Первая страница
Наша команда
Контакты
О нас

    Главная страница


Конспект урока по биологии в 11 классе «Эволюционная теория Ж. Б. Ламарка»




Скачать 87.97 Kb.
Дата17.06.2017
Размер87.97 Kb.
ТипКонспект урока
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Зайцевореченская средняя общеобразовательная школа»

Нижневартовского района ХМАО-Югра

Конспект урока по биологии

в 11 классе

«Эволюционная теория Ж.Б. Ламарка»

подготовила

учитель биологии

Озиева Татьяна Владимировна

с.п. Зайцева Речка 2014



Цель: Расширить и углубить знания об истории формирования эволюционных взглядов на основе изучения учащимися эволюционной теории Ж.Б. Ламарка и теории катастроф Ж.Кювье.

Задачи:

-Сформировать знания о первой эволюционной теории Ж.Б Ламарка, познакомить учащихся с оценкой современниками трудов Ламарка.

- Продолжить формирование навыков работы с текстом.

- Развитие воображения, логического мышления, памяти.



Методы и методические приемы: репродуктивные, частично – поисковый, рассказ с элементами беседы, демонстрация, беседа.

Оборудование: доска, рисунки учебника, портреты ученых, проектор.

Литература: Учебник В.И. Сивоглазов, И.Б. Агафонова «Общая биология базовый уровень», методическое пособие к учебнику В.И. Сивоглазов, И.Б. Агафонова «Общая биология базовый уровень», школьная тетрадь.
Ход урока.


  1. Проверка Д/з.

Индивидуальная работа по теме биография Ж.Б. Ламарка.

§4.1. Вопросы №1,2,3,4,5 на стр. 200 учебника. Проверка словарей с новыми терминами (Эволюция, креационизм, трансформизм, классификация, таксоны).



Введение.

В конце 18 в. большинство ученых принимают идею эволюции и изменяемости вида, но никто не мог объяснить движущие силы эволюции приводящие к усовершенствованию и изменению живой природы.



II. Объяснение нового материала.

В начале 19 века в 1809г. французский естествоиспытатель Ж.Б. Ламарк создал первую эволюционную теорию. В своей книге «философия зоологии» он доказал изменяемость вида объяснив механизмы эволюции.



Градация Ламарка. Ламарк ввел понятие «Градация» (от лат. постепенное повышение) – это постоянное усложнение уровня организации живых организмов, происходящее во времени.(Запись в тетрадь).

Разделив всех животных на 14 классов (рис. 98. с. 202) и используя принцип градации, ученый распределил их 6-ти ступенях от самых низших – инфузорий, до высокоорганизованных - млекопитающих.

Ламарк считал, что классификация организмов не может быть произвольной, она должна отражать процесс развития живого мира от низших форм к высшим, согласно идеи эволюции.

К сожалению, механизмом объясняющий усложнение живых организмов, он считал, имеющиеся у каждого живого существа внутреннее стремление к совершенству, изначально заложенное Творцом. Таким образом, Ламарк не дал материалистического объяснения процессу усложнения органического мира.



Движущие силы.

Описывая причины изменяемости видов, иначе говоря движущие силы эволюции, кроме внутреннего стремления к совершенству, Ламарк выделил еще 3 причины. Ученый первый обратил внимание на влияние окружающей среды, в результате, которых виды могут изменяться. Кроме того, объясняя явления приспособленности организмов к различным условиям среды он вывел 2 закона:



  1. Закон упражнения и неупражнения органов – заключается в том, что постоянное употребление органа ведет к его усиленному развитию, а не употребление к ослаблению и исчезновению. Примером действия этого закона, является по мнению Ламарка длинная шея жирафа, возникшая в результате постоянного вытягивания шеи в процессе питания листьями растущими на деревьях. Следующим примером служит, редукция органов зрения у крота. Ламарк, считал следствием их неупражнения в ряду поколения).

  2. Закон лежащий в основе эволюции – закон наследования благоприятных признаков. Ученый ошибочно считал, что все приобретенные в течении жизни признаки передаются по наследству. Согласно этому закону вытянувшаяся в течении жизни шея жирафа будет передана следующему поколению.

Открытие в 20 веке материальной основы наследственности – ДНК, окончательно опровергла возможность наследования благоприобретенных признаков.

Значение теории Ламарка.

Ламарк по праву считается первым эволюционистом т.к. создал цельную эволюционную теорию и попытался выявить движущие силы эволюции. Доказал изменяемость видов и определил направление эволюции от простого к сложному. Правильно оценил влияние окружающей среды на изменение организмов. Усовершенствовал систематику К. Линнея, в основу систематики ни один, ни два, а большое количество признаков, но главное учитывал родство и происхождение организмов т.е. создал первую естественную систематику.

К сожалению Ламарк не смог определить причины эволюции, не смог объяснить наследование неблагоприятных признаков примером, которых являются рудиментарные органы (не функционирующие) и появлению видов приспособленности как мимкрия (оса – на дереве, муха- осовидная на листе) и покровительственная окраска (бабочка березовая – пяденица).

В результате эволюционная идея Ламарка не нашла поддержки у современников и подверглась критике ученых одним из них был Ж. Кювье.



Теория катастроф Ж. Кювье.

Ж. Кювье установил теорию катастроф, в результате стихийных бедствий на значительной части земного шара погибали все растения и животные, а затем на их место переселялись уцелевшие на других территориях и никак не связанные с предыдущими организмы, т.е он предположил, что после катастроф, в которых гибло все живое планеты, совершались новые акты божественного творения.



III. Подведение итогов.

  1. Какой вклад в биологию внес Ж.Б. Ламарк? Изложите основные положения его эволюционной теории.

  2. Могут ли наследоваться признаки, приобретенные в течении жизни организма?

  3. Дайте определение «Градация»

IV. Домашнее задание: §4.2 вопросы 1-4

1 вариант.

Готовит значения теории Ж.Б.Ламарка

Прогрессивное значение Ошибочное воззрения


2 вариант.

Устанавливает соответствие между учеными и их достижениями.

Достижения:


  1. Впервые определил человека в один отряд с обезьянами.

  2. Разделил животных на кровеносных и бескровных

  3. Для обозначения видов ввел бинарную номенклатуру

  4. Заложил основы палеонтологии.

  5. Создал первую научную теорию исторического развития живой природы.

  6. Создал «лестницу существ»

  7. Выдвинул теорию катастроф

  8. Сформулировал закон наследования благоприятных признаков.

Ученые:

А. Аристотель

Б. К. Линней

В. Ж.Б. Ламарк

Г. Ж.Кювье


1

2

3

4

5

6

7

8
























1 вариант.

Значения теории Ж.Б.Ламарка

Прогрессивное значение

Ошибочное воззрения




























































































































































































































2 вариант.


Установить соответствие между учеными и их достижениями.
Достижения:

  1. Впервые определил человека в один отряд с обезьянами.

  2. Разделил животных на кровеносных и бескровных

  3. Для обозначения видов ввел бинарную номенклатуру

  4. Заложил основы палеонтологии.

  5. Создал первую научную теорию исторического развития живой природы.

  6. Создал «лестницу существ»

  7. Выдвинул теорию катастроф

  8. Сформулировал закон наследования благоприятных признаков.

Ученые:


А. Аристотель

Б. К. Линней

В. Ж.Б. Ламарк

Г. Ж.Кювье




1

2

3

4

5

6

7

8


























Список использованной литературы

1. Сивоглазов В.И., Агафонова И.Б., Захарова Е.Т. Общая биология 10-11 классы – «Дрофа» М. 2008.;

2. Чайка Т.И. Биология 11 класс – «Учитель» Волгоград 2008;

3. Петунин О.В. Уроки биологии в 11 классе – «Академия развития» Ярославль 2003;

4. Кулев А.В. Общая биология – книга для учителя – «Притет» С-П 2001;

5. Сивоглазов В.И., Агафонова И.Б. методическое пособие к учебнику «Общая биология базовый уровень» - М. 2003




Использованные материалы и Интернет-ресурсы

1. Мультимедейное приложение «Общая биология 11 класс», «Дрофа» CD,2010;


2. www.informika.ru
3. www.bio.1september.ru

  • Методы и методические приемы
  • Ход урока . Проверка Д/з.
  • II. Объяснение нового материала.
  • Закон упражнения и неупражнения органов
  • III. Подведение итогов.
  • IV. Домашнее задание
  • Список использованной литературы
  • Использованные материалы и Интернет-ресурсы