Первая страница
Наша команда
Контакты
О нас

    Главная страница


Краткие рекомендации для педагога по использованию презентации




Скачать 170.57 Kb.
Дата03.07.2017
Размер170.57 Kb.
Степанчук О.А. Краткие рекомендации для педагога по использованию презентации Рекомендации разработаны для педагогов различных образовательных учебных заведений. Целью рекомендаций является предоставление педагогам необходимой помощи, информации по сопровождению при организации и проведении уроков, классных часов, различных мероприятий. В рекомендациях уточняется и предлагается более объемный и полный материал из жизни А.С. Макаренко. Данная презентация ориентирована на учащихся старших классов, студентов педагогических, социально-педагогических колледжей, институтов, университетов. В работе представлена жизнь и педагогический путь Антона Семеновича Маракенко. Антон Семенович внес величайший вклад в теорию и практику воспитания. Весь стиль макаренковского воспитания отличается любовью и человечностью, направленностью на то, чтобы создать все условия для радостной и активной жизни детей. Работа его вытекает из его «доверчивости к человеку, или скорее из любви к нему». Когда воспитанники Болшевской коммуны для правонарушителей предложили А.С. Макаренко организовать сборник произведений бывших беспризорников из их преступного прошлого, он резко возражал против этого: «Прежде всего - это бесчеловечно по отношению к ребенку. Что за воспитание, которое берет такую дорогую плату с ребят: мы вас воспитываем, но помните, такие-сякие, какие вы было скверные и какими становитесь под нашими руками» [2]. Игнорирование прошлого воспитанников давало оптимистическое ощущение начало новой жизни. Он стремился доказать воспитаннику, что он может стать лучше и вызвать у него стремление стать еще лучше. Далее представлен более полный материал к слайдам презентации, при необходимости его можно использовать на уроках. Весь материал имеет автобиографическую и историческую подлинность. К слайду № 2 Биография А.С. Макаренко (более полный материал) Увлеченность Макаренко проблемами воспитания была следствием его активного отношения к жизни, его влюбленности в жизнь. «Я живу потому, что люблю жить,- делился он сокровенными чувствами с бывшим своим воспитанником,- люблю дни и ночи, люблю борьбу и люблю смотреть, как растет человек, как он борется с природой, в том числе и со своей собственной природой». Антон Макаренко родился 1-го марта 1888-го года, в Харьковской губернии. Его отец, Семен Григорьевич, сначала старший маляр Белопольского железнодорожного депо, а затем мастер малярного цеха в Крюковских железнодорожных мастерских, был для сына олицетворением высоких традиций рабочего человека. Честный и добросовестный работник, требовательный к себе и своим домашним, прямой и независимый по отношению к начальству и в то же время готовый поддержать в нужный момент своего брата-рабочего, Семен Григорьевич сумел воспитать эти ценные качества и в своем сыне. Мать писателя, Татьяна Михайловна, удачно дополняла своего сдержанного и внешне сурового мужа. Будучи натурой живой и одаренной, заботливая хозяйка, талантливая рассказчица, обладавшая к тому же прекрасным даром - чувством юмора, она как бы представляла в семье творческое начало. Родителям Макаренко не пришлось учиться в школе. Тем сильнее стремились они дать образование сыну. Окончив двухклассное начальное училище первым учеником, Антон поступает в Кременчугское четырехклассное городское училище. Поражает широта интересов мальчика. Обладая хорошим слухом, он учится играть на скрипке и поет в школьном хоре. Изучает изобразительное искусство и сам неплохо рисует. Он регулярно посещает театр и участвует в импровизированных школьных спектаклях. Наконец, серьезно занимается гимнастикой, иной раз даже заменяя на уроке учителя. Нужно ли говорить, какое место среди увлечений юного Макаренко занимали книги Это были не только любезные сердцу каждого подростка книги о путешествиях и приключениях. Мальчик с упоением читает русскую классику, особенно Гоголя и Чехова, помнит наизусть множество стихотворений Пушкина, Лермонтова, Некрасова и других поэтов. Его отец был рабочим. Он работал в железнодорожных мастерских и всячески пытался заинтересовать сына собственной профессией. Ему это удалось – в 1897-ом году Макаренко-младший начал учиться в железнодорожном училище. Железнодорожное училище. В начале девятисотых годов Антон вместе с родителями отправился в Крюков. Через некоторое время он поступил в кременчугское училище, а после, увлекшись педагогикой, стал студентом педагогических курсов, где в течение целого года изучал основы учительского мастерства. Позже Макаренко преподавал в ЖД училище, умело сочетал навыки железнодорожника и педагогический талант. Уже в тот период времени Антон знал, что посвятит свою жизнь педагогике. Поступив в Педагогический Институт в Полтаве, в 1917-ом году он окончил его с отличием, удостоившись золотой медали. По завершении учебы в ВУЗе, Антон Макаренко возглавил крюковскую железнодорожную школу, а еще через два года перебрался в Полтаву. Годы работы в школе - годы дальнейшего роста. Каждую свободную минуту молодой преподаватель использует для расширения своего кругозора, усиленно занимаясь самообразованием. Отдаваясь со всем пылом молодости преподавательской деятельности, Макаренко покоряет всех своими незаурядными познаниями, а главное, неиссякаемой энергией, творческим подходом к делу и любовью к детям, с которыми он не уставал возиться буквально с утра до вечера. И все же, несмотря на бесспорный педагогический успех, Макаренко чувствует настоятельную потребность продолжить свое образование. Узнав, что в Полтаве открывается учительский институт, он сдает конкурсные экзамены и становится его студентом. Полтавский институт дал Макаренко очень много. Здесь он пополнил и систематизировал свои знания из области педагогики, используя и собственный почти десятилетний учительский опыт. Результатом обобщения теоретико-педагогической позиции Макаренко была большая работа «Кризис современной педагогики», к сожалению, не дошедшая до нас. С особым увлечением занимался студент Макаренко историей и литературой. По воспоминаниям директора института А.К. Волнина, он «совершенно свободно владел устным словом и, что особенно поражало в украинце, искусно владел в нем гибкой и стройной фразой на чисто русском литературном языке...». Ко времени пребывания в Полтавском институте относится и одно немаловажное для Макаренко событие. Он написал рассказ и отважился послать его самому Горькому. Впрочем, как указывает исследователь жизни и творчества А. С. Макаренко Е. Балабанович, известны более ранние литературные опыты будущего писателя. Еще будучи учеником Кременчугского училища, он веселил товарищей своими сатирическими стихами на темы школьной жизни. В течение ряда лет он с присущей ему пунктуальностью вел дневник, который также в какой-то мере способствовал выработке литературных навыков. Уже учительствуя в Крюкове, Макаренко пишет рассказ, героем которого был молодой человек, переживающий тяжелую душевную драму. В Полтавском институте он редактирует рукописный сатирический журнал «Институтская щель» и сотрудничает в нем. К этому же времени относятся и два дошедших до нас стихотворения, написанных Макаренко в альбом одной из его знакомых. Таким образом, рассказ «Глупый день», посланный Горькому, являлся в какой-то мере итогом первоначальных творческих попыток молодого Макаренко. «В рассказе я изобразил действительное событие,— вспоминал впоследствии автор.— Поп ревнует жену к учителю, и жена и учитель боятся попа; но попа заставляют служить молебен по случаю открытия «Союза русского народа», и после этого поп чувствует, что он потерял власть над женой... и молодая жена приобрела право относиться к нему с презрением». Однако сложная психологическая коллизия оказалась не по плечу неопытному писателю. Горьковскую отрицательную оценку своего неудачного опуса Макаренко запомнил на всю жизнь: «Рассказ интересен по теме, но написан слабо, драматизм переживаний попа неясен, не написан фон, а диалог неинтересен. Попробуйте написать что нибудь другое» [4]. Вскоре, с разрешения местного комитета народного образования, Макаренко создал трудовую организацию для несовершеннолетних, в которой поселил малолетних правонарушителей.  В 1921-ом году трудовая коммуна получила имя Максима Горького, а через пять лет переехала из-под Полтавы в окрестности Харькова. В течение почти десяти лет Антон Макаренко руководил детской организацией, обучая подопечных навыкам настоящей человеческой жизни. Талантливый педагог организовал для учеников не только достойное существование, но и предоставил им возможность учиться, призвав на помощь коллег – мужественных и способных педагогов, согласившихся в столь трудное время воспитывать беспризорников. Для детей были оборудованы специальные классные комнаты, в которые стояли парты и прочая школьная мебель. Также они были обеспечены необходимыми учебниками. Процесс перевоспитания оказался чрезвычайно трудоемким, однако Макаренко ни разу не пришло в голову отказать от задуманного. И даже когда поначалу, казалось бы, безнадежные подростки не желали перевоспитываться и учиться, воровали еду и одежду, крушили кабинеты, уничтожая и те самые парты и старательно изготовленную школьную мебель, Антон Макаренко верил в их лучшее будущее и не раз начинал все сначала. В конце тридцатых годов педагог стал жить и работать в Москве, где вел активную общественную и литературную деятельность. Он был неоднократно награжден. Макаренко ушел из жизни 1-го апреля 1939-го года. Знаменитый учитель умер в вагоне пригородной электрички [3]. Темы для обсуждения Актуальность идей воспитания А.С. Макаренко. А.С. Макаренко неустанно занимался самообразованием, это помогло ему в его педагогической карьере. Лучшими друзьями А.С. Макаренко были книги. Трудовая коммуна – вынужденная необходимость или новшество А.С. Макаренко. К слайду № 3 Произведения А.С. Макаренко Марш 30 года» (1932) «Мажор» (1932; пьеса) «ФД-1» (1932; очерк) «Педагогическая поэма» (1925-1935). «Педагогическая поэма» (с испр. замеч. опечаток, восст. буква «ё», появилось оглавление) «Книга для родителей» (1937; художественно-теоретическое сочинение) «Честь» (1937-1938; повесть) «Флаги на башнях» (1938) «Флаги на башнях» (по бумажн. изд. испр. многочисл. опечатки, восст. буква «ё», появилось оглавление и пр.) «Методика организации воспитательного процесса» «Лекции о воспитании детей» 1955 - Педагогическая поэма 1958 - Флаги на башнях 1963 - Большие и маленькие Творчество В 1914 или 1915 году написал первый рассказ, послал его Максиму Горькому, но тот признал рассказ слабым в литературном отношении. После этого Макаренко в течение тринадцати лет писательской деятельностью не занимался, но вёл записные книжки. После посещения колонии для несовершеннолетних Горький посоветовал Макаренко вернуться к литературной работе. После книг о коммуне имени Ф. Э. Дзержинского «Марш 30 года» (1932) и «ФД - 1» (1932) было закончено главное художественное произведение Макаренко - «Педагогическая поэма» (1935). В последние годы жизни Макаренко продолжил работу как над художественными произведениями - «Флаги на башнях» (1938), так и над автобиографическими материалами - повесть «Честь» (1937-1938), роман «Пути поколения» (не закончен). Кроме того он продолжает активно разрабатывать методику педагогической деятельности и воспитания в целом, публикует ряд статей. В 1936 году вышла его первая крупная научно-педагогическая работа «Методика организации воспитательного процесса». В начале 1937 года выходит в свет первая часть «Книги для родителей». В произведениях Макаренко выражены его педагогический опыт и педагогические взгляды. Деятельность и труды педагога получили высокую оценку Л. Арагона, А. Барбюса, Д. Бернала, У. Бронфенбреннера, А. Валлона, В. Галля, А. Зегерс, Я. Корчака, С. Френе и других деятелей культуры и образования. Ведущее место в зарубежном «макаренковедении» занимает основанная в 1968 году в ФРГ лаборатория по изучению наследия А.С. Макаренко, являющаяся подразделением самого крупного учреждения педагогического «остфоршунга» - исследовательского центра сравнительной педагогики Марбургского университета. Сам А.С. Макаренко так подводит итог своих трудов в эпилоге «Педагогической поэмы»: Мои горьковцы тоже выросли, разбежались по всему советскому свету, для меня сейчас трудно их собрать даже в воображении. Никак не поймаешь инеженера Задорова, зарывшегося в одной из грандиозных строек Туркменистана, не вызовешь на свидание врача Особой Дальневосточной Вершнева или врача в Ярославле Буруна. Даже Нисинов и Зорень, на что уже пацаны, а и те улетели от меня, трепеща крыльями, только крылья у них теперь не прежние, не нежные крылья моей педагогической симпатии, а стальные крылья советских аэропланов. И Шелапутин не ошибался, когда утверждал, что он будет лётчиком; в лётчики выходит и Шурка Жевелий, не желая подражать старшему брату, выбравшему для себя штурманский путь в Арктике. Темы для обсуждения Многообразие литературных увлечений А.С. Макаренко, помогало ему в его педагогической практике Произведение «Педагогическая поэма», можно ли сказать, что Макаренко вложил в нее весь свой опыт К слайду № 6 Деятельность коммуны Важным фактором воспитания стала в коммуне даже система заработной платы. Заводы приносили большую ежегодную прибыль. Естественно, что основная часть причитающихся коммуне денег шла на совершенствование производственного процесса и на нужды коллектива в целом. Десять процентов поступало в фонд совета командиров, и тот распределял их в зависимости от потребностей: на культурную работу, на стипендии студентам - бывшим коммунарам и пр. Определенная сумма переводилась на личные сберкнижки, которые коммунары, уходя из коммуны, получали на руки. И, наконец, определенная часть общего заработка вручалась коммунару. Каждый воспитанник, будучи лично заинтересован в производительном труде, одновременно ощущал себя не только членом трудового коллектива коммуны, но и участником борьбы всего народа за социализм. Достаточно сказать, что в 1934 году прибыль от заводов коммуны составила 3,5 миллиона рублей, а в 1935-м - 5 миллионов! Не следует, однако, думать, что производство заполняло всю жизнь коммунаров. Каждый из них отдавал работе не более 4 часов, а около 5 часов отводилось на учебные занятия. Если в колонии школа с обязательным обучением имела лишь шесть классов, то в коммуне был открыт сначала рабфак, а затем и школа-десятилетка. Таким образом, любой из коммунаров при достаточном желании и настойчивости мог поступить и в вуз [2]. К слайду № 6 «Выдающиеся ученики А.С. МАКАРЕНКО» Семён Афанасьевич Калабалин - заслуженный учитель РСФСР - одна из самых ярких личностей среди воспитанников великого педагога. Семён Афанасьевич Калабалин (1903-1972) Семён Афанасьевич Калабалин - заслуженный учитель РСФСР - одна из самых ярких личностей среди воспитанников великого педагога. А.С.Макаренко утверждал, что сам он не был талантливым педагогом, и лишь десятилетиями труда добился мастерства, а вот кто был талантлив от природы как педагог, так это Калабалин. Бродячее детство Семён Афанасьевич родился в 1903 году в селе Сторожевое под Полтавой в семье бедняка десятым по счету. Сначала маленький пастушонок в имении помещицы, поводырь у нищего-слепца, удачливый вор, боец рабочего партизанского отряда, главарь банды анархистов, опасный малолетний преступник - обитатель Полтавской тюрьмы. Потом, в 1920 году попав в колонию им.М.Горького, становится одним из лучших воспитанников Макаренко. Где-то там под Полтавой Ваша юность прошла, Не в погоне за славой Вы вершили дела, Вы учились, как надо Быть людьми до конца. А Макаренко рядом Вам роднее отца. И трудились Вы честно. Правда - только в глаза, Жизнь прошла, словно песня, Жизнь ярка, как гроза. Ваше звонкое званье: Колонист, коммунар Было гордое знамя За него - хоть в пожар. Мы хотим хоть немного Походить бы на Вас И идти той дорогой, Чтоб поверили в нас. Трудовой путь 1925 г. Колония им. Горького. Воспитатель под руководством А.С.Макаренко. 1929-1941 гг. Работал заведующим в детских домах и колониях: на Полтавщине, в Виннице, в Киеве, Москве и Ленинграде. 1941-1944 гг. Великая Отечественная война. Разведчик в немецком тылу. За образцовое выполнение задания награжден орденом Отечественной войны I степени. 1945-1956 гг. Заведовал детскими домами в Москве, Грузии, на Украине. 1956-1972 гг. Директор Клеменовского детского дома (г. Егорьевск Московской обл.) За время работы ни один из 7 тысяч воспитанников Калабалина, в большинстве своем беспризорников, детдомовцев, не попал в тюрьму. В детском доме была только семилетка, после которой воспитанники шли в ремесленные училища, однако Семён Афанасьевич добился, чтобы успевающие в учёбе воспитанники могли окончить среднюю школу. 24 июня 1972 г. Ушел из жизни [3]. Спутница жизни Галина Константиновна Калабалина - заслуженный учитель РСФСР, кавалер ордена Ленина - также воспитанница А.С.Макаренко. Всю свою жизнь проработала она рядом со своим мужем, повсюду соправождала его, была верным другом и помощником. Каждый раз супруги принимали запущенные детдома и каждый раз выводили их на светлую дорогу. Многие из их воспитанников впоследствии стали педагогами [3]. Иван Алексеевич Лебедь (1910-1987) Родился Иван Лебедь в Крюкове-на-Днепре 12 сентября 1910 года в семье рабочего вагоноремонтных мастерских. Восьмилетнего Ваню отдали на учебу в Крюковское железнодорожное училище, которым заведовал А.С.Макаренко. Мальчик учился охотно, особенно его привлекали математика, физика, естествознание. В училище были созданы все условия для приобретения хороших знаний, трудовой закалки. Виктор Николаевич вырос в культурной образованной семье. Очень многое, в том числе и любовь к чтению, собирательству мудрых мыслей, игр, головоломок, унаследовал он от отца. Антона Семеновича И.А. Лебедь помнит как директора училища, проводившего школьные линейки, участвовавшего в играх ребят. Был он всегда по-юношески подтянут, внимателен и строг. По окончании железнодорожного училища и школы ФЗУ И.А. Лебедь год работал столяром на вагоностроительном заводе, а в 1930 году, после подготовительных курсов при заводе, поступил в Киевский политехнический институт на факультет аэродромостроения. Через три года факультет был переведен в Ленинградский авиационный институт, который И.А. Лебедь окончил в 1936 году. Молодой специалист был направлен в Крым. До 1940 года работал в Севастополе в качестве инженера, проектировщика, диспетчера по авиационному строительству, главным инженером. С 1940 по 1970 год И.А. Лебедь прошел путь в Вооруженных Силах от инженер-майора до генерал-лейтенанта-инженера. Великая Отечественная война застала его в Севастополе. Здесь он руководил строительством оборонительных рубежей главной базы Черноморского флота. Мужественно защищал этот город. На старой фотографии И.А. Лебедь сидит с забинтованной головой, с костылями в палате военного госпиталя города Сочи, куда он был доставлен подводной лодкой. К нему пришли боевые товарищи. Инженер-майор И.А. Лебедь за шесть суток до оставления нашими войсками Севастополя был тяжело ранен в голову, спину, руку. Из семи осколков один носил в своем теле до конца жизни.... После длительного лечения снова строил оборонительные рубежи вокруг Новороссийска, Туапсе, Поти. Участвовал в подготовке и осуществлении десантов-на Малую Землю и в Новороссийск, участвовал в освобождении Севастополя. С первых дней после освобождения города, как заместитель начальника инженерного управления Черноморского флота, организовывал восстановление разрушенного гитлеровцами Севастополя и других военно-морских баз. В постоянном напряжении сил и в борьбе с трудностями закалялся его характер. Всё более сложные задачи и большего размаха восстановительные и строительные работы поручали Ивану Алексеевичу. С 1959 года он занимал ответственные посты в Министерстве обороны СССР, решал вопросы, связанные с укреплением обороноспособности страны. Будучи генерал-лейтенантом-инженером, он часто встречался с Юрием Гагариным и другими космонавтами. Раны войны ухудшали здоровье и в начале 1970 года И.А.Лебедь ушел с военной службы в отставку. Но работать продолжал: стал заместителем директора в одном из научно-исследовательских институтов. К боевым орденам Красного Знамени, трем орденам Отечественной войны, ордену Красной Звезды добавился орден Трудового Красного Знамени, почетное звание заслуженного строителя Российской Федерации. С теплотой вспоминал Иван Алексеевич свое детство и юность, учёбу в Крюковском училище, своего замечательного наставника - А.С.Макаренко. «Его учение о воспитании Человека, - писал Иван Алексеевич в музей А. С. Макаренко, - служило для меня яркой путеводной звездой». Неоднократно И.А.Лебедь посещал музей А.С.Макаренко в Крюкове, встречался с молодежью, приходил в родное училище и на вагоностроительный завод, на котором начинал свою трудовую деятельность. До последних дней своей жизни Иван Алексеевич вел большую общественную работу по военно-патриотическому воспитанию молодежи. Самой популярной темой его выступлений были рассказы об обороне и освобождении города неувядаемой славы - Севастополя. Где бы ни находился этот человек, его никогда не покидали чувство юмора, добродушие, находчивость. Окружающих он заражал оптимизмом. Еще была у Ивана Алексеевича прекрасная черта, воспитанная первыми учителями, это - точность, обязательность. Он никогда никого не заставил ждать, никуда не опаздывал, всегда выполнял свои обещания. Умер 10 апреля 1987 года. Похоронен в Москве [3]. Алексей Григорьевич Явлинский (1915-1981) В коммуне имени Ф.Дзержинского находился с 1932 года. Окончил рабфак, работал слесарем-инструментальщиком, фрезеровщиком. После выхода из коммуны c 1939 года служил в Красной Армии в Средней Азии. Когда вспыхнула Великая Отечественная война, А.Г.Явлинский окончил военное училище и с февраля 1942 года служил в артиллерийских войсках, воевал на Закавказском, 4-м Украинском фронтах. Был командиром батареи артиллеристского полка 333 Гвардейской горнострелковой ордена Боевого Красного знамени Туркестанской дивизии. В составе 52-ой Отдельной Приморской армии участвовал в Керченском десанте, освобождал Крым, Украину, Чехословакию. Закончил войну старшим лейтенантом в Чехословакии, в году Татры. После войны его именем была названа улица чешского города Оломоуц - Алексей Григорьевич первым вошел в город. А.Г.Явлинский был награжден двумя орденами Отечественной войны 2-степени, орденом Красной Звезды, многими медалями. После войны Алексей Григорьевич в 1947 году женился и поселился во Львове, окончил заочно исторический факультет Львовского пединститута и Высшую школу МВД. В 1947-61 году работал воспитателем, старшим воспитателем, начальником детской трудовой воспитательной колонии. В 1961 году назначен начальником Детского приемника-распределителя для беспризорников. Алексей Явлинский оказался единственным воспитанником А.С.Макаренко, который занимался в точности его делом: не просто детьми, а беспризорниками, трудными подростками. Журнал К новой жизни в 1972 году писал о нём, как о замечательном последователе А.С.Макаренко. В 1980 году решением ЦК Украины детские учреждения были переданы в систему МВД, учителей, которых Явлинский тщательно собирал, заменили солдаты с автоматами…. Алексей Григорьевич был категорически против этого. После очередного «горячего» разговора с министром внутренних дел Украины 27 августа 1981 года скончался от сердечного приступа [3]. Иван Иванович Есипенко В первый класс Крюковского железнодорожного училища Иван Есипенко поступил осенью 1918 года. Он с благодарностью вспоминает директора школы Антона Семеновича Макаренко, который прививал молодежи трудолюбие, интерес к наукам, к общественной работе, к участию в различных кружках. Все выпускники школы шли в ФЗУ (фабрично-заводское училище). Самыми распространенными тогда были профессии слесаря и столяра. Иван Есипенко четыре года учился в ФЗУ, а с 1929 года работал слесарем на вагоноремонтном (с 1930 года - вагоностроительном) заводе. Стремясь получить высшее образование, он поступает в Киевский текстильный институт. Активного комсомольца уже на втором курсе избрали секретарем Петровского райкома комсомола города Киева. С 1934 года он продолжает учебу в Харьковском текстильном институте, после окончания которого в 1937 году остается в родном вузе преподавателем, а позже становится деканом инженерно-экономического факультета. С июля 1941 по июль 1944 года И.И. Есипенко выполняет поручения командования по обеспечению армии продовольствием. Здесь Иван Иванович формировался как опытный руководитель. После освобождения Киева от фашистских захватчиков начался период восстановления народного хозяйства. Иван Иванович занимает пост заместителя Наркома легкой промышленности УССР. Позже, в разные годы он – министр легкой промышленности, министр текстильной промышленности. Последние десять лет (1957–1967 гг.) работает заместителем министра легкой промышленности. После кровоизлияния в мозг потерял зрение, но долго передавал свой богатый опыт молодым кадрам, возглавляя оргкомитет ветеранов труда Министерства легкой промышленности. Скончался 4 января 1991 года и похоронен в Киеве. Награжден двумя орденами, медалями, в том числе медалью А.С.Макаренко [3]. Литературные источники: Балабанович Е., Макаренко человек и писатель. «Московский рабочий», 1963. Волнин А.В., А.С. Макаренко в Учительском институте. «Учебно-воспитательная работа в детских домах», бюл. 2-3. 1941, стр. 123. Макаренко А.С. Педагогические сочинения в 8-ми томах. - М.: Педагогика, 1983-1986. - Т. 1-8. Русские писатели. XX век. Биобиблиографический словарь. В двух частях. Часть 2: М - Я. - М.: Просвещение, 1998. - С. 6-8.

  • К слайду № 2 Биография А.С. Макаренко
  • К слайду № 3 Произведения А.С. Макаренко
  • К слайду № 6 Деятельность коммуны
  • К слайду № 6 «Выдающиеся ученики А.С. МАКАРЕНКО» Семён Афанасьевич Калабалин
  • Семён Афанасьевич Калабалин (1903-1972)
  • Иван Алексеевич Лебедь (1910-1987)
  • Алексей Григорьевич Явлинский (1915-1981)