Первая страница
Наша команда
Контакты
О нас

    Главная страница


Конспект урока по музыке в 5 классе по теме «Писатели и поэты о музыке и музыкантах»




Скачать 179.2 Kb.
Дата03.07.2017
Размер179.2 Kb.
ТипКонспект урока
Герасимова Елена Сергеевна, учитель музыки Муниципального общеобразовательного учреждения гимназии №14 городского округа Орехово-Зуево Московской области. Контактные телефона: 8(496)- 425-14-05 (дом.), 8-915-281-53-59. Адрес электронной почты: Gerasimova1505@mail.ru Полное название работы: конспект урока по музыке в 5 классе по теме «Писатели и поэты о музыке и музыкантах». Программа «Музыка. 5-7 классы», авторов: Г.П.Сергеевой, Е.Д.Критской. Просвещение, 2013. Месяц проведения урока – ноябрь. Особые пометки: для аттестации. В работе напечатаны авторские стихи учителя Герасимовой Елены Сергеевны, посвященные жизни и творчеству Вольфганга Амадея Моцарта. Конспект урока по музыке в 5 классе по теме «Писатели и поэты о музыке и музыкантах». Тип урока: комбинированный интегрированный урок. Форма урока: урок - драматургическое действие. Цель урока: выявить общность жизненных истоков и взаимосвязь музыки с литературой на примере музыки Моцарта. Универсальные учебные действия Личностные: - эмоционально откликаться на музыкальные произведения Моцарта, чувствовать их эстетическую красоту; - укреплять и развивать у учащихся опыт постижения многогранности мира, через взаимосвязь таких видов искусства, как музыка и литература, изобразительное искусство; - развивать эстетические чувства учащихся, формировать потребности общения с миром музыки, театра, кино; - проявлять положительную мотивацию и познавательный интерес к учению, активность при изучении нового материала; - внимательно относиться к собственным переживаниям, вызванным восприятием музыки, произведениями искусства, оценивать свои эмоциональные реакции на музыку. Реулятивные: - способствовать формированию слушательской культуры школьников на основе приобщения к творчеству Моцарта; - определять цель учебной деятельности с помощью учителя и самостоятельно, соотносить свои действия с поставленной целью; - осуществлять самопроверку работы; - воспитание силы характера, воли, стремления быть честными в своем творчестве на примере музыки Моцарта, сила которой не только в ее музыкальной красоте, но и в глубокой жизненной правдивости. Познавательные: - закрепить и обобщить знания, полученные на уроках по творчеству В. Моцарта (знать биографию, особенности творчества композитора); - извлекать информацию, представленную в разных формах (музыке, тексте, иллюстрациях учебника, нотных записях). Познакомить с литературными произведениями, в которых звучит музыка Моцарта; - анализировать, сравнивать, группировать, устанавливать причинно-следственные связи, научить находить ассоциативные связи между художественными образами музыки и других видов искусства; - оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учетом своих учебных и жизненных речевых ситуаций, размышлять о музыкальных произведениях Моцарта, высказывать суждение об его основной идее, средствах и формах воплощения; - участвовать в диалоге; слушать и понимать других, точно реагировать на реплики, владеть диалоговой формой речи; - развивать вокально-хоровые, хореографические навыки; - пробудить интерес к творчеству Моцарта, литературным произведениям Цыферова, А.С. Пушкина. Педагогические технологии: технология интеграции обучения, технология развивающего обучения, технология коммуникативно-диалоговой деятельности, технология объяснительно-иллюстрированного обучения, личностно-ориентированного обучения. Средства наглядности: Компьютерная презентация Портрет композитор Вольфганга Амадея Моцарта Иллюстрации с изображением юного Моцарта, его семьи. Иллюстрация книги Геннадия Цыферова «Тайна запечного сверчка». Портрет молодого Моцарта Фотографии города Зальцбурга Иллюстрации «Моцарт в своей венской квартире» Иллюстрация «Моцарт на смертном одре» Композиция из пяти предметов Аудиозаписи: В.-А. Моцарт Симфония №40 (соль минор) Часть 1(экспозиция) В.-А. Моцарт Маленькая ночная серенада Рондо В.-А. Моцарт Хор из оперы «Волшебная флейта» В.-А. Моцарт Реквием ре минор Lacrimosa (День, исполненный слез) В.-А. Моцарт Менуэт Фонограмма песни Е. Крылотова, Ю. Энтина «Где музыка берет начало». Технические средства обучения: Компьютер. ИКТ. Фортепиано Структура урока (компоненты урока): Экспозиция Завязка Развитие Кульминация. Развязка. Послесловие ХОД УРОКА 1 этап Экспозиция - Дорогие ребята! Посмотрите друг другу в глаза, улыбнитесь, передайте частичку своего хорошего настроения другому. Тема нашего урока «Писатели и поэты о музыке и музыкантах». Вы уже знаете, что две стихии искусства - музыка и литература тесно связаны между собой. Благодаря стихам, сказкам, рассказам на свет появилось множество замечательных музыкальных произведений. Назовите их. ( Песни, романсы, балеты, оперы, симфонические миниатюры и сюиты). - Подумайте, а может ли случиться наоборот: могут ли благодаря музыки быть созданы стихи или сказки Конечно, да. 2 этап Завязка - Многие поэты и писатели, вдохновленные красотой услышанной ими музыки, или пораженные судьбой знаменитых музыкантов создавали рассказы, сочиняли стихи, желая выразить свое отношение к их музыке. Признаться и я, не могу устоять когда слышу красивую музыку. Это стихотворение я посвятила величайшему композитору, а, впрочем его имя я вам не открою. Попытайтесь угадать. Какому композитору я посвятила эти строки. Чему мы можем удивляться, Что чудом стоит нам назвать Чем неизменно поделиться Желает разум, поражать Тем, что даровано от бога, Что свыше гению дано. Необъяснимого так много, Я расскажу сейчас одно. Родился в Зальцбурге мальчишка, С лукавым огоньком в глазах. Когда подрос, то коротышка В камзоле с сабелькой в руках, Стал вызывать вихрь умиленья Толпы взыскательных вельмож: Похвально к музыке стремленье, Он непосредственен, хорош Но стоит клавиш лишь коснуться, Клавир послушно запоет, И зал с восторгом с восхищеньем И с почитанием замрет: Как эти детские ручонки Уносят в мир страстей и грез, Умело, задевая струнки, Ребенок гений, виртуоз! Он может все, глаза закройте, Но будет музыка царить. Он пальчиком одним играет, Постойте, так не может быть! Ему Европа рукоплещет: Так можно ведь сойти с ума,- И снова публика трепещет, Игра таланта и ума! Вот вам пример для удивленья, Которому уж сотни лет, Но вызывает восхищенье Его искусства чистый свет. - Ребята, как вы думаете, какому композитору я посвятила эти строки (Вольфгангу Амадею Моцарту) Сегодня мы поговорим о творчестве Вольфганга Амадея Моцарта – композиторе, чья жизнь и искусство неизменно удивляют и восхищают одновременно. Вы уже кое-что знаете о нем и поделитесь со всеми своими воспоминаниями. (Моцарт Австрийский композитор, живший во второй половине 18 века.) Слайд 1: портрет композитор Вольфганга Амадея Моцарта - В каком городе родился композитор (В Зальцбурге) - Расскажите о детстве великого музыканта. (Композитор родился 27 января 1756 года. Юный Моцарт был чрезвычайно одаренным, музыкальным ребенком. В 6 лет он отправился в свое первое артистическое турне.) - Да, действительно, этот человек обладал удивительными способностями и талантом, которые проявились очень рано. Ему было около 3-х лет, когда он начал запоминать отдельные места музыкальных пьес, которые отец разучивал с дочерью, в 4 года, отец начал разучивать с ним на клавире музыкальные пьесы. В пять лет он сочиняет их сам. В 6 лет мальчик вместе с отцом и сестрой отправляется в путешествие. Мир узнал юного виртуоза и восхитился его талантом. Слайды 2, 3, 4: Иллюстрации с изображением юного Моцарта, его семьи. - Как вы думаете, почему к жизни великого музыканта, не раз обращались в своем творчестве поэты и писатели (Его судьба удивительна и интересна.) Удивительно красивую сказку о детстве Моцарта написал Геннадий Циферов. Я прочту вам ее фрагмент. Слайд 5: Иллюстрация книги Геннадия Цыферова «Тайна запечного сверчка». «1756 год. Австрия. Маленькое церковное княжество, которое на карте тогдашней Европы выглядело крохотным, не более ноготка. Столица этого княжества - город Зальцбург. Здесь, в Зальцбурге, начинали свое шествие величественные Альпы – одни из самых красивых гор в Европе. Каждое утро солнце, точно сиятельный маршал, обходило их стройные ряды и поправляло золотой рукой и их белоснежные шапки. А церкви тут громоздились на каждом шагу! И все-таки не церквами, даже не высоким небом славился старинный городок. В самой Австрии о нем говорили так: “Да разве это город Это настоящая музыкальная шкатулка! … …Знаменитый музыкальный городок будет иметь своего знаменитого композитора!» (Циферов Г. Тайна запечного сверчка. М. Малыш, 1972 г.) - Какая музыка будет созвучна этой сказке (Легкая, танцевальная, напоминающая мелодию музыкальной шкатулки) - Послушайте «Маленькую ночную серенаду». В какой форме написано это произведение - Рисует ли музыка портрет композитора Каким вы его видите Учащиеся слушают Маленькую ночную серенаду. - В какой форме написано это произведение (В форме рондо.) Рондо (от фр. rondeau - «круг», «движение по кругу») - музыкальная форма, в которой неоднократные (не менее 3-х) произведения главной темы (рефрена) чередуются с отличающимися друг от друга эпизодами. - Какое состояние души запечатлела эта музыка (Счастья, юношеского восторга, праздника). - Какие музыкальные инструменты звучат (Скрипки, виолончели, альты, контрабас - струнные музыкальные инструменты) - Какому городу было посвящено это произведение (Зальцбургу) - Рисует ли музыка портрет композитора Каким вы его видите (Юным, восторженным, глубоким). Слайд 6: Фотографии города Зальцбурга Среди лугов, холмов высоких, Дворцов, красивейших садов, Средь красок ярких и глубоких, В объятьях музыкальных снов, Он рос среди веселых звуков, Их Зальцбург с щедростью дарил, А с ними солнечной натуре, Он добродушный нрав привил. С тех пор в том городе навечно Повсюду музыка слышна, Она легка и так беспечна, В ней сердце Моцарта, душа. - Однако согласитесь ли вы с моей последней строчкой: «Она легка и так беспечна». (Нет. В музыке чувствуется волнение, напряжение»). - Конечно же, жизнь композитора никак нельзя было назвать беспечной. В чем причина трагедии композитора при жизни и бессмертия его произведений - Вот вопрос, над которым нам с вами предстоит поразмышлять. Однако для этого нам нужно обратиться к некоторым фактам биографии композитора. 3 этап Развитие Он навсегда покинул Зальцбург, Бежав от праздной суеты, Здесь никому не нужен Моцарт, Его бесценные труды. Да, Вена путнику не рада, Но только, только не роптать, И пусть нет ценного дуката, Важней талант не потерять. Слайд 7: Иллюстрация «Моцарт в своей венской квартире» - В первый год жизни в Вене Моцарту пришлось трудно. С раннего утра он писал, до обеда ходил по урокам, по вечерам выступал, а ночью снова писал, пока от утомления перо не валилось из рук. Но, выдающееся дарование и упорство открыло Моцарту двери в аристократические дома, где он выступал в домашних концертах. Живой острый ум юноши, и талант сделали его известным музыкантом, но его внутренний мир – мир художника – ничего общего с жизнью венского обывателя не имел. Его музыкальное дарование рождало удивительные интонации, которые резко выделялась в кругу жизнерадостных мелодий 18 века. Вот одна из них. Учитель исполняет начальные интонации 1-й части симфонии №40. - Какая музыка может родиться из этой интонации (Трепетная, нежная, взволнованная). - О какое душевное состояние композитора она может рассказать (О его переживаниях, волнениях). - Какому музыкальному инструменту вы поручили бы сыграть эту интонацию и почему (Эту интонацию могла бы сыграть скрипка, ведь ее тембр напоминает человеческий голос, который взволнованно поет). - Кто из вас сможет назвать произведение, выросшее из этой интонации (Это симфония №40) - Послушайте фрагмент первой части симфонии и определите ее характер - Сколько музыкальных тем вы услышите. Учащиеся слушают первую часть симфонии №40 Моцарта. В сказке Геннадия Циферова описан такой эпизод: « - Когда-то, когда Вольфгангу Амадею Моцарту было 12 лет, он присутствовал во дворце короля Франции и тот спрашивал своего юного гостя: - Скажите, мой друг, что вы думаете о музыке И маленький Моцарт с поклоном отвечал: - Музыка, Ваше Величество, это голос нашего сердца!» - Так о чем поет сердце музыканта ( О любви к жизни, о ее изменчивости и противоречивости). - Сколько музыкальных тем вы услышали (Две). - Как звучит главная тема (Порывисто, трепетно. Меняется динамика. Н смену яркой эмоциональной мелодии первой темы приходят светлая напевная мелодия второй темы.) - Рисует ли музыка портрет композитора Каким вы его видите (Перед нами предстает зрелый человек, который многое успел в жизни почувствовать, узнать. Он любит жизнь и служит музыке). - Отчего болит его душа Ответить на этот вопрос нам поможет еще одно произведение Моцарта. Какое Угадайте. Изысканный танец поклон, реверанс. Торжественным шагом похитил он нас. Он в залах царит уж четыреста лет. Станцуем же с грацией мы …менуэт. - Да, этот танец вы прекрасно знаете. Мне хотелось бы, что бы вы его исполнили как знатные вельможи, 18 века. Мода XVIII столетия в целом тяготела к вычурности, утончённости, и к лёгкости и манерности. Богато украшенные залы, дамы и кавалеры, облаченные в роскошные наряды, выглядели очень помпезно. Попытайтесь танцуя в них перевоплотиться. Учащиеся исполняют танец Менуэт. Молодцы, ребята, вы прекрасно справились с заданием. А теперь с высоты своего положения, ответьте, отчего же болела душа композитора (Ему трудно живется, а богатые люди смотрят на него свысока). Думаю, что, вы правы. Вот что пишет Геннадий Циферов в своей книге: « … Он не мог без разрешения переступить порог аристократического салона. Там ценился не талант, а титул. Всякий раз напыщенный мажордом, ударяя о пол жезлом, торжественно, словно внося новое блюдо, провозглашал: - Его сиятельство князь!.. Его величество граф!.. - А что он мог сказать о Моцарте! Внук переплётчика, бедняк из Зальцбурга. Да кто же будет ему кланяться Кто станет уважать.. Правда, возмущённый юноша писал потом, что чести и достоинства в нём гораздо больше, чем у любого графа. Да какой прок в тех высоких словах!» (Циферов Г. Тайна запечного сверчка. М. Малыш, 1972 г.) 4 этап Кульминация. - К жизни и творчеству композитора обращались многие литераторы. Какой, самый загадочный факт его биографии, мог бы стать основой для создания литературного произведения Ответить на вопрос вам поможет эта музыкальная интонация. Учитель исполняет начальные интонации Реквиема «Lacrimosa». - Какое состояние души выражено в ней (Интонация вздоха, вздоха, стона). - Спойте эту интонацию на гласную с закрытым ртом негромко с ощущением внутреннего подъема и спада. О каком этапе жизни композитора, может рассказать эта музыка (О смерти композитора) - Несмотря на то, что причина смерти композитора осталась тайной, существует множество легенд. Одну из них озвучил А.С. Пушкин в трагедии «Моцарт и Сальери», назвав убийцей Моцарта маэстро Сальери, который завидовал гению Моцарта. Пушкин вложил в уста Сальери гениальную фразу: «Ты, Моцарт, бог, и сам того не знаешь…» (Пушкин А.С. Моцарт и Сальери. М. Художественная литература. 1986.) Посмотрите фрагмент гениального спектакля по трагедии А.С. Пушкина «Моцарт и Сальери». Что поразило вас в стихах Пушкина - Какая музыка Моцарта созвучна стихам поэта Фрагмент спектакля «Моцарт и Сальери». - Что поразило вас в стихах Пушкина (Они звучат просто и искренне.) - Какой вопрос вложил поэт в уста великого Моцарта («…Гений и злодейство две вещи несовместные, не так ли...») - Как вы понимаете смысл этих слов (Плохой, злой человек не может быть гением.) - Какая должна прозвучать сейчас («Реквием» ) - Послушайте 7 часть «Реквиема» «Lacrimosa». Она стала кульминацией произведения и переводится с латинского языка как «День, исполненный слез». Учащиеся слушают Реквием «Lacrimosa». - Слово Реквием переводится как покой, успокоение. Дайте определение слову «Реквием» (Траурное произведение, для хора и оркестра, исполняемое на латинском языке). - Какие интонации определяют образный строй музыки (Интонации скорби, печали, безысходности). Послушайте перевод этой части Реквиема: «В тот день, исполненный слез, Когда из праха восстанет человек, Дабы предстать перед судом, - Помилуй его, Боже!» (Орелович А. Реквием Моцарта. М., 1976.) - Если бы я попросила бы написать картины, в котором бы отражалось настроение произведения, какие бы краски вы взяли. (Темные) - Было бы на вашем полотне хоть немного света Почему. (Да, потому что в середине звучит восходящая мелодия, мажорное звучание оркестра.) - Рисует ли музыка портрет композитора Каким вы его видите сейчас (Композитор несчастен, возможно, болен). Кто был тот черный человек Он ниоткуда появился, И гения небесный свет, Прощальной песнею излился. Тот реквием себе писал, А силы тихо угасали, Он смерть почувствовал, узнал, Те ноты приговором стали. Слайд 8: Иллюстрация «Моцарт на смертном одре» В письме близкому другу Моцарт пишет: «Я чувствую, что близок час, близка моя смерть! Я умираю, не воспользовавшись плодами моего гения! А жизнь была так прекрасна! Все возвещало завидную будущность! Судьба неумолима, я кончаю скоро мою погребальную песню, потому что должен оставить ее в готовом виде». (Корганов В. Моцарт. Биографический этюд. М., 1900.) - Какие слова были жизненным кредо композитора (Я должен оставить ее в готовом виде). Сердце композитора перестало биться 5 декабря 1791 года в час по полуночи. Моцарту было 35 лет, 10 месяцев, 1 неделя, 5 часов. Семья Моцартов была бедна, поэтому похоронили композитора в общей могиле, а след ее со временем затерялся. - Какую роль играет музыка в литературе (Музыка рождает сюжеты для литературных произведений. Писатели и поэты, вдохновленные музыкальными произведениями создают рассказы, пишут сказки, сочиняют стихи). - Как вы понимаете высказывание норвежского композитора Э.Грига «В своих лучших произведениях Моцарт охватывает все времена». (Его музыка понятна и современна всегда). 7 этап Развязка. - Моцарт своими произведениями и ответил нам на вопрос: «В чем причина его трагедии при жизни и бессмертия его произведений» (Он не побоялся высказать накопившийся в душе протест против всего, что сковывало его творческую волю и воображение. Он пел гимн жизни, а не смерти.) - Что отличает музыку Моцарта от музыки других композиторов (Музыку В.Моцарта мы узнаем по ее особой чистоте, ясности, прозрачности, гармонии.) Пусть жизнь была к нему жестокой, И не сбылись, увы, мечты, Но стала музыка глубокой И полной дивной простоты. Века прошли, сменив эпохи, Но времени не властен бег, Когда мы слышим эти звуки, Не изменился человек. Он плачет – сердце замирает, Смеется – и душа поет, Он забавляется, играет, Про нас все, зная наперед. 8 этап Последействие. - За столь короткую жизнь Моцартом было написано 626 произведений. Музыка торжественно славит бытие, воспитывает самое драгоценное, что дано человеку – жизнь. Влияние музыки на человека названо «Эффектом Моцарта». Она воздействует на нас, что подтверждено многочисленными исследованиями. Под влиянием этой музыки младенцы развиваются быстрее, дети лучше учатся и более спокойны, взрослые проявляют чудеса изобретательности и даже исцеляются от болезней. Сейчас вы проверите эффект музыки Моцарта на себе. Вам предстоит выполнить творческое задание: создать композицию, в которой бы отразился внутренний мир композитора Моцарта. - Что значит создать композицию (Объединить несколько фрагментов в единое целое.) - У вас на столах лежат файлы. В них 15 изображений. Достаньте их. Вам нужно будет выбрать лишь 5 и разместить на своем листе, создав композицию. Я буду задавать вопросы, а вы выбирайте тот рисунок, в котором может быть заключен ответ на поставленный вопрос. На каждый вопрос у вас три варианта ответа. Подключайте к работе все свои знания, воображение, проводите ассоциации, расшифровывайте значение того или иного изображения, а затем переносите его на свою композицию, располагая так, как считаете нужным. В итоге у вас должна получиться композиция «Портрет Моцарта в натюрморте». - С каким предметом в сказке Геннадия Циферова «Тайна запечного сверчка» сравнивался город Зальцбург Поместите этот предмет в своей композиции. а) музыкальная шкатулка; б) картина; в) драгоценный бриллиант. 2. Звучит «Маленькая ночная Серенада» - Найдите изображение на котором есть название произведения и поместите его в композицию. а) опера «Волшебная флейта»; б) Маленькая ночная серенада; в) Менуэт. 3. Звучит симфонии №40 - Найдите изображение, связанное с названием следующего произведения и поместите его в композицию. а) Реквием; б) Турецкое рондо; в) Симфония №40. 4. - Какой музыкальный инструмент исполнял главную партию симфонии. Поместите его в композицию. а) скрипка; б) клавесин; в) арфа. 5. - Найдите предмет, который в поэме А.С. Пушкина, стал роковым для композитора, и поместите его в композицию. а) кинжал; б) бокал с ядом; в) пистолет. Оценивание знаний учащихся Слайд 9: Композиция из пяти предметов: музыкальная шкатулка, ноты Маленькой ночной серенады, ноты симфонии №40, скрипка, бокал. - Ну, а теперь, давайте посмотрим, какие композиции у вас получились. Я продемонстрирую вам свой вариант композиции, а вы посчитайте, сколько предметов у вас совпало - это ваша оценка за урок. - Как вы думаете, что больше всего любил Моцарт (Музыку и жизнь). Так давайте исполним песню Е. Крылотова, Ю. Энтина «Где музыка берет начало». Исполнение песни учащимися класса. Заключительные слова учителя: Молодцы, ребята вы прекрасно поработали, и мне осталось сказать лишь несколько слов. Урок и ваше обученье Закончилось, пришла пора, Но это чувство удивленья Нас не покинет никогда. И будут люди восхищаться Извечным звукам красоты, В них не возможно не влюбляться, В них счастье, боль, в них жизнь, мечты. Как эти руки музыканта Способны время разорвать Как сердце и душа таланта, Помогут истину познать! Список литературы Альберт Г.В. Моцарт. М., 1978. Часть 1. Книга1. Асафьев Б. Избранные труды. М., 1995, т. 4. Григорович В.Б. Великие музыканты Западной Европы. М. Просвещение 1982. Корганов В. Моцарт. Биографический этюд. М., 1900. Кремнев Б. Вольфганг Амадей Моцарт. М., 1958. Орелович А. Реквием Моцарта. М., 1976. Пушкин А.С. Моцарт и Сальери. М. Художественная литература. 1986. Циферов Г. Тайна запечного сверчка. М. Малыш, 1972 г.

  • Московской области. Контактные телефона
  • Конспект урока по музыке в 5 классе по теме «Писатели и поэты о музыке и музыкантах». Тип урока
  • Форма урока
  • Универсальные учебные действия Личностные
  • Педагогические технологии
  • Средства наглядности: Компьютерная презентация
  • Технические средства обучения: Компьютер. ИКТ. Фортепиано Структура урока (компоненты урока)
  • ХОД УРОКА 1 этап Экспозиция
  • 2 этап Завязка
  • Учащиеся слушают Маленькую ночную серенаду.
  • 3 этап Развитие
  • Учитель исполняет начальные интонации 1-й части симфонии №40.
  • Учащиеся слушают первую часть симфонии №40 Моцарта.
  • Учащиеся исполняют танец Менуэт.
  • 4 этап Кульминация.
  • Учитель исполняет начальные интонации Реквиема «Lacrimosa».
  • Фрагмент спектакля «Моцарт и Сальери».
  • Учащиеся слушают Реквием «Lacrimosa».
  • 7 этап Развязка.
  • 8 этап Последействие.
  • Звучит «Маленькая ночная Серенада»
  • Оценивание знаний учащихся
  • Исполнение песни учащимися класса. Заключительные слова учителя