальном фильме, где и информация, и визуальный ряд должны быть представлены в метраже не более пятнадцати минут, целью фильма стало воссоздание жизни и деятельности человека по ключевым событиям его биографии. Отсюда вытекает ряд задач фильма. Главная задача фильма — восстановить значение деятельности Иностранцева, как учёного, деятельность которого положила начало новому развитию геолого-палеонтологии, подтвердив её как часть учебного и научного процесса. Значение этого события особенно велико для современности, потому что изучение геологической и палеонтологической истории в России выходит на новый уровень изучения. Вторая задача — привлечь внимание молодой аудитории и научного сообщества к уникальным материалам, хранящимся в Санкт-Петербургском Государственном университете. Воздать должное учёному, который до последних дней жизни служил науке и университету, оставив серьёзное научное наследие. Привлечь внимание к научному наследию Иностранцева. Трудность поставленых задач была мной преодолена. В первую очередь было учтено, что фильм об Иностранцеве будет смотреть не только подготовленный зритель, но и тот, который никогда не интересовался геологией или палеонтологией. Скорее всего, можно надеяться на то, что в последнее время, благодаря фантастическим мультфильмам и детским энциклопедиям, понятие о древнейшей жизни на Земле всё же присутствует в обществе. В связи с этим была сделана общедоступной и популярной информация о разделах, связанных с работами Иностранцева о геологии и палеонтологии. 2.2. Структура сценария в жанре «научная биография» и написание сценария об А. А. Иностранцеве Википедия говорит, что фильм-биография - «кинематографический жанр (или отдельное художественное произведение), повествующий о судьбе знаменитой, известной личности на протяжении всей жизни или в наиболее важные драматические её моменты» [3]. Написание сценария не просто биографии, а научной биографии - это жанр, представляющий из себя рассказ о человеке, как правило, известного своей деятельностью в учёных кругах, а также изложения основных научных достижений учёного. Данный жанр позволяет восстановить по крупицам всю имеющуюся информацию о человеке, прояснить его вклад в историю науки, а также дополнительно отметить основные моменты его жизни. Есть несколько принципов того, откуда и как может вестись рассказ о Иностранцеве. Самым удобным вариантом является интервью непосредственно с самим героем. Однако такая возможность у нас отсутствует, учёный жил во второй половине XIX века. Поэтому в данном случае я воспользовался драматургическим приёмом фильма «о герое без героя». Существует ряд вопросов, на которые я, как автор, ответил. Они звучат так: Что Кому Зачем Как Когда После ответа на каждый из них возникла цельная история о человеке, о его научной деятельности и о том, почему этот фильм актуален сегодня. Что — документальный фильм «Александр Александрович Иностранцев. Научная биография»; Кому — массовый зритель; Зачем — сделать общедоступной и популярной информацию о разделах, связанных с работами Иностранцева о геологии и палеонтологии; Как — с помощью мультимедийных технологий; Когда — июнь 2017-го года. III. Поиск и отбор материалов об А. А. Иностранцеве, в том числе архивных фотографий Первым шагом к выполнению моей цели стал выбор того, что я буду искать, а также где и как лучше всего произвести данную работу. У меня на руках уже имелась книга «Профессор Санкт-Петербургского университета А. А. Иностранцев». В ней была подробнейшим образом написана автобиография учёного, дополненная полезными иллюстрациями. Эта книга послужила основой для дикторского текста моего фильма. Однако, одного лишь текста недостаточно для фильма, поэтому был найден подходящий визуальный ряд. Чтобы он не был однообразным, очень удачным и весьма актуальным стало сочетание набора из фотографий героя фильма, времени, в котором жил учёный, Университета, а также интервью с теми, кто каким-то образом с ним связан. Разумеется, трудность была в том, что А. А. Иностранцев жил во второй половине XIX века, а значит, лично взять у него интервью невозможно. Самый эффективный вариант — драматургический приём «о герое без героя». Был собран большой объем изобразительного материала, в том числе и архивный, который представлен в фильме в хорошо отреставрированном качестве. 3.1. Определение направления поиска и оформление допуска для работы с архивными материалами Из книги «Профессор Санкт-Петербургского университета А. А. Иностранцев» я узнал, что в 1880-х годах Александром Александровичем Иностранцевым был основан Музей при кафедре динамической и исторической геологии. Учитывая высокий шанс того, что там находится нужная мне информация, а именно, фотоматериалы, мной было решение отправиться туда. Сейчас данный музей известен как Палеонтолого-стратиграфический музей кафедры динамической и исторической геологии Санкт-Петербургского государственного университета. Он находится на третьем этаже главного здания Санкт-Петербургского Государственного Университета. Сотрудниками музея являются Аркадьев Владимир Владимирович, куратор музея, а также редактор-составитель книги «Профессор Санкт-Петербургского университета А. А. Иностранцев» и Гатаулина Галина Михайловна, хранитель музея. Обратившись к ним за помощью, я получил согласие, а также готовность всеми силами поспособствовать развитию моего проекта. Кроме того, Аркадьев Владимир Владимирович дал интервью для фильма. Помимо этого, в музее оказалось множество фото документов, и коллекций Иностранцева и других ученых. Эти экспонаты дополнили моё представление о герое фильма. Ещё одним источником информации стал Петрографический музей кафедры петрографии Института наук о Земле Санкт-Петербургского государственного университета [4], находящийся по соседству с Палеонтолого-стратиграфическим музеем. Среди множества коллекции горных пород здесь присутствуют и те, что были отобраны А. А. Иностранцевым. Заведующая музеем, Путинцева Елена Владимировна, предоставила имеющиеся у неё фотоматериалы, а также дала интервью. Таким образом, проблема с недостатком материала и выбором участников для интервью была решена. 3.2. Подготовка и съёмка интервью В. В. Аркадьева и Е. В. Путинцевой. Определение ключевых эпизодов фильма Рис. 2 – В. В. Аркадьев Съемка беседы с куратором Палеонтолого-стратиграфического музея кафедры динамической и исторической геологии СПбГУ, Аркадьевым Владимиром Владимировичем, и с заведующей Петрографическим музеем кафедры петрографии Института наук о Земле СПбГУ, Путинцевой Еленой Владимировной, содержит их интервью по заранее подготовленным вопросам, а также демонстрации ими некоторых наиболее интересных вещей и экспонатов, связанных с деятельностью А. А. Иностранцева. Съемки проходила в двух залах Палеонтолого-стратиграфического музея и в двух залах Петрографического музея. Для записи звука было решено использовать микрофон-петличку. Для коррекции света было использовано два световых прожектора. Съёмка видеокамерой велась на трех точках в Палеонтолого-стратиграфическом музее и на четырёх точках в Петрографическом музее. Рис. 3 – Первая точка съёмки из интервью с В.В. Аркадьевым Вопросы для интервью были подготовлены мной заранее и захватывали наиболее интересующие меня темы, а также информацию, восполнявшую недостаток имеющихся у меня знаний. Список вопросов для интервью В. В. Аркадьева приведён ниже: 1. Владимир Владимирович, расскажите, пожалуйста, о научной деятельности А. А. Иностранцева, а также об основании им Музея при кафедре динамической и исторической геологии. 2. Какое Ваше личное отношение к этому человеку 3. Можете ли Вы более подробно затронуть тему о северных экспедициях А. А. Иностранцева и о его поездке на Валаам Рис. 4 – Кадр из съёмки интервью В. В. Аркадьева Список вопросов для интервью Е. В. Путинцевой приведён ниже: 1. Елена Владимировна, расскажите, пожалуйста, какие виды микроскопов уже существовали в то время 2. Что Вы можете сказать о первом издании учебника по геологии Иностранцева А. А. 3. Расскажите о систематизации экспонатов, которые легли в основу Петрографического музея. 4. Что Вам известно о многолетней работе А. А. Иностранцева по Алтайскому краю Рис. 5 — Кадр из съёмки интервью Е. В. Путинцевой Владимир Владимирович и Елена Владимировна с интересом ответили на вопросы, а также передали мне хранившиеся у них фотографии, связанные с Александром Александровичем Иностранцевым, тем самым оказав большую помощь в подборе нужного материала для фильма об учёном.
  1   2   3

  • «САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ» ФАКУЛЬТЕТ ИСКУССТВ Кафедра информационных систем в искусстве и гуманитарных науках
  • ДОПУСТИТЬ К ЗАЩИТЕ Заведующий Кафедрой информационных систем в искусстве и гуманитарных науках ___________(Борисов Н.В.)
  • «Прикладная информатика в области искусств и гуманитарных наук» Направление 230700 «Прикладная информатика» Уровень Бакалавриат
  • Руководитель
  • I . Концепция документального фильма «Александр Александрович Иностранцев. Научная биография»
  • 1.1. Поиск материалов об А. А. Иностранцеве
  • 1.2. Отбор и систематизация полученной информации
  • II . Создание сценария
  • 2.1. Определение цели и задачи фильма
  • 2.2. Структура сценария в жанре «научная биография» и написание сценария об А. А. Иностранцеве
  • III. Поиск и отбор материалов об А. А. Иностранцеве, в том числе архивных фотографий
  • 3.1. Определение направления поиска и оформление допуска для работы с архивными материалами
  • 3.2. Подготовка и съёмка интервью В. В. Аркадьева и Е. В. Путинцевой. Определение ключевых эпизодов фильма