Первая страница
Наша команда
Контакты
О нас

    Главная страница


Конспект современного урока литературы в рамках деятельностного подхода по теме




Скачать 102.15 Kb.
Дата26.06.2017
Размер102.15 Kb.
ТипКонспект
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

«Косторнянская основная общеобразовательная школа»


Конспект современного урока литературы в рамках деятельностного подхода по теме

«Изображение подвига русского народа в произведениях курских писателей» (повесть К.Д.Воробьева «Убиты под Москвой»)




Провела


учитель русского языка и литературы Кучер Екатерина

Павловна


2012 год
Цель урока: 1) исследовать тему войны через призму событий, произошедших в жизни автора, воспитывать чувство непримиримости к насилию, воспитывать в человеке гражданина (личностные результаты);

2) развивать мыслительную способность учащихся (метапредметные результаты);

3) развивать навыки работы с литературой, формировать умение видеть характер литературного героя в развитии (предметные).

Планируемый результат:


  1. знать биографию писателя;

  2. понимать проблемы, затрагиваемые автором в произведении;

  3. уметь воспринимать и анализировать прочитанное литературное произведение, характеризовать его героев.

ТИП УРОКА: изучение нового материала на основе самостоятельной работы; урок - семинар.

МЕТОДЫ ПРОВЕДЕНИЯ: беседа, работа над текстом повести; диалогический, исследовательский.

Ресурсы: повесть К.Д. Воробьева «Убиты под Москвой», компьютерное приложение (презентации); портрет писателя, выставка книг, высказывания об авторе и его книге.

Эпиграф:


И у мертвых, безгласных,

Есть отрада одна:

Мы за Родину пали,

Но она спасена (А.Т.Твардовский)


ЗАПИСЬ НА ДОСКЕ: «К. Воробьев пытался перейти к другим темам, писать что-то эпическое, спокойное, но получалось у него только тогда, когда он переходил на крик. На давнюю свою боль, на страдания, которые, будь они только страданиями его героев или его самого (а он прошел весь их путь от начала до конца), не стали бы фактом литературы. Но то были страдания народа»..

И.П. Золотусский

. СОДЕРЖАНИЕ УРОКА

Орг. момент.

Вступительное слово учителя. На фоне музыки («Реквием» Моцарта, 1-3 слайды: «Великой Победе посвящается..» читаются слова Твардовского:

И у мертвых, безгласных,

Есть отрада одна:

Мы за Родину пали,

Но она спасена.
Память о войне обращает нас к дням суровой осени 1941 года, к тем, кто защищал Москву в кровавые для народа дни. Наше настоящее стало возможным благодаря людям, которые не стояли за ценой «ради жизни на земле», поэтому наш долг обратиться к произведению, достоверно отражающему страшную правду первых месяцев войны, повести Константина Воробьева «Убиты под Москвой».
Сообщение темы и целей урока.

Рефлексия.

-Тема нашего урока: «Изображение подвига русского народа в произведениях курских писателей».

Работа в группах

1 гр. Найти объяснение слову «подвиг» в толковом словаре («героический, самоотверженный поступок»; слово имеет одно значение).

2 гр. Подобрать синонимы к слову «подвиг» (подвиг, геройство, высокий поступок, самопожертвование). Все слова высокого стиля. А курский писатель Воробьев назвал свою повесть «Убиты под Москвой». «Убитый – тот, которого убили». Слово не имеет эмоциональной окраски. Почему такое название? Нет ли в названии доли некоторой обреченности? Вспомним: все почти курсанты погибли. Но можно ли сказать, что они потеряли веру, внутренне сломлены? Нет, курсанты богатыри, и внешне и внутренне похожи на былинных героев. И все-таки – «убиты».

Где нам искать ответ на этот вопрос?



Актуализация знаний обучающихся

Обращение к биографии писателя



1. Краткий материал биографии и творчества К.Д. Воробьева (заслушивание сообщений учащихся).

Родился 24 сентября 1919 года в селе Нижний Реутец Медведенского района Курской губернии. Его отец Дмитрий Матвеевич Воробьев в 1916 году ушел на войну, попал в плен, и 5 лет от него не было вестей. В этот период у Марины Ивановны родился сын (Письменов). Мучительным воспоминанием о детстве у него было чувство постоянного голода. Окончив сельскую школу, поступил в сельхозтехникум в Мичуринске. С 1935 года - селькор районной газеты, увлекался историей. В октябре 1938 года призван на действительную службу в Красную Армию, с декабря 1940 года - литературный редактор газеты Военной Академии им. М.В. Фрунзе, откуда получил направление на учебу в Кремлевское Краснознаменное пехотное училище. В октябре 1941 года попал на фронт, в декабре под Клином - в плен. Рота была почти полностью уничтожена. Вспоминая себя, молодого лейтенанта 1941 года, не просто выжившего в лагерях пленных под Вязьмой, Ржевом, в Саласпилсе, но сбежавшего на свободу, возглавившего в Литве отряд «самочинных» партизан, писатель не без гордости скажет: «Смелые были многие, но вот сохранивший себя настоящим лейтенантов ты был один. И еще ты был красивым малым!.. Ну и тщеславен же ты! Но я ведь не вслух, а так только, для одного себя».

Об этом рассказал в повестях «Это мы, господи!» и «Убиты под Москвой».

2. Исторический экскурс. Доклад учащегося «Реальная картина боевых действий 1941 года и ее отражение в повести К.Д. Воробьева «Убиты под Москвой». (Презентация к докладу: 1-11 слайды)
Рефлексия. Итак, можно ли говорить о подвиге по отношению к героям К.Воробьева? Какой подвиг совершили они?

Обращение к тексту повести.



Опережающие задания к повести К. Воробьева «Убиты под Москвой»


п/п


План рассмотрения повести

Вопросы и задания к повести

1.

«Память! Память!

Ты должна...» Краткий биографический очерк К. Воробьева



1. Назовите основные этапы творческой биографии писателя. Как они связаны с анализируемым на нашем уроке произведением?

2. Подготовить сообщение, используя материалы воспоминаний жены К. Воробьева





2.

Основные события повести «Убиты под Москвой».

Герои повести, их характеристика:

а) «..рота кремлевских
курсантов шла на фронт»;

б) командир взвода Алексей Ястребов;





1. Какие основные события изображены в повести «Убиты под Москвой»? Кто герои повести, как их характеризует автор?

2. Подготовить доклад «Реальная картина боевых действий 1941 года и ее отражение в повести К.Воробьева «Убиты под Москвой»- групповые задания:


Как показан Алексей Ястребов? Почему война


не воспринимается командиром взвода как
реальность?

Как изображает писатель первый бой в жизни молодого лейтенанта?

Какие изменения происходят с главным героем на протяжении повествования? Что происходит в сознании Алексея в момент последней схватки с фашистским танком? Как это показывает писатель?


Изучение нового материала на основе самостоятельной работы учащихся и опережающих заданий по теме урока.



Герои повести «Рота кремлевских курсантов шла на фронт»



Курсанты молоды, а юности так свойственно подражать. Они внешне и внутренне похожи на былинных героев. «Учебная рота кремлевских курсантов шла на фронт». Вызывающе-игровой аристократизм, суперменство. Презрение к гибельным обстоятельствам. Рота воюет лишь тем, что гордо не

обращает внимание ни на что.

Выразительные средства: стилистическая фигура - автором подчеркивается презрение к смерти и командира курсантов, капитана Рюмина, и его воспитанников.


Какой представляется курсантам война? Готовы ли они и их командир к настоящей, а не парадной стороне такой войны?

«Фронт рисовался курсантам зримым и величественным сооружением из железобетона, огня и человеческой плоти..».

Первый бой, хоть и был победным, был совсем другим, шел по каким-то своим, нечеловеческим, законам. «Оказывается, подбегать к невидимому врагу и молчать- невозможно, и четвертый взвод закричал, но не «ура», а просто заорал бессловесно и жутко, как только достиг околицы деревни». Потому что ничего нельзя понять вокруг, потому что хочется хотя бы в крике слиться со всеми.






Главный герой повести - младший лейтенант Алексей Ястребов.

Изменения, происходящие с главным героем за эти пять дней




а) Природа человека противостоит реальности войны. «Все его существо противилось тому реальному, что происходило… в его душе не находилось места, куда бы улеглась невероятная явь войны». Эта явь включает и ночной бой, и первого убитого врага. «Обессиленный, смятый холодной внутренней дрожью, Алексей наконец встал и, шатаясь, подошел к убитому им немцу. «Я только посмотрю… Загляну в лицо, и все. Кто он? Какой?» (гл.7). «Алексей знал многие приемы рукопашной борьбы, которым обучали его в училище, но ни об одном из них сейчас не вспомнил» (гл. 7).

б) Нет, не такой представлялась Алексею война. Но реальность такова, другой не дано. Эта реальность заставляет героя меняться. Мучительно прозревать, преодолевать в себе боль слепоты. По мысли автора, который сам прошел ад войны и плена, только свободный человек способен победить.

в) гл. 10. «То оцепенение, с которым Алексей встретил смерть Рюмина, оказывается не было ошеломленностью или растерянностью. То было неожиданное и незнакомое явление ему мира, в котором не стало ничего малого, далекого и непонятного.. Он почти физически ощутил, как растаяла в нем тень страха перед собственной смертью. Теперь она стояла перед ним как дальняя и безразличная ему родня-нищенка, но рядом с нею и ближе к нему встало его детство, дед Матвей, Бешеная лощина..».



Аналитическая беседа (по группам).

1 гр. Какой подвиг совершает главный герой повести, курсант Алексей Ястребов? Перескажите эпизод «Бой с танками».

2 гр. Как вы думаете, почему Алексей одержал победу? (Он одерживает победу потому, что в трагическом и жестоком мире, где «хозяин теперь всему – война» сохранил достоинство и человечность, кровную, неразрывную связь с детством, с Родиной.
Осмысление кульминационных сцен повести. Обобщение.

Немецкие танки раздавили роту, которая храбро дралась, но ничего не могла сделать против них со своими бутылками с горючей смесью и самозарядными винтовками. Она задержала эти танки, но полегла.

В сцене противостояния человека и танка преобладает молчание. Молчание силы наталкивается на молчание еще большей силы, еще более страшной силы, потому что это сила духа.

Домовитость и бережливость, с какой Алексей Ястребов складывает все в углу могилы, а не швыряет, не бросает, как попало, это домовитость крестьянина. Как и все герои К. Д. Воробьева, он курский мужик.. Точнее, сын курского мужика, в 30-е годы ушедший из деревни. Прошло время, и Алексей забыл, откуда он. Он стал одним из тех, на ком сияют одинаковые кубари в петлицах и поскрипывают одинаковые ремни. Но в минуту, когда ему пришлось встать навстречу танка, он вспомнил, откуда он родом. Он вспомнил и деда Матвея, и свою Курщину, и слова детства. К нему вернулась память. .

Почему основные события, разворачивающиеся в повести, читатель видит глазами именно этого героя?

Какие качества Алексея позволяют назвать его представителем русского народа?


Рефлексия.

Обращение к словам литературного критика Игоря Золотусского о творчестве К.Д. Воробьева, записанным на доске.

Тема нашего урока - изображение подвига русского народа в художественном произведении. Как, по-вашему, можно ли ставить знак равенства между понятиями «подвиг» и «страдания»?

Как история гибели роты кремлевских курсантов повлияла на ваши знания об истории битвы под Москвой?


Заключительный этап урока

  1. Домашнее задание: сочинение – эссе «Что нового в изображении войны открыла мне повесть К.Д. Воробьева «Убиты под Москвой»?

  2. Выставление оценок.

  3. Подведение итогов урока.


Используемые источники

1. АчкасоваГ.Л. Причастный к юным судьбам// Литература в школе, 1995, -№3. – с.68.

2.Иванченко Н.И.»Невероятная явь войны» //Литература в школе, 1995, -№3. – с.72.

3. Интернет-ресурсы: http//ru.wikipedia/org/wiki/



3. Чалмаев В.А. «Слово, не сорвись на стон..» К.Воробьев: у истоков войны народной// Литература в школе, 1998, -№4. – с.62.

Презентация

  • СОДЕРЖАНИЕ УРОКА Орг. момент. Вступительное слово учителя.
  • Сообщение темы и целей урока. Рефлексия.
  • Актуализация знаний обучающихся
  • Опережающие задания к повести К. Воробьева «Убиты под Москвой»
  • Изучение нового материала
  • Аналитическая беседа (по группам).
  • Осмысление кульминационных сцен повести. Обобщение.
  • Заключительный этап урока