Первая страница
Наша команда
Контакты
О нас

    Главная страница


Конспект урока по литературе «Тема любви в произведениях М. Ю. Лермонтова» 10 класс




Скачать 144.06 Kb.
Дата07.07.2017
Размер144.06 Kb.
ТипКонспект
Конспект урока по литературе

«Тема любви в произведениях М.Ю. Лермонтова»
10 класс

Разработал учитель русского

языка и литературы

Жемчужнова Е.Ю.

Цели урока:

1) продолжить знакомство с творчеством М. Ю. Лермонтова;

2) познакомить учащихся с воплощением возвышенной и трагической любви в произведениях Лермонтова, показать динамику развития любовной лирики Лермонтова;

3) развивать у учащихся интерес к литературе, формировать эстетический вкус, развивать творческие способности;

4) развивать устную речь учащихся, научить их выступать перед аудиторией;



Ход урока

Урок начинается с исполнения романса на стихи М.Ю. Лермонтова «Нет, не тебя я так пылко люблю».

- Здравствуйте, дорогие ребята. Очень рада всех вас видеть. Сегодня у нас не совсем обычный урок литературы. У нас урок-концерт, посвященный теме «Любовь в произведениях М.Ю. Лермонтова». Это у нас второй заключительный урок по творчеству поэта. На первом мы с вами говорили о роли, значении произведений Лермонтова. Сегодня цель нашего урока – еще раз, соприкоснувшись с прекрасным миром поэзии, с удивительными произведениями великого русского поэта, обратившись к наиболее понравившимся, полюбившимся его творениям, воспитывать в себе посредством творчества поэта чувства добрые, светлые, развивать творческие умения, способности без боязни выступать перед аудиторией, высказывать свое мнение. Ребята, сегодня вы наверняка откроете для себя что-то новое, интересное. Я буду очень рада, если по ходу урока вы сделаете записи в тетради, которые обязательно пригодятся вам при написании итогового сочинения по творчеству М.Ю. Лермонтова.

- Итак, мы начинаем наш концерт...

Любовь, любовь... Как часто это слово мы повторяем вновь и вновь. А что это такое? Что каждый из нас вкладывает в смысл этого слова? Давайте заглянем в статью словаря С. И. Ожегова.



Ученик читает значения слова:

«Любовь» – 1) Чувство самоотверженной, сердечной

привязанности.

Любовь, материнская любовь. Горячая любовь.

Взаимная Любовь.

2 ) Склонность, пристрастие к чему- либо.

Любовь к музыке. Любовь к искусству.

 

•  Как вы думаете, о котором значении слова «Любовь» мы будем говорить сегодня на нашем уроке?



( Ученик отвечает, что темой урока станет слово «любовь» в первом значении.)

•  Да, мы будем говорить сегодня о любви как о чувстве самоотверженной, сердечной привязанности. Любовь бывает разная: бывает любовь к Родине, материнская любовь, сыновняя, бывает любовь к женщине, бывает горячая любовь, взаимная, а бывает и любовь неразделенная. Всякая любовь – великое счастье, даже если она и неразделенная. Уметь любить – это талант, талант сродни музыкальному. Любовь – это не только радость, но и борьба, и высокая мука, и безнадежность. Об этом говорит М. Ю. Лермонтов в своем стихотворении « 1831 –го года июня 11 дня».



(Ученик читает стихотворение Лермонтова . )

Грядущее тревожит грудь мою.

Как жизнь я кончу, где душа моя

Блуждать осуждена, в каком краю

Любезные предметы встречу я?

Но кто меня любил, кто голос мой


Услышит и узнает? И с тоской

Я вижу, что любить, как я, порок.

И вижу, я слабей любить не мог.

Не верят в мире многие любви

И тем счастливы; для иных она

Желанье, порожденное в крови,

Расстройство мозга иль виденье сна.

Я не могу любовь определить,

Но это страсть сильнейшая! – любить

Необходимость мне; и я любил


Всем напряжением душевных сил.

И отучить не мог меня обман;

Пустое сердце ныло без страстей…

 

- Это высокое понимание любви было тесно связано с его творчеством. Предел его любви расширялся до предела жизни…

…Этот взор в груди моей живет;

Как совесть душу он хранит от преступлений…

Я не могу любовь определить,

Но это страсть сильнейшая! – любить

Необходимость мне; и я любил

Всем напряжением душевных сил.


Эти строки из стихотворения «1831- июня 11 дня», словно эпиграф к лирике «сильнейших страстей» и глубоких страданий. И, хотя Лермонтов вступил в русскую поэзию прямым наследником Пушкина, это вечная тема-тема любви зазвучала у него совершенно по-иному. «Пушкин - дневное, Лермонтов-ночное светило нашей поэзии», - писал Мережковский. Если для Пушкина любовь – источник счастья, то для Лермонтова она неразлучна с печалью. У Михаила Юрьевича мотивы одиночества, противостояния героя – бунтаря «бесчувственной толпе» пронизывают и стихи о любви, в его художественном мире высокое чувство всегда трагично. Поэт ищет любовь, жаждет ее, в любимой для него – вся жизнь, счастье, вдохновенье, но чувство лирического героя, как правило, остается безответным...
Инсценировка стихотворения «Стансы»

СТАНСЫ. К Д***



1

Я не могу ни произнесть,

Ни написать твое названье:

Для сердца тайное страданье

В его знакомых звуках есть;

Суди ж, как тяжко это слово

Мне услыхать в устах другого.

2

Какое право им дано

Шутить святынею моею?

Когда коснуться я не смею,

Ужели им позволено?

Как я, ужель они искали

Свой рай в тебе одной? — едва ли!

3

Ни перед кем я не склонял

Еще послушного колена;

То гордости была б измена:

А ей лишь робкий изменял;

И не поникну я главою,

Хотя б то было пред судьбою!

4

Но если ты перед людьми

Прикажешь мне унизить душу,

Я клятвы юности нарушу,

Все клятвы, кроме клятв любви;

Пускай им скажут, дорогая,

Что это сделал для тебя я!

5

Улыбку я твою видал,



Она мне сердце восхищала,

И ей, так думал я сначала,

Подобной нет — но я не знал,

Что очи, полные слезами,

Равны красою с небесами.

6

Я видел их и был вполне

Счастлив — пока слеза катилась

В ней искра божества хранилась,

Она принадлежала мне;

Так все прекрасное, святое,

В тебе — мне больше чем родное.
Звучит романс «Без вас хочу сказать так много...»

- Да, изредка в стихах юного поэта мечта о любви сливалась с мечтой о счастье:

Меня бы примирила ты

С людьми и буйными страстями, -


писал он, обращаясь к Н.Ф.И. – Наталье Федоровне Ивановой, в которую был страстно и безнадежно влюблен. Ее портрет на доске, посмотрите, ребята. Но это счастье длилось лишь один, не повторившийся момент. Весь же цикл посвященных Ивановой стихов – это история неразделенного и оскорбленного чувства:
Я недостоин, может быть,

Твоей любви; не мне судить,

Но ты обманом наградила

Мои надежды и мечты,

И я скажу, что ты

Несправедливо поступила.


Возлюбленная Лермонтова изменила ему, изменила раньше, когда еще он и не подозревал об этой измене. Предполагается, что Наталья Федоровна намеревалась выйти замуж за некого военного, но брак расстроился. Узнав об измене, Лермонтов не смог уйти от своей любви: она превратилась в муку.

1

У ног других не забывал

Я взор твоих очей;

Любя других, я лишь страдал

Любовью прежних дней;

Так память, демон-властелин,

Все будит старину,

И я твержу один, один:

Люблю, люблю одну!

2

Принадлежишь другому ты,

Забыт певец тобой;

С тех пор влекут меня мечты

Прочь от земли родной,

Корабль умчит меня от ней

В безвестную страну,

И повторит волна морей:

Люблю, люблю одну!

3

И не узнает шумный свет,



Кто нежно так любим,

Как я страдал и сколько лет

Я памятью томим;

И где бы я ни стал искать

Былую тишину,

Все сердце будет мне шептать:

Люблю, люблю одну!
- Перед нами словно страницы дневника, где запечатлены все оттенки пережитого: от вспыхивающей безумной надежды до горького разочарования:
И стих безумный, стих прощальный

В альбом твой бросил для тебя,

Как след единственный, печальный,

Который здесь оставлю я.


- Поэт чувствует себя одиноким, покинутым, всеми заброшенным. Он сравнивает себя с нищим, просящим подаяние. Продолжает наш концерт романс «Нищий».

Звучит романс «Нищий»

- Жизнь – очень непростая штука. Разочарования, горести и печали в ней сменяются радостью, вдохновением. Так и в жизни поэта происходит новый переворот. 1831 год. Угарная любовь к Наталье Федоровне Ивановой уходила, унималась, как унимается отбушевавшее пламя. Поиск сердца поэта завершается счастливым открытием. Новый образ, образ Вареньки Лопухиной овладевает Лермонтовым на всю жизнь.



( Звучит музыка. Чайковский № 3.)

Она не гордой красотою

Прельщает юношей живых,

Она не водит за собою

Толпу вздыхателей немых.

И стан ее – не стан богини,

И грудь волною не встает,

И в ней никто своей святыни,

Припав к земле, не признает.

Однако все ее движенья,

Улыбки, речи и черты

Так полны жизни, вдохновенья,

Так полны чудной простоты.

Но голос душу проникает,

Как вспоминанье лучших дней,

И сердце любит и страдает,

Почти стыдясь любви своей.
- Впервые они узнали друг друга еще в детские годы. Осенью 1827 года Лермонтов с бабушкой приехали в Москву из родового имения Тарханы. Дом на Малой Молчановке, в котором они поселились, находился неподалеку от дома, в котором жили Лопухины. Судьбы Варвары Лопухиной и Лермонтова соединились навсегда.

В циклы лирики Лермонтова образ Варвары Александровны Лопухиной вступает с осени 1831 года. Наконец поэт обрел то, чем вполне может жить его сердце, не поступясь ни искренностью чувства, ни его глубиной. И это новое чувство уже не только любовь, но – жизнь. Поэту слышится зов судьбы, он обращается к мысли о необычности своего пути, ему видится дальний край, куда можно удалиться, где найдет себе приют мечта, которой столь чуждо окружающее.



к*

Мы случайно сведены судьбою,

Мы себя нашли один в другом,

И душа сдружилася с душою,

Хоть пути не кончить им вдвоем!
Так поток весенний отражает

Свод небес далекий голубой,

И в волне спокойной он сияет

И трепещет с бурною волной.


Будь, о будь моими небесами,

Будь товарищ грозных бурь моих;

Пусть тогда гремят они меж нами,

Я рожден, чтобы не жить без них.


Я рожден, чтоб целый мир был зритель

Торжества иль гибели моей,

Но с тобой, мой луч-путеводитель,

Что хвала иль гордый смех людей!


Души их певца не постигали,

Не могли души его любить,

Не могли понять его печали,

Не могли восторгов разделить.


- Во второй половине лета 1832 года Лермонтов оставил учебу в Московском университете и уехал в Петербург, где поступил в Школу гвардейских подпрапорщиков и кавалерийских юнкеров. Лопухина осталась в Москве. Они не знали, на какой срок расстаются. Оказалось – простились навсегда! Произошла роковая ошибка. Ошибся и Лермонтов. Ошиблась и она. Военная служба, светские развлечения на время заслонили образ любимой девушки, хотя поэт не перестает интересоваться ее судьбой, ее профиль мелькает на страницах его юнкерских тетрадей. Между тем молчание Лермонтова заставило Вареньку задуматься: уж не обозналась ли она в нем? Вероятно, под влиянием родителей в 1835 году Лопухина отдала свою судьбу другому человеку. Чувство отчаяния овладело поэтом, когда он узнал о предстоящем замужестве Лопухиной. Но ничего уже изменить было нельзя. Они встретились в Москве через три с лишним года. Лопухина была уже женою другого. Варвара Александровна Бахметева. В сердце Лермонтова бушевала ревность, она боролась с любовью.

К*


1

Прости! — мы не встретимся боле,

Друг другу руки не пожмем,

Прости! — твое сердце на воле

Но счастья не сыщет в другом.

Я знаю: с порывом страданья

Опять затрепещет оно,

Когда ты услышишь названье

Того, кто погиб так давно!

2

Есть звуки — значенье ничтожно



И презрено гордой толпой —

Но их позабыть невозможно:

Как жизнь, они слиты с душой;

Как в гробе, зарыто былое

На дне этих звуков святых;

И в мире поймут их лишь двое,

И двое лишь вздрогнут от них!

3

Мгновение вместе мы были,



Но вечность — ничто перед ним,

Все чувства мы вдруг истощили,

Сожгли поцелуем одним,

Прости — не жалей безрассудно,

О краткой любви не жалей.

Расстаться казалось нам трудно,

Но встретиться было б трудней!

- Образ Вареньки Лопухиной жил в воображении Лермонтова всю жизнь. Он стал прототипом многих героинь его произведений. В романе «Герой нашего времени» ее образ причудливо переплетается в образах княжны Мэри и княгини Веры Лиговской.

- Продолжает наш концерт театр двух актеров. Итак, перед вами Вера и Печорин.

«Я пишу к тебе в полной уверенности, что мы никогда более не увидимся. Несколько лет тому назад, расставаясь с тобою, я думала то же самое; но небу было угодно испытать меня вторично; я не вынесла этого испытания, мое слабое сердце покорилось снова знакомому голосу... ты не будешь презирать меня за это, не правда ли? Это письмо будет вместе прощаньем и исповедью: я обязана сказать тебе все, что накопилось на моем сердце с тех пор, как оно тебя любит.

Мы расстаемся навеки; однако ты можешь быть уверен, что я никогда не буду любить другого: моя душа истощила на тебя все свои сокровища, свои слезы и надежды. Любившая раз тебя не может смотреть без некоторого презрения на прочих мужчин, не потому, чтоб ты был лучше их, о нет! но в твоей природе есть что-то особенное, тебе одному свойственное, что-то гордое и таинственное; в твоем голосе, что бы ты ни говорил, есть власть непобедимая; никто не умеет так постоянно хотеть быть любимым; ни в ком зло не бывает так привлекательно; ничей взор не обещает столько блаженства; никто не умеет лучше пользоваться своими преимуществами и никто не может быть так истинно несчастлив, как ты, потому что никто столько не старается уверить себя в противном.

Теперь я должна тебе объяснить причину моего поспешного отъезда; она тебе покажется маловажна, потому что касается до одной меня.

Нынче поутру мой муж вошел ко мне и рассказал про твою ссору с Грушницким. Видно, я очень переменилась в лице, потому что он долго и пристально смотрел мне в глаза; я едва не упала без памяти при мысли, что ты нынче должен драться и что я этому причиной; мне казалось, что я сойду с ума... Но теперь, когда я могу рассуждать, я уверена, что ты останешься жив: невозможно, чтоб ты умер без меня, невозможно! Мой муж долго ходил по комнате; я не знаю, что он мне говорил, не помню, что я ему отвечала... верно, я ему сказала, что я тебя люблю... Помню только, что под конец нашего разговора он оскорбил меня ужасным словом и вышел. Я слышала, как он велел закладывать карету... Вот уж три часа, как я сижу у окна и жду твоего возврата... Но ты жив, ты не можешь умереть!.. Карета почти готова... Прощай, прощай... Я погибла,— но что за нужда?.. Если б я могла быть уверена, что ты всегда меня будешь помнить,— не говорю уж любить,— нет, только помнить... Прощай; идут... я должна спрятать письмо...

Не правда ли, ты не любишь Мери? ты не женишься на ней? Послушай, ты должен мне принести эту жертву: я для тебя потеряла все на свете...»

Я как безумный выскочил на крыльцо, прыгнул на своего Черкеса, которого водили по двору, и пустился во весь дух, по дороге в Пятигорск. Я беспощадно погонял измученного коня, который, храпя и весь в пене, мчал меня по каменистой дороге.

Солнце уже спряталось в черной туче, отдыхавшей на гребне западных гор; в ущелье стало темно и сыро. Я скакал, задыхаясь от нетерпенья. Мысль не застать ее уже в Пятигорске молотком ударяла мне в сердце! — одну минуту, еще одну минуту видеть ее, проститься, пожать ее руку... Я молился, проклинал, плакал, смеялся... нет, ничто не выразит моего беспокойства, отчаяния!.. При возможности потерять ее навеки Вера стала для меня дороже всего на свете — дороже жизни, чести, счастья! Бог знает какие странные, какие бешеные замыслы роились в голове моей... И между тем я все скакал, погоняя беспощадно. И вот я стал замечать, что конь мой тяжелее дышит; он раза два уж спотыкнулся на ровном месте... Оставалось пять верст до Ессентуков — казачьей станицы, где я мог пересесть на другую лошадь.

Все было бы спасено, если б у моего коня достало сил еще на десять минут! Но вдруг, поднимаясь из небольшого оврага, при выезде из гор, на крутом повороте, он грянулся о землю. Я проворно соскочил, хочу поднять его, дергаю за повод — напрасно: едва слышный стон вырвался сквозь стиснутые его зубы; через несколько минут он издох; я остался в степи один, потеряв последнюю надежду; попробовал идти пешком — ноги мои подкосились; изнуренный тревогами дня и бессонницей, я упал на мокрую траву и как ребенок заплакал.

И долго я лежал неподвижно и плакал горько, не стараясь удерживать слез и рыданий; я думал, грудь моя разорвется; вся моя твердость, все мое хладнокровие — исчезли как дым.

- Трагичная любовь... Что может помочь отвлечься от томительных дум о ней? В чем видел Лермонтов выход? Верно, в творчестве.

Михаил Юрьевич Лермонтов был очень одарённым человеком. Помимо высокого дара поэзии и природной музыкальности, он был наделён большим талантом художника. Известно, что Лермонтов всю свою сознательную жизнь, до своей безвременной гибели, посвящал не только литературе, но и рисованию. Многое из его художественных работ не сохранилось, но то, что дошло до наших дней, - это более десятка картин маслом, более пятидесяти акварельных работ, свыше трёхсот рисунков - даёт нам возможность оценить его художественное наследие. Вот перед нами рисунок Лермонтова к стихотворению «Парус». А эти картины посвящены Кавказу. Да, огромное место, как и в его литературном творчестве, занимает Кавказ. Почти все самые лучшие картины, рисунки, акварели поэта связаны с зародившейся в детстве любовью к Кавказу. Он был одним из первых русских художников, начавших писать его природу. Кавказские впечатления жизни «на водах» легли в основу повести "Княжна Мэри", и тогда же им был написан прекраснейший пейзаж маслом «Вид Пятигорска». Именно в это панорамном пейзаже с прохладными голубыми далями и аккуратными домиками в долине жили герои его литературных произведений. Вот, например, иллюстрация к главе «Тамань». Посмотрите, что изображено на картине? Давайте вспомним, какой женский образ описывает в данной главе Лермонтов. Найдем описание ундины.

Я завернулся в бурку и сел у забора на камень, поглядывая вдаль; предо мной тянулось ночною бурею взволнованное море, и однообразный шум его, подобный ропоту засыпающего города, напомнил мне старые годы, перенес мои мысли на север, в нашу холодную столицу. Волнуемый воспоминаниями, я забылся... Вдруг что-то похожее на песню поразило мой слух. Точно, это была песня, и женский, свежий голосок,— но откуда?.. Прислушиваюсь — напев странный, то протяжный и печальный, то быстрый и живой. Оглядываюсь — никого нет кругом; прислушиваюсь снова — звуки как будто падают с неба. Я поднял глаза: на крыше хаты моей стояла девушка в полосатом платье, с распущенными косами, настоящая русалка. Защитив глаза ладонью от лучей солнца, она пристально всматривалась в даль, то смеялась и рассуждала сама с собой, то запевала снова песню.

Решительно, я никогда подобной женщины не видывал. Моей певунье казалось не более восемнадцати лет. Необыкновенная гибкость ее стана, особенное, ей только свойственное наклонение головы, длинные русые волосы, какой-то золотистый отлив ее слегка загорелой кожи на шее и плечах и особенно правильный нос — все это было для меня обворожительно.


- Ребята, мы вспомнили с вами роман «Герой нашего времени». Поразмышляв о судьбе ее главного персонажа – Печорина, мы придем к выводу, что истинного счастья любви он так и не испытал. Впрочем, как и лирические герои стихотворений Лермонтова, как и сам поэт.

- Давайте подведем итог нашего урока-концерта и ответим на вопрос: в чем же особенность изображения Лермонтовым любви?

- Да, любовь, по Лермонтову, очень сильное чувство, чувство первичное, рождающееся с человеком, несоотносимое и несоизмеримое. Но любовь никогда не бывает одна. Ее всегда сопровождают такие чувства, как ненависть и одиночество. Поэтому любовная лирика - это лирика страданий, изломов, сетований и проклятий. Но, ребята, было бы неверно говорить, что Лермонтов не верил в любовь, что любимые женщины оставляли в его сердце только разочарования. Напротив, поэт считает, что даже неразделенная любовь – это высший дар, а любимую он готов благодарить за всё: за страдания, за слезы, за любовь.

Благодарность

За все, за все тебя благодарю я:

За тайные мучения страстей,

За горечь слез, отраву поцелуя,

За месть врагов и клевету друзей;

За жар души, растраченный в пустыне,

За все, чем я обманут в жизни был...

Устрой лишь так, чтобы тебя отныне



Недолго я еще благодарил.
Звучит романс «Благодарю»

  • Но кто меня любил, кто голос мой
  • Необходимость мне; и я любил