Первая страница
Наша команда
Контакты
О нас

    Главная страница


Краткие сведения о М. Горьком. «Макар Чудра». Проблема цели и смысла жизни, истинные и ложные ценности




Скачать 101.2 Kb.
Дата05.07.2017
Размер101.2 Kb.
ТипУрок

Протасова Ольга Викторовна,

учитель русского языка и литературы

МБОУ Иванищевская СОШ



Урок литературы в 8 классе
Тема: Краткие сведения о М. Горьком. «Макар Чудра». Проблема цели и смысла жизни, истинные и ложные ценности.
Цели: Познакомиться с некоторыми фактами биографии, оказавшими влияние на формирование успешности писателя, с особенностями его творчества.

Развивать умение выделять главное в прослушанном сообщении.

Развивать коммуникативные умения, письменную и устную речь уч-ся.
Оборудование: портреты М. Горького, иллюстрации к его произведениям, цитаты, записи на доске, мультимедийная установка, презентация.
Ход урока:


  1. Организационный момент. (1 мин.)

Учитель: Здравствуйте, ребята. Запишите число, тему урока.
СЛАЙД 1
Учитель: Сегодня мы приступаем к изучению творчества очень интересного и своеобразного писателя - Максима Горького. Имя Алексея Максимовича Горького (Пешкова) известно в нашей стране каждому. Несколько поколений изучали и изучают его творчество со школьной скамьи.
II. Знакомство с биографическим материалом. (15 мин)
СЛАЙД 2

Алексей Максимович Пешков, псевдоним Максим Горький.

СЛАЙД 3


Автобиография.

СЛАЙД 4


Родился 14 марта 1869 года в Нижнем Новгороде.

СЛАЙД 5


Отец - сын солдата, мать - мещанка. Дед со стороны отца был офицером, разжалован Николаем Первым за жестокое обращение с нижними чинами. Это был человек настолько крутой, что мой отец с десятилетнего возраста до семнадцати лет пять раз бегал от него.

СЛАЙД 6


Последний раз отцу удалось убежать из семьи своей навсегда, - он пешком пришёл из Тобольска в Нижний и здесь поступил в ученики к драпировщику. Очевидно, у него были способности и он был грамотен, ибо уже двадцати двух лет пароходство Колчина (ныне Карповой) назначило его управляющим своей конторой в Астрахань, где в 1873 году он и умер от холеры, которой заразился от меня. По рассказам бабушки, отец был умный, добрый и очень весёлый человек.

СЛАЙД 7


Дед со стороны матери начал свою карьеру бурлаком на Волге, через три путины был уже приказчиком на караване балахнинского купца Заева, потом занялся окраской пряжи, разжился и открыл в Нижнем красильное заведение на широких началах.

СЛАЙД 8


Вскоре он имел в городе несколько домов и три мастерских для набойки и окраски материи, был выбран в цеховые старшины, служил в этой должности три трехлетия, после чего отказался, оскорблённый тем, что его не выбрали в ремесленные головы. Он был очень религиозен, до жестокости деспотичен и болезненно скуп. Жил девяносто два года и за год перед смертью сошёл с ума, в 1888 году.

СЛАЙД 9


Отец и мать обвенчались "самокруткой", ибо дед не мог, конечно, выдать свою любимую дочь за безродного человека с сомнительным будущим. Мать моя на мою жизнь никакого влияния не имела, ибо, считая меня причиной смерти отца, не любила меня и, вскоре выйдя замуж второй раз, уже совершенно сдала меня на руки деда, который и начал моё воспитание с псалтири и часослова.

СЛАЙД 10


Потом, семи лет, меня отдали в школу, где я учился пять месяцев. Учился плохо, школьные порядки ненавидел, товарищей тоже, ибо всегда я любил уединение. Заразившись в школе оспой, я кончил учение и более уже не возобновлял его. В это время мать моя умерла от скоротечной чахотки, дед же разорился.

СЛАЙД 11


В семье его, очень большой, так как с ним жили два сына, женатые и имевшие детей, меня никто не любил, кроме бабушки, изумительно доброй и самоотверженной старухи, о которой я всю жизнь буду вспоминать с чувством любви и уважения к ней.

СЛАЙД 12


Дядья мои любили жить широко, то есть много и хорошо пить и есть. Напившись, обыкновенно дрались между собой или с гостями, которых у нас всегда бывало много, или же били своих жён. Один дядя вколотил в гроб двух жён, другой - одну. Иногда и меня били. Среди такой обстановки о каких-либо умственных влияниях не может быть и речи, тем более, что все мои родственники - народ полуграмотный.

СЛАЙД 13


Восьми лет меня отдали "в мальчики" в магазин обуви, но месяца через два я сварил себе руки кипящими щами и был отослан хозяином вновь к деду. По выздоровлении меня отдали в ученики к чертёжнику, дальнему родственнику, но через год, вследствие очень тяжёлых условий жизни, я убежал от него и поступил на пароход в ученики к повару.

СЛАЙД 14


Это был гвардии отставной унтер-офицер, Михаил Антонов Смурый, человек сказочной физической силы, грубый, очень начитанный; он возбудил во мне интерес к чтению книг. Книги и всякую печатную бумагу я ненавидел до этой поры, но побоями и ласками мой учитель заставил меня убедиться в великом значении книги, полюбить её.

СЛАЙД 15


Первая понравившаяся мне до безумия книга - "Предание о том, как солдат спас Петра Великого". У Смурого был целый сундук, наполненный преимущественно маленькими томиками в кожаных переплётах, и это была самая странная библиотека в мире. Эккартгаузен лежал рядом с Некрасовым, Анна Радклиф - с томом "Современника", тут же была "Искра" за 1864 год, "Камень веры" и книжки на малорусском языке.

СЛАЙД 16


С этого момента моей жизни я начал читать всё, что попадало под руку; десяти лет начал вести дневник, куда заносил впечатления, выносимые из жизни и книг.

СЛАЙД 17


Дальнейшая жизнь очень пестра и сложна: из поварят я снова возвратился к чертёжнику, потом торговал иконами, служил на Грязе-Царицынской железной дороге сторожем, был крендельщиком, булочником, случалось жить в трущобах, несколько раз отправлялся пешком путешествовать по России.

СЛАЙД 18


В 1888 году, живя в Казани, впервые познакомился со студентами, участвовал в кружках самообразования; в 1890 году я почувствовал себя не на своём месте среди интеллигенции и ушёл путешествовать.

СЛАЙД 19


Шёл из Нижнего до Царицына, Донской областью, Украиной, зашёл в Бессарабию, оттуда вдоль южного берега Крыма на Кубань, в Черноморье.

СЛАЙД 20


В октябре 1892 года жил в Тифлисе, где в газете "Кавказ" напечатал свой первый очерк "Макар Чудра". Меня много хвалили за него, и, переехав в Нижний, я попробовал писать маленькие рассказы для казанской газеты "Волжский вестник". Их охотно принимали и печатали. Послал очерк "Емельян Пиляй" в "Русские ведомости" - тоже приняли и напечатали.

СЛАЙД 21


В 1895 году в "Русском богатстве" (книга 6) напечатан мой рассказ "Челкаш" - о нём отозвалась "Русская мысль" - не помню в какой книге. В том же году в "Русской мысли" помещён мой очерк "Ошибка" - отзывов не было, кажется. В 1896 году в "Новом слове" очерк "Тоска" - отзыв в сентябрьской книге "Образования". В марте текущего года в "Новом словаре" очерк "Коновалов".

СЛАЙД 22

До сей поры ещё не написал ни одной вещи, которая бы меня удовлетворяла, а потому произведений моих не сохраняю - ergo*: прислать не могу. Замечательных событий в жизни моей, кажется, не было, а впрочем, я неясно представляю себе, что именно следует подразумевать под этими словами.

1897 г.


* Следовательно (лат.)

СЛАЙД 23


ПРИМЕЧАНИЯ

Впервые автобиография напечатана в книге "Русская литература ХХ века", т.1, изд."Мир", М. 1914.
Написана автобиография в 1897 году, о чём свидетельствует авторская пометка в рукописи: "Крым, Алупка, д. Хаджи-Мустафа". В Алупке М.Горький жил в январе - мае 1897 года. Автобиография написана М.Горьким по просьбе литературоведа и библиографа С.А.Венгерова.

СЛАЙД 24
Как мы видим из автобиографии, жизнь М. Горького не была сладкой, отсюда и его псевдоним. Но несмотря на все трудности, разочарования и невзгоды, Горький упорно идет к своей цели и добивается ее. Произведения, созданные Горьким, приносят автору всемирную известность и любовь русского народа.
III. Работа над темой (10 мин.)
СЛАЙД 25
Тема: «Макар Чудра». Проблема цели и смысла жизни, истинные и ложные ценности.
СЛАЙД 26
“Макар Чудра” — первое печатное произведение А. М. Пешкова. Оно появилось в тифлисской газете “Кавказ” в 1892 году и было подписано псевдонимом, которому суждено было вскоре стать известным всему миру, — Максим Горький.
СЛАЙД 27
Изданию первого рассказа предшествовали годы скитаний автора по Руси, на которые его толкало неуемное стремление узнать Россию, разгадать тайну огромной обездоленной страны, понять причину страданий ее народа. В котомке будущего писателя не всегда был ломоть хлеба, но всегда лежала толстая тетрадь с записями об интересных событиях и людях, встретившихся ему на пути. Позднее эти записки вылились в стихи и рассказы, многие из которых не дошли до нас.
СЛАЙД 28

В своих ранних произведениях, в том числе и в “Макаре Чудре”, Горький предстает перед нами как писатель-романтик.


СЛАЙД 29
Главный герой первого рассказа Горького — старый цыган Макар Чудра. В рассказе мы отчетливо видим позицию старого цыгана. Он отрицает нищенское, жалкое существование, он не может принять его: “Что ж, - он родился затем что ли, чтоб ковырять землю, да и умереть, не успев даже могилы самому себе выковырять?” Эти слова как бы подтверждают позицию автора о свободе каждого человека, о его независимости, непримиримости к условиям жизни.

СЛАЙД 30
Его максималистское стремление к свободе воплощают и герои легенды, которую рассказывает Макар Чудра. Молодая, красивая цыганская пара — Лойко Зобар и Радда — любят друг друга. Но у обоих стремление к личной свободе так сильно, что даже на свою любовь они смотрят как на цепь, сковывающую их независимость.


СЛАЙД 31
Рассказ Макара Чудры построен так, что он сначала описывает своих героев, затем рассказывает о столкновении между ними, а уже потом будто передает им самим слово. Так, нарастающее напряжение между Лойко и Раддой передается репликами, сценкой спора между ними и рассказами о схватках между молодыми людьми.
СЛАЙД 32
Красоту Радды нельзя описать словами. «Может быть, ее красоту можно бы на скрипке сыграть, да и то тому, кто эту скрипку, как свою душу знает». У Лойко Зобара «очи как ясные звезды горят, а улыбка — целое солнце... Стоит, весь как в крови, в огне костра и сверкает зубами, смеясь!».
СЛАЙД 33
Герои горячо любили друг друга, но еще больше каждый из них любил свою волю, боялся потерять ее. «Кабы орлица к ворону в гнездо по своей воле вошла, кем бы она стала?» — говорит Радда. Каждый из них, признаваясь в любви, ставит свои условия, стараясь главенствовать. Это приводит к напряженному конфликту, заканчивающемуся смертью героев.
СЛАЙД 34
Лойко уступает Радде, при всех встает перед ней на колени, что у цыган считается страшным унижением, и в тот же миг убивает ее. И сам погибает от рук ее отца, а она, умирая, благодарит за то, что он не подчинился ей и остался на высоте своего идеала, который достоин ее любви. Автор подводит читателя к мысли о том, что свобода и счастье несовместимы, если один человек должен покоряться другому.
СЛАЙД 35
Ни Лойко, ни тем более Радда не показаны как борцы за свободу других людей; в основе рассказа лежит иная идея: человек не может быть борцом, если сам не добился внутренней свободы. У Лойко Зобара были задатки народного героя, готового к самопожертвованию во имя другого человека: «...Нужно тебе его сердце, он сам бы вырвал его из груди, да тебе и отдал, только бы тебе от того хорошо было».
СЛАЙД 36

Особенностью композиции этого рассказа, как уже было упомянуто, является то, что автор вкладывает в уста главного героя романтическую легенду. Она помогает нам глубже понять его внутренний мир и систему ценностей. Для Макара Чудры Лойко и Радда — идеалы свободолюбия. Он уверен, что два прекрасных чувства, гордость и любовь, доведенные до своего высшего выражения, не могут примириться. Человек, достойный подражания, в его понимании, должен сохранять свою личную свободу ценой собственной жизни.


СЛАЙД 37
Другой особенностью композиции этого произведения является наличие образа повествователя. Он почти незаметен, но мы легко угадываем в нем самого автора. Он не совсем согласен со своим героем. Прямых возражений Макару Чудре мы не слышим. Но в конце рассказа, где повествователь, глядя во тьму степи, видит, как Лойко Зобар и Радда “кружились во тьме ночи плавно и безмолвно, и никак не мог красавец Лойко поравняться с гордой Раддой”, проявляется его позиция. Независимость и гордость этих людей, конечно, восхищают и привлекают, но эти же черты и обрекают их на одиночество и невозможность счастья. Они рабы своей свободы, они не способны жертвовать даже ради людей, любимых ими.
СЛАЙД 38

Чтобы выразить чувства героев и свои собственные, автор широко пользуется приемом пейзажных зарисовок. Морской пейзаж является своеобразным обрамлением всей сюжетной линии рассказа. Море тесно связано с душевным состоянием героев: сначала оно спокойно, только “влажный, холодный ветер” разносит “по степи задумчивую мелодию плеска набегавшей на берег волны и шелеста прибрежных кустов”. Но вот начал накрапывать дождь, ветер становился сильнее, а море рокочет глухо и сердито и распевает мрачный и торжественный гимн гордой паре красавцев цыган.


СЛАЙД 39
Вообще характерной чертой этого рассказа является его музыкальность. Музыка сопровождает все повествование о судьбе влюбленных.
СЛАЙД 40

Это первое произведение молодого Горького актуальной проблематикой, яркостью образов и языка сразу обратило на себя внимание и возвестило о рождении нового, незаурядного писателя.



СЛАЙД 41
IV. Работа со статьей учебника (10 мин.)
Учитель: А сейчас откройте учебник на стр. 138. Читаем статью учебника и делаем на полях пометки карандашом:
«v» - уже знал;

« » - новое;

«?» - не понял, есть вопросы.
СЛАЙДЫ 42
Вопросы и задания по статье (с. 140)
V. Подведение итогов урока. Рефлексия. Викторина. (5 мин.)
СЛАЙДЫ 43 - 71

  1. Где родился М. Горький? (В Нижнем Новгороде.)

  2. От какой болезни умер отец Горького? (От холеры, которой заразился от сына, ухаживая за ним.)

  3. Кем начинал свою карьеру дед Горького со стороны матери? (Он начал свою карьеру бурлаком на Волге.)

  4. Почему мать не любила своего сына? (Она считала Горького причиной смерти отца.)

  5. По какой причине Горький прекратил обучение в школе? (Он заразился в школе оспой и больше уже не возобновлял учение.)

  6. Кого из родственников М. Горький вспоминал всю жизнь с чувством любви и уважения? (Бабушку, изумительно добрую и самоотверженную старуху.)

  7. В каком возрасте Горького отдали "в мальчики" в магазин обуви? (В восемь лет)

  8. Кто привил М. Горькому интерес к чтению книг? (Повар на пароходе, отставной унтер-офицер, Михаил Антонов Смурый.)

  9. Как назывался первый рассказ Горького, напечатанный в тифлисской газете «Кавказ»? ("Макар Чудра".)

  10. Назовите главного героя первого рассказа Горького. (Старый цыган Макар Чудра.)

  11. Назовите имена героев легенды, которую рассказывает Макар Чудра. (Молодая, красивая цыганская пара — Лойко Зобар и Рада.)

  12. Почему герои, горячо любящие друг друга не смогли быть вместе? (Каждый из них любил свою волю, боялся потерять ее, каждый пытался главенствовать.)

  13. К какой мысли в этом рассказе подводит нас Горький? (К мысли о том, что свобода и счастье несовместимы, если один человек должен покоряться другому.)

  14. Назовите настоящее имя М. Горького. (Алексей Максимович Пешков)

VI. Домашнее задание. Выставление оценок. (1 мин)
СЛАЙД 72
Прочитать рассказ М Горького «Макар Чудра» (с. 140 – 151); вопросы и задания на стр. 152.
РЕЗЕРВ
СЛАЙД 73
VII. Синквейн. (3 - 5 мин)
Учитель: Составьте, пожалуйста, синквейн на тему "М. Горький".

(Уч-ся зачитывают получившиеся синквейны).