Первая страница
Наша команда
Контакты
О нас

    Главная страница


Красненского района Белгородской области




Скачать 98.95 Kb.
Дата06.07.2018
Размер98.95 Kb.
МОУ «Новоуколовская средняя общеобразовательная школа» Красненского района Белгородской области «Сцена вранья» в комедии Н.В.Гоголя «Ревизор» (действие III, явление 6) Урок-исследование Подготовила и провела Еньшина Надежда Валентиновна, учитель литературы Новоуколово Цель: 1) Формировать исследовательские, логические и аналитические способности учащихся. 2) развивать активизацию мыслительной и творческой деятельности; развитие навыков анализа эпизода; овладение навыками работы с текстом художественного произведения; 3) воспитывать у подростков интерес к вдумчивому и углубленному чтению произведений. Задачи: - приобретение учащимися общеучебных умений (умение работать с учебником, составлять таблицы, оформлять наблюдения в письменном виде, формулировать мысли во внутренней и внешней речи, осуществлять самоконтроль, проводить самоанализ) - приобретение учащимися специальных знаний и умений 9усвоение фактического материала по предмету) - приобретение учащимися интеллектуальных умений (умений анализировать, сравнивать, обобщать и т.д.) Методы и приемы: 1. методы: объяснительно-иллюстративный, проблемный, эвристический, исследовательский; 2. приемы: беседа по вопросам, рассказ учителя, словарная работа, анализ эпизода, просмотр фрагмента фильма, характеристика героев, выразительное чтение, аналитическая работа с текстом художественного произведения . Тип урока: комбинированный. Вид урока: урок-исследование с использованием ИКТ. Оборудование: Кинофильм “Ревизор” (фильм Владимира Петрова, 1952 г. Подготовка урока: 1. Разработка основных вопросов, рассматриваемых на уроке. 2. Повторение произведения Н.В. Гоголя «Ревизор» 3. Сканирование иллюстрации Городничего, Хлестакова и чиновников. 4. Подготовка материалов для загрузки в компьютер 5. Исследовательская карта 6. Составление тестов 7. Работа с дополнительной литературой 8. Мультимедийный вариант презентации урока 9. Подготовка фрагмента фильма для просмотра 10.Заготовка листов с текстом фрагмента для исследования Ход урока: I. Организационный момент. Приветствие учащихся . II. Создание ситуации успеха. Вступительное слово учителя. Сегодня мы проведем с вами урок-исследование . Внимательно посмотрите на тему и определите стоящие перед нами цели и задачи. (Ученики сообщают цели и задачи урока, которые смогли вывести из темы). III. Словарная работа - Что такое эпизод Эпизод Автор произведения стремится охватить всю полноту бытия в каждом эпизоде, а не только в целом произведении... Все композиционные элементы в произведении... стремятся к завершённости и относительной замкнутости”; с другой стороны, эпизод — только звено в цепи художественного произведения, связанное с другими звеньями разнообразными связями (слайд). - Обратите внимание на тему урока и скажите, почему для анализа взят эпизод из 3 действия - «сцена вранья», чем он интересен (Все окончательно поверили, что Хлестаков ревизор). IV ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЙ ЭТАП. - Прежде всего нам нужно установить “ближайшие” связи эпизода: что ему предшествует, что следует за ним, а затем определить, какую функцию он выполняет (слайд) - Чтобы определить место и роль рассматриваемого эпизода в сюжете произведения, нужно понять внутреннюю логику его развития — его микросюжет, который раскладывается на те же составляющие, что и “классический” порядок частей в композиции художественного произведения: завязку, развитие действия, кульминацию и развязку (слайд). V. ЭТАПЫ ИССЛЕДОВАНИЯ мотивировать работу учащихся; провести необходимый инструктаж учащихся, подготовить тексты продемонстрировать элемент художественного текста, который будет положен в основу исследования; вывести школьников на понимание идейного содержания произведения сформулировать проблему исследования. ВТОРОЙ ЭТАП. Выдвижение рабочей версии исследования. ТРЕТИЙ ЭТАП. Исследование художественного текста через призму рабочей версии вывести школьников к обобщениям, которые впоследствии могут стать основой для понимания идейного содержания произведения. ЧЕТВЕРТЫЙ ЭТАП. Выдвижение итоговой версии исследования. Цель этапа - через рассмотренные художественные особенности произведения выйти на его идейное содержание. ПЯТЫЙ ЭТАП. Подведение итогов исследования. Цель этапа: · оценить результаты исследования, процесс их получения; · выявить причины типичных и индивидуальных затруднений учащихся; · показать перспективу использования полученных знаний. 1этап. - С какой проблемой мы столкнулись, прочитав эпизод (Почему чиновники верят Хлестакову, врущему без зазрения совести) - Перед вами текст, с которым вы будете работать. Он отпечатан, поэтому вы можете делать на нём необходимые пометки, подчеркивания и т.д., что недопустимо на книге. - Анализируя любой эпизод, нельзя не учитывать идейное содержание всей комедии. Что же хотел показать Гоголь в комедии В начале урока учитель уточняет понятие Мотив. 2 этап. - Какую рабочую версию, гипотезу исследования вы бы выдвинули (Слайд) Предположение Предположение Я выдвигаю предположение, что… Я выдвигаю предположение, что… 3 этап. Исследование художественного текста через призму рабочей версии вывести школьников к обобщениям, которые впоследствии могут стать основой для понимания идейного содержания произведения. Вступление _____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ 2. Заполните таблицу рабочим материалом 1 Место и роль эпизода в структуре комедии 2 Микросюжет (композиция) эпизода 3 Характеристика Хлестакова Хлестаков - главный герой комедии. Вокруг него, как вокруг стержня, организуются все персонажи комедии. Образ Хлестакова типичен. Основные черты, характеризующие его: фанфаронство, легкомыслие, развязность, выражающаяся в безудержном вранье, наглости, фатовстве. Типичность образа Хлестакова отметил сам Гоголь: «Всякий хоть на минуту, если не на несколько минут, делался или делается Хлестаковым... И ловкий гвардейский офицер окажется иногда Хлестаковым, и государственный муж окажется иногда Хлестаковым, и наш брат, грешный литератор, окажется подчас Хлестаковым. Словом, редко кто им не будет хоть раз в жизни» (1. «Н. В. Гоголь о литературе», Гослитиздат, 1952, стр. 92) 4 «Карьерный рост» Хлестакова Хлестаков - коллежский р............р - на дружеской ноге с..............отделения - отказался от чина коллежского а.........ра - ему на пакетах пишут: «ваше п..............о» - он управляет департаментом - его боится Г........... С............ - завтра его произведут в ф...............лы 5 Литературный Олимп Хлестакова Начав с простого привирания по поводу сочинения стишков, Хлестаков стремительно взлетает на литературный Парнас. Слушатели узнают, что он автор многих водевилей и комедий, повестей и модных романов (например, Юрия Милославского, автором которого был М.Н. Загоскин). не замечают, что среди названий прозаических произведений проскакивают и оперы Норма, Роберт-Дьявол. На короткой ноге с самим Пушкиным, завравшись, Хлестаков выдает себя за известного писателя и называет в качестве написанного им романа популярный общественно-литературный журнал “Московский телеграф” 6 Какими речевыми средствами достигает Гоголь эффекта в сцене вранья 1) Количественные гиперболы 2) лаконичные» выражения восклицательного характера 3) незаконченные предложения 4) повторы слов 5) однотипные гиперболы . «Слова вылетают из уст его совершенно неожиданно»,- Гоголь о Хлестакове. Случайны, неожиданны вводимые Хлестаковым количественные обозначения, к которым он прибегает в монологе. За правку статей Смирдин ему платит сорок тысяч. Арбуз стоит семьсот рублей. В связи с его назначением на должность управляющего департаментом рассылаются тридцать пять тысяч курьеров. Даже лестницу к себе в бельэтаж он собирался оценить какой-то, видимо, замысловатой суммой, но, как и в других случаях, воображение его здесь иссякает. «рассмотришь - просто черт возьми!», «только уж у меня, ни, ни, ни!», «уж у меня ухо востро!», «вздор: отдохнуть» и др., «Я ведь тоже разные водевильчики...», «уж я...» «Но никак нельзя скрыться, никак нельзя»; «И в ту же минуту по улицам курьеры, курьеры, курьеры» «Я везде, везде. В дворец всякий день езжу» и др. «Так хочется , как еще никогда не хотелось»; «еще ни один человек в мире не едал такого супа», который в кастрюльке на пароходе привозят из Парижа, да ещё и горячий; «клопы такие, каких я нигде не видывал». Вывод: Для эффекта Хлестаков вставляет гиперболу или сравнение, но, во-первых, это встречается в его речи далеко не часто, а во-вторых, в употреблении этих украшающих речь средств нет ни разнообразия, ни оригинальности. Это говорит об интеллектуальной ограниченности Хлестакова. В монологе бросается в глаза необыкновенное легкомыслие Хлестакова 7 Поведение, жесты, мимика Просмотр фрагмента из фильма 8 Кульминация эпизода Сцена, выдержанная в плане нарастающей гиперболизации, дойдя до своего зенита, обрывается буквально на полуслове, Хлестаков «поскальзывается и чуть-чуть не шлепнул на пол». «Поскальзывается», осекается и его язык, дойдя до полной бессмыслицы. 9 Какие черты характера Хлестакова раскрываются в эпизоде - пустейший и легкомысленный человек; - не упустит того, что плывёт в руки; - способен сыграть любую роль; - самое большое желание – иметь деньги и власть. - мечтает о почестях. 10 Почему же так верят Хлестакову чиновники Что это (выберите версию или добавьте своё): 1. увлекательность речи Хлестакова, его артистизм 2. страх перед государственным чиновником 3. воплощение собственной мечты каждого чиновника 4. угодничество 5. притворство 6. затмение рассудка от ужаса 7. невежество провинциальных чиновников 8. извращённость логики 11 Связь с последующими эпизодами. Взятки, отъезд в имение отца по настоянию Осипа. «Немая сцена» – приезд ревизора. 3. Заключение _______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ Таким образом, мотив обмана в романе играет характерологическую функцию, а также помогает понять авторскую позицию: Гоголь следует в оценке героев, событий христианским традициям. Линия на безоговорочное осуждение обмана в русской литературе после Пушкина и Гоголя будет крепнуть и углубляться. А мотив обмана останется как один из устойчивых в литературе. Четвёртый этап Выдвижение итоговой версии Сцена вранья помогает понять боль автора об истерзанной и несуразной России. А уездный городок, в котором происходит действие комедии, - своеобразное подобие царской России. ПЯТЫЙ ЭТАП. Подведение итогов исследования. - Думаю, нам удалось проникнуть в стилистические особенности комедии, понять замысел автора и роль, отведённую Хлестакову. Не смогли мы …. ( причины типичных и индивидуальных затруднений учащихся). Данная рабочая таблица поможет вам при написании творческой или исследовательской работы по комедии «Ревизор». - Докажите, что Гоголь был прав, когда писал: «Всякий хоть на минуту, если не на несколько минут, делался или делается Хлестаковым». - Как вы объясните смысл эпиграфа комедии - К. Станиславский задавал вопрос: почему, смотря «Ревизора», невольно думаешь об истерзанной и несуразной России Ответьте на этот вопрос. Докажите, что - Актуальна ли комедия «Ревизор» в наши дни 4. Подведение итогов урока. Выставление оценок. - Надеюсь, что, прочитав комедию «Ревизор», вы научились различать пошлость и хвастовство, ханжество, грубость, хлестаковщину. Гоголь считал, что дело писателя – изображать темное в реальной жизни «так сильно, чтобы почувствовали все, что с ним надобно сражаться, чтобы кинуло в трепет зрителя, и ужас от беспорядков пронял бы его насквозь». Но, обличая все дурное, писатель верил в торжество справедливости, которая победит. Реализовать эту задачу ему помог смех. - Так кто же был таинственный инкогнито, настоящий ревизор, так и не появившийся на сцене Ответом послужат слова Н. Гоголя: «Будто не знаете, кто этот ревизор Ревизор этот – наша проснувшаяся совесть, которая заставит нас вдруг и разом взглянуть во все глаза на самих себя…Лучше ж сделать ревизовку всему, что ни есть в нас, в начале жизни, а не в конце ее».

  • (действие III, явление 6) Урок-исследование Подготовила и провела Еньшина Надежда Валентиновна, учитель литературы
  • Новоуколово Цель
  • Методы и приемы
  • Тип урока
  • ВТОРОЙ ЭТАП. Выдвижение рабочей версии исследования. ТРЕТИЙ ЭТАП.
  • В начале урока учитель уточняет понятие Мотив.
  • Предположение Предположение
  • 2. Заполните таблицу рабочим материалом
  • Микросюжет (композиция) эпизода
  • Какие черты характера Хлестакова раскрываются в эпизоде - пустейший и легкомысленный человек; - не упустит того, что плывёт в руки;
  • - способен сыграть любую роль; - самое большое желание – иметь деньги и власть.
  • Связь с последующими эпизодами.
  • Четвёртый этап Выдвижение итоговой версии
  • 4. Подведение итогов урока. Выставление оценок.