Первая страница
Наша команда
Контакты
О нас

    Главная страница


Краткий терминологический словарь культура литература театр музыка изобразительное искусство кинематограф бишкек 2015




страница1/9
Дата08.01.2017
Размер1.65 Mb.
ТипКнига
  1   2   3   4   5   6   7   8   9
© Р. Сырдыбаева, Е. Лузанова, Р. Сыдыкова, Т. Лапшина, 2015

© Центр «Устатшакирт», 2015

Книга публикуется с разрешения авторов

Не допускается тиражирование, воспроизведение текста или его фрагментов с целью коммерческого использования

Дата размещения на сайте www.literatura.kg: 7 ноября 2016 года

КРАТКИЙ

ТЕРМИНОЛОГИЧЕСКИЙ

СЛОВАРЬ
КУЛЬТУРА

ЛИТЕРАТУРА

ТЕАТР

МУЗЫКА


ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО

КИНЕМАТОГРАФ



Бишкек – 2015

УДК 7.0

ББК 85

К 90



Утверждено Учебно-методическим объединением Кыргызского Государственного университета им. И. Арабаева 28.04.2015 г.
Издано при финансовой поддержке Инициативы Ага Хана в области музыкального творчества/Программы Траста Ага Хана по культуре, Посольства Швейцарии в Кыргызской Республике.


Рецензенты:

Байгазиев С. О. – вице-президент Кыргызской Академии образования, доктор филологических наук, профессор

Алагушов Б. А. – народный артист Кыргызской Республики, этномузыковед
Редакторы:

Дюшембиева А. О. – кандидат филологичских наук, доцент

Бондаренко О. Я. – исполнительный директор Ассоциации издателей и книгораспространителей, главный редактор электронной библиотеки «Новая литература Кыргызстана»

К 90

К 90 Краткий терминологический словарь: Культура. Литература. Театр. Музыка. Изобразительное искусство. Кинематограф / Сост. Р. Сырдыбаева, Е. Лузанова, Р. Сыдыкова, Т. Лапшина. – Б.: Центр «Устатшакирт», 2015. - 96 с.
ISBN 978-9967-27-645-1
В Кратком словаре по культуре и различным видам искусства приведены термины, наиболее часто употребляемые в рамках современной культурной и творческой деятельности, и их основные значения. Словарь содержит также информацию о кыргызском национальном искусстве и культуре. Рекомендуется для студентов высших и средних учебных заведений, учащихся старших классов общеобразовательных школ, лицеев, гимназий и учреждений дополнительного и специализированного образования, а также для всех, интересующихся арт-журналистикой.

К 4901000000-15 000000 УДК 7.0

ББК 85

К 90



© Р. Сырдыбаева, Е. Лузанова, Р. Сыдыкова, Т. Лапшина, 2015

ISBN 978-9967-27-645-1 © Центр «Устатшакирт», 2015



Оглавление
От составителей……………………………………………………………………..…..4
К читателю……………………………………………………………………………….5
Краткий терминологический словарь …………………………………………….6
Рекомендуемая литература …………………………………………………………91

От составителей

В Кратком терминологическом словаре приведены избранные термины, наиболее часто употребляемые в рамках современной культурной и творческой деятельности, и их основные значения. Издание содержит также информацию об искусстве и культуре Кыргызстана. Словарь может стать дополнением к учебным пособиям по гуманитарным дисциплинам, путеводителем по литературному творчеству, театральному, музыкальному, киноискусству и т. д. В целях более широкого распространения и для удобства пользователей Краткий словарь публикуется также параллельно на сайте literatura.kg.

Краткий терминологический словарь предназначен для студентов высших и средних учебных заведений, учащихся старших классов общеобразовательных школ, лицеев, гимназий и учреждений дополнительного и специализированного образования. Издание рассчитано также на будущих арт-журналистов, активно интересующихся этой областью знаний.

Одним из первых в Кыргызстане примеров справочно-энциклопедического издания был в 1969 г. музыкальный словарь музыковеда, народного артиста КР


Б. Алагушова, который позже, в 2007 г. опубликовал энциклопедию «Кыргыз музыкасы». Неоднократно к составлению словарей обращается профессор КРСУ, академик Российской академии педагогических наук А. Кацев (Краткий словарь-справочник журналиста; Краткий фольклорный словарь; Журналистика. Реклама. PR). Кроме того, в ряде книг по искусству имеются соответствующие глоссарии.

Цель данного издания – расширить эстетический кругозор, словарный багаж молодых читателей, обеспечить понимание содержания произведений искусства. В этом же направлении им рекомендуется посещать концертные залы, театры, музеи, галереи, принимать участие в культурных мероприятиях своего образовательного учреждения, родного села, города или страны – в фестивалях, концертах, выставках, конкурсах и пр.

Составители Краткого словаря не преследовали цель создать исчерпывающий терминологический запас для пользователей. Внимание в словаре сосредоточено как на общеэстетических понятиях культуры, толерантности, диалога, гражданственности искусства, так и на базовых категориях и терминах из области литературы, музыки, театра, кино и других видов творческой и культурной деятельности в Кыргызстане и за рубежом. Составители выражают надежду на то, что издание послужит для молодежи еще одним импульсом к открытию необъятного, волшебного мира национальных традиций, классического наследия культуры, творческой фантазии современных мастеров искусства.
Разия Сырдыбаева, кандидат филологических наук,

директор Центра «Устатшакирт»



Екатерина Лузанова, кандидат искусствоведения,

заслуженный деятель культуры Кыргызской Республики,

профессор Кыргызской Национальной консерватории

Рахима Сыдыкова, кандидат филологических наук,

почетный доктор КГУ им. И. Арабаева, профессор



Татьяна Лапшина, кандидат педагогических наук,

преподаватель ДШИ № 4 г. Бишкек



К читателю

Дорогой друг!

Тебе интересен мир литературы, кино или телевидения? Ты мечтаешь стать арт-журналистом, поэтом или художником? Мы надеемся, что Краткий словарь «Культура. Литература. Театр. Музыка. Изобразительное искусство. Кинематограф» станет для тебя полезным и интересным, откроет перед тобой обширную область знаний об искусстве и культуре. Словарь включает ключевые слова, появляющиеся на веб-сайтах, в книгах и статьях, посвященных искусству и культуре, их простую и ясную «расшифровку». Он подскажет тебе, как понимать произведения литературы, других видов искусства. Книжка содержит также важную информацию об искусстве и культуре Кыргызстана.

Словарь может стать дополнением к учебникам, путеводителям по театральному, музыкальному, киноискусству и т. д. Он публикуется параллельно на сайте literatura.kg, и ты можешь легко скачать и загрузить его в свой мобильный телефон и пользоваться им в любой удобный момент. Впервые тебе предоставляется возможность самостоятельно пополнить словарь новыми терминами и их значениями, которые ты найдешь в справочниках, в Интернете или учебных пособиях. От этого словарь только выиграет.



До встречи, дорогой друг, в театре и музее, на концерте и фестивале, на страницах новых изданий!
Центр «Устатшакирт»

КРАТКИЙ ТЕРМИНОЛОГИЧЕСКИЙ СЛОВАРЬ
А
Абстракционизм – направление в изобразительном искусстве, представители которого отказались от реалистичного изображения окружающей действительности. Художники-абстракционисты: Василий Кандинский, Казимир Малевич.

Абстракция – отвлеченность. 1) научное, философское обобщение темы, идеи, результата, которое возможно при их отвлеченности от некоторых, несущественных связей и обстоятельств, например, математика, оперирующая исключительно числами. 2) абстрактное изображение (см. абстракционизм).

Авангардизм – крупное направление в искусстве 1-й половины ХХ века, для которого характерны разрыв с традициями реалистического искусства и поиски новых художественных образов, новых средств выразительности. Однако термин А. не имеет четкого научного определения, в него нередко вкладывается различное содержание. Так, авангардистами называли художников Пабло Пикассо, Василия Кандинского, Казимира Малевича, поэтов Владимира Маяковского и Велемира Хлебникова, композиторов Сергея Прокофьева и Карлхайнца Штокхаузена, режиссёра театра Всеволода Мейерхольда, которые в наши дни признаны классиками ХХ века.

Автор – создатель произведения искусства или науки, а также творческой идеи, метода или изобретения.

Авторское право – юридическое право автора произведения искусства на его владение, распространение, тиражирование и использование. А. п. нередко предполагает получение авторского гонорара.

Айтыш – жанр традиционного музыкально-поэтического искусства, сложившийся в глубокой древности у кыргызов, казахов, алтайцев. А. представляет собой диалогическое состязание акынов, сопровождаемое игрой на комузе или без аккомпанемента. Элементы А. – взаимные вопросы и ответы в поэтической форме, живая творческая реакция на выступление соперника, стремление доказать превосходство своего голоса, импровизационного дара и мастерства игры на инструменте – складываются в единый эмоциональный экспромт, который опирается на каноны жанра. Известны два крупных вида А.: творческое состязание с элементами социальной публицистики и дружественная творческая встреча, причём обе формы обычно имеют большой общественный резонанс. А., который длится от 20 мин. до нескольких часов образует многочастную музыкально-поэтическую форму, где каждая часть – это сольная реплика одного из акынов под собственный аккомпанемент. Местом проведения А. служат народные тои, свадьбы, поминки в юрте или на открытом пространстве. Во 2-й половине XX в. аудитория А. расширилась, они звучат на сцене, по радио и телевидению.

Академизм, академический стиль – направление в европейской живописи XVII-XIX вв., следующее нормам античного искусства и Возрождения: Жан Огюст Энгр, Карл Брюллов, Александр Иванов. В настоящее время А. существует наряду с другими направлениями в искусстве, сохраняя и развивая классические традиции. Например, живопись Ильи Глазунова и Александра Шилова, музыка Родиона Щедрина, в Кыргызской Республике – Калыя Молдобасанова и Муратбека Бегалиева.

А`капелла – сольное, ансамблевое или хоровое пение без инструментального и оркестрового сопровождения.

Аккомпанемент – музыкальное сопровождение к мелодии солирующего голоса или инструмента.

Аккорд – одновременное звучание нескольких звуков различной высоты, основа гармонии в музыкальном произведении.

Акробат – цирковой гимнаст или спортсмен, занимающийся видами спорта, развивающими силу, ловкость, прыгучесть, балансировку.

Акт (действие) – крупная часть театрального и музыкального спектакля.

Актёр, артист – творческая профессия, смысл которой в создании художественного образа с помощью мимики, жеста, пластики, речи и эмоций. Актёрское искусство зародилось в глубокой древности и имело синтетический характер. Так, участники обрядов и ритуалов использовали элементы пантомимы, танца, игры на музыкальных инструментах, пения и ораторского искусства. Постепенно из этого синтеза выделились типы А.: драматический (в театре), музыкальный (в опере, балете), кинематографический, телевизионный, цирковой. А. театра, кино и цирка: Сара Бернар, Чарли Чаплин, Одри Хепберн, Софи Лорен, Жан Габен, Жерар Депардье, Михаил Щепкин, Мария Ермолова, Любовь Орлова, Иннокентий Смоктуновский, Вячеслав Тихонов, Нонна Мордюкова, Донатас Банионис, Людмила Гурченко, Юрий Никулин, династия Дуровых, братья Кио, братья Запашные, в Кыргызской Республике – Муратбек Рыскулов, Бакен Кыдыкеева, Таттыбүбү Турсунбаева, Сүймөнкул Чокморов, Советбек Жумадылов, Даркүль Күйүкова, Алиман Жангорозова, Сабира Күмүшалиева, Арсен Умуралиев, Жамал Сейдакматова, Аширбек Чокубаев и другие.

Акустика – 1) наука, изучающая физическую природу звука. Музыкальная А. изучает рождение и воздействие на человека музыкальных звуков; 2) звуковые особенности концертного или театрального зала, учебной аудитории или открытого пространства.

Акцент – подчёркнутое ударение: 1) А. в литературно-поэтической и разговорной речи имеет смысловое значение; 2) А. в музыке и танце – сильная доля ритмической пульсации.

Акын – 1) в переводе с кыргызского – «поэт»; 2) төкмө-А. – носитель древней музыкально-поэтической традиции, выражающей актуальные общественные проблемы исторической эпохи, чаяния и стремления кыргызского народа. А. – певец, музыкант, наставник, хранитель житейского опыта, народных традиций. А. пользовался во все времена высоким уважением современников и оставался в благодарной памяти потомков. Основные средства выразительности А.: поэтическая импровизация (терме), вокальное исполнение с собственным сопровождением на комузе, артистизм, ораторское искусство. А., блестяще владеющих искусством импровизации, называют төкмө А., из его уст мелодические и поэтические строки текут в безудержном потоке, а поэзия полна ярких метафор, пословиц, поговорок. Жанры творчества А.: прославление народных героев, порицание человеческих пороков, творческое соревнование (айтыш) и др. А.: Арстанбек, Калыгул, Токтогул Сатылганов, Женижок, Барпы Алыкулов, Калык Акиев, Коргоол Досуев, Осмонкул Бөлөбалаев, Актан Тыныбеков, Эстебес Турсуналиев, Алымкул Үсөнбаев, Тууганбай Абдиев, Токтосун Тыныбеков, Замирбек Үсөнбаев, Элмирбек Иманалиев.

Аллегория – приём сравнения в искусстве. А. возникла в древней мифологии, в фольклоре и получила развитие в изобразительном искусстве, литературе, поэзии, театре, в современных логотипах и сувенирных изделиях. Такие понятия, как героизм, любовь, справедливость, война и мир раскрываются в образах сказочно-фантастических персонажей, животных, растений. Например, со времён античности законное правосудие отображается в образе богини Фемиды, официальная медицина – в образе змеи, обвивающей чашу с лекарством. В сатирических поэмах «Пир беркута», «Крылатые», «Будайык» акын-письменник Молдо Кылыч в аллегорической форме изобразил представителей различных общественных, социально неравных слоёв.

Аллюзия – намёк в произведении искусства на некий факт, событие, имя, мелодию и т. д. Например, слова А. Пушкина «Там некогда гулял и я. Но вреден север для меня» содержат намек на то, что поэт был выслан из Петербурга на юг России. Ч. Айтматов устами юного героя повести «Жамиля» Сеита убеждает, что «надо видеть землю так, как видит ее Данияр, … у меня тоже будут горы, степь, люди, травы, облака, реки», подразумевая, что Сеит в будущем станет художником.

Амплуа – специализация актёра или артиста, определённый круг его ролей и художественных образов в театре, кино, на телевидении, в цирке. Основные А. – «трагический герой», «комический герой», «лирическая героиня», «злодей» и другие.

Амфитеатр – 1) древнее сооружение для массовых зрелищ, представляющее собой поднимающиеся ряды сидений вокруг открытой сцены. Например, Колизей в Риме, Арена ди Верона (Италия) и др.; 2) в современных театрах, кинотеатрах, цирках – часть зрительного зала, следующая за партером.

Аннотация – краткое изложение содержания произведения искусства или науки. Как правило, А. размещена в начале книги, монографии, альбома, сборника.

Ансамбльгруппа из двух и более музыкантов-исполнителей, актёров (артистов) или танцовщиков.

Антиутопияжанр в искусстве, описывающий эпоху, место действия, среду, в которой преобладают негативные тенденции и признаки. А. является противоположностью Утопии – государства благоденствия в трудах английского писателя-философа XV в. Томаса Мора. Примеры А.: романы «Машина времени» Герберта Уэллса, «1984» Джорджа Оруэлла, «Война с саламандрами» Карела Чапека, фильмы «Сталкер» Андрея Тарковского, «Убить дракона» Марка Захарова, «Письма мёртвого человека» Константина Лопушанского и др.

Античность исторический период в развитии культуры и искусства Древней Греции, Древнего Рима, Древнего Востока, Древней Руси и т. д. С XIX в. по настоящее время наблюдается особый интерес общества к античному наследию: ведутся археологические исследования, артефакты А. демонстрируются в музеях всего мира, в искусстве ХХ в. возрождаются образы А., например, балеты «Весна священная» Игоря Стравинского, «Спартак» Арама Хачатуряна.

Антология – собрание литературных, поэтических, музыкальных текстов по жанровому, тематическому или хронологическому признаку. Составители А., как правило, – крупные учёные, издатели или писатели.

Антракт – 1) перерыв между частями (актами) театрального спектакля; 2) симфоническое вступление к акту (действию) оперы, балета, мюзикла.

Анфас лицо, обращённое к зрителю, в отличие от профиля. Например, в жанре портрета в искусстве живописи или фотографии.

Аплодисменты (см. Овация).

Аранжировка – 1) переложение музыкального произведения для исполнения его другим составом исполнителей; 2) искусство составления цветочного букета (фитодизайн).

Артист, актёр – деятель театра (артист), оперы (вокалист), балета (танцовщик), кинематографа (актёр), музыкально-исполнительского искусства (певец, исполнитель на музыкальных инструментах), участник творческого коллектива – оркестра, хора, танцевального, вокально-инструментального ансамбля, а также театральной и цирковой труппы.

Ария – 1) законченный вокальный номер в опере, мюзикле, оратории, кантате, исполненный певцом в сопровождении оркестра; 2) концертная сольная и ансамблевая, вокальная или инструментальная пьеса.

Арт-журналистика одно из направлений современной журналистики, которое принимает участие в распространении высоких ценностей национальной и мировой культуры, воспитывает человека на образцах подлинного искусства, способствуя его всестороннему развитию. А.-ж. информирует в средствах массовой информации (газеты и журналы, телевидение, радио, Интернет) о событиях, которые происходят в культурной жизни страны и всего мира, знакомит читателя и зрителя с деятелями культуры и искусства, с событиями литературы, музыки, театра, кинематографа, изобразительного искусства, архитектуры и т. д. Принимая участие в духовном развитии молодого поколения, А.-ж. способна противостоять разрушительному воздействию низкопробных образцов массовой культуры, явлениям пошлого китча, суррогатам искусства. Эта специализация обязывает журналиста иметь широкий культурный кругозор.

Арт-критикавид арт-журналистики, в котором автор (литературный, музыкальный, театральный критик, кинокритик, критик-искусствовед) высказывает своё мнение, основываясь на эстетическом восприятии нового произведения искусства, стремится определить его современную актуальность и значимость в исторической перспективе. Так как А.-к. исследует и даёт «оценку», в основном, произведениям современного искусства, она должна быть корректной, деликатной, сочетать в себе объективные и субъективные принципы. А.-к. связана с миром информации, арт-рынка, масс-медийных технологий и принимает активное участие в формировании общественного мнения через журналы и газеты, телевидение и радио, Интернет, художественные каталоги, альбомы и т. д.

Арт-медиация – культурное посредничество между автором и зрителем, слушателем, интеллектуальное и чувственное общение с работами художников, музыкантов, писателей, обмен мнениями и диалог. Современное искусство предполагает активное соучастие зрителя в художественном процессе, которое происходит в пространстве галерей, музеев, концертных залов. Медиатор (гид, педагог, экскурсовод) – специалист, не дающий собственной оценки произведениям искусства, но участвующий в процессе её формирования у зрителя, в том числе детей и подростков.

Арт-терапия воздействие средствами различных видов искусства с целью улучшения психофизического состояния пациента. Виды А.-т.: музыкальная, театральная, танцевальная, художественная.

Архаизмы – устаревшие слова, словосочетания, понятия и термины, употребляемые в современном литературно-поэтическом и разговорном языке.

Архаика – древний этап развития культуры и искусства.

Архитектоника (см. Композиция).

Архитектура, зодчество – 1) искусство проектировать и строить здания и сооружения; 2) совокупность зданий, архитектурный ансамбль. А. соответствует техническим возможностям и эстетическим принципам опреде-лённой эпохи и национальной культуры. В А. взаимосвязаны функциональные (предназначение, польза), технические (прочность, безопасность) и эстети-ческие свойства (красота, гармония). Архитекторы: Микеланджело, Карло Росси, Огюст Монферран, Андрей Воронихин, Джакомо Кваренги, Бартоломео Растрелли, Филиппо Брунеллески, Осип Бове, Доменико Трезини, Тома де Томон, Матвей Казаков, Василий Баженов, Чарльз Камерон, Антонио Гауди, Густав Эйфель, Николай Бенуа, Шарль ле Корбюзье, Норман Фостер, Оскар Нимейер, в Кыргызской Республике – Евгений Писарской, Геннадий Кутателадзе, Галина Кондучалова-Лихтерова и др.

Аса-таяк, аса-муса – традиционный кыргызский музыкальный инструмент в форме посоха. Источником звука на нём служат различные подвески – металлические диски, колокольчики, пуговицы, бараньи кости (альчики), которые приводятся в движение ударами инструмента об землю, об пол или его встряхиванием. Традиционный А.-т. – длинная деревянная палка, украшенная резьбой с орнаментом, лоскутами ткани, конским волосом. Для кыргызских шаманов (бакшы) и дервишей (дувана) А. служил посохом и музыкальным инструментом. В настоящее время изменились функции и конструкция А.-т., он применяется в фольклорно-этнографических музыкальных ансамблях.

Аскетизм – образ жизни, который отличается добровольным самоограни-чением и скромностью.

Ассоциация – 1) вид общественного объединения деятелей искусства, науки и культуры; 2) мысленное сравнение прочитанного, увиденного, услышанного с другими известными человеку образами.

Аттракцион – 1) сооружение для массовых развлечений, устанавливается в парках, на цирковом манеже, игровых площадках; 2) «Монтаж А.» – принцип режиссуры в театре и кино на классический или современный сюжет, состоящий из эстрадных номеров и других, неожиданных для зрителя приёмов. Введён в театральную и киноэстетику Сергеем Эйзенштейном в 1920-е гг. в Москве.

Аудитория – помещение, предназначенное для выступлений перед публикой. А. имеются в учебных заведениях, общественных центрах. Другие виды А. – актовый зал, зрительный зал.

Аутентичность – подлинность, достоверность: 1) точное исполнение фольклорной (традиционной) инструментальной и вокальной музыки в том виде, в котором она существовала много веков назад: 2) в литературоведении – авторские тексты без правок и редакторских изменений, дневники, личная переписка, рукописи; 3) в живописи – авторский стиль, манера.  
Б
Балет – вид искусства, в котором сочетаются хореография, музыка, декорации и костюмы. Б. возник в XVIII в. во Франции. Основные жанры Б.: историко-эпическая драма, лирическая комедия, сказочно-фантастическая феерия. Основные формы Б. – одноактные и многоактные. Классические Б.: «Щелкунчик» и «Спящая красавица» на музыку Петра Чайковского, «Жизель» на музыку Адольфа Адана, «Ромео и Джульетта» на музыку Сергея Прокофьева, «Спартак» на музыку Арама Хачатуряна, «Чолпон» на музыку Михаила Раухвергера, «Материнское поле» на музыку Калыя Молдобасанова и др. Балерины и танцóвщики: Мария Тальони, Анна Павлова, Вацлав Нижинский, Галина Уланова, Майя Плисецкая, Екатерина Максимова, Вахтанг Чабукиани, Владимир Васильев, Марис Лиепа, в Кыргызской Республике – Бибисара Бейшеналиева, Уран Сарбагышев, Чолпонбек Базарбаев, Айсулуу Токомбаева, Рейна Чокоева, Догдурбек Бийсеев, Марина Ласточника и др.
  1   2   3   4   5   6   7   8   9

  • КРАТКИЙ ТЕРМИНОЛОГИЧЕСКИЙ СЛОВАРЬ
  • Б ишкек – 2015
  • Разия Сырдыбаева
  • Рахима Сыдыкова
  • Центр «Устатшакирт» КРАТКИЙ ТЕРМИНОЛОГИЧЕСКИЙ СЛОВАРЬ А Абстракционизм
  • Автор
  • Академизм, академический стиль
  • А`капелла
  • Аккорд
  • Акт (действие)
  • Акцент
  • Аннотация
  • Античность
  • Антракт
  • Аплодисменты (см. Овация). Аранжировка
  • Арт-журналистика
  • Архаизмы
  • Архитектоника (см. Композиция). Архитектура, зодчество
  • Аскетизм