Первая страница
Наша команда
Контакты
О нас

    Главная страница


Конспект урока чтения и развития речи в 8 классе скоу. Учитель: Павловская Н. Н. Тема урока: «И. С. Тургенев «Муму». Герасим находит Муму». Тип урока: урок «открытия» новых знаний




Скачать 54.06 Kb.
Дата29.06.2017
Размер54.06 Kb.
ТипКонспект
Конспект урока чтения и развития речи

в 8 классе СКОУ.

Учитель: Павловская Н.Н.

Тема урока: «И.С. Тургенев «Муму». Герасим находит Муму».
Тип урока: урок «открытия» новых знаний.
Цели урока:
Образовательные: проанализировать первую часть рассказа (образ барыни, Герасима); формировать умение анализировать текст художественного произведения; развивать умение выражать свои мысли, оценивать поступки героев, делать выводы.
I. Развивающие: развивать устную речь обучающихся; навыки анализа образа литературного героя и навыки сравнения героев произведения.
II. Воспитательные: воспитывать чуткое отношение к художественному слову; гуманное отношение к человеку.
Методы: проблемно-поисковые (побуждающий и подводящий к диалогу), метод самостоятельной работы с текстом, наглядный метод (презентация).
Приемы: диалог, комментированное чтение, выразительное чтение, фронтальный опрос, выборочный пересказ
Средства обучения: компьютер, проектор, презентация, учебник, иллюстрации к произведению, отрывок из мультипликационного фильма «Муму» режиссера Валентина Караева, карточки для проведения игры (см. Приложение), жетоны.
Ход урока
I. Самоопределение к деятельности (организационный момент).
(слайд 1)
– Сегодня у нас особенный урок, мы продолжаем знакомство с творчеством великого русского писателя И. С. Тургенева, его рассказом «Муму».
При подготовке к уроку вы выполняли индивидуальные задания: Артем подготовил небольшое сообщение о жизни И. С. Тургенева, остальные учащиеся отвечали на вопросы по 1-й главе рассказа «Муму».

II. Проверка домашнего задания.

1) Биография И.С.Тургенева. (слайд 1) – рассказ Артема В.


  1. Характеристика главных героев рассказа:

- В какое, непростое для России время, происходит действие рассказа? Что такое «крепостное право»? (слайд 2) Крепостные крестьяне – прикрепленные к земле и лично подчиненные одному хозяину крестьяне. Дворянин, которому принадлежали крестьяне, мог назначать им какие угодно наказания, мог продавать крестьян, например, продать мать одному помещику, а ее детей – другому. Крепостные крестьяне считались по закону полной собственностью господина. С этой великой несправедливостью не мог смириться И.С.Тургенев.

- Назовите главных героев рассказа.

- Каким был Герасим? (слайд 3) – рассказ Ивана А. по плану.

- Герасим и барыня – вымышленные герои? Кто такой ПРОТОТИП героя? (Прото – первый, тип – образ. Прототип – это реальное лицо, события жизни которого послужили автору основой для создания своего литературного героя). (слайды 4,5)

- Перечислите, что входило в обязанности Герасима в городе. Почему эти занятия казались ему шуткой? – отвечает Андрей К.

- Как Герасим относился к работе? Прочитайте этот эпизод. – отвечает Сергей К.

- Расскажите, как выглядела каморка Герасима. – отвечает Алексей К.

- Какой была барыня? Подтвердите строками из текста, что она имела полное право распоряжаться судьбой крепостного крестьянина. – отвечает Софья Т.


( За свои ответы учащиеся получают жетоны)

III. Актуализация знаний. Сообщение темы урока.


Коррекционно-развивающее упражнение – ребус. (слайд 6)
– Вычеркните все буквы английского алфавита и прочитайте название темы сегодняшнего урока:

r Г l е g р d а s с n и i м w н z а q х s о v д f и т n M d у w м у.

(Герасим находит Муму)


– Как вы думаете, кому будет посвящен наш урок? (Герасиму и собачке Муму)

(Вручение жетонов за правильные ответы)

IV. Изучение нового материала.
1. Просмотр фрагмента мультфильма (2,5 минуты)
– Я предлагаю вам просмотреть фрагменты из мультфильма «Муму» и ответить на вопрос:

- Как можно охарактеризовать барыню и Герасима по просмотренным фрагментам?


(Режиссер Валентин Караев добавил эпизод с мухой, чтобы показать капризы, смену настроения, самодурство барыни. Самодурство – это поведение человека, который действует по своей прихоти или произволу, при этом унижая достоинство других людей.)

2. Профилактика утомляемости учащихся – проведение игры-эстафеты «Опиши героя»:

- У меня есть карточки, на которых написаны…(какие части речи? – показ 1 карточки)… имена прилагательные, характеризующие героев рассказа И.С.Тургенева «Муму» - Герасима и барыню. Все прилагательные даны в форме мужского рода И.п., т.е. мы отвечаем на вопрос «какой герой или какой человек?» Вы по очереди выходите и выбираете любую карточку, прикрепляете ее в нужном месте. Может получиться так, что один и тот же признак относится сразу к нескольким героям произведения.

(Сердитый, старый, добрый, слабый, капризный, одинокий, проворный, властный, безмолвный, несчастный, порядочный, бессердечный, сильный, упрямый, справедливый, трудолюбивый, строгий, серьезный, рассудительный, дружелюбный, практичный, любопытный, честный, догадливый, надежный, вспыльчивый, резкий, усердный, великодушный, чуткий, злой, решительный, самостоятельный, вдумчивый, грубый)

- Осталось несколько карточек. Как вы думаете, кого можно охарактеризовать с помощью данных прилагательных? (Слабый, проворный, дружелюбный, любопытный одинокий, несчастный – это о Муму.) (Жетоны)

3. Анализ 2-й главы рассказа «Муму».

Чтение учащимися 2-й главы.

1) – Вы уже познакомились с содержанием этой части. Какие слова и выражения для вас оказались новыми, непонятными? Словарная работа: АРМЯК – верхняя одежда из шерсти, без пуговиц и с капюшоном; ТЩЕДУШНАЯ – хилая, слабая, болезненная, худая.

2) – Расскажите, как Герасим спас щенка. Почему он назвал его «Муму»? (слайд 7)

3) – Прочитайте отрывок об отношениях Герасима и Муму. Какое сравнение использует автор, чтобы сказать, как сильно Герасим привязался к Муму? («Ни одна мать так не ухаживает за своим ребенком, как ухаживал Герасим за своей питомицей».) Используется прием СРАВНЕНИЯ – сопоставления с другим явлением. (слайд 8)

4) – Прочитайте вопрос №3 – с.105: Что сделало Герасима счастливым? Выберите правильный ответ. Обоснуйте свой выбор.

5) – Как вы думаете, как сложится судьба Герасима в дальнейшем? (слайд 9)

(Спросить тех, кто дальше не читал)

(За каждый правильный ответ учащиеся получают жетоны)


V. Подведение итогов урока – слайд 10.

Домашнее задание. Подсчет жетонов, выставление оценок.

VI. Рефлексия.

- Встаньте у рабочих столов и ответьте на мой последний вопрос, но без слов, только движениями. Вопрос: какое эмоциональное состояние вы испытывали на уроке?

- Если вам было плохо, скучно, не интересно, то присядьте.

- Если вам было хорошо, вы были уверенны, вам было интересно, то поднимите руки.

- Если было очень хорошо, вам все очень понравилось, вы себя чувствовали отлично, то поднимите руки и хлопните в ладоши».

- Посмотрите, какие мы все разные, интересные. Все имеем право на свое мнение. И выражать свое мнение можем не только с помощью жестов, эмоций, но и с помощью речи. Нам дано с вами самое ценное – умение говорить, то, чем был обделен Герасим. А почему И.С.Тургенев сделал своего героя глухонемым, вы узнаете на последующих уроках. А если кто-то уже разгадал эту загадку, то замечательно.



сердитый

старый

добрый

слабый

капризный

одинокий

проворный

властный

безмолвный

несчастный

порядочный

бессердечный

сильный

упрямый

справедливый

трудолюбивый

строгий

серьезный

рассудительный

дружелюбный

практичный

любопытный

честный

догадливый

надежный

вспыльчивый

резкий

усердный

великодушный

чуткий

злой

решительный

самостоятельный

вдумчивый

грубый
Герасим

барыня





  • Тип урока
  • Средства обучения