Первая страница
Наша команда
Контакты
О нас

    Главная страница


Критская Е. Д. М.: Просвещение, 2011; Сергеева Г. П., Критская Е. Д. «Музыка»: Творческая тетрадь для учащихся 6 класса




Скачать 409.79 Kb.
Дата03.07.2017
Размер409.79 Kb.
ТипПояснительная записка
Пояснительная записка
Рабочая программа по музыке в 6 классах разработана на основе авторской программы «Музыка» (Программы для общеобразовательных учреждений: Музыка: 1-4 кл, 5-7 кл., «Искусство»- 8-9 кл./ Е.Д. Критская, Г.П. Сергеева, Т.С. Шмагина – Москва: “Просвещение”, 2009г.) в соответствии с основными идеями музыкально-педагогической концепции Д.Б.Кабалевского и требованиями Федерального компонента государственного образовательного стандарта основного общего образования по искусству. В данной программе нашли отражение изменившиеся социокультурные условия деятельности современных образовательных учреждений, потребности в модернизации содержания музыкального образования, новые педагогические технологии.

Рабочая программа ориентирована на использование учебно-методического комплекта:

- Музыка. 6 класс: учеб. для общеобразоват. учреждений /Сергеева Г.П., Критская Е.Д.– М.: Просвещение, 2011;

- Сергеева Г.П., Критская Е.Д. «Музыка»: Творческая тетрадь для учащихся 6 класса – М.: Просвещение, 2015;

Рабочая программа рассчитана на 35 ч. в год (1 час в неделю).

Часы первого полугодия посвящены установлению связей между музыкой и литературой, а второго полугодия – связи музыки и изобразительного искусства. Учащиеся должны почувствовать, что эти три вида искусств не только не отделены друг от друга, но, напротив, связаны многими нитями, и знания одного из них помогает более глубокому восприятию и пониманию остальных.

Курс нацелен на изучение многообразных взаимодействий музыки с жизнью, природой, обычаями, литературой, живописью, историей, психологией музыкального восприятия, а также с другими видами и предметами художественной и познавательной деятельности.

Программа основана на обширном материале, охватывающем различные виды искусств, которые дают возможность учащимся усваивать духовный опыт поколений, нравственно-эстетические ценности мировой художественной культуры и преобразуют духовный мир человека, его душевное состояние.


Цель программы – развитие музыкальной культуры школьников как неотъемлемой части духовной культуры.

Задачи: - развитие музыкальности; музыкального слуха, певческого голоса, музыкальной памяти, способности к сопереживанию; образного и ассоциативного мышления, творческого воображения;

- освоение музыки и знаний о музыке, ее интонационно-образной природе, жанровом и стилевом многообразии, особенностях музыкального языка; музыкальном фольклоре, классическом наследии и современном творчестве отечественных и зарубежных композиторов; о воздействии музыки на человека; о ее взаимосвязи с другими видами искусства и жизнью;

- овладение практическими умениями и навыками в различных видах музыкально-творческой деятельности: слушании музыки, пении (в том числе с ориентацией на нотную запись), инструментальном музицировании, музыкально-пластическом движении, импровизации, драматизации исполняемых произведений;

- воспитание эмоционально-ценностного отношения к музыке; устойчивого интереса к музыке, музыкальному искусству своего народа и других народов мира; музыкального вкуса учащихся; потребности к самостоятельному общению с высокохудожественной музыкой и музыкальному самообразованию; слушательской и исполнительской культуры учащихся.

Программа основана на обширном материале, охватывающем различные виды искусств, которые дают возможность учащимся усваивать духовный опыт поколений, нравственно-эстетические ценности мировой художественной культуры, и преобразуют духовный мир человека, его душевное состояние. Содержание данной программы раскрывается в учебных темах каждого полугодия. В обновленном музыкальном материале, а также введении параллельного и методически целесообразного литературного и изобразительного рядов. В программе 6 класса рассматривается многообразие музыкальных образов, запечатленных в жанрах вокальной, инструментальной и инструментально-симфонической музыки. Музыкальный образ рассматривается как живое, обобщенное представление о действительности, выраженное в звуках. В сферу изучения входят также интонационная природа музыкальных образов, приемы взаимодействия и развития различных образных сфер в музыкальном искусстве. Мир обра­зов народной, религиозной, классической и современной му­зыки. Музыка в семье искусств.

Приоритетным направлением содержания программы и УМК по-прежнему остается русская музыкальная культура. Фольклор, классическое наследие, музыка религиозной традиции, современные музыкальные направления музыкального искусства формируют у учащихся национальное самосознание, понимание значимости своей культуры в художественной картине мира. В содержание рабочей программы 6 класса введен региональный компонент в следующих темах: «Удивительный мир музыкальных образов», «Обряды и обычаи в фольклоре и в творчестве композиторов", «Народное искусство Древней Руси. Образы русской народной и духовной музыки». При этом учтено, что этот учебный материал не входит в обязательный минимум содержания основных образовательных программ и отнесен к элементам дополнительного (необязательного) содержания.
Контроль осуществляется в следующих видах:

- входной, текущий, тематический, итоговый;

-фронтальный, комбинированный, устный.



Формы контроля:

При организации учебно-воспитательного процесса для реализации программы «Музыка» 6 класс предпочтительными формами организации учебного предмета являются: индивидуальные, групповые, фронтальные, коллективные, наблюдение, самостоятельная работа, тест.



Виды организации учебной деятельности:

- конкурс

- викторина

- самостоятельная работа

- творческая работа

- тест
Требования к уровню подготовки учащихся:




  • формирование представлений о художественной картине мира;

  • овладение методами наблюдения, сравнения, сопоставления, художественного анализа;

  • обобщение получаемых впечатлений об изучаемых явлениях, событиях художественной жизни страны;

  • расширение и обогащение опыта выполнения учебно-творческих задач и нахождению при этом оригинальных решений, адекватного восприятия устной речи, ее интонационно-образной выразительности, интуитивного и осознанного отклика на образно-эмоциональное содержание произведений искусства;

  • совершенствование умения формулировать свое отношение к изучаемому художественному явлению в вербальной и невербальной формах, вступать (в прямой или в косвенной форме) в диалог с произведением искусства, его автором, с учащимися, с учителем;

  • приобретение умения и навыков работы с различными источниками информации;

  • формулирование собственной точки зрения по отношению к изучаемым произведениям искусства, к событиям в художественной жизни страны и мира, подтверждая ее конкретными примерами;



Творчески изучая музыкальное искусство,

учащиеся 6 класса имеют возможность достигнуть следующего:
- понимать жизненно-образное содержание музыкальных произведений разных жанров; различать лирические, эпические, драматические музыкальные образы;

- иметь представление о приемах взаимодействия и разви­тия образов музыкальных сочинений;

- знать имена выдающихся русских и зарубежных компози­торов, приводить примеры их произведений;

- уметь по характерным признакам определять принадлеж­ность музыкальных произведений к соответствующему жанру и стилю — музыка классическая, народная, рели­гиозная, современная;

- владеть навыками музицирования: исполнение песен (на­родных, классического репертуара, современных авто­ров), напевание запомнившихся мелодий знакомых му­зыкальных сочинений;

- анализировать различные трактовки одного и того же произведения, аргументируя исполнительскую интерпре­тацию замысла композитора;

- раскрывать образный строй музыкальных произведений на основе взаимодействия различных видов искусства;

- развивать навыки исследовательской художественно-эсте­тической деятельности (выполнение индивидуальных и коллективных проектов);

- совершенствовать умения и навыки самообразования.
6 класс «Музыка» Тематическое планирование.



п/п

Тема урока

Кол-во часов

Тип урока

Характеристика деятельности учащихся или виды учебной деятельности

Формы

контроля, измерители

Требования

к уровню подготовки

обучающихся

Домашнее задание

Дата





















1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

Мир образов вокальной и инструментальной музыки

1

Удивительный мир музыкаль­ных образов

1

Вводный

Что роднит музыкаль­ную и разговорную речь? (Интонация.) Мелодия - душа му­зыки.

Музыкальный образ -это живое обобщен­ное представление о действительности, выраженное в музы­кальных интонациях. Классификация музы­кальных жанров: во­кальная и инструмен­тальная музыка



  • Гори, гори, моя звезда. П. Булахов, слова

В. Чуевского.

  • Калитка. А. Обухов, слова А. Будищева.

  • Колокольчик. А. Гурилев, слова И. Макарова.

  • Россия. Д. Тухманов, слова М. Ножкина.




Беседа. Слушание музыки. Хоровое пение. Устный контроль


Знать:

- что роднит музыку


и разговорную речь;

-классификацию музы­кальных жанров.


Уметь приводить при­
меры различных музы­кальных образов

Закрепить

полученные

знания


02.092015




2

Образы роман­сов и песен рус­ских компози­торов

1

Расшире-ние и углубле-ние знаний

Расширение представ­лений о жанре роман­са. Взаимосвязь разго­ворных и музыкаль­ных интонаций в ро­мансах. Триединство «композитор - испол­нитель - слушатель»

  • Красный сарафан. А. Варламов, слова Н. Цыганова

  • Матушка, что во поле пыльно, русская народная песня.

  • Матушка, что во поле пыльно. М. Матвеев, слова народ­ные.

  • Мама. Из вокально-инструментального цикла «Земля». В. Гаврилин, слова В. Шульгиной.

Жаворонок. М. Глинка — М. Балакирев.

Слушание музыки. Интонационно-образный анализ. Хоровое пение


Знать:

- понятие романс;

- способы создания раз­
личных образов: музы­кальный портрет и бы­товая сцена (монолог,
диалог).

Уметь определять, в чем проявляется взаимосвязь разговорных и музы­кальных интонаций



Закрепить

полученные

знания


09.09 2015




3

Два музыкаль­ных посвящения

1

Сообще-ние и усвоение новых знаний

Знакомство с шедев­рами: вокальной музыки - романсом «Я помню чудное мгновенье»; инстру­ментальной музыки -«Вальсом-фантазией». Своеобразие почерка композитора М. Глинки

Слушание музыки. Интонационно-образный анализ. Хоровое пение

Уметь:

-проводить интонаци­онно-образный анализ


музыкальных произве­дений;

-определять приемы


развития, форму музы­кальных произведений

Закрепить

полученные

знания, подготовить презентацию о о жизни и творчестве М.И.Глинки


16.09 2015




4

Портрет в музы­ке и живописи

1

Расширение и углубление знаний

Романс «Я помню чудное мгновенье» и «Вальс-фантазия» М. И. Глинки. Влия­ние формы и приемов развития на отражение содержания этих сочи­нений. Портрет в му­зыке и изобразитель­ном искусстве


Слушание музыки. Интонационно-образный анализ. Устный контроль. Хоровое пение


Уметь:

-объяснять, как форма


и приемы развития му­зыки могут раскрывать
образы сочинений;

-выявлять своеобразие


почерка композитора
М. И. Глинки

Закрепить

полученные

знания, подготовить презентацию о жизни и творчестве С.В.Рахманинова


23.09 2015




5

«Уноси мое сердце в звеня­щую даль...»

1

Сообщение и усвоение новых знаний

Жизнь и творчество С. В. Рахманинова. Знакомство с миром образов музыки ком­позитора на примере романса «Сирень». Роль мелодии и ак­компанемента. Испол­нительские интерпре­тации

  • С.В.Рахманинов, сл. Г.Галиной. «Здесь хорошо».

  • С.В.Рахманинов «Островок».

  • Ю.Визбор «Лесное солнышко».




Беседа. Слушание музыки. Интона­ционно-образный анализ. Хоровое пение

Уметь:

-проводить интонаци­онно-образный анализ


музыки;

-сравнивать исполни­тельские интерпретации



Закрепить

полученные

знания, подготовить презентацию о жизни и творчестве Ф.Шаляпина


30.09 2015




6

Музыкальный

образ и мастер­ство исполни­теля. Ф.И.Шаля-пин



1

Сообщение

и усвоение новых знаний



Жизнь и творчество Ф. И. Шаляпина. Мас­терство исполнителя и мир музыкальных образов. Сопоставле­ние образов музыки и изобразительного искусства

  • М.И.Глинка «Рондо Фарлафа» из оперы «Руслан и Людмила» в исполнении Ф. Шаляпина.

  • М.И.Глинка «Ария Сусанина» из оперы «Иван Сусанин».

  • Н.А.Римский-Корсаков «Песня варяжского гостя» из оперы «Садко».




Беседа. Слушание музыки. Интона­ционно-образный анализ. Хоровое пение

Уметь:

-проводить интонаци­онно-образный анализ


музыки;

-сравнивать музыкаль­ные интонации с интона­циями картин худож­ников



Закрепить

полученные

знания, подготовить сообщение о народных обрядах и обычаях


07.10 2015




7

Обряды и обы­чаи в фольклоре и в творчестве композито-ров

1

Сообщение и усвоение новых знаний


Поэтизация быта и жизненного уклада русского народа на основе одного из об­рядов - старинной русской свадьбы (в том числе включенной в оперный жанр)

  • РНП «Матушка, что во поле пыльно».

  • М.Матвеев «Матушка, что во поле пыльно». М.П.Мусоргский. Хор «Плывёт, лебёдушка» из оперы «Хованщина».

М.И.Глинка. Хор «Разгулялися,

Интонационно-образный анализ прослушанной му­зыки. Хоровое пе­ние. Устный кон­троль

Знать особенности на­родной музыки и жанры народной песни. Уметь:

-проводить интонаци­онно-образный анализ


музыки;

-определять приемы развития музыкальных


произведений;

-чисто интонировать


мелодии русских народ­ных свадебных песен

и фрагментов хоров из опер





Закрепить

полученные

знания


14.10 2015




8

Образы песен зарубежных композиторов. Искусство пре­красного пения

1

Сообщение и усвоение новых знаний

Знакомство с вокаль­ным стилем белькан­то. Освоение вокаль­ного и инструмен­тального жанров -баркаролы (песни на воде). Знакомство с выдающимися име­нами исполнителей бельканто, отечест­венными и зарубеж­ными

  • М.И.Глинка Венецианская ночь в исп. Н.Дорлиак

  • Ф.Шуберт «Форель».

  • Ф.Шуберт 4 часть «Фореллен-квинтете».

  • Ф.Шуберт Серенада (№4 из вок.ц Лебединая песня) Исп И.Козловский.

Ф.Шуберт Серенада

Беседа. Интонаци­онно-образный анализ музыки. Хоровое пение


Знать понятие бель­канто. Уметь:

- называть имена вели­ких оперных певцов мира;

- сопоставлять, нахо­дить сходство в про­слушанной музыке


Закрепить

полученные

знания, подготовить презентацию о жизни и творчестве Ф.Шуберта


21.10 2015




9

Мир старинной песни. Баллада «Лесной царь»

1

Сообщение и усвоение новых знаний

Знакомство с жизнью и творчеством Ф. Шу­берта. Освоение ново­го вокального жанра -баллады. Выявление средств выразитель­ности разных видов искусства (литератур­ного, музыкального и изобразительного) в создании единого образа

  • Ф.Шуберт. Баллада «Лесной царь» в исполнении Д. Фишер-Дискау на немецком языке.

Ф.Шуберт. Баллада «Лесной царь» в исполнении

Устный контроль. Интонационно-образный анализ музыки. Хоровое пение. Слушание музыки



Знать:

-основные моменты


из жизни и творчества
Ф. Шуберта;

-понятие баллада.


Уметь:

-определять приемы развития музыкального


произведения;

-выявлять средства вы­


разительности и изобра­зительности музыкаль­ных произведений;

-сравнивать интонации


музыкального, живо­писного и литературно­
го произведений

Закрепить

полученные

знания


28.10 2015




10

Народное искус­ство Древней Руси, образы русской народной и духовной музыки.

1

Расширение и углубление знаний

Особенности развития народной музыки Древней Руси. Связи русского музыкального фольклора с жизнью человека. Роль музы­ки в народных

праздниках. ( скоморохи - странствующие актеры. Жанры и фор­мы народной музыки. Музыкальный язык, инструменты, совре­менные исполнители народных песен



  • «Пляска скоморохов» из оперы «Снегурочка» Н.А. Римского-Корсакова

  • «Во кузнице», «Как под яблонькой», «Былинные наигрыши»

  • Киевский распев «Свете тихий»

П.Г.Чесноков «Да исправится молитва моя»

Беседа. Слушание музыки. Музыкаль­ная «Угадай-ка!». Интонационно-образный анализ музыки. Хоровое пение. Игра в ор-

Играть на шумовых му­зыкальных инст­рументах



Знать:

-особенности разви­тия народной музыки,


ее жанры и формы;

-особенности музы­кального языка народ­ных песен;

роль народной музыки

в жизни человека;

-кто такие скоморохи.
Уметь:

-называть народные му­зыкальные инструменты


и имена исполнителей
народной музыки

Закрепить

полученные

знания, подготовить сообщение о жизни и творчестве М.С.Березовского


11.11 2015




11

Русская духов­ная музыка

1

Сообщение и усвоение новых знаний

Особенности развития духовной (церковной) музыки в Древней Руси в историческом контексте (от знамен­ного распева до пар­тесного пения). Раз­личные жанры цер­ковного пения. Зна­комство с новым жан­ром - хоровым кон­цертом. Знакомство с жизнью и творчест­вом М. С. Березовского

  • М.Березовский. Духовный концерт «Не отвержи мене во время старости» 1часть.

Б.Окуджава «Молитва»

Устный контроль. Слушание музыки. Интонационно-образный анализ. Сопоставление му­зыкального и ху­дожественного ис­кусства


Знать:

-основные этапы раз­


вития духовной музыки;

-понятия: знаменный


распев, партесное пение
и а капелла, унисон, духовный концерт.
Уметь:

-проводить интонаци­онно-образный анализ


музыки;

-составлять и находить


общее в интонациях му­зыкальных произведе­ний (мелодий)

Закрепить

полученные

знания


18.11 2015




12

В. Г. Кикта. «Фрески Софии Киевской»

1

Расширение и углубление знаний

Углубленное знаком­ство с концертной симфонией В. Кикты «Фрески Софии Киев­ской»

  • «№3. Орнамент»;

  • «№6. Борьба ряженых»;

  • «№7. Музыкант».

Б.Окуджава «Молитва»

Устный контроль. Слушание музыки. Интонационно-образный анализ. Выявление средств музыкальной вы­разительности


Знать:

-понятия: фреска, ор­намент;

-кто такие скоморохи.
Уметь:

-узнавать инструменты,


исполняющие основные
темы;

-определять приемы раз­


вития музыки, ее форму;

-проводить интонаци­онно-образный анализ


музыки

Закрепить

полученные

знания


25.11.2015




13

Симфония «Перезвоны» В. Гаврилина. Молитва

1

Расширение и углубление знаний

Углубление знакомст­ва с хоровой симфо­нией-действом «Пере­звоны» В. Гаврилина. Жанр молитвы в му­зыке отечественных композиторов. Выяв­ление глубоких связей композиторской му­зыки с народным творчеством

  • В. Гаврилин «Весна» и «Осень» из вокального цикла «Времена года».

  • В. Гаврилин. Фрагменты из симфонии-действа «Перезвоны»: «Вечерняя музыка»; «Весело на душе»; «Молитва»; «№2. Смерть разбойника»; « №4. Ерунда»; «№8. Ти-ри-ри».

Песня иеромонаха Романа «В минуту трудную сию…»

Слушание музыки. Хоровое пение. Интонационно-образный анализ. Выявление средств музыкальной вы­разительности


Знать понятия: хор, со­лист, симфония, удар­ные инструменты. Уметь:

-проводить интонаци­онно-образный анализ


музыкального языка жанра
молитвы произве­дения;

-выявлять средства му­зыкальной выразитель­ности.





Закрепить

полученные

знания, подготовить презентацию о жизни и творчестве Баха.


02.12 2015




14

«Небесное и земное» в му­зыке И. С. Баха

1

Расширение и углубление знаний

Мир музыки И. С. Ба­ха: светское и церков­ное искусство. Осо­бенности полифони­ческого изложения музыки, стиля барок­ко, жанров токкаты, фуги, хорала

  • И.С.Бах «Токката» ре минор.

  • И.С.Бах «Токката» ре минор в рок-обработке.

  • И.С.Бах. Хорал «Проснитесь, голос к вам взывает».

  • И.С.Бах. «Рождественская оратория №2» Хорал.




Слушание музыки. Интонационно-образный анализ. Выявление средств музыкальной выра­зительности, прин­ципа музыкального развития. Хоровое пение


Слушание музыки. Интонационно-образный анализ. Выявление средств музыкальной выра­зительности, прин­ципа музыкального развития. Хоровое пение

Знать:


-особенности творче­
ства И. С. Баха, стиля
барокко;

-понятия: токката, фу­


га, хорал, полифония
(контрапункт).
Уметь проводить инто­
национно-образный ана­
лиз музыки и выявлять
принцип ее развития

Закрепить

полученные

знания


09.12 2015




15

Образы скорби и печали

1

Расширение и углубление знаний

Углубление понимания языка западноевропейской музыки на примере кантаты, реквиема

  • «№1. Стабат матер долороза»

  • «№13. Амен».

  • В.А.Моцарт «Реквием»: «№1ч. Реквием атернам»




интонационно-образный анализ музыки,

Хоровое пение

Беседа


Знать понятие кантата, реквием полифония

Уметь проводить интонационно-образный анализ музыки, приёмы развития музыки



Закрепить полученные знания

16.12.2015




16

«Фортуна правит миром…»

«Кармина Бурана»



1

Сообщение и усвоение новых знаний

Знакомство с кантатой

К. Орфа «Кармина бурана» Фрагменты из сценической кантаты К.Орфа «Кармина Бурана»: « №1. О, Фортуна!»:



  • « №2. Оплакиваю раны, нанесённые мне судьбой»

  • «№5. Тая, исчезает снег»

  • «№8. Купец, продай мне краску»; «№20




Устный контроль.

Слушание музыки. Интонационно-образный анализ. Хоровое пение

Беседа


Знать понятие кантата, реквием полифония

Уметь проводить интонационно-образный анализ музыки, приёмы развития музыки



Закрепить полученные знания

23.12 2015




17

Авторская песня: прошлое

и настоящее



1

Сообщение

и усвоение

новых знании


История развития авторской песни от Средневековья и до нашего времени. Жанры, осо­бенности и исполни­тели авторской песни

  • Д.Тухманов «Из вагантов» - из вокальной рок-сюиты «По волне моей памяти».

  • «Гаудеамус» - Международный студенческий гимн.

А.Городницкий «Снег»;

Устный контроль.

Хоровое пение.

Слушание песен


Знать:

- историю развития авторской песни;

- особенности и жанры

авторской песни.

Уметь называть имена

исполнителей авторской

песни


Закрепить

полученные

знания, подготовить сообщение о современной авторской песне


13.01 2016




18

Джаз - искусство XX века

1

Сообщение

и усвоение новых знаний



История развития

джазовой музыки, ее истоки (спиричуэл, блюз). Джазовые им­провизации и обработ­ки. Взаимодействие

легкой и серьезной музыки (рок-музыка и симфоджаз)


  • Спиричуэл «Бог осушит мои слёзы»

  • Спиричуэл «Вернёмся с Иисусом».

  • Блюз «Сегодня я пою блюз».

  • Дж.Гершвин. «Любимый мой».

  • И.Миллс-Д.Эллингтон «Караван» в исп. джаз-оркестра п/у Д.Эллингтона.




Устный контроль.

Слушание музыки. Интонационно-образный анализ. Хоровое пение

беседа


Знать:

-историю развития


джаза;

-отличительные осо­бенности блюза и спи­ричуэла;

- понятия: импровиза­ция, обработка. Уметь называть имена джазовых музыкантов


Закрепить

полученные

знания, подготовить сообщение о современных джазовых исполнителях


20.01.2016




Мир образов камерной и симфонической музыки

19

Вечные темы

искусства

и жизни. Образы камерной музыки.


1

Вводный.

Расширение

и углубление знаний


Единая основа всех

искусств - жизнь.

Виды музыкальных произведений по спо­собу исполнения (во­кальные, инструмен­тальные) и условиям исполнения и воспри­ятия (камерные, сим­фонические). Программная музыка. Принципы музыкального разви­тия (повтор, контраст, вариационностъ)


  • Ф.Шопен. «Этюд № 12».

  • Ф Шопен. «Прелюдия №24» ре минор.

Я.Френкель, сл. Ю.Левитанского «Баллада о гитаре и трубе».

Беседа. Устный

контроль. Слуша-

ние музыки. Хоро­вое пение


Знать:

- понятия: вокальная

и инструментальная му­зыка; камерная и сим­фоническая музыка; программная и непро­граммная музыка; - основные принципы развития музыкального произведения


Закрепить

полученные

знания, подготовить презентацию о жизни и творчестве Ф.Шопена


27.01 2016




20

Могучее царст­во Ф. Шопена

1

Расширение и углубление знаний

Творческий облик Ф. Шопена, широта его взглядов на мир. Истоки творчества композитора. Контраст музыкальных образов, воплощенных в раз­личных жанрах фор­тепианной миниатю­ры (прелюдиях, валь­сах, мазурках, полоне­зах, этюдах). Инстру­ментальная баллада -жанр романтического искусства

  • Ф.Шопен. «Этюд № 12».

  • Ф Шопен. «Прелюдия №24» ре минор.

Я.Френкель, сл. Ю.Левитанского «Баллада о гитаре и трубе».

Беседа. Устный контроль. Слуша­ние музыки. Инто­национно-образный анализ. Хоровое пение


Знать:

-основные моменты


творчества Ф. Шопена,
повлиявшие на создание
тех или иных музыкаль­ных произведений;

-различные жанры


фортепианной миниа­тюры.

Уметь проводить ин­тонационно-образный анализ музыкальных произведений



Закрепить

полученные

знания


03.02 2016




21

Ночной пейзаж

1

Расширение и углубление знаний

Жанр камерной музы­ки - ноктюрн. Образы «ночной музыки». Музыка - выражение личных чувств компо­зитора. Картинная га­лерея

Беседа. Устный контроль. Слуша­ние музыки. Инто­национно-образный анализ. Хоровое пение. Сопостав­ление образов по­эзии музыки и жи­вописи. Поиск об­щих средств худо­жественной выра­зительности


Знать понятие нок­тюрн. Уметь:

-проводить интонаци­онно-образный анализ


музыки;

-выявлять средства ху­дожественной вырази­тельности




Закрепить

полученные

знания


10.02 2016




22

Инструмен-тальный концерт


1

Сообщение

и усвоение новых знаний



Зарождение и разви-

тие жанра камерной музыки - инструмен­тального концерта. Различные виды кон­церта, программная музыка. А. Вивальди

«Весна» (из цикла «Времена года»).

И. С. Бах «Итальянский концерт». Особенности стиля ба­рокко





Устный контроль.

Слушание музыки. Интонационно-образный анализ. Сопоставление об­разов поэзии и му­зыки. Определение

формы музыкаль­ного произведения


Знать:

-понятие инструмен­тальный концерт;

-особенности стиля ба­рокко.

Уметь:


-называть полные

имена композиторов: А. Вивальди и И. С. Бах;

- проводить интонационно-образный анализ

музыкальных произве­дений;

- определять форму, со­поставлять поэтические и музыкальные произ­ведения


Закрепить

полученные

знания


17.02 2016




23

Космический

пейзаж


1

Сообщение

и усвоение новых знаний



Знакомство учащих-

ся с новым «звуко­вым миром» через произведения Ч. Айвза «Космический пей-

заж» и Э. Н. Артемье­ва «Мозаика». Мир космических образов. Выразительные воз­можности электрому-

зыкальных инстру-

ментов (синтезатора). Картинная галерея


  • Ч.Айвз «Космический пейзаж».

  • Э. Артемьев «Мозаика».

О.Митяев «Как здорово …»

Устный контроль.

Слушание музыки. Интонационно-образный анализ. Сопоставление об-

разов живописи и музыки. Хоровое пение


Знать понятие: синте-

затор. Уметь:

- называть полные имена композиторов:

Ч. Айвз и Э. Н. Артемьев; - проводить интонаци­онно-образный анализ музыкальных произве­дений;

- определять тембры

музыкальных инстру­ментов; определять выразительные и изо'

бразительные возмож­ности музыки; - рассказывать о совре­менном электромузы­кальном инструменте -синтезаторе, его воз­можностях


Закрепить

полученные

знания, выполнить иллюстрацию по теме


24.02 2016




24-26

Образы симфоничес-кой музыки

3

Сообщение и усвоение

новых знаний

'


Знакомство с музыкальными иллюстрациями Г. В. Свиридова к повести А. С. Пуш­кина «Метель». Ши-

рокие связи музыки и литературы. Воз­можности симфони­ческого оркестра в раскрытии образов литературного произ­ведения. Стиль ком­позитора Г. В. Свири­дова



  • «Тройка»; «Вальс»; «Весна и осень»; «Романс»; «Пастораль»; «Военный марш»; «Венчание».

  • Н.Зубов. «Не уходи».

О.Митяев «Как здорово


Устный контроль. Слушание музыки.

Интонационно-образный анализ. Хоровое пение.

Игра в «дирижера», определение фор­мы музыки, темб­ров музыкальных инструментов. Вы­явление средств выразительности и приемов развития музыки



Уметь:- называть полное имя

композитора - Г. В. Сви­ридов; - проводить интонационно-образный анализ музыкального произве­дения;

-определять форму,
приемы развития музы­ки, тембры;

-выявлять средства вы­


разительности музы­кальных инструментов;

-применять дирижер­ский жест для передачи


музыкальных образов

само­стоятельная

письменная работа: отве­ты на вопро­сы учебника (с. 131);

подготовить сообщение о жизни и творчестве Свиридова;

Подготовить презентацию о Моцарте, Чайковском.



02.03 2016
09.032016
16.03 2016




27

Симфоническое развитие музыкальных образов

1

Расширение и углубление знаний

Основной принцип музыкального разви- тия - сходство и раз­личие. Основной прием симфонического раз­вития музыки - кон­траст. Построение музыкальной формы (вариации, сонатная форма). Жанры сим­фония, сюита; чувство стиля и мир образов музыки композитора на примере Симфонии № 40 В. А. Моцарта и оркестровой сюиты №41 («Моцартиана») П. И. Чайковского

  • В. А. Моцарт «Симфония № 40».

  • В.А.Моцарт «Авэ верум».

  • П И.Чайковский «Моцартиана», оркестровая сюита №4.

Е.Крылатов, сл.Е.Евтушенко «Ольховая сережка».


Устный контроль. Слушание музыки. Интонационно-образный анализ. Определение тем­бров музыкальных инструментов


Знать понятия: симфо­ния, сюита, обработка, интерпретация, трак­товка. Уметь:

  • называть полные имена композиторов: В. А. Моцарт, П. И. Чай­ковский;

  • проводить интонаци­онно-образный анализ музыкальных произве­дений;

  • определять тембры музыкальных инстру­ментов




Закрепление

полученных

знаний


30.032016




28

Программная увертюра Л. ван Бетхо­вена «Эгмонт»

1

Сообщение и усвоение новых знаний

Знакомство с жанром программной увертю­ры на примере увер­тюры Л. ван Бетхове­на «Эгмонт». Сонат­ная форма. Мир ге­роических образов увертюры «Эгмонт»

Устный контроль. Слушание музыки. Интонационно-образный анализ. Определение тем­бров музыкаль­ных инструмен­тов, приемы раз­вития музыки


Знать:

  • понятия: увертюра, программная музыка;

  • строение сонатной формы.

Уметь:

  • называть полное имя композитора - Людвиг ван Бетховен;

  • проводить интонаци­онно-образный анализ музыкального произве­дения;

  • определять тембры музыкальных инстру­ментов и приемы музы­кального развития




Закрепить

полученные

знания


06.04 2016




29

Увертюра-фантазия

II. И. Чайков-

ского «Ромео

и Джульетта»




1



Сообщение

и усвоение

новых знаний


продолжение знакомство с жанром программной увертюры

на примере увертюры-

фантазии П. И. Чай­ковского «Ромео и Джульетта». Сонат­ная форма. Мир дра­матических образов увертюры-фантазии

(Ромео, Джульетта и др.)



Устный контроль.

Слушание музыки. Интонационно-образный анализ. Определение приемов развития и средств вырази­тельности музыки. Хоровое пение




Знать

- понятия: увертюра,

программная музыка;

- строение сонатной

формы. Уметь:

-называть полное имя


композитора - П. И. Чай­ковский;

-проводить интонационно-образный анализ музыкального произведения;

- определять приемы развития и средства вы­разительности музыки


Закрепить

получен


ные

знания, выполнить иллюстрацию по теме




13.042016




30-33

Мир музыкаль-

ного театра. Балет. Мюзикл. Рок-опера.



4

Сообщение

и усвоение

новых знаний


Интерпретация лите-

ратурного произведе-

ния (трагедии «Ромео и Джульетта») в му­зыкально-театраль­ных жанрах: балете

С. С. Прокофьева «Ромео и Джульетта», мю­зикле Л. Бернстайна «Вестсайдская исто­рия», опере К. В. Глю-

ка, рок-опере А. Б. Жур­бина «Орфей и Эври-

дика». Взаимодействие

слова, музыки, сцени­ческого действия, изобразительного ис­кусства, хореографии, «легкой» и серьезной музыки


  • «Вступление»

  • «Улица просыпается»

  • «Патер Лоренцо»

  • «Монтекки и Капулетти (Танец рыцарей)»; «Гибель Тибальда»; «Приказ Герцога»; «Похороны и смерть Джульетты».

  • Фрагменты из оперы К Глюка «Орфей и Эвридика»: «Хор пастухов и пастушек»; ария Орфея «Потерял я Эвридику».

Фрагменты из рок-оперы А.Журбина «Орфей и Эвридика»: ( на выбор учителя)


Устный контроль.

Слушание музыки.

Интонационно-образный анализ. Определение фор­мы, приемов раз-

вития и средств

выразительности музыки. Хоровое пение


Знать понятия: опера,

балет, мюзикл, ария,

хор, ансамбль, солисты.

Уметь:


- называть полные имена

композиторов: С. С. Прокофьев, Л. Бернстайн, К. В. Глюк, А. Б. Журбин; - проводить интонаци­онно-образный анализ музыкальных произведений;

- определять форму,

приемы развития и средства выразительности музыки




Закрепление

полученных

знаний; Подг. Сообщение о жизни и творчестве Прокофьева, Глюка;

Подг. Сообщение о жизни и творчестве Бернстайна, Журбина



20.04 2016
27.04 2016
04.05 2016
11.05 2016




34-35

Образы киному­зыки. Мир образов вокальной и инструментальной музыки.

2

Расширение

и углубление

знаний.

Обобщение



полученных

знаний


Продолжение вопло­щения сюжета траге­дии В. Шекспира «Ро­мео и Джульетта» в киномузыке (Л. Бернстайн, Н. Рот). Обоб­щение знаний о раз­личных жанрах музы­ки в фильмах отече­ственного кинемато­графа

  • «Увертюра»

  • «Песенка о капитане»

  • песенка Роберта «Спой нам, ветер».

  • М. Таривердиев. «Мгновения» из к/ф «Семнадцать мгновений весны»

  • Н. Рота. Тема любви из к/ф «Ромео и Джульетта»

К.Армстронг Музыка из к/ф «Ромео и Джульетта»: «Песня Джульетты»; хор; дуэт Ромео и Джульетты;

Устный контроль. Беседа по теме за­нятия. Слушание музыки. Интона­ционно-образный анализ. Определе­ние формы. Хоро­вое пение


Знать понятия: вокаль­ная и инструменталь­ная музыка. Уметь:

-называть имена ком­позиторов, сочинявших


музыку к кинофильмам;

-проводить интонаци­онно-образный анализ;

-определять форму
музыкального произ­ведения


Закрепление

полученных

знаний


18.05 2016
25.05 2016





Литература

1. Методические пособия для учителя.

Смолина, Е. А. Современный урок музыки [Текст]: творческие приёмы и задания / Е. А. Смолина. - Ярославль: Академия развития, 2007.

Дмитриева, Л. Г. Методика музыкального воспитания в школе [Текст] / Л. Г. Дмитриева, 11. М. Черноиваненко. - М.: Академия, 2000.

Золина, Л. В. Уроки музыки с применением информационных технологий. 1-8 классы [Текст]: метод, пособие с электронным приложением /Л. В. Золина. - М.: Глобус, 2008.



2. Дополнительная литература для учителя.

  1. Григорович, В. Б. Великие музыканты Западной Европы [Текст] / В. Б. Григорович. - М.: Просвещение, 1982.

  2. Кабалевский, Д. Б. Как рассказывать детям о музыке [Текст] / Д. Б. Кабалевский. М.: Просвещение, 1989.

  3. Кабалевский, Д. Б. Воспитание ума и сердца [Текст] / Д. Б. Кабалевский. - М.: Просве​щение, 1989.

  4. Сомин, Д. К. Сто великих композиторов [Текст] / Д. К. Самин. - М.: Вече, 2000.

  5. Кленов, А. С. Там, где музыка живет [Текст] / А. С. Кленов. М.: Педагогика, 1986.

  6. Разумовская, О. К. Русские композиторы. Биографии, викторины, кроссворды [Текст] / О. К. Разумовская - М.: Айрис-пресс, 2007.

  7. «Я познаю мир». Музыка:энцикл./С.В.Истомин; худож. В.Н. Родин.-М.:АСТ: АСТРЕЛЬ:Хранитель, 2008.

  8. 3. Дополнительная литература для учащихся.

  9. Булучевский, 10. С. Краткий музыкальный словарь для учащихся [Текст] / Ю. С. Булучев-ский, В. С. Фомин. - Л.: Музыка, 1988.

  10. Агапова, И. А. Лучшие музыкальные игры для детей [Текст] / И. А. Агапова, М. А. Давыдо​ва. - - М.: ООО «ИКТЦ «ЛАДА», 2006.

Средства обучения

1. Печатные пособия.

*​ Комплект портретов композиторов.

*​ Демонстрационный материал «Музыкальные инструменты»

2. Информационно-коммуникационные средства.

Энциклопедия классической музыки.



3. Интернет-ресурсы.

Википедия. Свободная энциклопедия. - Режим доступа: http://ru.wikipedia.org/wiki

Классическая музыка. - Режим доступа: http://classic.chubrik.ru

Музыкальный энциклопедический словарь. - Режим доступа: http://www.music-dic.ru

Музыкальный словарь. - Режим доступа: http://dic.academic.ru/contents.nsf/dic_music

Единая коллекция - http://collection.cross-edu.ru/catalog/rubr/f544b3b7-f1f4-5b76-f453-552f31d9b164


Российский общеобразовательный портал - http://music.edu.ru/
Детские электронные книги и презентации - http://viki.rdf.ru/
4. Технические средства обучения: компьютер, мультимедийный проектор, экран проекционный, принтер.

5. Учебно-практическое оборудование: аудиторная доска
с магнитной поверхностью и набором приспособлений для крепления демонстрационного материала.Пожалуйста, подождите

© составление 2011




  • Цель программы
  • Контроль осуществляется в следующих видах
  • Виды организации учебной деятельности
  • Творчески изучая музыкальное искусство, учащиеся 6 класса имеют возможность достигнуть следующего
  • 6 класс «Музыка» Тематическое планирование.
  • Формы контроля, измерители Требования к уровню подготовки обучающихся
  • Домашнее задание Дата
  • Мир образов камерной и симфонической музыки
  • Знать: понятия: увертюра, программная музыка; строение сонатной формы. Уметь
  • Литература 1. Методические пособия для учителя.
  • 2. Дополнительная литература для учителя.
  • 3. Дополнительная литература для учащихся.
  • Средства обучения 1. Печатные пособия.
  • :// collection . cross - edu . ru
  • b 7- f 1 f 4-5 b 76- f
  • http :// music . edu . ru /
  • 4. Технические средства обучения