Первая страница
Наша команда
Контакты
О нас

    Главная страница


Конспект урока чтения в 9 классе по теме «Е. Носов «Трудный хлеб \. Цель: познакомить с содержанием рассказа Е. Носова «Трудный хлеб»




Скачать 62.39 Kb.
Дата06.07.2018
Размер62.39 Kb.
ТипКонспект
Конспект урока чтения в 9 классе по теме «Е. Носов «Трудный хлеб .Цель:познакомить с содержанием рассказа Е. Носова «Трудный хлеб».Задачи:• повторить краткие сведения из биографии Е. И.Носова, познакомить с содержанием рассказа; • корригировать внимание, логическое мышление, речь учащихся; • воспитывать учебную мотивацию, духовные и нравственные ценности, любовь и заботу о домашних питомцах. ХОД УРОКА1. Вступительное слово о писателе Е. И.Носове.- Урок начнем с разгадывания ребуса. Расшифруйте его. - Почему я начала урок с этой фамилии - Сегодня на уроке мы вспомним краткие сведения о жизни и творчестве Е. И. Носова и познакомимся с его рассказом.2. Опрос дом. задания - из автобиографии писателя.- Откуда родом Е. Носов - В каком классе учился Е. Носов, когда началась Великая Отечественная война - В каких войсках воевал Е. Носов - Что случилось с Е. Носовым в конце войны - О ком и в связи с чем так писалЕ. Носов:«Я был старше их на целую войну…» Вывод:Мы не раз говорили с вами о том, что писатели, поэты часто обращают наше внимание на то, чему мы просто не придаём значение в повседневной жизни. Им, как никому другому, дан особый дар – умение всматриваться, вслушиваться в тайные причины поступков. Е. И. Носов – писатель, уважительно относящийся к природе, который любит и понимает её, тонко чувствует связь человека с природой. - Сегодня нам предстоит познакомиться с егорассказом.3.Подготовка к восприятию текста.- Найдите способ прочитать название рассказа. -Мы будем читать рассказ «Трудный хлеб». - Что мы называем хлебом, какой он бывает - Что обозначает слово «трудный(Требующий большого труда, напряжения.) - может ли хлеб быть трудным А лёгким… - Поднимите руку, у кого есть домашние питомцы - Что вы любите в животных - Чувствуют ли животные любовь Как - Ребята, как могут относиться люди к животным (Ученики могут давать разные ответы: плохо и хорошо, ласково и грубо, с любовью и ненавистью… - Мы прочитаем рассказ об отношении человека к своему домашнему питомцу.4. Словарная работаА)Знакомство с трудными словами и их значением: плёс, крохаль, ситник, ягдташ, сюртук. Б)Работа по карточке 1. Карточка 1. I вариант Дополни выраженияподходящими по смыслу словарными словами. Глухой лесной ___________ Прилетела пара __________ Растёт прибрежный __________ Длинный чёрный ____________ Охотник достал ломоть хлеба из ______________ II вариант Дополни выраженияподходящими по смыслу словарными словами. Прилетела пара __________ Растёт прибрежный __________ Длинный чёрный ____________ Слова для справок: сюртук, крохаль, ситник. (Коллективная проверка) - Крохаль – это порода диких уток.А какие виды диких уток обитают у нас в Кузбассе В) Работа над определением значения трудных слов: топь, подранок, леса, спаниель, плотва, двустволка. - Плотва – это вид некрупной пресноводной рыбы. А какие виды рыб обитают в водоемах Кузбасса - Расшифруйте, как зовут питомца, о котором пойдет речь в рассказе, используя шифр и ключ к нему. - Главным героем рассказа Е. Носова будет собака породы спаниель по кличке Чанг. 4. Физминутка для глаз 5. Чтение текста сильными учащимися6.Работа по тексту. А) Анализ рассказа. - О ком этот рассказ -Какой эпизод произвел на вас самое сильное впечатление Почему - Что удивило автора-рассказчика во время диалога с охотником - Как охотник ведет себя сЧангом (Он давал собаке команды спокойным, даже ласковым голосом; «ласково провел ладонью по черному шелковистому жилету спаниеля».) - Продолжите фразу: Охотник относился к Чангу … (как)(по-доброму, справедливо, заботливо, ласково, внимательно, уважительно и т. п.) - В какой-то момент разговор, который вели охотник и рассказчик, оборвался. Как вам кажется, почему - В чем был «неосторожен» рассказчик - Видно ли было со стороны, что собака слепа (Нет, она только на первый взгляд казалась новичком на охоте.) - Давал ли охотник почувствовать собаке, что теперь она – неполноценный помощник своего хозяина (Нет. Хозяин спокойно давал уточняющие команды, подбадривал собаку похвалой.) - Как могла сложиться жизнь Чанга, окажись он у другого хозяина - Попробуйте дать характеристику охотнику, раскрыть его духовные ценности, нравственные законы, по которым живет герой. - Какова тема произведения (Необходимость сострадательного и уважительного отношения ко всему живому.) - Повествование в произведении ведётся от лица кого (Рыбака, т. е. рассказчика.) - В каких словах рассказа выражается основная (главная) мысль («…я за него двух зрячих не возьму. Как-никак 5 лет вместе». Он свой хлеб честно зарабатывает. Трудный хлеб, но честный.) - Хозяин продолжал брать Чанга на охоту, а не оставлял дома почему (Хозяин Чанга хотел, чтобы пёс чувствовал себя настоящей охотничьей собакой.) - В какой-то момент разговор охотника и рыбака оборвался. Как тебе кажется, почему (Рыбак предложил охотнику завести другую собаку.) - Как вы понимаете смысл названия рассказа «Трудный хлеб» ( Собака трудным, четным способом зарабатывала себе на «хлеб»). - Важно ли, какой «хлеб» есть: трудный честно заработанный, или легкий, не требующий от вас никакой отдачи (Важно, «хлеб», заработанный честным трудом ешь с гордостью, а легкий «хлеб» не имеет часто никакой ценности). - За что можно уважать хозяина Чанга Б)Закрепление -Давайте проверим, насколько вы сегодня были внимательны Карточка 2. Соедини стрелками героя рассказа с его описанием. Короткий стёганый ватник Чанг Чёрный шелковистый жилет крохаль Чёрный сюртук, белая рубашка охотник (Коллективная проверка)8. ТЕСТ по рассказу Е. Носова «Трудный хлеб» I вариант 1. Осень в лесу развешивает…: А)дождинки Б)кормушки В)хрустальные сети паутины 2.Какие гости прилетели с далёкого севера А)крохали Б)гуси В)рябчики 3.Как звали спаниеля А)Ганг Б)Чанг В)Манч 4.У Чанга были…: А)короткие гладкие уши Б)длинная рыжая шерсть В)длинные лохматые уши 5. Охотник достал из ягдташа…: А)убитую птицу Б)ломоть хлеба В)ружьё 6.При виде летящего хлеба Чанг…: А)спокойно стоял, глядя на хозяина Б)побежал к хозяину В)кинулся ловить хлеб 7.Автор поймал в реке…: А)мелкую плотву Б)крупного карася В)крупную плотвицу II вариант 1. Осень в лесу развешивает…: А)дождинки Б) хрустальные сети паутины 2.Какие гости прилетели с далёкого севера А)крохали Б)гуси 3.Как звали спаниеля А)Ганг Б)Чанг 4.У Чанга были…: А) длинные лохматые уши Б)рыжая шерсть 5. Охотник достал из ягдташа…: А)убитую птицу Б)ломоть хлеба 6.При виде летящего хлеба Чанг…: А)спокойно стоял, глядя на хозяина Б)побежал к хозяину 7.Автор поймал в реке…: А)крупную плотвицу Б)крупного карася (Самопроверка по слайду)9.Итог урока. Рефлексия.- Что вы ребята узнали из нашей сегодняшней беседы - Кто такой друг и можно ли другом назвать вашего домашнего питомца (Учащиесяотвечают) -Чему научил вас сегодняшний урок Обобщение учителя: Творчество Евгения Ивановича Носова неизменно привлекает читателей, потому что рядом с обыденным, бытовым, в произведениях писателя всегда присутствуют духовные ценности, нравственные законы, неповторимые характеры, сложный, подчас противоречивый, внутренний мир героев, авторские размышления о жизни, о человеке, о природе не только помогают юному читателю обнаруживать в себе и в окружающем мире неисчерпаемые запасы добра и красоты, но и предупреждают: жизнь человека и природы хрупка, нужно ее беречь.10. Домашнее задание:стр. 208 -212, вопр. 1-5, (1 группа-пересказ).

  • Б)Работа по карточке 1.
  • В) Работа над определением значения трудных слов
  • А) Анализ рассказа.
  • Б)Закрепление