Первая страница
Наша команда
Контакты
О нас

    Главная страница


Космонавты СССР и России




Скачать 377.01 Kb.
Дата01.07.2017
Размер377.01 Kb.
ТипРеферат
Реферат

Тема: Космонавты СССР и России

Ю.А.Гагарин – любимец века

Выполнила ученица 9 класса

МОУ «Донская основная школа»

Руководитель: Елохина Н.Б.

2011г


Гагарин….Это имя я слышала с самого раннего детства. Так получилось, что меня воспитывала бабушка, и когда я была совсем маленькой она очень много рассказывала о Ю.А.Гагарине как о сверхъестественной силе. « Как это можно подняться в космическое пространство?» - говорила она. Я её слушала с большим интересом. Конечно, я ей , наверное , задавала вопросы, но в силу своей необразованности (у неё всего 6 классов образования), она мне подробности рассказать не могла. Затем в начальной школе мы говорили об этом имени на часах классного руководства. При изучении физики мы готовили небольшие доклады о первом космонавте. И вот совсем недавно мне попала в руки книга Лидии Обуховой «Любимец века». И только теперь, став взрослой, я подробнее познакомилась с Ю.А.Гагариным. Эта тема меня заинтересовала ещё и потому, что жизнь Ю.А.Гагарина связана с Оренбургом. И уже то, что он ходил по той же земле, что и я. меня не оставило равнодушной. Он ходил по тем же улицам, что и я. Страшно представить…. И кто? Первый в мире лётчик – космонавт Ю.Гагарин.

Меня не оставляла в покое мысль – каким он рос? Что помогло ему стать первым в мире? И я решила побольше узнать о его детстве, юности, Каким он был в мои годы? Чем интересовался?. Всё , что мне показалось интересным, я отобразила в своей работе


Гагарин – это история, но не только история космонавтики, но и история в целом. И ещё это история моего края, так как имя Ю.А.Гагарина связано с родным Оренбуржьем.

Каждому человеку биография Гагарина как бы говорит: вот смотрите, это и есть то самое , что называется характером. . Не помню, где я слышала, что Гагарина называли «баловнем судьбы». Но я с этим высказыванием не соглашусь. И к этому выводу я пришла после детального изучения биографии первого космонавта. Я попробую это доказать в своей работе.

Юра Гагарин начал свою жизнь совсем обычно, как и многие крестьянские мальчишки, а окончил её как ЛЮБИМЕЦ ВЕКА.

1934 год был нелёгким. 9 марта у колхозницы Анны Тимофеевны Гагариной Родился сын Юрий. Это был второй ребёнок. Мать принесла с чердака люльку. Покачала несколько дней, а потом спозаранку уходила на работу в колхоз, оставляя Юрушку (так звали его в детстве) да бабку Татьяну. Однажды бабка Таня уронила трёхмесячного Юру на пол. Ведь руки уже были слабы. А потом годовалый Юра напился воды со льдом, заболел воспалением лёгких. Мать повезла в больницу на санях в Гжатск, но не захотела оставлять , Дома лечили народными средствами, потому что в больнице всё равно лекарств не было. Большую роль в жизни Гагарина сыграла Сидорова Анна Григорьевна, которую в семье звали Нюнькой, Одинокая старушка часто по- соседски звала Юру через ограду: «Приходи , Юрушка, у меня конфетки есть, чайку попьём». Эта бабушка в раннем детстве сыграла добрую роль в жизни Юры. Она часто укрывала Юрушку от родительского гнева, особенно отца. Уже потом, через много лет, когда в Клушино узнали о полёте Юрия Гагарина в космос, Анна Григорьевна Размышляла : «Я всё думаю, как же он туды попал? Выйду и смотрю на небо. И ещё – как обратно вернулся? Всю жизнь молюсь за него, может быть, всевышний по моей молитве и вернул?» Однажды Гагарин( уже будучи известным всему миру) приехал в родное Клушино. Рядом с ним начальство всякое. И Юрушка не забыл, зашёл к бабке Нюне. «Не забыл. Не побрезговал. Чем же его приветить?»- вспоминает баба Нюра. Взяла она с иконы игрушечного голубя. А сама боится. Взял Гагарин голубя из рук бабы Нюры, обнял её, Заплакала от радости баба Нюра. «Откуда ты теперь сам, голубь мой?». «С неба, баба Нюша»- ответил Гагарин. Однажды , будучи ещё дошкольником, Юра смастерил

себе лыжи. Юра бегал на этих самых лыжах почти всё детство. Крепкие морозы не мешали ему кататься. Очень хорошо Юрий Гагарин помнил случай, который растрогал его душу.. Как всегда Юра с друзьями катался на тех самых лыжах, и вдруг его зовёт школьная учительница Ксения Герасимовна. Что такое? Юра ведь в школу ещё не ходил. А Ксения Герасимовна позвала Юру на школьную Ёлку, да ещё и стих дала. Растроганная мама всю ночь шила обнову. Получилась красивая голубая рубаха с белыми пуговицами. . Всю свою жизнь он вспоминал тот период своей жизни. Юра не спал всю ночь, повторял стихотворение, Чуть свет разбудил Валентина(старший брат) и Зою, чтобы не опоздать Впечатления детского возраста неповторимы. Сколько бы раз потом они не повторялись! Разница лишь в том, что клушинская елка была волшебной новинкой для одного единственного малыша в небесно – голубой рубашке т старых подшитых валенках. И вот Юра стоит под ёлкой и читает стихи про….кошку. Он хорошо помнил:

Села кошка на окошко,

Замурлыкала во сне……

Все аплодировали. И «я был горд!» - вспоминал Юра.

Жилось всегда нелегко. Анна Тимофеевна заведовала молочной фермой , и её никогда не было дома. Отец был очень строгим, но справедливым человеком. Он работал плотником и часто работал в других колхозах, а то и вовсе уезжал на заработки. . Но именно он – отец преподавал первые уроки дисциплины, уважения к старшим, любовь к труду.

Но вот 1941 год. Боре было 5 лет, а Юре семь. У Юры была главная забота: собираться в школу. Слово «война», которое так всполошило взрослых, казалось ему непонятным, далёким. Даже телеги с беженцами захватывали меньше, чем две новенькие тетрадки в косую линейку. Тогда Юра почему – то считал , что 1 сентября война должна непременно закончиться, вед он, Юра идёт в 1 класс. Клушино заняли немцы. Только теперь Юра понял , что такое война. Только и успел написать несколько букв алфавита. . Мимо шли беженцы, пленные, летали самолёты, то немецкие, то советские. Именно в октябре 1941 года произошло событие, очень важное в биографии Гагарина: будущий лётчик и космонавт впервые увидел самолёт, прикоснулся к нему рукой . Один из советских самолётов был подбит и из последних сил тянулся за черту домов , чтобы приземлиться. И вот вся ватага мальчишек помчалась к месту падения самолёта, Самолёт разломился навое, а лётчик едва успел выскочить из – под обломков . Вот тут первый раз Юра прикоснулся к самолёту. Потом прилетел Як., чтобы забрать лётчика с Подбитого самолёта. Оба лётчика выглядели деловитыми собранными; как ни мал был Юра, он ощутил в этих людях особую сноровку, манеры, отличные от деревенских и невыразимо пленительные для него. Немцы в село ворвались ранним утром.. Они расселились по хатам. А люди расселились , кто где. В семье Гагариных поселился Альберт механик. Он аккумуляторы заряжал. Так Юра ему в выхлопную трубу песку насыпал. Рассвирепел фриц и так поддал кованым сапогом , что тот летел шагов двадцать, пока не шмякнулся на землю. Целую неделю он отсиживался в огородах, боялся показаться на глаза немцу. Мать тайком носила еду сыну. Потом вернулся домой, в избе пахнет керосином, немецкими сигаретами. Собьются в уголке на кухне, а то и в сарые ночевали. Был дом свой – стал чужой.. Как услышат стрельбу. Кажется , Красная Армия подходит. Но дни тянулись , а своих так и не было. Ходили в школу. Немцы все припасы съели. Было голодно. После уроков бежали в поля, собирали траву: крапиву, лебеду, клевер Матери толкли её и пекли что – то похожее на лепёшки.

Первые месяцы занятия в школе не прекращались, но потом школа почти каждую неделю меняла место. Чаще это были простые избы, не занятые фашистами. А в школе немцы разместили конюшню, а детей выгнали. Тетрадей не было. Но и тут крестьянские ребятишки нашли выход: они забирались в пустые немецкие

блиндажи и собирали бумажные мешки, резали их на дольки, сшивали в тетради. А чернила делали из отстрелянных разноцветных ракет – синие, зелёные, красные.. Юра вместе с такими же мальчишками наперекор «новому порядку»

хотели учиться и учились.

Две оккупационные зимы тяжело легли на семью Гагариных. Фрицы убивали за любую провинность. За отказ выйти на работу на глазах у Юры был жестоко избит и Алексей Иванович. Несмотря на боль, отец не раскрыл рта, чтобы не испугать Юру, который был рядом. Вот от куда характер! Как – то Анна Тимофеевна вышла с косой на ржаное поле, которое семья Гагариных весной вскопали лопатами, так как пахать было не на чем, и хотела прогнать немецкую лошадь, которая топтала колосья. Фашистский солдат вырвал косу и полоснул лезвием по ноге Анны Тимофеевны. Мать упала, обливаясь кровью, Юра, не помня себя, схватил ком земли и швырнул в фашиста. Тот замахнулся косой на ребёнка, мать встала грудью за Юру, только успокаивала : «Молчи, сынок, молчи!» Но вот дивизия генерала Стученко подошла к Гжатску. Немцы уходили мартовским утром. Это было долгожданное и выстраданное событие. Немцы ушли . Гагарины перебрались из землянки в избу.. Утром Юра услышал протяжный звук и испугался: опять немцы. И вдруг понял : мать самовар поставила. Ещё долго будут отдаваться отголоски тех дней в сердце юного, но уже закалённого Юрия Гагарина.

Возвращалось прерванное детство, Довоенная школа сгорела. Ксения Герасимовна ютилась с четырьмя классами в поповском доме.

После уроков Юра бежал в колхоз помогать маме. Он пас телят, свиней. Однажды в дом Гагариных пришла учительница и пожаловалась, что Юра уже третий день не учит правил по грамматике. Анна Тимофеевна сокрушённо покачала головой. А где сейчас Юра. Начали его искать. Нашли в сарае, стоящим за маленьким верстачком и стругающим какие – то планки. . Мать стала просить

прощения, что не доглядели, упустили мальчишку. Дел много ; дом стали новый ставит. В глазах у Юры блеснули слезинки. Тогда Елена Фёдоровна поинтересовалась, что это он стругает. «Это будет самолёт. Очень большой и очень быстрый» - радостно ответил Юра. С этим самолётом произошла вот какая история. Однажды мимо школы проходил Член родительского комитета Фёдор козлов. И вдруг откуда – то сверху, может с неба, а вернее с третьего этажа на него свалилось что-то достаточно увесистое. Это оказался самодельный самолёт. Учительница Елена Фёдоровна уже догадалась , чей они вошла в четвёртый класс. Все ученики дружно встали открыто смотрели на учителя. Только одна пара глаз упорно не поднималась от пола. Елена Фёдоровна очень тактично посетовала, что могло произойти страшное. «Я просто не знаю, как теперь быть, ведь вы ушибли человека. Не могу даже представить, кто из вас мог принести в школу самолёт? А , главное, бросить из окна. Самолёты надо испытывать в поле, на ровном месте. И если это хороший самолёт, то он полетит вверх, а не вниз» Тогда Юра не выдержал, вышел из – за парты. «Это мой самолёт. Простите»- прошептал он..

Через несколько месяцев Юра увидел Елену Фёдоровну плачущей. Она не могла вести уроки и бежала куда глаза глядят. Юра побежал за ней. Учительница была почти без сознания. Слёзы душили её. Когда она открыла глаза, рядом на земле сидел Юра и гладил её руку. Учительница замялась. Ей стало стыдно, что ученик видит её такой слабой. Юра поправил ситуацию сказав : «Я знаю, почему вы плачите, у вас убили Валю. Жалко, что он был танкист. А если бы он стал лётчиком, то обязательно улетел бы от врагов и спасся»

В пятом и шестом классах Гагарин уже учился в средней школе в Гжатске. И на уроках в школе

, и в окружающем его быте, несмотря на всю свою ученическую прилежность и старательность по дому Юра выбирал из массы впечатлений те , которые были наиболее созвучны его внутреннему настрою.

Летом 1949 года Юрий окончил 6 классов. Он всё чаще осознавал, что 1 сентября ему не придётся идти в 7 класс. Семья Гагариных бедствовала. Деревенский домик в Клушино разобрали и на окраине Гжатска поставили своими силами небольшой домик, который состоял из кухни и 2 тесных комнат. А жило в них 8 душ. Анна Тимофеевна не могла сводить концы с концами. Хоть и сжималось сердце матери от тревоги за сына, пришлось отправить Юру в Москву, к дяде Савелию.. И вот июньским утром на 2 –ю Радиаторскую, дом номер 2, квартира четыре – и явился в только что купленном на последние деньг дешёвеньком пиджачке и чистой сорочке, отглаженной матерью. Обойдя с дядькой все ремесленные училища, пристроить племянника никуда не удалось , так как приём уже закончился.. Инициативу взяла в свои руки Антонина _ старшая дочь дядьки. Она перевезла Юру к себе и хорошенько рассмотрела двоюродного брата: щуплый, малорослый и какой – то уж очень беленький, по-детски чисто умытый и очень смущённый. . Им опять не повезло, Экзамены уже все сдали. Тогда Антонина поехала с братом в Люберцы, Оставалась последняя надежда. Завуч только развёл руками : Ничего поделать не могу, через полчаса экзамен. После долгих споров Юрия внесли в список и через 20 минут без подготовки Гагарин уже сдавал экзамены. Юра сдал на «4» и «5» все экзамены и был зачислен в ремесленное училище. Уроки Юра почти не учил. Запоминал всё на уроке и передавал с достоверной точностью, но зато очень много читал книг и занимался спортом.. Он был очень азартным. Училище Юрий окончил с отличием и одновременно — семь классов вечерней школы рабочей молодежи.

В 1951 году Юрий Гагарин был принят в Саратовский индустриальный техникум. Здесь он проявил себя активным общественником, спортсменом. И ни на минуту его не покидала мысль стать летчиком. Поэтому, когда был на четвертом курсе, он поступил в аэроклуб. А в 1955 году вместе с дипломом об окончании техникума получил удостоверение об успешном завершении учебы в аэроклубе.

Учился на одни пятёрки. Все учителя вспоминали, что у него не было любимых предметов. Он хорошо делал доклады и по физике и по истории.. Он с усердием и даже некой злостью овладевает техникой полёта.

.. Когда инструктор делал замечания по полёту, то Гагарин оставался наедине с самим собой и разбирал весь полёт по секундам. И вот наконец та минута, когда Гагарин впервые сел за штурвал самолёта.

Раннее утро. В самолёте за №06 сидит Гагарин. Он ждёт, когда А.В.Великанов, руководитель полёта, разрешит ему подняться в воздух. «Добро» получено. На сиденье кладут балласт, мешок с песком, Самолёт, управляемый Гагариным, выруливает на линию старта, Машина плавно отрывается от земли . Поднимается всё выше и выше. Ещё один курсант пошёл в воздух, ещё одним лётчиком стало больше. Всего в аэроклубе Юрий Гагарин выполнил 196 полётов и налетал 42 часа 23 мин.
Теперь путь в далёкий Оренбург в лётное училище. Диплом с оценками : «Самолёт» - отлично; «Мотор» - отлично; «Самолётовождение – отлично;

Он понимал без слов: мечты начинают сбываться. Но в Оренбурге его никто не ждал. Надо было найтим дорогу к авиационному училищу лётчиков. С чемоданчиком в руке он ходил от улицы к улице, читая таблички незнакомых переулков, пока не очутился перед большим старинным домом из красного кирпича, загнутым буквой Г.





Здание бывшего лётного училища в г. Оренбурге
Совсем рядом река Урал. В своём штатском пиджачке и брюках навыпуск и с пятёркой по самолётовождению он чувствовал себя неуютно в длинном коридоре, через который деловито пробегали подтянутые юноши в зелёном. Но вот и шевелюра Гагарина попала под ножницы , ротом баня и вот ужу другой Юрий – преображённый, в сапогах и гимнастёрке с латунными птичками на погонах. Первые месяцы прошли далеко от аэродрома: он прилежно учил устав, занимался тактическими учениями.. Потом отработка строя. Мокрые листья прилипали к сапогам, когда учлёты шли строем по деревянному мосту через Урал. В Зауральной роще строй рассыпался и вся роща оглашалась криками : «Ура!». Это курсанты бегали в атаку. . Хоть и было нелегко, но Юра засыпал и просыпался с отчётливым ощущением удовольствия. Училище встречало новичков портретом великого лётчика Валерия Чкалова. Его имя носил тогда город. В училище Юра из скромного и робкого мальчика превратился в очень сильного и уверенного в себя парня. Юрия отличала внутренняя уверенность в себе, словно он всегда был убеждён в счастливом исходе дела, за которое брался. . 1956 год прошёл в полётах. Сначала на Як – 18, а потом на реактивном МИГ. Полная загруженность полётами, тренировками более всего и привлекала Юрия в лётчицком мастерстве.

Но вот настал день, когда чудо пришло со стороны. Им стала маленькая девушка в голубом платье. Это Горячева Валя.. Валя была

студенткой – медичкой. Юра очень естественно вошёл и в её семью. Дом на улице Чичерина стал любимым приютом на время увольнений. Уклад семьи Горячевых напоминал Юрию собственный дом. Сватовство прошло со свойственной Гагарину обстоятельственностью. Юрий сначала побывал в Гжатске, обговорил с матерью, получил её материнское одобрение и лишь затем, вернувшись в Оренбург сделал предложение. Затем была шумная свадьба.. Гагарин женился, когда стал уже самостоятельным человеком. Экзамены позади, только вот Валя ещё доучивалась. В 1957 году Валя закончила учёбу и они с Юрой поженились.

Имя первого космонавта Земли накрепко связано с оренбургской землей.  «Оренбург дал мне крылья» - это слова первого космонавта Земли Юрия Алексеевича Гагарина, выпускника Оренбургского летного училища.


Именно в Оренбурге Юрий Гагарин принял боевую присягу, освоил летное мастерство, получил сначала курсантские, а потом и офицерские погоны. В Высшем военном авиационном Краснознаменном училище летчиков имени И.С Полбина, Ю.А.Гагарин учился в 1955–1957 годах. На мемориальной доске, установленной у входа в летное училище, золотом выбита надпись: «В Оренбургском военно-авиационном училище с 1955 г. по 1957 г. учился первый в мире летчик-космонавт Герой Советского Союза Юрий Алексеевич Гагарин».

У здания училища на железобетонном постаменте навечно установлен реактивный самолет МИГ-15.


На этом самолете летал первый в мире летчик-космонавт Ю. А. Гагарин


27 октября 1955 года Гагарин был призван в армию и отправлен в Чкалов, в 1-е военно-авиационное училище лётчиков имени К. Е. Ворошилова. Обучался у известного в те времена лётчика-испытателя Я. Ш. Акбулатова. 25 октября 1957 года Гагарин училище закончил с отличием. В течение двух лет служил в 169-м истребительном авиационном полку 122-й истребительной авиационной дивизии Северного флота[1], вооружённом самолётами МиГ-15бис. К октябрю 1959 года налетал в общей сложности 265 часов

Улыбка Ю.А.Гагарина



9 декабря 1959 года Гагарин написал заявление с просьбой зачислить его в группу кандидатов в космонавты. Уже через неделю его вызвали в Москву для прохождения всестороннего медицинского обследования в Центральном научно-исследовательском авиационном госпитале. В начале следующего года последовала ещё одна специальная медкомиссия, которая признала старшего лейтенанта Гагарина годным для космических полётов. 3 марта 1960 года приказом Главнокомандующего ВВС Константина Андреевича Вершинина зачислен в группу кандидатов в космонавты, а 11 марта Гагарин вместе с семьёй выехал к новому месту работы. С 25 марта начались регулярные занятия по программе подготовки космонавтов. После четырехмесячного московского периода подготовки, который начался в марте 1960 г., Центр подготовки космонавтов всем своим наличным составом перебрался на постоянное место своего базирования — в Звездный. Там к этому времени удалось создать на первое время самые непритязательные условия для работы. Неподалеку, близ станции Чкаловской, был получен первый жилой фонд — квартиры для размещения семей слушателей-космонавтов и части семей руководящего состава Центра подготовки космонавтов



Юрий Гагарин направляется к месту старта космического корабля

12 апреля 1961 года с космодрома Байконур впервые в мире стартовал космический корабль «Восток», с пилотом-космонавтом Юрием Алексеевичем Гагариным на борту. За этот подвиг ему было присвоено звание Героя Советского Союза, а начиная с 12 апреля 1962 года день полёта Гагарина в космос был объявлен праздником — Днём космонавтики.



Юрий Гагарин. Он сказал: «Поехали!»

В 1966 году Гагарина избрали Почётным членом Международной академии астронавтики, а в 1964 году он был назначен командиром отряда советских космонавтов. В июне 1966 года Гагарин уже приступил к тренировкам по программе «Союз». Он был назначен дублёром Комарова, который совершил первый полёт на новом корабле.



17 февраля 1968 года Юрий Алексеевич защитил в Военно-воздушной инженерной академии им. Жуковского дипломный проект. Государственная экзаменационная комиссия присвоила полковнику Ю. А. Гагарину квалификацию «лётчик-инженер-космонавт». До последних дней Гагарин исполнял обязанности депутата Верховного Совета СССР.

После четырехмесячного московского периода подготовки, который начался в марте 1960 г., Центр подготовки космонавтов всем своим наличным составом перебрался на постоянное место своего базирования — в Звездный. Там к этому времени удалось создать на первое время самые непритязательные условия для работы. Неподалеку, близ станции Чкаловской, был получен первый жилой фонд — квартиры для размещения семей слушателей-космонавтов и части семей руководящего состава Центра подготовки космонавтов[5].

Кроме Гагарина, были ещё претенденты на первый полёт в космос, всего их было двадцать человек (Группа ВВС № 1). Они не были лучшими пилотами страны, претендентов отбирал сам Королёв, важен был рост, вес и здоровье: возраст не должен был превышать 30 лет, вес — 72 кг, а рост — 170 см[6] (рост Гагарина был 165 см[7], иногда приводится другое значение — 157 см[8]). Только при таких характеристиках космонавт мог поместиться в первом космическом корабле «Восток», так как размеры и вес корабля были сильно ограничены мощностью ракеты-носителя «Восток».

Кроме того, требовалось, чтобы космонавт был членом КПСС (Гагарин вступил в КПСС летом 1960 года).



Марк Галлай — человек, который готовил их к полёту — однажды сказал: «В любом авиационном полку можно было набрать двадцать таких лётчиков…» Из двадцати претендентов отобрали шестерых, Королёв очень торопился, так как были данные, что 20 апреля 1961 года своего человека в космос отправят американцы. И поэтому старт планировалось назначить между 11 и 17 апреля 1961 года. Того, кто полетит в космос, определили в последний момент, на заседании ГК, ими стали Гагарин и его дублёр Герман Титов. Было подготовлено три сообщения ТАСС о полёте Гагарина в космос. Первое — «Успешное», второе на случай, если он упадёт на территории другой страны или в мировом океане — «Обращение к правительствам других стран», с просьбой помощи в поиске, и третье — «Трагическое», если Гагарин не вернётся живым.

Старт корабля «Восток-1» был произведён в 09:07 12 апреля 1961 года по московскому времени с космодрома Байконур. Выполнив один оборот вокруг Земли в 10:55:34 на 108 минуте, корабль завершил плановый полёт (на одну секунду раньше, чем было запланировано). Позывной Гагарина был «Кедр». Из-за сбоя в системе торможения спускаемый аппарат с Гагариным приземлился не в запланированной области в 110 км от Сталинграда, а в Саратовской области, неподалёку от Энгельса в районе села Смеловка. Там такого высокого гостя никто не ждал. В 10:48 радар близлежащего военного аэродрома засёк неопознанную цель — это был спускаемый аппарат, — а чуть позже, за 7 км до земли, в соответствии с планом полёта Гагарин катапультировался, и целей на радаре появилось две. До шестого возвращения советского космонавта из полёта космонавт приземлялся на землю не в спускаемом аппарате, а парашютным способом — отстреливался, как парашютист. Космическое агентство США длительное время пыталось занимать позицию, согласно которой полным космическим полётом нужно считать полёт, при котором возвращение проходит с аппаратом, но данная позиция была не принята мировым общественным мнением.

Первыми людьми, которые встретили космонавта после полёта, оказались жена лесника Анна Акимовна Тахтарова и её шестилетняя внучка Рита. Вскоре к месту событий прибыли военные из близлежащей части. Одна группа военных взяла под охрану спускаемый аппарат, а другая повезла Гагарина в расположение части. Оттуда Гагарин по телефону отрапортовал командиру дивизии ПВО: «Прошу передать главкому ВВС: задачу выполнил, приземлился в заданном районе, чувствую себя хорошо, ушибов и поломок нет. Гагарин».

Встреча на земле


Тем временем из Энгельского аэропорта вылетел вертолёт Ми-4, в его задачу входило найти и подобрать Гагарина. Они первыми и обнаружили спускаемый аппарат, но Гагарина рядом не было, ситуацию прояснили местные жители, они сказали, что Гагарин уехал на грузовике в Энгельс. Вертолёт взлетел и взял курс на город. По дороге с него увидели грузовик, с которого махал руками Гагарин. Гагарина подобрали и вертолёт полетел на базу в Энгельсский аэропорт, передав радиограмму: «Космонавт взят на борт, следую на аэродром».

На аэродроме в Энгельсе Гагарина уже ждали, у трапа вертолёта было всё руководство базы. Ему вручили поздравительную телеграмму Советского правительства. На «Победе» Гагарина повезли в диспетчерский пункт, а затем в штаб базы, для связи с Москвой.




Исторические слова Юрия Гагарина

К полудню на аэродром Энгельс с Байконура прибыли два самолёта: Ил-18 и Ан-10, на которых прибыли заместитель командующего ВВС генерал-лейтенант Агальцов и группа журналистов. В течение трёх часов, пока устанавливали связь с Москвой, Гагарин давал интервью и фотографировался. С появлением связи он лично доложил Брежневу и Хрущёву о выполнении полёта. После доклада Гагарин сел на самолёт Ил-14 и полетел в Куйбышев (сейчас Самара). Было принято решение во избежание шумихи сесть где-нибудь подальше от города. Но пока глушили двигатель и монтировали трап, народу собралось неимоверно много, подъехало местное партийное руководство. Когда смонтировали трап, первым вышел из самолёта Гагарин, он поприветствовал собравшихся. Гагарина увезли на обкомовскую дачу на берегу Волги. Там он принял душ и нормально поел. Через три часа после прилёта в Куйбышев Гагарина, туда же прилетели Королёв и ещё несколько человек из Госкомиссии. В 9 часов вечера накрыли праздничный стол и отметили удачный полёт Гагарина.

По мотивам обеспечения секретности и на случай, если запуск космонавта окажется неудачным, то есть показывать фактически нечего, сам факт запуска Гагарина Ю. А. в космос, а именно широко известные кадры, где можно его узнать, были сняты не в день запуска в космос, а специально позднее, для кинохроники. Фактически эти кадры можно считать кинохроникой, так как Ю. А. Гагарин повторил, всё что делал при реальном запуске, то есть подмены нет, там сам Ю. А. Гагарин. Была ещё одна причина, по которой не сняли запуск с изображением Ю. А. Гагарина: перед запуском просто об этом не подумали, не было подготовлено всё для этого, а действующий режим секретности запрещал лицам с фотоаппаратами и кинокамерами, биноклями, зрительными трубами находиться ближе 6 километров от стартового комплекса.

Встреча в Москве


Первоначально никто не планировал грандиозной встречи Гагарина в Москве. Всё решил в последний момент Никита Сергеевич Хрущёв. По словам его сына — Сергея Хрущёва]: «Он начал с того, что позвонил министру обороны маршалу Малиновскому и сказал: „Он у вас старший лейтенант. Надо его срочно повысить в звании“. Малиновский сказал, довольно неохотно, что даст Гагарину звание капитана. На что Никита Сергеевич рассердился: „Какого капитана? Вы ему хоть майора дайте“. Малиновский долго не соглашался, но Хрущёв настоял на своём, и в этот же день Гагарин стал майором». Потом Хрущёв позвонил в Кремль и потребовал, чтобы Гагарину подготовили достойную встречу.

За Гагариным прилетел Ил-18, а на подлёте к Москве к самолёту присоединился почётный эскорт истребителей, состоящий из МИГов. Самолёт прилетел в аэропорт Внуково, там Гагарина ожидал грандиозный приём. Огромная толпа народа, вся верхушка власти, журналисты и операторы. Самолёт подрулил к центральному зданию аэропорта, спустили трап, и первым по нему сошёл Гагарин. От самолёта до правительственных трибун была протянута ярко-красная ковровая дорожка, по ней и пошёл Юрий Гагарин (по пути у него развязался шнурок на ботинке (по другой версии — подтяжка от носков), но он не остановился и дошёл до правительственных трибун, рискуя споткнуться и упасть под звуки оркестра, исполняющего советский авиамарш «Мы рождены, чтоб сказку сделать былью». Подойдя к трибуне, Юрий Гагарин отрапортовал Никите Хрущёву:

— Товарищ Первый секретарь Центрального Комитета Коммунистической партии Советского Союза, Председатель Совета Министров СССР! Рад доложить Вам, что задание Центрального Комитета Коммунистической партии и Советского правительства выполнено…

Дальше была поездка в открытой машине, Гагарин стоял во весь рост и всех приветствовал. Кругом слышались поздравления, многие махали плакатами. В роддомах прошли стихийные акции, многих младенцев назвали Юрами. Никита Хрущёв вручил Гагарину на Красной площади Золотую звезду «Героя Советского Союза» и присвоил новое звание «Лётчик-космонавт СССР». После они вместе посетили мавзолей Ленина В самом Кремле приём был не очень блестящий, яств было мало, вместо водки были грузинские вина.

На следующий день была организована пресс-конференция, на которой Гагарину и конструкторам задавали вопросы зарубежные журналисты. Конференция началась с вопроса Гагарину о том, не является ли он родственником потомков рода князей Гагариных, ныне живущих в США. На что Гагарин ответил:

Среди своих родственников никаких князей и людей знатного рода не знаю и никогда о них не слышал.

Многое в Оренбурге напоминает о первом космонавте страны. Недалеко спуск к Уралу на Набережной - любимое место, где прогуливались летчики-курсанты. Минут через двадцать ходьбы - дом № 35 по улице Чичерина, где в квартире матери Валентины Гагариной некоторое время жила молодая семья. Теперь это музей-квартира. Сохранились вещи, многие из которых передала музею Валентина Ивановна Гагарина. По ее описанию восстановлен интерьер двух маленьких комнат. Здесь в 1957 году молодые справляли свадьбу, отсюда потом уезжали по распределению после училища. В мемориальном музее-квартире семьи Гагариных открыта выставка «Молодые годы семьи первого космонавта Земли», а в музее истории Оренбурга - выставка «Навсегда остался молодым», посвященная 70-летию со дня рождения Юрия Гагарина

Жизнь и карьера после полёта


108 минут полёта навсегда изменили жизнь Юрия Гагарина. Лётчик истребительного авиационного полка в одночасье стал одним из самых знаменитых людей в мире. Настолько велико было желание советских людей встретиться с первым космонавтом, что в течение трёх лет встречи и поездки отнимали у Юрия Гагарина большую часть времени. По свидетельству Н. П. Каманина, дополнительную нагрузку создавало то, что такие встречи часто сопровождались застольем. Гагарин ежедневно подвергался натиску со стороны родственников, друзей, министров, маршалов, академиков и других «больших» людей. Всем хотелось выпить с Гагариным за дружбу, за любовь и за тысячи других поводов, и выпить «до дна». Было много ситуаций, когда Гагарин чудом избегал тяжёлых несчастий (в октябре 1961 года Юрий чуть не поплатился жизнью за попытку «вести себя как все»). Эти ситуации были связаны со встречами за столом, с поездками на автомашинах и катерах, с выездами на охоту с высоким начальством. Юра имел очень крепкий характер, он стойко держался в любой обстановке, но такая жизнь не могла не сказаться на нём. В результате Гагарин набрал лишние 8-9 килограммов веса, перестал систематически заниматься спортом. Только подготовка к новому космическому полёту, полёты на самолётах и необходимый для этого режим могли остановить этот процесс
В 1964 году Гагарин стал заместителем начальника Центра подготовки космонавтов. Он также вёл большую общественно-политическую работу, являясь депутатом Верховного Совета СССР 6-го и 7-го созывов, член ЦК ВЛКСМ (избран на 14-м и 15-м съездах ВЛКСМ), президентом Общества советско-кубинской дружбы.

Гагарин учился в Военно-воздушной инженерной академии имени Н. Е. Жуковского и поэтому некоторое время не имел лётной практики, также сказывалась и общественная деятельность. Первый после перерыва самостоятельный вылет на МиГ-17 он совершил в начале декабря 1967 года. Приземлился со второго захода из-за неверного расчёта на посадку, характерного для лётчиков низкого роста, имевших перерыв в полётах. Это стало поводом для опасений властей потерять популярного героя в случае аварии. Гагарин был дублёром Владимира Комарова в полёте на корабле Союз-1, полёт закончился гибелью космонавта. Главной задачей этого полёта была отработка отечественной лунной программы. Юрий приложил немало усилий для осуществления лунных космических полётов и сам до своей гибели состоял членом экипажа одного из готовящихся лунных кораблей. Гагарин не мог самостоятельно летать на истребителе, будучи заместителем начальника ЦПК по лётной подготовке и поэтому добился направления на восстановление квалификации как лётчик-истребитель.


Трагическая гибель


После защиты дипломной работы в академии Жуковского, Ю. А. Гагарин приступил к лётной практике — тренировочным полётам на самолёте МиГ-15УТИ (учебно-тренировочный истребитель с двойным управлением — «спарка»). В период с 13 по 22 марта он совершил 18 полётов общей продолжительностью 7 часов. Перед самостоятельными вылетами ему оставались последние два контрольных полёта — с лётчиком-инструктором, командиром полка, Героем Советского Союза Владимиром Серёгиным

27 марта 1968 года в 10:18 Гагарин и Серёгин взлетели с подмосковного аэродрома Чкаловский в Щёлково. На момент взлёта условия видимости были нормальными — нижняя кромка облаков была в 900 м над землёй. Выполнение задания в пилотажной зоне должно было занять не менее 20 минут, но уже через четыре минуты (в 10:30) Гагарин сообщил на землю об окончании задания, запросил разрешения развернуться и лететь на базу. После этого связь с самолётом прервалась.

Когда стало ясно, что у самолёта уже должно было закончиться топливо, в зоне полётов начались поиски, которые продолжались более 3 часов. В 14:50 одному из вертолётов удалось обнаружить обломки самолёта МиГ-15УТИ примерно в 65 км от аэродрома, в районе деревни Новосёлово, в 18 км от города Киржач Владимирской области. Утром следующего дня на ветке нашли клочок лётной куртки Гагарина с талонами на питание. Позже был обнаружен бумажник с водительскими правами и фотографией Королёва.

Для расследования катастрофы была создана Государственная комиссия, но даже после многомесячной работы сотен специалистов комиссия не смогла однозначно объяснить причины трагедии. В результате отчёт комиссии был засекречен и его детали известны только из статей и интервью отдельных её членов. По сей день причины и обстоятельства катастрофы не являются выясненными. Существует ряд противоречивых версий случившегося.

Перед полётом в космос Ю. Гагарин составил прощальное письмо — на случай, если погибнет. Это письмо вручили жене после его гибели под Киржачом.

В СССР был объявлен общенациональный траур. Это был первый случай в истории СССР, когда день траура был объявлен в случае смерти человека, не являвшегося на момент смерти действующим главой государства.

Урны с прахом Гагарина и Серёгина замурованы в Кремлёвскую стену.


Официальная версия


Созданная для расследования причин катастрофы Государственная комиссия состояла из трёх подкомиссий:

  • по изучению лётной подготовки экипажа, проверке организации и обеспечения полётов 27 марта (лётная подкомиссия),

  • по изучению и анализу материальной части самолёта УТИ МиГ-15 (инженерная подкомиссия),

  • по оценке состояния лётчиков до и во время полёта, официального опознания погибших (медицинская подкомиссия).

Отдельно работала комиссия КГБ, выяснявшая «по своей линии», не была ли катастрофа результатом заговора, теракта или злого умысла.

Были собраны 95 % самолёта и оборудования. С телами пилотов было сложнее — их разметало от удара машины о землю, в результате которого образовалась воронка диаметром 6 м и глубиной 2,7 м. Опознание обоих лётчиков было произведено по отдельным фрагментам тел. Анализ отпечатков стрелок кабинных и наручных часов Гагарина показал, что катастрофа произошла в 10:31, то есть через 50-70 секунд после последнего радиообмена с Гагариным.

Официальные выводы комиссии были таковы: экипаж из-за изменившейся в полёте воздушной обстановки (подробности не уточнялись) совершил резкий манёвр и сорвался в штопор. Пытаясь вывести машину в горизонтальный полёт, пилоты столкнулись с землёй и погибли. Отказов или неисправностей техники обнаружено не было. Химический анализ останков и крови лётчиков посторонних веществ не выявил.

Комиссия КГБ обнаружила многочисленные нарушения наземного персонала аэродрома.


Версия С. М. Белоцерковского


По данным доктора технических наук генерал-лейтенанта С. М. Белоцерковского и космонавта А. А. Леонова (который был членом правительственной комиссии), исследования доказали: самолёт Гагарина и Серёгина перевернуло и бросило в плоский штопор воздушной волной от другого самолёта.[22][23] (о данной версии лётчик-испытатель Степан Микоян в своих мемуарах прямо говорит , как о необоснованной, заявляя, что в ЛИИ были проведены соответствующие испытания и попадание в струю другого самолёта не привело бы к значительным изменения параметров полёта) Факторами, приведшими к трагедии, были:

  • Плохие погодные условия (нижняя кромка нижнего слоя облаков была на высоте 500—600 метров); неточные сведения о погоде.

  • Конструктивные недостатки самолёта — неудачные в аэродинамическом отношении два подвесных топливных бака и необходимость для инструктора катапультироваться первым.

  • Неудовлетворительная организация радиолокационного слежения за полётами, неисправность части оборудования.

  • Серьёзные нарушения в планировании полётов.

  • Белоцерковский и Н. П. Каманин обвиняют генерала Н. Ф. Кузнецова в том, что в сложившихся условиях он мог и должен был отменить полёт Гагарина. Вместо этого, из-за его действий, особенно придирок к Серёгину, перед полётом возникла недопустимая нервозность.

По данным комиссии, примерно за минуту до столкновения Гагарин пребывал в совершенно нормальном состоянии: речь его была спокойной, размеренной. Ему предстояло делать разворот со снижением, при отсутствии видимости естественного горизонта. Далее произошло какое-то неожиданное событие, которое привело к тому, что самолёт оказался на закритическом режиме в положении крутого пикирования.

Наиболее вероятным «событиями» могли быть:



  • Уклонение от самолёта, шар-зонда или стаи птиц;

  • Попадание в след пролетевшего самолёта;

  • Попадание в восходящий вертикальный поток воздуха или даже горизонтальный порыв ветра.

Могло иметь место сочетание двух каких-либо из указанных событий, а может быть, и всех трёх.

Компьютерное моделирование показало, что наиболее реалистичная картина последней минуты полёта получается при предположении, что самолёт вошёл в штопор и сделал 3-5 витков. С подвешенными баками допустимые перегрузки самолёта уменьшались с 8-кратных до 3-кратных. Если во время разворота со снижением возникли дополнительные факторы, то самолёт мог свалиться в штопор. Ошибочная информация о высоте облачности (по сообщённой лётчикам сводке погоды, нижний край был на высоте 900 метров) в сочетании с неправильными показаниями высотомера дали лётчикам неверное представление о запасе высоты и времени, которым они располагали.

По данным комиссии: «Попытка катапультироваться лётчиками не предпринималась». По мнению полковник-инженера в отставке, лётчика I класса И. Б. Качоровского: «Серёгин, оценив обстановку, как командир экипажа даёт команду Гагарину катапультироваться. Но тот, зная, что по техническим условиям это должен первым сделать инструктор, напоминает ему об этом». Когда, выйдя из облачности, экипаж сориентировался, катапультироваться было поздно.

Оценивая уровень управления самолётом на последних секундах полёта, группа лётчиков-испытателей и учёных заявила: «Действия лётчиков следует рассматривать как оптимальные: на закритическом режиме (10-11-кратной перегрузке) они пилотировали самолёт без крена и скольжения, „выжали“ из техники всё возможное, пытаясь вывести из пикирования самолёт». Особо отмечается, что вывод самолёта из пикирования проводился практически при максимально возможных для самолёта перегрузках — при 12-кратной перегрузке у него отваливались крылья. Эти же перегрузки являются практически максимальными и для пилотов.

По данным комиссии, экипаж находился в работоспособном состоянии, позы обоих лётчиков до конца были рабочими. Так, Гагарин левой рукой держался за ручку управления двигателем, ноги у того и другого лётчика были на педалях. В течение нескольких секунд Гагарин и Серёгин, сохраняя чёткость согласованных действий, самым активным образом боролись за жизнь, хотя и находились под воздействием огромных перегрузок. Им не хватило 250—300 метров высоты или 2 секунды полёта.


Прочие версии специалистов


Версия Н. Ф. Кузнецова. По утверждению начальника Центра подготовки космонавтов в 1963—1972 годах, Серёгину в те времена нездоровилось: его часто рвало и он жаловался на сердечные боли. Во время выполнения виражей Серёгину снова стало плохо, очевидно, произошёл сердечный приступ. Он расстегнул ремни кресла и ремни парашюта. Гагарин, выполняя пилотаж, не сразу заметил состояние инструктора. Тело Серёгина, перемещаясь по кабине, сдвинуло из нейтрали органы управления и это заблокировало некоторые из них. Бросать друга в беде и сразу катапультироваться Юрий не стал. Боролся до конца и почти 10 минут ходил кругами над Новосёлово, пытаясь эволюциями самолёта привести в чувство Серёгина, а когда шансов на спасение не осталось — погиб вместе с ним.

Версия Игоря Кузнецова. В последние годы широкое распространение в СМИ получила версия бывшего сотрудника НИИ эксплуатации и ремонта авиационной техники, полковника ВВС в отставке Игоря Кузнецова. В соответствии с его анализом, в самолёте МиГ-15УТИ мог остаться полуоткрытым один из вентиляционных кранов. Нарушение герметичности кабины было обнаружено только на высоте в 3-4 тысячи метров. Поддавшись панической атаке, лётчики резко попытались снизиться до рекомендованного инструкцией уровня в 2 тысячи метров, но быстрый перепад давления вызывал у них потерю сознания. Версия оспаривается другими специалистами, в том числе из-за того, что 1) маловероятно, чтобы такие опытные лётчики поддались панике; у того же Гагарина были более серьёзные происшествия; 2) разгерметизация на такой высоте не является особым поводом для беспокойства.

Версия Владимира Аксенова. В день гибели Юрия Гагарина, 27 марта 1968 года, Аксенов проходил вместе с ним на аэродроме предполетное медобследование, но полетел на другом самолете. Версия Аксенова сводится к тому, что экипаж Гагарина и Серегина, совершив ошибку в сложных метеоусловиях, не сориентировался в обстановке, что и привело к падению и гибели самолета. Летчик-космонавт уточняет, что метеоусловия в день авиакатастрофы были сложными, но вполне приемлемыми для выполнения летных заданий. «Облачность в этот день была необычной: нижний край почти сплошных облаков был на высоте примерно 600 метров над землей. Затем до высоты 4 тысяч метров облачность была плотная, с небольшими разрежениями. Над верхним краем никаких облаков: чистое небо и очень хорошая видимость. Нам показали даже фотографии верхнего края, сделанные с самолета-метеоразведчика», — отмечает Аксенов. По его словам, последнее сообщение с борта самолета Юрия Гагарина было о том, что они вместе с Владимиром Серегиным закончили выполнение летного задания, которым они занимались над верхним краем облачности, то есть на высоте более 4 тысяч метров. Аксенов полагает, что свое сообщение летчики сделали, вероятнее всего, после выхода из заключительной фигуры, на небольшой скорости в спокойном полете, но находясь еще на достаточно большой высоте. После этого им необходимо было выполнить значительное снижение, а затем подготовиться и проходить облачный слой.

Альтернативные версии гибели


Отсутствие внятной официальной версии и объективных доказательств породило целый ряд предположений и неофициальных версий гибели Гагарина и Серёгина. Эта тема продолжает волновать умы до сих пор. Среди таких альтернативных, противоречащих официальным утверждениям и источникам, версий есть как версии о гибели в ходе того же тренировочного полёта, так и совершенно иные версии, оспаривающие гибель и имеющие политическую подоплёку.

  • Очень полюбилась широким массам трудящихся версия о том, что Гагарин с Серёгиным перед полётом выпили по стакану водки. По официальным источникам эта версия опровергается заключением о том, что алкоголь в крови обоих пилотов обнаружен не был.

  • Также существуют утверждения, что у Гагарина возник конфликт с высшим руководством страны. После этого, по одним версиям, была организована гибель Гагарина, по другим — официально объявленная катастрофа была фальсификацией, а Гагарин был тайно арестован спецслужбами и после небольшой пластической операции на лице помещён в одну из провинциальных психиатрических больниц.

  • Ещё одни предположения гласят, что Гагарин сам подстроил катастрофу, сымитировав свою смерть, после чего ещё много лет прожил под чужим именем в посёлке в Оренбургской области, где погиб в результате несчастного случая на охоте уже весьма пожилым человеком.

  • Ещё одна конспирологическая версия о малом «советском лунном заговоре» содержит обоснования и некоторые аргументы того, что Гагарин погиб не в ходе тренировочного полёта на учебном самолёте, а несколькими днями ранее на новом космическом корабле советской лунно-облётной программы

  • дружбы посетил многие страны мира.

Звания


  • Лётчик-космонавт СССР (14 апреля 1961)

  • Герой Советского Союза (14 апреля 1961)

  • Герой Социалистического Труда Чехословацкой Социалистической Республики (28 апреля 1961)

  • Герой Социалистического Труда Народной Республики Болгария (23 мая 1961)

  • Герой Труда Демократической Республики Вьетнам

Советское правительство также повысило Ю. А. Гагарина в звании от старшего лейтенанта сразу до майора.

  • Президент Общества советско-кубинской дружбы

  • Почётный член Общества «Финляндия—Советский Союз»
    и других.

С 1966 года являлся почётным членом Международной академии астронавтики.

  • Заслуженный мастер спорта СССР (1961, звание получено как награда за полёт в космос )

Ордена


  • Ленина (СССР)

  • Георгия Димитрова (Болгария)

  • Карла Маркса (ГДР)

  • Звезда II класса (Индонезия)

  • Орден «Крест Грюнвальда» (Польша)

  • Знамени I степени с бриллиантами (Венгрия)

  • «Ожерелье Нила» (Египет)

  • Большая лента Африканской Звезды (Либерия)

  • «За заслуги в области воздухоплавания» (Бразилия)

  • Первый кавалер ордена «Плайя-Хирон» (Куба, 18 июля 1961).


Медали и дипломы


  • Медаль «Золотая Звезда» (СССР)

  • Золотая медаль имени Константина Циолковского «3а выдающиеся работы в области межпланетных сообщений» (АН СССР)

  • Медаль де Лаво (ФАИ)

  • Золотая медаль правительства Австрии, 1962

  • Золотая медаль и почётный диплом «Человек в космосе» Итальянской ассоциации космонавтики

  • Золотая медаль «За выдающееся отличие» и почётный диплом Королевского аэроклуба Швеции

  • Большая золотая медаль и диплом ФАИ

  • Золотая медаль Британского общества межпланетных сообщений, 1961

  • Медаль Колумба (Италия)

  • Золотая медаль города Сен-Дени (Франция)

  • Золотая медаль Премии «За храбрость» Фонда Маццотти (Италия), 2007

  • и другие.

ПОЧЁТНЫЙ ГРАЖДАНИН

Юрий Гагарин был избран почётным гражданином городов: Калуга, Новочеркасск, Люберцы, Сумгаит, Смоленск, Винница, Севастополь, Саратов, Комсомольск-на-Амуре, Тюмень (СССР); Оренбург[41] (Россия); София, Перник, Пловдив (Болгария); Афины (Греция); Фамагуста, Лимасол (Кипр); Сен-Дени (Франция); Тренчьянске Теплице (Чехословакия). Ему также были вручены золотые ключи от ворот городов Каир и Александрия (Египет).


Память




Оренбург. Памятник Юрию Гагарину (скульптур Ю.Л.Чернов)



Высота скульптуры Юрия Гагарина в Оренбурге около 4-х метров

Памятник Юрию Гагарину на аллее Космонавтов в Москве



Почтовый конверт, посвящённый Ю. Гагарину



Почтовый конверт, посвящённый Ю. Гагарину




Почтовая карточка, на которой изображены Ю. Гагарин и Г. Титов



Почтовая карточка, посвящённая Ю. Гагарину



Туркменский ковёр-портрет Ю. А. Гагарина


Книги

  • Ю. А. Гагарин. Дорога в космос — М.: Правда, 1961.

  • Юрий Гагарин. «Дорога в космос». Записки лётчика космонавта СССР. Военное издательство Министерства обороны Союза ССР. Москва; 1961

  • Ю. А. Гагарин. В. И. Лебедев. Психология и космос. — М.: Молодая Гвардия, 1968.

  • А. Т. Гагарина. Память сердца. — М.: АПН, 1986.

  • Гагарин В. А. Мой брат Юрий. — М.: «Московский рабочий», 1972. — 288 с. // Литературная запись Валентина Сафонова. /// Тираж 100000.

Статьи

  • Звёздное время (Красная звезда, 1 мая 1961)

  • Вас ждёт воздушный океан (Комсомольская правда, 9 июля 1961)

  • Металл и характер отливаются в труде (Красная звезда, 14 октября 1961)

  • Вперёд, всегда вперёд (Правда, 12 апреля 1962)

  • Слово к писателям (Литературная Россия, 12 апреля 1963)

  • Поэзия звёздных высот (Комсомольская правда, 10 мая 1963)

  • Лыжню летящим по волнам (Комсомольская правда, 2 октября 1963)

  • Штурмующие небо (Известия, 4 октября 1963)

  • Дважды воскресший (Молодой коммунист № 3, 1964)

  • Есть пламя (Комсомольская правда, 18 августа 1964)

  • Наши ряды растут (Красная звезда, 11 апреля 1965)

  • Время коммунизма, время космоса (Авиация и космонавтика № 4, 1967)

  • Ступени во Вселенную // В 2017 году : сборник, АПН, 1968

Заключение

Вот и всё….Кажется, что во сне. Много прочитано об этом человеке. Много изучено, но всё равно трудно представить и поверить в то, что из обыкновенного крестьянского мальчишки Юра стал любимцем века. Сразу в моих глазах встаёт образ небольшого щуплого мальчика на самодельных лыжах, бедно одетый и гордо шагающий по космодрому уже другой, но нет всё тот же - перед полётом в космос. Ответственно? Да. Страшно? Да. Но я только теперь поняла, что для Ю Гагарина важнее всего было другое : не подвести , не опозорить труд сотен людей, которые трудились над созданием этого космического корабля. Ведь эти черты характера у Ю Гагарина развиты с раннего детства(не подвести друга, не опозорить родителей, не обидеть учителя). Очень жаль, что жизнь такого яркого, ответственного, смелого и выносливого человека оборвалась так рано. Многого не успел сделать наш земляк(я так считаю, так как в Оренбурге он приобрёл крылья, в Оренбурге он встретил свою любовь, а это многое значит) не только себя, но для страны в целом. Многое осталось неразгаданным, множество фактов искажено завистниками. Но до конца своих дней он в первую очередь оставался офицером, который готов был действовать согласно приказу в любую минуту.

К своему тридцать четвёртому году он подходил во всеоружии знаний, опыта, доброты, готовый к труду на полную отдачу . Он был смелым и великодушным. Таким и остался на века. А нам, живущим через полвека после него , остаётся только одно – ПОМНИТЬ и воспитывать в себе эти так необходимые и в наше время качества : честность, порядочность, смелость, дисциплинированность. И кто знает, может и из нас кто – нибудь оставит своё имя на века как Ю Гагарин



Список литературы:

      1. Л. Обухова «Любимец века»

      2. В.П. Рокоссовский «Золотые звёзды Оренбуржья»Челябинск.1989г

      3. Энциклопедический словарь юного астронома. М.1980

      4. Энциклопедия космонавтики

      5. Из истории подготовки первых космонавтов.

      6. «Комсомольская правда»

      7. Интернет – ресурсы




  • Встреча на земле
  • Встреча в Москве
  • Жизнь и карьера после полёта
  • Трагическая гибель
  • Официальная версия
  • Версия С. М. Белоцерковского
  • Прочие версии специалистов
  • Альтернативные версии гибели
  • Медали и дипломы