Первая страница
Наша команда
Контакты
О нас

    Главная страница


Консультация для педагогов «Значение предметно-игровой среды и ее составляющих в воспитании и развитии дошкольников»




Скачать 55.04 Kb.
Дата03.07.2017
Размер55.04 Kb.
КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ ПЕДАГОГОВ

«Значение предметно-игровой среды и ее составляющих

в воспитании и развитии дошкольников»

На протяжении многих лет ведется активный поиск принципов и способов использования возможностей среды в реализации целей обучения, воспитания и развития детей. Основными направлениями этой работы выступили:



  • обеспечение преемственности психического развития детей в их деятельности (Т.И. Белова, Л.С. Выготский, А.В. Запорожец, В.В. Зеньковский, А. Н. Леонтьев, А.Ж. Овчинникова и др.);

  • создание системы развивающих игрушек и дидактических пособий для детей раннего и дошкольного возраста (Н.Т. Гринявичене, Е.В. Зворыгина, Г.Г. Локуциевская, С.Л. Новоселова, А.А. Овчинников, Н.Н. Поддьяков, Л.А. Парамонова и др.);

  • формирование архитектурно-планировочных решений интерьера и экстерьера ДОУ с целью создания наиболее комфортной обстановки для детей и взрослых (О.А. Барханова, Н.М. Браиловская, Г.Б. Маркизова, Н.В. Михеева, Г.Н. Пантелеев, Л.Н. Пантелеева, Ю.П. Филенков, Н.Н. Щетинина и др.);

  • преобразование материально-технического обеспечения педагогического процесса в ДОУ на основе принципов построения развивающей среды, формирование системы развивающей предметной среды детского сада (О.В. Артамонова, Л.М. Кларина, С.Л. Новоселова, В.А. Петровский, Л.А. Смывина, Л.П. Стрелкова и др.).

Роль предметно-игровой среды в воспитании и развитии детей можно охарактеризовать через ее составляющие – игрушки, мебель и пр.

Значение игрушки как составляющей предметно-игровой среды в воспитании в целом, а также в нравственном и трудовом воспитании отмечалось в исследованиях авторов еще в 30-е гг. ХХ века. В них подчеркивается необходимость создания особых уголков игры и труда для детей разных возрастных групп; обосновывается наполнение данных уголков (мебель, игрушки, материалы), их воспитательное значение; предлагается подробная

характеристика предметов мебели; приводятся особенности организации

уголка в помещении, размещения игрушек и материалов («принципы


расстановки»), их количество и качественные характеристики в соответствии с воспитательными задачами.

Значение игрушки в социально-нравственном воспитании и развитии дошкольника обоснована многими авторами: игрушка является транслятором человеческих отношений (В.В. Абраменкова); игрушка – средство высвобождения чувств, ощущений (Т.П. Авдулова); игрушка – объект «для личностных проекций» (М.В. Осорина).

Предметы окружения составляют культурное пространство и несут в себе определенные ценности. Игрушка, являясь предметом культуры, является своеобразным транслятором ценностей общества, и в этом состоит ее большое воспитательное значение, подчеркивают исследователи.

В педологических исследованиях прошлого отмечалась роль игрушек и других предметов в познании ребенком мира, возможность осуществления разнообразных действий с предметами (изучение предмета, перемена места и положения, установление взаимоотношений между ребенком и предметом, игры с воображением, комбинирование предметов), роль строительного материала в развитии творчества дошкольника (Игра и игрушка, 1926). В данной области проводились исследования (эксперименты). В них отмечалась также роль самодельных игрушек в воспитании и обучении дошкольников, они считались отражением культуры, физической и социальной сферы, национальности, быта, материального положения, пола, возраста, степени одаренности.

Доказательством понимания роли игрушек в воспитательном процессе дошкольника являются разработанные авторами классификации игрушек по различным основаниям: по видам детской активности (Е.А. Аркин); в соответствии с различными аспектами физического и психического развития (Е.А. Флерина); по степени готовности к использованию в игре (А.С. Макаренко) и др.

В.М. Межуев утверждал, что совокупность предметов образует непосредственную предметную форму существования культуры. В предмете

запечатлеваются усилия, опыт, знания, вкусы, способности и потребности

многих поколений, поэтому он становится «человеческим предметом». Именно поэтому в предмете и через предмет человеку дана его подлинная


история, его общественная биография. Культурная ценность предмета заключается в том, насколько предмет стал человеческим, насколько в нем представлена и воплощена ценность, выражена определенная человеческая сила и способность. Соответственно и игрушка, как предмет, является транслятором культурных ценностей.

Современный этап исследований роли предметно-игровой среды в развитии детей дошкольного возраста связан с вопросами обеспечения педагогического процесса.

Предметно-пространственный мир включает в себя разнообразие предметов, объектов социальной действительности. Предметно-пространственная среда необходима детям, прежде всего, потому что выполняет по отношению к ним информативную функцию – каждый предмет несет определенные сведения об окружающем мире, становится средством передачи социального опыта. Современные авторы указывают на то, что предметно-игровая среда в современных дошкольных учреждениях должна отвечать определенным требованиям: это прежде всего свобода выбора ребенком темы, сюжета игры, тех или иных игрушек, места и времени игры; учет возрастных и половых особенностей детей дошкольного возраста; учет специфики образовательной программы.

В работах современных авторов также сформулированы принципы, которыми необходимо руководствоваться при создании предметно-игровой среды: универсальности, системности, динамичности, многофункциональности и пр.



Принцип универсальности предметно-игровой среды является очень важным, так как он позволяет детям самостоятельно и вместе с воспитателями строить и менять игровую среду, трансформируя ее в соответствии с видом игры, ее содержанием и перспективами развития.

Развивающая предметно-игровая среда отвечает также и принципу


системности,
который представлен самостоятельностью ее отдельных
элементов между собой и с другими предметами, составляющими целостность игрового пространства.

Исследователями отмечается влияние особенностей мебели и оборудования


на воспитание дошкольников, выделяются характеристики, которым они должны соответствовать – функциональность, эстетичность, возможность трансформации и др. (Т.Н. Доронова, Н.А. Короткова).

Современными авторами отмечается нерациональная организация и ограниченность пространства в группах ДОУ (М.С. Полякова и др.) и связанные с данным фактом некоторые трудности в организации воспитательно-образовательного процесса, в частности трудности в развертывании игровой деятельности.

Авторами подчеркивается также, что среда может являться как фактором, активизирующим деятельность дошкольника, так и сдерживающим его творческие проявления, активность, формирование тех или иных навыков и умений. Исследователями отмечаются трудности для развертывания активной деятельности и сюжетно-ролевой игры дошкольника. Они связанны с ограниченностью, однообразием и статичностью мебели и игрового оборудования (Т.Н. Доронова, Н.А. Короткова, М.Н. Полякова, Е.А. Флерина), жесткой закрепленностью игровых зон, уголков (Д.Б. Менджерицкая), постоянным набором игрушек, жестким руководством со стороны педагогов (Н.- Э.Т. Гринявичане; Н.Ф. Комарова, А.Р. Саар). Эти трудности снижают инициативу, сужают восприятие, фантазию, не дают простора для творчества и игры, вызывают напряженность.

Предметно-игровая среда будет являться эффективным средством воспитания детей дошкольного возраста:



  • при осознании педагогами значимости предметно-игровой среды в воспитании дошкольников;

  • учете индивидуальных предпочтений детей в игровой деятельности;

  • активной позиции педагогов в создании предметно-игровой среды и использовании ее ресурсов в воспитательном процессе (осознанно создают, играют в ней вместе с детьми, при этом понимают, как и что нужно делать).