Первая страница
Наша команда
Контакты
О нас

    Главная страница


Конспект урока по литературе, проведенного в 10 классе




Скачать 96.16 Kb.
Дата04.07.2017
Размер96.16 Kb.
ТипКонспект
Конспект урока по литературе, проведенного в 10 классе.
Губительная сила власти денег (по новелле Оноре де Бальзака «Гобсек»,1830)

Цели: познакомить с творчеством Оноре де Бальзака;

раскрыть образ Гобсека, показать губительную силу власти денег;

формирование вдумчивого читателя и развитие аналитических способностей,

дать эмоциональный заряд для постижения литературного произведения,

воспитание высоких нравственных убеждений у учащихся.
Метод: фронтальная беседа, слово учителя, дискуссия.
Тип урока: урок – размышление.

Оборудование: текст, портрет Оноре де Бальзака, иллюстрации к тексту, таблица, выставка книг писателя.
Словарная работа:

Новелла (итал.) - небольшой жанр повествовательной литературы.

Ростовщик -
План урока:


  1. Знакомство с биографией (выступление учащегося).

  2. Этапы творчества писателя.

  3. Особенности композиции.

  4. Анализ произведения.


Вопросы для обсуждения:


  1. Какие общечеловеческие проблемы подняты в новелле «Гобсек»?

  2. Актуально ли произведение сегодня?


ХОД УРОКА
Словом, я владею миром, не утомляя себя,

а мир не имеет надо мною ни малейшей власти.

Гобсек (О. де Бальзак«Гобсек»)
« Я не верю в бесконечное совершенствование

человеческого общества, я верю

в совершенствование самого человека».

О. де Бальзак.

Предисловие к «Человеческой комедии»


  1. Знакомство с биографией Оноре де Бальзака (сообщение учащегося).

  2. Этапы творчества :

    1. 20-ые годы 19 века.

    2. 1829 г. – 1835 г.

    3. 1836 г.- 1850 г.

Оноре де Бальзака – выдающийся писатель критического реализма Франции и всей мировой литературы.

Его творчество высоко оценили и русские писатели: Ф.М.Достоевский, М.Е.Салтыков- Щедрин, Л.Н.Толстой.

В.Гюго писал: «Бальзак был одним из первых среди великих, одним из лучших среди избранных.»


Знакомство с творчеством Оноре де Бальзака начнем с новеллы «Гобсек», которая входит в сцены частной жизни «Этюдов о нравах».

Что такое новелла?

«Новелла – это небольшой по объему жанр повествовательной литературы, приближающийся к повести или рассказу. В новелле изображается 1-2 эпизода из жизни одного или нескольких действующих лиц. Это произведение с острым, захватывающим сюжетом». («Словарь литературоведческих терминов»)

По замечанию Гете, «новелла… новое, невиданное происшествие».




  1. Обратимся к особенностям композиции новеллы «Гобсек».


- Что можно сказать о композиции новеллы?

Кто из русских писателей использовал такую композицию? В каком произведении?
Оноре де Бальзака использовал кольцевую композицию. История героя - это рассказ в рассказе,

где очень точно расставлены действующие лица.

О необыкновенной фигуре Гобсека рассказывает не автор-повествователь, а рассказчик, стряпчий Дервиль. Рассказывает он в салоне виконтессы де Гранлье. Слушатели, члены семьи виконтессы, которая по богатству и знатности рода былв одной из самых влиятельных дам в Сен-Жерменском предместье, прерывают рассказ и раздумья Дервиля короткими и немногочисленными репликами.
- Каково социальное положение Дервиля, чем он занимается?

Дервиль - выходец из демократической среды, юрист.

- Как относится к нему автор?
Герой - порядочный, честный человек, и автор симпатизирует этому герою.

«Этот стряпчий, человек высокой честности, знающий, скромный и с хорошими манерами, стал другом семейства Гранлье. Своим поведением в отношении госпожи де Гранлье он достиг почета и клиентурыв лучших домах Сен-Жерменского предместья, но не воспользовался их благоволением, как это сделал бы какой-нибудь честолюбец.» (отрывок из текста)

При дальнейшем углублении в текст становится ясно, что автор не просто симпатизирует герою, а относится к нему намного сложнее.

И если провест сравнение между Гобсеком и Дервилем, то Гобсек по-своему сильная личность, а Дервиль – воплощение порядочности, умеренности и аккуратности в достижении своей карьеры.


- Почему Бальзак доверяет рассказать историю Гобсека Дервилю?
Дервиль выносит на суд людской жизненную позицию Гобсека. Автор доверяет рассказать о нем человеку, близко знавшему его в течение более десяти лет.

«Единственным человеком, с которым старик поддерживал отношения, был я. Он заглядывал ко мне попросить огонька… , разрешал мне по вечерам заходить в его келью, и мы иной раз беседовали..»

Рассказчик – опытный юрист, великолепно знающий «кухню» предпринимательства и сферы накопительства. К тому же Дервиль – человек честный, по-своему уважающий Гобсека.
- Какова роль слушателей в повести? Кто они?
Слушатели – это члены семьи виконтессы де Гранлье. Разговор в гостиной происходит зимой 1829-1830-х годов. Это исход эпохи реставрации, канун июльской революции 1830 г., которая положит конец правлению дворянской династии Бурбонов, и в результате которой править во Франции станет король Луи Филипп.

За несколько лет до того вряд ли виконтесса стала бы слушать о каком-то ростовщике. Теперь все заинтересованы тем, о чем говорит Дервиль.

В начале повести стряпчий говорит: «Пора мне, виконтесса, рассказать одну историю, которая заставит вас изменить взгляд на положение в свете графа Эрнеста де Ресто…» Виконтесса поняла, что рассказ для нее будет интересен, т.к. речь идет о судьбе ее дочери Камиллы, влюбленной в графа Эрнеста. Повод к рассказу Дервиля о Гобсеке – его желание открыть глаза виконтессе на истинное положение молодого графа: счастье Камиллы еще недавно зависело от папаши Гобсека. Но так как он недавно умер, господин де Ресто скоро вступит во владение «превсходным состоянием».
- К какому выводу приводит писатель своих читателей рассказом Дервиля?
Счастье, судьба, будущее дворян зависят от власти денег. Судьба конкретного человека тоже зависит то тех изменений, которые происходят в обществе. Бальзак первым из писателей обратился к исследованию этого явления, поэтому слушателями Дервиля являются те, которые не имеют представления о сфере практической деятельности Гобсека. Эта сфера поражает их воображение, им приоткрывается завеса обыденности, приоткрывается она и читателю.

Значит, в повести нет ничего случайного, все ее художественные компоненты оказываются необходимыми, закономерными.


4. В повести «Гобсек», как и во всех произведениях «Человеческой комедии», в центре внимания жизнь современной Франции, современного буржуазного общества, представителем которой является и главный герой – ростовщик Гобсек.

Этот образ наиболее характерный для эпохи 30-х годов 19 века во Франции, и в самой Европе, в России.


- Почему ростовщик становится ключевой фигурой экономической жизни?

В это время идет перераспределение богатств от дворянского общества к буржуазии. Из третьего сословия вырастают энергичные люди, с деловой хваткой.

Образ скупца, ростовщика рождается и в английской литературе у Диккенса, и в русской литературе у А.С.Пушкина.
В новелле Оноре де Бальзака история жизни героя представлена в определенной последовательности:

1) портрет Гобсека;

2) система жизненных и философских взглядов;

3) описание поступков героя, его поведения относительно других персонажей;

4) краткая характеристика Гобсека, представленная Дервилем во время разговора с графом де Ресто;

5) сцена смерти Гобсека.

Именно по этим этапам мы проанализируем и рассмотрим образ Гобсека.
-Что подчеркивает Бальзак в портрете героя?

(чтение отрывка)

Автор использует яркие эпитеты и метафоры. Облик героя сравнивается с лунным светом, с чем-то неживым, холодным. Главная краска – желтая. Это цвет золота.

- Какова основная черта характера героя?
Скупость – основная черта Гобсека. Он был скуп даже на движения. Главный принцип – экономия, экономия даже энергии. Результат – тихая жизнь. В нем уснуло все человеческое, все живое. Его душа превратилась в слиток металла.
- Но осталось ли в герое что-то человеческое, живое?
«Да, к вечеру он превращался в обыкновенного человека, а слиток металла в его груди становился человеческим сердцем».

- Каковы жизненные принципы Гобсека?
Гобсек – твердый человек. Для не существует никаких нравственных понятий. Он ничему не верит. Золото – бог нового мира. Единственным, чем занимается Гобсек – это то, что он из денег делает деньги.
- Одинок ли Гобсек в современном мире? Есть ли у него собратья?
Таких людей как Гобсек 10 в городе. В определенные дни они встречаются в кафе «Фемида», беседуют, раскрывают друг другу финансовые тайны. В их руках судьба всего Парижа. И как признается Гобсек Дервилю: «Мы властители ваших судеб – тихонькие, никому неведомые». То новые хозяева жизни.

Такие как Гобсек очень богатые люди, но живут очень скромно. Их знают все аристократы, доверяют им, просят о помощи.


-А как сам Гобсек относится к аристократам?

(чтение отрывка)


Итак, мы видим, что Гобсек богат, а живет «так». В нем сочетается несочетаемое. В Гобсеке уживаются беспомощность, старческая немощь и неимоверная энергия, которая направлена лишь на увеличение дохода. Свое понимание жизни он излагает с непоколебимой убежденностью: все в мире иллюзия и суета, все фальшь, «из всех земных благ есть только одно, достаточно надежное, чтобы стоило человеку гнаться за ним. Это золото».
- Как действует на Гобсека вид драгоценных камней?

(чтение и анализ отрывка «Гобсек молча схватил лупу…»)


- Как Дервиль относится к Гобсеку? Осуждает или уважает его?

Дервиль замечает: «Никогда еще в своей юридической практике я не встречал такого удивительного сочетания скупости со своеобразием характера». «В нем живут два существа: скряга и философ, подлое существо и возвышенное». Гобсек, по словам Дервиля, ненасытный удав, а «если отбросить его финансовые принципы и его рассуждения о натуре человеческой, которыми он оправдывает свои ростовщические ухватки, то я глубоко убежден, что вне этих дел он человек самой щепетильной честности…».

Сам Дервиль ценил и уважал Гобсека. Видел в нем и положительные качества. Это проницательный ум, порядочность, честность, сочувствие к бедным, доверие клиентов, способность разглядеть социальную структуру общества, увидеть принципы взаимоотношений между людьми, осознать законы и мораль эпохи. Это и способность оценить красоту драгоценных камней. И в то же время неспособность понять смысл и назначение жизни, прежде всего, своей собственной.


- Какие качества преобладают в характере героя? Перечислим эти качества.
Низкие качества (холодность, неподвижность, скупость, бездушие, хитрость, эгоистичность) превалируют в Гобсеке, заглушают остатки человеческого тепла.

Жадность на пороге смерти превращается в сумасшествие. Скупость становится причиной деградации личности. С годами Гобсек исхудал, высох, почернел.


- Каким показан герой в последние минуты своей жизни?

(чтение и анализ сцены смерти)

Бальзак открыто говорит, что усилия Гобсека оказываются напрасными. Продукты, которые в изобилии хранятся в его комнате, превратились в труху. Его деньги разлетелись по ветру. Он оставил завещание на имя племянницы, которая страшно бедствовала и пошла на панель, но не выдержала и покончила собой, но после убийства, на другой день, она стала богатой.

Такова история жизни ростовщика Гобсека.


- Зачем Гобсеку нужен был такой огромный капитал?

Чего он добился в жизни?
Гобсек боялся, что его жизнь попадет в чью-либо зависимость, и не понимал, какую губительную силу, власть имели над ним деньги, бесчисленное количество которых загубило в нем все человеческое.

Кажущееся всесилие золота он принимал за единственное сущее. Но он не знал, что золото бессильно, оно не способно создать ничего действительно духовного, истинно человеческих ценностей.


Таким образом, посвятив свою жизнь ложному кумиру и называя ее блистательной, Гобсек становится «Золотым истуканом», «человеком-автоматом», «человеком векселем». Значит, в центре авторского внимания оказывается своеобразный феномен: «скупость, превратившаяся в безотчетную, лишенную всякой логики страсть».


- Разгадал ли Дервиль загадку Гобсека?
Сам герой произносит: «Хоть я поставил себе целью изучить его, должен к стыду своему, признаться, что до последней минуты его душа оставалась для меня тайной за семью замками».

А разгадывает сущность Гобсека вся структура произведения, в котором характер героя, разные его начала соотносятся с судьбой целого класса в настоящем и будущем. В настоящем класс переживает «пору цветения» и выдвигает из своей среды фигуры недюженные, которые отличает сила, энергия. Но в то же время у них нет перспективы. Гобсек, умирая, на коленях ползет к камину, где в золе погреблены последние поступившие к нему золотые, граф де Ресто и после смерти скрюченными пальцами сжимает бумаги о делах его состояния – деньги заполняют не только жизнь, но саму смерть этого общества.

Сцена смерти несет мысль о бессмысленности накопительства.

- Актуально ли данное произведение сегодня? (дискуссия)
Как губительно и разрушительно для личности, общества следовать ложным идеалам, т.к. ложно понятый смысл жизни может быть губительным для человека и изуродовать даже крупные личности. Поэтому страницы повести запоминаются надолго, хотя написаны они так давно. А проблемы, поднятые в ней, продолжают волновать нас и сегодня. Сегодня мы часто забываем о своей душе. Душа – это частичка нашего собственного я. Душа и тело должны составлять одно единое целое, жить в гармонии.

Если погибает душа, то погибнет и тело. Так давайте очистим нашу душу от жадности, стяжательства, злобы, ненависти.

И пусть у каждого она станет доброй, светлой, чистой и прекрасной.

« Я не верю в бесконечное совершенствование человеческого общества, я верю в совершенствование самого человека».( О. де Бальзак. Предисловие к «Человеческой комедии»)


- Какие общечеловеческие проблемы подняты в повести?( размышления учеников)
5. Итоги урока, выставление оценок.

Домашнее задание.



Написать сочинение-размышление «Деньги…что они значат для меня».