Первая страница
Наша команда
Контакты
О нас

    Главная страница


Краткий обзор биографии Виктора Петровича Астафьева




Скачать 52.86 Kb.
Дата22.04.2017
Размер52.86 Kb.
ТипКраткий обзор
Тема В.П.Астафьев, слово о писателе. Автобиографический характер повести «Васюткино озеро», сюжет рассказа, его черты. Поведение мальчика влесу, действенность и естественность его поступках в исключительных обстоятельствах. Цель: Знакомство с творчеством В.П.Афанасьева (Биографическая основа рассказа). Обучение анализу прозаического текста. Развитие навыков устного словесного рисования. Комментированное чтение текста. Развитие навыков самостоятельной работы с текстом. Рассмотреть, как раскрываются взаимоотношения человека и природы в повести. Слово учителя. Эпиграф Краткий обзор биографии Виктора Петровича Астафьева «… Родился я неподалеку от Красноярска, в ночь на второе мая 1924 года, в селе Овсянка, жители которого носят убийственное прозвище – гробовозы… Сказка про гробовозов была первым художественным произведением, узнанным мной в жизни…» Далеко не каждый писатель отважится так начать рассказ о себе. Как часто знаменитые люди повторяют громким голосом: « ... мои земляки!.. моя деревня!» - и так редко помнят об этом на самом деле, от души. Виктору Астафьеву не нужно доказывать свою любовь, она и так слышна. Ему досталась нелегкая судьба – как и всему русскому народу. Мальчику было семь лет, когда утонула мать, Лидия Ильинична. Её он любил безгранично. Только заботами бабушки было скрашено одинокое сиротское детство. Однако, довелось Вите быть беспризорником, узнать, что такое детский дом. Из родных мест ушёл году на фронт, сражался, был тяжело ранен. Вернулся, стал писателем. В послевоенные годы пришлось сменить будущему писателю много профессий. В 1951 году он становится сотрудником газеты «Чусовой рабочий», где был опубликован его первый рассказ. Это и стало началом его творческой биографии. Я надеюсь, ребята, что вы заинтересовались произведениями В. Астафьева, его личностью, стремящейся к правде. Под стать сибирским богатствам и просторам и талант писателя. Он создал много книг о войне, о мире, о детях, о природе, и каждая из них пропитана радостной музыкой человеческой души. Произведения, вышедшие из-под пера писателя, хорошо известны в нашей стране и за рубежом. Это многочисленные рассказы и повести: «Перевал», «Стародуб», «Звездопад», «Пастух и пастушка», «Царь-рыба». В.П. Астафьев – искренний и правдивый писатель. В подтверждение этому обратимся к словам А.Михайлова: « … хочется сказать, что он … много испытал и выстрадал, прежде чем попытался рассказать о пережитом, о виденном». Вывод (слово учителя): Вот с такой душой рождены все его многочисленные книги: повесть о голодном, несправедливом детстве «Кража», книга о войне, названная неожиданно «пастух и пастушка» и самый первый рассказ для детей «Васюткино озеро». Учитель обращается к выставке книг по творчеству Астафьева. - Судьба рассказа очень любопытна. Рассказ учителя (автобиографический). Работа с кроссвордом. Работа с текстом. Викторина «Самый внимательный читатель» Почему стала плохо ловиться рыба На какой реке происходили события Сколько рыбы вытаскивали рыбаки за одну тоню в сутки Чем снабжал Васютка рыбаков почему мать заставила Васютку взять в тайгу хлеба Что такое затесь Какую птицу первой увидел мальчик Стрелял ли в нее Васютка Как Васютке удалось отвлечь внимание глухаря 10.Сколько, по его мнению, весил пойманный глухарь 11. Когда Васютка понял, что заблудился 12. О чем пожалел мальчик после того, как зажарил глухаря 13. Сколько патронов осталось у Васютки, после того, как он выстрелил в воздух 14. По каким признакам мальчик определил, что выходит к воде 15. За чем наблюдал Васютка, ночуя у костра 16. Почему удивился Васютка, увидев в озере рыбу 17. Как Васютка выбрался к реке Вывод: Вижу, что Вы внимательно и добросовестно прочитали данную повесть, так как отвечали на вопросы правильно и быстро. - давайте поделимся впечатлениями о прочитанном: Понравился ли вам рассказ Что больше всего запомнилось Что заинтересовало Происходили ли с вами подобные ситуации Беседа по тексту: Какова была первая реакция мальчика, когда он обнаружил, что заблудился (Разговаривал в слух, подбадривал себя «ать два», ругался на глухаря) Чьи слова он вспомнил, когда ему стало плохо (слова отца и дедушки: «Тайга, наша кормилица, хлипких не любит») Что он сделал в первую очередь (Стал вспоминать все, чему его учили, что знал из рассказов охотников; развел костер) Как он приготовил себе еду (яму выкопал, положил птицу, сверху головни насыпал, присыпал мхом, золой) В чем укорил себя Ванютка (В том, что соли не взял) Какие черты характера обнаружились в мальчике (Терпеливый, внимательный, наблюдательный, смелый, умный) Словарная работа - Давайте обратим внимание на слова и выражения, характерные для стиля В. Астафьева: Таинственный шорох в глубине потемневшего леса, Упал с вылежни, Отрешенно подумал, Хлипких не любит, Пучок сухого мха-бородача, Монотонно зудя, пылающие головни, Затеси. Работа в группах: I группа: Как и почему относился Васютка к окружающей его фегуне 1. Убивал дичь как любой охотник, чтобы прокормиться. 2. Заботился о том, чтобы прокормить других. 3. Воспринимал животных, как равных (сердился на кедровку, разговаривал с белкой) Это говорит о том, что мальчик хорошо знает жизнь животных, наблюдает за ней. II группа: Поведение Васютки в лесу. Вспоминает чему его учили. Народные приметы. Навыки, полученные в общении со взрослыми пригодились ему. Не растерялся, был умным, смекалка. III группа: Мысли и чувства Васютки, которые помогли ему сделать правильные выводы и выбраться к реке. Мальчик постоянно размышляет, думает, ищет. Комментированное чтение эпизода (Пейзажная зарисовка) (Тайга, тайга,…) - Давайте (про себя) прочитаем описание тайги - Что вы сейчас прочитали (описание природы) - как по другому можно назвать (пейзаж) -Какое значение у слова «пейзаж» мы можем найти в словаре литературных терминов Из словаря зачитывают: Пейзаж – картина природы, имеющая различное художественное значение в зависимости от стиля автора. В реалистической литературе значение пейзажа таково: он изображает реальную обстановку, в которой разворачивается действие, им подчеркивается или оттеняется душевное состояние персонажей, характер происходящих событий. Просмотр слайдов. Почему тайга показалась Васютке «молчаливой, равнодушной» (как темное море, небо тянулось далеко-далеко, облака то редкие, то густые, зеленое море). Почему она напомнила Васютке море (лиственный лес обычно тянется по берегам реки, но кругом темный сплошной хвойник) Как автор усиливает мрачность пейзажа (тайга глухая, угрюмая, «Енисей, видно и тот затерялся в глухой, угрюмой, тайге», Васютка почувствовал себя маленьким и крикнул с тоской и отчаянием: - Эй, мамка, папка, дедушка, заблудился я. 4. Какие слова автор использует при описании тайги (облака спрессованной ватой) 5. Как и почему почувствовал себя мальчик в этот момент (задумался, руки делали свое, а в голове вопрос «Куда идти», боялся осени, ведь уже конец августа). 6. Какое впечатление производит этот пейзаж (как бы и на стороне Васютки, но и обманывает его, испытывает). 7. Какую, по-вашему цель ставил автор при создании этого пейзажа Чтобы картины природы передали состояние главного героя Васютки: «Лес был все тот же, и все же от него веяло чем-то чужим». Почему же природа не подвела мальчика, дала ему пищу, тепло, помогла выйти к людям Как Васютка относился к природе и она ему отплатила тем же. Нужно жить в дружбе с природой. Итог урока: Сегодня мы с вами хорошо поработали, активно. Выставление оценок за работу на уроке.