Первая страница
Наша команда
Контакты
О нас

    Главная страница


«космос человечеству»




страница1/4
Дата05.07.2017
Размер0.69 Mb.
ТипМетодические рекомендации
  1   2   3   4
Методические рекомендации

по подготовке и проведению в образовательных учреждениях уроков, посвященных 50-летию со дня первого полета человека в космос,

«КОСМОС - ЧЕЛОВЕЧЕСТВУ»
Настоящие методические рекомендации включают в себя материалы, призванные помочь педагогическим работникам при планировании, подготовке и проведении классных часов, посвященных 50-летию со дня первого полета человека в космос.

Адресованы заместителям директоров школ по воспитательной работе, педагогам-организаторам, старшим вожатым школ, классным руководителям, воспитателям групп продленного дня, педагогам дополнительного образования.
ВВЕДЕНИЕ

В апреле 2011 года исполнится 50 лет со дня первого полета человека в космос. Подготовка к юбилею идет во многих странах. Это выдающееся достижение и общий праздник всех без исключения народов и на пространстве бывшего СССР.

В честь 50-летия со дня полета Юрия Гагарина в космос 2011 год объявлен годом российской космонавтики. Соответствующий Указ подписал 31 июля 2010 года президент РФ Дмитрий Медведев. Подписав документ, Д.А. Медведев принял предложение правительства о праздновании в 2011 году годовщины первого полета человека в космос.

Для проведения Года космонавтики образован Оргкомитет во главе с председателем Правительства Российской Федерации. На первом же заседании Владимиром Путиным было заявлено, что старт корабля «Восток» – это одно из величайших событий не только ХХ века, но и всей истории цивилизации.

У нашего государства отношение к космосу всегда было и остается особым, и это не случайно. Владимир Путин уверен: «Очевидно, что только решив задачу по технологическому перевооружению, можно создать инновационное производство, отвечающее стратегическим интересам России, обеспечить реализацию долгосрочных программ в космической сфере, в том числе и связанных с национальной безопасностью.

Ракетно-космическая сфера во все времена, с момента ее зарождения, была и остается одним из основных приоритетов государства, и отношение к ней всегда было и, надеюсь, будет особым».

«Прорыв в космос, – акцентировал премьер-министр, – навсегда останется символом человеческого мужества, стремления к познанию, к прогрессу. Он состоялся благодаря таланту и усилиям сотен тысяч людей – ученых, конструкторов, инженеров, рабочих, военнослужащих. Об их подвиге мы должны помнить, помнить всегда, передавать эту гордость и память будущим поколениям. Поэтому считаю нашим общим долгом достойно отметить и провести приближающийся юбилей...».
ОСНОВЫ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО РУКОВОДСТВА

ПОДГОТОВКОЙ К УРОКУ, ПОСВЯЩЕННОМУ 50-ЛЕТИЮ

СО ДНЯ ПЕРВОГО ПОЛЕТА ЧЕЛОВЕКА В КОСМОС

Занятие, посвященное 50-летию со дня первого полета человека в космос, целесообразно построить таким образом, чтобы обучающиеся поняли всю важность научных разработок, связанных с освоением космического пространства, и, в связи с этим, – значение первого полета человека в космос.


Особое внимание в ходе общения с детьми рекомендуется уделить осмыслению того, какую роль в личностном и профессиональном становлении первого космонавта планеты сыграл город Оренбург – край, где Ю.А. Гагарин учился летать, где под руководством опытных преподавателей овладевал необходимыми знаниями и постигал секреты летного мастерства, а главное – формировал себя как личность, развивал в себе такие качества, которые позволили ему добиться успехов в профессии и стать первым космонавтом планеты.

Урок, построенный в подобной логике, позволит реализовать мощный воспитательный потенциал, который в нем заложен, будет способствовать формированию у учащихся устойчивой мотивации к овладению основами наук, осознанного стремления к творческой самореализации в жизни, воспитанию гражданственности и патриотизма.

В связи с этим основными видятся следующие цели занятия:


  • формировать у учащихся понимание важности события, которое произошло в отечественной истории 12 апреля 1961 года, – первого полета человека в космос;

  • воспитывать чувство гордости за соотечественников, в том числе земляков-оренбуржцев, внесших достойный вклад в освоение космического пространства;

  • развивать у обучающихся целеустремленность, силу воли, стремление к получению образования, к самоопределению и самореализации в обществе.

Целесообразно привлечь учащихся к процессу подготовки к уроку, классному часу, внеклассному мероприятию. Им можно предложить выполнить конкретные задания:

  • оформить стенд;

  • подготовить компьютерную презентацию;

  • подготовить подборку материалов средств массовой информации, сети Интернет;

  • провести беседу с учащимися младших классов и т.д.



Рекомендуемые формы работы:

  • беседа;

  • дискуссия;

  • виртуальная экскурсия;

  • «круглый стол»;

  • турнир знатоков;

  • урок-исследование;

  • конкурс сайтов с тематической страницей, посвященной 50-летию полета в космос Ю.А.Гагарина;

  • научно-практическая конференция учащихся;

  • фестиваль (конкурс) проектов «Разгадывая тайны Вселенной»;

  • конкурсы рисунков, стенгазет, творческих работ и другие.

Можно пригласить на встречу с детьми земляков-оренбуржцев, которые помнят знаменательный день 12 апреля 1961 года и готовы поделиться своими воспоминаниями о нем, пережитыми впечатлениями, мыслями.

С тем чтобы показать школьникам особую важность даты, о которой пойдет речь на занятии, и что этому событию уделяется серьезное внимание, представителями органов власти, общественных организаций, всеми гражданами Оренбуржья, начать занятие целесообразно со знакомством с обращением к землякам Общественной палаты Оренбургской области.


50 ЛЕТ ПОЛЕТА ЮРИЯ ГАГАРИНА В КОСМОС

(Обращение Общественной палаты Оренбургской области)

 Дорогие оренбуржцы!


     12 апреля 2011 года исполняется 50 лет со дня первого в мире полета в космос гражданина СССР Юрия Алексеевича Гагарина.

Выполнив беспримерный космический полет, проявив при этом мужество и героизм, Юрий Гагарин прославил советскую науку и технику, добавил гражданам гордости за свою страну, поднял авторитет Вооруженных Сил на новую высоту.

Жители нашей области и те, кто прошел школу обучения в авиационном училище, испытывали особое чувство гордости, оптимизма, когда на весь мир прозвучало название города Оренбурга и авиационного училища, где первый космонавт планеты Земля стал военным летчиком.

Чем дальше мы отдаляемся от даты триумфального дня полета человека в космос, тем большую благодарность испытываем к совершившему его, тем ярче ощущение великого подвига.

Среди людей, составляющих гордость и славу нашего Отечества и Оренбуржья, особое место занимает Юрий Алексеевич Гагарин.

Юрий Гагарин стал Героем Советского Союза, удостоен высших наград многих стран. Его имя вписано золотой строкой в число Почетных граждан города Оренбурга, многих городов и столиц государств мира.

По гагаринской орбите прошли сотни отечественных и зарубежных исследователей космоса. В их числе – уроженцы оренбургской земли: дважды Герой Советского Союза Юрий Викторович Романенко, Герой Советского Союза Геннадий Михайлович Манаков. В 2009 году успешно совершил космический полет сын Юрия Романенко – Герой России Роман Юрьевич Романенко.

Прошло более сорока лет, как не стало с нами Юрия Гагарина. Но его имя, его подвиг, его улыбка живут в сердцах миллионов соотечественников и жителей планеты.

Многим судьба подарила возможность встречаться с Юрием Алексеевичем в дни его посещения Оренбурга, авиационного училища, Школы юных космонавтов, в других городах страны и на отдыхе.

Время неуловимо, все сохранившиеся свидетельства об этих встречах с Ю.А. Гагариным важно сохранить для новых поколений, для истории города. Сегодня такая возможность еще есть. Многое и так утрачено!

Фотографии, автографы, письма, сувениры, награды – все это бесценная, истинная история жизни космонавта Ю. Гагарина, часть истории страны и Оренбуржья.

Общественная палата Оренбургской области, руководство Оренбургского землячества в Москве обращаются к проживающим в области и за ее пределами оренбуржцам, журналистам, фотокорреспондентам, бывшим военнослужащим и их родственникам, внести свой вклад в дело создания документальных свидетельств о жизни великого Гражданина Земли Юрия Алексеевича Гагарина.


МАТЕРИАЛЫ В ПОМОЩЬ ПЕДАГОГУ,

ПРОВОДЯЩЕМУ КЛАССНЫЙ ЧАС, ВОСПИТАТЕЛЬНОЕ МЕРОПРИЯТИЕ



Что такое космос

Слово «космос» в переводе с греческого языка означает «мир», «Вселенная». От греков слово «космос» перешло в современную науку как синоним Вселенной. Космос включает в себя межпланетное, межзвёздное, межгалактическое пространство со всеми находящимися в нём объектами. Космос – это огромное пространство, и он становится всё больше и больше.

Вся наша Солнечная система представляет собой только незначительную часть космоса. Всё, что происходит в космосе, влияет на объекты, находящиеся в нём, то есть и на каждого из нас.

Изучение того, что происходит в космосе, помогает людям на Земле принимать необходимые меры по сохранению жизни. С помощью космических аппаратов, запускаемых с Земли, можно не только наблюдать за процессами, которые происходят на нашей планете, но и своевременно принимать необходимые меры. Например, можно заранее предупредить о некоторых природных явлениях: сильных ураганах, наводнениях, магнитных бурях и других.

Для изучения и использования космоса человечество постоянно изобретает и запускает в космос всё новые и новые космические аппараты. Сегодня в космосе находится огромное количество искусственных спутников, с помощью которых на Земле осуществляется телевизионная, телефонная и радиосвязь.

Запущенные с Земли космические корабли направлены к различным планетам Солнечной системы: Марсу, Сатурну, Венере, Плутону и другим. А на Луне уже побывали не только космические корабли, но и люди, американские астронавты. На Луне обнаружены большие запасы гелия. Когда станет возможной доставка его на Землю, топливные ресурсы Земли увеличатся на многие сотни лет.

Изучая процессы, происходящие в космосе, учёные делают прогнозы развития климата на Земле, а экологи вырабатывают рекомендации по сохранению природы.

Мы знаем, что через миллиарды лет жизнь на Земле может прекратиться, поэтому уже сейчас актуальным становится вопрос поиска в космосе объектов, которые в будущем были бы пригодны для жизни людей.

Нас интересует, есть ли жизнь в других звездных системах и в других галактиках, есть ли во Вселенной разумные существа, можно ли установить с ними контакты. На всё это направлены сегодня усилия человечества.

Прошло немногим более пятидесяти лет, как человек запустил в космос первые аппараты, а сколько нового, интересного и полезного мы узнали. А впереди у человечества ещё многие и многие миллионы лет, которые позволят нам глубже проникнуть в тайны Вселенной и сохранить в будущем жизнь, зародившуюся на Земле.

Изучение космоса и его использование в интересах человечества становится всё более интенсивным и преподносит нам первые уроки. В космосе становится всё больше и больше искусственных летательных объектов, за работой и полётом которых необходимо постоянно следить, чтобы избежать неприятных последствий.

В феврале 2009 года в космосе столкнулись искусственные спутники США и России. От их столкновения образовались большие обломки, которые опасны для других летательных аппаратов, и, в первую очередь, для Международной космической станции, на которой работают исследователи из России, США и других стран. Надо активнее использовать разработанные на Земле методы и средства очистки космического пространства от мусора.

Вселенная, или космос, – это весь окружающий нас мир. Все небесные тела проходят сложный путь развития. Но как бы они ни менялись, то, из чего они состоят (материя), неуничтожимо, поэтому Вселенная не только бесконечна, но и вечна.
По материалам ТАСС, 12 апреля 1961 года

«12 апреля 1961 года в Советском Союзе выведен на орбиту вокруг Земли первый в мире космический корабль-спутник «Восток» с человеком на борту. Пилотом-космонавтом космического корабля-спутника «Восток» является гражданин Союза Советских Социалистических Республик майор ГАГАРИН Юрий Алексеевич.

Старт космической многоступенчатой ракеты прошел успешно, и после набора первой космической скорости и отделения от последней ступени ракеты-носителя корабль-спутник начал свободный полет по орбите вокруг Земли. По предварительным данным, период обращения корабля-спутника вокруг Земли составляет 89,1 минуты; минимальное удаление от поверхности Земли (в перигее) равно 175 километрам, а максимальное расстояние (в апогее) составляет 302 километра; угол наклона плоскости орбиты к экватору – 65 градусов 4 минуты. Вес космического корабля-спутника с пилотом-космонавтом составляет 4725 килограммов, без учета веса конечной ступени ракеты-носителя.

С космонавтом товарищем Гагариным установлена и поддерживается двусторонняя радиосвязь. Частоты бортовых коротковолновых передатчиков составляют 9,019 мегагерца и 20,006 мегагерца, а в диапазоне ультракоротких волн – 143,625 мегагерца. С помощью радиотелеметрической и телевизионной систем производится наблюдение за состоянием космонавта в полете.

Период выведения корабля-спутника «Восток» на орбиту товарищ Гагарин перенес удовлетворительно и в настоящее время чувствует себя хорошо. Системы, обеспечивающие необходимые жизненные условия в кабине корабля-спутника, функционируют нормально. Полет корабля-спутника «Восток» с пилотом-космонавтом товарищем Гагариным на орбите продолжается.

9 ч. 52 м. По полученным данным с борта космического корабля «Восток», в 9 часов 52 минуты по московскому времени пилот-космонавт майор Гагарин, находясь над Южной Америкой, передал: «Полет проходит нормально, чувствую себя хорошо».

10 ч. 15 м. В 10 часов 15 минут по московскому времени пилот-космонавт майор Гагарин, пролетая над Африкой, передал с борта космического корабля «Восток»: «Полет протекает нормально, состояние невесомости переношу хорошо».

10 ч. 25 м. В 10 часов 25 минут московского времени, после облета земного шара в соответствии с заданной программой, была включена тормозная двигательная установка, и космический корабль-спутник с пилотом-космонавтом майором Гагариным начал снижаться с орбиты для приземления в заданном районе Советского Союза».


  1   2   3   4

  • МАТЕРИАЛЫ В ПОМОЩЬ ПЕДАГОГУ