Первая страница
Наша команда
Контакты
О нас

    Главная страница


Конспект учебного занятия по дисциплине «Литература». А. И. Куприн. Тема любви в повести «Гранатовый браслет». Разработал




Скачать 133.16 Kb.
Дата04.04.2017
Размер133.16 Kb.
ТипКонспект
Министерство образования Нижегородской области

Государственное бюджетное образовательное учреждение

среднего профессионального образования

«Нижегородский автомеханический техникум»



Конспект учебного занятия

по дисциплине «Литература».

А.И. Куприн. Тема любви в повести

«Гранатовый браслет».

Разработал: преподаватель русского языка и литературы Мещерякова Г.Г.


Н.Новгород, 2014г.


Цель занятия: познакомить студентов с личностью и творчеством А.И. Куприна, проанализировать повесть «Гранатовый браслет».
Задачи:

Образовательные:



  1. Показать мастерство писателя в раскрытии темы любви на примере повести «Гранатовый браслет»;

  2. Закрепить основные знания, умения, навыки анализа текста;

Развивающие:

  1. Развивать речь, образное мышление, эстетический вкус учащихся;

  2. Развивать умение сравнивать, анализировать, делать выводы;

  3. Формировать интерес к художественному произведению;

  4. Углублять и расширять представление об искусстве;

Воспитательные:

  1. Воспитывать самостоятельно мыслящего и глубоко чувствующего человека;

  2. Прививать нравственные ценности, формировать идеалы личности.



Тип урока: комбинированный.

Методические приёмы: рассказ преподавателя, просмотр презентаций, выступления студентов, комментированное чтение художественного текста, аналитическая беседа, обсуждение иллюстраций, прослушивание сонаты Бетховена, просмотр эпизодов из к/ф «Гранатовый браслет».

Оборудование: портреты Куприна, иллюстрации к повести, презентация студента, видеозапись фильма «Гранатовый браслет», аудиозапись сонаты №2 Бетховена, ноутбук, проектор, экран.

Ход занятия:

  1. Оргмомент – 3 минуты.

  2. Изучение нового материала – 70 минут.

  3. Закрепление изученного – 10 минут.

  4. Заключение, итоги урока – 7 минут.


Ход занятия:
На доске представлена выставка иллюстраций художников и самих студентов к повести.


  1. Оргмомент.

Приветствие, проверка готовности студентов к занятию, регистрация отсутствующих, запись темы урока в журнале, постановка целей и задач занятия, запись темы и эпиграфа в тетради:



Эпиграф: Куприн настоящий художник, громадный талант. Поднимает вопросы жизни более глубокие, чем его современники.

Л. Н. Толстой





  1. Изучение нового материала.




  1. Слово преподавателя.

А. И. Куприн (1870-1938 гг.) – один из крупнейших писателей-реалистов начала XX века. Это писатель-прозаик, автор многочисленных повестей и рассказов. Наверное, вы знакомы с его рассказами «В цирке», «Чудесный доктор», «Белый пудель», «Изумруд», «Тапёр» и др.

Куприн – человек необыкновенно талантливый и разносторонний. Чем он только не занимался в жизни! Удивительно, сколько занятий и профессий перепробовал Куприн: военный, продавец, лесничий, грузчик, землемер, актёр, зубной врач, учитель борьбы, журналист, репортер писатель. Действительно, это была незаурядная личность.

К.И. Чуковский сказал о Куприне: «Вечно его мучила жажда исследовать, понять, изучить, как живут и работают люди всевозможных профессий…»

Творчество его как писателя тоже поражает нас многообразием тем, сюжетов, героев. Он писал обо всём. В своих произведениях он рисует военный, заводской, рыбацкий, актёрский, чиновничий уклад. Героями его рассказов и повестей становятся люди различных классов и групп, начиная от богатых капиталистов и заканчивая босяками и нищими.

Материал для своих произведений Куприн брал из жизни. Его произведения написаны на основе жизненных впечатлений и наблюдений.

Жизнь Куприна была яркая, интересная.

Познакомимся сейчас с биографией писателя и с основными этапами его творчества.





  1. Презентация студента по биографии А.И.Куприна

(просмотр презентации).
А.И. Куприн родился в 1870 году в Пензенской губернии в семье мелкого чиновника. Отец А.И. Куприна умер, когда сыну исполнилось два года. В 1874 году мать переезжает с детьми в Москву и поселяется во Вдовьем доме. Вскоре она отдает сына в Разумовский сиротский пансион. В 1880 году Куприн поступает во вторую Московскую военную гимназию, которая была преобразована во второй Московский кадетский корпус. После его окончания в 1888 году он поступает в Александровское военное училище.

годы детства и юности остались в памяти Куприна временем страданий (строгие порядки, постоянная муштра, жестокость начальников царила в этих заведениях).

После окончания училища в чине подпоручика Куприн был направлен в 46-ой Днепровский пехотный полк в Подольскую губернию, где прослужил 4 года. Здесь он узнал все тяготы провинциальной армейской жизни (эти впечатления от службы станут материалом для дальнейших произведений Куприна).

Находясь в полку, Куприн занимается писательским творчеством. Здесь он пишет рассказы и повести (особенно известны рассказы „Впотьмах”, „Дознание”).

В 1894 году он выходит в отставку и едет в Киев. В эти годы Куприн пробует массу занятий и профессий (всё богатство впечатлений этих лет он использует в своем дальнейшем творчестве).

В 1896 году Куприн совершает поездку по Донецкому бассейну, у него появляется цикл рассказов и очерков о жизни рабочих, которые затем были преобразованы в повесть „Молох”.

В 1898 году выходит повесть „Олеся”; в 1905г. – повесть „Поединок”. К началу 900-х годов Куприн уже сложившийся писатель. Он приобретает известность даже в Европе.

В 1909 году получает Пушкинскую премию.

В 10-ые годы Куприн пишет свои знаменитые произведения: „Гамбринус”, „Суламифь”, „Гранатовый браслет”, „Листригоны” и др.

В 1920 году, не приняв октябрьскую революцию 1917 года, Куприн эмигрирует за границу. Там он продолжает писать. Выходят его романы „Колесо времени”, „Жанета”, „Юнкера”. Писатель страдал в разлуке с родиной и мечтал о возвращении домой.

Вернулся Куприн в СССР в 1937 году.

А через год в 1938 году он умирает от тяжелой болезни в Ленинграде.
После выступления проводится фронтальный опрос студентов:

- Какие факты творческой биографии Куприна вам особенно запомнились?

- Как события жизни писателя повлияли на тематику и проблематику его произведений?


  1. Беседа по повести «Гранатовый браслет».

Тема любви в творчестве Куприна занимает важное место. Он пытается по-своему осмыслить это чувство, показать любовь прекрасную, возвышенную, идеальную. Писатель считал любовь одной из высших духовных ценностей чувством, которое может преобразить всю жизнь.

Куприн говорил: «Любовь – это самое яркое и наиболее понятное воспроизведение моего я. не в силе, не в ловкости, не в уме, не в таланте, не в творчестве выражается индивидуальность. Но в любви».

Теме любви в творчестве Куприна посвящены многие его произведения, но наиболее яркие из них – повести «Олеся», «Суламифь» и «Гранатовый браслет».



Мы остановимся подробно на анализе повести «Гранатовый браслет» (1910г), которая считается одним из лучших произведений Куприна. Известны отзывы об этой повести знаменитых людей. М. Горький писал: «А какая превосходная вещь – «Гранатовый браслет» Куприна! Чудесно! Начинается хорошая литература!» К. Паустовский называл «Гранатовый браслет» «одним из самых благоуханных, томительных… и самых печальных рассказов о любви». Сам Куприн плакал над рукописью своей повести, говоря, что «ничего более целомудренного» он не писал.
- Каково ваше впечатление от прочитанного?
- Перескажите кратко сюжет повести.

(Мелкий чиновник Желтков влюбляется в молодую светскую даму Веру Николаевну Шеину. Восемь лет продолжается безответная любовь. Письма влюбленного служат предметом насмешек и издевательств членов семьи Шеиных и Булат-Тугановских. Присланный неизвестным влюбленным подарок – гранатовый браслет – вызывает бурю негодования брата княгини. Он вместе с мужем Веры Николаевны идет к Желткову, чтобы вернуть подарок и попросить его оставить их в покое. Любовь чиновника заканчивается трагически – он кончает жизнь самоубийством.)
- Знаете ли вы, что сюжет повести основан на реальной истории, произошедшей в семье друзей Куприна?
(Приятель Куприна Л. Любимов рассказывал ему о своей матери – светской даме, в которую был влюблён скромный телеграфист Жёлтый и в течение трёх лет посылал ей анонимные любовные письма; а однажды прислал ей в подарок гранатовый браслет. Этот подарок был расценен в семье матери Любимова как оскорбление. Её муж и брат пришли к Жёлтикову за объяснением. Телеграфист взял свой подарок назад и обещал больше не писать. Этим всё и кончилось.)
- Как переосмыслил автор реальную историю?

(Куприн ввел в повесть трагический финал.)
- Где происходит действие повести?

(Действие повести происходит в дачном доме князей Шеиных, в курортном городке на Черноморском побережье.)
- Почему повесть открывается пейзажем? Как пейзаж помогает понять психологическое состояние главной героини?
(Повесть открывается описанием осеннего пейзажа, который помогает подготовиться к нужному восприятию последующих событий: возникает ощущение грусти от описания увядающей природы, дождей, холода. Автор проводит параллель между описанием весеннего сада и внутренним состоянием главной героини.)
- Как рисует Куприн главную героиню повести, княгиню Веру Николаевну Шеину? Прочитайте описание ее портрета.

(Вера Николаевна показана автором как царственно спокойная женщина, она со всеми «холодна и свысока любезна», с «холодным и гордым лицом». Автором подчеркивается её внешняя недоступность и неприступность.)
Обращаем внимание на иллюстрации – портреты княгини Веры. Обсуждение иллюстраций: какой вы себе представляете Веру?
- Зачем автор сравнивает портреты и характеры двух сестер – Анны и Веры?
(Автор характеризует Веру путем сравнения, сопоставления с сестрой, выявляя непохожесть героинь, оттеняя холодную красоту Веры.)
- Как изображает писатель гостей, собравшихся на именины Веры Николаевны?
( Почти все гости на именинах Веры Николаевны, кроме генерала Аносова, изображены автором с антипатией. Он подчеркивает в их внешности черты физического уродства: муж Анны с «гнилыми зубами на лице черепа», толстый и безобразный» профессор Свешников, «худой и желчный» полковник Пономарев.)

- Какие подарки получает Вера на свои именины?



(Княгиня Вера получает от своих гостей дорогие, изысканные подарки (драгоценные серьги, миниатюрную записную книжку).
- Как на этом фоне выглядит подарок Желткова? В чём его ценность?

Прочитайте описание браслета.


(Вера получает в подарок от Желткова гранатовый браслет. На фоне дорогих подарков он выглядит безвкусной безделушкой. Но его ценность в другом. Желтков дарит самое дорогое, что у него есть – фамильную драгоценность. Это символ его любви.)
- Что мы узнаём из письма Желткова княгине Шеиной? Что можно сказать о его любви?
(Из письма Желткова к княгине Вере мы узнаем о его многолетней безответной любви к этой женщине, о том, что чувство это бескорыстное, не требующее ничего взамен.)
- Какую роль в повести играет генерал Аносов? Расскажите о нем. Что Аносов говорит о любви?
(Генерал Аносов – дедушка Веры Николаевны – рассуждает о настоящей любви. Он говорит о том, что люди разучились любить, любовь обрела пошлые формы. Настоящей любви – бескорыстной, всепоглощающей, для которой «совершить подвиг, отдать жизнь – вовсе не труд, а одна радость», он не видит.)
- Какие истории любви звучат в повести? Кто их рассказывает? Какова роль этих историй в повести?
(Истории о любви рассказывают муж Веры – Василий Шеин и генерал Аносов. У князя Шеина истории носят анекдотический характер. Аносов рассказывает реальные истории из жизни. Эти истории даются по контрасту с главной историей любви в повести, помогают понять необычность любви Желткова).
- Какие типы семей и семейных отношений описаны Куприным? Для чего автор о них рассказывает?
(Вера и Василий Шеин, Анна и ее муж, Аносов и его жена. Автор показывает разные типы семейных отношений, говоря об отсутствии настоящей любви в жизни героев).
- Когда мы впервые узнаем о Желткове? От кого мы о нем слышим?
(Впервые мы узнаем о Желткове из его письма княгине Вере, потом мы слышим анекдот о нем от князя Василия, затем о нем рассказывает сама Вера и только после этого мы видим Желткова в эпизоде посещения его братом и мужем Веры. Такой способ раскрытия героя дает автор).
- Как изображается автором Желтков и его любовь?

(Чиновник Желтков – это тип «маленького человека». Тихий, скромный, он кажется совсем незащищенным, легко ранимым. Но его любовь к княгине Вере возвысила его, подарила смысл жизни. Он живет только этой любовью и счастлив только этим.)
- Какие преграды существуют между Верой и Желтковым?

(Надежды на взаимность у Желткова, конечно, нет. И главная причина этого – разница в социальном положении (она дворянка, он «плебей»), а также в семейном положении Веры – она замужем.)
- Когда мы впервые видим Желткова?

(Впервые мы видим Желткова в эпизоде посещения его братом и мужем Веры Николаевны.)
- Расскажите об эпизоде посещения Желткова братом и мужем Веры Николаевны.

Как описана комната Желткова?

Найдите и прочитайте описание внешности Желткова.

Как меняется поведение героя в течение разговора? Кто в этом разговоре одержал нравственную победу?

Чтение по ролям данного эпизода.
(Автор впервые дает нам портрет героя, подчеркивает его ранимость, уязвимость. В поведении его видна растерянность и нервозность. Брат Веры Николай Мирза-Булат-Тугановский ведет себя высокомерно и грубо: он ставит себя выше этого мелкого чиновника, испытывает к нему презрение. Но поведение Желткова на протяжении разговора меняется: когда уязвлено его самолюбие (было затронуто его святое чувство к княгине), он сразу обретает внутреннюю силу и уверенность. И, конечно, Желтков одерживает нравственную победу в этом разговоре.)
Обращаем внимание на иллюстрации портрета Желткова. Обсуждение иллюстраций: каким вы себе представляете Желткова?
- Почему Желтков заканчивает жизнь самоубийством?

- Найдите и прочитайте сцену прощания Веры с мертвым Желтковым. Как он изображен? Что чувствует Вера, глядя на мертвого Желткова?

- Какая внутренняя перемена происходит в княгине Шеиной, когда она читает предсмертное письмо Желткова? Какое впечатление на вас произвело это письмо?
(Финал повести трагичен – Желтков заканчивает жизнь самоубийством. Вера едет попрощаться с ним. Глубокая важность была на его лице. Желтков вырастает в трагического героя. А в княгине Вере происходит внутренняя перемена. Читая письмо бедного чиновника, княгиня понимает, что настоящая любовь прошла мимо неё, её душа словно открывается новому чувству, она не может удержаться от слёз. Письмо Желткова прекрасно – это настоящий гимн великой любви, любви, которая повторяется «один раз в тысячу лет».)
- Какую мелодию Желтков «завещал» прослушать Вере?

(Желтков в своем предсмертном письме «завещал» Вере Николаевне прослушать мелодию Второй сонаты Бетховена.)

Прослушивание аудиозаписи Второй сонаты Бетховена.

Чтение финальных строк повести на фоне звучащей мелодии.
- Что поняла и почувствовала Вера Николаевна, слушая эту мелодию?
(Эта музыка помогла Вере понять красоту и глубину любви чиновника. Под действием этой мелодии в воображении княгини складываются слова, которые исходят как бы от Желткова. Это усиливает эмоциональное впечатление от финала произведения.)
- Какое впечатление произвела на вас эта мелодия? Что вы чувствовали, слушая ее?

- Каким настроением проникнут финал повести? Какой мы видим Веру в финале?


(Финал повести проникнут настроением грусти. Он никого не может оставить равнодушным. Здесь раскрывается вся сила, глубина, необыкновенность любви простого чиновника к княгине. В финале мы видим Веру плачущей – она испытывает внутреннее потрясение).
- Опишите любовь Желткова. Какая она? В чем ее святость? Какие чувства вызывает в вас Желтков?
Письменное задание по тексту:

- Найдите в тексте все определения, которыми автор характеризует настоящую любовь.

- Какие контрасты, по вашему мнению, показаны в повести?
- Неразделенная любовь – счастье или трагедия?
- Что такое настоящая любовь?
- Какие выводы можно сделать из нашей беседы по повести «Гранатовый браслет»?
(Куприн в своей повести воспел идеальную любовь, которая родилась в душе мелкого чиновника Желткова, любовь, которая подарила ему счастье, озарила всю его жизнь; которая возвысила его, сделала значительным; любовь бескорыстную, жертвенную, не требующую ничего взамен; готовую на всё, даже на смерть во имя любимого человека; любовь, которая бывает «один раз в тысячу лет».)


  1. Просмотр эпизода из кинофильма «Гранатовый браслет»

(эпизод, где Вера получает в подарок гранатовый браслет). Обсуждение.
- Что такое интерпретация художественного произведения? Например, режиссерская интерпретация?


  1. Какие лирические произведения о возвышенной безответной любви вы можете вспомнить?


( А.С.Пушкин «Я вас любил» - чтение студентом наизусть, «На холмах Грузии», «Мадонна», Ф.И.Тютчев «Как неразгаданная тайна…» и др.)


  1. Закрепление изученного.




    1. Беседа по вопросам:

- Какой же показана любовь в повести Куприна «Гранатовый браслет»? Как изображает автор это чувство?

- Каким он рисует своего героя, переживающего любовь?

- Попробуйте сформулировать и записать выводы самостоятельно.




    1. Студенты записывают самостоятельно сделанные выводы в тетради.

Чтение и обсуждение отдельных выводов.


    1. Общий вывод:

В повести «Гранатовый браслет» Куприн рисует чувство идеальное, необыкновенное, чувство, которое заключает в себе весь смысл жизни человека. Любовь – величайшая ценность в мире и величайшая мировая тайна.

Заслуга Куприна состоит в том, что он смог показать любовь так, как никто не изображал её в литературе конца XIX – начала XX века. Он показал её как чувство светлое, чистое, высокое, дарящее необыкновенную радость тому, кто её испытал. Именно поэтому интерес к творчеству Куприна не угасает в течение многих лет, его с удовольствием продолжают читать и в наши дни.


  1. Заключение, итоги урока.




    1. Выставление оценок в журнале за работу на уроке.

    2. Запись домашнего задания к следующему уроку:

Написать сочинение на одну из предложенных тем:



      1. Тема любви в творчестве А.И. Куприна.

      2. Какие чувства и мысли вызвала у меня повесть А.И. Куприна «Гранатовый браслет»?

Список литературы

  1. Егорова Н.В., Золотарева И.В. Поурочные разработки по русской литературе XX века. 11 класс. Ч. 1 – М., 2004.

  2. Литература. Поурочные планы 11 кл./под редакцией Л.И. Косивцова. – Волгоград, 2003.

  3. Литература. Поурочные планы 11 кл./под редакцией Л.М. Савина. – Волгоград, 2005

  4. Михайлов О. Куприн. – М., 1981.

  5. Русская литература XX века. 11 класс. В 2ч. Ч 1/под редакцией В.П. Журавлева. – М., 2005.

  6. http://www.1 september.ru

  7. http://www.ns.portal.ru

  8. http://www.pedsovet.ru

  • Конспект учебного занятия по дисциплине «Литература». А.И. Куприн. Тема любви в повести «Гранатовый браслет».
  • Цель занятия
  • Тип урока
  • Ход занятия: На доске представлена выставка иллюстраций художников и самих студентов к повести. Оргмомент.
  • Изучение нового материала. Слово преподавателя.
  • Презентация студента по биографии А.И.Куприна (просмотр презентации).
  • Беседа по повести «Гранатовый браслет».
  • Письменное задание по тексту
  • Закрепление изученного. Беседа по вопросам
  • Заключение, итоги урока.