Первая страница
Наша команда
Контакты
О нас

    Главная страница


Коровина В. Я. и др.) (базовый и профильный уровни). 8 класс




Скачать 303.29 Kb.
Дата29.06.2017
Размер303.29 Kb.
ТипПротокол

Рассмотрено на заседании МО

учителей русского языка и литературы

Протокол №______

от ____ _________________2013г.



Согласовано

зам.директора по УВР

_____________ Н.А. Петрова

_____ ________________2013г.



Утверждаю

Директор МБОУ «В(С)ОШ № 1»

______________________ Е.А. Сологуб

_____ ___________ 2013 г.

Приказ № ___ от ___ ___________ 2013 г.



РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

ПО ЛИТЕРАТУРЕ ДЛЯ 8 КЛАССА МБОУ «В(С)ОШ №1»


Программа составлена на основе примерной программы среднего (полного) образования по литературе (базовый уровень)

Учебник: Литература (редакторы Коровина В.Я. и др.) (базовый и профильный уровни). 8 класс. – М.: «Просвещение», 2013.

учитель русского языка и литературы

МБОУ «В(С)ОШ № 1»

2013/2014 учебный год

Пояснительная записка.

Цели изучения русской литературы в 8 классе

Приобщение учащихся к искусству слова, богатству русской классической и зарубежной литературы.

воспитание духовно развитой личности, формирование гуманистического мировоззрения, гражданского сознания, чувства патриотизма, любви и уважения к литературе и ценностям отечественной культуры;

развитие эмоционального восприятия художественного текста, образного и аналитического мышления, творческого воображения, читательской культуры и понимания авторской позиции; формирование начальных представлений о специфике литературы в ряду других искусств, потребности в самостоятельном чтении художественных произведений; развитие устной и письменной речи учащихся;

освоение текстов художественных произведений в единстве формы и содержания, основных историко-литературных сведений и теоретико-литературных понятий;

овладение умениями чтения и анализа художественных произведений с привлечением базовых литературоведческих понятий и необходимых сведений по истории литературы; выявления в произведениях конкретно-исторического и общечеловеческого содержания, грамотного использования русского литературного языка при создании собственных устных и письменных высказываний.

Задачи организации учебной деятельности:

 приобретение знаний по чтению и анализу художественных произведений с привлечением базовых литературоведческих понятий и необходимых сведений по истории литературы;

 овладение способами правильного, беглого и выразительного чтения вслух художественных и учебных текстов, в том числе и чтению наизусть;

 устного пересказа (подробному, выборочному, сжатому, от другого лица, художественному) – небольшого отрывка, главы, повести, рассказа, сказки; свободному владению монологической и диалогической речью в объеме изучаемых произведений;

 научиться развернутому ответу на вопрос, рассказу о литературном герое, характеристике героя;

 отзыву на самостоятельно прочитанное произведение; способами свободного владения письменной речью;

 освоение лингвистической, культурологической, коммуникативной компетенций.

Таким образом, компетентностный подход к созданию тематического планирования обеспечивает взаимосвязанное развитие и совершенствование ключевых, общепредметных и предметных компетенций.

Принципы отбора содержания связаны с преемственностью целей образования на различных ступенях и уровнях обучения, логикой внутрипредметных связей, а также с возрастными особенностями развития учащихся.

Личностная ориентация образовательного процесса выявляет приоритет воспитательных и развивающих целей обучения. Способность учащихся понимать причины и логику развития литературных процессов открывает возможность для осмысленного восприятия всего разнообразия мировоззренческих, социокультурных систем, существующих в современном мире. Система учебных занятий призвана способствовать развитию личностной самоидентификации, гуманитарной культуры школьников, их приобщению к ценностям национальной и мировой культуры, усилению мотивации к социальному познанию и творчеству, воспитанию личностно и общественно востребованных качеств, в том числе гражданственности, толерантности.

Деятельностный подход отражает стратегию современной образовательной политики: необходимость воспитания человека и гражданина, интегрированного в современное ему общество, нацеленного на совершенствование этого общества. Система уроков сориентирована не столько на передачу «готовых знаний», сколько на формирование активной личности, мотивированной к самообразованию, обладающей достаточными навыками и психологическими установками к самостоятельному поиску, отбору, анализу и использованию информации. Это поможет выпускнику адаптироваться в мире, где объем информации растет в геометрической прогрессии, где социальная и профессиональная успешность напрямую зависят от позитивного отношения к новациям, самостоятельности мышления и инициативности, от готовности проявлять творческий подход к делу, искать нестандартные способы решения проблем, от готовности к конструктивному взаимодействию с людьми.

Основой целеполагания является обновление требований к уровню подготовки выпускников в системе гуманитарного образования, отражающее важнейшую особенность педагогической концепции государственного стандарта – переход от суммы «предметных результатов» (то есть образовательных результатов, достигаемых в рамках отдельных учебных предметов) к межпредметным и интегративным результатам. Такие результаты представляют собой обобщенные способы деятельности, которые отражают специфику не отдельных предметов, а ступеней общего образования. В государственном стандарте они зафиксированы как общие учебные умения, навыки и способы человеческой деятельности, что предполагает повышенное внимание к развитию межпредметных связей курса литературы.

Дидактическая модель обучения и педагогические средства отражают модернизацию основ учебного процесса, их переориентацию на достижение конкретных результатов в виде сформированных умений и навыков учащихся, обобщенных способов деятельности. Формирование целостных представлений о литературе будет осуществляться в ходе творческой деятельности учащихся на основе личностного осмысления литературных фактов и явлений. Особое внимание уделяется познавательной активности учащихся, их мотивированности к самостоятельной учебной работе. Это предполагает все более широкое использование нетрадиционных форм уроков, в том числе методики деловых и ролевых игр, проблемных дискуссий, межпредметных интегрированных уроков и т. д.

Стандарт ориентирован на воспитание школьника – гражданина и патриота России, развитие духовно-нравственного мира школьника, его национального самосознания. Эти положения нашли отражение в содержании уроков. В процессе обучения должно быть сформировано умение формулировать свои мировоззренческие взгляды и на этой основе – воспитание гражданственности и патриотизма.



Требования к уровню подготовки учащихся:

Должны знать и понимать:



  • образную природу словесного искусства;

  • содержание изученных литературных произведений; 

  • основные факты жизни и творчества писателей- классиков 19-20 вв., этапы их творческой эволюции;

  • историко-культурный контекст и творческую историю изучаемых произведений;



  • основные закономерности историко-литературного процесса, сведения об отдельных периодах его развития и черты литературных направлений и течений;

  • основные теоретико – литературные понятия.

Уметь:

  • воспроизводить содержание литературного произведения;

  • анализировать и интерпретировать литературные произведения, используя сведения по истории и теории литературы (художественная структура, тематика, проблематика, нравственный пафос, система образов, особенности композиции, художественного времени и пространства, изобразительно-выразительные средства языка, художественная деталь);

  • анализировать эпизод (сцену) изученного произведения, объяснять его связь с проблематикой произведения;

  • соотносить художественную литературу с фактами общественной жизни и культуры;

  • раскрывать роль литературы в духовном и культурном развитии общества;

  • раскрывать конкретно-историческое и общечеловеческое содержание изученных литературных произведений;

  • связывать литературную классику со временем написания, современностью и с традицией;

  • выявлять сквозные темы и ключевые проблемы русской литературы;

  • определять род и жанр произведения;

  • выявлять авторскую позицию

  • выразительно читать изученные произведения, соблюдая нормы литературного произношения;

  • аргументировано формулировать свое отношение к прочитанному произведению;

  • писать отзыв на самостоятельно прочитанное произведение;

  • писать развернутый ответ на вопрос;

  • письменно составлять план сочинения;

  • писать рассказ-характеристику;

  • свободно владеть письменной речью.

Используют приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • создания связного текста (устного и письменного) на необходимую тему с учетом норм русского литературного языка;

  • участия в диалоге или дискуссии;

  • определения своего круга чтения и оценки литературных произведений.



Тематическое планирование для 8 группы по литературе

кол-во часов на год - 72, кол-во часов на неделю - 2



Дата

№ урока

Темы для групповой консультации

Темы для самостоятельного

изучения,




Формы контроля

за усвоением знаний на гр/к и тем с/м



Требования к уровню

подготовки учащихся для сдачи зачета



Использование

ИКТ, открытые ГК, ИК



Домашнее задание

1

2

3

4

5

6

7

8

ПЕРВОЕ ПОЛУГОДИЕ

I зачетный раздел (34 часа)




1

Вводный урок














Записи в тетради




2

Устное народное творчество. Песни: исторические, лирические и др. «Предание о Пугачеве»

Анализ песни по выбору

Опрос-беседа

Уметь читать и анализировать произведения устного народного творчества




С. 5 – 17

Записи в тетради






3

Житие А.Невского (фрагменты)

Жанр жития в древнерусской литературе

Беседа по вопросам

Жанр жития в древнерусской литературе. Понятие о воинской повести




С. 18 – 26

Записи в тетради






4

Житие А.Невского. Жанр жития в древнерусской литературе




Беседа по вопросам




С. 31 – 35

Записи в тетради






5

«Шемякин суд» как сатирическое произведение 17 века




Беседа


Сатира как жанр.




С. 37 – 71

Читать





6

18 век. Н.Карамзин «Наталья – боярская дочь»




Биография и литературный заслуги Карамзина.




С. 37 – 71

Записи в тетради






7

18 век. Н.Карамзин «Наталья – боярская дочь»







Записи в тетради

Читать басни






8

И.А.Крылов. Басни «Лягушки, просящие царя», «Обоз». Понятие басни, морали. Аллегория. Сатира на человеческие и общественные пороки.

Басни, изученные в 5-7 классах. Жанр басни

Беседа

Уметь читать басню, объяснять ее смысл




С. 77 – 78

Конспект






9

К.Ф.Рылеев «Смерть Ермака». Понятие Думы, ее связь с русской историей

Историческая справка о Ермаке

Беседа

Дума как жанр




С. 84 – 88

Читать «Капитанская дочь»






10

А.С.Пушкин. Творческая история повести «Капитанская дочка». «История Пугачевского бунта» (отрывки)

Краткое сообщение учащихся

Опрос-беседа

Краткое содержание «Капитанской дочки»

Презентация

Записи в тетради

Читать «Капитанская дочь»

С. 99 - 209





11

Формирование характера Петра Гринева. Работа над 1, 2 главой

Чтение главы 1-2.

Сжатый пересказ



Опрос-беседа

Понятия: жанр, мемуары, сюжет




Читать «Капитанская дочь»

С. 99 - 209






12

Проблема чести, достоинства, нравственного выбора в повести «Капитанская дочка». Петр Гринев и Швабрин

Чтение главы 3-5.

Сжатый пересказ



Опрос-беседа

Пересказ текста




Читать «Капитанская дочь»

С. 99 - 209






13

Падение Белгородской крепости. Семья капитана Миронова.

Чтение главы 6-7

Пересказ


Опрос-беседа

Аналитическая беседа



Пересказ текста




Читать «Капитанская дочь»

С. 99 - 209






14

Изображение народной войны и ее вождя. Пугачев и народ

Чтение главы 8-12

Пересказ. Роль



Опрос-беседа

Пересказ эпизодов




Читать «Капитанская дочь»

С. 99 - 209






15

Изображение народной войны и ее вождя. Пугачев и народ







Пересказ эпизодов




Читать «Капитанская дочь»

С. 99 - 209






16

Образ Маши Мироновой. Смысл названия повести. Анализ эпизода

Составление плана, подготовка к сочинению

Опрос-беседа

Смысл названия повести




Читать «Капитанская дочь»

С. 99 - 209






17

Подготовка к сочинению

Составление плана, подготовка к сочинению

Составление плана, беседа







Повторить конспекты




18-19

Развитие речи. Обучающее сочинение по повести А.С.Пушкина «Капитанская дочка»

Сочинение

Составление плана, беседа







Работа над ошибками




20

М.Ю.Лермонтов. Жизнь и судьба. Кавказ в жизни и творчестве поэта

Сообщение о жизни Лермонтова

Чтение стихов, беседа

Выразительное чтение стихов

Презентация

Записи в тетради




21

М.Ю.Лермонтов. «Мцыри». История создания поэмы, тема и идея. Значение эпиграфа. Композиция

История создания поэмы, чтение текста

Беседа по вопросам

Выразительное чтение. Понятия: поэма, тема, идея, сюжет, композиция

Презентация

Записи в тетради




22

Образ Мцыри в поэме. Значение поэмы




Тест

Понятие образа в литературе




С. 219 – 240 Читать




23

Своеобразие поэмы «Мцыри» как романтической поэм




Беседа по вопросам.

Домашнее сочинение по поэме «Мцыри»

Понятие о романтизме, романтическом герое. Ямб – стихотворный размер.




С. 219 – 240 Читать




24

Н.В.Гоголь – писатель-сатирик. Создание комедии «Ревизор». д.1

Сообщение о жизни и творчестве писателя

Беседа. Фронтальный опрос.

Понятие о комедии




Записи в тетради Читать С. 253 – 269




25

Д.1. Комедия «Ревизор». Чиновники в пьесе

Чтение д.1-2, 3

Чтение и анализ.




Просмотр спектакля

Читать С. 269 – 300




26

Хлестаков и чиновники

Д.2,3

Сопост-ный анализ героев.




Просмотр спектакля

Читать С. 300 – 340




27

Хлестаковщина как нравственное понятие

Д.2-5

Беседа.







Записи в тетради




28

Тест по комедии Н.В.Гоголя «Ревизор»




Урок контроля.







Работа над ошибками




29

Контрольная работа




Урок контроля







Работа над ошибками




30

Резервный урок



















31

Резервный урок



















32

Резервный урок



















33

Резервный урок



















34

Резервный урок
















ВТОРОЕ ПОЛУГОДИЕ (38 ЧАСОВ)

II зачетный раздел (11 часов)




35

И.С. Тургенев. Повесть «Ася». Глава 1.

Ася и Гагин. Характеристики героев.



Биография И.С. Тургенева

Опрос

Беседа


Знать биографию И.С.Тургенева; уметь отвечать на вопросы по учебнику; знать содержание повести; понятие «тургеневская девушка».




Читать С. 389 – 397




36

Образ тургеневской девушки в повести «Ася».




Беседа





Записи в тетради




37

Анализ эпизода. Роль 16 главы в повести «Ася».




Опрос – беседа





Читать С. 389 – 397




38

Классное сочинение.




Урок контроля.




Работа над ошибками




39

Л.Н.Толстой. Создание рассказа «После бала».

Биография Л.Н.Толстого.

Подготовка сообщения о создании повести.



Опрос


Прием контраста в рассказе; понятие о рассказе.




Конспект

Читать С. 29 – 40






40

Социально-нравственные проблемы рассказа «После бала».




Беседа





Записи в тетради




41-42

Работа над сочинением.

Составление плана.

Сочинение




Работа над ошибками




43

М.Е.Салтыков-Щедрин «История одного города». Глава «О корени происхождения глуповцев».

Биография писателя.

Опрос – беседа


Понятие иронии, сарказма, гиперболы, гротеска.




С. 3 – 14

Ответ на вопросы







44

Н.С.Лесков. Нравственные проблемы рассказа «Старый гений»

Биография писателя. Выписать крылатые выражения, поговорки и пословицы из текста.

Сообщения учащихся.

Ответы на вопросы учебника.




С. 15 – 26

Ответ на вопросы







45

А.П.Чехов. «О любви» как история об упущенном счастье.

Биография писателя.

Сообщения учащихся.

Пересказ текста.




С. 45 – 57

Ответ на вопросы




III зачетный раздел (27 часов)




46

И.А.Бунин. Проблема счастья в рассказе «Кавказ».

Биография писателя.

Беседа по вопросам.

Художественное своеобразие в рассказах И.А.Бунина:

  1. психологизм;

  2. тонкое чувство природы;

  3. лаконизм.




С. 59 – 65

Ответ на вопросы







47

Нравственные проблемы в рассказе Куприна «Куст сирени».

Биография писателя.

Беседа по вопросам.







С. 67 – 75

Записи в тетради







48

Романтизм А.М.Горького в рассказе «Челкаш».

Биография писателя.

Беседа по вопросам.

Понятие о романтизме А.М. Горького.




Записи в тетради




49

Герои и их судьба в рассказе «Челкаш».










Записи в тетради




50

А.А.Блок. Историческая тема в творчестве поэта. «Россия» и др.

Подготовка докладов «Блок и Псков».

Беседа.

Выучить наизусть стихотворение «Россия» А.Блока.




С. 77 – 85 Стихотворение наизусть





51

С.А.Есенин. Поэма «Пугачев».

Пугачев в повести А.С.Пушкина «Капитанская дочка».

Беседа.

Выразительное чтение отрывков из поэмы.




С. 88 – 95 Стихотворение наизусть





52

М.И.Осоргин. «Пенсне»

Биография писателя.

Беседа по вопросам.

Уметь пересказать рассказ.




Читать С. 109 - 113




53

Журнал «Сатирикон». Сатира в рассказах Тэффи и Зощенко

Биография писателей Тэффи и Зощенко

Сообщения учащихся о рассказах Тэффи и Зощенко

Понятие сатиры и юмора. Олицетворения в рассказах Тэффи и пересказ текста.




С. 114 - 134




54

А.Твардовский. Слово о поэте. «Василий Теркин».






Знать о жизни и творчестве А.Твардовского, содержание глав Перед боем», «Переправа» и др. Выразительное чтение отрывков.




Конспект




55

Автор и его герой.










Записи в тетради




56

Подготовка к сочинению.




Сочинение.




Записи в тетради




57-58

Сочинение.




Сочинение.




Работа над ошибками




59

А.Платонов. «Возвращение». Нравственные проблемы в рассказе.

Биография писателя.

Сообщения учащихся.

Беседа по вопросам.



Знать о трудной судьбе писателя, нравственных проблемах в его рассказах.




С. 165 – 189




60

Стихи и песни о Великой Отечественной войне.


Сообщения учащихся. Чтение стихов.




Выразительное чтение стихов

Презентация

Стихи наизусть (на выбор)




61

В.П.Астафьев. Проблемы в рассказе «Фотография, на которой меня нет».

Сообщения учащихся о писателе, о рассказах «Конь с розовой гривой» и др.

Беседа по рассказам писателя.

Знать: основные вехи жизни и творчества писателя.




С. 203 – 220




62

В.П.Астафьев. «Фотография, на которой меня нет».

Составление плана рассказа.

Пересказ текста по плану.







С. 203 – 220




63-64

Русские поэты о Родине, родной природе и о себе.

Сообщения учащихся.




Выразительное чтение стихов




С. 221 – 226




65-66

Поэты русского зарубежья о Родине.

Сообщения учащихся.




Выразительное чтение стихов




С. 227 – 230

Из зарубежной литературы




67

У.Шекспир. Проблемы трагедии «Ромео и Джульетта».

Чтение сонетов, понятие сонета. Загадка биографии поэта и драматурга.

Сообщения учащихся



Знать: основные факты биографии и творчества У.Шекспира; сюжет трагедии «Ромео и Джульетта»; понятие конфликта в драматическом произведении.




Записи в тетради.

Конспект





68

У.Шекспир. Проблемы трагедии «Ромео и Джульетта».










Записи в тетради.

Конспект





69

Д.Свифт. «Путешествие Гулливера» как сатира на государственное устройство общества.

Биография писателя.

Понятие сатиры, юмора; в чем актуальность романа писателя в современное время; сочетание реальности и фантастики.




Записи в тетради.

Конспект





70

Д.Свифт. «Путешествие Гулливера»










Записи в тетради.

Конспект





71

В.Скотт. «Айвенго» как исторический роман.

В.Скотт-родоначальник исторического романа, его влияние на А.С.Пушкина, русскую прозу.

Понятие о жанре исторического романа; любовная и политическая двух сюжетная линия романа.




Записи в тетради.

Конспект





72

В.Скотт. «Айвенго»










Записи в тетради.

Конспект




Таблицы

Теория литературы


  1. Роды литературы

  2. Художественные системы в литературе

  3. Классицизм. Сентиментализм

  4. Романтизм. Модернизм

  5. Реализм как литературное направление

  6. Темы и мотивы в литературе

  7. Жанры лирики

  8. Жанры лирики

  9. Рифма

  10. Принципы ритмической организации стихотворений

  11. Строфа

  12. Виды строф в лирике

  13. Виды строф в лирике

  14. Твёрдые стихотворные рифмы

  15. стихосложение

  16. Лирический герой

  17. Изобразительно-выразительные средства языка. Тропы

  18. Изобразительно-выразительные средства языка. Тропы

  19. Изобразительно-выразительные средства языка. Тропы

  20. Изобразительно-выразительные средства языка. Стилистические фигуры



Литература


  1. Библиотека мировой литературы, выпуск 1. Европейская литература XIV-XVIII веков.

  2. Библиотека русской классики, выпуск 1. (Бунин, Блок, Бабелҗ и др.)

  3. Библиотека русской классики, выпуск 3. (Андреев, Белый, Кузмин, Сологуб и др.)

  4. Библиотека русской классики, выпуск 6. 9Беляев, Грин, Куприн, А.Н.толстой)

  5. Русская литература от Нестора до Маяковского.

  6. Русская поэзия XVII-XX веков.

  7. Хрестоматия по русской литературе.

  8. Русская литература. Мультимедийная энциклопедия.

  9. Мудрые мысли и изречения. Том 3.

  10. Д.Н.Мамин-Сибиряк. Алёнушкины сказки.

  11. А.Грин “Алые паруса”..

  12. А.С.Пушкин. Стихи и сказки.

  13. Н.В.Гоголь. Школьная хрестоматия. Начитанные сокращённые тексты.

  14. А.П.Чехов. Рассказы.

  15. Л.Н.Толстой. Школьная хрестоматия. Начитанные сокращённые тексты

  • РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ЛИТЕРАТУРЕ ДЛЯ 8 КЛАССА МБОУ «В(С)ОШ №1»
  • Учебник: Литература (редакторы Коровина В.Я. и др.) (базовый и профильный уровни). 8 класс. – М.: «Просвещение», 2013. учитель русского языка и литературы
  • МБОУ «В(С)ОШ № 1» 2013/2014 учебный год Пояснительная записка. Цели изучения русской литературы в 8 классе
  • Задачи организации учебной деятельности
  • Требования к уровню подготовки учащихся
  • Тематическое планирование для 8 группы по литературе кол-во часов на год - 72, кол-во часов на неделю - 2
  • ПЕРВОЕ ПОЛУГОДИЕ I зачетный раздел (34 часа)
  • Развитие речи. Обучающее сочинение по повести А.С.Пушкина «Капитанская дочка»
  • Домашнее сочинение по поэме «Мцыри»
  • Тест по комедии Н.В.Гоголя «Ревизор» Урок контроля.
  • ВТОРОЕ ПОЛУГОДИЕ (38 ЧАСОВ) II зачетный раздел (11 часов)
  • III зачетный раздел (27 часов) 46 И.А.Бунин
  • Стихи и песни о Великой Отечественной войне.
  • Поэты русского зарубежья о Родине
  • Из зарубежной литературы 67 У.Шекспир
  • Таблицы Теория литературы