Первая страница
Наша команда
Контакты
О нас

    Главная страница


Косинцева Светлана Геннадьевна




Скачать 352.24 Kb.
Дата04.04.2017
Размер352.24 Kb.
ТипМетодические рекомендации
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

для преподавателей общепрофессиональных дисциплин

по организации внеаудиторных мероприятий для студентов

Косинцева Светлана Геннадьевна,

преподаватель

Омского техникума железнодорожного транспорта –

филиала ОмГУПСа

Пояснительная записка
Данные методические рекомендации предназначены в помощь преподавателям при организации и проведении внеаудиторных мероприятий.

Основными целями проведения таких мероприятий являются:

формирование коммуникативных умений и навыков студентов, воспитание патриотизма, развитие духовно-нравственного потенциала; развитие творческого мышления.

Поставленные цели при проведении таких мероприятий достигаются при помощи следующих технических средств и методов: использование компьютерных технологий, выполнение творческих работ; актуализация знаний.

Методические рекомендации включают в себя примерный учебно-методический план проведения внеаудиторного мероприятия, сценарии внеаудиторных мероприятий по дисциплине «Материаловедение», список использованной литературы и приложение с фрагментами творческих работ студентов.

Положительным качеством данных мероприятий является возможность выработки навыков составления презентаций по определенной теме; выступлений в коллективе, представления материала с использованием технических средств.



Роль внеаудиторной деятельности в духовно-нравственном развитии и творческом совершенствовании студентов

Динамичный темп жизни, расширение контактов, новые условия учебных отношений требуют от современных выпускников развития новых качеств. Чтобы быть успешным сегодня, нужно быть более коммуникативно-активным, социально и профессионально компетентным, более адаптированным к социальной действительности, способным эффективно взаимодействовать и управлять процессами общения.

Одной из возможностей, позволяющих преподавателю способствовать формированию коммуникативных умений и навыков, является внеаудиторное мероприятие. К таким мероприятиям можно отнести конкурсы, викторины, КВНы, марафоны, игры, кураторские часы и многое другое. Эти мероприятия позволяют вовлечь любую студенческую аудиторию в активную творческую деятельность. Порой студенты, которых на занятиях не слышно - не видно, раскрывают на этих мероприятиях весь свой творческий потенциал, увлекаются сначала своей творческой работой, а потом и дисциплиной в целом.

При проведении в этом учебном году конкурса проектов по теме: «Диаграмма системы железо-углерод» результаты превзошли все ожидания. Поводом для проведения такого конкурса послужили трудности и снижение всякого студенческого интереса при изучении темы «Диаграмма системы железо-углерод». Тема сложная, включает в себя много новых понятий и определений, причем трудно запоминаемых и тяжело проговариваемых. Вот и решила я провести такой конкурс, который включал в себя творческую работу, реферативную работу и презентацию. На выполнение такого проекта был отведен месяц. Проект выполнялся в группах, количество участников в каждой группе ограничивалось шестью студентами. Творчеству не было предела. На суд жюри были представлены электротехнические схемы, изделия с вышивкой, полимерной глиной и даже с макаронными изделиями.

Ежегодно в рамках проведения недели общепрофессиональных дисциплин по дисциплине «Материаловедение» проводится конференция по теме «Материалы в моей специальности». Цель проведения такой конференции – изучение материалов, применяемых на железнодорожном транспорте. Участие в ней принимают студенты разных специальностей, и каждый рассказывает о применении материалов на своей специальности. Кроме этого, я делаю подборку информации о зарождении этих материалов, о чем студентам рассказывают ведущие конференции. Не забываем и о новых материалах и технологиях, применяемых на железнодорожном транспорте сегодня, проводим сравнение развития железнодорожного транспорта в разные эпохи. Все это позволяет расширить кругозор студентов, увлечь их, привить интерес к изучению дисциплины.

В последнее время все большее число передовых, прогрессивно мыслящих людей связывают беды и проблемы современного мира с отсутствием в нем духовности, потерей нравственных ориентиров.

Духовно-нравственное воспитание студентов и молодежи в настоящее время представляет собой сложную и ответственную часть правового, социального, патриотического и учебно-воспитательного процесса, связанную с формированием мировоззренческих основ личности, отношением человека к себе, окружающему миру и к жизни.

Д.С. Лихачев в Письме, обращенном к молодежи, забывшей в ежедневной суете буден о душе писал: «…не должно быть слепых к красоте, глухих к слову и настоящей музыке, черствых к добру, беспамятных к прошлому. Для всего этого нужны знания, нужна интеллигентность. Читайте художественную литературу и понимайте ее, читайте книги по истории и любите прошлое человечества, читайте мемуары, посещайте музеи и путешествуйте со смыслом и будьте душевно богаты».

Организация духовно-нравственного воспитания студентов может осуществляться путем вовлечения их в различные направления деятельности, одним из которых является внеаудиторное мероприятие.

Такие мероприятия можно проводить не только по гуманитарным дисциплинам, но и по дисциплинам общепрофессионального цикла, одной из которых является учебная дисциплина «Материаловедение». На этих мероприятиях мы знакомимся с основоположниками мировой и отечественной металлургии, которыми являются наши русские ученые-металлурги, инженеры-металлурги Чернов Д.К. и Аносов П.П. Знакомство с их биографическими фактами и научными работами способствует формированию патриотизма, гордости за свое Отечество. При проведении мероприятия посвященного Чернову Д.К. студенты не только познакомились с его научными работами в области металлургии, но и узнали о любимом занятии Чернова – изготовлении скрипичных инструментов, которые были нисколько не хуже инструментов знаменитых итальянских мастеров. Чернов Д.К. очень любил музыку и при проведении нашего мероприятия мы тоже слушали классическую музыку.

Другой наш металлург Аносов П.П. первым открыл секрет булатной стали - это послужило поводом для проведения еще одного мероприятия «О булате». Мы познакомились и с биографией Аносова, судьба которого немного связана с нашим городом, и с его булатной сталью, и с дамасской сталью, и узнали о мастерах-кузнецах, которые и сегодня занимаются изготовлением холодного оружия по рецепту Аносова П.П.и вносят свою лепту при создании булата.

Важнейшей частью при проведении таких мероприятий является использование информационных технологий, которые позволяют создать психологические условия, способствующие лучшему восприятию и запоминанию материала. Применение мультимедиапроектора при проведении таких мероприятий делает их более насыщенными и выразительными.



Примерный учебно-методический план внеаудиторного мероприятия по дисциплине
Дата проведения мероприятия

Группы, принимающие участие в мероприятии

Учебная дисциплина, по которой проводится мероприятие

Тема мероприятия

Преподаватель – организатор мероприятия

Цели:

  • образовательные:

научиться работать с библиографической и технической литературой; научиться создавать презентации в программе Microsoft Ofice Power Point;

  • развивающие:

способствовать формированию и развитию познавательных интересов к обучению; совершенствовать навыки публичных выступлений в коллективе; развивать творческие способности студентов;

развитие творческого мышления;



  • воспитательные:

способствовать воспитанию коммуникативных качеств; способствовать развитию патриотизма, духовно-нравственного потенциала; прививать чувство ответственности, дисциплинированности

Оснащение мероприятия:

Персональный компьютер; мультимедиапроектор; стенгазеты групп – участников мероприятия; творческие работы и презентации студентов



Участники мероприятия (с указанием фамилий и инициалов):

  • Преподаватель-организатор

  • Гости

  • Ведущие

  • Слушатели

План мероприятия (с указанием временных затрат на каждый этап)

  1. Организационный момент

Регистрация участников, приветствие гостей, присутствующих, организация внимания, представление ведущих, жюри, участников.

  1. Основной этап

Ведущие студенты представляют участников мероприятия согласно сценарию. Сообщение материала студентами. Представление презентаций, творческих работ.

  1. Заключительный этап

Подведение итогов. Награждение победителей. Заключительное слово преподавателя.
Критерии оценивания творческих работ студентов

Творческие работы студентов должны быть оценены по шкале в соответствии с критериями оценивания. Количество баллов для оценивания работы и наименование критериев оценивания выбирается преподавателем. В зависимости от выполненной работы количество критериев и бальная шкала могут быть разными. При составлении презентации необходимо учесть качество составления слайдов и его техническую сторону. К первому можно отнести: выбор основного (главного) материала, насыщенность слайдов, простота и доступность изложения информации, логическая последовательность материала, количество и лаконичность текста на слайде. Техническая сторона выполнения слайдов подразумевает применение в презентации элементов анимации, цветового сопровождения, звукового сопровождения, гиперссылок и т.п. Если это объемная творческая работа (проект) необходимо учесть сложность и технику выполнения данного проекта, объем выполненной работы и другое. Пример оформления критериев оценивания приведен в таблице 1.


Таблица 1

Критерии оценивания студенческих работ



№,

п/п


Наименование критерия


Балл

1

Соответствие заявленной темы теме, представленной в презентации

10

2

Представление материала – доклад

7

3

Составление слайдов презентации

10

4

Техническая сторона слайда

6




ИТОГО

33


Примеры сценариев внеаудиторных мероприятий

по учебной дисциплине «Материаловедение»

Конференция по теме «Материалы в моей специальности»
1-й ведущий

Одни называют наш век атомным, другие – космическим, третьи – веком синтетических материалов. Но если быть верным традиции и давать название эпохе по главному материалу, из которого изготовляются в основном орудия труда, то гораздо правильнее по-прежнему называть наше время железным веком или веком металла, который остается материалом №1 – каркасом, остовом всей материальной культуры человечества, хребтом индустрии.



Слово для доклада предоставляется студенту отделения ВХ

Медведеву Евгению гр. ВХ-12 «Железо, его сплавы и их применение»

2-й ведущий

Металлы обладают целым рядом свойств, которых нет ни у каких других материалов. Только металлы сочетают в себе одновременно и прочность и пластичность. Они хорошо обрабатываются и литьем, и давлением (ковкой, штамповкой, прессованием, вытяжкой), режутся и свариваются. Не обладай они таким комплексом свойств, создание почти всех машин и механизмов было бы просто невозможно. Широкое применение металлы находили и находят в вагоностроении, о чем нам расскажет студентка отделения ВХ



Сексенбаева Анара гр. ВХ-13 «Материалы, применяемые в пассажирских вагонах 21 века»

1-й ведущий

Медь стала тем первым металлом, который начал теснить позиции камня. Поначалу люди изготовляли небольшие медные изделия, например наконечники для стрел и копий, непосредственно из найденных самородков. Вскоре человек подметил, что в процессе холодной ковки медь становится тверже, прочнее, но, если ее нагреть на огне, она вновь делается мягкой, податливой, удобной для обработки.

Шло время. Постепенно накапливая опыт обработки меди, человек достиг в этом деле заметных успехов, о чем говорят дошедшие до нас медные изделия древних мастеров.

Сегодня медь остается главным металлом электротехники. Почти половина ее производства идет на изготовление электрических проводов.

О применении меди в электроснабжении расскажут студенты отделения ЭХ

Полуляхов Иван , гр.ЭХ-134 «Медь и ее применение в электроснабжении».

Широкое применение в электроснабжении кроме проводниковых металлов занимают сплавы высокого сопротивления.

Слово для доклада предоставляется студентам отделения ЭХ

Доломановой Кристине и Сулейманову Александру, гр. ЭХ-135

2-й ведущий

Элемент, занимающий в таблице Менделеева № 13, обладает воистину счастливым набором свойств. Запасы этого металла в земной коре практически неисчерпаемы. Он – самый распространенный металл. По электропроводности он уступает только серебру, меди и золоту. Я думаю, вы догадались, что речь идет об алюминии. Чтобы сделать алюминий конструкционным материалом, необходимо было найти достаточно прочные его сплавы. Эту задачу решали многие ученые, но повезло немецкому исследователю Альфреду Вильму. Проведя сотни экспериментов, он нашел такой состав и способ термической обработки своего сплава. В последствии этот сплав начал выпускаться под названием «дюралюмин».

Многие алюминиевые сплавы не уступают по прочности среднелегированным сталям, и, что особенно ценно, некоторые из них сохраняют прочность не только при арктических морозах, но и при температурах жидкого гелия…

Где и какие сплавы алюминия применяются на железнодорожном транспорте, нам расскажет студент отделения ВХ



Нефедов Роман гр. ВХ-12 «Алюминий в вагоностроении».

1-й ведущий

В глубокой древности, во времена античности, человек изобрел рельсы. Уже в Ассирии и Вавилоне 4 000 лет назад существовали телеги с двумя или четырьмя колесами, которые ездили по рельсам. Но они могли передвигаться лишь в одном направлении. Для того чтобы такая тележка могла свернуть направо или налево, следовало переложить рельсы.

Только спустя 1 500 лет, в начале новой эры, появился новый тип рельсов. Это были длинные отшлифованные стволы деревьев, укрепленные на расположенных перпендикулярно шпалах. Они использовались для перемещения особо тяжелых грузов. Какие материалы используются сейчас для создания железнодорожного пути, искусственных сооружений нам расскажут студенты отделения ПХ:

Тарануха Евгений и Козлов Владислав гр. ПХ-29 «Материалы для изготовления рельсов»;

Шугай Антон и Астанин Андрей «Цветные сплавы и их применение в сооружениях путевого хозяйства»;

Альдергот Мария и Редина Анна гр. ПХ-28 «Водоотводные сооружения и материалы для них»;

Лощинин Павел и Шевелев Илья гр. ПХ-28 «Материалы для изготовления мостов».

2-й ведущий

Среди современных технологий, применяемых на железнодорожном транспорте, особое место занимают нанотехнологии.

Слово для доклада предоставляется студентке гр. ВХ-13 Кудаевой Юлии «Нанотехнологии на железнодорожном транспорте».
Внеаудиторное мероприятие по теме

«Чернов Д.К. металлург – музыкант»
Сообщение материала ведущими происходит на фоне звучания музыки и демонстрации слайдов. Музыкальные фрагменты указаны в скобках и жирным шрифтом.

(Сен-Санс – «Карнавал животных» - «Аквариум»)



1- ведущий.

Дмитрий Константинович Чернов (1839–1921) принадлежит к числу выдающихся русских ученых, чьи фундаментальные исследования и открытия в различных областях человеческого знания во многом определили развитие мировой научной мысли на несколько поколений вперед.

В 1868г. он открыл критические точки стали, что явилось решающим шагом в создании учения о фазовых превращениях и заложило основы современного металловедения. Еще при жизни Чернов был признан “отцом” металлографии железа, провозвестником и главой новой школы ученых-металлургов.

Д.К. Чернов более пятидесяти лет посвятил изучению и совершенствованию процессов производства литой стали, методов ее деформации и термической обработки. Результаты его исследований претворялись в практику металлургического производства и во многом обусловили переход металлургии, по образному выражению академика А.А. Байкова, “из состояния ремесла и эмпирического искусства в стройную научную дисциплину, основанную на строгих и точных законах природы”.

Но мало кто знает, что в начале XX в. профессор Д.К. Чернов был широко известен как тонкий знаток музыки и создатель струнных инструментов.

2-ведущий.

Дмитрий Константинович родился 1 ноября 1839 года в семье фельдшера. В семье кроме него было еще двое детей: брат Михаил, который старше Дмитрия на два года, и сестра Екатерина – младше Дмитрия на год.

Из воспоминаний А.Д. Адеркас-Черновой (дочери Д.К. Чернова):
Старшим сыном ошибочно назван Дмитрий, а младшим – Михаил. Произошло это, вероятно, потому, что и при жизни отца Константина Федотовича, и особенно после его смерти главенствующее положение в семье занял Дмитрий. Мать Дмитрия Константиновича – Фекла Осиповна была неграмотна, но природа оделила её живым умом и истинным педагогическим талантом. Она настояла на том, чтобы братья, не смотря на разницу в возрасте, учились бы вместе, бок о бок, в одном училище, в одном классе, на одной скамье, за одним столом, как учились дома под надзором отца. «Они этак лучше будут учиться, чтоб не было стыдно одному перед другим!». Так братья, стараясь друг перед дружкой, успешно закончили Петербургское уездное училище.
3- ведущий.

По уставу 1828 года Технологический институт предназначался для детей недворян. Подготовленным не в гимназиях, а в уездных училищах детям недворян Технологический институт открыл не слишком широкий, но твердый путь к высшему образованию. И надо сказать, что недворянские дети с полным успехом пошли этим путем.

В 1852 году список молодых людей, принятых в институт после экзаменов, возглавил Дмитрий Чернов. Не последнее место занял и Михаил Чернов. Оба по представлению директора были зачислены стипендиатами, или, как тогда говорили, пансионерами горного ведомства. И Константин Федорович Бутенев, директор Технологического института, и позже сменивший его Илья Петрович Чайковский обратили внимание на молодого Дмитрия Чернова, заметив в нем склонность к самостоятельному мышлению.

По мнению инспектора классов Евгения Николаевича Андреева, Дмитрий Чернов выделялся из общей массы учащихся не столько способностями, сколько разносторонностью своих способностей. Он обладал музыкальным слухом и превосходным голосом. Дьякон институтской церкви, очень музыкальный человек Алексей Иванович Кириллов, подбирая певцов для институтского хора, стал заниматься с Черновым. Он даже познакомил его со своим братом, артистом Петербургского оперного театра Владимиром Ивановичем, по сцене Васильевым. Бас Васильев прослушал в исполнении Чернова «О, поле, поле» из оперы Глинки «Руслан и Людмила», арию Мельника из «Русалки» Даргомыжского, модные тогда романсы Гурилева и Варламова. Согласившись вполне с братом, сам знаменитый бас сказал певцу:

- Иди-ка на сцену, братец!

Такого рода пожелания Чернов не раз слышал, участвуя в студенческих любительских спектаклях, но они не льстили его самолюбию.

Несколько раньше студент Герман Зевиг, скрипач, постоянный сосед Чернова за общим столом в институтской столовой, открыл Дмитрию Константиновичу «радость в музыке» и пробудил в нем желание овладеть источником этой радости – скрипкой.

Зевиг учился в Петербургской консерватории по классу скрипки. После нескольких проб он поклялся, что ученик обладает всеми необходимыми данными и будет играть не хуже учителя, если теперь же купит себе скрипку.

- Но при выборе инструмента, - строго предупреждал Зевиг, - имей в виду, что среди новых, необыгранных инструментов хорошей скрипки ты не найдешь нигде. Секрет старинных мастеров утерян. Как бы хорошо ни был сделан нынешний инструмент, его приходится долгое время обыгрывать, и, чем дальше и больше, тем он становится лучше!

Учитель и ученик перебрали, кажется все скрипки, оказавшиеся налицо в двух петербургских музыкальных магазинах. Скрипка нашлась не скоро. Обыгрывание инструмента не избавило ученика от надоедливого, раздражающего добавочного звука. В конце концов Зевиг купил у какой-то вдовы оркестранта старую скрипку, а новую по легендарному примеру великого Паганини посоветовал ученику разломать, а затем собрать вновь, устранив обычные недостатки фабричных изделий.

Однажды инспектор классов, заметив свет в механической лаборатории в неурочный час, отворил дверь и увидел братьев Черновых за необычным занятием. Старший, низко наклонившись над столом, шлифовал верхнюю деку скрипки, а младший держал нижнюю деку на уровне глаз и слегка поворачивая ее, оценивал равномерность выпуклости. Оба были увлечены своим занятием и не заметили вошедшего, пока он не подошел к ним вплотную.

- Что это вы делаете, коллеги? – спросил Андреев, взглянув на груду отдельных частей разобранного инструмента, лежащую на столе.

Обычно серьезное лицо Дмитрия осветилось усмешкой самонадеянности.

- Хочу раскрыть тайну скрипки! – отвечал он.

Однако будущий ученый не мог уделять много внимания музыке - он всегда был загружен научной работой.

4- ведущий.

Интерес к созданию струнных инструментов у Д.К. Чернова возник в начале 1860-х гг. Сначала это было изучение литературы, затем - исследование скрипок Амати, Штайнера, Страдивари, Бергонци, Гварнери, а также “более или менее удачных копий Вильома с подобных оригиналов”. Были сделаны первые приближенные выводы относительно влияния “заметных элементов конструкции на звуковые качества инструментов”.

Свои наработки Д.К. Чернов начал опробовать, исправляя грубый недостаток “обыкновенных фабричных инструментов, заведомо дурных качеств”, вскрывая эти скрипки и после изменения размеров тех или иных частей, склеивая их. К изготовлению новых скрипок он приступил в 1901г., присваивая каждой свой порядковый номер. Лишь к 1904г. Д.К. Чернов изготовил скрипку, удовлетворившую автора “на три четверти”. Это была скрипка № 4, нелакированная. 9 февраля 1904г. она была подарена гастролировавшему в Петербурге 10-летнему венгерскому виртуозу Францу Вечею, которому “она очень понравилась”.

Из воспоминаний А.Д. Адеркас-Черновой (дочери Д.К. Чернова):

Пытаясь выявить “секрет” итальянских скрипок, отец сконструировал инструмент, который определял толщину деки при помощи целого набора камертонов. Этот прибор позволял установить, где и какая толщина деки дает ту или иную силу звука, а также тембр. Ученому удалось доказать, что секрет итальянских скрипок зависит главным образом от толщины деки и значительно меньше от просушки или обыгрывания скрипок, как считалось раньше. Отец изготовил 12 скрипок, 4 альта и 4 виолончели.

Ничто не характеризует так убедительно неизменное правило Чернова любое практическое дело начинать с научного исследования, как его скрипки. В изданной им специальной брошюре « построении музыкальных смычковых инструментов» Чернов пишет:

«Выработка и сборка существенных частей корпуса этих инструментов может быть приравнена к выработке и сборке хронометров, микроскопов, телескопов и тому подобных точных инструментов и приборов, высокие качества которых достигаются лишь приложением к делу крайней тщательности, знаний, умения и терпения. Какими мерами и средствами эти последние качества достигаются, всем известно, а следовательно, нет и особого секрета в искусстве изготовления скрипок».

Изготовление скрипок было отдыхом Дмитрия Константиновича после напряженной научной работы. Над инструментами он работал чаще всего в присутствии жены. Александра Николаевна обычно читала ему вслух газеты “Новое время” и “Сын отечества” или журналы.

В доме Черновых на Песочной был большой зал. С декабря 1905г.в нем стали проводиться домашние камерные вечера, на которых выступали и дети.

Сам того не замечая, против своего желания, Дмитрий Константинович направлял интересы детей во все области жизни, кроме той, которой сам себя посвятил. Общее образование они получали в гимназиях, попутно Дмитрий Константинович открывал детям «радость в музыке». Старший сын, Дмитрий, вместе с сестрами учился играть на пианино, младший, Николай, с семи лет начал играть на скрипке. Варвара и «братец Саша», кроме того, учились пению.

Охотно появлялись в доме на Песочной музыканты, композиторы. В течение трех концертных сезонов Д.К. Чернов выяснял влияние той или иной особенности конструкции на звуковые качества инструментов.

1-ведущий.

К публичным выступлениям Д.К. Чернов приступил с 1907г. “С этой целью составился квартет из известных уже публике артистов, который после отдельных пробных выступлений организовал постоянные музыкальные собрания под именем камерные вечера квартета Заветновского на инструментах профессора Д.К. Чернова”. Изготовление набора скрипок для целого оркестра у Чернова заняло несколько лет.

Один из абонементных циклов, состоящий из шести Общедоступных камерных вечеров квартета Заветновского, проводился с ноября 1910г. по январь 1911г. в концертном зале Реформатского училища (Мойка, 38). Дмитрий Константинович принимал активное участие в подготовке камерных вечеров, консультируя и наставляя исполнителей. (Л.Бетховен «Весенняя соната»). Приведем выдержки из письма одного из участников квартета, альтиста И. И. Пиотровского, направленного Д.К. Чернову при подготовке музыкальных вечеров в марте 1910г.:

«Пока все идет очень хорошо. Струны, которые вы просили меня заказать у Павловича, я заказал и уже успел приладить их к Вашему альту.»

«Вы правы: тонкие струны гораздо больше подходят к Вашему инструменту; он и в тембре выиграл, и легче на нем играть.»

«…Квинтет Сен-Санса (фортепианный) идет у нас с Гляссером отлично. О приемах игры то, что вы мне поведали, я сообщил своим коллегам, они согласны с Вашими взглядами и охотно будут применять эти тонкости, увлекающие слушателей. Хотя и трудновато сразу воспринять суть дела и быть на высоте, но могу сказать, постараемся.»

Идея публичного сравнительного испытания своих инструментов возникла у Д.К. Чернова где-то в середине 1910г., и он поделился ею с Николаем Федоровичем Финдейзеном - основателем и главным редактором крупнейшего российского музыкального периодического издания - “Русской музыкальной газеты”.

Н.Ф. Финдейзен одновременно возглавлял правление Общества друзей музыки, учрежденного им в 1908 г. совместно с А.И. Зилоти и С.М. Сонки “с целью распространения в России музыкальных знаний, объединения музыкальных деятелей, способствования их деятельности”.

По инициативе Н.Ф. Финдейзена 15 сентября 1910 г. Д.К. Чернов был приглашен на заседание правления Общества, где он изложил детали задуманного им конкурса. Кроме того, ученый обязался “предоставить для покрытия расходов по устройству конкурса от 1500 до 2000 р.”.

Члены правления постановили поддержать идею Д.К. Чернова и назначили особую комиссию, в которую кроме Д.К. Чернова вошли М.А. Гольденблюм, А.И. Зилоти, Н.Ф. Финдейзен, И.И. Морелли-Головня, В.С. Васильев, поручив ей разработку правил и подготовку конкурса. Созванное в ноябре 1910 г. общее собрание членов Общества друзей музыки одобрило идею испытания струнных инструментов Д.К. Чернова в сравнении со старинными.



2-ведущий.

В начале 1911г. на страницах “Русской музыкальной газеты” появилось сообщение правления Общества друзей музыки о “публичном испытании качеств струнных музыкальных инструментов, построенных профессором Д.К. Черновым в сравнении с инструментами старых мастеров”. Музыкальное собрание состоялось в Малом зале Санкт-Петербургской консерватории 16 января 1911г. Программа испытания “была выработана при участии особой комиссии, состоящей из делегатов Правления и приглашенных артистов и любителей-знатоков старых итальянских инструментов”, и включала: Второй квартет Чайковского, фрагменты квартетов Бородина и Бетховена, произведения для скрипки Раффа, для альта – Рубинштейна. Для выступления в музыкальном собрании были приглашены известные музыканты: квартет Заветновского в составе - В.А. Заветновский, И.Ф. Гиль, И.И. Пиотровский, О. фон Беке, В.Г. Вальтер и А.Ф. Юнг.

В конкурсе проходили испытание знаменитые творения старых итальянских мастеров: скрипки работы Гвадалини, А. Страдивари и С. Серафино, альты Гаспаро да Сало, Мантегаци и виолончель работы Гварнери, а также музыкальные инструменты Д.К. Чернова.

При общем количестве баллов, которые получили инструменты старых мастеров, в интервале от 40 до 58, инструментам Д.К. Чернова были выставлены следующие оценки: скрипке № 12 - 53 балла, альту - 50, виолончели - 48 баллов. Отмеченная на конкурсе скрипка № 12 была изготовлена в ноябре 1905 г. по патрону знаменитой скрипки Страдивари (1715г.), носящей имя виртуоза Алара.



3- ведущий.

Результаты конкурса оценивало авторитетное жюри, в состав которого входили крупные деятели искусства, профессора Санкт-Петербургской консерватории - Л.С. Ауэр, Г.И. Варлих, В.С. Васильев и др. Во время концерта на сцене вместе с исполнителями за занавесом находились представители жюри и правления Общества, причем жюри поместили за ширмой, чтобы оно не знало, какую скрипку держит в руках исполнитель. К удовольствию Дмитрия Константиновича и всей его семьи, скрипки Чернова получили одинаковую оценку со скрипками итальянских мастеров. Это была сенсация. По окончании конкурса “членами жюри и публикой была устроена Д.К. Чернову овация”.

Правление Общества направило Д.К. Чернову письмо, в котором была высказана благодарность профессору за его труды, “положившие начало для серьезного научного отношения к делу постройки струнных музыкальных инструментов, до сих пор скрывавшейся в области туманов и секретов”, а главное, что “результаты испытания показали выдающиеся достоинства Ваших инструментов и справедливость научных положений, выставленных Вами в сообщении о ходе работ Ваших по постройке новых струнных инструментов, отвергающего принцип какого-либо секрета в постройке хороших инструментов”.

Выдающийся характер этому событию в культурной жизни России придавало еще и то обстоятельство, что мастером, сотворившим эти столь высоко оцененные музыкальной общественностью Санкт-Петербурга инструменты, был человек, по своему образованию и профессиональной ориентации далекий от мира искусства, - профессор металлургии Михайловской артиллерийской академии Д.К. Чернов, ученый, широко известный в России и за рубежом своими фундаментальными открытиями в области науки о металлах. Легенда об особых секретах итальянских мастеров если не была рассеяна вовсе, то, во всяком случае, была подорвана.

Успех конкурсного испытания инструментов Д.К. Чернова вдохновил Общество друзей музыки на проведение последующих конкурсов. В октябре 1911г. на заседании секции струнных музыкальных инструментов было принято решение назначить II конкурс по испытанию струнных музыкальных инструментов русских мастеров на февраль–март 1912г.

В обращении к будущим членам жюри правление Общества объясняло:

Конкурс имеет целью выяснить как вопрос о серьезности работ русских мастеров и значение их для искусства, так и необходимость прийти последним на помощь, так как в настоящее время о работах русских мастеров существуют мнения совершенно противоположные.

В правление Общества стали поступать заявления как от начинающих мастеров, так и уже отмеченных наградами на выставках и имеющих похвальные отзывы от выдающихся артистов.

По условиям конкурса можно было “представлять как совершенно новые инструменты, так и старые, т. е. более или менее обыгранные, но только сделанные в России”.

4-ведущий.

Назначенный ранее срок пришлось перенести на другое время - на начало 1913г. - с тем, чтобы дать возможность будущим участникам конкурса изготовить новые инструменты. Второй конкурс струнных инструментов состоялся 10 февраля 1913 г. в Малом зале Петербургской консерватории. В состав жюри входили преподаватели консерватории, известные исполнители того времени: проф. Л.С. Ауэр, Ю.Г. Бильдштейн, Г.И. Варлих, В.С. Васильев, И.Ф. Гиль, В.А. Заветновский, А.И. Зилоти, Б.А. Михаловский и др. Единственным членом жюри, профессионально не связанным с музыкой, был профессор металлургии Д.К. Чернов. В конкурсе приняли участие мастера струнных инструментов из разных областей России: Е.Ф. Витачек (Москва), В.А. Кросс (Херсон), Лука Марьяненко (Киев), Т.Ф. Подгорный (Москва), Карл Седер (Санкт-Петербург), М.А. Скибинский (Москва), Вильгельм Трейден (Санкт-Петербург), А.В. Чиркин (станция Поповка).

Вот что писала об этом событии “Русская музыкальная газета”:

2-й конкурс струнных музыкальных инструментов, организованный Русским музыкальным обществом, хотя и не имел привлекательного для публики характера чемпионата борьбы новых инструментов со старыми итальянскими, как это было на первом, когда проф. Д.К. Чернов так блистательно одержал победу, доказав своими инструментами возможность постройки новых не уступающих по качеству звука старым итальянским, как это было на первом, но тем не менее и 2-й конкурс достаточно заинтересовал публику, собравшуюся в большом числе на окончательное публичное испытание инструментов…

Уже на предварительном совещании членов жюри выяснилось, что дело предстоит довольно интересное и по выполнению очень сложное. Выходило почти так, что конкурс должен был решить вопрос: быть или не быть русским мастерам. И эти мастера с разных концов России не побоялись доверить свою судьбу компетенции жюри, состоящего почти поголовно из лиц, играющих только на итальянских инструментах и следовательно способных предъявить очень высокие требования к новым русским инструментам.

1-ведущий.

Но вот начался слет русских Страдивариусов. И что же - в первый же день предварительных испытаний для многих членов жюри стало ясно, как сильно ошибались скептики.

По результатам конкурса высшую сумму баллов (от 40 до 50) получили скрипки Е. Ф. Витачека - он был награжден золотой медалью и занял два первых места. Из квартетных ансамблей наилучшим был признан квартет Т. Ф. Подгорного. После проведения конкурсных испытаний в Малом зале Петербургской консерватории все участники музыкального собрания сделали общую фотографию на память, а Общество друзей музыки устроило в их честь прием.

Члены жюри не ошиблись в оценке работ молодых мастеров. Впоследствии Евгений Францевич Витачек (1880–1946) и Тимофей Филиппович Подгорный (1873–1958) проявили себя как выдающиеся музыкальные деятели, которые создали и возглавили советскую школу скрипичных мастеров, а также внесли в качестве экспертов, реставраторов, исследователей и педагогов большой вклад в историю русской музыкальной культуры.

Так смелое начинание профессора металлургии, снявшего покров таинственности с процесса изготовления струнных инструментов, оказало значительное влияние на развитие музыкальной жизни России и стало важным и решающим моментом в истории отечественного скрипичного дела.

Композитор и музыкальный критик Михаил Михайлович Иванов, профессор Московской консерватории, писал:

«У нас среди строителей инструментов есть такие знатоки своего дела, как А.Леман и Д.К. Чернов, европейски известный ученый по металлургии. Наука не помешала ему заняться постройкой струнных инструментов. Он безусловно убежден не только в достоинстве своих скрипок, но и в том, что мы в наше время можем производить такие инструменты, которые могут смело соперничать со старыми итальянскими…»

2-ведущий.

Задавшись целью проследить судьбу музыкальных инструментов Д.К. Чернова, в 1958г. профессора металлургии Г.Н. Дубинин, доктор технических наук и одновременно скрипач по второму образованию, обнаружил скрипку № 14, датированную 1907г., которая в настоящее время (вместе с альтом № 2) хранится в Петербургском государственном институте театра, музыки и кинематографии.

Еще одним дошедшим до нас свидетельством деятельности Д.К. Чернова по изготовлению струнных инструментов является скрипка, хранящаяся в фондах Государственного центрального музея музыкальной культуры им. М.И. Глинки. На инструменте - автограф ученого и надпись, свидетельствующие о том, что профессор Д. Чернов изготовил данную скрипку в 1905г. в С.-Петербурге и присвоил ей № 9. Скрипка экспонировалась на двух выставках, проходивших в Политехническом музее: в декабре 1989 г. - январе 1990г. “150 лет великому русскому металлургу Д.К. Чернову” и в ноябре 1991г. - марте 1992г.“Из истории инженерной мысли России (серед. ХIХ - нач. ХХ вв.)”.

Деятельность профессора металлургии Дмитрия Константиновича Чернова вышла далеко за рамки любительства и стала существенным фактором развития музыкальной культуры России.

(Н.Паганини – «Рондо»)

Внеаудиторное мероприятие по теме

«О булате»
1-ведущий
Еще в древности металлурги знали тигельный способ плавки меди, бронзы, железа, обеспечивавший высокое качество металла. О знаменитой булатной стали, получаемой в тиглях, писал Аристотель, живший в IV веке. Этот процесс был распространен главным образом в странах Древнего Востока – Индии, Персии, Сирии. Тигельная сталь использовалась для производства холодного оружия – мечей, сабель, кинжалов, отличавшихся необычайной остротой и упругостью, а также для изготовления высокопрочных и стойких инструментов.

Родиной булата принято считать Индию, где почти за полтора тысячелетия до нашей эры изготовлялась сталь очень высокого качества. Известна легенда о том, как IV веке до нашей эры индийский царь Пор мужественно встретил на берегу реки Идасп полчища Александра Македонского, стремившегося завоевать Индию. Силы оказались неравными, индийское войско потерпело поражение, а сам царь Пор попал в плен. Каково же было удивление македонцев, когда они увидели, что на панцире, в котором сражался индийский царь, нет ни единой вмятины или царапины, хотя тот в течение всей битвы находился в гуще событий. Царский панцирь, отразивший немало сабельных ударов и град вражеских стрел, был сделан из необычайно прочного металла, которым славились древние индийские мастера.



2-ведущий

Задолго до нашей эры в Индии изготовлялись небольшие, в форме хлебной лепешки, слитки стали высокого качества, носившей название «вуц». Отсюда эта сталь поступала во многие страны Ближнего и Дальнего Востока, где оружейники ковали из нее отменные булатные клинки. Чтобы покупатель видел товар лицом, торговец показывал ему лепешку вуца, разрубленную пополам: при этом знаток мог по достоинству оценить отличное мелкозернистое строение металла.

Попадая в другие страны индийский вуц приобретал новые имена: всего насчитывается около тридцати названий знаменитой стали. Наиболее широкое употребление получили термины «булат» и «дамасская сталь», имеющие собирательное значение.

Сообщение-презентация о дамасской стали студент гр.ЭТХ-132 Бородин В.

1-ведущий

Холодное оружие из булатной стали очень высоко ценилось во все времена у всех народов, знавших толк в металле. В Индии, например, за булатный меч охотно отдавали лучшего слона, а слоны там всегда были в цене. Высокая стоимость холодного оружия из такой узорчатой стали в основе своей была связана с высокими «эксплуатационными» его свойствами – твердостью, сочетающейся с высокой упругостью и вязкостью, хотя нужно сразу отметить, что нет объективных данных (по крайней мере, нам неизвестны таковые), свидетельствующих о каких-либо чрезвычайных свойствах булатной стали, недостижимых якобы для современной металлургии.

Тайна японских клинков тоже покорилась исследователям. Меч катана – символ доблести и чести японского самурая. Линия заточки лезвия получалась ровной, но особые приемы ковки позволяли сделать её более красивой – волнистой.

Сообщение-презентация студента гр. ЭТХ-132 Колдомова В. «Катаны»

2-ведущий

Европейцы познакомились с булатным оружием позднее восточных народов. И хотя кое-где в Европе научились ковать из привозимого булата мечи, сабли, кинжалы, овладеть искусством выплавки булатной стали европейские металлурги так и не смогли. Сменялись столетия, но тайна булата, со временем утерянная и на Востоке, так и оставалась неразрешимой загадкой. Особенно заметно возрос интерес к этой проблеме после похода Наполеона в Египет, откуда им было вывезено множество бесценных образцов булатного оружия.

В начале IXX века один из английских путешественников приобрел в Индии несколько слитков вуца. Вернувшись в Англию, он передал металл Лондонскому королевскому обществу. Вуц заинтересовал многих ученых, среди которых был знаменитый физик Майкл Фарадей. После тщательного химического исследования металла он обнаружил в нем присутствие алюминия. Трудно сказать, намеренно был введен в сталь алюминий или попал туда случайно, но Фарадей оказался на ложном пути: он посчитал, что именно в этой добавке очень дорогого в то время металла кроется разгадка тайны. Ученый выплавил сталь, содержащую некоторое количество алюминия, и изготовил из нее клинок. К его большой радости на металле действительно возникли узоры, характерные для восточного булата. Но радость была преждевременной: узоры оказались единственным достоинством этого клинка. По своим деловым качествам он не только не превосходил обычные клинки из добротной английской стали, но и кое в чем даже уступал им.

Фарадей продолжил эксперименты, используя в качестве добавок к железу платину, золото, серебро, но и эти благородные металлы были не в силах придать стали волшебные свойства булата. Ничего не добившись ученый прекратил свои металлургические опыты и предпочел заняться электромагнетизмом и электролизом, снискав себе на этом поприще мировую известность. Безуспешными были попытки изготовить булат, предпринятые и металлургами Германии, Швеции, Франции.

Именно в эти годы приступил к решению многовековой задачи П.П.Аносов.

Сообщение-презентация студенты гр. ПХ-30 Дирксен К., Турушева К. «Биография Аносова П.П.»
1-ведущий

Одной из практических задач, стоявших перед Аносовым, было создание способа получения в тиглях высококачественной литой стали, что, по сути дела, и представляло собой первый шаг на пути раскрытия тайны булата.



Сообщение-презентация студент гр. ЭТХ-132 Быстров Е. «Булатная сталь Аносова».

Подводя итоги своих многолетних исследований, Аносов в 1841 году публикует труд «О булатах», ставший классическим сочинением по металлургии качественной стали и вошедшей в золотой фонд мировой металлургической литературы. Книга сразу же была переведена на немецкий, французский и другие языки. Труд Аносова по достоинству оценили многие передовые представители технической мысли России. По предложению ряда видных ученых, в том числе знаменитого физика Б.С. Якоби, сочинение «О булатах» было выдвинуто на соискание Демидовской премии – награды, которую в то время ежегодно присуждала Академия наук «за лучшие по разным частям сочинения в России». В одной из рецензий говорилось: «Аносову удалось получить сталь, обладающую всеми качествами, столь высоко ценимыми в азиатском булате, и превосходящую все сорта европейской стали, которые до закалки были чрезвычайно мягки, но после закалки по твердости своей превосходили лучшие сорта английской стали».

К сожалению, как не раз случалось в истории императорской Академии наук, премию получил не тот, кому она принадлежала по праву, а кто-то чьи работы и имя вскоре после этого канули в Лету. Нашлись «ученые», посчитавшие труды Аносова не очень значительными. Зато совсем иного мнения придерживались многие зарубежные специалисты.

В последние годы работы П.П.Аносова на Урале по его инициативе здесь были предприняты попытки производства артиллерийских орудий из литой стали. Эта важная инженерная идея получила дальнейшее развитие в трудах других русских металлургов – инженеров и ученых.



2-ведущий
Конечно, в наше время научились делать сплавы, которые превосходят булат по прочности или по упругости, но получить материал со всеми свойствами булата даже сейчас очень трудно.

Да, сейчас булатная сталь не производится. И вот почему. Эта сталь была продуктом ремесленного кустарного производства и имела, согласитесь, все-таки ограниченное применение - в основном для изготовления холодного оружия.

Рыночные преобразования последнего десятилетия способствовали развитию в нашей стране широкого общественного интереса к истории производства холодного оружия и в частности к ножам с клинками из булатной и дамасской стали. Возрождение ремесленной культуры, в том числе в области обработки металлов, сыграло в формировании этого интереса не последнюю роль.

Сегодня появился ряд мастеров и производителей научившихся изготавливать достаточно качественную дамасскую сталь



Сообщение-презентация студента гр. ЭТХ -132 Бутченко В. «Булат сегодня».

Современная техника (ведь минуло более сотни лет со времени работ Аносова!) нашла много способов получения стали самых разнообразных марок с различными свойствами, которыми не обладала булатная сталь. Современной технике нужны металлы и сплавы с самыми необычными свойствами. Нужны стали для работы при давлении в сотни и тысячи атмосфер (в производстве аммиака давление до 1 000 атмосфер) и при глубоком вакууме, когда давление близко к нулю (в электронных приборах давление до 0,000001 мм рт. ст.). Хладостойкие стали должны сохранять прочность при температурах, близких к абсолютному нулю (- 273 °С). Для атомных реакторов требуется металл с наибольшей магнитопроводностью, для двигателей реактивных самолетов и ракет - сталь, способная сохранять прочность при весьма высоких температурах и большой нагрузке.



Фрагменты методической разработки конкурса проектов по теме «Диаграмма состояния системы железо-углерод»
Тема проекта

Тема данного проекта «Диаграмма системы железо-углерод» выбрана неслучайно. Это одна из тем изучаемого материала, которая довольно сложно дается студентам всех специальностей. При изучении данной темы вводится много новых, ранее нигде не изучаемых понятий, трудных даже в произношении. Основными сплавами данной системы, железо-углерод, являются чугуны и стали, которые применяются и в вагоностроении, и в локомотивостроении, и при строительстве железных дорог, и в электроснабжении. Диаграмма системы железо-углерод – это база всего раздела «Технология металлов». Ее знание – залог дальнейшего успеха при изучении дисциплин «Материаловедение», «Строительные материалы и изделия» - для специальности «Строительство железных дорог. Путь и путевое хозяйство», а также при дальнейшем изучении специальных дисциплин.


Задание проекта

Задание проекта включает в себя:



  1. Творческую работу по созданию диаграммы системы железо-углерод.

Проект может быть выполнен из любого материала и в любой технике, которым владеет студент. Формат проекта А4-А1.

  1. Реферативную работу по теме «Диаграмма системы железо-углерод»,

которая должна включать в себя следующие вопросы: историческую справку по созданию данной диаграммы, основные линии и точки диаграммы, критические точки Чернова, актуальность диаграммы в настоящее время. Представление работы проводится в виде презентации с докладом 5-7 минут.
Участники проекта

Участники проекта – команды студентов II курса специальностей «Вагоны и вагонное хозяйство», «Локомотивы и локомотивное хозяйство», «Строительство железных дорог. Путь и путевое хозяйство». Максимальное количество участников в команде - 6 человек. Порядок выступления команд определяется жеребьевкой.


Критерии оценивания проекта

Проект студентов оцениваются по бальной шкале в соответствии с критериями оценивания, приведенными в таблице.




№,

п/п


Наименование критерия

Максимальное количество баллов

1

Соответствие темы проекта заданию

2

2

Оценивание творческой работы

28

Формат

3

Материал изготовления

10

Техника изготовления

10

Сложность выполнения

5

3

Оценивание реферата

30

Соответствие темы реферата его содержанию

5

Историческая справка

5

Основные точки и линии диаграммы

5

Критические точки Чернова

5

Структурные составляющие диаграммы

5

Актуальность диаграммы в настоящее время

5

4

Оценивание презентации

37

Выбор главного

5

Насыщенность слайдов

5

Простота изложения информации

5

Логическая последовательность

5

Количество и лаконичность текста на слайде

5

Анимация

3

Цветовое сопровождение

3

Звуковое сопровождение

3

Гиперссылки

3

5

Время доклада

10




ИТОГО

107


Выводы

1. Проведение такого конкурса способствует углублению знаний по диаграмме системы железо-углерод и по дисциплине «Материаловедение» в целом.

2. Изучение истории создания диаграммы способствует развитию духовно-нравственного потенциала студента, так как одним из ее основоположников является русский инженер-металлург Чернов Д.К.

3. Изготовление проекта позволяет выявить нераскрытые творческие способности студентов.

4. Написание реферативной работы способствует развитию умений и навыков при работе с дополнительной и в том числе с технической литературой.

5. Изготовление презентации помогает расширить свои умения и навыки при работе с техническими средствами.

6. Работа в команде способствует развитию коммуникабельности, чувства ответственности, дисциплинированности.
Заключительный этап мероприятия
Заключительное слово о проведении мероприятия должно отводится гостям, членам жюри мероприятия и преподавателю - организатору мероприятия. Это должны быть краткие выводы о проведенном мероприятии.

Если это конкурс или конференция – должны быть подведены итоги творческим работам студентов. Все работы должны быть оценены.

Результаты конкурса или конференции могут быть сведены в таблицу (таблица 2).
Таблица 2

Итоги конкурса




№, п/п

Фамилия и имя студента, группа

Количество

набранных баллов



Призовое место
















































По итогам мероприятия студенты – призеры, занявшие 1,2, и 3 места награждаются грамотами, а всем участникам мероприятия вручаются сертификаты участия.


Список литературы

  1. Лихачев Д.С. Учиться говорить и писать // Земля родная: Книга для учащихся. – М.: Просвещение, 1983. – С.57.

  2. Философский энциклопедический словарь. – М., 1989. – С.45-48.

  3. Есин А.Б. Введение в культурологию»: Основные понятия культурологии в систематическом изложении. – М., 2008. – С.36.

  4. Будущее молодежи в Сибири: молодежная политика и образование. Исследования, опыт, рекомендации. Выпуск №1. «Проблемы образования. Молодежь и вопросы воспитания». – Красноярск: РИО КГПУ, 2004. – С.312-330.

  5. Кучерова О.Е. Проблема духовно-нравственного здоровья в современном воспитании// Среднее профессиональное образование, 2006, №10


Приложение
Данное приложение содержит:

  • фрагменты презентаций студентов;

  • фрагменты творческих работ студентов.

Ч

ернов Д.К. Газета по биографии Чернова Д.К.





П
етербургское уездное училище, в котором обучался Чернов Д.К.








Булаты





Дамасская сталь Аносов П.П.

















  • Роль внеаудиторной деятельности в духовно-нравственном развитии и творческом совершенствовании студентов
  • Примерный учебно-методический план внеаудиторного мероприятия по дисциплине Дата
  • Учебная дисциплина
  • Участники мероприятия (
  • Критерии оценивания творческих работ студентов
  • Примеры сценариев внеаудиторных мероприятий по учебной дисциплине «Материаловедение» Конференция по теме «Материалы в моей специальности»
  • Внеаудиторное мероприятие по теме «Чернов Д.К. металлург – музыкант»
  • Сен-Санс – «Карнавал животных» - «Аквариум»
  • (Л.Бетховен «Весенняя соната»).
  • Н.Паганини – «Рондо» ) Внеаудиторное мероприятие по теме «О булате» 1-ведущий
  • Сообщение-презентация о дамасской стали студент гр.ЭТХ-132 Бородин В. 1-ведущий
  • Сообщение-презентация студента гр. ЭТХ-132 Колдомова В. «Катаны» 2-ведущий
  • Сообщение-презентация студенты гр. ПХ-30 Дирксен К., Турушева К. «Биография Аносова П.П.» 1-ведущий
  • Сообщение-презентация студент гр. ЭТХ-132 Быстров Е. «Булатная сталь Аносова».
  • Сообщение-презентация студента гр. ЭТХ -132 Бутченко В. «Булат сегодня».
  • Фрагменты методической разработки конкурса проектов по теме «Диаграмма состояния системы железо-углерод» Тема проекта
  • Критерии оценивания проекта
  • Оценивание реферата 30
  • Оценивание презентации 37
  • Время доклада 10
  • Заключительный этап мероприятия