Первая страница
Наша команда
Контакты
О нас

    Главная страница


Краеведение Особенности заводской культуры поселка Майкор




Скачать 283.24 Kb.
Дата07.07.2017
Размер283.24 Kb.
ТипРеферат
Юсьвинский муниципальный район

XVI районная конференция учебно-исследовательских работ

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

«Майкорская средняя общеобразовательная школа»



краеведение

Особенности заводской культуры

поселка Майкор

Автор Корякина Ольга Леонидовна

учащаяся 10 класса

МБОУ «Майкорская СОШ»

Руководитель Швецова Н.А.

учитель истории

2014

Содержание



Введение……………………………………………………………………….3

1. Из истории поселка Майкор…………………………………………….....6

1.1.Никитинский завод в XIX веке……………………………………….....6

1.2.Майкорский металлургический завод в ХХ веке……………………….9

2. Заводская культура ………………………………………………………..13

2.1 Производственная одежда………………………………………………13

2.2 Повседневная одежда рабочих…………………………………………..14

2.3 Жилище рабочих и дома заводской интеллигенции…………………...14

2.4 Предметы быта……………………………………………………………15

2.5 Быт и праздники рабочих………………………………………………..17

Заключение……………………………………………………………………24

Библиографический список…………………………………………………..26

Приложения

Введение

В 2012 году в поселке Пожве прошел фестиваль заводской культуры. На этом фестивале были представлены особенности культуры заводских городов и поселков. Гость фестиваля профессор ПГНИУ Г.Н. Чагин рассказывал о городах-заводах Пермского края, он показывал фотографии старых заводов и рассказал про эти крупные промышленные центры (Приложение №1). Ученый назвал общие признаки всех уральских заводов: плотины, строение цехов, планировка городов, типичные улицы, дома рабочих. В своем рассказе Георгий Николаевич упомянул и отличительные особенности отдельных заводов. В Пожве есть достопримечательность - заводская труба, самое высокое промышленное сооружение XVIII века в Европе, пожевляне гордятся первым паровозом и первым пароходом, город Чермоз прославился лунным календарем, а город Очер - солнечными чугунными часами. Жители города Нытва гордятся самым крупным искусственным сооружением в Европе -заводским прудом. В том же докладе прозвучало сообщение о Майкоре, Никитинском заводе, его продукции.

Мне стало интересно - что особенного, характерного есть в нашем поселке, какие достопримечательности остались нам в память о металлургическом заводе, которого нет уже шестьдесят лет. Проведенный социологический опрос среди учеников школы показал, что мои сверстники практически нечего не знают об истории завода, его деятельности, культурном наследии (Приложение № 2). Культура заводского поселка стала предметом моего исследования.

Гипотеза: Майкор, как один из многочисленных центров металлургической промышленности Прикамья, должен иметь свои неповторимые черты в культуре.

Цель работы: изучение специфических особенностей культуры Майкорского металлургического завода.

Задачи:

-изучить литературу о заводах края и нашего поселка;

-исследовать фотоматериалы и архив музея;

-собрать воспоминания ;

-провести социологический опрос среди ровесников с целью выявления объема знаний о родном поселке;

- проанализировать социометрические данные ;

-раскрыть основные аспекты заводской культуры;

-познакомить односельчан с историей завода и его культурой.



Методы работы: интервьюирование, опрос, работа с фотографическим материалом, изучение рукописей, социометрия, исследование документов Государственного архива Пермской области и Государственный архив Свердловской области.

В ходе написания работы автор опиралась на книги Г.Н.Чагина и А.В.Шилова «Уездные города: Кунгур, Оса, Оханск», учебное пособие «Страницы истории земли Пермской» под редакцией Н.Н.Агафоновой, Н.Б. Крыласовой, А.М. Белавина , монографию П.М. Казанцева «На старом уральском заводе», воспоминания старожилов Майкора, документы ГАПО и ГАСО. В интернете есть статья кандидата исторических наук А.Б. Тимохина о горнозаводском населении Северного Прикамья, также исследованием истории Урала занимался А.В.Черных. В интернете есть информация о Никитинском (Майкорском) заводе, но в основном это общеизвестные факты.

В первой главе рассказывается о важных событиях Никитинского завода, в ней указаны главные изобретения данного промышленного предприятия. Во второй главе автор исследует особенности заводской культуры : жилище, быт, досуг, праздники.

В работе в основном идет исследование культуры конца XIX начала XX века, а развитие культуры в поселке после революционных событий 1917 года - это тема другой работы.



I глава

Из истории поселка Майкор

    1. Никитинский завод в XIX веке

В 1801 г. Всеволод Андреевич Всеволожский закладывает железоделательный завод на собственной Майкорской даче. Руды в окрестностях Майкора не было, и поэтому железо изготовлялось из привозимого с соседних заводов чугуна. К заводу были приписаны 300 рабочих с Пожевского завода. Крестьяне, приписанные к заводу, должны были выполнять различные работы (поставка дров, дорожные работы, постройка мостов и др.).

«Майкорский завод был пущен в 1811 г. и получил название «Никитинский» в честь сына В. Ф. Всеволожского, Никиты. На новом заводе было введено много новшеств, например, изобретён передел чугуна в железо. В домнах отливались железные полосы (в Пожве), а для передела в листовое железо отправлялись в Никитинский завод. Там плитки в печах нагревались до нужной температуры, а затем пропускались под валами, и получалось листовое железо. Это облегчало тяжёлую работу в жаре, кроме этого сберегались время и топливный материал. А также был изобретён шлюз, вода для которого была пропущена через специально сделанный канал и проходя по нему, попадала в озеро, после чего выпускалась для действия машин.

За изобретение шлюзов (первых на всём Урале) заводской крепостной Василий Воеводин был отпущен Всеволожским на волю.

В 1847г. Майкорский завод после смерти отца переходит к его сыну, Никите Всеволожскому.

В это время чугун, из которого делали листовое железо, привозили из Александровского завода, расположенного на р. Яйве, по Яйве и Каме чугун сплавляли баржами до устья р. Инвы, а вверх по Иньве эти баржи до Майкора тянули бечевой людьми или лошадьми, благо людская сила в те времена была дешёвой или вовсе бесплатной. Позднее чугун начали выгружать на пристани Усть-Пожва и от пристани доставляли на завод гужевым транспортом.»[10,стор.125]

Условия труда на заводе были ужасные. Н. М. Слобожанинов записал воспоминания некоторых старожилов. Так, бабушка Тимофея Ивановича Арапова делилась своими детскими воспоминаниями: «На строительство дамбы, плотины заводской, где мы, дети, наравне со взрослыми носили землю носилками, других приспособлений, кроме лопаты и носилок, не было. Каждый трудоспособный должен был отработать три дня в неделе, за это платили натурой: мукой, бражным. Сахара, чая, керосина тогда ещё не знали, на ноги выдавали коты, на одежду – сукно грубошёрстное, а давали по 20-30 копеек, и то по Большим праздникам, - Богу на свечку. За деньги никаких покупок не делали, случалось, если кто не выйдет на работу, капрал приходил домой с нагайкой и при всех членах семьи прикажет виновному лечь на скамейку или на пол, и отдерёт нагайкой по заду, не считаясь – будь это подросток или молодая, кормящая грудью, мать. И предупредит: «Если завтра не выйдешь, то получишь розг вдвойне». Члены семьи не имели права заступиться за отпоротого. Потом появились баржи, их по Иньве тянули канатом. Сама тоже ходила в лямке, бывало, и по неделе не бывала дома, всё тянешь и тянешь. В тяжёлое время ночи – отдых, костры разводим на берегу, сушимся, греемся, грызём сухари» [3].

Приписных людей завозили в Майкор из разных мест. От непосильного труда некоторые сбегали. Рабочие места освещались лучиной, до появления в 1885 г. керосиновых ламп. Освещенцами работали в основном мальчики 12 – 14 лет, по 12 – 14 часов в сутки. Даже потом при керосине основной свет исходил от расплавленного металла и от языка пламени из смотровых и загрузочных печей.

Хоронили работников соблюдая особые правила. По словам Т. И. Арапова, «покойников на кладбище везли на санях – так полагалось, - на телеге возить покойников было нельзя. Сани домой не возвращали, а бросали на кладбище, поэтому и старались подбирать уже не годные для домашних работ. А некто Пупырев – ассенизатор – подбирал эти сани и использовал в своих работах».

Тяжёлые условия труда, невыносимый быт, жестокие порядки заставляли рабочих бороться за свои права. В мае 1859 г. на Никитинском заводе произошли волнения. Заводоуправление решило привлечь к снаряжению «железных караванов» жён рабочих. Женщины отказались выполнять распоряжение администрации о выходе на тяжёлую погрузочную работу. На их защиту встали рабочие мужчины. 24 мая для принуждения жён рабочих к работе «по взводке судов» были присланы казаки, и более 40 человек, возглавляемые мастеровым Мехоношиным, вступили в стычку с казаками и прогнали их» [3].

После реформы 1861 г. вельможи Всеволожские, лишившись крепостного труда, разорились, из имения и заводы были сданы в аренду или проданы за долги с молотка.

В 80 – 90 гг. XIX в. подавляющая часть бывшей уральской вотчины Всеволожских, в том числе и все горные заводы, переходит в другие руки. В 1873 г. наследники Н. Всеволожского сдают их в долгосрочную аренду Уральскому горнозаводскому товариществу, главными акционерами которого были князь К. З. Белосельский-Белозерский и князь П. П. Демидов. В 1884 г. Александровский, Никитинский заводы, Кизеловский рудник, угленосные площади и леса по рекам Усьве и Луньве были куплены П. П. Демидовым, князем Сан-Донато.

Получив Никитинский завод, управляющий по делам имения П. П. Демидова инженер-консультант А. Жонес-Спонвиль, решил модернизировать завод с целью получения литого металла в печи мартен. На заводе были сломаны устаревшие кричные печи, а взамен построены мартен, пудлинговые печи, установлены прокатные станы для проката рудных профилей железа. На р. Иньве построена 7-километровая плотина. Водой приводились в движение все механизмы, прокатные станы, токарные станки в механическом цехе и т.д. Железо и сталь с демидовской маркой (чёрный соболь и пять букв С. С.Н. А. Д. – статный советник Никита Акинфович Демидов) стали пользоваться славой в России, и в Европе. Листовое железо, сделанное на заводах Демидова, выдерживало 17 изгибов и не ломалось.

В 1891 г. на заводе был построен огромный мартен ёмкостью печи 500 пудов, а в пустующем кирпичном цехе установлен паровой вертикальный молот, где проковывалась часть криц.

«В 1898 г. по случаю высокопродуктивной работы, сразу после реконструкции предприятия, хозяин завода встретился с рабочими. Старожилы вспоминали, что в листокатальном цехе был поставлен длинный стол, на столе стояли рыбные пироги, а водку наливали рабочим из бочек в специальные кружки. Эти кружки как сувениры работники унесли домой. Вечером господа устроили встречу с населением, они вышли на балкон конторы и бросали в толпу мелкие деньги и конфеты. В 1912 г. П. П. Демидов вновь приехал в Майкор, но встретиться с рабочими уже не захотел, хотя те ждали его с хлебом и солью в Быково» [2].



1.2.Майкорский металлургический завод в ХХ веке

В начале XX в. в Майкоре проживало 3,5 тыс. жителей, из них на заводе работало 1340 человек. Никитинский завод имел семнадцать цехов, в них располагалось десять пудлинговых печей, две сварочные системы, мартеновская печь, шесть гидравлических молотов, пять прокатных станов, один паровой молот, десять колесных двигателей в 380 лошадиных сил. В год завод выпускал листового железа до 300 тыс. пудов [10].

Завод работал на привозной руде, топливом служила древесина, которой во круге было предостаточно. Руду привозили на баржах до Усть-Пожвы, а потом на лошадях – в Майкор. С вводом доменной печи и электростанции завод стал производить шинное и полосовое железо, а в 1914 г. – сталь для снарядов.

Началась Первая мировая война, и стране потребовалось много металла. В 1916 г. была положена монорельсовая дорога на столбах, проходившая по левому берегу Иньвы, протяжённостью 25 км, от Майкора до Усть-Пожвы, для транспортировки дров из леса. Тянули вагоны лошади, и дорогу ликвидировали.

В гражданскую войну, в 1919г., завод был остановлен и находился в консервации. Вновь производство возобновилось в 1921 г. Через несколько месяцев производство чугуна достигло 117% от довоенного уровня. На заводе в этот период трудились 482 человека. Завод был введён в действие как цех Чёрмозского завода и таковым оставался до 1936 г. В 1936 г. цех был остановлен.

В конце 1930-х гг., учитывая сложность международной обстановки, Правительство СССР принимает решение вновь ввести в действие Майкорский металлургический завод, так как для страны предприятия тяжёлой промышленности были крайне необходимы.

В 1939 г. в Майкор приезжает молодой инженер А. И. Чадов, под руководством которого завод и начинает работать. Кроме чугуна завод выпускал печные дверцы, сковородки, статуэтки и другие вещи (Приложение № 3).

«Майкорский металлургический завод выпускал качественный чугун, который шёл на переработку в сталь на пермских заводах. Директором завода в это время был В. И. Мутовкин, а главным инженером – А. И. Чадов, оба они были награждены орденами. За годы Великой Отечественной войны завод дал стране 200 тыс. тонн чугуна.

Кроме металла на предприятии выпускали окопные печки, про которые пели: «…бьётся в тесной печурке огонь» ( Приложение №4).

В годы тяжёлых испытаний рабочие сумели сэкономить 12 тыс. тонн руды, 14 тыс. тонн угля, что дало прибыли государству 1408 тыс. руб.

Рабочие трудились в тяжелейших условиях: опоздание на 5-10 минут приравнивалось к дезертирству, а больной с температурой 38 градусов должен был стоять у станка, женщины вылавливали чурки из ледяной воды и промерзали до такой степени, что лапти примерзали к ногам. Питание было скудным, рабочим на горячем производстве выдавали 800-1000 граммов хлеба, служащим 500, детям 250.

После войны завод продолжал давать свой металл стране и сыграл значительную роль в восстановлении разрушенного хозяйства.

В 1956 году в связи со строительством Камской ГЭС территория Майкорского завода попадала в зону затопления, было принято решение о его ликвидации. Так закончилась стосорокапятилетняя история Майкорского (Никитинского) Металлургического завода.» [14,стр.131-135]

Подводя итог сказанному, можно с уверенностью сказать, что наш завод внес определенный вклад в развитие тяжелой металлургии. Впервые в истории страны на Никитинском заводе были применены шлюзы ,которые соединили реку с прудом для усиления потока воды. Вода своей силой вращала тяжелые валы для прокатывания листового железа. Управляющий заводом В.Воеводин на Майкорском заводе впервые в металлургии применил бесшовное сваривание железных листов. Никитинский (Майкорский) завод был градообразующим предприятием, на нашем заводе в 1914 году будет пущена электростанция – сила тока заменит человеческую силу. Гордостью жителей Майкора являются окопные печки, которые изготавливали в годы Великой Отечественной войны на нашем заводе. Из высококачественного чугуна, выпускаемого на нашем предприятии, было сделано шесть тысяч танков , громивших врага на полях Второй Мировой войны. На Майкорском металлургическом заводе достойно будут трудиться металлурги страны, десять человек получат за доблестный труд в годы Великой Отечественной войны ордена имени В.И.Ленина.

Таким образом, в истории Никитинского, а позднее Майкорского металлургического завода, можно проследить основные этапы формирования капиталистического общества в нашей стране. В XIX продолжалось развитие тяжелой промышленности на Урале, крестьянской реформа повлияла на жизнь заводского населения, после 1861 года началась модернизация завода. Крупные события страны сказались на истории нашего завода и поселка в целом: рабочее движение, Первая мировая и гражданская война, индустриализация, Великая Отечественная война – все это пережил наш рабочий поселок.

II глава

Заводская культура

2.1 Производственная одежда

Специфика профессии и место работы влияют не только на индивидуальные качества человека, но и отражаются на его одежде, быте, праздниках…

Сегодня, в Майкорском музее хранится простенькая форма заводского рабочего. Как правило, она сшита из специальных тканей, которые были практичны для металлургического производства. Например, на голове рабочего была войлочная шляпа с широкими полями, для того, чтобы предохранить лицо от искр. Рубаха из льняной ткани, отличающаяся большой огнестойкостью, в отличие от хлопчатобумажной. На ноги рабочий обувал лапти, к которым приделывали берёзовые колодки снизу для того, чтобы рабочему не жгло ноги на раскаленном полу, и конечно же рукавицы, вот и вся форма рабочего.

На «Страницах истории поселка Майкора » В.И. Угрюмов пишет:

« Спецодежды и обуви, рабочим выдавали никакой, кроме рукавиц прокатчикам. Рабочие горячих цехов, в большинстве своём носили штаны и рубаху из домашнего белого холста и такой же фартук спереди. На ногах липовые лапти, а для предохранения их от сгорания и быстрого износа о чугунные плиты полов, к подошвам лаптей прикрепляли берёзовые баклуши, толщиной в 2-3 сантиметра. Пара баклуш прикреплялась к подошве лаптя с помощью железных скоб или привязывали проволокой, а не ремешками!»[5]

В «Книге для чтения» можно прочитать, что одежда рабочего металлургического производства состояла из войлочной шляпы-«катанки», рубахи из льняной ткани, кожаного фартука «защитки», на ногах лапти, к которым приделаны толстые деревянные колодки, на руках рукавицы «вачеги» [11].

Такая одежда сохранилась в местном музее (Приложение №5).

Эти документы Майкорской истории доказывают нам, что форма заводского рабочего была не богатой, но практичной для деятельности на заводе.

2.2 Повседневная одежда рабочих

Повседневная одежда труженика завода значительно отличалась от облачения крестьян.

Крестьянский гардероб состоял из простых самотканых сарафанов, кокошников у женщин, рубах и штанов у мужчин, на ногах всё ещё носили лапти, хотя, во время существования завода в Майкоре уже были сапоги коты. Крестьяне не могли позволить себе такой роскоши из-за того, что, кроме сельского хозяйства и земледелия они ни чем не занимались, у них не было денежных средств.

Рабочим же, кроме скудной зарплаты выдавали одежду, для этого существовал специальный амбар для выдачи. В отличие от крестьян они носили сапоги или коты, в гардеробе женщин стали появляться юбки и блузы, платья модных по тем временам фасонов, мужчины носили пиджаки, рубахи, некоторые одевали картузы. Одежда мастеровых завода была модней и богаче, нежели повседневное облачение рабочих(Приложение № 6).



2.3 Жилище рабочих и дома заводской интеллигенции

В наши дни примерно одна треть домов Майкора – это дома, принадлежащие ранее рабочим Никитинского завода, которые отличаются от современных домов рабочих Иньвенского рейда. Застройка поселка велась по строгому плану, такой план имеется в краеведческом музее, на нем четко обозначены главные улицы (Приложение №7). Уездные города и заводские поселки всегда застраивались в четком соответствии с чертежами [ 13, стр.85, 272].Как правило, заводской дом был одноэтажным, исключением были двухэтажные общежития, или их называли доходные дома. Дом рабочего отличался от простых крестьянских изб, крыша дома была покрыта железом, а по тем временам это была большая редкость, и только рабочий завода мог позволить себе такую роскошь как железная крыша, которая служила дольше, чем деревянная кровля (Приложение № 8).

Так, например, Швецова Н. А. описывает заводской дом своего деда А.М Чадова [7]: «Снаружи дом был в железном убранстве: водосточная труба была с красивым орнаментом, водосточные трубы украшались железными аппликациями, а на окнах обязательно деревянные резные наличники» (Приложение № 9).

Также, в Майкоре как исторические памятники стоят дома, где проживала заводская интеллигенция. Крыши этих домов покрыты железом, желоба и водосточные трубы сделаны из того же материала, что и крыши. На окнах деревянные узорчатые наличники, высокое крыльцо, к каждому дому пристроена веранда, а позади одного дома, всё ещё сохранилась большая конюшня, сам дом выглядит гораздо больше и богаче, нежели дом рабочего завода (Приложение №10).



2.4 Предметы быта

Условия жизни заводских рабочих были гораздо лучше крестьянских. Виктор Иванович Угрюмов в своих воспоминаниях описывал крестьянский быт: «…Деревни выглядели бедными и жалкими. Крестьянские избы маленькие, одноэтажные. В избе русская печь и полати. Убогая обстановка: стол, две скамейки, в переднем углу божничка с иконами и лампадка. Кроватей, стульев, занавесок, штор не было, но зато много тараканов и клопов и других насекомых. Зимой в избе телёнок, ягнята, куры, вонь, копать. Освещались избы лучиной, или фитильком, устроенным в пузырьке с каким-либо маслом. Лишь в 1910 г. появились керосиновые лампы.»[5]

О жизни крестьян можно подробно прочитать в «Страницах истории земли Пермской»[12], но нас интересует быт рабочего человека.

В биографии своей семьи автор Неволина Т.А. описывает быт родителей, после того как они переехали в другой дом «…После их отъезда остались старинные часы, деревянная кровать, диван, небольшой столик на тонких ножках, картина «Запорожцы», которая порвалась со временем, и в рамку от неё вставили семейные фотографии. Остались также посуда и тропические растения: фикус, олеандр, монтера, восковое дерево, шипички трёх сортов…» вот так автор одной из «летописей» Майкора описывает быт заводского рабочего [4].

Из воспоминаний Швецовой Н. А.: «Мой дед – Чадов А. М. был мастером на заводе, он имел образование пять классов и считался очень грамотным, в его семье родилось восемнадцать детей, в живых осталось двенадцать. Дом был большой, из четырёх комнат в центре дома была русская печь, с которой можно было забраться на широкие полати, на которых спали все дети. Дед и бабушка спали на железной кровати, это была шикарное по тем временам приобретение. Стены дома были гладко обтёсаны, и к большим праздникам Алексей Максимович приводил работниц , что бы они мыли, скребли, натирали до воскового блеска стены и потолки. В доме стоял фикус. Мебель была резная, фигурная, её делал сам дед, так как был краснодеревщиком» [7].Такую же мебель сохранила семья. Миковой Г.П (Приложение №11)

Анализ документов доказывает нам, что действительно, условия проживания заводских рабочих были намного лучше, чем положение крестьян .



2.5 Быт и праздники рабочих

Рабочие трудились на заводе по двенадцать часов, но помимо этих изнуряющих часов у них было свободное от работы время.

В «Очерках истории Майкора» автор описывает занятия молодёжи в дореволюционном посёлке: «Чем же занималась молодёжь в Майкоре? Работала на заводе, также как взрослые по 12 часов, получая за труд по 20-30 копеек в день, а придя после работы с завода домой, надо было заниматься домашним хозяйством: вычистить хлев и конюшню, убрать со двора или с крыши снег, заготовить вместе с родителями корм для скота. Осенью необходимо было убрать и измолотить хлеб, вывезти навоз на поля, рубить и возить дрова, да мало ли в хозяйстве разных работ, которые подросток должен делать наравне с родителями. Нередко такой работяга к ночи еле доберётся до постели и засыпает как убитый, а в пять часов утра снова гудит заводской гудок, надо снова подниматься, наскоро проглотив кусов хлеба и выпив кружку браги, бежать на завод. Снова 12 часов работы, снова работа в домашнем хозяйстве и так всю неделю. И как же мы были рады воскресенью или какому-нибудь церковному празднику или царскому дню, в которые можно была в волю поспать, отдохнуть и повеселиться. А где повеселиться?

Клуба в те годы никакого в Майкоре не существовало, кино или театра не было. Это теперь в Майкоре и клубы и кинотеатры, а раньше все развлечения это церковь да вино, «Религия для духа, а сивуха для брюха», так нам говорили старые люди в те годы.

Развлекалась и веселилась молодёжь по-своему, осенью и зимой – это разные посиделки и помочи, или лён треплют, или навоз на поля вывозят, или хлеб молотят, а вечером после ужина обязательно пляски под гармонь или под балалайку. Неизменная матушка «кадриль с притопом» до полночи, или пока хозяева не выгонят, или пока драк среди ребят не возникнет.

Рабочая молодёжь, более культурная, создавали подписные вечера: сговорятся между собой несколько парней, сложатся по определённой сумме, арендуют у кого-нибудь помещение, пригласят девчат и устраивают вечеринки с ужином, с танцами. Это уже более культурное мероприятие, чем пляски на помочах или посиделках. Здесь только своя компания, без скандалов и драк, каковыми почти всегда оканчивались пляски. Но и на этих вечеринках процветала та же матушка «кадриль с притопом», никаких других танцев молодёжь не знала.

В течение года разные существовали периоды для развлечения молодёжи, в начале года от рождества до крещения две недели – святки, молодёжь маскировалась в разные костюмы и ходила компаниями из дома в дом, где их угощали бражкой и разрешали поплясать.

В конце февраля – в начале марта – масляная неделя, катание на лошадях и катание с ледяных горок-катушек. В конце апреля – в начале мая – пасхальная неделя, под звон колоколов качание на качелях, а с троицы до петрова дня – это с конца мая до середины июля, девчата водили хороводы; собираются под вечер где-нибудь в конце посёлка, на перекрёстках улиц девчата и заводят хоровые песни, собираются на звук песен ребята с гармониками, с балалайками и начинается кадриль до утра или до драки ребят.

Дрались ребята часто и отчаянно. В каждом районе Майкора, а их было три – Гора, Заречка и Быково, верховодила своя группа, компания ребят, если появляется в одном из районов компания ребят из другого района, обязательно возникает драка, пойдут в ход сначала кулаки, потом железные трости и колья из изгороди, не редко ножи, топоры, косы и ружья. И молотят ребята друг друга до тех пор, пока одна из сторон не бросится в бегство.

После таких побоищ больница всегда была переполнена ранеными, а не редко часть участников приходилось уносить на кладбище.

Из-за чего дрались? Что делили? Частично из-за девушек.

«Не ходи в наш район, не люби наших девок»- отвечали «соперники». А большей частью просто так, под хмельком, под водочными парами, жизнь то уж не красна была. Работаешь, работаешь и на заводе, и дома, а не одеться, не покушать не на что, культурно развлечься негде, злоба на всех и на всё, не и пойдут эту злобу вешать друг на друга.

Да и полиция разжигала среди ребят эти междоусобицы, пусть дерутся, пусть колошматят друг друга, лишь бы не занимались политикой, не ругали и не критиковали существующий строй.

Не только между собой дрались ребята, часто устраивали облавы и на полицию. Устраивали где-нибудь в конце посёлка мнимую драку, поднимали шум и гам ближе к полночи, а сами в переулке между столбами натягивали верёвки, приготовляли камни, палки, кирпичи. На поднятый шум ночью конная полиция, три-пять человек галопом гнали лошадей, нарвавшись на верёвки лошади и всадники летели кубарем, а в это время на них с соседних дворов и крыш сыпались камни, палки и кирпичи, ребята же огородами исчезали с поля боя в рассыпную. Но уж кто попадался в лапы полиции, «кутузки» не миновать, а в «кутузке» полицейские избивали до потери пульса.

Хулиганства в Майкоре было более чем предостаточно, да и не удивительно, молодёжи по вечерам после заводских и домашних работ некуда было деваться. Соберутся на перекрёсток 5-10-15 человек и стоят, злословят, курят и не прохожему и не приезжему мимо не пройти, каждого осмеют, обругают, зимой и в снегу выпурхают, сани перевернут. Гужи обрежут, а если начнут возражать, то и изобьют. Или вывески торговцев, булочников; сапожников перенесут и перебьют с дома на дом, торговцу прикрепят вывеску сапожника, на дом булочника вывеску часовщика и наоборот, ворота снимут и унесут в овраг, или вымажут их смолой или дёгтем.

Вот так и жила молодёжь Майкора до революции, ни клубов, ни кино, ни театров не знали. Изнурительная работа на заводе и дома по 14-16 часов, а вечером пляски, водка межрайонные драки и хулиганство.

Это ребята, а девушкам жилось ещё хуже, и работа на заводе, и работа в домашнем хозяйстве до упаду, а потом замужество, подчас по воле родителей за нелюбимого человека, пьяный муж, побои и колотушки от мужа, дети и вечная нужда.

Лапти да коты обязательная обувь майкорасов, а приобретённые ботинки или сапоги с галошами, за счёт изнурительной экономии на питании и продуктах, хватали на всю жизнь одна пара и одевались они только по праздникам» [3].

Также своеобразным праздником для рабочих были ярмарки, где можно было приобрести товар, а также вдоволь повеселиться: «…Крупными событиями для жителей Майкора были ярмарки. Осенняя в Егорьев день – 3 ноября, а летняя в девятую пятницу после Пасхи. На базарной площади строились временные магазины – палатки из тёса и брезента, балаганы – передвижные театры, цирки с клоунами, фокусниками и гипнотизёрами. Карусель с разноцветными конями и повозками. С утра до вечера в течении трёх дней базарная площадь гудела как улей. Весь народ от стара до мала старался хоть немного да побыть там. Изобилие разновидных товаров соблазняло на последние издержки специально сэкономленных для этого случая средств…»[3]

Автор другого исторического документа о досуге рабочих пишет следующим образом: «Чем же занималась молодёжь в эти годы? Особенно по вечерам. Клуба в те годы, конечно, не существовало интеллигенция завода – служащие конторы и цехов, учителя, начальники цехов и их жёны подготовляли и изредка ставили спектакли в конторе завода. Половина конторы пустовала и там был устроен небольшой зал и сцена потом, в связи с расширением завода (постройка долины), театральный зал в конторе был ликвидирован и постановки спектаклей начали производить в мужской школе, для чего тесовую заборку между четвёртым и пятым классами разбирали, в помещении пятого класса устраивали сцену, а в четвёртом зрительный зал на 100-120 человек. Но всё это капля в море, так как участвовали в спектаклях и смотрели спектакли только интеллигенция завода. Кино и радио, а тем более телевидения не было …Зимой существовали так называемые святки, это две недели от Рождества до Крещения (начало января), в это время молодёжь «машкировалась», т.е. наряжалась в разные костюмы и ходили ряженые из дома в дом, где их угощали хозяева бражкой, а также разрешали и потанцевать. В конце февраля , в начале марта праздновалась «Масляная неделя», оладьи, блины, вафли, пышки и обязательно рыбные пироги, т.к. мясо есть на масленице воспрещалось церковью, катание на лошадях, горки, поливали их, устанавливали ёлки, вешали фонари из цветной бумаги с зажженными свечами внутри, по дороге расставляли горящие плошки, а над самой катушкой подвешивали большой из разноцветной бумаги шар с затемнённой внутри свечёй и катались молодёжь с этих горок иногда целые ночи на досках, делянках, санках.

Более культурная молодёжь устраивали катушку естественную, поливали горку около дома Черемных и катались уже днём не на досках, а на «ресковых санках», это железные небольшие санки, обитые бархатом или, плюшем, или каким-нибудь цветным материалом и обязательно с кистями.

Садится парень на санки, вооружившись «правилками», и приглашает скатиться девушку та садится к нему на колени боком, обнимает его и поехали, иногда съедут удачно, а нередко эта пара по прихоти парня обязательно въедет в снег и так въедет, что головы не видать. Но это не считалось грехом или хулиганством. Поднимается с санками на горку и парень снова приглашает кого-нибудь из девушек, а их стоит около катающихся сотни. Весной начинается пасхальная неделя, это в конце апреля или в начале мая, на Пасхе молодёжь устраивает качели, ставят из больших жердей или брёвен две треноги, сверху между ними тоже положат жерди, крепко связывают, набрасывают на них верёвку, внизу к верёвке прицепляется доска и качели готовы. Собираются парни, девушки и начинают качаться обязательно с песнями, около качели тут же создаются танцульки, пляски под неизменную гармонь или балалайку. И так целую неделю.

Кроме того немалое удовольствие представляло ребятам в пасхальную неделю ходить на колокольню – звонить в колокола. Целыми днями над посёлком стоит колокольный перезвон, бывали такие универсалы, что вызванивали на колоколах любую песню от «Камаринской» до «Маруся отравилась».

А с «Троицы» и до «Петрова дня», что с конца мая и до середины июля девчата водили хороводы. Собираются где-нибудь на перекрёстках улиц под вечер девчата, запевают песни и начинают водить хоровод, подбираются к ним парни и начинаются игры, танцы, пляски и так до поздней ночи или до драки ребят…»[2]

Микова Г.П. в своих воспоминаниях о родителях тоже рассказывала как они проводили праздничные гуляния в поселке.[8]

В реестре праздничных дней завода мы обнаружили, что выходные управление заводом давало в основном в церковные праздники, но среди этого перечня нет такого праздника как Семик. Выяснилось, что это связано с тем, что при образовании завода многих рабочих привезли из разных губерний и других заводов. Неместное население не отмечало поминальный праздник Семик и постепенно этот день «выпал» из выходных [1]. Сегодня Семик в Майкоре не отмечают, но в поселке до сих пор широко проходит Петров день 12 июня, в этот день все жители поселка, в том числе и гости, идут на кладбище.

В итоге вполне можно согласиться с выводами ученого А.Б.Тимохина о том, что «бытовые условия жителей горнозаводского Верхнекамья являлись крестьянскими: усадьбы рабочих практически полностью воспроизводили избы деревенского населения с их обеспеченностью землей для огородов, пристройками для скота. Заводской характер проявлялся в приобретении покупных предметов, к примеру - большим использованием гвоздей при стройке. Но в одежде существовали яркие отличия. В первую очередь они касались праздничных нарядов, у мастеровых хватало средств обзавестись пальто, в том числе и модных фасонов. В этом они были более схожи с представителями состоятельных сословий, и менее - с крестьянами…»[15]

В заключении можно сказать, что уровень жизни рабочего был намного выше, чем положение крестьянина, заводской рабочий тоже вел домашнее хозяйство, что хорошим подспорьем к его заработной плате. Рабочие жили в отдельных домах, либо снимали квартиру ,или комнату в рабочих общежитиях, которых в поселке было пять. Одежда рабочего дополнялась самодельными вещами ,но в гардеробе были покупные наряды, женщины заказывали платья у модисток.

На сегодняшний день в поселке от завода остались сад, пруд, прямые улицы, красивые дома, храмы, часовня, редкая и очень красивая мебель в некоторых домах.

Заключение

В XVIII веке Урал становится основным горнозаводским районом страны. За сто лет здесь было построено 186 промышленных предприятий. У всех городов и поселков горнозаводской промышленности есть много общего, но каждый заводской центр имел свои специфические особенности. В начале XIX века металлургический завод был основан в Майкоре. Завода сегодня нет, многое ушло в прошлое, но часть и его культурного наследия мы можем наблюдать и сегодня.

Краткие выводы к теме исследования.

Для рабочего завода главным источником дохода была заработная плата, но бюджет семьи рабочего пополнялся за счет пахотного участка, покосов, содержанием скота. Мы увидели, что квалифицированные рабочие Никитинского завода могли позволить себе добротный дом под железной крышей, разнообразные предметы быта: железные кровати, самовары, купленную одежду.

Праздники рабочей молодежи носили народный характер. Население заводского поселка было верующим, оно отмечало все церковные праздники, за исключением Семика.

В конце XIX века в поселке появился рабочий кооператив, в который вкладывали свои сбережения рабочие для пополнения денежных средств и для приобретения необходимых товаров. Рабочий кооператив и сегодня является крупной торговой организацией поселка.

Дома управляющего заводом, инженера и главного бухгалтера построены в особом архитектурном стиле, настолько качественно, что в них сегодня располагаются административные учреждении (Приложение №12).

Заводской сад, заложенный в центре поселка, в котором были посажены все виды кустарников и деревьев нашей местности, и где сегодня располагается стела в память о заводе, сегодня является любимым местом отдыха жителей Майкора и гостей поселка (Приложение №13).

Пруд, построенный рабочими завода, сохранился до наших дней.

За счет денежных средств заводчан была заложен кирпичный храм, который не достроили в связи с революционными событиями 1917 года. Однако сегодня даже недостроенный храм удивляет своей красотой и является визитной карточкой Майкора (Приложение №14).

Во время основания завода, в годы коллективизации и Великой Отечественной войны в Майкор были привезены (или насильно выселены) люди разных национальностей. Сегодня в нашем поселке проживают представители семнадцати народов.

Заводом была построена больница, которой нынче исполнилось 200 лет, а в 2014 году народное образование поселка отметит свой 145 летний юбилей. Школы поселка основаны были для заводских ребятишек.

Планировка улиц, архитектура, достопримечательности поселка – это и есть большое наследие Майкорского металлургического завода.

Библиографический список

1. ГАПО,201дело 316, лист фонд 176,опись 1.

2.Горбунов Н.П. «Очерки истории Майкора» рукопись из архива музея.

3. Слобожанинов Н.М. (1898-1984г.г.)Воспоминания,- рукопись из архива музея.

4.Неволина Т.А.«Летопись рода Тютюковых»,- рукопись из архива музея.

5. Угрюмова В.И. «Страницы истории поселка Майкор.1973год» рукопись из архива музея.

6. Тютюков Н.А. Краткая история Майкора,- рукопись из архива музея.

7. Интервью Швецовой Н.А., учителя истории Майкорской средней школы от 12.10.2013г.

8.Интервью Миковой Г.П.(1939г.р.) от 5.10. 2013 г.

9. Казанцев П.М. На старом Уральском заводе.- Пермь,1966.

10.Казанцев П.М.Пожвинский завод,- Кудымкар,2004.

11.Капцугович И.С.Книга для чтения по истории Прикамья,-Пермь,1994.

12.Страницы истории земли Пермской,- Пермь,1995.

13. Чагин Г.Н., Шилов А.В.Уездные города: Кунгур, Оса, Оханск,-Пермь,2007.

14.Юсьвинский район. 85 лет,- Пермь, 2010.

Приложения


  1. На фестивале заводской культуры в Пожве. 2012 год



2.Социологический опрос

Опрошено 30 учеников 5-11 классов

1.В каком году был основан завод? Кем?

2. Как назвался? В честь кого?

3. В каком году завод прекратил своё существование?

4. Что производил Майкорский завод?



5. Что осталось от завода в наши дни?



3.Продукция, производимая Майкорским заводом.





4.Окопная печка.



5.Производственная форма рабочего завода.





6.Одежда рабочих





7.План застройки посёлка Майкор



8. Дома заводских рабочих (1916 и 2013 г.г.)





9.Дом Чадова А.М.

дова А.М.



10. Дом управляющего заводом(1916 год)



11. Внутреннее убранство дома рабочего







12. Дома интеллигенции завода, в которых теперь располагаются административные учреждения



13.Заводской сад и стела

13. Заводской сад и стела «Майкорский завод. 1811-1955»



15. Храмы Майкора в 1916 и в 2013 году



  • Гипотеза
  • I глава Из истории поселка Майкор Никитинский завод в XIX веке
  • 1.2.Майкорский металлургический завод в ХХ веке
  • II глава Заводская культура 2.1 Производственная одежда
  • 2.2 Повседневная одежда рабочих
  • 2.3 Жилище рабочих и дома заводской интеллигенции
  • 2.5 Быт и праздники рабочих
  • Библиографический список
  • Приложения На фестивале заводской культуры в Пожве. 2012 год
  • 3.Продукция, производимая Майкорским заводом.
  • 4.Окопная печка. 5.Производственная форма рабочего завода.
  • 7.План застройки посёлка Майкор
  • 9 .Дом Чадова А.М. дова А.М.
  • 10. Дом управляющего заводом(1916 год)
  • 1 2. Дома интеллигенции завода, в которых теперь располагаются административные учреждения
  • 13.Заводской сад и стела 13. Заводской сад и стела «Майкорский завод. 1811-1955»