Первая страница
Наша команда
Контакты
О нас

    Главная страница


Контрольная работа (№7) по творчеству А. Фета и Ф. Тютчева. Выполните тест по творчеству А. Фета и Ф. Тютчева. Задания с выбором ответа




Скачать 136.4 Kb.
Дата27.06.2017
Размер136.4 Kb.
ТипКонтрольная работа
Тема урока: Контрольная работа (№ 7) по творчеству А. Фета и Ф. Тютчева.

Выполните тест по творчеству А. Фета и Ф. Тютчева.



Задания с выбором ответа 
1.Укажите годы жизни Ф. И. Тютчева. 

А) 1821-1878; Б) 1803-1873 3; В)1818-1883; Г)1836-1861. 


2. Укажите, как назывался первый сборник стихотворений А. А. Фета. 

А) «Лирический пантеон»; Б) «Вечерние огни»;

В) «Стихотворения А. Фета»; Г) «Снег». 
3. Впервые стихотворения Ф. И. Тютчева были опубликованы: 

А) в журнале «Современник»; Б) в журнале «Полярная звезда»;

В) в журнале «Колокол»; Г) за границей. 
4.Укажите ведущую тему в творчестве А. А. Фета. 

А) Поэт и поэзия; Б) Любовь и природа;

В) Гражданское служение; Г) Предназначение человека.
5.Укажите, какое из литературных мест России связано с именем Ф. И. Тютчева. 

А) Константиново; Б) Шахматово; В) Мураново; Г) Ясная Поляна. 


6.Укажите стихотворение А. А. Фета, которое первым было положено на музыку: 

А) «На заре ты её не буди …»; Б) «Сияла ночь. Луной был полон сад»;

В) «Жизнь пронеслась без явного следа»; Г) «Задрожали листы, облетая …» 
7.Укажите, какое изобразительно-выразительное средство преобладает во фрагменте стихотворения Ф. И. Тютчева «Осенний вечер». 

Есть в светлости осенних вечеров

Умильная, таинственная прелесть:

Зловещий блеск и пестрота дерев,

Багряных листьев томный, лёгкий шелест,

Туманная и тихая лазурь

Над грустно-сиротеющей землёю … 
А) Метафора; Б) Эпитет; В) Сравнение; Г) Гипербола
8. Укажите, кто так отзывался о творчестве А. А. Фета «И откуда у этого добродушного офицера берётся такая непонятная лирическая дерзость, свойство великих поэтов». 

А) Н. А. Некрасов; Б) А.С. Пушкин; В) А.Н. Островский; Г) Ф.И. Тютчев.


9. Укажите стихотворение Ф. И. Тютчева, посвящённое Е. А. Денисьевой.

А) «Весенние воды»; Б) «Сон на море»;

В) «К. Б. (Я встретил вас …)»; Г) «О, как убийственно мы любим …» 
10. Укажите стихотворение А. А. Фета, вызвавшее многочисленные пародии и подражания. 

А) «На стоге сена ночью южной …»; Б) «Печальная берёза …»;

В) «Ещё майская ночь …»; Г)«Шёпот, робкое дыханье …» 
Задания с кратким ответом 

11. В посольстве какой страны около 20 лет проработал Ф. И. Тютчев?
12. Напишите название журнала, с которым в активно сотрудничал А. А. Фет.


13. Напишите название критической статьи, в которой Н. А. Некрасов высоко оценил творчество Ф. И. Тютчева.

14. Как называется синтаксический приём, который А. А. Фет использует в данном отрывке: 

Прозвучало над ясной рекою,

Прозвенело в померкшем лугу,

Покатилось над рощей немою,

Засветилось на том берегу.
15. Укажите, каким размером написано следующее стихотворение Ф. И. Тютчева: 

Умом Россию не понять,

Аршином общим не измерить:

У ней особенная стать

В Россию можно только верить.
16. Напишите название последнего сборника стихотворений А. А. Фета.
17. Какой художественный приём использует Ф. И. Тютчева в следующих строчках: 

О чём ты воешь, ветер ночной?

О чём так сетуешь безумно?..

Что значит странный голос твой,

То глухо жалобный, то шумно?
Система оценивания письменной контрольной работы

Критерии оценивания:



1-9 правильных ответов – «2»

10-11 правильных ответов – «3»

12-15 правильных ответов – «4»

16 -17 правильных ответов – «5»
Рекомендации по подготовке к контрольной работе

При подготовке к контрольной работе рекомендуется использовать:

-рабочие тетради по русскому языку и литературе;

-учебник Лебедев Ю.В. Русская литература XIX в. (ч. 1, 2). 10кл. – М., 2015.



Тема урока: Этапы биографии и творчества М. Е. Салтыкова - Щедрина.

Задание 1. Составьте хронологическую таблицу по биографии М. Е. Салтыкова - Щедрина.

М. Е. Салтыков-Щедрин — писатель большого поэтического диапазона. Его творчество продолжает и углубляет сатирическое направление в русской литературе, начатое А. С. Грибоедовым и Н. В. Гоголем. Писатель-сатирик, публицист, критик, редактор охватывает многие сферы общественной жизни России.

Наследие Салтыкова-Щедрина мы по праву называем классическим. Ведь истинно классическое в искусстве — это то, что, пережив свою эпоху и своего создателя, остается в духовном сознании потомков, обогащает нас сейчас, сегодня, знанием человеческих характеров, опытом истории.

15 (27) января 1826 г. в селе Спас-Угол Калязинского уезда Тверской губернии в семье помещиков Салтыковых родился сын Михаил, однако через тридцать лет, в 1856 г., он появился на свет еще раз, но уже как литератор Салтыков-Щедрин. Тридцать лет, разделяющие эти даты, многое определили в жизни и судьбе русского писателя Михаила Евграфовича Салтыкова-Щедрина. Именно под этим именем он и вошел в историю русской литературы.

«Я вырос на лоне крепостного права, вскормлен молоком крепостной кормилицы, воспитан крепостными мамками и, наконец, обучен грамоте крепостным грамотеем...» - вспоминал писатель.

Свое детство, картины жизни и быта усадьбы, отношения в семье он позже воссоздаст в «Пошехонской стороне» и в «Господах Головлевых».

Большое влияние на будущего писателя оказал Белинский. Позднее Салтыков-Щедрин говорил о Белинском: «Он учил мыслить, наполняя сердца наши скорбью и негодованием и вместе с тем, указывая цель для наших стремлений».

В 1844 г. Салтыков-Щедрин был выпущен из Лицея и направлен в канцелярию военного министерства. Тогда же он примыкает к одному из кружков, заседания которого проходили на квартире Михаила Буташевича-Петрашевского. Благодаря способностям и трудолюбию Щедрин постоянно «повышается в должностях», а также не мешает его литературной работе. Друг за другом в 1847 и 1848 годы выходят две его первые повести. Одна из них — «Запутанное дело» — появилось под псевдонимом «Н. Щедрин».

Почему же Салтыков вдруг стал Щедриным? В мемуарах сына писателя можно найти одну из версий: «Дело обстояло так. Ему, когда он еще состоял на государственной службе, намекнули на то, что неудобно подписывать груды своей фамилией». Но не только настоящая фамилия автора — чиновника, под которой было опубликовано первое произведение, вызвала гнев начальства. В дневнике чиновника для особых поручений при военном министерстве и одновременно писателя Н. В. Кукольникова читаем: «Неприятная история. Приказано арестовать чиновника» «за какое-то сочинение, напечатанное без ведома начальства». Этим чиновником и был М. Е. Салтыков, который, по высочайшему повелению, за публикацию повести «Запутанное дело» был сослан на Вятку.

«Вятский плен» был спасением: так, после разгрома кружка Петрашевского, Салтыков-Щедрин хотя и был привлечен к допросу по делу, наказания за участие в работе кружка не последовало. Там же, в Вятке, он встретил и свою будущую жену Лизу Болтину.

В 1855 г. указом императора Александра I чиновнику Салтыкову было дозволено «проживать и служить, где пожелает». 1848 по 1856 г. в литературной деятельности был перерыв, И хотя в 1856 г. выходят «Губернские очерки», принесшие писателю поистине признание и славу, он продолжает служить сначала в Министерстве внутренних дел, а потом вице-губернатором в Рязани и Твери. Недолгий период службы вице-губернатором оставил значительный след в жизни провинциальных российских городов. «Я не дам в обиду мужика! » — эти слова писателя стали девизом всей деятельности на поприще службы царю и отечеству. Современники писателя отмечали, что на службе он был в высшей степени правдив и человечен. Серьезный до суровости с равными, был очень мягок и деликатен с низшими.

Однако против многих злоупотреблений он оказался бессилен и в 1862 г. оставил должность, решив посвятить все свое время литературному труду.

По приезде в Петербург он вошел в состав редакции журнала «Современник», активно сотрудничал в тот период, когда журнал подвергался настоящим преследованиям со стороны правительства. С 1864 по 1868 г. вновь служит чиновником из-за материальных затруднений. Действительный статский советник 1868 г. уходит в отставку, на этот раз навсегда. «Я — писатель, в этом мое призвание», — говорил Щедрин. В том же году он становится членом редакции и активным сотрудником журнала «Отечественные записки», который выпускает Н. А. Некрасов вместо запрещенного журнала «Современник». 1877 г. после смерти Некрасова он возглавит журнал, на страницах которого будут публиковаться пьесы А. Н. Островского, роман «Подросток» Ф. М. Достоевского, рассказы и повести В. М. Гаршина, Д. Н. Мамина-Сибиряка и многих других.

Весной 1884 г., после неоднократных предупреждений журнал «Отечественные записки» был закрыт. Писатель признавался одному из современников: «До сих пор не могу опомниться, что меня лишили ежемесячной беседы с читателем...» Однако интенсивная творческая деятельность продолжается, и писатель говорит с читателем со страниц «чужих» журналов.

Подводя итоги своей жизни, осенью 1887 г. Салтыков-Щедрин написал: «В 1868 г. совсем оставил службу и исключительно отдался литературе. Написал 22 названия книг...» Действительно, на одной литературе сосредоточились его помыслы и интересы, ради нее он пожертвовал очень многим, о ней как истинный писатель земли русской думал в последние минуты своей жизни.
Задание 2. Сделайте краткий конспект лекции «Традиции русских сатириков в творчестве Щедрина».

В своем творчестве Салтыков-Щедрин продолжал и развивал традиции русских сатириков Фонвизина и Гоголя. Вслед за ними, он использует смех как острейшее оружие. Это «оружие» очень сильное, говорил сатирик, «ибо ничто так не обескураживает порока, как сознание, что он угадан, и что по поводу его уже раздался смех».

Вспомните, как мастерски пользовался оружием смеха создатель «Недоросля», выступая против крепостного права. Рисуя пороки современного общества, Фонвизин показывал одновременно их смешную и страшную, трагическую сторону. Это сочетание смешного и трагического — одна из характерных черт и сатиры Щедрина.

Однако Фонвизин верил, что возможно установить справедливые отношения между классами в рамках существующего общественного строя. Например в конце «Недоросля» порок наказан, справедливость восстановлена и добродетель торжествует. Беспощадная же сатира Салтыкова — Щедрина не знает благополучных концов.

Тесные преемственные связи соединяют Щедрина с Гоголем. Как и Гоголь, Салтыков-Щедрин создает широкие обобщения, образы-типы. Как за образами помещиков и чиновников губернского города вставала вся Россия «мертвых душ», так и за щедринскими «органчиками», «иудушками», «пескарями» вставали образы российских правителей, бюрократов, трусливых обывателей. Непримиримое отношение сатирика ко всей государственной системе России того времени определило и общий настрой его произведений. «Ни у кого из предшествующих Щедрину писателей, — утверждал Чернышевский, - картины нашего быта не рисовались красками более мрачными. Никто... не карал наших общественных язв с большей беспощадностью». Это углубление и заострение критической направленности русского реализма — характерная черта щедринской сатиры. Не столько слезы слышатся сквозь смех в его сатирических произведениях, сколько гнев, жгучая ненависть. В результате ни один из русских писателей не подвергался таким цензурным гонениям, как Салтыков-Щедрин. Перечисляя недуги, от которых он страдает, писатель однажды пошутил, назвав среди них «цензурные сердцебиения».
Тема урока: Сказки Салтыкова - Щедрина.

Задание1. Сделайте конспект лекции.

Творчество Салтыкова-Щедрина чрезвычайно разнообразно. Он писал романы, драмы, очерки, обозрения, рассказы, статьи, рецензии, сказки. Однако сказки занимают особое место в его творчестве. Его сказки современные литературоведы называют “малой энциклопедией его сатиры”.



История создания сказок.

Первые три сказки («Повесть о том как один мужик двух генералов прокормил», «Пропала совесть» и «Дикий помещик») С-Щ написал еще в 1869 году. С 1880 по 1886 год напишет ещё 29 сказок. Всего их написано 32. Некоторые замыслы (не менее шести сказок) остались нереализованными.



Закономерность обращения С-Щедрина к жанру сказки.

80-е годы - «разгул» реакции, цензурные гонения, закрыты «Отечественные записки». У писателя, по его словам, «отняли, скомкали и запечатали душу». И чтобы притупить бдительность цензуры, обмануть цензуру, писатель обращается к сказкам. Хотя цензоры не были так уж наивны. Например, цензор Лебедев прямо отмечал: “Намерения г. Щедрина издать некоторые свои сказки отдельными брошюрами, стоящими недороже 3-х копеек, а следовательно для простого народа, более чем странно. То, что г. Щедрин называет сказками, вовсе не отвечает своему названию; его сказки – та же сатира, и сатира едкая, тенденциозная, более или менее направленная против общественного и политического устройства.”



Однако обращение Щедрина к сказкам нельзя объяснить только произволом цензуры, более важными оказались содержательные возможности сказок. Форму сказки писатель избрал потому, что простому народу сказка была понятна и близка.

Сказки были напечатаны с многозначительным подзаголовком «для детей изрядного возраста». Кто же эти дети? Взрослые, которые нуждаются в сказках, которые нуждаются в воспитании, им нужно открыть глаза на мир - это простой народ.



Понятие сказки как жанра, сравнение сказок С-Щедрина с народными сказками.

Сказка - один из жанров фольклора, либо литературы. Эпическое, чаще прозаическое произведение о вымышленных лицах и событиях, преимущественно с участием волшебных, фантастических сил.

Сказки бывают народные, если их создал народ, и литературные, созданные писателями. Народные: “Теремок”, “Лиса и журавль”, "Иван-царевич и серый волк", "Царевна-лягушка", "Колобок", “Кот в сапогах”, “Ковёр-самолёт” и др.

Литературные: сказка "Конек-горбунок" Ершова, "Сказка о рыбаке и рыбке", “Сказка о попе и его работнике Балде”, "Сказка о царе Салтане и сыне его Гвидоне", "Сказка о мертвой царевне и семи богатырях" Пушкина, «Сказка о спящей царевне» Жуковского.

У С-Щ есть много общего с народными сказками, но имеются и существенные различия.

Сходство сказок С-Щ с народными:

Зачин - ритмически организованная прибаутка, начинающая сказку («Жили – были…», «В некотором царстве, в некотором государстве жил-был…»).

Типичные присказки: «сказано-сделано», «по щучьему велению», «много ли, мало ли ни прошло»
Пословицы и поговорки: «бабушка надвое сказала», «не давши слова – крепись, а давши – держись».

Постоянные эпитеты и обычные в фольклоре изменения порядка слов: «туча чёрная», «звери дикие», «тело белое».

Троекратное повторение однородных действий: «третий человек его дураком чествует, третий человек посмотрит-посмотрит на него, плюнет и отойдёт и др.

Сказочный сюжет
Герои-животные:
карась, медведь, вобла, орёл и др.
Концовка
: «И я там был, мёд-пиво пил, по усам текло, да в рот не попало».

Различия: народные оканчиваются обычно победой добра над злом, а у С-Щ нет.

Сказки русского народа Сказки Салтыкова-Щедрина
Юмор. Сатира.
Гипербола. Сарказм.
Победа добра над злом. Смешение категорий добра и зла
Положительный герой. Нет положительного героя.
Очеловечивание животных. Уподобление человека животному
Кроме того важную роль в сказке М.Е. Салтыкова-Щедрина играет мораль – в этом она близка к жанру басни.

Художественные особенности сказок С-Щ.

Сатирические приёмы.
Прежде, чем мы приступим к анализу сказок, рассмотрим, какие сатирические приёмы использует С-Щ. Это аллегория, ирония, сарказм, гротеск, гипербола, антитеза, эзопов язык.

АЛЛЕГОРИЯ – иносказание, иной смысл, скрытый за внешней формой (например, в сказке «Медведь на воеводстве» в образе медведя Топтыгина аллегорически изображен тип тупого, грубого, невежественного градоначальника, присланного для наведения порядка). 

ИРОНИЯ – тонкая, скрытая насмешка (например, в сказке «Премудрый пискарь»: «какая сласть щуке глотать хворого, умирающего пискаря, да к тому же еще премудрого?»)

САРКАЗМ – едкая язвительная насмешка, с откровенно обличительным, сатирическим смыслом (например в сказке «Премудрый пискарь»:  «…жил — дрожал, умирал — дрожал»).

ГРОТЕСК – предельно резкое преувеличение, сочетание реального и фантастического, нарушение границ правдоподобия (например, в сказке «Повесть о том как один мужик двух генералов прокормил»: «Мужичина до того изловчился, что стал даже в пригоршне суп варить»)

ГИПЕРБОЛА – намеренное преувеличение (например, в сказке «Дикий помещик»: «Думает каких он коров разведет, что ни кожи ни мяса, а все одно молоко, все молоко!»)

АНТИТЕЗА – противопоставление, противоположность (многие из них построены на взаимоотношениях героев-антагонистов: мужик – генерал, заяц – волк, карась – щука)

ЭЗОПОВ ЯЗЫК – это аллегорический, иносказательный способ выражения художественной мысли. Это язык нарочито затемнённый, полный недомолвок и намёков. Но читатель-друг легко понимал и усваивал эти зашифрованные понятия. (Например, выражения “бараний рог”, “ежовые рукавицы”, “куда Макар телят не гонял”, “человек лебеды” говорят об арестах, ссылках без суда и следствия за свободомыслие, о крестьянине, который питается лебедой.)

О себе Салтыков-Щедрин говорил так: “Я – Эзоп и воспитанник цензорного ведомства”. Кто такой Эзоп? Эзоп – древнегреческий баснописец 6 в. до н. э., создатель басен с мудрой иронией.

Чтобы обойти цензурные препятствия, С-Щ. создал особый язык, особую манеру письма. Язык он называет “эзоповым”, а манеру “ рабьей”, так как рождается она в обществе, где нет свободы слова, где честные люди, по выражению Герцена, жили “с кляпом во рту”.

Сам С-Щ. замечал, что “эзоповский язык не безвыгоден”, так как изобретая иносказания, меткие метафоры, писатель кратко и выразительно раскрывает сущность осуждаемых им явлений и они прочно врезаются в память читателя”. Например: “Пенкосниматель” – ловкий писатель, работающий для выгоды “Помпадуры” – чиновники, которые пользуются благоволением начальства (“помпа – показная пышность “дурь”). Эти слова-образы прочно вошли и в наш обиход.

Основные темы сказок. 

1. Народ и самодержавие. («Медведь на воеводстве», «Орел-меценат», «Сказка о ретивом начальнике».)

2. Народ и господствующие классы. («Дикий помещик», «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил», «Коняга».)

3. Народ и буржуазная обывательская интеллигенция («Премудрый пескарь», «Либерал», «Карась-идеалист», «Вяленая вобла».)



Проблематика сказок.

Сказки М.Е.Салтыкова-Щедрина отражают то «особенное патологическое состояние», в котором находилось русское общество в 80-е годы XIX века. Однако в них затрагиваются не только социальные проблемы (взаимоотношение народа и правящих кругов, феномен русского либерализма, реформа просвещения), но и общечеловеческие (добро и зло, свобода и долг, правда и ложь, трусость и героизм).



7. Анализ сказок Салтыкова-Щедрина.

1.«Премудрый пискарь» (1883).

Сказка появилась в 1883 году, она знаменита и по сей день. Время написания и публикации сказки - трудная пора для страны. После удавшегося покушения народовольцев на царя Александра II (01.03.1881) наступает пора реакции. Любое свободомыслие жестко каралось. В нравственную атмосферу жизни проникают недоверие, подозрительность, трусость, равнодушие, шпиономания.

Страшнее всего, считал Салтыков-Щедрин, малодушие, овладевшее настроениями части русской интеллигенции. В эту мрачную реакционную пору писатель-сатирик и берется своей сказкой “Премудрый пискарь” напомнить современникам о человеческом достоинстве, о чести и стыде, о мудрости, истинной и мнимой.

Салтыков-Щедрин создал новый, оригинальный жанр политической сказки. Идейно-тематическое содержание сказок: обличение самодержавия, обличение господствующего класса, обличение бездеятельных либералов и обывателей, показ положения угнетенного народа. Писатель искусно использует в своих сказках сатирические приемы – аллегорию, гротеск, гиперболу, сарказм, соединение разных стилевых планов в одном произведении. В сказках практически нет положительных героев; даже народ изображен смирившимся со своей тяжкой долей. Писатель не развлекает читателя, а преподносит ему нравственный урок.

Хотя сказки Салтыкова-Щедрина создавались более 130 лет назад, в определенное историческое время, но и в наше время эти сказки читаются не как рассказы 19 века, а как журналистские очерки о современной жизни. Они не потеряли своей актуальности и в наши дни, потому что в них затрагиваются вечные проблемы. Сказки Салтыкова-Щедрина заставляют читателя задуматься над собственной жизненной позицией, оценить свои поступки и, возможно, прийти к выводу, что большинство из нас не так уж сильно отличаются от героев его произведений. А осознав это, человек получает шанс измениться и начать жизнь с чистого листа.



Задание 2. Проанализируйте письменно сказки «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил», «Премудрый пискарь» (одну на выбор).