Первая страница
Наша команда
Контакты
О нас

    Главная страница


Конспект урока литературы в 9 классе «Тело живой лик души»




Скачать 158.98 Kb.
Дата27.01.2017
Размер158.98 Kb.
ТипКонспект

Арсенова Е.А., учитель русского языка и литературы МОУ СОШ № 20 г. Краснодара

Конспект урока литературы в 9 классе
«Тело – живой лик души»

А. Ф. Лосев


Цель: Познакомить учащихся с портретами Н.А. Некрасова работы русских художников И. Крамского, Н. Ге, Д. Шмаринова и сопоставить с ними факты жизни поэта, его творчества.
Задачи:
1. Развивать наблюдательность, внимание.

2. Обогащать речь учащихся «портретной» лексикой, вырабатывать навыки правильного ее использования.

3. Способствовать эстетическому воспитанию учащихся, делая акцент на углубление связи с уроками мировой художественной культуры, используя иллюстрации, фотографии, портреты и др.
И через век он с нами

Каждым словом,

Необходимый сердцу и уму…

И. Смирнов



Учитель:

Сегодня у нас необычный урок. Урок, на котором, используя знания о жанре портрета, мы исследует портреты Н. А. Некрасова на историко-литературном фоне. И они не только дадут необходимые представления об его внешнем облике, но и раскроют сложный духовный мир художника слова.

В книге «Тропа к Некрасову»данные жизни и творчества Н.А. Некрасова, рассказ о самый близких ему людях.

Но у каждого из вас есть своя тропа к поэту, своя особая…



Где истоки, начало вашей тропинки?

Некрасов знаком вам с детства.



Что вы знаете о нем? Какие стихи помните и почему?

Помните строки, знакомые с детства:


Поздняя осень. Грачи улетели.

Лес обнажился. Поля опустели.

Только не сжата полоска одна,

Грустную думу наводит она...


И защемило ваше сердце от этой печали... Хотя вы хорошо понимаете, что все это было давно, там, в XIX веке.

И все же - откуда навернувшиеся на глаза слезы? Откуда горькое чувство печали?

От некрасовского сердца, от его боли.


Вспомните, что такое портрет?

На уроках мировой художественной культуры мы говорили, что портрет является одним из жанров живописи, графики и скульптуры. Слово портрет берет начало от латинского глагола, обозначающего: «извлекать на поверхность», «выявлять», «обнаруживать». Создавая портрет, художник кистью и красками «выявляет» существенные индивидуальные черты человека. Увековечение человека, преодолевание угрозы небытия – одна из задач портрета, которую блистательно подчеркнул Пушкин в обращении к художнику Кипренскому

… И я смеюся над могилой,

Ушед навек от смертных уз.


Ту же мысль высказывает Гоголь устами таинственного ростовщика, героя повести «Портрет»: «Я узнал, что половина жизни моей перейдет в портрет, если только он будет сделан искусным живописцем»

Кто является героем портрета?

Героем портрета всегда является человек.

Я вам сказала, что у каждого своя тропа к поэту. У худож­ника Крамского Ивана Николаевича тоже была своя тропа. Многие стихотворения поэта Иван Николаевич знал наизусть, почти все прочитал: в них он увидел своего Николая Алексе­евича и написал его портрет не только по заказу Третьякова, но и по велению своего сердца, сердца художника.

При взгляде на портрет писателя мы невольно задаемся вопросом, каким он был, как в чертах его облика отразилась высокая человечность, талантливость.

Вглядитесь в это лицо. Огромный лоб. Редкие волосы. Прямой нос. Жиденькая седоватая бородка... Руки скрещены на груди. Спокойная поза... Спокоен ли поэт?

Поищите взгляд некрасовских глаз. Удалось ли вам поймать его? Нет! Полные печали глаза смотрят куда-то вдаль, мимо нас. Где сейчас мысли, глубокие тревожные мысли поэта? В избе Дарьи, сшивающей кусочки полотна на саван умершему мужу? Или он видит изможденного лихорадкой белоруса? А может, задумался о судьбе мальчугана Власа, «в больших сапогах, в полушубке овчинном»?

Или думы его о матери, потерявшей кормильца-сына, горестно говорившей: "... И погас он словно свечечка"?
Мне кажется, что он думает и своей матери...
Повидайся со мною, родимая,

Появись легкой тенью на миг...

Всю ты жизнь прожила нелюбимая,

Всю ты жизнь прожила для других...


Каждый по-своему увидит этот взгляд, но ясно все почувствуют, что художник показал нам Поэта, Человека, Гражданина.
Все начинается с детства. Оно дольше всего держится в памяти людской. Сын помещика, дворянина, отставного офицера - и вдруг такие слова, как слезы невыплаканные:
... В юности моей, мятежной и суровой,

Отрадного душе воспоминанья и нет ...


Откуда это у поэта? Из людской, от дворни, с печальных берегов реки "рабства и тоски".

Все впитала маленькая душа мальчика: и бурлаков с натертыми лямкой ранами на плечах, и знаменитую Владимир­ку, и трагедию крепостных девушек, и недетскую обиду: в людской его братья и сестры по отцу... Трудными были и годы юности в незнакомом каменном Питере, где он на себе испытал судьбу городского разночинца, судьбу бедняка.

Были и такие тяжелейшие дни, когда не оставалось ни гроша. Тогда Некрасов шел на Кузнецкий мост в ресторан, где можно было, прикрывшись газетой, съесть два-три кусочка хлеба.

Праздник жизни - молодости годы –

Я убил под тяжестью труда,

Но поэтом, баловнем природы,

Другом лени не был никогда...

Вспоминая перед смертью эти многотрудные годы, Николай Алексеевич говорил: "Господи! Сколько я работал! Уму непос­тижимо, сколько я работал..."

Жизнь поэта - в его творениях. Это понял И. Крамской.
Еще и еще раз внимательно посмотрите в глаза поэта.

Что сумел "схватить" художник?

Глубокое горе, боль за народ. И не спокойно сложены руки на груди: они словно удержи­вают готовое вырваться из нее сердце. Вот-вот сорвутся с его уст слова о страдалице-крестьянке.


Чтец:
Вчерашний день, часу в шестом,

Зашел я на Сенную.

Там били женщину кнутом,

Крестьянку молодую.

Ни звука из ее груди.

Лишь бич свистал, играя,

И Музе я сказал: "Гляди!

Сестра твоя родная!"

Родной сестрой народа была поэзия Н.А. Некрасова. Поэт, если он истинный, должен взять на себя боль другого, уметь сопереживать. С картины Крамского на нас смотрит именно такой мастер слова. Обратите внимание на сдвинутые брови Некрасова, на резкие складки меж ними. На сеть ранних морщинок. На плотно сжатые губы. И вы увидите мужественно­го борца, способного в годы глухой реакции воскликнуть:
Душно без счастья и воли,

Ночь бесконечно длинна.

Буря бы грянула, что ли?

Чаша с краями полна!

Грянь над пучиною моря.

В поле, в лесу засвищи,

Чашу вселенного горя

Всю расплещи!


Крамской отлично понимал, какую роль в обществе играл поэт Некрасов, знал наизусть слова Григория Добросклонова:

Рать подымается

неисчислимая!

Сила в ней скажется

несокрушимая.

Сомнения нет: так почувствовать общественно- политиче­скую обстановку и сказать о ней мог только "отечества достой­ный сын". Глубокий политик, настоящий гражданин.

Многих друзей и знакомых Николая Алексеевича знал И. Крамской, беседовал с ними, и после каждого рассказа-воспоминания появлялась новая черточка в портрете. Грусть в глазах, словно застывшие слезы, возможно, появились после услышанного рассказа егеря Сергея Макаровича, с которым охотился Некрасов.
Рассказ учащегося:
"Заехали мы с ним как-то по пути в деревню Забище пообогреться. Зашел он избу одного крестьянина и увидел в ней эту бедность-то крестьянскую, непокрытую... Ребятишек полная изба, и мал мала меньше, такие все худенькие и оборванные — ужасть! А мужик, отец этих ребятишек-то, сидит в переднем углу да лапоть ковыряет. Барин посмотрел на него да и спрашивает:

- А что, отец, плохо, видно, живется с детишками?

- Плохо, родимый! Уж так плохо, что не приведи царица небесная.

- А где же у тебя хозяйка?

- Да сбирать пошла, - ответил мужик.

Посмотрел он на мужика и прослезился... Постоял с минуту, достал из бумажника 10 рублей, подал их торопливо мужику и - бросился вон из избы со слезами..."

Таким был Некрасов. Таким - с болью в сердце за народ - и показал нам поэта И. Крамской.

Мы вернемся сегодня еще раз к Крамскому немного позд­нее.



Иного плана портрет Николая Алексеевича художника Н. Ге.
Н.Ге был натурой увлекающейся, честной. Широко образо­ванный художник-философ, он страстно верил в силу влияния искусства. Всемирно известны его шедевры "Тайная вечеря", "Петр Первый допрашивает своего сына царевича Алексея". Перец вами его картина - портрет Н.А. Некрасова. Она отлична от картины Крамского. Трагические страницы жизни рассказа­ны художником по-человечески просто. Но так много крылось за этой минутой молчания.

Обратите внимание на позу поэта. Он сидит в кресле, задумчиво-спокойный. Левая рука бессильно опустилась... Рассмотрите внимательно лицо поэта. Какой человек сидел перед художником?

(Опустошенный, отрешенный, пораженный чем-то страшным, трагическим, полный бессильного отчаяния...)

На лице, бледном, осунувшемся, застыло недоумение, растерянность, даже беспомощность.

В 1855 году умер маленький сын Николая Алексеевича и его гражданской жены Авдотьи Яковлевны Панаевой-Иван.

Трудно складывалась дружба и любовь этих людей: то бурный шквал чувств самых нежных, самых горячих, то капризы, то холодная отчужденность, почти враждебность. В лучшие часы жизни своей они творчески работали вместе над романами "Три страны света", "Мертвое озеро".

Ей, Авдотье Яковлевне, поэт посвящает стихотворение "Ты всегда хороша несравненно..."
(чтение стихотворения наизусть заранее подготовленными учащимися).
Смотрите на это милое лицо (портрет Панаевой), и слушайте стихи о ней.

Ты всегда хороша несравненно,


Но когда я уныл и угрюм,
Оживляется так вдохновенно
Твой веселый, насмешливый ум;
Ты хохочешь так бойко и мило,
Так врагов моих глупых бранишь,
То, понурив головку уныло,
Так лукаво меня ты смешишь;
Так добра ты, скупая на ласки,
Поцалуй твой так полон огня,
И твои ненаглядные глазки
Так голубят и гладят меня, —
Что с тобой настоящее горе
Я разумно и кротко сношу
И вперед — в это темное море —
Без обычного страха гляжу...
Некрасов и любил Авдотью Яковлевну, и мучил ее своими придирками, холодностью, оскорблениями. Послушайте, что он писал в стихотворении "Мы с тобой бестолковые люди" (чтение учащихся).
Мы с тобой бестолковые люди:
Что минута, то вспышка готова!
Облегченье взволнованной груди,
Неразумное, резкое слово.

Говори же, когда ты сердита,


Все, что душу волнует и мучит!
Будем, друг мой, сердиться открыто:
Легче мир - и скорее наскучит.

Если проза в любви неизбежна,


Так возьмем и с нее долю счастья:
После ссоры так полно, так нежно
Возвращенье любви и участья..
После трагедии - смерти сына - оба тяжело переносили разрыв. Некрасов пишет Панаевой жестокие, оскорбительные письма. Болезнь горла прогрессировала, он хандрил, мучился и мучил других. Несмотря ни на что, Авдотья Яковлевна едет к нему в Москву. А затем заграничная поездка в Рим. В письме другу поэт пишет: "Она мне необходима столько же, сколько... и не нужна. Вот тебе и выбирай что хочешь". Письмо датирова­но 7 октября 1956 года. А через семь лет они окончательно разойдутся навсегда, и сердце поэта замрет, захолодеет на несколько лет.

Ему было 49 лет, когда в 1870 году он встретил 19-летнюю девушку из "простых людей" Феклу Анисимовну и полюбил ее любовью последней, как перед заходом солнца, заходом жизни.

Друзья и знакомые сразу приняли Зиночку (так ее назвал Николай Алексеевич). Ей выражали свое уважение Салтыков -Щедрин, Гончаров, Плещеев, Кони и многие другие. Они всегда были вместе. Зная, что Некрасов любит поохотиться, Зиночка научилась стрелять. А поэт построил в Чудове охотничий домик для отдыха от тревожных редакторских забот.

Посмотрите на рисунок Шмаринова "Некрасов на охоте". Он интересен тем, что мы видим поэта в необычной обстановке.



Чем отличается он от первых двух портретов?

(Вдохновенье, покой, очарованность природой, дышит полной грудью, легко: словно чувствует природу.

Ученик описывает картину Шмаринова, читает отрывок стихотворения "Уныние", написанного в 1874 году).
Какой восторг!

За перелетной птицей

Гонюсь с ружьем,

а вольный ветер нив

Сметает сор,

навеянный столицей,

С души моей,

Я духом бодр и жив.

Я телом здрав,

Я думаю... мечтаю...

Вдохновенье приносили поэту природа и необыкновенное чувство к Зиночке. Увы! Счастье было недолгим. Всего семь лет. А за ними - тяжелейших 200 дней и ночей...

Перед вами картина Крамского "Некрасов в период "Пос­ледних песен". Вот одна из них:

Борюсь с мучительным Недугом,

Борюсь - до скрежета зубов...

- О муза! ты была мне другом,

Приди на мой последний зов!

Могучей силой вдохновенья

Страданья тела победи,

Любви, негодованья; мщенья

Зажги огонь в моей груди!

Это стихотворенье может служить ключом к раскрытию идейного замысла картины-портрета. Какова история ее?

(Индивидуальное задание учащимся).

В те годы Крамской находился в зените своей славы. Он пользовался огромным авторитетом и как признанный глава передвижников, и как теоретик искусства, и как выдающийся художник. Крамской высоко чтил поэта, его гневную и скорбную «музу мести и печали», певшую о горе народном. Глубоко трогала художника горячая любовь Некрасова к русскому народу и неугасимая вера в его могучие силы. Крамской приступил к работе в 1877 году, в период создания Некрасовым его «Последних песен», когда поэт, сломленный тяжелым недугом, уже почти не вставал с постели.
Задача действительно была необычайно трудной. Болезнь лишала Некрасова последних жизненных сил, подавляла былую кипучую энергию. Если бы написать поэта точно таким, каким его увидел Крамской в 1877 году, было бы создано правдивое изображение Некрасова последних дней его жизни, но оно не передавало бы образа поэта таким, каким он продолжал жить в сознании современников и должен был оставаться в памяти потомков. Письма Крамского отражают колебания художника, его сомнения и беспокойные думы, весь сложный процесс его работы.
«Когда я начал писать портрет, — сообщал Крамской Третьякову, — то убедился сейчас же, что так сделать его, как я полагал, т. е. на подушках, нельзя. Да и все окружающие восстали: говорят — это немыслимо — к нему не идет; что Некрасова даже в халате себе представить нельзя, и поэтому я ограничился одною головою, даже без рук. Дай бог справиться мало-мальски хоть с этим. Задача, прямо скажу, трудная, даже едва ли возможная, для кого бы то ни было, и если мне удастся сделать хотя что-нибудь сносное, я, право, буду считать себя молодцом».
Желая создать вдохновенный образ Некрасова, Крамской отказался от первоначального намерения написать поэта больным, и в первом варианте портрет представлял собою погрудное изображение Некрасова со скрещенными на груди руками.
Художник не изменил здесь чувству правды — по бледному изможденному лицу Некрасова видно, что он нездоров, но горячая творческая мысль, светящаяся в полных скорби глазах, все же является основой его характеристики.
Портрет был закончен Крамским в последних числах марта 1877 года. Это была несомненная творческая удача. Сам Некрасов остался доволен и заказал художнику две копии для себя и своих близких. Можно было бы этим ограничиться. Но Крамской не считал свою работу оконченной. Другой замысел уже волновал его творческое воображение. «Портрет Некрасова будет мною сделан еще один,— писал он Третьякову 29 марта, — и я его уже начал: в малом виде, вся фигура на постели и некоторые интересные детали в аксессуарах. Это нужно, сам Некрасов очень просил, ему он нужен на что-то; потом (говорит) вы его возьмите себе, «но сделайте, пожалуйста».
Что побудило Крамского продолжать работу над портретом Некрасова? Только ли желание исполнить просьбу глубоко чтимого поэта?

Прежде чем ответить на этот вопрос, обратимся к некоторым фактам.


Как только Крамской получил заказ от Третьякова, он стал часто заходить к Некрасову, первое время чуть ли не каждый день. Но работать ему удавалось мало. Он больше ухаживал за больным, чем писал: «Я дежурил всю неделю, и даже больше, у Некрасова,— отмечал художник в письме к Третьякову, — работал по 10-и, по 15 минут (много) в день и то урывками; последние 3 дня, впрочем, по ½ часа, так как ему относительно лучше».
Наблюдая поэта изо дня в день, от часа к часу, Крамской был свидетелем его ужасных страданий, но потрясен он был не столько физическими муками больного поэта, сколько тем творческим огнем, который и сейчас не угасал в Некрасове. Ведь именно в последние два года жизни, уже сознавая свою обреченность, поэт создал цикл замечательных стихотворений «Последние песни», прощальное откровение его благородной музы:

Борюсь с мучительным недугом,


Борюсь — до скрежета зубов.. .
О муза! ты была мне другом,
Приди на мой последний зов!
Могучей силой вдохновенья
Страданья тела победи,
Любви, негодованья, мщенья
Зажги огонь в моей груди!

На Крамского, который был, вероятно, одним из первых слушателей «Последних песен», стихотворения эти произвели неотразимое впечатление.


«А какие стихи его последние,— с восторгом писал он Третьякову,— самая последняя песня 3-го марта «Баюшки-баю». Просто, решительно одно из величайших произведений Русской поэзии!»
Упорная борьба Некрасова с надвигающейся смертью, торжество его вдохновения восхитили Крамского и побудили его вернуться к первоначальному замыслу своей работы над портретом. Просьба поэта лишь утвердила в нем эту мысль. Так развивалась идея художника, воплотившаяся в картине «Некрасов в период «Последних песен».
Сперва Крамской предполагал ограничиться небольшим холстом, на котором Некрасов должен был быть изображен лежащим. Затем, в процессе работы, все больше увлекаясь ею, художник увеличил размеры холста, надшив его со всех четырех сторон, и изменил композицию. В окончательном варианте картины Некрасов полулежит на подушках. Работа над картиной затянулась надолго. Письма Крамского свидетельствуют о том, что художник не прекращал ее и после смерти Некрасова. Несомненно, что, работая над образом Некрасова, Крамской использовал для картины свой первый портрет поэта. Художник и теперь остался верен жизненной правде. Он не скрыл, что Некрасов тяжело болен. Черты его лица заострены, высохшая кожа желта, словно пергамент, острое колено исхудалой ноги четко обрисовывается под простыней. Болезнь довела Некрасова до полного истощения физических сил. Но, как и в первом портрете, не эти признаки тяжкого недуга определяют то главное, что хотел донести до зрителя художник. Над физической немощью торжествуют несломленные смертельной болезнью духовные силы поэта. Эта мысль проведена в картине с тонкой и настойчивой последовательностью. Книги на столике с лекарствами, листки бумаги, рассыпавшиеся по полу, — все это органично в картине и раскрывает ее содержание. Далеко не случайны и фотографии на стене. На одной из них мы узнаем дорогие Некрасову черты Добролюбова, его замечательного соратника, другая изображает выдающегося деятеля польского освободительного движения поэта Адама Мицкевича. В глубине комнаты виден скульптурный бюст Белинского, великого наставника Некрасова, научившего его видеть и глубоко понимать социальные противоречия действительности.
Общее оптимистическое звучание холста поддерживается и его колоритом. Белоснежные простыни, красочный ковер подле постели, яркий бордюр на стене, красный цвет скульптурного постамента усиливают бодрую тональность картины. Даже пузырьки с разноцветными лекарствами написаны так, что не дают повода для мрачных размышлений.
Прежде чем говорить о картине, - послушаем стихотворение в прозе И.С.Тургенева "Последнее свидание".

  Мы были когда-то короткими, близкими друзьями... Но настал недобрый миг — и мы расстались, как враги.


     Прошло много лет... И вот, заехав в город, где он жил, я узнал, что он безнадежно болен и — желает видеться со мною.
     Я отправился к нему, вошел в его комнату... Взоры наши встретились.
     Я едва узнал его. Боже! что с ним сделал недуг!
     Желтый, высохший, с лысиной во всю голову, с узкой седой бородой, он сидел в одной, нарочно изрезанной рубахе... Он не мог сносить давление самого легкого платья. Порывисто протянул он мне страшно худую, словно обглоданную руку, усиленно прошептал несколько невнятных слов — привет ли то был, упрек ли, кто знает? Изможденная грудь заколыхалась — и на съеженные зрачки загоревшихся глаз скатились две скупые, страдальческие слезинки.
     Сердце во мне упало... Я сел на стул возле него — и, опустив невольно взоры перед тем ужасом и безобразием, также протянул руку.
     Но мне почудилось, что не его рука взялась за мою.
     Мне почудилось, что между нами сидит высокая, тихая, белая женщина. Длинный покров облекает ее с ног до головы... Никуда не смотрят ее глубокие, бледные глаза; ничего не говорят ее бледные, строгие губы...
     Эта женщина соединила наши руки... Она навсегда примирила нас.
     Да... Смерть нас примирила...

Апрель 1878 И.С.Тургенев. Избранное.


Два очевидца— писатель и художник - видели поэта.

Каким увидел Тургенев Некрасова - вы услышали.

Каким увидел Крамской?

Каким вы видите Некрасова на этом полотне?

Что подчеркивает болезненное состояние поэта?

Как передает художник желание мученика побороть болезнь?

Посмотрите на лицо Николая Алексеевича, и вы увидите, что на полотне другой Некрасов, Некрасов, подводящий итог жизни своей. Поэт весь в думах. И какие это думы! Они выль­ются скоро в последние строки: в пожеланье друзьям:

Вам же не праздно, друзья благородные,

Жить и в такую могилу сойти,

Чтобы широкие лапти народные

К ней проторили пути;

в мольбу о помощи:

Я взываю к русскому народу:

Если можешь - выручай.

Окуни меня в живую воду

Или в меру мертвой дай!;

в последнем слове к Музе:

О, Муза, я у двери гроба...


Все это увидел и почувствовал И. Крамской, писавший свое полотно у постели больного. Он знал и его "Последние песни", и вот перед вами бессмертное творение художника, талантли­вого портретиста.

Удачна точка зрения на портретируемого сверху, фигура развернута в выразительном ракурсе. Глаза зрителя устремле­ны к голове поэта. Светлые холодные подушки оттеняют ее. Оголенный лоб. В исхудалой руке карандаш... Он - внимание. Весь в творческом процессе, во вдохновении...

Подберите из "Последних песен" те, которые помогут вам еще глубже раскрыть замысел художника.

Завершая наш урок - портрет художника, хочу прочитать вам несколько писем Некрасова, характеризующих его как человека.



Толстому Л.Н.: "Я не шутил и не лгал, когда говорил когда-то, что люблю Вас, а второе - я люблю еще в Вас великую надежду русской, литературы, для которой Вы уже много сделали и для которой еще более сделаете, когда поймете, что в нашем отечестве роль писателя есть прежде всего роль учителя".

Тургеневу И.С.: "Люблю тебя, и мне надо написать статью о твоих повестях, тогда я буду свободнее - и, может быть, скажу что-нибудь, что тебе раскроет самого себя как писателя".

К одному (младшему) уважительное "Вы", к другому, старшему, - дружеское "ты". Человека большой души, истин­ного художника, болеющего за родную литературу, видим мы в этих письмах.


Мы попытались с вами создать урок-портрет Некрасова. В финале урока пусть зазвучит "Элегия" Массне. Поет Ф. Шаля­пин* Это ли не подтверждение слов Некрасова:
Не бездарна та природа,

Не погиб еще тот край.

Что выводит из народа,

Столько славных то и знай...


Домашнее задание:
- Биография Некрасова (задания 2-3).

- Индивидуальное задание: экскурсия по некрасовским местам ,"В Петербурге", "В Чудове".



- Задание по группам: Некрасов о поэте и поэзии; Некрасов о великих гражданах России (Белинском, Добролюбо­ве, Чернышевском, Писареве, Тургеневе).

  • «Тропа к Некрасову»