Первая страница
Наша команда
Контакты
О нас

    Главная страница


«Кровь и другие компоненты внутренней среды организма»




Дата29.06.2017
Размер44.4 Kb.
Тема: «Кровь и другие компоненты

внутренней среды организма».


Цели: 1. Углубить понятие о внутренней среде организма, гомеостазе.

Познакомить с составом крови и функциями ее компонентов.

Разъяснить значение анализа крови как средства диагностики

заболеваний, ввести понятие малокровия.

2. Продолжить развитие навыков микроскопирования.

3. Воспитывать самостоятельность, аккуратность, ответственность.


Оборудование: таблицы с изображением кругов кровообращения и

лимфообращения, состава крови, лимфатической системы;

портрет И.И. Мечникова; микроскоп, микропрепараты крови

человека и лягушки.


Ход урока:

I. Оргмомент


  1. Изучение нового материала.

    1. Фронтальная беседа (актуализация знаний):

      • Что называется внешней средой?

      • Что называется внутренней средой?

      • Каков состав внутренней среды?

      • Какое значение имеет внутренняя среда организма?

2. Компоненты внутренней среды организма

а) Объяснение учителя. Составление схемы «Внутренняя среда организма».

Внутренняя среда организма




Кровь Лимфа Тканевая жидкость
б) Относительное постоянство внутренней среды – объяснение учителя.
Внутренняя среда организма находится в подвижном равновесии. Это значит, что концентрация различных веществ в крови, лимфе и тканевой жидкости поддерживается примерно на одном уровне. Это достигается благодаря работе нервной и эндокринной систем: как только концентрация какого-либо вещества выходит из пределов нормы (опускается ниже допустимого предела или превышает верхнюю границу интервала нормы), то рецепторы, находящиеся в стенках кровеносных сосудов, сигнализируют об этом в центральную нервную систему. Там эта информация обрабатывается вставочными нейронами. Они передают нужные сигналы исполнительным нейронами, от которых зависит работа органов пищеварительной, выделительной и эндокринной системы. Последние осуществляют выброс или, наоборот, поглощение определенного количества вещества, концентрация которого вышла из пределов нормы. Поддержание относительного постоянства внутренней среды организма – гомеостаз (Определение записать в тетрадь).
3. Состав крови (рассказ учителя, изучение рис.43, составление схемы «Кровь»).

Кровь


Плазма Форменные элементы


(60%)

Эритроциты Лейкоциты Тромбоциты

а) Плазма крови (рассказ учителя)

Плазма крови – желтоватая жидкость; 0,9 % плазмы – поваренная соль (хлористый натрий); 7% - белки, среди них белок фибриноген, соли калия, кальция, фосфора; углекислый газ, глюкоза и другие вещества.


б) Эритроциты (самостоятельная работа с учебником)

- Прочитать статью «Эритроциты» § 17 и начните заполнение таблицы.


Клетки крови и их значение.

Название клеток


Кол-во (в 1 мм3)

функция

Где образуются

Эритроциты

М-4,5 – 5 млн.

Ж-4 – 4,5 млн.


Транспорт О2 к тканям, СО2 к легким

Красный костный мозг

Лейкоциты

4 – 8 тыс.

Распознавание и уничтожение чужеродных клеток

Красный костный мозг

Тромбоциты

250 – 400 тыс.

Участие в свертывание крови

Красный костный мозг

в) Лейкоциты (рассказ учителя)




      • Вторым форменным элементом крови являются лейкоциты или белые кровяные тельца. Это довольно крупные бесцветные неопределенной формы клетки с хорошо развитыми ядрами. Основная функция лейкоцитов – распознавание и уничтожение чужеродных включений, среди которых могут быть как отдельные молекулы каких либо веществ (например, чужеродные белки), так и целые клетки.

Количество лейкоцитов в 1 мм3 крови может сильно варьировать в зависимости от состояния организма. При попадании в организм инфекции их число резко увеличивается, что внешне выражается в повышении температуры тела больного. В спокойном состоянии количество белых кровяных телец не превышает 4-5 тыс. в 1 мм3 крови. Лейкоциты бывают нескольких видов. Некоторые из них – фагоциты способны к амебоидному движению. Обнаружив «врага», они захватывают его ложноножками, поглощают и переваривают. Это явление, получившее название фагоцитоз, было открыто и подробно изучено великим русским ученым И.И. Мечниковым.

- И.И. Мечников – краткая биография (сообщение учащегося).

- Самостоятельная работа учащихся по заполнению таблицы.
г) Тромбоциты (рассказ учителя, самостоятельная работа с учебником).

- Задание: используя статью «Тромбоциты, или кровяные пластинки» § 17 рис. 46, составьте схему последовательных изменений, происходящих в крови, которые обуславливают процесс ее свертывания.


Поранение кровеносных сосудов

Условия

свертыва-


ния крови

4. Анализ крови (рассказ учителя)



СОЭ мужчин – 2-10 мм/ч

женщин – 2-5 мм/ч



Гемоглобин мужчин – 13-16 г %

женщин – 12-14 г %

- Что можно узнать, изучив анализ крови?
5. Кроветворение (самостоятельная работа с учебником).

- Заполните 4 графу таблицы.



II.Закрепление.


- Лабораторная работа «Рассматривание крови человека и лягушки под микроскопом».

  1. На препарате крови лягушки рассмотрите эритроциты и лейкоциты.

  2. Выясните в чем их различие.

  3. Зарисуйте эритроциты и лейкоциты в тетради.

  4. Рассмотрите препарат крови человека, найдите в поле зрения микроскопа эритроциты и лейкоциты.

  5. Зарисуйте эти кровяные тельца в своих тетрадях.

  6. Найдите отличия эритроцитов человека от эритроцитов лягушки.

  7. Чья кровь, человека или лягушки, перенесет в единицу времени больше кислорода? Почему?



III.Итог урока:


- Каков состав внутренней среды организма?

- Почему клеткам для процессов жизнедеятельности необходима жидкая среда?


V. Д/з: § 17, ответить на вопросы в конце параграфа, заучить термины.

  • I. Оргмомент
  • Название клеток
  • Ж-4 – 4,5 млн.
  • II.Закрепление.
  • III.Итог урока