Первая страница
Наша команда
Контакты
О нас

    Главная страница


Конспект занятия элективного курса «Тайна рождения слова» в 9 классе по теме «Орфография слова есть биография слова»




Скачать 44.68 Kb.
Дата25.06.2017
Размер44.68 Kb.
ТипКонспект
Конспект занятия элективного курса

«Тайна рождения слова» в 9 классе по теме



«Орфография слова есть биография слова»
Наталья Владимировна Кудрявцева, учитель русского языка и литературы МБОУ «Лингвистическая гимназия №27» г. Северодвинск

УМК по русскому языку под редакцией В. В. Бабайцевой, Л. Д. Чесноковой,
А. Ю. Купаловой, Е. И. Никитиной и др.

Цели:

образовательная: углубить знания школьников об этимологическом анализе как орфографическом приёме;

развивающая: способствовать развитию интереса к работе исследователя языка, обогащать языковое мышление учащихся;

воспитательная: сформировать внимательное отношение к слову и культуре своей речи.

Форма занятия: занятие-исследование

Методические приемы: этимологический анализ, элементы анализа текста, игра.

Оборудование: этимологичекие словари, толковый словарь, сигнальные карточки.
Ход занятия:

1. Слово учителя.

- «Природа страны, история страны и народа, отражаясь в душе человека, выражаются в слове. Люди исчезли, но слово, созданное ими, осталось бессмертной неисчерпаемой сокровищницей языка». Этими словами известного русского педагога XIX века К.Д.Ушинского я начинаю очередное занятие нашего элективного курса. Мы знаем, что многие слова имеют свою тайну, а в человеке неистребимо желание проникнуть в тайну рождения слова, разгадать незримую связь явлений, запечатлённую в нём.

- Что помогает нам удовлетворить эту языковую потребность? (Этимологический анализ)


  1. Комментарий темы занятия и постановка цели.

Цель: доказать, что этимологический анализ способен помочь объяснить орфограммы в слове и даже переместить непроверяемые слова в разряд слов с проверяемыми написаниями.
3. Работа с понятием «слово».

- Объяснить, почему имена существительные «сословие», «благословение», «слово» являются этимологическими родственниками. Объяснить правописание этих слов, выполнить этимологический морфемный разбор (Работа с этимологическими и толковыми словарями. Попутное повторение термина «опрощение»).


4. Лингвистическое исследование. Работа в группах.

Задание: исследовать пары слов; доказать, являются ли они этимологическими родственниками; прокомментировать орфограммы

1. Благовоние, об..няние;

2. Благоденствие, д..нщик;

3. Длинный, подл..нник;

4. Целостный, поц..луй;

5. Мех, м..шок.
План лингвистического исследования


  1. Определить современное лексическое значение слова.

  2. Дать этимологическую справку.

  3. Прокомментировать орфограмму.

  4. Сделать вывод.


5. Сообщение ученика (Приём индивидуально-авторской этимологии как способ придания образности слову. На примере заметки Н.М.Шанского «О дремучем слове дремучий).
В рассказе К.Г.Паустовского «Клад», повествующем о его путешествии с А.Гайдаром по Приокскому лесному краю, мы встречаемся с очень интересной индивидуально-авторской этимологией. Этимологической операции писателем здесь подвергается слово «дремучий»: «Мы восхищались точностью русского языка. Действительно, лесные дебри как бы цепенели в дремоте. Дремали не только леса, но и лесные озёра и ленивые лесные реки. По берегам этих рек росли цветы – кукушкины слёзы.В народе их звали «дрёмой». Это растение было под стать дремучим лесам. Венчики кукушкиных слёз сонно висели, согнувшись до самой земли».Всем приведённым текстом художник слова подводит нас к тому, что прилагательное «дремучий», подобно словам «горючий», «сыпучий», образовано от «дремать», «дрёма». Но как показывают языковые факты, слова «дремать» и «дремучий» -- не родственники. Слово «дремать» - из той же семьи, что франц .dormir «спать», нем. traumen «видеть сон», «мечтать». А в прилагательном «дремучий» тот же корень, что и в греч. dryma «роща», «деревья».

- Итак, можно ли проверить правописание безударной гласной в корне слова « дремучий» словом «дрёма»? (Нет, они не являются этимологическими родственниками).

- К чему может привести ложная этимологизация? (К орфографической ошибке).
6. Лингвистическая игра «Верю, не верю» (использование сигнальных карточек)

Вопросы игры:

1.Верите ли Вы, что слова «паломник» и «пальма» являются этимологическими родственниками? (Да, т.к. паломник-это странник, возвратившийся из святых мест с пальмовой ветвью). Попутно решаем орфографическую задачу: паломник

2. Верите ли Вы, что слова «простыня» и «простой» являются этимологическими родственниками?

3. Верите ли Вы, что слова «валидол» и «инвалид» являются этимологическими родственниками?

4. Верите ли Вы, что слова «галактика» и «галантерея» являются этимологическими родственниками?

5. Верите ли Вы, что слова «дотошный» и «точка» являются этимологическими родственниками?


7. Словарный диктант (при необходимости обратиться к этимологическому словарю.)

Используем слова, включающие два типа иноязычных элементов

- ман - (греч. манус - рука);

- мон – (греч. моно - один).


Манера, монархия, маникюр, манжета, монограмма, манускрипт, монолог, манипуляция, манифест, монолит.
8. Завершение занятия традиционной рубрикой «Лингвистические детективы».

Баю-Бай

Родное, знакомое всем с детства междометие усыпления ребенка употребляется обычно не в одиночку(баю или бай), а целой цепочкой, иногда даже в уменьшительно-ласкательной форме(баюшки или баиньки).

По своему происхождению баю после отпадения конечного безударного у (ср. нет - нету) является формой 1-го л. ед.ч. глагола баять «говорить ;рассказывать сказки». Таким образом, слово баю-бай оказывается того же корня, что и басня, краснобай и обаятельный.


Список литературы


  1. Ваулина С.С. Основные принципы этимологического анализа. – Калининград, 1995

  2. Даль В.И. Толковый словарь живого великорусского языка. – М., 1978

  3. Львова С.И. Орфография. Этимология на службе орфографии. – М., 2001

  4. Львова С.И. Русский язык в кроссвордах. – М.: Дрофа. 2002

  5. Подшибякина Н.А. Роль этимологического анализа в воспитании интереса к русскому языку. - Русский язык в школе. М. 1984, N2.

  6. Преображенский А.Г. Этимологический словарь русского языка. – М.,1959

  7. Черных П.Я. Историко-этимологический словарь русского языка. – М., 1994

  8. Шанский Н.М. Лингвистические детективы. – М.: Дрофа, 2002

  9. Шанский Н.М., Боборова Т.А Снова в мире слова. Пособие для учителя – словесника.- М., 2001

  10. Школьный словарь иностранных слов / В.В. Одинцов и др. – М., 1994

  • УМК по русскому языку под редакцией В. В. Бабайцевой, Л. Д. Чесноковой, А. Ю. Купаловой, Е. И. Никитиной и др. Цели: образовательная
  • Форма занятия
  • Ход занятия: 1. Слово учителя.
  • Комментарий темы занятия и постановка цели.
  • 3. Работа с понятием «слово».
  • 4. Лингвистическое исследование. Работа в группах.
  • 6. Лингвистическая игра «Верю, не верю»
  • 8. Завершение занятия традиционной рубрикой «Лингвистические детективы».