Первая страница
Наша команда
Контакты
О нас

    Главная страница


Кровь, плазма крови, ее состав. Форменные элементы крови




Скачать 82.56 Kb.
Дата29.06.2017
Размер82.56 Kb.
ТипУрок
Тема урока: Кровь, плазма крови, ее состав. Форменные элементы крови (эритроциты, лейкоциты, тромбоциты);
Тип урока. Усвоение новых знаний.
Оборудование:

- «Биология человека» из серии «Интерактивные плакаты», компания «Новый диск»

- Презентация в среде Power Point.

- Видеофильм «Встреча с И. И. Мечниковым».



Необходимое аппаратное и программное обеспечение

- 4 ноутбука.

- Интерактивная доска.
Цель урока: Познакомить учащихся с форменными элементами крови, показать взаимосвязь строения с выполняемой функцией.

Задачи:

Образовательные: Расширить кругозор учащихся о составе крови; сформировать и закрепить знания о форменных элементах крови: их строении и выполняемой функции в организме.

Развивающие: Совершенствовать у учащихся интеллектуальные умения: анализировать информацию, то есть сравнивать ее с другой информацией, выделять в ней главное, существенное; делать обобщения и формулировать выводы; наблюдать, сравнивать; развивать навык диалогического общения при организации работы в группе, рефлексии; Воспитательные: Содействовать формированию мировоззренческой идеи единства живой и неживой природы через знакомство с происходящими в организме процессами и явлениями. Совершенствовать у учащихся системное представление об организации живых существ; содействовать физическому и санитарно-гигиеническому воспитанию учащихся; развитие познавательного интереса у учащихся к биологическому знанию; формировать черты творческой деятельности учащихся; развивать самостоятельность учащихся в учебной деятельности.
Ход урока.

Этап 1. Организационный

Приветствие и посадка учащихся по группам.

Учитель: Приглашаю сегодня вас ребята поработать в творческой мастерской. Я буду вашим мастером, а вы моими подмастерьями и мы вместе будем мастерить ваши знания. Если в ходе мастерской у вас будут появляться вопросы, можете обратиться ко мне за помощью. А работу в мастерской разрешите начать со следующих строк:

Ведь кто не знает,

Что есть в нашем теле

Жизнь, дающая человеку вновь?

Днем и ночью течет по сосудам

Не просто - водица,

А бесценная красная… ?


Этап 2. Вводная часть урока

Цель Сообщение темы и целей урока.

Правильно, сегодня мы будем изучать кровь

Мастер: А сейчас возьмите листочки, подумайте и запишите:

- какие вопросы касающиеся данного типа ткани вам хотелось бы обсудить?


(вопросы зачитываются вслух, а черновики сдаются мастеру)

Мастер: Ответить, конечно, на все вопросы по теме «Кровь» невозможно и мы берем для нашего разговора только те, что созвучны теме нашего сегодняшнего урока.

«Кровь, плазма крови, ее состав. Форменные элементы крови (эритроциты, лейкоциты, тромбоциты);

И в нашей мастерской вы будете постигать тайны:



  1. Что такое кровь и зачем она нужна?

  2. Каково строение крови;

  3. Что такое эритроциты и переливание крови;

  4. Лейкоциты и защита организма;

  5. Тромбоциты и свертываемость крови;

  6. Узнаете несколько интересных фактов о крови.

Этап 3. Изучение новой темы. Плазма крови. Форменные элементы крови.


Цель: Изучить особенности строения и функции форменных элементов крови (эритроциты, лейкоциты, тромбоциты), познакомиться с причинами и механизмом свертывания крови.
Мастер: Начнем с первого вопроса. Что такое кровь и зачем она нужна? Если ли у вас версии и догадки на этот счет?

Обсудите в группах

(выслушиваем ответы)
Учитель: Как убедиться, что вы правы и что дали полный ответ на поставленный вопрос?

- Верно. Обратимся к справочной литературе, в качестве, которой предлагаю дополнительную литературу и параграф учебника. Ребята говорят о функциях, которые выполняет кровь (если ошибаются, другие поправляют).


Учитель. Итак, кровь - удивительная жидкость. Объем крови взрослого человека - 5 л (у мужчин - 5,2 л, у женщин - 3,9 л). С древних времен ей приписывали могучую силу.

И неслучайно, так как кровь выполняет в нашем организме важные функции:

1. транспортную (перенос кислорода и питательных веществ, перенос продуктов обмена и тепла);

2. осуществляет гуморальную регуляцию;

3. защитную функцию (клетки крови и вещества участвуют в иммунном ответе).
Учитель.

Конечный вариант на экране компьютера и записывается в рабочие карты.

(презентация слайд №3)

Учитель: Функций много, значит и строение крови должно быть сложным.

Кровь состоит из:

- плазмы,

- клеток: эритроцитов, лейкоцитов,

- пластинок - тромбоцитов.

(презентация слайд №4)
Учитель.. Обратитесь к словарю ("Биология человека" из серии "Интерактивные плакаты", компания "Новый диск») и скажите что такое плазма?
На странице 118 учебника найдите информацию о плазме крови и ответьте на вопросы:

- сколько процентов от объема крови приходится на межклеточное вещество?

- каков состав плазмы крови?

- какова функция плазмы крови?

Индивидуальная работа учащихся с учебником.

Подводится итог (слайд № 5)


Учитель. Плазма содержит 90-92% воды и 8-10% сухого остатка, главным образом белков (7-8%) и минеральных солей (1%). Белки плазмы (их более 30) разделяют на три основные группы. Альбумины (около 4,5%) связывают и транспортируют лекарственные вещества, витамины, гормоны, пигменты. Глобулины (2-3%) обеспечивают транспорт жиров, глюкозы, меди, железа, выработку антител. Фибриноген (0,2-0,4%) участвует в свертывании крови. В плазме также находятся аминокислоты, глюкоза (0,11%), нейтральные жиры, липиды. В плазму поступают и конечные продукты обмена веществ: мочевина, мочевая кислота и др. В плазме содержатся также различные гормоны, ферменты и другие, биологически активные вещества. Минеральные вещества плазмы составляют около 1%.
Учитель. А теперь изучим форменные элементы крови.

- Группы получают задания и приступают к выполнению заданий.


Работа в группах:

1группа. Эритроциты и переливание крови;

2группа. Лейкоциты и защита организма;

3группа. Тромбоциты и свертываемость крови

Каждая группа работает по своему вопросу и заполняет таблицу в рабочей карте по своему форменному элементу используя иллюстрации "Биология человека" из серии "Интерактивные плакаты", компания "Новый диск и учебник.
(таблица на экране. Презентация слайд №6)
Этап 4. Проверка работ учащихся в группах. Обсуждение.

Цель. Проверить правильность выполненных работ учащимися, коррекция и дополнение новых знаний

Отчет групп с использованием иллюстраций "Биология человека" из серии

"Интерактивные плакаты", компания "Новый диск

Отчет Группа 1. Учитель. Представьте, что в крови млекопитающего внезапно лопнули все эритроциты. К каким последствиям это приведет?

Ответы учащихся…

Обсуждаемые результаты:

1. очень малые размеры эритроцитов (7-8 мкм), приблизительно равен диаметру капилляров;

2. большая концентрация эритроцитов в крови человека;

3. эритроциты всех млекопитающих, кроме верблюдов, имеют форму двояковогнутого диска. Это увеличивает площадь поверхности эритроцита;

4. отсутствие ядер в зрелых эритроцитах человека позволяет большому количеству молекул гемоглобина разместиться в них.
- Физкультминутка "Найти рисунки эритроцитов на стенах класса и вывесить их на классную доску".
Отчет Группа №2

Учитель дополняет (объяснение с демонстрацией анимаций).

Гранулоциты характеризуются наличием сегментированного ядра, псевдоподий и зернистости в цитоплазме. По окрашиванию этой зернистости гранулоциты подразделяют на эозинофильные, базофильные и нейтрофильные. Все зернистые лейкоциты, особенно нейтрофильные, способны к фагоцитозу.

Нейтрофилы выполняют защитную функцию - осуществляют фагоцитоз бактерий и других инородных частиц.

Основная функция эозинофилов - обезвреживание и разрушение токсинов белкового происхождения, чужеродных белков, комплексов антиген-антитело (в том числе при аллергических реакциях).

Базофилы имеют аппарат синтеза белка, синтезируют и выделяют биологически активные вещества (так называемые медиаторы аллергических реакций - гепарин, гистамин, серотонин и др.), участвуют в защитных реакциях организма, стимулируют функции нейтрофилов и макрофагов. Базофилы часто называют основными клетками гомеостаза, хотя их функции до конца не изучены.

- Строение и значение лимфоцитов.

Лимфоциты встречаются не только в крови, особенно их много в лимфе. В крови взрослых людей лимфоциты составляют 20-35% от общего числа лейкоцитов. Размеры лимфоцитов колеблются от 4,5 до 10 мкм. Лимфоциты имеют круглое, иногда бобовидное ядро. Цитоплазма окружает ядро узким ободком, при электронной микроскопии в ней обнаруживается мощно развитая гранулярная эндоплазматическая сеть.


- Учитель. Большую роль в изучении защитной роли крови сыграл наш русский ученый И. И. Мечников. Сегодня нам предстоит встретиться с ним,
- Физкультминутка "Найти рисунки лейкоцитов".
Отчет Группа №3

Учитель дополняет.

Тромбоциты - кровяные пластинки. Их количество в литре крови составляет 180-320Ч109. Они образуются в красном костном мозге путем отщепления безъядерных фрагментов цитоплазмы от гигантских клеток - мегакариоцитов; из каждой такой клетки может возникнуть до 1000 тромбоцитов. Размеры тромбоцита в мазке крови - 2-3 мкм. Две трети тромбоцитов циркулирует в крови, остальные депонируются в селезенке. Тромбоциты активно участвуют в процессе свертывания крови и растворения кровяного сгустка за счет присутствующих в них биологически активных соединений.

Защита проекта обучающегося.

- Образование тромба.

Основные этапы свертывания крови были известны давно. Еще в 1905 г. Моравиц описал в основном последовательность этих этапов, и его схема верна и поныне. Вне организма кровь свертывается за несколько минут. Под действием "активатора протромбина" (тромбокиназы), выделяющегося при разрушении тромбоцитов, белок плазмы протромбин превращается в тромбин. Последний вызывает расщепление растворенного в плазме фибриногена с образованием фибрина, волокна которого образуют основу тромба. В результате кровь из жидкости превращается в студенистую массу.

В механизме свертывания крови принимает участие 15 плазменных факторов: фибриноген, протромбин, тканевой тромбопластин, антигемофильные глобулины и др. Многие из этих факторов образуются в печени при участии витамина К. Для осуществления всех фаз процесса свертывания необходимы ионы кальция.
Вывод. Тромбоциты выполняют защитную функцию, участвуют в свертывании крови. Свертывание крови сложный многоступенчатый процесс, необходимый для остановки кровотечения;
- Физкультминутка "Найти рисунки тромбоцитов".
Этап 5. Подведение итогов урока и постановка задачи для следующего урока

Цель: Конкретизировать знания учащихся о строение крови. Дать инструкции по выполнению домашнего задания, которое направлено на дальнейшее развитие знаний и подготовку к последующему обучению.

Самостоятельная работа "Выполнение задания 1-11" из серии "Интерактивные плакаты", компания "Новый диск»

Фронтальная работа с классом, парная работа - взаимопроверка, выставление оценок.


Итоговый контроль, подведение итогов, рефлексия.
Вы знаете, что знания в памяти сохраняются в памяти лишь тогда, когда они применяются. Поэтому давайте все, о чем мы говорили сейчас, осмыслим еще раз. Представьте себе каждый, что вы учитель. Вы все по теме «Кровь и ее форменные элементы знаете, а ваши ученики знают ли, вам не известно. Какие вопросы вы бы задали, чтобы проверить их знания.
(над вопросом пусть подумает каждый и запишет на листочке)
Обсудите командой, какой из вопросов хотите задать другой группе. На остальные вопросы ответим в другой раз.

Домашнее задание.


- стр. 117 - 121, пересказ или подготовить рассказ по презентации, сделанные группами на уроке.

- подготовить сообщения:

"Причины малокровия", биографии Луи Пастера, Александра Флеминга, Эдварда Дженнера, используя адреса сайтов:

http://taina.aib.ru/biography/ilja-mechnikov.htm - Мечников-

http://ru.wikipedia.org/wiki/ - Дженнер, http://medi.ru/doc/15b0001.htm - Пастер, Мечников, Дженнер

http://www.c-cafe.ru/days/bio/13/069_13.php - Э. Пауль

http://www.medikk.ru/proch_zab/anemia.htm - малокровие.
Подошла к концу наша мастерская.


  • Какие эмоциональные состояния вы пережили: скуку, интерес, радость, волнение.

  • За что хотели бы себя похвалить?

  • Что пожелать мастеру?

Всем спасибо. До свидания.





  • Обратитесь к словарю ("Биология человека" из серии "Интерактивные плакаты", компания "Новый диск») и скажите что такое плазма
  • Отчет групп с использованием иллюстраций "Биология человека" из серии "Интерактивные плакаты", компания "Новый диск
  • Самостоятельная работа "Выполнение задания 1-11" из серии "Интерактивные плакаты", компания "Новый диск»